Научная статья на тему 'Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников'

Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые устройства / старший дошкольный возраст / познавательное развитие / дошкольники / семейная микросреда / родители / digital devices / senior preschool age / cognitive development / preschoolers / family microenvironment / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Сергеевна, Шумакова Наталья Борисовна

Актуальность и цель исследования. Изучение влияния цифровых технологий на развитие детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений современной психологии. Цифровые устройства становятся частью микросреды развития маленького ребенка с первых лет жизни. Однако их воздействие на дошкольника, сопряженное, с одной стороны, с открытием новых возможностей, а с другой стороны, с появлением рисков и трудностей, является большим вызовом для родителей, педагогов, психологов. В связи с этим проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей использования цифровых устройств (планшет / компьютер) как компонентов семейной образовательной микросреды и изучение влияния их на интеллектуальное развитие старших дошкольников. Выборка. 200 дошкольников в возрасте 6–7 лет, их родители (преимущественно матери). Дети с родителями проживали в Москве. Методы. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей МЭДИС (Е.И.Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина); экспертная оценка интеллектуальной и творческой активности, творче­ского мышления дошкольников в специально разработанном игровом занятии; опрос родителей об использовании дома планшета / компьютера для развития ребенка (частота, время, программы / игры); методы качественного и количественного анализа (статистический пакет SPSS Statistics 22). Результаты. Выявлено, что в семьях большинства дошкольников (96%) цифровые устройства (планшет/компьютер) используются для их развития, но интенсивность (время) использования была различной: 20–30 минут для почти половины старших дошкольников и 30–60 минут для чуть меньшего числа детей; но для отдельных дошкольников время превышало один час. Анализ количества взаимодействий детей с цифровыми устройствами (как частью семейной образовательной среды) на протяжении недели показал, что значительная часть детей разделилась на две примерно равные группы (около 40% в каждой): частота использования планшета / компьютера в первой группе составляла 1–2 раза в неделю, во второй – 3–4 раза в неделю. Дошкольников, которые пользовались планшетом / компьютером 5–7 раз в неделю, было значимо меньше – примерно пятая часть. Среди компьютерных программ / игр, используемых в домашних условиях для развития старших дошкольников, наиболее востребованными оказались те, которые развивают логическое мышление: их используют три четверти детей. Около 50 процентов детей осваивают программы / игры, развивающие память, навыки счета, чтения. Сравнение интеллектуальных показателей детей с учетом частоты использования цифровых устройств показало: у дошкольников, проводящих за планшетом / компьютером 1–2 раза в неделю, выше уровень развития интеллектуальных способностей, чем у сверстников, использующих данное цифровое средство чаще. Заключение. Особенности использования дошкольниками планшета / компьютера как компонента семейной образовательной микросреды могут обусловливать вариативность показателей интеллектуального развития детей. Эти особенности необходимо учитывать при разработке рекомендаций родителям по вопросам цифровизации семейной микросреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Елена Сергеевна, Шумакова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Use of Digital Devices as Components of the Family Microenvironment for the Cognitive Development of Older Preschoolers

Relevance and purpose of the study. Studying the impact of digital technologies on the development of preschool children is one of the topical areas of modern psychology. Digital devices become part of the microenvironment of a child’s development from the first years of their life. However, their impact on a preschooler, is associated, on the one hand, with the discovery of new opportunities, and, on the other hand, with the emergence of risks and difficulties, is a great challenge for parents, teachers, and psychologists. In this regard, the study was aimed at identifying the features of the use of digital devices (tablet / computer) as components of the family educational microenvironment and studying their influence on the intellectual development of older preschoolers. Sample consisted of 200 preschoolers aged 6-7 years, their parents (mainly mothers) from Moscow city. Methods. Methods of express diagnostics of intellectual abilities /MEDIS, (E.I.Scheblanova, I.S.Averina, E.N.Zadorina); expert evaluation of intellectual and creative activity, creative thinking of preschoolers in a specially designed game lesson; the survey of the parents about the use of a tablet / computer at home for the development of a child (frequency, time, programs / games); and methods of qualitative and quantitative analysis (statistical package SPSS Statistics 22). Results. It was revealed that in the families of the majority of preschoolers (96%) digital devices (tablet / computer) are used for their development, but the intensity (time) of use was different: 20-30 minutes for almost half of the older preschoolers, and 30-60 minutes for a little fewer children; but for individual preschoolers, the time exceeded one hour. The analysis of the number of children’s interactions with digital devices (as part of the family educational environment) during the week showed that a significant part of the children were divided into two approximately equal groups (about 40% in each): the frequency of using a tablet / computer in the first group was 1-2 times a week, in the second – 3-4 times a week. There were significantly fewer preschoolers who used a tablet/computer 5-7 times a week – about a fifth. Among the computer programs / games used at home for the development of older preschoolers, those that develop logical thinking turned out to be the most in demand: three quarters of children use them. Approximately half of the children learn programs/games that develop memory, counting and reading skills. The comparison of the children’s intellectual indicators, taking into account the frequency of using a digital device, showed that preschoolers who spend at a tablet/computer 1-2 times a week have a higher level of the development of intellectual abilities than their peers who use this digital device more often. Conclusion. The peculiarities of the use of a tablet/computer by preschoolers as a component of the family educational microenvironment may determine the variability of the indicators of children’s intellectual development. These features must be taken into account when developing recommendations for parents on the digitalization of the family microenvironment.

Текст научной работы на тему «Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников»

������ ����� ���������*, �������� ������� ���������

��������������� �������� ���������� �������� ����������� (������, ������)

