Научная статья на тему 'Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения'

Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / невербальное общение / игровые упражнения / эмоционально-двигательная психотехника / адресное невербальное сообщение / adaptation / non-verbal communication / game exercises / emotional and motor psychotechnics / personal non-verbal message

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна, Львова Наталья Владимировна

Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития. Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения. Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики. Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками. Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of 3rd and 4th years of life children to the conditions of preschool educational organization by means of game exercises with non-verbal communication elements

The relevance of the topic of the article. The problem of adaptation of younger preschoolers to the conditions of preschool education is one of the most urgent in connection with the importance of finding effective means to optimize the reduction of the period of habituation of young children to a new social situation. The aim of the study is to describe an experimental study and the results of optimizing the adaptation of children of the 3rd and 4th years of life to the conditions of preschool education when using game exercises with elements of nonverbal communication. Description of the research progress. According to the hypothesis, game exercises with elements of nonverbal communication contribute to the optimization and reduction of the period of adaptation of younger preschoolers to the conditions of preschool education. The empirical study involved 40 children of the 3rd and 4th years of life, divided into two groups: experimental (EG) and control (KG). The study was conducted in three stages: ascertaining diagnostics, developmental classes and control. During the assessment and control, modified observation maps were used to diagnose the peculiarities of the emotional state of children, including indicators of nonverbal behavior and communication of children. In developing classes with EG children, game exercises with elements of nonverbal communication were used, forming an address to a partner (peer, adult). 12 classes were held (15-20 min.) 3 times a week for a month. The results of both groups were compared with each other. Methods of mathematical statistics were used in the processing of quantitative data of psychological and pedagogical experiment. The results of the study. Classes in the EG allowed to reduce the period of adaptation of children of the 3rd and 4th years of life to one month with the expected effect: the emotional background of the EG children became steadily positive, the level of play activity and interaction with peers increased. Conclusion. The results confirmed the hypothesis and allowed us to clarify information about the differences in the development of children of the 3rd and 4th years of life due to the effects of experimental classes (in EG) and without it (in KG).

Текст научной работы на тему «Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43

Адаптация детей 3-4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения

Горшкова Елена Викторовна*1, Львова Наталья Владимировна2

1 Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва, Россия)

2 Российский Красный Крест (Москва, Россия)

Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО - одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.

Цель статьи - описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.

Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3-4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15-20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.

Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3-4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками. Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3-4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).

Ключевые слова: адаптация, невербальное общение, игровые упражнения, эмоционально-двигательная психотехника, адресное невербальное сообщение.

Для цитирования: Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3-4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения // Современное дошкольное образование. - 2023. - №3(117). - С. 36-43. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43 Материалы статьи получены 17.03.2023.

* Контакты: e-gorshkova@yandex.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43 Adaptation of the 3rd-4th Year of Life Children to the Conditions of Preschool Educational Organization by Means of Game Exercises with Non-verbal Communication Elements Elena V. Gorshkova*1, Natalya V. Lvova2 1 Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia 2 Russian Red Cross, Moscow, Russia The relevance of the topic of the article. The problem of adaptation of younger preschoolers to the conditions of preschool education is one of the most urgent in connection with the importance of finding effective means to optimize the reduction of the period of habituation of young children to a new social situation. The aim of the study is to describe an experimental study and the results of optimizing the adaptation of children of the 3rd and 4th years of life to the conditions of preschool education when using game exercises with elements of nonverbal communication. Description of the research progress. According to the hypothesis, game exercises with elements of nonverbal communication contribute to the optimization and reduction of the period of adaptation of younger preschoolers to the conditions of preschool education. The empirical study involved 40 children of the 3rd and 4th years of life, divided into two groups: experimental (EG) and control (KG). The study was conducted in three stages: ascertaining diagnostics, developmental classes and control. During the assessment and control, modified observation maps were used to diagnose the peculiarities of the emotional state of children, including indicators of nonverbal behavior and communication of children. In developing classes with EG children, game exercises with elements of nonverbal communication were used, forming an address to a partner (peer, adult). 12 classes were held (15-20 min.) 3 times a week for a month. The results of both groups were compared with each other. Methods of mathematical statistics were used in the processing of quantitative data of psychological and pedagogical experiment. The results of the study. Classes in the EG allowed to reduce the period of adaptation of children of the 3rd and 4th years of life to one month with the expected effect: the emotional background of the EG children became steadily positive, the level of play activity and interaction with peers increased. Conclusion. The results confirmed the hypothesis and allowed us to clarify information about the differences in the development of children of the 3rd and 4th years of life due to the effects of experimental classes (in EG) and without it (in KG). Keywords: adaptation, non-verbal communication, game exercises, emotional and motor psychotechnics, personal non-verbal message. For citation: Gorshkova E.V.,Lvova N.V. (2023). Adaptation of 3rd and 4th years of life children to the conditions of preschool educational organization by means of game exercises with non-verbal communication elements. Preschool Education Today. 3:17, 36-43 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43 Original manuscript received 17.03.2023. * Contacts: e-gorshkova@yandex.ru

