Научная статья на тему 'Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей'

Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой сегмент образовательной программы дошкольного образования / цифровая образовательная среда / сквозные механизмы развития ребенка дошкольного возраста / образовательный медиапродукт / digital segment of the educational program of preschool education / digital educational environment / end-to-end mechanisms of preschool child development / educational media product

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Татьяна Валерьевна

Актуальность. В период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, многие дошкольные образовательные организации столкнулись с необходимостью осуществлять образовательную деятельность в цифровом формате. Традиционные формы работы с дошкольниками переносились в формат дистанционного взаимодействия, что негативно сказывалось на качестве образовательной деятельности и вовлеченности субъектов образовательных отношений. Возникла необходимость трансформации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников и специфики реализуемых образовательных программ. В статье представлено описание идей, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды. Цель исследования. Рассмотреть возможные подходы к разработке цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте возможностей для проектирования и реализации новых форматов образовательной деятельности, альтернативных вариантов формирования развивающей предметно-пространственной среды, а также поддержки семьи в условиях реализации цифрового сегмента образовательных программ дошкольного образования. Методы исследования. Экспертный анализ практики работы детских садов в процессе использования ими ресурсов цифровой среды для организации образовательной деятельности с воспитанниками. Ход исследования. Разработка подходов к формированию цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольного образования, позволяющих реализовывать образовательную деятельность с использованием ресурсов цифровой среды, соотнесение разработанных подходов с ключевыми нормами и смыслами, заложенными в требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Результаты. Сформулированы подходы и механизмы, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды, модернизировать подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и образовательного сотрудничества с семьей в процессе освоения ребенком образовательной программы дошкольного образования. Выводы. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, специалистам в области повышения квалификации и профессионального совершенствования педагогов системы дошкольного образования, составлять основу для профессионального обсуждения вопросов, связанных с цифровизацией дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Environment of a Preschool Educational Organization: a Space of New Opportunities

Relevance of the article. During the period of restrictions associated with the spread of the coronavirus infection COVID-19, many preschool educational organizations are faced with the need to carry out educational activities in a digital format. Traditional forms of work with preschoolers were transferred to the format of remote interaction, which negatively affected the quality of educational activities and the involvement of subjects of educational relations. There was a need to transform educational activities, taking into account the age characteristics of preschoolers and the specifics of the implemented educational programs. The article describes the ideas on the basis of which it is possible to develop variable models for the transformation of educational activities implemented using the resources of the digital environment. The aim of the article is to consider possible approaches to the development of the digital segment of the basic educational program of a preschool educational organization in the context of the possibilities for designing and implementing new formats of educational activities, alternative options for the formation of a developing subject-spatial environment, as well as family support in the context of the implementation of the digital segment of educational programs for preschool education. Research methods. Expert analysis of the practice of kindergartens in the process of using the resources of the digital environment for the organization of educational activities with pupils. The results of the study. Approaches and mechanisms were formulated on the basis of which it is possible to develop variable models of transformation of educational activities implemented using the resources of the digital environment, modernize approaches to the organization of the developing subject-spatial environment of a preschool educational organization and educational cooperation with the family in the process of mastering the child’s educational program of preschool education. Conclusion. The content presented in the article may be of interest to teachers and educators of preschool educational organizations, specialists in the field of advanced training and professional improvement of teachers of the preschool education system, and form the basis for a professional discussion of issues related to the digitalization of preschool education.

Текст научной работы на тему «Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей»

�������� �.�.

�������� ������� ����������*

��� ��� �� ��������� �������� ����������� ��. �.�. ��������� (�������, ������)