������������ � ���� ������������. �������� ������� �������� ���������� �� �������� ����� ��-��������� �������� �������� ����� �� ���������� ����������� ����������� ����������. �������� ���������� ���������� ������ ���������� �������� ���������� ������� � ������ ��� �����. ������ �� ����������� �� �����������, �����������, � ����� �������, � ��������� ����� ������������, � � ������ �������, � ���������� ������ � ����������, �������� ������� ������� ��� ���������, ��-�������, ����������. � ����� � ���� ����������� ������������ ���� �������� �� ��������� ������-������ ������������� �������� ��������� (������� / ���������) ��� ����������� �������� ������-��������� ���������� � �������� ������� �� �� ���������������� �������� ������� ������������. �������. 200 ������������ � �������� 6�7 ���, �� �������� (��������������� ������). ���� � ��-�������� ��������� � ������. ������. �������� ��������-����������� ���������������� ������������ ����� (�.�.���������, �.�.�������, �.�.��������); ���������� ������ ���������������� � ���������� ����������, ������-����� �������� ������������ � ���������� ������������� ������� �������; ����� ��������� �� ������������� ���� �������� / ���������� ��� �������� ������� (�������, �����, ��������� / ����); ������ ������������� � ��������������� ������� (�������������� ����� SPSS Statistics 22). ����������. ��������, ��� � ������ ����������� ������������ (96%) �������� ���������� (����-���/���������) ������������ ��� �� ��������, �� ������������� (�����) ������������� ���� ���-������: 20�30 ����� ��� ����� �������� ������� ������������ � 30�60 ����� ��� ���� ������-�� ����� �����; �� ��� ��������� ������������ ����� ��������� ���� ���. ������ ���������� �������������� ����� � ��������� ������������ (��� ������ �������� ��������������� �����) �� ���������� ������ �������, ��� ������������ ����� ����� ����������� �� ��� �������� ���-��� ������ (����� 40% � ������): ������� ������������� �������� / ���������� � ������ ������ ���������� 1�2 ���� � ������, �� ������ � 3�4 ���� � ������. ������������, ������� ��������-���� ��������� / ����������� 5�7 ��� � ������, ���� ������� ������ � �������� ����� �����. ����� ������������ �������� / ���, ������������ � �������� �������� ��� �������� ������� ������������, �������� ��������������� ��������� ��, ������� ��������� ���������� ��������: �� ���������� ��� �������� �����. ����� 50 ��������� ����� ��������� ��������� / ����, ���-�������� ������, ������ �����, ������. ��������� ���������������� ����������� ����� � ������ ������� ������������� �������� ��������� ��������: � ������������, ���������� �� ��������� / ����������� 1�2 ���� � ������, ���� ������� �������� ���������������� ������������, ��� � �����������, ������������ ������ �������� �������� ����. ����������. ����������� ������������� ������������� �������� / ���������� ��� ���������� �������� ��������������� ���������� ����� ������������� ������������� ����������� ��������-��������� �������� �����. ��� ����������� ���������� ��������� ��� ���������� ������������ ��������� �� �������� ������������ �������� ����������.

�������� �����: �������� ����������, ������� ���������� �������, �������������� ��������, ��-

���������, �������� ����������, ��������. ��� �����������: ������ �.�., �������� �.�. ����������� ������������� �������� ��-������� ��� ����������� �������� ���������� ��� ��������������� �������� ������� ��-���������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �6(114). � �. 42�53. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53

��������� ������ �������� 14.09.2022.

* �����, ������������� �� ���������: [email protected]

UDC 159.9 DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53

Features of the Use of Digital Devices as Components of the Family Microenvironment for the Cognitive Development of Older Preschoolers

Elena S. Belova*, Natalia B. Shumakova

Laboratory of Giftedness Psychology, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Relevance and purpose of the study. Studying the impact of digital technologies on the development of preschool children is one of the topical areas of modern psychology. Digital devices become part of the microenvironment of a child�s development from the first years of their life. However, their impact on a preschooler, is associated, on the one hand, with the discovery of new opportunities, and, on the other hand, with the emergence of risks and difficulties, is a great challenge for parents, teachers, and psychologists. In this regard, the study was aimed at identifying the features of the use of digital devices (tablet / computer) as components of the family educational microenvironment and studying their influence on the intellectual development of older preschoolers. Sample consisted of 200 preschoolers aged 6-7 years, their parents (mainly mothers) from Moscow city. Methods. Methods of express diagnostics of intellectual abilities /MEDIS, (E.I.Scheblanova, I.S.Averina, E.N.Zadorina); expert evaluation of intellectual and creative activity, creative thinking of preschoolers in a specially designed game lesson; the survey of the parents about the use of a tablet / computer at home for the development of a child (frequency, time, programs / games); and methods of qualitative and quantitative analysis (statistical package SPSS Statistics 22). Results. It was revealed that in the families of the majority of preschoolers (96%) digital devices (tablet / computer) are used for their development, but the intensity (time) of use was different: 20-30 minutes for almost half of the older preschoolers, and 30-60 minutes for a little fewer children; but for individual preschoolers, the time exceeded one hour. The analysis of the number of children�s interactions with digital devices (as part of the family educational environment) during the week showed that a significant part of the children were divided into two approximately equal groups (about 40% in each): the frequency of using a tablet / computer in the first group was 1-2 times a week, in the second � 3-4 times a week. There were significantly fewer preschoolers who used a tablet/computer 5-7 times a week � about a fifth. Among the computer programs / games used at home for the development of older preschoolers, those that develop logical thinking turned out to be the most in demand: three quarters of children use them. Approximately half of the children learn programs/games that develop memory, counting and reading skills. The comparison of the children�s intellectual indicators, taking into account the frequency of using a digital device, showed that preschoolers who spend at a tablet/computer 1-2 times a week have a higher level of the development of intellectual abilities than their peers who use this digital device more often. Conclusion. The peculiarities of the use of a tablet/computer by preschoolers as a component of the family educational microenvironment may determine the variability of the indicators of children�s intellectual development. These features must be taken into account when developing recommendations for parents on the digitalization of the family microenvironment.

Keywords: digital devices, senior preschool age, cognitive development, preschoolers, family microenvironment, parents.

For citation: Belova E.S., Shumakova N.B. (2022). Features of the use of digital devices as components of the family microenvironment for the cognitive development of older preschoolers. Preschool Education Today. 6:16, 42�53 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53

Original manuscript received 14.09.2022.

* Corresponding author: [email protected]

��������

�������� ������� �������� ���������� �� �������� ����� ����������� �������� ������-���� ���� �� ���������� ����������� �����-������ ����������.

������������� �������� ������������ ���� ��������� ������������ � �������� ���-�������� ������������ (�������, ��������, 2022; ���������, ��������, 2020; ���������, ����������, ������, 2018; Chaudron, Di Giota, Gemo, 2018; ��.). ������������� ����������-��� ��� �������� ��������� ���������� �� ��������� � ����������� ������, ��� ����-���� ����� �� ���������� ����� ��������� ����� ���������������� ���������� � �����-������ ����� � �������� ������������ ����-������������������������(��������.,2022; ���������, ����������, 2019).

�������� ������������� ������ ����� ������ �������� ������� ����������� ������-����� (��������, 2018, 2022), ����������� ��-��� ����� �������� � ���������� ��������� �������� �������� ��������������� �������-��, �������� ����������� ������� ��������-������� ������������, ����������� � �����-������ �������� �������� ����� (��������, 2022).

