Научная статья на тему 'Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19'

Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / пандемия COVID-19 / цифровые устройства / экранное время / цифровизация / preschool age / COVID-19 pandemic / digitalization / digital devices / media use / screen time

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Веракса Александр Николаевич, Чичинина Елена Алексеевна

В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 года в России начался карантин, который существенно изменил условия жизни, в частности повлиял на то, как взрослые и дети пользуются цифровыми устройствами. Цифровизация играет существенную роль в развитии детей дошкольного возраста, поэтому крайне актуально изучать, как дошкольники стали пользоваться цифровыми устройствами в новом социальном контексте. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в 2021 году с 495 детьми 6–7 лет было проведено интервью о том, как они используют цифровые устройства. Ответы на это интервью были сравнены с ответами на вопросы аналогичного интервью, проведенного в 2019 году с 417 детьми 6–7 лет. Показано, что при ответе на вопрос о том, для чего люди используют цифровые устройства, дети в 2021 году называли больше вариантов использования, чем в 2019 году до пандемии, и эти варианты стали более разносторонними. Кроме того, дети стали значимо чаще говорить о том, что цифровые устройства могут использоваться для работы и обучения, и сами стали их чаще использовать для образовательных целей. При этом многие привычные цифровые практики остались неизменными за 2 года. Например, по-прежнему дети в основном используют цифровые устройства для игр. Среди ответов о любимой цифровой деятельности в 2021 году стали чаще звучать ответы не только из категории развлечений, но и из категории «психологическое средство». В 2021 году стало больше детей, пользующихся цифровыми устройствами каждый день, и меньше – только по выходным. Во время пандемии дети стали чаще пользоваться цифровыми устройствами вместе с родителями, сиблингами и друзьями. По итогам проведенной работы уточнены рекомендации для родителей по оптимальному использованию цифровых устройств дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Веракса Александр Николаевич, Чичинина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of Media Use Among Senior Preschool Children Before and During the COVID-19 Pandemic

The COVID-19 pandemic has significantly changed the conditions of life and in particular changed the way how adults and children use digital devices. Digitalization plays a big role in the development of preschool children. Therefore, it has become extremely relevant to study how preschoolers use digital devices in the new social conditions. This study aims to examine the use of digital devices before and during the COVID-19 pandemic lockdown period by children aged 6-7. In this study we compared answers to the interview in 2019 and in 2021. The first wave of survey was conducted in 2019 involving 417 children aged 6–7 years. And the second wave with the same interview was conducted in 2021 involving 495 children aged 6–7 years. According to our results, children in 2021 named more options of digital devices usage and those options are more varied comparing to 2019. In addition, children became significantly more likely to say that digital devices could be used for work and learning, and they themselves became more likely to use them for educational purposes. However, many digital practices have remained unchanged over the past two years. For example, children still mostly use digital devices to play games. Among the answers about favorite digital activities in 2021 were more frequent answers not only from the category of entertainment, but also from the category of «psychological tools». In 2021, there are more kids using digital devices every day and fewer using them only on weekends. During the pandemic, children were more likely to use digital devices with parents, siblings, and friends. As a result of this work, recommendations for parents on the optimal use of digital devices by preschoolers were clarified.

Текст научной работы на тему «Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19»

������� ��������� ����������*, �������� ����� ����������

���������� ��������������� ����������� ����� �.�. ���������� (������, ������)

� ����� � ��������� COVID-19 ������ 2020 ���� � ������ ������� ��������, ������� ����������� ������� ������� �����, � ��������� ������� �� ��, ��� �������� � ���� ���������� ��������� ������������. ������������ ������ ������������ ���� � �������� ����� ����������� ��������, ������� ������ ��������� �������, ��� ����������� ����� ������������ ��������� ������������ � ����� ���������� ���������. ��� ���� ����� �������� �� ���� ������, � 2021 ���� � 495 ������ 6�7 ��� ���� ��������� �������� � ���, ��� ��� ���������� �������� ����������. ������ �� ��� �������� ���� �������� � �������� �� ������� ������������ ��������, ������������ � 2019 ���� � 417 ������ 6�7 ���. ��������, ��� ��� ������ �� ������ � ���, ��� ���� ���� ���������� ���-����� ����������, ���� � 2021 ���� �������� ������ ��������� �������������, ��� � 2019 ���� �� ��������, � ��� �������� ����� ����� ���������������. ����� ����, ���� ����� ������� ���� ��-������ � ���, ��� �������� ���������� ����� �������������� ��� ������ � ��������, � ���� ����� �� ���� ������������ ��� ��������������� �����. ��� ���� ������ ��������� �������� �������� �������� ����������� �� 2 ����. ��������, ��-�������� ���� � �������� ���������� �������� ���������� ��� ���. ����� ������� � ������� �������� ������������ � 2021 ���� ����� ���� ���-���� ������ �� ������ �� ��������� �����������, �� � �� ��������� ���������������� ���������. � 2021 ���� ����� ������ �����, ������������ ��������� ������������ ������ ����, � ������ � ������ �� ��������. �� ����� �������� ���� ����� ���� ������������ ��������� ������������ ������ � ����������, ���������� � ��������. �� ������ ����������� ������ �������� ���������-��� ��� ��������� �� ������������ ������������� �������� ��������� �������������.

�������� �����: ���������� �������, �������� COVID-19, �������� ����������, �������� �����, ������������.

��� �����������: ������� �.�., �������� �.�. ��������� ������������ ����������-��� �������� ��������� ������ �������� ����������� �������� �� ������ � � ���� �����-��� COVID-19 // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 30�39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

��������� ������ �������� 21.01.2022.

