Научная статья на тему 'Психологическая готовность детей к ЕГЭ'

Психологическая готовность детей к ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1324
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNIFIED STATE EXAMINATION / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROCEDURAL READINESS / ПРЕДМЕТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / SUBJECT READINESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / INSTRUMENTS OF INCREASE OF RESISTANCE TO STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долгополова И. В.

В статье раскрыта модель готовности учащихся к ЕГЭ и роль психологической подготовки в улучшении объективных результатов экзамена. Представлены результаты исследования сформированности основных компонентов ЕГЭ. Показано, что наиболее сформирован процессуальный компонент, а наименее развит психологический компонент. Повышение психологической готовности возможно за счёт освоения школьниками конкретных инструментов повышения стрессоустойчивости.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the model of readiness of pupils for Unified State Examination and a role of psychological preparation in improvement of objective results of examination is opened. Results of research of formation of the Unified State Examinations main components are presented. It is shown that the procedural component is most created, and the psychological component is least developed. Increase of psychological readiness is possible due to development by school students of concrete instruments of increase of resistance to stress

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность детей к ЕГЭ»

ствующие корректировки в соответствии с текущей ситуацией. Федеральные органы власти, в свою очередь, помимо разработки стратегии развития РФ и федеральных программ развития должны принимать участие в разработке программ развития депрессивных регионов, производить периодический контроль за выполнением конкретных программ.

Библиографический список

1. Дулова Е.Н. Совершенствование механизма антикризисного управления депрессивным регионом: автореф. дис. к.э.н.: 08.00.05/Е.Н. Дулова- Москва, 2011 г.-24 стр.

2. Мазунина М.В. Механизм устойчивого социально-экономического развития региона: автореф. дис. к.э.н.:08.00.05/М.В. Мазунина.-Москва, 2012 г.-22 стр.

3. Макарова Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики: автореф. дис. к.э.н.:08.00.05/ Е.В. Макарова.-Улан-Удэ,2006.-23 стр.

4. Управление устойчивым развитием региона: монография- Т.В. Ускова/ под. ред. Т.В. Ускова- Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009.- 355 стр.

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ЕГЭ

И.В. Долгополова

Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Березники, Россия

Аннотация: в статье раскрыта модель готовности учащихся к ЕГЭ и роль \ психологической подготовки в улучшении объективных результатов экзамена. ' Представлены результаты исследования сформированности основных компонентов ЕГЭ. ^ Показано, что наиболее сформирован процессуальный компонент, а наименее развит < психологический компонент. Повышение психологической готовности возможно за счёт

освоения школьниками конкретных инструментов повышения стрессоустойчивости. С Ключевые слова: единый государственный экзамен, процессуальная готовность, - предметная готовность, психологическая готовность, инструменты повышения х стрессоустойчивости.

> Abstract. In article the model of readiness of pupils for Unified State Examination and a role i of psychological preparation in improvement of objective results of examination is opened. Results of research of formation of the Unified State Examinations main components are presented. It is shown that the procedural component is most created, and the psychological \ component is least developed. Increase of psychological readiness is possible due to development

by school students of concrete instruments of increase of resistance to stress. " Keywords: unified state examination procedural readiness, subject readiness, psychological / readiness, instruments of increase of resistance to stress.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это уже далеко не новая реальность, но вопрос готовности старшеклассников к ЕГЭ до сих пор остаётся одним из самых актуальных в системе школьного образования.

С момента ввода этой формы итоговой аттестации прошло уже более 13 лет. Содержательная подготовка к экзамену стала более совершенной: учителя старших классов стали методически подкованными в вопросах подготовки школьников к итоговой аттестации, сами школьники освоили эффективные способы подготовки к экзамену. Потенциал предметной подготовки выпускников используется педагогами и учащимися максимально, её резервы в большинстве случаев исчерпаны. Возможности повышения результативности ЕГЭ следует искать в новых направлениях, в том числе в направлении психологической подготовки.

Известно, что модель готовности к ЕГЭ включает в себя три компонента [1]:

- Процессуальная готовность, или поведенческий компонент - включает знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестовым материалом, формирование знаний об особенностях проведения экзамена;

- Предметная готовность, или когнитивный компонент - предполагает сформированность и упорядоченность знаний по учебной дисциплине, познавательную мотивацию, а также развитие познавательных процессов - памяти, внимания, мышления.