���� ����������� ��������, �������� �� ��, ��� ������ ���������� ������������ ��-������ ������������� �������� ���������, �������� ������ �������� ���������� ����-��� ����� ������� �������� �����. ���� ������������ � ����������� ������������� �������� ��������� � ��������������� ����� ���� ����� �� �������� � ���������� ������-��������� ������������. ������, ��� ������-�� �.�. �������� � �.�. ��������� (��������, ���������, 2022), � ��������� ����� ��������-������� ��������� �������� ����� ������-��� ��������� �����������, � ������ �����-������� �������� ��������������, �������� �� ����� �������� ����������� ��������, ���-������� ������ ���������.

� �������� �������� COVID-19 ��� ����� ����������� ��� ���������� ������� � ����� ������������� ������������� �������� ��-�������, ��� � ��������������� ���������-��. �������� ����������� � ����������� ��-������ �������� �����, �������� ������� ��������.

��� ���������� ������ ������������, ���-��������� �.�. �������� � �.�. ��������� (�������, ��������, 2022) � 2021 ����, ���� 6�7 ��� �������� ������ ��������� ������-������� �������� ���������, ��� � 2019 ���� �� ��������, � ��� �������� ����� ����� ���-������������. ������� ���� ����������� �������� � ���, ��� �������� ���������� ��-��� �������������� ��� ������ � ��������. � 2021 ���� ����� ������ �����, ����������-�� ��������� ������������ ������ ����, � ������ � ������ �� ��������. ������ � ��� ������ ��������� �������� �������� �� ��-��������: ��������� �������� �� ������.

��������� ���������

�������� ���������� �������� �����-��� ���������� �������� �������, ��������� ������� �� ������-������������ ��������� (�������, �����������, ��������, ��������, 2020; �������� �.�., �������� �.�., �����, 2019; ���������, ����������, 2019; Dias et al., 2016).

�������� ����������� ��� ������ �����-��� ����������, ����������, ��� ������������, ���������� � ��� ��� ���� ���� ������� ����-���������� ������� � �������� �����������. ��������� �������������� ��������� ����-�� ����������: ���������, �������������-��, ���������������, ���������������� (�������� �.�., �������� �.�., �����, 2019; Chaudron, Di Giota, Gemo, 2018). ����� ���� ��������� ��������������� ��� ������������-��� �������������� (Plowman, 2015), ������-�������� ������� � �������� � ������������ �����������.

�� ������ �. ����� (Scott, 2022), �������-������ �� ��������������, � ��������� ����� �������������� ��������� � ������������� �������� ����� ������ ����������� ������-�� ���� �������� � ���� ����� ������������� ����� ���������� ��� ��������� ���������, ��� ��������� �����. ��� ������� ��������-�� ��� ����� ���������� � ������������ ����-���� ��������������: ������������ ��������, ��� ����� ����� ��������� �� �������� ��-������ �������, ����� ������� ��� � ����� (�������� ��� ����������) ���� ����������-��; ��������� ������ ����� �������� �� ���-�������� �������� ������� � ����� ����� �� ��������� ��� �� ��������� ���������� � ���-�� ��� (�������� ��� �� ��������). ��� �������� �. �����, ����� ����� ����� �� ���-��, � ����� ������� ��� ������������ ����� � �������� ����������� � ��������� �����-������� � ���������.

� ����������� ���������� ����� � ������ ����������� �������� � ������������ �������� ������������� ������������� ���-����� ��������� ������ ����� �������� ��� � �����������, ��� ������������� (���������, ����������, 2019).

� ������ �.�. ��������� � �.�. ���������� (��������, ���������, 2020) ����������, ��� ���������������������������������������-������� ��������� � �������� ������������� ��������-������������ ���������, � ����-�� ���: ������������ �������� ����������� � �������������� �����. � ���������, ���� � ����� ��������, ������� �� ������� ������� �������� ����, ��� ������ �� ������� �� ����-����/����������, �������, ��� ���� � ��� ��-���� ������� ��������� �� �����.

� �����, ��� ���������� ������ �������-����� (Chaudron, Di Giota, Gemo, 2018), ����-������� ��������� ������� ������� �������-�����,��������������������������������, ����������, ��������, �� � �������, � ���-�� ���������� �������������, ���������� � ������������ ����� �������� � ��������� ��-����������� ����� ��� ������� ��������� ����������. �������� ���� ������, �������-����� �� ������� ������������.

������� ����� ��������� ����� �������, ��� �������� ���������� ���������� ��� ����������� �� �����, � ������� �������, ��� ���������� ����������/����� ����� ��-���� �������� ���� � ������������ �����-��� ����������� � ������������ ��������-����� �������� ���������� ������������� �����������.

��� ����������� ��� ��� ��������?

�������� ������������ �������� ������-������ ����������� ����� ����������, �����-���,��������������������������,��������� ����������, ������� ������� ����� ������� �����, ������ � �. �. (�������� �.�., �������� �.�., �����, 2019). ������ � ��� �������-��� � �������� ����� ���� �������������-�� ��� ����������� �����������, � �� ������-����������� ����� ������. ��� ��������� ��� � ��������, ��� � �����, ������� ������������. �������� ���� �������������� ����� � �����-���� ������������ � �����������. ����� ��-����������, ��� �������� ������������, �����-��� ��������� ��� ���� �������� ����������: �������� ������������ � ��������� (�������, 2022; ���������, ����������, 2019; Chaudron, Di Giota, Gemo, 2018).

������������� �� ��������� (Yong Tay et al., 2021) � ������� ������-������ ������� ���-��� ��������� �� ������ ������������� �� ��-����-������������� ���������� � �������� �����. ���� ��������, ��� �������� ������� ��������� ������� � ������ ����� �������-����� ��� ����� ������ � ����� ������ ���-��������� ������������� �������� �����. ���������� ������ ����� ��������, ��� ����-������ �������, ������� ����������� �����-��� � ��������� ������������ ��� ��������-���, ����������� ������, ��� ��� ��������.