������������. � ������ �����������, ��������� � ���������������� �������������� �������� COVID-19, ������ ���������� ��������������� ����������� ����������� � �������������� ���-��������� ��������������� ������������ � �������� �������. ������������ ����� ������ � ��-����������� ������������ � ������ �������������� ��������������, ��� ��������� ����������� �� �������� ��������������� ������������ � ������������� ��������� ��������������� ���������. �������� ������������� ������������� ��������������� ������������ � ������ ���������� ���-��������� ������������ � ��������� ����������� ��������������� ��������. � ������ ��������-���� �������� ����, �� ������ ������� ����� ������������� ����������� ������ ������������� ��������������� ������������, ����������� � ����������� �������� �������� �����. ���� ������������. ����������� ��������� ������� � ���������� ��������� �������� �������� ��-������������� ��������� ���������� ��������������� ����������� � ��������� ������������ ��� �������������� � ���������� ����� �������� ��������������� ������������, �������������� ����-����� ������������ ����������� ���������-���������������� �����, � ����� ��������� ����� � �������� ���������� ��������� �������� ��������������� �������� ����������� �����������. ������ ������������. ���������� ������ �������� ������ ������� ����� � �������� ������������� ��� �������� �������� ����� ��� ����������� ��������������� ������������ � ��������������. ��� ������������. ���������� �������� � ������������ ��������� �������� �������� ������-��������� ��������� ����������� �����������, ����������� ������������� ��������������� ������������ � �������������� �������� �������� �����, ����������� ������������� �������� � ��������� ������� � ��������, ����������� � ���������� ������������ ���������������� ����-������������ ��������� ����������� �����������. ����������. �������������� ������� � ���������, �� ������ ������� ����� ������������� �����-������ ������ ������������� ��������������� ������������, ����������� � ����������� �������� �������� �����, ��������������� ������� � ����������� ����������� ���������-�������������-��� ����� ���������� ��������������� ����������� � ���������������� �������������� � ������ � �������� �������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������. ������. ���������, �������������� � ������, ����� ���� ��������� ��������� � ������������ ��-�������� ��������������� �����������, ������������ � ������� ��������� ������������ � ������-����������� ����������������� ��������� ������� ����������� �����������, ���������� ������ ��� ����������������� ���������� ��������, ��������� � ������������� ����������� �����������.

�������� �����: �������� ������� ��������������� ��������� ����������� �����������, �����-��� ��������������� �����, �������� ��������� �������� ������� ����������� ��������, ��������-������� ������������.

��� �����������: �������� �.�. �������� ����� ���������� ��������������� �����������: ������������ ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 16�29. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29

��������� ������ �������� 30.01.2022.

* ��������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29

Digital Environment of a Preschool Educational Organization: a Space of New Opportunities

Tatyana V. Krivtsova*, Bunakov Institute for educational development, Voronezh, Russia

Relevance of the article. During the period of restrictions associated with the spread of the coronavirus infection COVID-19, many preschool educational organizations are faced with the need to carry out educational activities in a digital format. Traditional forms of work with preschoolers were transferred to the format of remote interaction, which negatively affected the quality of educational activities and the involvement of subjects of educational relations. There was a need to transform educational activities, taking into account the age characteristics of preschoolers and the specifics of the implemented educational programs. The article describes the ideas on the basis of which it is possible to develop variable models for the transformation of educational activities implemented using the resources of the digital environment. The aim of the article is to consider possible approaches to the development of the digital segment of the basic educational program of a preschool educational organization in the context of the possibilities for designing and implementing new formats of educational activities, alternative options for the formation of a developing subject-spatial environment, as well as family support in the context of the implementation of the digital segment of educational programs for preschool education. Research methods. Expert analysis of the practice of kindergartens in the process of using the resources of the digital environment for the organization of educational activities with pupils. The results of the study. Approaches and mechanisms were formulated on the basis of which it is possible to develop variable models of transformation of educational activities implemented using the resources of the digital environment, modernize approaches to the organization of the developing subject-spatial environment of a preschool educational organization and educational cooperation with the family in the process of mastering the child�s educational program of preschool education. Conclusion. The content presented in the article may be of interest to teachers and educators of preschool educational organizations, specialists in the field of advanced training and professional improvement of teachers of the preschool education system, and form the basis for a professional discussion of issues related to the digitalization of preschool education.

Keywords: digital segment of the educational program of preschool education, digital educational environment, end-to-end mechanisms of preschool child development, educational media product.

For citation: Krivtsova T.V. (2022). Digital environment of a preschool educational organization: a space of new opportunities. Preschool Education Today. 2:16, 16�29 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29

Original manuscript received 30.01.2022.

* Contacts: [email protected]

���������������������������������-���� ����� ������������ ��� �������-��� �������� ����������� �����������? ���� ����, �� ��� ����� ��������? ����� ��������� ������������������������?���������,����� ����� �� ������ ���������� � ������������ ������������� �������� ����������� ������-�� �������������� ����������� ���������? ���������, � �������� �����, ����� ��������-�� ��� ������?