*

��������: [email protected]

UDC 159.9.07 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

Comparison of Media Use Among Senior Preschool Children Beforeand During the COVID-19 Pandemic

Aleksander N. Veraksa*, Elena A. Chichinina

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

The COVID-19 pandemic has significantly changed the conditions of life and in particular changed the way how adults and children use digital devices. Digitalization plays a big role in the development of preschool children. Therefore, it has become extremely relevant to study how preschoolers use digital devices in the new social conditions. This study aims to examine the use of digital devices before and during the COVID-19 pandemic lockdown period by children aged 6-7. In this study we compared answers to the interview in 2019 and in 2021. The first wave of survey was conducted in 2019 involving 417 children aged 6�7 years. And the second wave with the same interview was conducted in 2021 involving 495 children aged 6�7 years. According to our results, children in 2021 named more options of digital devices usage and those options are more varied comparing to 2019. In addition, children became significantly more likely to say that digital devices could be used for work and learning, and they themselves became more likely to use them for educational purposes. However, many digital practices have remained unchanged over the past two years. For example, children still mostly use digital devices to play games. Among the answers about favorite digital activities in 2021 were more frequent answers not only from the category of entertainment, but also from the category of �psychological tools�. In 2021, there are more kids using digital devices every day and fewer using them only on weekends. During the pandemic, children were more likely to use digital devices with parents, siblings, and friends. As a result of this work, recommendations for parents on the optimal use of digital devices by preschoolers were clarified.

Keywords: preschool age, COVID-19 pandemic, digitalization, digital devices, media use, screen time.

For citation: Veraksa A.N., Chichinina E.A. (2022). Comparison of media use among senior preschool children before and during the COVID-19 pandemic. Preschool Education Today. 2:16, 30�39 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

Original manuscript received 21.01.2022.

*

Contacts: [email protected]

��������

���� ����������� �������� �������� ��-������� �������������� �������� ��������� ��� ������� ��������� 20 ���, � � ������ ����� ������������� ����� � �������� ��-�������� ���������� (��������, 2019; ���� � ��., 2021). ��� ��������� ������������ (����� � ��) � ������ ������ ������� � ���� ���������, ����������, �������� � ������ ������ �������� ����������, ���������� ������� � �������� � ���� ��������. �� ���-��� ������ �������������� �������� ���-�� ������������ ���������� �� 1 �� 3 ����� (Koran et al., 2022; ���� � ��., 2021; Gralczyk, 2019). �� ����������� ������������ ���� � 2020 ���� ������������� ��������� ����� 5�6 ��� �� ������, ������ � ��������� ����-��� ���������� ���� (������), ���� �������� ����� 7 ����� � ������ �� �������� �������� � 13 ����� � ������ �� ���������� ��������-�� (������� � ��., 2021).

� ������ �������� COVID-19 �������-����� ����� ����������� �������� ����� ��� ����� ����������� (Clarke et al., 2021; Koran et al., 2022). � ������ �������� � ����� � ���-������ COVID-19 ������� � ����� 2020 ����. � ������ ����������� ������� ���������� ��-��������� ���: � ��������, � ���� ��������� �������������� ���� (Ausin et al., 2020). �� ����� ��������� ������� ���� � ������ ���� �������, ��������� �������� ��������� �� �������� ����� � ������� ��� �� ����������� ������������, ���� ����� ���� ��������, �� ���� �� ����� �������� ���� ������ ������-�� ������� ����, � ����� ��������� ���� ����� ����� �����. � ��������, � ���� ����� �����-�� ������ �������� � ��������� �������� ��������: ������, ��������, �������, �����-��, ����������� ��� ������ ��. � ����� �� ����������� ������������ ���������� ���-������� ���������� ����� �������� �������� ����, ��� ���������� ������������� �� ��-�����������. �� ����������� ���� �������-�� ��� �������� ����� ������ �� ����������-��� �� ������ ����������� ��������, ������ ������������, ����������� ���� ����, ���-�������� ����� ������ �������� COVID-19, ���������������(Koranetal.,2022;Susilowati et al., 2021; Eales et al., 2021; Lau, Lee, 2021). � �������� �������������� ������ �����-����, ��� �� ����� ��������� ��������� ���-����� ���� ����� ��������� �������� � ���-�� � ��������� �� ������������� �������� (�������� � ��., 2020; Bergmann, 2022). ����� �������, ������� ������ ������ � ���, ��� ��� ���� �������� �� ������������� �� ��-����������� ��� � ������ ��������. ������ �������� ������ ������ ����������� � ���, ��� ���� � �� �� ������ ������� �� ������ � � �������� ��������, ��� ��������� ������� �������� ������������� ��. ���� �������-��� �� ������������ ������������� �� ���-��������� ��������������� �� ���� ����� ��-����������, � �� �� ���� ���������, ��� ���� ���������� ������� ������������ ���������-���. ����� ������������ ���� ������������ ���� ��������� ������������ ������������� �� ������ �������� ����������� �������� �� � � ������ �������� COVID-19, � ������: ����� ���� ������������ ������������ ����, ��� ��� ����� � ������������ ��, � ��� ��� ���������� �� � ��� �����. ��� ���������� ������������ ���� � 2021 � ������ �������� ���� ��������� ������������, ����������� ��� ������������ � 2019.

�������, ��������� � �������� ������������

�������

������� ������������, ������������ ���-��� 2019 ����, ��������� 417 ����� (52% ��-�����) 6�7 ���, ���������� �������������-��� ������ ������������� ������� ����� � ������. ������ 2021 ���� � ������������ ������� ������� 495 ����� (50% �������) 6�7 ��� �� ���������������� ����� ��� �� ��-����� ����� �. ������. ������� 2019 ���� � ������ ������ ������������ ��� �������� 1�, ������� 2021 ���� � �������� 2�.