����������� �������� ����������� ���-�� � ����� � ������ ������-����������� ���� ��������� ������������ �.�. ����������, �.�. �������� (���������, �������, 2019). ���������� ������� �������������������� ������� ��������� ����������: ����������� � ������ ������-����������� �� ��������� � ������� �������� ����������� ���� ����� ������������� � ����������� �������, ���-�� ����� �������������� ������� �������� �����������, ���������������� � ��������. � ��� ���� ����� ������� ������������ ������ � ���������� ������� (�������� � ��������-��� �������� �� ����� �������� ��������). ������ �� ���� ������, ������������� ���-�� ������������� ��������� � �������� ���-������ ��� ������������ (5�6 ���) � �� ����� 1 ���� � ����.

� ������������ �. ����, ��. ��� (Zheng, Sun, 2022) ��������� ����������� ����� ��-�����������������������������877������ 3�5 ���, ������������ � ��������, � �� ���-��� ���������. ����� ���� ����������� ����-�������� ���� ��������� ���������-�����-��������� ��������� (���). ����������� ����� ������� �������� ����� � ������� ����-�� �������� �����, � ����� ����� ���������. ���������� ��������, ��� 74,54% ����� ���-�� ���� �������������� � ��������� ������-������. ���� ����������, ��� ������������� �� ������ � �����, ����������� �� ���, ������-������ ������ �� ���������� ����� � ������-��� ����� ������, ������� ������ � ������� ��������. ������������� ������ �������� ��������� ����� ���� ��� �� ������� ����� ����� ������������� ����� � �� ����������-�� ������ ��������. ����� ����, ��� ������� ������������ ������������ ������� �� ����-������� ����� �������������� ������ ���-����� ��������� ����� ���� � �� ����������-�� �� ����� �������.

����������� �.�. �������� � ��������� (�������, �����������, ��������, ��������, 2020; �����������, ��������, �������, �������, 2021) ����� ������������, �����-������ ����� ������������� �������� ��-������� ������������� � �� �����������, ������������-���������� ���������, ����-��� ���������. �������� ����������, ���� ��� ������������� ��� ������ ������������, ���� �� ���� ���������� � ����� ��-�����-�� �����������. �������������� ��������, �������� �����, ����� �������� ��������-�� � ��� ��� ������� ������������� ����-��� ��������� ���������� �� �������� ��-����� � �� �������������� �� �����������. ��������������� ����������� �������� ������������ ��������������� ������� ��-��� �������������� ������������ ��������, ������������ �������������� ��������� � ���������� �������. ���������� ����� ��-����������� ��������� ���������� ��������� ������ �� �������� ������������� ������� � ������, ����� ������������� ����������� ��-����������� ���������, � ����� ��������� ������ �������������� ��������� � �������-��� �������, ������ �������� ��������� ���-���, ������������� �������������, �������-��������� ������������, ���������������� � ������ �������������� �������� ������-������-����������� ��������.

������������� � ������� �������� ��-������ �����, ������� ���������� ��� ���-������� �������� ����������. � ������ �.�. ��������� � ������ (��������, 2019; ��������, ���������, ��������, 2018) ��-��������, ���, ����� � �������� �������-����, ����������� ��� ������ ������ ������-�� ����� ��������� ���������� (���������� � ��������), ����� ������� ������ ������� � ������� ��� �� ������� ����������� � ���-�������������. ���������� �� ������� ���-����������� ����������� � �������� ���-�������� ��� ��������� ����������� ����� ��������� ��������� ����������� ��� � �����-��� ��������� �����������, ����������� ����-��� ���������� � ��������������� ��� ����-���. � �� ��� ������ ��������� ���������� ����������, ���������� � ������������ ��-����������, ����, ������� � �������� �����-���� � ������� ������. ������ ����������� ��������� � ����, ���� ��� ������� �����-���, �� ������������ ������� �������� ����-�������� � ������� ������������. � ��������-��� ������ ���� ������� ������ ��������� � ���������� ����� �������������� � ��������-���������, ��� ����� ��������� ���������� �� ������������ ��������.

��� ���, ��� ����������� � ������� �������� ��������� �������� �������� ���-������������, ����� ������������ ���-�� �������� ���, ��� ���������� ������� � � ���������� ����� (����� ����������, ���-����������� � ��.). ��� �������� �.�. ������� (�������, 2022), ����� ����� ����� 20%, � � ��� ����� ������� �� �������, ������� �������������������������������������-��� ����������� (��������, �������������� ����� ���������� �������� ����� �������� �������). �������������� ������� ������� ������������� ��������, ������� �������� � �������� ��������, ������� �� �����, ����-������ ������ ���������.

� ������� ���������� ������ (McGlynn-Stewart et al., 2019; Ozturk, Ohi, 2022) ����-������� ������������� ���� ������������� � �������� ����� �������� ����������, ���-������������� ������� �������� ������� ��-��� ����������� ��������. �������������� �������� ������, ��������� �� ������� ��������� � �������� �������� ��������� � ���������.

�������� ������� ������������ ��� �� �������������� �������� ����� ������-�� ����������� �������� ��������� ������ �.�. ���������� � �.�. ��������� (���������, ��������, 2020). ����������� ������ ����-���, ��� ������� ��������������� �������� � �����, �������� �������� � ������������ ����, ����������� �� ���� �������������� ��������� (����������, ��������-��������� �������� � ����������� ��������) ������-����� ������� �������� ���������� � ���-�� �������� �����. ������ �������� � ���� ������������ ���: ���������� ���� � ��� ��-����������, ������� ������ � ����������� ������������ ����. � ����� � ���� ������-��������, ��� �������� ���������� ������-�������� � ������������ �����, ������� ����-��� �������� ����������� �������� �������� �� ������������� ������, � ����� �������� ���� ������������ ���.

��� ������� ������ ������������, �������� �� �������� ���������� �������� ���������-��� ���������� �������� ������������, ��� �������� ���� ������������ ���������.

����������� ������������ ���� ����-���� �� ��������� ������������ ������-������� �������� ��������� (������� / ���������) ��� ����������� �������� ����-����������� ���������� � �������� �� ���-���� �� ���������������� �������� ������� ������������.

������

� ������������ �����������: 200 �������-����� � �������� 6�7 ��� (M=6,7 SD=0,307), �� ��� 98 ��������� � 102 �������, �� ����-���� (��������������� ������: 166 ������� � 34 ����). ��� ���� � ���������� ��������� � ������. ������������ ����������� � 2021� 2022 �����.