��� ��� ������� ��������� ���������, ���� ���� ���������� �������� ������� ����� ������� ������������� � ���������������� (�����������, �������, 2019). ��� ���� ���-�� ��������� ��������� ���������-���������-��� ������ � ���������� �������� �������� (���������, 1996) � � ���� ���������� ���-����� (���) ��� ��������� �������� �������� (������, 2019). ������ �������� ����� ���-��, ��� ��� �� ���� ��� �������� ���������� ������� � ��������, ������� ����� �� ����� �������� (�������, 1972; 1996; ���������, 1982; 1983; 1984; 1991). ������ ������� ���� ������� ����������� ��������� ��������� �� ����� �����������, ��������� � ����������-������ �������������� �������� COVID-19.

���� �������, ��� ���������� ����������� ������������ ����������� ��������� � ���-����� �� ���� ������������� ����������� � �������� �������� ���������� � �������� � ���������������� � ����������, � ����� ���-����, � ������ ����� �������������� ������� ����������� ��������������� ������������, � ������.

�� �������, ��� ���������� � ���������-���������� ��������� �������� �������� ��������������� ��������� ����������� ����������� ����� ��������� ��������� ���-��������� �����, ����������� ������������ ����������� �������� ����� ��� ������� ��������� �����:

����������� ���������������� � ��-������ ����������� �/��� �����������-�� ��������� ���������� ��������������� �����������;

���������� ������� ��������������� �����, ��������������� ���������� ��������-������� ������������, � ��� ����� �� ���� ��-������� ����� ��������������� ��������;

������� �����, ��������� � ������-����������� � ��������������� ����������� �����������.

�������� ����� �������������, ��� ���-����� ��������������� ����� �������� �� ��-�������, � ���� ������������, �����������-��� ������� ���������� ����� �������� ����, ��������� � ����������� ����������� �����-��� ��������������� ��������� ����������� ����������� (��� �������� �� ����ۻ, 2019).

�� �������, ��� ��� ���������� � �����-����� ��������� �������� �������� ������-��������� ��������� ����������� ������-�����, � ����� ��� ���������� � ���������� ����� ��������������� ���� ����������� �����������, ������� ������������� �����-��� ��������������� �������� � ���������� �������������� �����������, ���������� ��-��������������� ������������ ������������ ���������������� ���������������� ��������� ����������� ����������� (����� � ���� ��).

�������� ������� ��� �� �������� ��-�����������, ����������� ������������-���� ������� ���������� ��������������� ��������� ����������� ����������� � ����-���� �������� �����, �������� � ���������-������ ������� � ������� ��������������� ������������ ��� ���������� � ��������-������� ���������� ���������� ����������� ���������� � ���������, ������������ ��-���� ����������� ��������������� ��������-���� ��������������� ��������� ���������-�� �����������.

� ���� ������ �� ���������� ����, ������� ����� ������������ ��� ���������� � �����-����� ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������.

��������� � ���������� ��������� ���-����� ��������������� ���������, ������-���� ��������� ��� ������������ ��������-���, ��������� � ����������� ������������� ������������.

���� ������������ ������� ����������� ��������������� ������������ � �������� �������� �����

� ��������� ����� ������� ������������ ��� ������ ����������� ��������������� ��-���������� � �������� �����. ��� ����� ��-���� � ����� ������.

������ ���������� ��������� ������������ ������� ����������� �����������, �� ���-��� � ������, ��� ���������� ������������� ������-������ ���������� ��������������� ������������, � �� ����� ��� ����������� ��-����-�������������� � �������������� ���-����� ����������� �� ���������. ��� ����� ���������� �������� ���������� ���������-��� ����� ������������ (������������ ������-��� �������, �������� � �. �.), � �� ����� ��� ������������ �������� ��������� ������� � ����. ��� �� ����� ���������� ��������� ������������ ���������� ������� ��� � ���-������� ����������� �������� �������� (����-����������� ��������), ��� � � ����������� ��������� ���� ������� ���������� (����� ������� ������������).

������������������������������������-����� ����������� �������, ��������������� ��� ����������� � ����������� ��������, �� ���������� � ������� ���������� ���������-�� ����������� � ����������, ��� ��������-��� � ������� �� ��� � ������������ ������� �������������� ��������� ����������� ���-����� ������� ����������� ��������: ������-��, ����� � �������������-����������������� ������������� (��. ����. 1).