- Психологическая готовность, или эмоциональный компонент - включает формирование стратегии подготовки и поведения на экзамене, способности управлять своим поведением, развитие стрессо-устойчивости и профилактику неблагоприятного эмоционального состояния на самом экзамене.

Именно психологическая готовность учащихся сегодня наименее изучена и вызывает много вопросов с точки зрения способов ее формирования. Когда достаточно подготовленный в процессуальном и предметном плане 11-классник сдаёт ЕГЭ значительно ниже своих возможностей, причину следует искать в психологической неготовности. Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют на ситуации, связанные с контролем знаний [3]. Государственная аттестация является самой стрессовой ситуацией в школе, когда от полученного результата зависит поступление в ВУЗ и реализация планов взрослой жизни.

В рамках нашей работы были проанализированы компоненты готовности к ЕГЭ. Исследование проводилось в начале учебного года (октябрь), что позволяет по его результатам провести серию развивающих мероприятий. В исследовании участвовали 144 выпускника городских школ.

В исследовательской части работы с целью анализа сформированности различных компонентов готовности к ЕГЭ в качестве инструментария применены анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой) и опросник выпускника, построенный по принципу «незаконченных предложений».

В таблице 1 представлены результаты сформированности двух компонентов ЕГЭ (за исключением предметной готовности, которая может быть оценена только непосредственно на экзамене).

Таблица 1 - Сформированность основных компонентов ЕГЭ

Процедурная готовность (осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ) Психологическая готовность

Способность к самоорганизации и самоконтролю Экзаменационная тревожность

средний балл уровень средний балл уровень средний балл уровень

19,94 выше среднего 17,92 выше среднего 14,76 средний

Как видно, у школьников наиболее сформирован поведенческий компонент готовности к ЕГЭ, то есть процедурную готовность учащиеся оценивают выше среднего уровня. Это вполне объяснимо - экзамен проводится с 2001 года, его процедура понятна и доступна для изучения каждому, в школах много внимания уделяется знакомству детей с правилами поведения на ЕГЭ.

Показатели психологической готовности несколько ниже процессуальной, но являются достаточными для достижения результата. Выпускники демонстрируют выше среднего уровня способность к самоорганизации и контролю, а также среднюю экзаменационную тревожность, что ещё раз подтверждает ценность психологической подготовки к ЕГЭ.

Интерес представляет анализ распределения школьников на группы с точки зрения сформирован-ности у них компонентов готовности к сдаче ЕГЭ (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение учащихся на группы в зависимости от уровня готовности к ЕГЭ (кол-во респондентов, в %)*__

уровни Процедурная готовность (осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ) Психологическая готовность

Способность к самоорганизации и самоконтролю Экзаменационная тревожность

высокий 49,06 30,19 9,44

выше среднего 45,29 49,06 39,63

средний 5,66 18,87 43,40

низкий 1,89 5,66

очень низкий 1,89

*- серым цветом выделены максимально представленные группы респондентов

Процедурная готовность детей является почти максимальной - около 95% школьников оценивают

её как высокую и выше среднего. Способность к самоорганизации оценивается выше среднего у большинства школьников (49,06% репондентов). К сожалению, у большинства выпускников на среднем и выше среднего уровнях представлена экзаменационная тревожность (83,03% участников исследования). Очевидно, что именно экзаменационная тревожность как индикатор психологической готовности к экзамену требует наибольшего внимания школы для повышения показателей ЕГЭ.

Повышенная тревожность перед ЕГЭ подтверждается и психофизиологическими исследованиями. Так, в работе Волковой С.И. и Сиротиной Э.Ю. (2014 год) доказано, что ЕГЭ оказывает сильное влияние на психофизиологическое состояние и вегетативные системы учащихся. Учащиеся до экзамена, в период сдачи и после него находятся в состоянии нервного, эмоционального и физического напряжения. Экзаменационный стресс может стать пусковым механизмом реактивной депрессии, нервных срывов, появления глубоких функциональных нарушений и заболеваний [2].

Эти данные согласуются с полученными нами результатами опроса детей по методу «неоконченных предложений». Школьники демонстрирую повышенную тревожность и беспокойство по поводу будущего экзамена. Например, в продолжение фразы «будущий ЕГЭ для меня» школьники пишут*: «очень важно, дорога в будущее, серьезный этап, неприятная обязанность». Утверждают, что «если я сдам ЕГЭ успешно», то «смогу поступить куда хочу, пойду учиться на бюджет, родители меня похвалят, буду рад и счастлив».