������������� �������� ��������������� ������� / �������:

�������� ��������-����������� ��-�������������� ������������ (�����), ����-���������� ����� ����������� � ������-�������� �.�. ����������, �.�. ��������, �.�. ��������� ������� ����������� ����� �������������� ������������;

���������� ������ ���������������� � ���������� ����������, ����������� ���-����� ������������ � �������� �� ������� � ���������� ������������� ������� ������� (� ������� ����� �� 5�8 �������); ��� ������-��-��������� �������� ����������� ������ ������������, �� ������� � ������� �� ��-����� �������� � ������������ ������ ����� �, � ������������ � ������� �������������� � �������������� ����������, ��������� ��-�������� ������� �� 5-�������� ����� (���-����� ���� �� ������� ������� ���������� ��� ������� �������������� ������ ���� ������-��� � ��� ����������� �� 4 �� 20);

����� ��������� � ������� ��������-�� ������������ ������, ���������� �����-�� �� ������������� ���� ��������/������-���� ��� �������� ������� (�������, �����, ���������/����);

������ ������������� � �����������-���� ������� ������ (�������������� ����� SPSS Statistics 22).

����������

������ �������, ��� � ������ ����������� ������������ (96%) �������� ���������� (�������/���������) ������������ ��� �� ���-�����: ���� ����� �����������, �� ������ ���������, � ������� �������� ��������� ����������� ����� ������, ������. � ���� ��-���,�������������������(4%),����������� �������, ��� � ���������� �������� ������� ����� ���������� ��� �������������� � ���-������ ������������, ��� ��� ��� ����� ����-����� ���������� �� ��� �������� � ��������.

�������� � ����������� ����� �������� ��������� �����, �, ���� ���� ����������� �������� ����������, ���� ���� � ���� ����-����������� ����, ��������� �������������� �����, ������� ������� �������� � �������-�� ������������ (��. ���. 1).

���. 1. ����� ������������� � �������� �������� �������� / ���������� (�� ���� ��-���) ��� �������� ������� �������� �������-���� ��������

��� ����� �������� ������� �������-����� (48,44%) ��� ����� �������������� 20�30 ��������, ���� �������� ����� ����� (45,84%) ����������� 30�60 ����� ��������� � ���������/�����������. ������ ���� ����-����� ���� (5,72%), ������� ����� ���� ����� �� �������� �����������, � � ���� ������ ��� ������ �������� �� ������������� ��������-���� �������.

������ �������� �������� � ��, � ����� �������� ������������ � ������ �������� ���������� ��� �������� ������������. ���� ���������������� ������� ���������� ����-���������� ����� � ��������� ������������ �� ���������� ������. �� ���. 2 ����������-�� ������ �������.

���. 2. ������� ������������� � �����-��� �������� �������� / ���������� ��� �������� ������� �������� ����������� ��������

�����������������������������������-������ ������������ (��� ������ �������� ��������������� �����) 1�2 ���� � ������

���. 3. ������������ ��������� / ����, ������������ � �������� �������� ��� �������� ����� �������� ����������� ��������

(39,58%�����)���3�4�����������(40,11%), �����, ������� ���������� ���������/���-�������� 5�7 ��� � ������, ����������� ������ (20,31%), �������� � ���������-�� ����� �������� ������������� ������� (p=0,000 �� �������� .� ������� �������-������� ������).

��� �������� ������ ������������ ���-����� / ���, ������������ � �������� ����-���� ��� �������� ������� ������������. �� ���������� ����������� (��. ���.3), �������� ������������ ��������� / ����, ��������-��� ���������� �������� �����. ���������� ������� ������������, ��� �������� ������� ������ ���� �������� ������� ��� �� �����-���, ���������� ����� ��� �������� (73,96%) �����, ��� ������� ��������� (p=0,000) ������ �� ������������� ������ �������� / ���. �������� ����� �������� ����� ��-������� ��������� / ����, ����������� ��-���� (52,6%), ������ ����� (52,08%), ������ (50%). ����� ���������� �� �������� � ������ ��������� � ������ �������� �����: ������� �����, � ������ ���������� � ��� ���������� ������������. � ����� ����������� ������� � ������� ������ ���� ����� ������� �����-��� ������������� ��������, ��������, ����-��, ����, ������� �� �������� � ���������� ������� ��������� ��������� ������� ������. � ���� ��������������� ���������� � ����� �� �������� ������ � ���������� �����������-�� ������ �������� �������������� �����, ��, ��� �������, �������� ��������������� ��� ���� �������� ������ �� ���. � ��� ��� ����� �������������������������������������-�� �������� �������: ������ � �����, �� ����-���� � ��������������� �������� �������. ��� ����� ����� (38%) �������� ���������� ������ ��������� ���������� ���������, ��-������� ���������� �� ������������ ��-��� (��������������). � ������� �������� / ���������� 37,55% ������������ ��������� ����������� ����. ������ � ��� ������������ �������� ������� ���� ��������� (52,6%), ���-�� (49%). � ��� ���� �� ������� ���������-��� / ������� ��� �������� ������� �������-����� ������������ ����: ����� ��� 21,9% �����.

� ������ ������������ ������� ����� ���-����� ������� � ���, ��� ����������� ������-����� ������������� �������� ��������� ��� ����������� �������� ��������������� ���������� � ����������� ���������������, � ��������� ����������������� �������� ����-��� ������������. ���� �������� ��� ����-�� ����� � ����������� �� ������� ������-������� �������� / ���������� � �������� ��������: ��� ������������ ������ I �����-�� ���������� 1�2 ���� � ������, ������ II � 3�4 ���� � ������, ������ III � 5�7 ��� � ����-��. ������� �� ������ ������ ���������� ��-��������������� �������� (�������� �����) ��������� ����������: � ������ I � 15,22; II � 13,64; III � 14,18 (��. ���. 4).

� ������� �������������� ����������-���� �������, ��� � �������� ��������������� ������� �������������� ������� ��������� � ��������� ����������, �����������, ��� ����������� ������ I, ����������������� � ��������� / ����������� ���� 1�2 ���� � ������, ������������ � ������� �� ����-�� ���������� ����� ������� ������� �����-��� ���������������� ������������, ��� �� ���������� �� ����� II � III, ������������ ��-������ �������� ���������� ���� (F=5,941; p=0,003, ������ ������� .2 = 0,059).

���. 4. ��������������� ���������� ��-��������������� �������� ������� ��-���������� � ������ ������� �� ���������-����� � ��������� ������������ � ��-������ ��������

�������, ��� ��������������� ������, ��-�������� ������������� � �������� �������� ������� � ���������� ������� �� ����������-������ � ���������� ����������, ����������� ��������,���������������(������I�12,91; II� 11,47; III � 12,36), �� �������� ���� ����� �������� � �� ��������� ������ ����������.