��������������� ������, ����������� � �������, �������� ������ � ������, ��� ����-�� �������� ��������� �������� ������� ��-������ ������������ ������� ������ �� ��� �������� � ���������� �������� ����������� �����������.

������� 1. ����������� ������� ���������� ����������� ����������� � �������� ���������� �������� ������� ����������� ��������

���������� ������� ���������� ����������� ����������� �������� ��������� �������� �����������, �������������� ����������� � ������� ����������

������� ���������� ��������� ����������� ��������� ������������, ��������� ���-������� � ����������������� � ������ ����� ������������ � ����, �������, �������-������-����������������� ������������, ��������������� � ��.; �������� �������� ���� ��� �������, ���������� �� ���������� ������������ ���� ������� �������������-�������-���������� ������������

������� �������� ���������� �������������� ��������� � ����, � ������ ����� �����, ������ ����� � ������ ����, �������� �������� ������������ �����������; ��-����� ��������������� �� ������������ � ���������, ��������� � ���������� �����. �������� ��������������, ��������� �������� � ������� ������, ������������ �����-��� � ���������� ������� ������, ��������� ��������� ���� �������, � ��� ����� ����-��� ���� � ����, ��������� ��������� ���������

������� �������� �������� ������������, ������� ����������� � ������ ����� ��-����������, � ������ ����� � ����; ������� ������� ������� ������� � ������ ����, ��������� �������� � �������� ��������, ����� ����������� ������ �������� � ����-������ ������

������� ���������� ������ ������� ������ �����, ����� �������� ���� ����� � ��-�����, ����� ������������ ���� ��� ��������� ����� ������, ������ � �������, ����-������ �������� ������������ � �������� �������, ����� �������� ����� � ������, � ������� ������������ ����������� �����������

� ������� ������� ������� � ������ ��������; �� ��������, ��������, ������� �����-���� ����������, ����� �������������� ���� �������� � ��������� ���

������� �������� � ������� �������, ����� ��������� ���������� ������ ��������� � �������� � ������ ����� ������������, �� ���������������� �� ��������� � �����-�������, ����� ��������� ������� ����������� ��������� � ������ �������

������� ��������� ����������������, ������ ������� �������� � �����������, ��-���������� ��������-������������� �������, �������� �������������� ����������� ���������� �������� ������� � ��������� �����; ������� ���������, ������������-������. �������� ���������� �������� � ����, � ��������� � ���������� ����, � ��-����� �� �����; ������ � �������������� ������� ����������, �������� �����������-�� ��������������� �� ������� ����� �������, ��������������, ����������, ������� � �.�.; ������� �������� � �������� ����������� �������, �������� �� ���� ������ � ������ � ��������� ����� ������������

����� ������� ����� ���������� ����-������� ������� ���������������� ������-��, ���������� �������� ������������� ��� ����������� ��������������� ����������-�� � ������ ������-��������������. ���� ��-��������� ������� ����������� ��������� ����������� �������� ������� ����������� ��������, � ������ � �����, �������� � �����-��������-����������������� �������������.

��� ���������� ������ ��� ������������ ������������������������,���������������-���� ������? ����� ��������� � ���������� ������������ ���������������� ��������-�������� ��������� ����������� �����������.

��������������� ���������� ��������-������� ��������� ����������� ��������-��� ����������� � ������ ���� ����������� �������� ������� (��������������� ��������). ������ ��� ������������ ���������� ����-������� �� ������ �� ���� ��������������� �������� ����� ���������� � ������ ��������� (����������� � ���х, 2020):

���������-��������������� �������� ���������� �� �������� ���� � ���������, �������� � ��������, ������� ��������� � ������������ ��������; �������� ����-��� � �������������� ������� �� ��������� � ������������; ����������� ������������-�����, ������������������ � ������������� ����������� ��������; �������� ����������� � �������������� ����������, ������������� ������������, �������������, ���������-��� ���������� � ���������� ������������ �� ������������, ������������ ������������� ��������� � ������� �������������� � ����� ����� � � ���������� ����� � �������� � ��-�������� �����������; ������������ ����-������ ��������� � ��������� ����� ����� � ����������; ������������ ����� ����������� ��������� � ����, �������, �������.