���������

����� ����������� �������� ���� ����-���� ��������������� �������� ��������� �� ������� �� ����� � ������������. �������� ����������� � ������, ���������� ��������-������� �������������, ������� ������� ������� ���������� � ����� � ��� �� �����-������� � ������������������. �������� ���-������ � �������������� �������, � ����� ��������� ��� ����� ���������. ������ ��-��� �� ������� �������� ������������ �� ���-�����, � ����� ������������ � �����.

��������

� 2019 ���� ��� ������������ ���������-��� ������������� �� ������������� ���� ����������� ��������������������� �����-���, ��������� �� 9 �������� (������� � ��., 2020). � 2021 ���� ������ �������� ���� ��-�������� � ���������. � ������ ������ ���-������������ ������ 5 �������� �������� ��-������, ������� ���� ������ ����� � � 2019, � � 2021 �����:

1.

��� ���� ����� ���������, �������, ��������� �������?

2. ��� ���� �� �� ������ �����������?

3.

����� ���� ����� ������� ������� �� ��������, ��������, ����������?

4. ��� ����� �� ��� �����������?

5. �� ������� ��� ���� ��� ������ � ���-��? � ���?

�������� �����������

������ �1. ���� ���� ���� ���������� ��?�

��� ������ ����� �� ���� ������ ���� ��-������ � ����� �� ���������, ������������� � ������� (��. ����. 1). ����� ��� ������ ����� ���� ���������������� ��� ������������� � ������ �� ���� �����: ������������� �� ��� ����������� (���� ��������� ������ �� ����-����� ������, ��������� �������������, ����-����� �������������) ��� ������������� �� ��� ���������������� �������� (��� ������, ��������,����������������,������������� ������, ����-� �����������, ��������� ��-��������, ���������, ���������, ���������� �������, ��� ����������, ����������� � �.�.). ��� ���� ������ �����, ����������� ������-����� ������������� �� � ��� �����������, � ��� ��������� ��� (�� ���� ��� ���������-������� ��������), ���� �������� � �������� ���������������������������������,���� ������������. � ������ ������ ������������� ����� ���� �.�. ���������� � ����������� (��-����������� �� ��� �����������) � �������-��� (������������� �� ��� ���������������� ��������) ������������� �������� �������� (���������, 1983). ��� �� ������ ����������-�� � � ��������� ���� ��������, ����������� ����� ������������ ��� ������ ��.

������� 1. ���� ���� ���� ���������� ��?�

��������� �������� 2019 � 2021 ����� ��������, ��� �� ��� ���� � ����� ���������� ������������� � ���, ��� ���� ����� ����� ��.��-������,���������������������,��� ���� ���� ���������� ��, ���� � 2021 ���� ��-������ ������ ��������� ������������� ��, ��� � 2019 ���� �� ��������. � ������: � 2019 ���� 5.6% ����� ������� �� 4 �������� � 3.4% ����� ������� �� 5 ��������� ������������� ��, � � 2021 � 12.7% � 6.4%, �������������� (��. ����. 1). ��-������, ������ ����� � 2021 ����� ����� �������������� � ���, ���� ���-���� ���� ��������� � ���, ��� �� �����

������� 2. ���� ���� ���� ���������� ��?�

���������� ��������� �������� ��������� ������������� ��

1 2 3 4 5 6 7 8

1 ������� (n=408) 27.7% 36.3% 25.7% 5.6% 3.4% 0.7% 0.5% 0.0%

2 ������� (n=482) 22.2% 32.8% 24.3% 12.7% 6.4% 1.0% 0.4% 0.2%

������������ � ��� �����������, � ��� �����-�����������������,���������������������-��� �������� (54.2% ����� � 2019 ���� � 62.9% � 2021 ����, ��. ����. 2). ����� ����, ���� ���-�� ������� ���� �������� � ���, ��� �� ����� �������������� ��� ������ � �������� (33.8% ����� � 2019 ���� � 42.5% � 2021 ����), ��� ��������� ������������ (12.7% � 19.5%), ��� ��������� ������������ (9.1% � 13.9%), � ���-�� ��� �������� ���������� (7.4% � 11.6%) (��. ����. 2). �� ���� � ����� ������ ����� � ���, ��� ���� ���� ����� ������������ ��, ����� ����� ��������� � ���������������.

1 ������� (n=408) 2 ������� (n=482) ��-�������

���� 53.2% 58.1% 0.142

�����, ������� 75.5% 75.5% 0.992

�������� ������������ 12.7% 19.5% 0.007*

�������� ������������ 9.1% 13.9% 0.025*

����� ���������� 13.7% 11.8% 0.396

������������� ������ 2.7% 5.2% 0.060

��������������� 7.4% 11.6% 0.032*

������ � ����� 33.8% 42.5% 0.008*

������������ (�� ������� � ������������) 7.1% 6.4% 0.688

�������� ���������� 2.7% 4.4% 0.185

������� � ��������� 7.1% 5.2% 0.232

������������� �� ������ ��� ���������������� �������� 40.9% 33.4% 0.020*

������������� �� � ��� ��������, � ��� ����������� 54.2% 62.9% 0.009*

������������� �� ������ ��� ����������� 4.9% 3.7% 0.391

������� 3. ���� ���� �� ������ ����������� ��?� ������� 4. ������ ���� ������� ������� ��� ������ ��?�

