Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ» В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (рецензирована)'

АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ» В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / шахматы / детско-юношеская спортивная школа / дистанционные образовательные технологии / teaching technique / chess / children and youth sports school / remote educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов Павел Александрович

Статья посвящена возможности адаптации методики преподавания федерального курса «Шахматы-школе» для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ. Сделаны выводы о том, что при использовании современных информационно-коммуникационных технологий методика преподавания может быть эффективно использована для подготовки спортсменов групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE TECHNIQUE OF TEACHING THE FEDERAL COURSE “CHESS – TO SCHOOL” IN GROUPS OF PRIMARY TRAINING IN CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOLS (reviewed)

The article is devoted to the possibility of adaptation of a technique of teaching the federal course "Chess – to school" for groups of initial preparation in children and youth sports schools. It has been concluded that modern information and communication technologies can be effectively used for training of athletes in groups of initial preparation of children and youth sports schools.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ» В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (рецензирована)»

УДК 37232:794.1 ББК 75.581Р П-64

Потапов Павел Александрович, аспирант кафедры физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета, e-mail: [email protected]

АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ» В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (рецензирована)

Статья посвящена возможности адаптации методики преподавания федерального курса «Шахматы-школе» для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ. Сделаны выводы о том, что при использовании современных информационно-коммуникационных технологий методика преподавания может быть эффективно использована для подготовки спортсменов групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ.

Ключевые слова: методика преподавания; шахматы; детско-юношеская спортивная школа; дистанционные образовательные технологии.

Potapov Pavel Alexandrovich, post graduate student of the department of Physical Training and Sport of the Russian state social university, e-mail: _ [email protected]

ADAPTATION OF THE TECHNIQUE OF TEACHING THE FEDERAL COURSE “CHESS - TO SCHOOL” IN GROUPS OF PRIMARY TRAINING IN CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOLS

(reviewed)

The article is devoted to the possibility of adaptation of a technique of teaching the federal course "Chess - to school" for groups of initial preparation in children and youth sports schools. It has been concluded that modern information and communication technologies can be effectively used for training of athletes in groups of initial preparation of children and youth sports schools.

Keywords: teaching technique; chess; children and youth sports school; remote educational technologies.

В последние годы во многих государствах вопросы обучения детей шахматной игре стали приоритетными. В частности, в 2012 году Европейский парламент большинством голосов принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы трактуются как неотъемлемая часть системы образования и как перспективная учебная дисциплина. Шахматы в современной начальной школе могут решать те задачи, которые ни одна другая дисциплина в комплексе решить не может. Шахматы называют «предметом над предметом». Они развивают умение действовать «в уме», наблюдательность, внимание, память, силу воли, культуру поведения [1].

Центральным аспектом в деле внедрения шахмат в начальную школу является вопрос целеполагания. В большинстве стран цель этого предмета видят в том, чтобы лишь научить детей играть в шахматы. Поэтому в зарубежных учебниках очень часто цель - обучение шахматной игре, а развитие мышления - побочный результат. В России же вопрос целеполагания решён в федеральном курсе «Шахматы - школе» [2]. Развитие способности действовать «в уме» является той фундаментальной целью, для достижения которой разработан указанный курс, а процесс

обучения - фон, на котором проходит это развитие [3, 4]. Учебно-методический комплектдля преподавания шахмат в начальной школе, разработанный кандидатом педагогических наук Игорем Георгиевичем Сухиным, включает в себя учебник, рабочие тетради и тетради для проверочных работ, задачник и пособие для учителя [5-6]. Данный учебно-методический комплект не только рекомендован к использованию Министерством образования Российской Федерации, но уже многократно доказал свою эффективность во многих регионах России.

С другой стороны не теряет своей популярности и спортивная составляющая шахматной игры. Количество квалифицированных шахматистов, зарегистрированных в рейтинг-листе международной шахматной федерации ФИДЕ на январь 2014 года приближается к 100 000 человек. По данным исследования, проведённой английской кампанией, в мире сейчас играет в шахматы или знает что такое шахматы более 600 миллионов человек. Стратегической задачей, которую поставила перед собой ФИДЕ, является доведение числа играющих в шахматы до одного миллиарда человек - «Один миллиард играющих в шахматы - один миллиард умных людей». На сегодняшний день в состав ФИДЕ входят шахматные федерации 181 страны мира.