����������

������� ������������� �������� �����-����� ������������ ������ ��� ����� ���-�� ��������, ����������� � �������� �����-�����, �������� ������������� ���������. �������� ���������� ���������� ������ ���������� �������� ���������� ������� � ������ ��� �����. ������ �� ����������� �� ������, �����������, � ����� �������, � ��������� ����� ������������, � � ������ �������, � ���������� ������ � ����������, �������� ������� ������� ��� ���������, ��-�������, ����������. � ����� � ���� ���������� ������������ ������ ������������� ������� � ������� ��������, ��������� � �������-������ ������� �������� ����������� �����, �������� �� ����� ����������� ��������, ���-�� ������������� ������ ������������ ���-�������� �������, ���������� �������.

� ��������� ����� ����������� ��������-�� ������������ �� ������ ��������, ���-�������� �������� ������ ���������� �� ������������� �������������� �������-����� � ��������� ������������, ������-�������� ��� ����� �������� ����������, ��������� �������������� ���� ���������, ������ � ��������������� ������������ � ��������� ����������������� ���������-��� ������� � ������� � ����� ���������-�� ��������. �������������� ���������, ��-�������� �.�. ���������� � �.�. �������� (���������, �������, 2019): ������������ ���� �������� ����� ����� ���������, ��-�������� ��� ������ ������������, ������-������, ��� �������� ���������� ��� ����-�������� �������� ������������� ������� � ��� �� ��������������� ��� ����� ������ ������ ��� ������ �������. ��� ���� ��� �������� ����� ������������ ������������� �������� �������� ��������, � � ���������, ���� ������� ���� �������� ���������, ��-���������� ���� ��� ��������������� �����-��� �����������.

����������� ������������ ���� ��-�������� �� �������� ������������ ��-����������� �������� / ���������� ��� ����������� �������� ��������������� ���������� ��� ��������������� �������� ������� ������������.

�� ���������� ������, � ������ ����-������� ������������ (96%) �������� ���-������� (������� / ���������) ������������ ��� �� ��������: � ����� ���� �����������, �� ������ ���������, � ������� �����-��� ��������� ��������� ����� ������, ���-���. �������� � ����������� ����� �������� ��������� ����� ���������� �������� ���-������ �� ����� ����������� ������� � ����-����� �������������� �����, ������� ���� ��� ��� �������� � ��������� / ��������-���, ���� ���� ��� �������� �� �� ��������. ��� ����� ��������� 20�30 ����� ��� ����� �������� ������� ������������ � 30�60 ��-��� ��� ���� �������� ����� �����. � ����-���� ���� ����, ������� ����������� ����-�� ���� ������������ �������� ����������, �� ��������� �������, � ��� ����� ��������� ������ �����.

������ ���������� �������������� ����� � ��������� ������������ (��� ������ ��-������ ��������������� �����) �� �������-��� ������ �������, ��� ������������ ����� ����� ����������� �� ��� �������� ������ ������ (����� 40% � ������): ������� ������-������� �������� / ���������� � ������ ����-�� ���������� 1�2 ���� � ������, �� ������ � 3�4 ���� � ������. ������������, ������� ���������� � �������� / ���������� 5�7 ��� � ������, ���� ������� ������ � �������� ��-��� ����� (20,31%).

����� ������������ �������� / ���, ��-���������� � �������� �������� ��� �����-��� ������� ������������, �������� ������-��������� ��������� ��, ������� ��������� ���������� �������� �����. ���������� ����-��� ������������, ��� �������� ������� ������ ���� �������� ������� ��� �� �����-���, ���������� ����� ��� �������� (73,96%) �����, ��� ������� ���� ������ �� ������-������� ������ �������� / ���. �������� ����� �������� ����� ��������� �������-��/����, ����������� ������, ������ �����, ������. ������ ���������� � ����� �� ������ ���������� ����� �������� ������������, � ������� �������� ��������� ���� �������-�� �� �������.

��������� ���������������� ��������-��� ����� � ������ ������� ������������� ���������� ��������: � ������������, ���-������� �� ����������� 1�2 ���� � ������, ���� ������� �������� ���������������� ���-���������, ��� � �����������, ������������ ��������� ����. � ��������� ������, ����-������ ������������� � �������� �������� ������� � ���������� ������� �� ����������-������ � ���������� ����������, ����������� ��������, �������� ����������� �� ������-��������, ��� ��� �������� �� ��������� ����-�� ����������.

� �����, ���������� ���� ���������� ��-��������� � ������� ������ ������������, �����������, ��� �������� ����� ���������-���� ������� ��������� ���������� �� �����-��� ������� (�����������, ��������, �������, �������, 2021; �������, 2022; �������, �����������, ��������, ��������, 2020), ��-�������� ������������ �������� ���� � ��-��� � ������ ������-����������� (���������, �������, 2019), �������� �������� (� ����-��� �� ���������� � ����� ��������) � ���-�������� ������������ ���� (���������, ��������, 2020).

����������� ������������ ��� ��� ���-�������� �������� �������� ������������� �������� ��������� � �������� ����� ��� ���-����� ������������ � ������������� ����-������ ������������ � ���� �����������.

�������������������������������������-���� ��� ���������� ������������ ��������� �� �������� �������� ������������ � �������� ������������ �������� ����������. n

���������� �� �������

��������������������, ��������������������-��� ����, ������� ������� ��������� ����������� ���������� �����������, ����� ���������������� �������� ���������� �������� ������������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-6956-8214, [email protected]

�������� ������� ���������, ������ ���-������������ ����, ���������, ������� ������� ��������� ����������� ���������� �����������, ����� ���������������� �������� ���������� ���-����� ������������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-2843-6055, [email protected]

Information about the authors

Elena S. Belova, PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Giftedness Psychology, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-6956-8214, [email protected]

Natalia B. Shumakova, Doctor in Psychology, Professor, Leading Researcher, Laboratory of Giftedness Psychology, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-2843-6055, [email protected]

����������

1.

����������� �.�., �������� �.�., �����-�� �.�., ������� �.�. ����� ������������, ���-�������� �������� ����������� ������������� �������� ��������� � �������� ����������� ���-�� � ������������ [����������� ������] // Science for Education Today. � 2021. � � 3. � �. 7�25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.01(���� ��������� 07.08.2022).

2.

������� �.�. ��� ����� ����������� ��-�����? [����������� ������]// ��������������� ������ 1 ���� 2022. URL: https://psy.su/feed/9708/ (���� ��������� 07.08.2022).