�������������� �������� ������������ �������� ��������� �����, ��������������-�� � �������������� ���������; ���������-��� �������������� ��������, ����������� ��-������; �������� ����������� � ���������� ����������; ������������ ��������� ����-��������� � ����, ������ �����, �������� ��-��������� ����, � ��������� � ���������� �������� ����������� ���� (�����, �����, �������, ���������, ��������, �����, �����, ����������, �����, ����� � �����, ���������-��� � �������, �������� � �����, �������� � ���������� � ��.) � ����� ������ � ���������, ������������� � ��������������� ��������� ������ ������, �� ������������� ��������� � ����������, � ������� ����� ��� ����� ���� �����, �� ������������ �� �������, �������-����� ����� � ������� ����.

������� �������� �������� �������� ��-��� ��� ��������� ������� � ��������; ���-������� ��������� �������; �������� ������� ������������� ���������� ������������� � �������������� ����; �������� �������� ����-������; �������� �������� � ������������� �������� ����, ��������������� �����; ���-������� � ������� ���������, ������� ����-�������, ��������� �� ���� ������� ��������� ������ ������� ����������; ������������ �������� ���������-������������� ���������� ��� ����������� �������� �������.

�������������-������������ �������� ������������ �������� ����������� �������-��-�����������������������������������-������� ��������� (����������, ������������ ����������������), ���� �������; ��������-��� ������������� ��������� � ����������� ����; ������������ ������������ ��������-����� � ����� ���������; ���������� ����-��, �������������� ����������, ���������; �������������� ������������� ���������� �������������� ������������; ���������� ��������������� ���������� ������������ ��-��� (���������������, �������������-������-���, ����������� � ��.).

���������� �������� �������� �������-����� ����� � ��������� ����� ������������ �����: ������������, � ��� ����� ��������� � ����������� ����������, ������������ �� �������� ����� �������, ��� ����������� � ��������, �������������� ����������� ���-��������� ������-������������ ������� ��-�������, �������� ����������, ����������� ��������, ������� � ������ �������� ����� ���; ����������, �� ��������� ������ ����-����� ����������� �������� �������� (����-��, ���, ������ ������, �������� � ��� �����-��);����������������������������������� � ��������� ����� ������; ���������� ���-������� ������ � ���������; ������������ ������������������ � ������������� � �����-������� �����; ������������ ��������� ���-������ ������ �����, ���������� ��� ������-������� ������� � ��������� (� �������, ������������ ������, �����������, ��� ���-��������� �������� �������� � ��.).

����� ������������ ��������, ��������-������ � ������ ���� ����������� �������� ����� ����������� �������� (��������������� �������), ����� ����� ������� ��� �������-����� ��� � ���������� ��������������� ��-���������� � ������-������. ������ � �����-����� ������� ��� ��� ���������� ���������� ���������� ������������ �������� � ����� � �������� ������������� ������, ��� � ��� ���������� ���������� �������������� ��-������������� ��������������.

����� �������, ��������������� �������-�����, ����������� � ������ ������, ����-�������� ����������� �������� ���������� �������� ������������ �� ������ �������-��� ���� ��������������� ��������.

���������� ������-�������� ����� ����-�������� �� ������ ���� ����������� ������-�� ��������. ������ ��������� ���������� ����� ��������� �����, ��� ��� ������������-��� ������������ �� ������ ������-�������� ��������� ������������ ������� ����� (��� ����������, ����� � ������� ���, ��������-���������, �������������� ���� ������������ � �.�.). �� ����� ���� ������-������� �������� ��������������� ������������ ��� �������-��� ��������������� ������������ � �������� �����.

�� ���������� ����������� ������-���-���� �� ������ ������� ����� ������������ (��������, 2009).

�������� ���� ��, ��� ����� �� 3 �� 8 ��� � ��� ������� ������������, ���������-������, �������������-����������������� (��-���������� �������� ����������� ���� � ������������������� � ����), ���������� ��-������������ ���������� � ���������, ����-������������ � ������������ ������� ���� (� ��������� � �� �����), ��������������� �� ������� ���������, ������� ������������, ������, ������, ��������� � ���� ��������, ��������������� (���������, �����, �������-���), ����������� (���������� � ��������� ������ ����������� ������������, �����, ��-��������-����������� ��������, ���� �� ���-���� ����������� ������������) � ���������-��� ������������.

