Научная статья на тему 'Уровень психологической подготовки к итоговой аттестации современного выпускника'

Уровень психологической подготовки к итоговой аттестации современного выпускника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
итоговая аттестация / тревожность / психологическая подготовка / психодиагностика / final examination / anxiety / psychological training / psycho-diagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Светлана Александровна, Ерофеева Ирина Алексеевна

Аннотация: в статье анализируется уровень психологической подготовки к итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) современного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: the article analyzes the level of psychological preparation for the final certification (in the form of EGE) modern graduate.

Текст научной работы на тему «Уровень психологической подготовки к итоговой аттестации современного выпускника»

Уровень психологической подготовки к итоговой аттестации современного выпускника Гришина С. А. , Ерофеева И. А.

1 Гришина Светлана Александровна / Grishina Svetlana Aleksandrovna - учитель

математики;

2Ерофеева Ирина Алексеевна / Erofeeva Irina Alekseevna - учитель русского языка и литературы, магистр в области психологии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2, г. Суздаль, Владимирская область

Аннотация: в статье анализируется уровень психологической подготовки к итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) современного выпускника.

Abstract: the article analyzes the level of psychological preparation for the final certification (in the form of EGE) modern graduate.

Ключевые слова: итоговая аттестация, тревожность, психологическая

подготовка, психодиагностика.

Keywords: final examination, anxiety, psychological training, psycho-diagnostics.

Высокие результаты итоговой аттестации обусловлены большим количеством факторов, и нельзя ответственность за них перекладывать на одного из участников педагогического процесса. Уровень психологической подготовленности выпускников к итоговой аттестации во многом зависит от согласованности взаимодействия самого выпускника, педагогов, родителей и активного и компетентного педагога-психолога образовательного учреждения [1].

По мнению Чибисовой М., системообразующим ориентиром в процессе психологической подготовки к итоговой аттестации является понятие психологической готовности выпускника к сдаче ЕГЭ, которую понимают как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [4]. Выделены следующие структурные компоненты данной готовности:

Познавательная готовность, составляющими которой являются:

• мобильность, переключаемость;

• организация деятельности;

• устойчивая работоспособность;

• концентрация внимания, произвольность;

• чёткость и структурированность мышления, комбинаторность;

• сформированность внутреннего плана действий.

Познавательный компонент подразумевает не столько знания, сколько сформированность учебной деятельности и навыков самоорганизации. Данный компонент формируются на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе [6].

Личностный компонент, включающий:

• наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие

нереалистической «мифологии»;

• самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности;

• самостоятельность мышления и действия, способность к

самоопределению.

Личностный компонент подразумевает наличие у выпускников определенной личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене.

И процессуальный компонент, состоящий из:

• знакомство с процедурой экзамена;

• навык работы с тестовыми материалами;

• умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми (коммуникативная готовность);

• владение способами управления своим состоянием.

Процессуальный компонент максимально технологичен и в максимальной степени поддается коррекции.

В процессе сдачи ЕГЭ требуется: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации деятельности, высокая и устойчивая работоспособность [1]. Таким образом, при сдаче ЕГЭ трудности могут быть связаны с недостатком уровня развития и низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции и т. д.

В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются ученики при сдаче экзаменов. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ является результатом работы прежде всего психолога, но и в некотором смысле продуктом образовательного учреждения.

Разработка проблемы психологической подготовки к ЕГЭ должна опираться на общее представление о его месте в системе образовательной работы школы. ЕГЭ как выпускной экзамен выступает своего рода интегральным показателем продуктивности ее работы. Для нас системообразующим ориентиром подготовки к ЕГЭ является понятие психологической готовности выпускника, которую мы понимаем как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.

К моменту окончания школы у школьника должна сформироваться психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь. Она

предполагает наличие потребности и способности с возможной полнотой реализовать себя во взрослой жизни (гражданская позиция, труд, будущая семья). В психологическом плане в период юности решаются задачи окончательного самоопределения и интеграции в общество взрослых. При этом обычно ведущая деятельность является учебно-профессиональной [5].