3.

������� �.�., ����������� �.�., ����-���� �.�., �������� �.�. ����������� ����������-��� �������� ��������� ������������ �������-������ // ��������������� ������������. � 2020. � �6. � �. 82�92.

4.

������� �.�., �������� �.�. ��������� ������������ ������������� �������� ��������� ������ �������� ����������� �������� �� ������ � � ���� �������� COVID-19 // ����������� ��-�������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 30�

39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

5. �������� �.�., ��������� �.�. �����-������� �������� �������������� ����� �������� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 58�69. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69

6. �������� �.�., ��������� �.�. �����-���������� ������������ ����� ����������� ���-����� ��� ������ � ����������� � ��������-���-��� [����������� ������] // ������� ������������ ���������� �����������. � 2020. � ��� 17. � � 1. �

C. 80�84. DOI: 10.17759/ bppe.2020170109 (���� ��������� 17.08.2022).

7.

��������� �.�., �������� �.�. ������-������ ���� ��� ������ ��������������� ���-����� ������������ [����������� ������] // ������� ������������ ���������� �����������. � 2020. � �. 17. � � 1. � �. 32-40. DOI: https://doi. org/10.17759/ bppe.2020170104 (���� ��������� 17.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

�������� �.�. ������� ����������� ��-��������� � ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �8(90). � �. 16�25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

9.

�������� �.�. �������� ����������-��� � ������� ��� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 4�15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15

10.

�������� �.�. �������� ����� �������-��� ��������������� �����������: ������������ ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 16�29. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-2

11.

�������� �.�. ��������� ������������ ����������� ������� // ������������ ���������-������ ������. � 2019. � � 2(34). � �. 25�32. doi: 10.11621/npj.2019.0205

12.

�������� �.�., ��������� �.�., ������-�� �.�. ����������� ���������� ������������ ���-���� � ����������� ������� // ��������������� ��-��� � �����������. � 2018. � �3. � �. 42�53. DOI: 10.17759/pse.2018230304.

13.

�������� �.�., �������� �.�., ����� �.�. ������������ ��������� � ������������� ������ �������� ���������� [����������� ������] // ����������� ���������� ����������. �2019. ��. 8. � � 4. � �. 79�87. DOI: 10.17759/jmfp.2019080408 (���� ��������� 19.08.2022).

14.

��������� �.�., ������� �.�. ����������� �������� ����������� ����� � ����� � ���-��� ������-�����������: ���� �� ������� ����-����? // ��������������� ���������� � �������-�����. � 2019. � �.27. � �3. � �. 97�118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307.

15.

��������� �.�., ���������� �.�., ������ �.�. �������� ��������� ������: �������������� � ��-����������. � �.: �����, 2018. � 375 �.

16.

��������� �.�., ���������� �.�. ������-����� ������������� �������� ���������� � ������ � ������ ����������� � �������� ��������� �������� // ������������ ���������-

������ ������. � 2019. � � 4(36). � �. 12�27. doi: 10.11621/npj.2019.0402

17.

��������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. �������� �������� ����������� ���������������� ������������ (�����) ����� 6�7 ��� // ������� ����������. � 1994. � �4. � �. 143�146.

18.

Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0�8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). https://publications. jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (���� ��������� 12.08.2022).

19.

Dias, P., Brito, R., Ribbens, W., Daniela, L., Rubene, Z., Dreier, M., Dreier, M., Gemo, M., Di Gioia, R. Chaudron, S. (2016). The role of parents in the engagement of young children with digital tech-nologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from �Gatekeepers� to �Scaffolders�. Global Studies of Childhood, 6(4), 414�427. doi. org/10.1177/2043610616676024

20.

McGlynn-Stewart, M., Murphy, S., Pinto, I., Mogyorodi, E., Nguyen, T. (2019). Technology sup-ported early literacy learning in a multilingual commu-nity preschool. Education 3-13, 47(6), 692�704. DOI: 10.1080/03004279.2018.1520279

21.

Ozturk, G., Ohi, S. (2022). What do they do digitally? Identifying the home digital literacy practices of young children in Turkey. Early Years, 42(2), 151�

166. DOI: 10.1080/09575146.2019.1702925

22.

Plowman, L. (2015) Researching young chil-dren�s everyday uses of technology in the family home // Interacting with Computers. Vol. 27. � 1. P. 36�46. DOI:10.1093/iwc/iwu031

23.

Scott, F.L. (2022). Family mediation of pre-school children�s digital media practices at home. Learning, Media and Technology, 47(2), 235�250. DOI: 10.1080/17439884.2021.1960859

24. Yong Tay, L., Begum Aiyoob, T., Buan Kiong Chua, T., Ramachandran, K., Yong Hwa Chia, M. (2021). Pre-schoolers� use of technology and digital media in Singapore: entertainment indulgence and/or learning engagement? Educational Media International, 58(1), 1�20. DOI: 10.1080/09523987.2021.1908498

25. Zheng, P., Sun, J. (2022). Preschool Children�s Use of Digital Devices and Early Development in Hong Kong: The Role of Family Socioeconomic Status. Early Education and Development, 33(5), 893�911. DOI: 10.1080/10409289.2021.1920767.

References

1. Bukhalenkova D.A., Chichinina E.A., Chur-sina A.V., Veraksa A.N. (2021) Obzor issledovanij, pos-vjashhennyh izucheniju vzaimosvjazi ispol�zovanija cifrovyh ustrojstv i razvitija kognitivnoj sfery u doshkol�nikov [The relationship between the use of dig-ital devices and cognitive development in preschool children: Evidence from scholarly literature]. Science for Education Today. 3, 7�25. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762.2103.01(In Russian)

2.

Chaudron, S., Di Giota, R., Gemo, M. (2018). Young Children (0�8) and Digital Technology, a Qualitative Study across Europe. Joint Research Centre (European Commission). https://publications. jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC110359 (���� ��������� 12.08.2022).

3.

Dias, P., Brito, R., Ribbens, W., Daniela, L., Rubene, Z., Dreier, M., Dreier, M., Gemo, M., Di Gioia, R. Chaudron, S. (2016). The role of parents in the engagement of young children with digital tech-nologies: Exploring tensions between rights of access and protection, from �Gatekeepers� to �Scaffolders�. Global Studies of Childhood, 6(4), 414-427. doi. org/10.1177/2043610616676024

4.