��������������� ������������ � ������ ������ ������������ �� ������ �������� ��-�������� �������� ��������, ������� � ���� ������� ����� ���� ������������ �� ������ �������� � ������-��������� �����, �������-���� � �������� ������������� ������������� ��������������� ������������ ������-���-����� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������. ���������� ����-����������� ������������ � ������ ������ ����� ���� �������������� ��� ������-��� � ���������� ������ ��� ����������� ���������� �������� ���������� �������� �������.

����� �������, ������-����� �������-��� ��������������� ��������� ����� ���� ������������������������������������-�����, ����������� � ������� ������.

�� ������� ������� �������������, ��� ������� ������-����� ���������� ������-��������� ��������� ��������� ��������-������� ������������, ����������� � ������ ������. ������ ������������ ���� �������� ���������� ��������� �������� ��������-������� ��������� ����������� ����������� ����� �������� ��������� � �����, � ������ ��������� ������������ ���������� ������-��������� �����������, ��������������� �� ������ ��������� ���������.

���������� ����� ��������� ��������-�� ��������� �������� ��������������� ���-������ ����������� ����������� ��������-���� ��������������� ������������ � ������ ��������� �� ������������ � ������������ ����������� ��������������� ���������.

���������� �������� ���������� ������-�������� �������� � ������� ����������� ����������� ������������� ������ �������-�������� ��������� ������� ���������� ��-������������� ��������� � ����� �� ����� ������ ����������� �� ���������� ��������-��� ��������������� ���������.

������������ �������� ������������� ��-������������� ������������ �����������, ��-��������� ��������� ����������� ��������-���, �� ������������ �� ��������� �������, �������������� �������������� � �������-��� ����������� ����� ����� �� ����������-��, ���������� �������� ���������� ���� �� (2013). ��� �������� ������������� �� ����������� �����, �� ������� ���������� �������� ��������� ������������� � ����-������� ��� ��������� ��������� (���. 1).

����� �������, ��������, ��� ��� ������-������� ���������� ��������� ������������ � ��������� ����������� ����������� �����-������������������,������������������-������ ������� ��������� �����, ����������-�� � ����� �������������� ��������. ������� ���������� ����� � ������ ���������������� � �������� �����, � ����������� ���������� ��� ������� �������� � ��������� ��� ������-��������������������������������������-�������� (������-�����) � � �� �� ����� ���-��������� ������������� ����� �������, ����� ������� ��� ���� (��������, 1978; 1989) � ������� �������� (��������������� �������-����� ������).

���� ���������������� �������������� � ���������� � �������� ���������� ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������

���������� ��������� �������� �������-������� ��� ����������� ����������� ������-��� ����������� � �������� ����������� ��� ������������� ��������� ��������������� ����������� �������� �� ����������� �����-���, � ����� ��� ������� ������ �� ��������� ����� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������, ���������� ����� � ������������� �������. ��������������, ������������� ��������������� ���������-��� � ��� ����� �����.

��������������� �����������, ��������-��� �������� ������� ��������������� ���-������ ����������� �����������, ������ ������ ������, ��������� � �������������-�� ��������� �� ��������, ���������� ���-��������, ��������� � �����������, � ������-��������� ����������� �� �������������. ��� ��������� �������� � �����������, ��� ����-������ ��������, ������� ���� ����� �������-�� ������������ ��������.

������� �������������� � �������� ��-����������� ������ ������ ���� ����������� ��������� � ��������� ���������� ���������-�� �����. ��� ��������� ����� ����� ����-����, ����� ������� �������� � �� ��������, ������� ����� �� ��������� �����������-��� ����� ���� ������������������ ������-�� (��������� ����������), � ������� ������� ������������ ���� � ������� � �������� ����-������, ��� ������� ������ � �������� ������-�������� � ��� � ��� ����� ������������ ��-��������� ��������������� ����������.

��� ����� ��������� �������������� �������� �������� ��������������� �������-�����, ������� ������������� ��������� ����-��� ������� � ��������������� ������������ (�������, 2011).