В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются ученики при сдаче экзаменов. В зависимости от причины возникновения, мы выделяем три группы трудностей: когнитивные (связанные с особенностями переработки информации в ходе итоговой аттестации, со спецификой работы с тестовыми заданиями), личностные (обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием полной и четкой информации о процедуре итоговой аттестации) и процессуальные (связаны с самой процедурой итоговой аттестации).

ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, и это повышает его субъективную значимость, а, следовательно, и уровень тревоги учащихся.

Процедура итоговой аттестации требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку [3].

На выбор стратегии оказывает влияние уровень притязаний. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний), отсутствие информации о том, как будет оцениваться работа, может привести к выбору неэффективной для себя стратегии.

Проанализировав психологическую готовность выпускника к сдаче ЕГЭ, мы видим, что она является не только результатом работы психолога, но и в некотором смысле продуктом образовательной средней школы [2].

Из всего вышеизложенного следует, что процессом сдачи ЕГЭ можно в какой-то мере управлять - стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности, а также к достижению высокого баллового результата.

Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ является одним из важнейших залогов более успешной сдачи экзамена. Только психологически подготовленный ребенок сможет справиться с трудностями, возникшими во время экзамена [4]. Проблема является весьма актуальной и требует специальной работы психолога и в целом всей образовательной среды школы.

Для реализации поставленных целей использовался метод психодиагностики по анкете Чибисовой М. Ю. Выбор методики обуславливается, прежде всего, тем, что сегодня, пожалуй, это единственная доступная и разработанная методика по определению психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ. Следует сказать, что и эта методика не является весьма распространенной. Методика Чибисовой М. Ю. «Готовность к ЕГЭ» представляет собой 13 вопросов. Ученикам предлагается по 10-бальной шкале оценить свое согласие или несогласие [4].

Базой исследования явилась МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля», выборка составила 24 человека (n = 24), из них 13 девочек и 11 мальчиков.

Участие в эксперименте было добровольным. Опрос испытуемых проводился групповым методом.

Методика психологической готовности М. Ю. Чибисовой, имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах [4].

Проведенное анкетирование позволяет нам говорить о том, что на сегодняшний день учащиеся 11 класса школы № 2 г. Суздаля показали средние результаты. Говоря о знакомстве выпускников с процедурой прохождения ЕГЭ, следует обратить внимание на то, что 17 % учащихся плохо представляют себе форму прохождения экзамена. Вполне возможно, что эти учащиеся до конца даже не понимают, что требуется от них этой системой сдачи выпускного экзамена. Следует сказать, что это не самый низкий результат, так как большинство учащихся знают о ЕГЭ в достаточной мере и вполне адекватно представляют его прохождение и то, что от них требуется. Почти 50 % испытывают высокий уровень тревоги, надо заметить, что у этих учащихся недостаточное владение навыками самоконтроля.

По данным результатам можно заметить, что те учащиеся, которые недостаточно владеют навыками самоконтроля, чаще испытывают более высокий уровень тревоги. Учителям-предметникам следует обратить должное внимание на преодоление тревоги и развитие навыков самоконтроля.

Таким образом, наше исследование позволило самим учащимся оценить себя с точки зрения психологической готовности к сдаче ЕГЭ, а их учителю дало направление в дальнейшей работе над преодолениями трудностей и решения проблем, которые существуют не только в сознании педагога, но и самих детей.

Результаты данного исследования позволяют сделать следующий вывод, что половина выпускников, по их мнению, имеют средний уровень готовности к ЕГЭ. Следует обратить внимание на уровень тревоги учащихся и найти методы ее преодоления. Большая задача на преодоление трудностей, возникающих при подготовке к экзамену, возложена, прежде всего, на школу и самих выпускников.

Для школы, в рамках которой мы провели анкетирование, главные цели в работе должны определяться показателями исследования, то есть уделить должное

внимание знакомству с прохождением экзамена и формировать деятельность учащихся на экзамене. Преодолев психологические трудности, выпускники почти наполовину приблизятся к желаемому результату, достигнув более высоких показателей.

Как ожидаемый результат психологической готовности участников ЕГЭ можно свести к следующим положениям:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Как следствие, устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Литература

1. Болотов В. А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. -М.: Логос, 2002 г.

2. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Дрофа, 2003 г.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

4. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая

подготовка (Психолог в школе) / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009 г.

5. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000 г.

6. Гришина С. А. ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.