1 ������� (n=384) 2 ������� (n=460) ��-�������

���� 79.4% 79.6% 0.961

�����, ������� 25.3% 25.9% 0.840

�������� ������������ 27.3% 29.8% 0.435

�������� ������������ 15.9% 15.7% 0.926

����� ���������� 3.6% 3.0% 0.627

������������� ������ 3.6% 1.7% 0.083

��������������� 7.0% 7.2% 0.936

�������� ���������� 3.4% 2.8% 0.640

����������� 7.8% 12.6% 0.023*

������������ (�� ������� � ������������) 1.0% 1.3% 0.725

�������� 1.8% 3.7% 0.103

������������� �� ������ ��� ���������������� �������� 8.6% 8.9% 0.870

������������� �� � ��� ��������, � ��� ����������� 33.3% 36.5% 0.334

������������� �� ������ ��� ����������� 58.1% 54.6% 0.306

1 ������� (n=375) 2 ������� (n=451) ��-�������

���� 69.9% 60.3% 0.004*

�����, ������� 4.8% 3.8% 0.464

�������� ������������ 13.6% 18.8% 0.043*

�������� ������������ 11.5% 10.6% 0.707

����� ���������� 0.8% 1.6% 0.325

������������� ������ 1.6% 1.6% 0.956

��������������� 3.2% 3.3% 0.919

����������� 3.7% 4.7% 0.512

�������� 2.4% 6.7% 0.004*

������������� �� ������ ��� ���������������� �������� 11.7% 18.8% 0.005*

������������� �� � ��� ��������, � ��� ����������� 4.5% 2.7% 0.145

������������� �� ������ ��� ����������� 83.7% 78.5% 0.057

������� 5. ���� ����� �� ����������� ��?�

������ �2. ���� ���� �� ������ ��������-��� ��?�

������ �� ������ � ���, ��� ���� ���� ������ ���������� ��, � 2019 � 2021 ���� ��������� ������� (��. ����. 3). ������������ �������� �������� ������� � ���, ��� � 2021 ���� ���� ���� �������� � ���, ��� ������-���� �� ��� ��������, ��� � 2019 ���� (7.8% ����� � 2019 ���� � 12.6% ����� � 2021 ����) (��. ����. 3).

������ �3. ������ ���� ������� ������� ��� ������ ��?�

� ������� �� ������ � ������� ������� ��� ������ �� ���� ����� ���� �������� ���� (69.9% � 2019 ���� � 60.3% � 2021 ����), �� ���� �������� ������������ (13.6% � 2019 ���� � 18.8% � 2021) � ��������� ��� ����-�� �� (2.4% � 2019 ���� � 6.7% � 2021 ����). ����� ��������� ������, ��� ���� � 2021 ���� ������� ���� � �������� ������ ����-���� ������� ������������ �� �� ������ ��� ����������� (����, �������� ������������ � ������������), �� � ��� �������� (��������, ��� ������ ����������, ��� �������� ����-������, ��� �����������, ��������� � �.�.) (11.7% � 2019 ���� � 18.8% � 2019 ����) (��. ����. 4). ����� ������� �����, ��� �� ����� �������� ���� ����� ������������ � ������-�������� ��, �������������� �� ���������� ��������.

1 ������� (n=330) 2 ������� (n=413) ��-�������

������ ���� 51.2% 60.5% 0.011*

��������� ��� � ���� 26.4% 22.8% 0.256

�� �������� 13.3% 8.0% 0.018*

1�2 ���� � ������ 7.6% 7.3% 0.872

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �4. ���� ����� �� ����������� ��?�

�� ������� ����� �� ������ � ������� ��-����������� �� �����, ��� ���� �� ������ �������� ���� ������������ ��: ���, � 2019 � 2021 ���� �������� ���������� �����, ����-�������� �� ������ ���� (� 51.2% � 2019 ���� �� 60.5% � 2021 ����) � ����������� ����� �����, ������������ �� ������ �� ��-������ (� 13.3% �� 8.0%) (��. ����. 5).

� �������� 2021 ���� ��� ������� ���-��� � ���, �������� �� ������� ����������-�� �� ����, ��� �� ����������. ���� ������ ��������� �� ��, ����� ������, ��������� ���� ������������� �������� ����������-��� ��, �, ��������������, ��������� ������-�� ������������ ����� � �������� �������. ���������, ��� 60% ����� ������ �� ������-������ �� ����, 34% ����� ���������� �� ��-������ �����, � 6% ������ �� ������������ �� ����. ��� ������� ������� ����� �� ��-������ 2021 ���� ����� ���� ������� �����-�����, ��� ����� ����� ����� ���������� ��-���������� � ����� ������� ������������ ������������� ��. ��� ������� �������� � ���� � �������� ��������� ��������� ���-���� �/��� ������������ ��������, � ����-��� ��������� ������������� ��. ��������: �� ��������� ����� �������� ��������� ��-���� 30 ����� � ���� ��� ���. ������� � ����-�����, � ����� ������. � �������� 2019 ��-�� �������� ������� �� ������������� �� ������������ ���� � ���� ����� 10% ����� ������� ������ ����������� ����� ��������-����� �� ��� ��������� ��������, ����� ��� ������ ���������� �� (������� � ��., 2020).

������ �5. � ��� �� ������ ����������� ��?�

� ������ �� ������ � ���, � ��� ������� ������ ���������� ��, ����������� ����� ������������ ��������� ����� ������������ 2019 ���� � 2021 ����. ���, ����� ������ �����-��� ���� ����������� ���� ����� ����������-�� �� ������ � ������� ������: � 2019 ���� 64.1% �������������������� ����� �������, ��� ���������� �� ������ � �������� (�� ���� ����� ������� ����� �� ���������� �� ������ � ��������), � � 2021 �� ���� �������� ���� 27.1% ����� (��. ����. 6). ��� ����, � 2019 ���� 14.9%�������������,�������������������-�������� �� ��� ����-����, � � 2021 ���� ����� ������������36.7%(��.����.6).���������-��� ������� �����, ������������ �� � ����-������ (� 12.1% � 2019 ���� �� 38.3.% � 2021 ����), ���������� (� 20.8% �� 43.1%), �������� (� 5.9% �� 14.6%) (��. ����. 6).