Продолжают фразу «тем, кто готовится к ЕГЭ, я бы посоветовал» формулировками «побольше заниматься, ходить к репетиторам, надеяться на лучшее, не нервничать, не перенапрягаться, много учить, с 9 класса начинать подготовку, определиться в профессии».

Очевидно, что 11-классники вполне осознают важность ЕГЭ и его роль в будущей жизни, иногда даже преувеличивая их. Настораживает, что при ответе на вопрос о том, что можно посоветовать для подготовки к ЕГЭ, школьники дают весьма расплывчатые ответы, которые не содержат чётких и действенных формулировок. Часто встречающиеся в анкетах рекомендации «не нервничать» и «не бояться» говорят о том, что школьники затрудняются с применением конкретных инструментов по психологической подготовке к ЕГЭ, к которым можно отнести корректировку режима дня, изменение организации пространства рабочего стола, чередование занятий и отдыха и прочие меры.

Таким образом, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо повысить внимание к психологическому компоненту, что позволит улучшить фактические показатели экзамена. При этом максимальный эффект возможен за счёт обучения школьников применению конкретных инструментов повышения стрессоустойчивости.

Библиографический список

1. Бочева Н.А., Хотеева Е.В. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ // Наука, образование, общество. - 2015. - № 1 (93). - С. 194-201.

2. Волкова С.И., Сиротина Э.Ю. Сердечно-сосудистые реакции как один их показателей адаптации выпускников к сдаче ЕГЭ // Новые исследования. - 2014. - № 2 (39). - С. 35-40.

3. Гапонова С.А., Романова А.И. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в форме ЕГЭ // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 120-123.

представлены самые часто встречающиеся ответы детей в дословных формулировках

УДК 339.7; 339.9

УГРОЗЫ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС

Е.В. Кулакова

ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

С Аннотация. В статье рассмотрено влияние внешнеэкономических напряжений на ' процесс интеграции Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: валютно-финансовая интеграция; Евразийский экономический союз; - единая валюта; финансовый рынок.

Abstract. The article considers the impact of external economic stresses on process of integration of the Eurasian Economic Union. ^ Keywords: monetary and financial integration; Eurasian Economic Union; single currency; ; financial market.

В последнее время мы может наблюдать стремительный рост количества интеграционных объединений. Самый существенный проект интеграции на просоветском пространстве является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Внешнеэкономическое напряжение на мировом рынке, применяемые санкции к России, понижение доверия между странами, обострение военной и политической ситуации - все это наносит вред не только российской экономики, но косвенно ударяют по экономикам стран ЕАЭС, что является угрозой процессу интеграции стран.

В ЕАЭС определены критерии сближения экономического развития и согласованы количественные значения макроэкономических показателей:

• годовой дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;

• государственный долг не более 50% ВВП;

• уровень инфляции не выше 5%, чем уровень инфляции страны-участницы с наименьшим ростом цен.

Анализ макроэкономических показателей, определяющие степень интеграции стран-участниц ЕАЭС, которые публикует Евразийская экономическая комиссия, указывает на то, что интеграция членов ЕАЭС пока находится на стадии сближение своих экономик (таблица 1).

Таблица 1 -Макроэкономические показатели государств - членов ЕАЭС.

Государства- Дефицит бюджета Государственный Инфляция

члены долг

I кв. 2015 I пол. I кв. II кв. Март Июнь Сент.

г. 2015г. 2015 г. 2015г. 2015г. 2015г. 2015г.

Республика Ар- -1,6 -2,6 37,1 38,0 105,8 105,5 103,3

мения

Республика Бела- 3,8 4,2 23,6 25,3 116,2 113,2 111,9

русь

Республика Ка- 1,1 -4,6 14,4 14,1 105,2 103,9 104,4

захстан

Кыргызская Республика 0,7 2,7 51,3 51,0 108,5 104,5 106,4

Российская Феде- -1,6 -1,6 11,9 12,0 116,9 115,3 115,7

рация

Пороговое зна- -3,0 -3,0 50,0 50,0 110,2 108,9 108,3

чение

Источник: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, Департамент макроэкономической политики; http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (дата обращения - 30.11.2015).

Коллективные санкции ЕС, США и других стран в отношении РФ имеют негативное влияние на интеграцию стран ЕАЭС. Так уровень взаимной торговли в 2015г. снизился в годовом исчислении, по сравнению с 2014 г. примерно на четверть. В качественной структуре взаимной торговли наблюдается наибольшее падение в торговле инвестиционными товарами (42,9%), что накладывает дополнительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.