Введение

Понятие «адаптация» в отечественной и зарубежной психологии имеет принципиальные различия. Так, психологи естественно-научной парадигмы (С. Холл, К. Бюллер, Э. Торндайк, В. Штерн, К. Коффка, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.) рассматривают адаптацию, т.е. приспособление к среде, как форму развития, которое осуществляется «путем наследования

свойств вида и / или путем отбора и накопления индивидуального опыта» (Обухова, 2021. С. 230), как процесс гомеостатического уравновешивания взаимоотношений индивида и его окружения (Адаптация.., 1990).

Согласно культурно-исторической парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), у человека «нет врожденных форм поведения в среде»; «психическое развитие

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности» (Обухова, 2021. С. 230). По словам Л.С. Выготского, приспособление человека к условиям жизни и связанное с ним поведение принимает формы «активного приспособления среды к себе» (Выготский, 1982. С. 84) с помощью культурных орудий, применяемых в деятельности и являющихся «проводником от человека на соответствующий объект», -в отличие от непосредственного, пассивного приспособления (Выготский, 1982; Галигузова, 2021). Вместе с тем в отечественной психологии адаптацию связывают с коренной сменой деятельности человека, его социального окружения (Адаптация.., 1990), что может переживаться как стрессовая ситуация. В результате адаптации - как активного процесса изменения социальной среды или самого себя -происходит качественное развитие личности, способствующее раскрытию ее потенциала, что делает ее, по словам Л.И. Божович, «относительно устойчивой и независимой от влияний окружающей среды» (Гуткина, 2018. С. 117). Адаптационный процесс является одним из важных компонентов психического развития ребенка.

Применительно к детям 2-6 лет адаптацию часто рассматривают в связи с поступлением ребенка в детский сад, когда ему приходится привыкать к новым условиям жизни.

Адаптация младших дошкольников к детскому саду до сих пор - актуальный вопрос для специалистов, родителей, исследователей. А для ребенка этого возраста период адаптации к дошкольному учреждению остается одним из самых трудных в жизни. Хорошо известны признаки дезадаптации детей, переживающих сильный стресс при переходе к новым условиям жизни в ДОО (Адаптация ребенка к детскому саду.., 2016, Вершинина, Горькова, 2021; Галигузова, 2021; Гончарова, 2014): нарушения сна, аппетита, снижение иммунитета, искажение эмоционального фона (преобладание отрицательных эмоций, страха, тревоги), регресс речи и социальных контактов (нежелание общаться со сверстниками и взрослыми), снижение познавательной активности, - все это может вести к задержке психического развития, наносить ущерб формированию личности ребенка.

В практике ДОО все еще с большими трудностями решается проблема создания для всех детей без исключения условий оптимальной (быстрой и легкой) адаптации. Большинство

детей, поступающих в ДОО, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации (Адаптация ребенка к детскому саду.., 2016; Гончарова, 2014). Существует сложность в выработке единых стратегий для решения этой проблемы из-за различий в подходах к определению самого процесса адаптации, роли взрослых, ответственных за состояние ребенка (воспитатели, родители, специалисты), что порождает обилие адаптирующих методик, рекомендаций, которые могут разительно отличаться друг от друга. Предлагаются многообразные шкалы оценки и диагностические карты, акцентирующие внимание на разных параметрах адаптированности детей (ТИоНааиБ, Gudmundsson, 2019), что становится причиной трудности, бессистемности в выборе и применении адаптирующих методик.

Один из немаловажных моментов при поступлении трехлетнего ребенка в детский сад -так называемый «кризис трех лет», который связан с кардинальной перестройкой социальных отношений ребенка. Переход в новую социальную ситуацию развития подразумевает возможность активного изменения ситуации ребенком. Участие взрослого на этом этапе - посредством общения с ребенком, отклик на его потребности, создание возможностей для взаимодействия со сверстниками - может благотворно воздействовать на способность и возможность ребенка влиять на ситуацию (Галигузова, 2021). Понимание адаптации как активного периода изменений в жизни ребенка, в становлении его личности - принципиально важно.