���������� �����������

� ����� ������ ��������, ��� �� ��������� � 2019 ����� �� ����� �������� ���� ����� ���� ���������, ��� �� ������������ ������ ��� ������ � ��������, ����� ���� ����� ���� ���� ������������ �� ��� ��������������� �����. ��� ����������� �������� ���������-�� �� ����� ��������� ���������� ���������. ���� ���������� �����, ������������ �� ��� ��������������� �����, � ����� ������ ���-�� ��������� ���, ��� ��-�� ��������� � ����� �� ���� ����������� �������� �����������-��� ��������������� ������� � ������� � ��-����� ����, ��� ��� �������� ��������� ����� �� ������ � ���������� � �������������� ��-������� ������������� ����� � ��� ������ �� (Koran et al., 2022). � ��������� ���������-

������� 6. �� ��� �� ������ ����������� ��?�

��� � �������� 3275 ��������� ����� 3�5 ��� 92,7% ���������, ������������� � ���������-���, ��������, ��� �� ���� ������������ �� � ��������������� ����� � ������ �������-����� �� ����� �������� COVID-19 (Dong et al., 2020). ����������, ��� � ���� ������� ��-������������� ������-������� ��������� �� ��������� ����������� �����������. ����� �������, � ����� ������������ ��������� �������� ��������� ������� ��������, ����-��� ������ ��� ��� � ���� �������� (Dong et al., 2020). �������� � ���� ������������ ��-������ � ���������� ��������� ������-��-��������� ��� ������������: ��� ���������� ������������� � ����� ��� ���������� ����-��� ����� �������� � ���������� � ��������� ������ � ������� ��� ����, ����� ��������-���� � ������������ ������-�������� �����. ����������� ��� ��������� � ��������� ���-������� ������ ����������� � ������������-��� ������������ �� � �������� ��������� � ����� �������.

������� ������������ ����� ������, ��-�������� ����������� �� ��� ����. ����� ���������� ������ �� ������, ��� ���� ���� ���������� ��: ����� 80% ����� � � 2019, ��2021������������,������������������ ���, ~27-30% � ��� ��������� ������������, ~25% � ��� �����, ~15% � ��� ��������� ��-����������. ����� ������� �������� ����� ��� ������ �� �������� ���� (~70% ����� � 2019 ����, ~60% � 2021), � ����� � ������� ������� ������� �������� ������������ (~14% � 2019 � ~19% � 2021) � ������������ (~10-11%). � ����� �� ��������� �����, ��� ���������������������������������������-����� �� ������������� �� ������ �������� COVID-19 � � ���� ��, �������� ������ ��-��������. � ������������ � �������� ������-��� 361 ������� 3-6 ��� �� ��������� ����� �� ������ ��������� ��� ��������� ��������, ��� ���������� �����, ������������ �� ��� ��� � �������, ��������� ���������� � �� �������-��, � �� �����. �� ���������� �����, ��������-���� �� ��� ��������� �����, ����������� �� 55%, � ������������ �� ��� ��������, ��-����� �� 235% (Koran et al., 2022).

1 ������� (n=390) 2 ������� (n=480) ��-�������

� ��� ����� ���� 85.1% 63.3% 0.000*

� ��������� 12.1% 38.3% 0.000*

� ��������� 20.8% 43.1% 0.000*

� ������ 5.9% 14.6% 0.000*

������ ���� 64.1% 27.1% 0.000*

��������� ���� ����� � ���, ��� ���� � �������� ���������� �� ��� ���, �������-���� � ������������ ������ �������������� (Gralczyk,2019;Koranetal.,2022;Oliemat,2018; ���������, ���������, 2015). � �������� 2015����������������������6�7���������-�� ������ � ������ ����������: ��������, ��� 88% ����� ���������� ������� ��� ���, 34% � ��� ��������� ������������ � ����������, 10% � ��� ��������������� ����� (���������, ���������,2015).������������,���������-������ ������������ � ����� ������������� ��� ������ ��, ��� �� � 2019 �� 2021 ���� ������������ ��� ��� �������� ������� ��-����������� �� ���������� � ~70 �� ~60%. ��� ����� ���� ���������� ����, ��� �� ��� ���� ������� ��������������� ����� � ���, ��� ����� ������������ ��, � ������� ���������� ������������� �������������, ��� ���������� ������� ���� ���������� ��. ��������������, ��������� �� ��� �������� ���� � ������� ��-����� �������� ����������.

������ �� ������� �������� � 2021 ���� �� ��������� � 2019 ����� ����������, ��� ������� ��������������� ����� � ���, ��� ���� ����� ������������ ��. � ����� �����-������� �� ����� ��������� ������ ��������-��� � ������� ���������-������������ ������, ��� ��������� ������������ �� ��� �����-������ �������� (�������, 2019; Veraksa et al., 2021). ��������, ��� �� ����� �������� ���� ����� ������������ � ������������� ������-������� �� ��� ���������� ��������, ��� ��-����� � ��������� ������������ �������� �� �������������� � �������� � ��.