В Российской Федерации спортивные шахматы развивается путём проведения официальных спортивных соревнований, фестивалей, турниров и, главным образом, через отделения шахмат в учреждениях дополнительного образования - детско-юношеских спортивных школах, специализированных школах олимпийского резерва и т.п. В таких учреждениях учащихся ориентируют, прежде всего, на достижение спортивного результата. С другой стороны, спортивный отбор приводит к большому отсеву детей уже в группах начальной подготовки первых лет обучения. Таким образом, существует актуальная проблема по сохранности контингента учащихся в спортивных школах, особенно с учётом введения новых отраслевых систем оплаты труда, ориентированных на количество потребителей образовательных услуг.

Начиная с 2007-2008 учебного года, полностью или частично, методика проходила апробацию в группах начальной подготовки государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ямало-Ненецкая окружная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Полярная шахматная школа Анатолия Карпова». Школа осуществляет свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в территориальных условиях Крайнего Севера.

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа имеет ряд специфических особенностей в сфере организации образовательного процесса, это связано с климатическими условиями и расстояниями между некоторыми муниципальными образованиями. Естественным образом встаёт вопрос о полноте и сроках прохождения учебного материала, результативности освоения образовательных программ.

Ещё одной проблемой для спортивных шахматных школ на протяжении уже очень продолжительного времени является отсутствие современной типовой программы для детскоюношеских спортивных школ. Единственной, утверждённой ещё в 1979 году Спорткомитетом СССР, программой является «Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношес-ких школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства», разработанная Александром Николаевичем Костьевым и основанная на использовании традиционного для шахмат инструментария - сборников шахматных партий, учебников, картотек, примеров для разыгрывания и решения [7]. На протяжении вот уже 35 лет все спортивные шахматные школы разрабатывают свои образовательные программы, руководствуясь программой А.Н. Костьева. Очевидно, что с распространением новых

инфокоммуникационных технологий, обучающих, информационно-поисковых компьютерных программ, баз данных, назрела острая необходимость в оптимизации учебно-тренировочного процесса с учётом современных форм подачи материала.

В «Полярной шахматной школе Анатолия Карпова» пошли по пути закрепления в экспериментальной образовательной программе методики подготовки учащихся групп начальной подготовкина основе федерального курса «Шахматы-школе», но с использованием современных инфокоммуникационных технологий, электронного учебно-методического комплекса, дистанционных средств обучения.

Также в школе был учтён еще один важный аспект в преподавании шахмат в группах начальной подготовки. Этот аспект сегодня в большинстве стран понимается одинаково -преподавать шахматы для начинающих должны преимущественно учителя начальных классов. В «Полярной шахматной школе Анатолия Карпова» эксперимент проводился в трёх группах, занятия в которых проводили тренеры-преподаватели, имеющие образование по специальности «учитель начальных классов» и второй спортивный разряд по шахматам.

Важными отличиями экспериментальной программы от стандартного курса являлись её интенсивность - три двухчасовых занятия в неделю, вместо одного и дополнительное использование учебно-методического комплекта «Шахматное образование» [8].

Эффективность адаптированной программы проявилась уже после первого года обучения. Значительно вырос интерес учащихся групп начальной подготовки к занятиям шахматами. Сохранность контингента обучающихся по итогам учебного года в экспериментальных группах превысила 93 %, что практически недостижимо при использовании традиционных программ. По результатам второго года обучения 90 % учащихся групп начальной подготовки выполнили норматив третьего спортивного разряда по шахматам, а 18 % успели выполнить и второй спортивный разряд. При этом по действующим нормативам, выполнение третьего спортивного разряда предусматривается по итогам трёх лет обучения.

Сводные результаты работы тренеров-преподавателей школы по адаптированной программе за 2007-2013 учебные годы представлены в таблице 1:

Таблица 1

Учебный год 2007- 2008 2008- 2009 2009- 2010 2010- 2011 2011- 2012 2012- 2013

Количество учащихся групп начальной подготовки на начало и конец учебного года 45/42 58/53 48/44 45/41 48/45 45/42

Сохранность контингента, % 93 91 92 91 94 93

Число учащихся, выполнивших III спортивный разряд, чел. 3 48 5 39 7 40

Число учащихся, выполнивших II спортивный разряд, чел. 0 10 1 8 2 11

В других группах начальной подготовки занятия проводились по традиционным программам для спортивных школ, но, для чистоты эксперимента, занятия проводили одни и те же тренеры-преподаватели. Результаты работы по стандартным методикам и программам приведены в таблице 2:

Таблица 2

Учебный год 2007- 2008 2008- 2009 2009- 2010 2010- 2011 2011- 2012 2012- 2013

Количество учащихся групп начальной подготовки на начало и конец учебного года 30/21 36/24 30/18 38/24 24/18 32/22

Сохранность контингента, % 70 67 60 64 75 68

Число учащихся, выполнивших III спортивный разряд, чел. 1 7 6 3 4 6

Число учащихся, выполнивших II спортивный разряд, чел. 0 2 2 0 1 3

Дополнительно, для выполнения и проверки домашнего задания учащимися использовался электронный учебно-методический комплект «Шахматное образование» [8], что позволило полностью автоматизировать процесс контроля и учёта прохождения обучающимися учебного материала. В виде эксперимента применялось использование дистанционных образовательных технологий, когда некоторые темы по технологии «Skype» для учащихся читались ведущими спортсменами-инструкторами школы. Такой способ подачи материала также показал свою эффективность и требует дальнейшего практического исследования.

Проведённая многолетняя экспериментальная работа по адаптации методики преподавания федерального курса «Шахматы-школе» в группах начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы показала её эффективность и может быть рекомендована для использования в работе не только детско-юно-шеских спортивных школ, но и детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, работа которых ориентирована на результат.

Заслуживает внимание дальнейшее применение и совершенствование методики с учётом положений Федерального закона от 21.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о возможности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также сетевой формы реализации образовательных программ. В частности, для Ямало-Ненецкого автономного округа по изложенным выше причинам такаяподача учебного материала являются особенно актуальной.

На сегодняшний день все начальные школы автономного округа укомплектованы мобильными компьютерами, 100 % второклассников обеспечены персональными мобильными компьютерами с доступом к беспроводной сети (технология WI-FI) настроенной индивидуально на каждый класс. Каждый учитель, работающий в этих классах, обеспечен автоматизированным рабочим местом, позволяющим осуществлять управление мобильным классом.

Технически и методически в округе всё готово к экспериментальному введению шахмат в программу образовательных учреждений и, в виду актуальности, это может быть частично сетевая форма обучения с использованием дистанционных технологий.

Литература:

1. Костьев А.Н. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по шахматам. М.: Спорткомитет СССР, 1979. 80 с.

2. Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы - школе». Обнинск: Духовное возрождение, 2010. 40 с.

3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. LAPLambertAcademicPublishing, 2012. 280 с.

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учебник для нач. шк., первый год обучения. В 2-х ч. Ч. 1. Обнинск: Духовное возрождение, 2011. 80 с.

5. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы-школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. Москва, 2012. 272 с.

6. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «ШАХМАТЫ» в начальной школе. Научнопрактическое обоснование проекта-концепции. 2-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. 96 с.

7. Шахматное образование - важный ресурс мировой системы образования: сб. тез. и докл. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / сост. И.Г. Сухин, Г.В. Ковалёва; науч. ред. И.Г. Сухин. (Ханты-Мансийск, 10-13 июня 2013 г.). Обнинск: Духовное возрождение, 2013. С. 34-39.

References:

1. Kostyev A.N. Program for children and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people and schools of the highest sports skill for chess. M.: USSR sport committee, 1979. 80p.

2. Sukhin I.G. Program of the course "Chess -to School". Obninsk: Spiritual Revival, 2010. 40 p.

3. Sukhin I.G. The subject "Chess" at school as an instrument of development of thinking. LAPLambertAcademicPublishing, 2012. 280 p.

4. Sukhin I.G. Chess, the first year, or There cages are black-and-white and full of miracles and secrets: textbook for elementary school, first year. In 2 parts. Part 1. Obninsk: Spiritual Revival, 2011. 80

p.

5. Sukhin I.G. Tasks to the course "Chess to school". First year. 1500 low-figured positions. M., 2012. 272p.

6. Fesenko T.K. A subject "CHESS" at elementary school. Scientific and practical justification

of the project -concept. 2nd ed. Obninsk: Spiritual Revival, 2013. 96p.

7. Chess Education — an Important Resource of the World Education System: Materials of the International scientific andpractical conference/I.G. Sukhin, G. V. Kovalyova (Khanty-Mansiysk, June 1013, 2013). Obninsk: Spiritual Revival, 2013. P. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.