Процесс адаптации, его продолжительность качественно зависит от эмоционального состояния ребенка. Резкое изменение образа жизни приводит к нарушению эмоционального равновесия в первую очередь (Адаптация ребенка к детскому саду.., 2016; Бичерова, 2015; Вершинина, Горькова, 2021). При этом устойчивое положительное комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается специалистами как базовое, и в зависимости от его сохранности или нарушений адаптация ребенка будет проходить по-разному (Бичерова, 2015). Эмоциональное благополучие ребенка подразумевает удовлетворение его потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослого, установление гармоничных отношений, общения между педагогами и детьми, создание благоприятного социально-психологического климата в группе детского сада (Вершинина, Горькова, 2021).

Особого внимания взрослых требует общение сверстников, в процессе которого устанавливаются и осуществляются взаимоотношения. По мнению Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой (2020-а, 2020-6), отношения детей являются исходной формой генезиса психических функций. Есть основания полагать, что постепенное и целенаправленное включение детей в общение друг с другом оказывает благотворное влияние как на эмоциональное состояние детей во время адаптации, так и на их последующее развитие.

В отношении регуляции эмоционального состояния ребенка целесообразно говорить о связи его эмоций и деятельности. Вопрос о взаимной связи эмоций и деятельности широко рассмотрен отечественными исследователями. Теория выразительных движений С.Л. Рубинштейна (2021) содержит в себе положение о выразительных движениях как внешнем проявлении эмоций. С одной стороны, эмоции человека зависят от его деятельности, с другой - эмоции влияют на ход деятельности человека. Переживание и выразительное действие образуют «подлинное единство» (Там же. С. 670). С.Л. Рубинштейн отмечает положительный, стимулирующий эффект эмоций, который сам по себе является адаптивным, способствующим дальнейшему развитию человека. Отмечается также, что, с одной стороны, выразительные движения являются компонентом эмоций, с другой - выполняют социальную функцию, приобретая символическое значение в обществе, что регулирует их употребление в коммуникации (Там же).

Среди современных разработок, основанных на связи выразительных движений и эмоций, в частности, есть такой подход, как эмоционально-двигательная психотехника (Антипова, 2014; Горшкова, 2018; 2020). Методика представляет собой систему упражнений для развития /коррекции эмоциональной, личностной сферы ребенка посредством специально подобранных игр и упражнений в зависимости от выбранных направлений коррекционно-разви-вающей работы. В этих упражнениях с элементами сюжета передается посредством выразительных движений эмоциональное содержание (переживания, отношения героев).

Зарубежный опыт психологов также подчеркивает связь эмоций и поведения; предлагаются методы регулирования эмоций для социально-эмоциональной адаптации детей. Так, в исследовании, описанном T. Dennis и D.A. Ke-lemen (2009), детям 3-4-го года жизни демон-

стрировались кукольные спектакли, герои которого «переживали» отрицательные эмоции (гнев, печаль, страх). Сценарии предполагали участие детей в изменении эмоционального состояния героев. Исследование показало, что маленьким детям сложно перейти от печали к позитивному состоянию, поэтому необходимо включение взрослого, который смог бы показать образцы способов поведения, которые ребенок со временем смог бы принять и воспроизвести.

Игровая деятельность, будучи ведущей в дошкольном возрасте, может использоваться как основа методики для оптимизации процесса адаптации детей к детскому саду. Предполагается, что именно игровые упражнения с элементами невербального общения могут стать эффективным средством решения этой задачи. Однако вопрос об их применении в таком качестве недостаточно изучен.

Поэтому было проведено психолого-педагогическое исследование, цель которого -изучение возможностей игровых упражнений с элементами невербального общения как средства адаптации детей 3-го и 4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации.

Гипотеза: игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Методы

Характеристика выборки: 40 детей 3-го и 4-го года жизни (соответственно: 14 и 26) из двух параллельных групп ДОО (ГБОУ школы №444 и ГБОУ школы №627) г. Москвы, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 20 детей (согласно списочному составу групп ДОО).