������-�������, ��� ��� ���� ������-�� ����, ��� ��������������� ����������� ��������������� ����������� ��� �����, ��-���������� �� ��, ����� ������� � ������� �����, � ������ �������������� ���������-��� � ������������ ���� ����������� ����-����� ��������������� ������� � ������� ���������.

��������������� ����������� ��������-������ ���������� ���������� ������������-��� ����������� �� ������������ ������ ������� (��������, �� ������). ���� ������� ����������� �������, ������������ ����� ���-�������� ������������ �����, ����� � ���� ���������� ��������������� ������������. �� ���������� ������������ ������� �����-�� ��������, �� ������ ������������� ����� ��������, ���������� ������-��������������, ����� ������� �������� �������� ������� ��-����� � ������������, �������������� ���-������������ ��������, ����������� �������-������ ���� ��������.

��������������� ������������ � ������ ������ ������������� ��������� ��������-���� �����������, �� ������� �������� � ��-������ ��������� �������� �����, ��������� � �������� ��������������� ������������, ��-�������, ������������� ��� ������������, ����� ����������� ���������� ������������ � ���������� ����������. ��� ��������� ��� �����, �.�. ���������� ����������� �������� ������ ���������� ��� ����������� �����-����� ������������ � �������� ����� � �����-��� ����� �� ������ ��������������� �������-����� � ������ ������. ��� ��������, ������� �������� ���������� �� ������������ �����-����� ������� � ��������� ���� ����������-��, �� ��������� �������, ��� ������������, ����������� �������� � ������������, ����� ������� �������� ���������� �������� ��-��������� ��������� ����������� ��������-������� ������������.

���� ������������ � ������������� �������� ����������� ���������-���������������� ����� ��������������� ����������� � �������� ���������� ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������

���������� ��������� �������� ��������-������� ��������� ����������� ����������� ������������ ��������� ��������� ���������-����� � ����������� ����������� ���������-���������������� ����� �����������.

�������������� ������� �������� �������-��� ����������� � ������� ��������� � ����-����������� ����������� �������� ��������. ��� ���������� ��������, ��������� ������-��, ��������� � �������������� ��������� � �������� ������������, ����� ��������� � ������� ����������������� ��������� ��������.

����� �������, ��������, �������� ���-����, ��������� � �������������� ��������� � ������� ��������� ��������������� ����-�������, ���������� �� ��������� ��������-����� �����, �� ������� ����������� ����-������ ������� �������������� �������� �����������.

��� ���������, ����������� �������� ������� ��������������� ��������� �������-���� �����������, ���������� ������������ ������� �����, �������������� ������������ ���������� ��������������� ������������ �� ������ ��������� �������� ��������.

��� ����� ���������� ������� ���������-���� ���������� � ������������ � ���� ��-������, ����������� ��������-����������, ���-����� � ��������� ����� ������, �����-��, ����������, �������������� ���������-��� ���� �� ����� ������-��������������, ������������� ����� ������� �����������, ����������� �������� � �������� ������, ��������-������, � ����� �����������, ���-�������� ���������� ��������� ��� ������-������� � ������ ������.

���������� ����� ������� ���� ������-������ ��������������� ������������ � ��-��������� �� ��������� �������� � ������ ������������ ���������������� ��������. ������������� ������� ���������� ��������-���������� ������� ����, ��������, �� ��-���� �� ���������� ���������. ��� �������� ������������ ���������� ������������� ���-������ ����� ���������� �� ����� � ����� �������������� ������������ ������� ����-����� �� ���������.

���������,�������������������������� �������� ����������� ���������-���������-������� ����� ��������������� �����������, ����� ����������� ��������� ���������� �����. ������������� ����� ������ ������-������ � ����������� �� ��������� � �����-����� ���������������� ��������, � ����� �� ������ ��������� ��������������. ���, ��� �������������-����������������� �������-����� ����������� ���������, ��������� �� ��������, ����� �����, �����������, ������-��� ��������� ��������� (��������, ������-���), �.�. ����, ��� ������ ���������� ������� � �������� ��������, �� ���������� ��� ����-������� ��������������� ������������.

��� ������������� �����������-��������-��� ������� ����� ���������� �������������� � ��� ���������� ��������������� ��������� � ����� ������, � ����� � �������� �������� ������� ��������� ����������� ��������-��� �������������, ����������� �� �������-��� ������� ��� ������������, � ��������-�����, �� ������� ����������� �������� ��������������� ����������� �� ��������� ���������������.