��� �������������� ������������ ����� ������ � �� ��������� � 2019 ����� �� ���-�� �������� COVID-19 ���� ����� ���������-�� ������ ������������ �� ������ � ������� ������ � ����������, ����������, ��������, ������� ��������������. � 2019 ���� 64.1% ����� �������, ���, ��� �������, ��������-�� �� � �����������, � � 2021 ���� � 27.1%, ��� ������, ��� ��������� 72.9% ����� ����-�������� � 2021 ���� �� � ������� ������. ������ � ���������� �� � 2019 ���� ��������-���� 12.1% �����, � � 2021 � ��� 38.1%. � ��-�������������� ������������ ������ 2017 ���� � �������� ����� 1400 ��������� ����� � �������� �� 8 ��� ����� 30% ��������� ��-������, ��� ������� ����� ������� ������� ������-����� �� ����� ��������, � ����� 20% ��������� ��������, ��� ���� ����� ������ � �������� � ���� ��� ������ �� (Rideout, 2017). ���� ����� ��� �������� �� ������ ���-�����, � ����������� � ��� �������� ����� ������ �����������, ���������� � ����� ��-���������� � ��������, ����������� � 2021 ����, ��� ����������� � ������ ������������.

����� ������������, ��� ����������� ��������������������������������������-�� � ���������� � ����������, ������ ��� �� ����� ������ ������� ��������� ����, � ����-��� �������� ��������� �������� ������� �� ������������� ������ ��������. ����� ������������, ��� ������ ��������� ������� ������ ����� ���� � �������� 2021 �����-������������� ����� �������������� ������ � ������������ �� � �������� ���������� �� �� ������ ��� �����������, �� � ��� ������ ��-���. ��� ����, ���������� ������������� �� ����� ������������ ����� ������ ���������� ��������� �������� ��������������� ��� ���-������� ���� ��� ������� � ��������. ����� ������, ���������� ������������� �� � ����� ����� �������������� �� ��������� ��� ����-��� ������� (Koran et al., 2022). �, ��� �� �����-��, ���� ���������������� ���������� ������-������� �������� ��������� ������ ����, ��� ��� ����� �� ������ (Dore, Zimmermann, 2020). ���, ��������, ���� �������� �������� ������� ���������� ����� � ��������, �� �� ����� ��-��������������������������,������������ ���������������������������������������-����.�����������������������,�����������-��� � ��������� ��-����������� �� ������ � ���������� ����� ���������� ������� �� ���-����� ����� (Dore, Zimmermann, 2020; Strouse et al., 2013). �������� ���������� ������������� �� �������� � ���� ���������� �������� � ��-������� �������� � ������� � ����, �������-����� ������ ����� ���, ��� ������� ����� �� ������, � �������� ���������� ����� � ���-��� ������� (Dore, Zimmermann, 2020). ����� �������� ��������, ��� ��������� �� ������-�� ������ ������ ������������ ����������� ����� (���� � ��., 2021), ���������� ��������-����� �� � �������������� ������������ ���� ������������, ��� ����������� �� ����, ������ ������� ����� ����������� �������������.

� ����� ������������ ��������, ��� �� 2019 � 2021 ���� �������� ������� ��������-����� �� ������. ����� ������������, ��� ������ � �������� �������� � �������� ���-��. � ������ Koran et al. (2022) ��������, ��� �� ����� ��������� ��������� ���������� �� 66%, 363% � 520% ���� �����, ���������-��� �� 61�120 ����� � ����, 121�180 ����� � ���� � ����� 180 ����� � ����, ������������-��. � ����� ������ ����������� ���� ������� ������������� ��, �� �� �������� �����, ��� ��� ���� 6�7 ��� ��� ������������ ������ ��-��� ���������� ������� ���������� �������� ����� � �������. ���������� ������� ������-������� �� ����� ������������� ��� ������-������ ��������� �������� ����� ���� � ����� � ����������. ��������, ��� �������� ����-����� ��������� ������ �� ��, ��� ���� ������-���� ��: ����� ������ �������� ����� ������-���, ������ � �������� ����� �� ����� (Attai et al., 2020). ���, �� ����� �������� ������ ����-���� ������ ��������� ������� ������ �����-�� ����� ��������, � ��� ����� � ����������� ����������(PandyaApurvakumar,LodhaPragya, 2021).�������������������������������� ������ �� �����������, ��-�� ���������� ���-����� ������� � ����������� ���� ������� � ������-������, ����� ���� ����� ������� ��-������ ������������ ������-���������. ����, ���� ������������ ���������, �������� ���-������ ������ ������� � ������. ����� ���� ������ ��������� ������ ������� ����� ����-���� ��-�� ������������� ��� �������������� �������� ��� ����� � ������ ���������.

������������ �������� ��������� (World Health Organization, 2019) ����������� ������-������ �������� ����� ������� ������������ ����� ����� � ����, �������� ��������������� �������. ��� ����, �� ������ ��������� �����-���������, �������� ����� ����� �� ����� ���-����� ������� �� 3 ����� � ����� (Koran et al., 2022). ��� ����� ����������� ��������� ����-�����������. ���������� �������� ����� ���-�������� ���� �������� �������� � ���������� ���������������(Lietal.,2020),������������� ���������� ���������� (Domingues-Montanari, 2017), ������������� ����������������� � ���-���������������(Hale,2015).��������������� �������� ����� ����� ��������� ������ �� ���-�������� � ������������-���������� �������� ������������ (������� � ��., 2021; ����������� � ��., 2021). ����� ��� ������������-�������-���� � ������������ �������� ����� ���� �����-���� �� ���� ������ ���������������� ������-�� ������������� �������� � ���������������� ������ (������� � ��., 2021; ����������� � ��., 2021).���������������������������������� �� ����� ���� ��������� �����, ����� �������� �� �������� ��������, � ����� ������������ ���������� ������������������� �� ������� � �������� �������.