Структура исследования - трехэтап-ное эмпирическое исследование (констатирующая диагностика, развивающие занятия, контрольная диагностика). На всех его этапах участвовали дети экспериментальной группы (далее - ЭГ). С детьми контрольной группы (КГ) проводилась только диагностика до и после развивающих занятий, в которых они не участвовали; с ними проводились традиционные мероприятия по адаптации к условиям жизни в ДОО. Исследование проводилось с сентября по декабрь 2020 года.

Методики исследования. В диагностике использовались четыре методики: две карты наблюдения и две анкеты - для родителей

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

и воспитателей (Психолог в детском дошкольном учреждении.., 1996). Первые две были основными и результаты по ним представлены в данной статье. Показатели во всех методиках оценивались по трем уровням - для удобства сравнения индивидуальных данных.

1. Карта наблюдения №1 - разработана на базе карт наблюдения: а) Н.А. Коротковой, П.Г. Нежновым; б) М.В. Корепановой, Е.В. Хар-ламповой - для выявления особенностей поведения ребенка в период адаптации. Оценивались семь показателей: общий эмоциональный фон; игровая деятельность и вовлеченность в нее; взаимодействие со сверстниками в игре; взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в повседневном общении; реакции на изменение привычной ситуации.

2. Карта наблюдения №2 - модифицированный вариант диагностики невербального общения (Авт.: Е.В. Горшкова и Е.С. Никонова (Горшкова, 2018) применительно к детям 3-4-го года жизни. Невербальные признаки эмоциональных состояний детей оценивались по показателям: поведение в пространстве в условиях игры; положение при общении (ракурс и направление взгляда); личное пространство (поза и амплитуда движений); мимика и жестикуляция; контактные жесты и др.

Различия этих карт в том, что в первой показатели - более обобщенного характера, во второй отслеживаются конкретные невербальные признаки состояний и отношений детей.

Методика развивающих занятий с детьми ЭГ была построена на основе разработок Е.В. Горшковой (2018) и направлена на формирование адресного невербального сообщения, включенного в игровое упражнение, в котором ребенок - используя выразительные движения согласно контексту (сюжету) воображаемой ситуации - обращался к партнеру по общению, передавая определенное эмоциональное состояние, личное отношение. Первоначально партнером по общению для ребенка выступала кукла (би-ба-бо), управляемая взрослым; позже -взрослый в роли какого-то персонажа, и наконец, сверстник. Адресное невербальное сообщение часто предполагает ответный отклик; в условиях игровой воображаемой ситуации это помогает детям освоить культурно приемлемые средства невербального общения (язык движений), с помощью которых выражается и благодаря чему формируется личное позитивно-эмоциональное отношение к другому человеку, к сверстнику (личностный смысл). Предполагалось, что в результате таких заня-

тий у детей активизируются невербальные, игровые способы взаимодействия, что поспособствует укреплению эмоционального комфорта ребенка в группе, развитию его общительности. В дополнение к упражнениям, на материале которых осваивался язык движений, дети учились простейшим способам сброса мышечного напряжения.

С детьми ЭГ проведено 12 занятий (по 1520 минут) - 3 раза в неделю в течение месяца.

Результаты

Данные диагностики анализировались дифференцированно по каждому возрасту внутри каждой группы. Констатирующая диагностика по картам наблюдения (за поведением детей и их невербальным общением) показала, что до начала занятий дети ЭГ и КГ испытывали сходные трудности в адаптации к условиям ДОО. У большинства детей обеих групп выявлен низкий уровень развития по двум картам наблюдения. Отмечено, что дети 3-го года жизни тяжелее адаптируются к условиям ДОО, чем дети 4-го года жизни (табл. 1, 2).

Полученные на констатации данные были проанализированы по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена, и выявлена высокая значимая связь результатов по двум картам наблюдения (г = 0,823, при р>0,01). То есть данные, полученные по двум разным методикам, отражают сходные тенденции эмоционального состояния ребенка, что подтверждает достоверность полученных результатов.

На контроле в ЭГ по картам наблюдения обнаружен существенный рост процента детей с высоким уровнем показателей адаптации и общения, который - более внушительный у детей 4-го года жизни (до 93-100%) в сравнении с детьми 3-го года жизни (до 40-60%).

Выявлены значимые различия в результатах ЭГ до и после эксперимента по каждой из двух карт наблюдения - по критерию Уилкоксона (р < 0,001).

Аналогичные данные в КГ по двум картам наблюдения оказались более скромными: при незначительном улучшении, подавляющее большинство детей 3-го года жизни остались на низком уровне адаптации; у детей 4-го года жизни выявлен рост процента детей среднего уровня, высокий уровень обнаружен лишь в единичных случаях.