Kalabina I.A., Progackaya T.K. (2022) Formirovanie cifrovoj kompetentnosti detej starshe-go doshkol�nogo vozrasta [Formation of digital com-petence of older preschool children]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 2, 58�69. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69 (In Russian).

5.

Kirillov I.L., Solov�yeva D.A. (2020) Psihologicheskaja bezopasnost� detej doshkol�nogo vozrasta pri rabote s komp�juterom i internet-sre-doj [Psychological Safety of Preschool Children when Working with a Computer and the Internet Environment]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija [Bulletin of Practical Psychology of Education]. 17 (1), 80�84. DOI: https://doi.org/10.17759/ bppe.2020170109 (In Russian).

6.

Klopotova E.E., Romanova Yu.A. (2020) Komp�juternye igry kak faktor poznavatel�nogo razvit-ija doshkol�nikov [Computer Games as a Factor in the Cognitive Development of Preschoolers]. Vestnik prak-ticheskoj psihologii obrazovanija [Bulletin of Practical Psychology of Education].17 (1), 32�40 DOI: https:// doi.org/10.17759/ bppe.2020170104 (In Russian).

7.

KomarovaI.I.(2018)Budushheedoshkol�nogo obrazovanija v jepohu cifrovizacii [The future of pre-school education in the digital age]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today].8, 16�25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032 (In Russian).

8.

Komarova I.I. (2022) Cifrovaja transfor-macija i detskij sad [Kindergarten and risks of digit-al transformation]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie [Preschool Education Today]. 2, 4�15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15 (In Russian).

9.

Krivtsova T.V. (2022) Cifrovaja sreda doshkol�noj obrazovatel�noj organizacii: prostran-stvo novyh vozmozhnostej [Digital environment of

a preschool educational organization: a space of new opportunities]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie [Preschool Education Today]. 2, 16�29. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29 (In Russian).

10.

McGlynn-Stewart, M., Murphy, S., Pinto, I., Mogyorodi, E., Nguyen, T. (2019). Technology sup-ported early literacy learning in a multilingual commu-nity preschool. Education 3-13, 47(6), 692�704. DOI: 10.1080/03004279.2018.1520279

11.

Ozturk, G., Ohi, S. (2022). What do they do digitally? Identifying the home digital literacy practices of young children in Turkey. Early Years, 42(2), 151�

166. DOI: 10.1080/09575146.2019.1702925

12.

Plowman, L. (2015) Researching young chil-dren�s everyday uses of technology in the family home // Interacting with Computers. Vol. 27. � 1. P. 36�46. DOI:10.1093/iwc/iwu031

13.

Scott, F.L. (2022). Family mediation of pre-school children�s digital media practices at home. Learning, Media and Technology, 47(2), 235�250. DOI: 10.1080/17439884.2021.1960859

14.

Shcheblanova E.I., Averina I.S., Zadorina E.N. (1994) Metodika jekspress diagnostiki intellektual�nyh sposobnostej (MEDIS) detej 6 � 7 let [Methods of Express Diagnostics of Intellectual Abilities (MEDIS) in Children 6-7 Years Old]. Voprosy psihologii [Questions of Psychology].4, 143-146 (In Russian).

15.

Smirnova E.O. (2019) Specifika sovremen-nogo doshkol�nogo detstva [Specific features of mod-ern preschool childhood] Nacional�nyj psihologichesk-ij zhurnal [National Psychological Journal]. 2, 25�32. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019 (In Russian).

16.

Smirnova E.O., Matushkina N.Ju., Smirnova S.Ju. (2018) Virtual�naja real�nost� sovremennogo ran-nego i doshkol�nogo detstva [Virtual Reality in Early and Preschool Childhood]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 3, 42�53. DOI: 10.17759/pse.2018230304. (In Russian)

17.

Smirnova E.O., Smirnova S.Yu., Sheina E.G. (2019) Roditel�skie strategii v ispol�zovanii det�mi cifrovyh tehnologij [Parents Attitude to Use of Digital Technology by Young Children]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. 8 (4), 79�87. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080408. (In Russian)

18.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. (2018) Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost� i be-zopasnost� [Digital generation of Russia: competence and security]. Moscow, Smysl Publishing (In Russian).

19.

Soldatova G.U., Teslavskaya O.I. (2019) Osobennosti ispol�zovanija cifrovyh tehnologij v sem�jah s det�mi doshkol�nogo i mladshego shkol�nogo vozras-ta [Using digital technology in families with children of preschool and primary school age]. Natsional�nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological

Journal], 12(4), 12�27. doi:10.11621/npj.2019.0402 (In Russian).

20.

Soldatova G.U., Vishneva A.E. (2019) Osobennosti razvitija kognitivnoj sfery u detej s raznoj onlajn-aktivnost�ju: est� li zolotaja seredina?[Features of the development of the cognitive sphere in children with different online activities: Is there a golden Mean?] Konsul�tativnaja psihologija i psihoterapija [Counseling Psychology and Psychotherapy]. 27 (3), 97�118. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307 (In Russian).

21.

Veraksa A. N. (2022) Chto takoe sovremennoe detstvo? [What is modern childhood?]. Psihologicheskaja gazeta [Psychological newspaper]. 01.06.2022. URL: https://psy.su/feed/9708/ (In Russian)

22.

Veraksa A.N., Buhalenkova D.A., Chichinina E.A., Almazova O.V. (2020) Osobennosti ispol�zovanija cifrovyh ustrojstv sovremennymi doshkol�nikami [Digital Devices Use by Preschool Children Today]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies]. 6, 82�92.

23.

Veraksa A.N., Chichinina E.A. (2022) Sravnenie osobennostej ispol�zovanija cifrovyh ustro-jstv det�mi starshego doshkol�nogo vozrasta do nacha-la i v hode pandemii COVID-19 [Comparison of media use among senior preschool children before and during the COVID-19 pandemic]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 2, 30�39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

24.

Yong Tay, L., Begum Aiyoob, T., Buan Kiong Chua, T., Ramachandran, K., Yong Hwa Chia, M. (2021). Pre-schoolers� use of technol-ogy and digital media in Singapore: entertain-ment indulgence and/or learning engagement? Educational Media International, 58(1), 1�20. DOI: 10.1080/09523987.2021.1908498

25.

Zheng, P., Sun, J. (2022). Preschool Children�s Use of Digital Devices and Early Development in Hong Kong: The Role of Family Socioeconomic Status. Early Education and Development, 33(5), 893�911. DOI: 10.1080/10409289.2021.1920767.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.