����� �������, ������ ����� ������� ���-��� ������������� �� � ������. �� ������� ����������, ��� ����� ����� �����, ��������-�������������2021����,������������,��� � �� ������ ���� �������� �� �������� � ���-����������������������.���������������-������ ������ � ��� ������������� ���������, ������� ������� � ���, ��� �������� �������-�� �������������� ������������� �� � ������� ��� �������� ������������� ��� �����. ����� ����, �����, ��� ���� ����� ���� ����������-���� ������ �������, ��� ������, ��� ������� ������� � �������� �����, ��� ������������ ��������������������������������������-��� ������-������������ ���������.

� ������ Koran � ������ (2022) ��������, ���������� � ���, ��� ��� ������������ ��-�������������������������,�����������-������ ���� ����������� ��������� �������. ������ ������� ������ ���� ����� ��������-�� �� ��, ����� ������� ����� ����� �������-��������� � ������������ ��� ������������� �� (Koran et al., 2022). ������� ������ ���-�� ��������� ��� ��������, � �������� ����-��� ����� �������� ������. ��� ������ ���� �������, ��������������� �������� �������, ������������ � ����������� ������ ����-������. ����� � ������������ Koran � ������ (2022) ����� ��������� �������� � ���, ��� ��� ���������� ����������� ���������� ��� �������������� ���������. ������� ���������-���� ��������� ������ ������������ ������ ����� � ����������� � ��������, �� �������-���� ��� �� �������� (Smahelova et al., 2017). ������������� ��������� � ��������, �������-�������� �������������, ��-�� ���� ����� �� ��������������� ������� ���������� � ����-����� ������������ ���������� � �������� � �������� ������ �� ���. ��������������, ����� ������ �� ������ ����� � �������� ������� ��-��� � ������� ���������� � �������� ������-����� (Benedetto, Ingrassia, 2020). ����� ����, ����� ������ �� ������ ����� �������� ������ �� ��� ��, ��� �� ���������� ������� �����-�������� ���������.

��� ���������� �������� ������ ������-������� �� ��������� ������������� �����-���� ����� � ������� �������� �������, ��-�������� ������, � ��������� ����� ������� ���� ������ (Koran et al., 2022). � �������� ��-������ � ���������� ������ ����� ������ ������ ����� ���������� ������ �������� ����������� � �������������� ��������� ��-�������, � �� �������� ������ �������������� ������� � ��������� ��. ����� ���������-���� ���� ��� �������� � ����� ������� ����-�������� ��� ������������� ��. ����� ����, ��������� � ������ ������ ����� ������� � ����� ������������ ���� �������� ������-��� � ���� ������������� �������� ��� ��-��� (Koran, 2022).

����������

�������� COVID-19 �������� ����� ����-����, �������� � ��� ����� ��������� ������-���� (Pandya Apurvakumar, Lodha Pragya, 2021). ����� ������������, ��� ���� ����� ������-��� �������� ������������� �� ������ �� ��-��� �����, ��� ���� �� 2020 ����. � ���� ����� ����� ������������� ������� �������� ����-����� � ������ ����� ��������. ���� ������ ����������������������������������.���� ������������ ��������, ��� ����� ���������-�� ������ ����� ����� ����������� � ������-��� �������� ������������� ��, � ��� ����� ������������� �� �� ������ ��� �����������, �� � ��� ����������� �������� ��������� � ��-������ ����������. � ������������ �������-���� ��������� ���� ������������ �� ������ � ���������� � ������� ������. �����, ����� ��� ���������� ������������� �������������� ����������� ��������� ����� ������� � ��-����� �������� � �������� �� ������ ������-���� �� ������. �� ����� ��������� ���� ����� �������� � ���� ������������ ��, � ����� � ��� �������� �������� �������� � ���������� ��-������ ������ ������������� ��. n

��������������

������ ��������� ��� ��������� ������ ��-6168.2021.2

���������� �� �������

������� ��������� ����������, �������� ���, ������ ��������������� ����, ���������, �������-��� ��������, ������� ���������� ����������� � ����������, ��������� ����������, ���������� ��-������������������������������.�.����������; ����������� ���������, ��������������� �������� ���������� �������� ����������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-7187-6080, [email protected]

�������� ����� ����������, ������� ������� ���������, ������� ���������� ����������� � ��-��������, ��������� ����������, ��� ����� �.�. ���������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-6906-8930, [email protected]

Information about authors

Aleksander N. Veraksa, Corresponding Member, Russian Academy of Education, PhD in Psychology, Professor, Head, Psychology of Education and Pedagogy Department, Psychology Faculty, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; Vice-Director, Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: [email protected]

Elena A. Chichinina, Junior Researcher, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6906-8930, e-mail: [email protected]

���������� / References

1.

�������� �.�., ��������� �.�., ����-�� �.�. ��������������� ����� � �������� ���-����� COVID-19: ����� ������ ������������ // ������������ ��������������� ������. � 2020. � � 3(39). � �. 57�65. DOI: 10.11621/npj.2020.0308

2.

����������� �.�., �������� �.�., �����-�� �.�., ������� �.�. ����� ������������, �����-������ �������� ����������� ������������� ���-����� ��������� � �������� ����������� ����� � ������������ // Science for Education Today. � 2021. � �11(3). � �. 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01

3.

������� �.�., �������� �.�., ����������� �.�., �������� �.�. ����������� ������������� �������� ��������� ������������ ������������� // ��������������� ������������. � 2020. � �6. � �. 82�92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3

4.

������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�., ����������� �.�., ������� �.�. ����� ������� ������������� ������������� �������� ��������� � �����, ��������� � ���������-�������������� ���������������� ����� // ����� �����������. � 2021. � �17(3). � �. 179�209. DOI: https://doi. org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209.

5.

��������� �.�. �������� ��������� � 6 �.: �.3: �������� �������� �������. � 1983.

6.