Таким образом, различия между детьми ЭГ и КГ на этапе контроля очевидны. Значимость различий между двумя группами подтверди-

Таблица 1. Результаты наблюдения за особенностями поведения детей (%)

Группы / Возраст/ Этапы Уровни Экспериментальная Контрольная

3-й год жизни 4-й год жизни 3-й год жизни 4-й год жизни

Д1 Д2 Д1 Д2 Д1 Д2 Д1 Д2

Высокий 0 60 0 100 0 0 0 12

Средний 13 40 50 0 17 33 64 65

Низкий 88 0 50 0 83 67 36 24

Обозначения: Д1 - констатирующая диагностика; Д2 - контрольная диагностика.

Таблица 2. Результаты наблюдения за особенностями невербального общения детей (%)

Группы / Возраст / Этапы Уровни Экспериментальная Контрольная

3-й год жизни 4-й год жизни 3-й год жизни 4-й год жизни

Д1 Д2 Д1 Д2 Д1 Д2 Д1 Д2

Высокий 0 40 8 93 0 0 0 6

Средний 25 60 33 7 17 33 43 82

Низкий 75 0 58 0 83 67 57 12

Обозначения: Д1 - констатация; Д2 - контроль.

лась анализом данных по критерию Манна-Уитни (р<0,001). Средний ранг показателей адаптации у детей ЭГ существенно выше, чем у детей КГ: 29,53> 11,48. Это доказывает эффективность системы занятий, проведенной с детьми ЭГ.

Обсуждение

В начале эмпирического исследования дети ЭГ и КГ испытывали сходные трудности; в обеих группах дети 3-го года жизни заметно отличались от детей 4-го года жизни, тяжелее привыкая к условиям ДОО, что у подавляющего большинства проявилось в отсутствии общения со сверстниками, интереса к деятельности (предметной, игровой), негативном эмоциональном фоне. Возможно, это усугублялось тем, что смена социальной ситуации развития, связанной с поступлением в ДОО, совпала с возрастным кризисом.

С учетом этих трудностей система развивающих занятий, призванная оптимизировать процесс адаптации детей к условиям ДОО, строилась на сочетании трех основных моментов: игры, общения со сверстниками, освоения элементов языка движений, - в форме игровых упражнений с элементами невербального общения, выражающих позитивно-эмоциональное отношение.

Уже в ходе развивающих занятий у детей ЭГ стали наблюдаться позитивные изменения;

количественные результаты в контрольной диагностике подтвердили качественные изменения в поведении и общении детей - принципиально перестроилось отношение к сверстникам: дети перестали быть «замкнутыми в себе», стали более «обращенными» на сверстника, чаще смотрели друг на друга, что становилось «исходной точкой» для начала общения и его продолжения. А освоенные на занятиях способы невербального (жестового) общения переносились в повседневную жизнь и активно использовались в общении. Движения детей стали более свободными, ушло мышечное напряжение, что вкупе с повышением позитивного эмоционального фона свидетельствовало о внутренней «открытости» к общению, к деятельности. Включение детей в игровую ситуацию с моделированием социальных взаимодействий, где они могли и наблюдать за действиями сверстников и активно осваивать способы невербального общения друг с другом, позволили достичь такого эффекта в ЭГ. В итоге дети быстрее адаптировались к условиям в ДОО.

В КГ гораздо более скромные изменения произошли за счет: отчасти - проведения традиционных мероприятий по адаптации к ДОО и постепенного (пассивного) привыкания детей к новым условиям жизни, отчасти - в силу возрастного развития; но в таком режиме процесс адаптации шел гораздо медленнее и продолжительнее. На этом фоне режим интенсивных

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

занятий, проведенных в ЭГ, - гораздо более эффективен для решения задач адаптации младших дошкольников к ДОО.

Тем не менее на контроле различия между детьми 3-4-го года жизни - несмотря на разницу результатов в ЭГ и КГ - сохранились в обеих группах. Дети 4-го года жизни быстрее адаптировались к новым условиям, в сравнении с детьми 3-го года жизни в тех же условиях. Однако при режиме интенсивных занятий по описанной методике дети 3-го года жизни существенно опережали не только своих одногодок, но и детей на год старше из КГ. Это лишний раз доказывает необходимость и целесообразность решения задач адаптации детей к ДОО активными средствами - через включение детей в игровое общение друг с другом. И предложенная система игровых упражнений с элементами невербального общения этому способствовала.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Результаты исследования полностью подтвердили гипотезу.

Занятия, проведенные в экспериментальной группе, стимулировали развитие у младших дошкольников общения со сверстниками, благодаря освоению элементов невербального общения, включая способы передачи адресных невербальных сообщений с выражением позитивно-эмоционального отношения. В результате у детей ЭГ рост показателей адаптации существенно превысил изменения у детей КГ. Занятия, проведенные в интенсивном режиме, позволили сократить период адаптации детей 3-4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности, взаимодействия со сверстниками. ■

Информация об авторах

Горшкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-851 6-6573, e-gorshkova@yandex.ru

Львова Наталья Владимировна, магистр, педагог-психолог, Российский Красный Крест, Москва, Россия, ORCID: 0000-0002-2098-7493, natllvova@ yandex.ru

Information about the authors

Elena V. Gorshkova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Early Childhood Pedagogy

and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-8516-6573, e-gorshkova@yandex.ru

Natalya V. Lvova, Master's Degree, Educational Psychologist, Russian Red Cross, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-2098-7493, natllvova@yandex.ru

Литература / References

1. Адаптация // Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 10-11.

2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / Сост. А.С. Русаков. 2-е изд., доп. - СПб.: Образовательные проекты, 2016. -128 с.

3. Антипова Ю.Н. Эмоционально-двигательная психотехника как вид психолого-педагогической помощи детям 2-4 лет в период адаптации к ДОУ: Дисс. ... магистра. - М.: МГППУ, 2014. - 103 с.

4. Бичерова Е.Н. Взаимосвязь эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду // Психология и педагогика: методика и проблемы. -2015. - С. 22-26.

5. Вершинина А.Ю., Горькова Г.С. Исследование эмоционального благополучия детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - С. 93-96.

6. Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. - 2021. - Т. 17. - №2. - C. 5-22. D0I:10.17759/chp.2021170201

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1 / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. -432 с.

9. Галигузова, Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 253 с.

10. Гончарова Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых: Психологические науки. - 2014. - №8. - С. 88-91.

11. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17. №1. - С. 21-31. D0I:10.17759/bppe.20201 70103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Авторский клуб, 2018. - 366 с.

13. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14. № 2. - С. 116-128. D0l:10.1 7759/сЕф.201814021 3

14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. - 2020-а. - Т.16. -№1. - С. 4-12. D0l:10.17759/chp.2020160101

15. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Культурно-исторический подход к вопросам образования // Культурно-историческая психология. - 2020-6. - Т.16. - №4. -С. 4-13. D0l:10.17759/chp.20201 60401

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2021. - 460 с.

17. Психолог в детском дошкольном учреждении. Метод. рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, - 1996. - 144 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2021. - 960 с.

19. Dennis T.A, Kelemen D.A. (2009). Preschool children's views on emotion regulation: Functional associations and implications for social-emotional adjustment. International Journal of Behavioral Development. 33(3): 243-252. D0I:10.1177/0165025408098024.

20. Thorlacius O., Gudmundsson E. (2019). The Development of the Children's Emotional Adjustment Scale-Preschool Version. Journal of Psychoeducational Assessment. 37(3): 263-279. DOI:10.11 77/0734282917744731

Уважаемые читатели!

("74 Журнал «Современное дошкольное образование» публикует оригинальнее) ные научно-популярные, учебно-методические или практико-ориенти-рованные работы, посвященные проблемам развития дошкольников и дошкольного образования в России и за ее пределами.

(Тч Журнал «Современное дошкольное образование», в первую очередь, рас-^лТ/ сматривает обзорные статьи, раскрывающие состояние дел в рамках заданной проблемы; эмпирические (исследовательские) статьи; статьи, в которых представлен оригинальный методический инструментарий. Особое внимание уделяется статьям, раскрывающим опыт воспитания и обучения детей в конкретных странах. Журнал также публикует сообщения, посвященные прошедшим международным научным и другим значимым событиям в мире дошкольного образования.

Журнал «Современное дошкольное образование» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК) по научным специальностям:

5.3. Психология 5.8. Педагогика

Все номера журнала «Современное дошкольное образование» размещаются в научной электронной библиотеке www.eLibrary.ru «Российского индекса научного цитирования» (РИНЦ). Таким образом, размещая статью в нашем журнале, вы формируете индивидуальный индекс научного цитирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.