������� �.�. �������� �������-��� ��� ����� �������� ������������� (����� ������) // ���������-������������ �������-���. � 2019. � ��� 15. �3. � �. 117�124. DOI: 10.17759/chp.2019150312

7.

�������� �.�. ��������� ������������ ����������� ������� // ������������ ���������-������ ������. � 2019. � �2(34). � �. 25-32. DOI: 10.11621/npj.2019.0205

8.

��������� �.�., ��������� �.�. ������-������� �������� ��������� ������ ����������� �������� // ������������� �����������. � 2015. � �3. � �. 78�85.

9.

���� �.�., ��������� �.�., ������ �. ���� �.�. �������� ������������� �������� ���-������� ������ � �������� �� ����� ��� � ����� � ���� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �4(106). � �. 68�79.

10. Attai, P., Szabat, J., Anzman-Frasca, S., & Kong, K. L. (2020). Associations between Parental and ChildScreenTimeandQualityoftheHomeEnvironment: A Preliminary Investigation // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(17). P. 6207. DOI: 10.3390/ijerph17176207

11.

Ausin, B., Castellanos, M.A., Gonzalez-Sanguino, C., Vakhantseva, O.V., Almazova, O.V., Shaigerova, L.A., Dolgikh, A.G., Munoz, M. The Psychological Impact of Six Weeks of Lockdown as a Consequence of COVID-19 andtheImportanceofSocialSupport:ACross-CulturalStudy Comparing Spanish and Russian Populations // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 89-105. DOI: 10.11621/pir.2020.0406

12.

Benedetto, L., Ingrassia, M. (2020). Digital parenting: Raising and protecting children in media world. In Parenting. IntechOpen. DOI: 10.5772/intechopen.92579

13.

Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani, K. et al. Young children�s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. DOI: 10.1038/s41598-022-05840-5

14.

Clarke J., Kipping R., Chambers S., et al. Impact of COVID-19 restrictions on preschool chil-dren�s eating, activity and sleep behaviours: a qualitative study // BMJ Open. 2021. Vol. 11. P. e051497. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-051497

15.

Domingues-Montanari S. Clinical and psy-chological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53(4).

P. 333�338. DOI: 10.1111/jpc.13462

16.

Dong, C., Cao, S., Li, H. Young children�s online learning during COVID-19 pandemic: Chinese parents� beliefs and attitudes // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. P. 105440. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105440

17.

Dore, R.A., Zimmermann, L. (2020). Coviewing, scaffolding, and children�s media com-prehension. The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0233

18.

Eales, L., Gillespie, S., Alstat, R.A., Ferguson, G.M., Carlson, S.M. Children�s screen and problematic media use in the United States before and during the COVID-19 pandemic // Child Development. 2021. Vol. 92(5). DOI: 10.1111/cdev.13652

19.

Gralczyk, A. Smartphone and Tablet in the Everyday Life of Preschool Children. Impact and Educational Options in the Opinion of Parents and Teachers of Kindergarten // Social Communication. Online Journal. 2019. Vol. 2 (20). P. 85�102. DOI: 10.2478/sc-2019-0012

20.

Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic lit-erature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21.

P. 50�58. DOI: 10.1016/j.smrv.2014.07.007

21. Koran, N., Berkmen, B., Adalier, A. Mobile technology usage in early childhood: Pre-COVID-19 and the national lockdown period in North Cyprus // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27.

P. 321�346. DOI: 10.1007/s10639-021-10658-1

22. Lau, E. Y. H., Lee, K. Parents� views on young children�s distance learning and screen time dur-ing COVID-19 class suspension in Hong Kong // Early Education and Development. 2021. Vol. 32(6). P. 863�

880. DOI: 10.1080/10409289.2020.1843925

23.

Li C., Cheng G., Sha T., Cheng W., Yan Y. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta-Analysis and Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. 7324. DOI: 10.3390/ijerph17197324

24.

OFCOM (2019). Children and parents: Media use and attitudes report 2019. URL: https://www.ofcom. org.uk/data/assets/pdf_file/0023/190616/children-me-dia-use-attitudes-2019-report.pdf

25.

Oliemat, E., Ihmeideh, F., Alkhawaldeh, M.The use of touch-screen tablets in early childhood: Children�s knowledge, skills, and attitudes towards tablet technolo-gy // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88.

P. 591�597. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.03.028

26.

Pandya Apurvakumar, Lodha Pragya. Social Connectedness, Excessive Screen Time During COVID-19 and Mental Health: A Review of Current Evidence // Frontiers in Human Dynamics. 2021. Vol. 3. DOI: 10.3389/fhumd.2021.684137

27.

Rideout, V. (2017). The Common Sense cen-sus: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media.

28.

Smahelova, M., Juhova, D., Cermak, I., Smahel, D. Mediation of young children�s digital tech-nologyuse:Theparents�perspective//Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11(3). DOI: 10.5817/CP2017-3-4

29.

Strouse G. A., O�Doherty K., Troseth G. L. Effective coviewing: Preschoolers� learning from a video afteradialogicquestioningintervention//Developmental Psychology. 2013. Vol. 49 (12). P. 2368�2381. DOI: 10.1037/a0032463

30.

Susilowati, I.H., Nugraha, S., Alimoeso, S., Hasiholan, B.P. Screen Time for Preschool Children: Learning from Home during the COVID-19 Pandemic // Global Pediatric Health. 2021. Vol. 8. DOI: 10.1177/2333794x211017836

31.

Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., SaljoR. Exploringthedevelopmentofexecutivefunctionsin children in a digital world // European Journal of Psychology of Education. 2021. DOI: 10.1007/s10212-021-00584-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32.

World Health Organization. (2019). Guidelines onphysicalactivity,sedentarybehaviorandsleepforchil-dren under 5 years of age. World Health Organization. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.