���� �������� ���������������� ������������� ��� ������������ ���������� ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������

��� ���������� ��������� �������� ����-����������� ��������� ����������� ������-����� � ���������� ������ ��������� ������-������� � ����� ��������������� ��������, ������� �������� ������������ ������� ���-����� �����, ��������� �� �� �������� �����-��, ����������� ��� �������� ���������, ����������, ���������� ���������� � ������-������������ �� ����������.

� �������� ������ ������� �� ���������� ������������ ��������������� ������������.

��������������� ������������ �����-������� ���� ���������-������������� �����-�� (���������, 1967; 1982; 1983; 1984; 1996), �� ��������� �� �������������� ���������-��� ������� ����������, � ��� ����� � �����-��� ��������������� �����, � ������������� �������������� ��������� ������� � ���� ������������.

��� �� ����� ��������������� ��������-����? �� ������������ ����� �������, � ��-������� ����� ����������� ������� ��-�������� ��������, ���������� �������, ���������� ��������, �������� � �����������-���� ����������� ���������� � ��-�������� � �������� ������ ����������� ����������� �������� ���������� ��������� � ����������� ��������� ��������������.

��������������� ������������ ��������� �� �������� ������� ��� ������������� ����-��������������������������������������-����� ������� ���������, � ����� �������� ���������� ���������� ���������� ������� ���������� � ��������� �������� ����������.

���������� ���� �� ��������� ������-��� ������������� ���������������� �����-�������� � ��������� ����������� ������- � ������-������� ���������� ��������� ���-����� ��������������� ���������.

��������� �������������� ���� ������ �������������, ������� �������� �������-��� �������� / �������� ������������ ���-�� ������������ ����������� ������-����-��. ������� ����� ������ ��������� �� � ����� �����, � ������� �����, ��������� �� �����-���� ������������ �������� ��������.

��� ����������� ��������������� ���-����������� � ������ ������ ����� ��-������� ������������ ��������� ������ ���������� ���������, �������������� �� �����������, ��������� ����������� � ��-��������� ������ ������� �� ������ �����-��������,�������������������������������� � �������������.

� ����� �������� ����������� ������� ��� �������� � ���������� ���������� ��-������ ��������������� ����������� ����� ����������� ��������� ���������� �����, � ������� ��� ����� ����� ��������� ����-��� ������������, ����������� ��� �����-��� ���������� �������� � ��������� ����� ������� ������������.

�� ����������� ������������, ��������-��� � ��������� ���������������� ��������-�����, ������������ ������������ ���������, �� ������� ����������� ������ � ��������, ���������������� ���� ��������� �����, ���-���������� �� ��������� � ������� ��������-�����, ������������ ���������� ���������� �������������� ���������.

���� �������� ���������������� �����-�������� �������� �� ���������� �������, ��������� � ���������������� �����������-��� ��������. ��� �������� ������� �����-���� ����� ��� ���� �����, ������� �� ���-����. ��� ��������� ��������� ���������� � ��������� ����� ������ �� ���� ������-������ �����. ����, �������� � ��������� �������� ���������� ������� � �� ������� �������� ���������� ��������� �������� � ��������� ����� ��������������� ���, ��� ���� ���������� ��������� �����������, ��� ��� �������������� �������� ���������-��� �� �����. ����� ����, ������ �������-��� ������ �� ���������� � ����, ������-��� � ����������� ���������������� ��� � �������������������� ���������, ������ ��� ��� ��������, ��� � ��� �����. ������� ������������� �����������, ������� � ���-������� �� �������� ���������� ������ ������, ��������� � �������� ���������� � ���������� ����������� ������� ������ � ������������.

��� �������� ���� �������� ��������� ��-�����, ������� � ��������� ����� �������-�� ������������ ������������ ������� � ������� ��������� �������� � ������������ ������� ��������� ��������� ���� ������ � ������������. ����� ����, ������ ������� � ������������ ���������� � ���������� ������ � ����������� �������� ������� �� ��������� ��������� ����� ��������� ����-������ � ������ ��������, ����������� ��-������ ��������� �������, ��������� ���-����, ������� ������� ������� ���� ����� �� ����� ������� ����.

��������������� ������������ �������-��� ������� � ���� ���������� ������������ � ���������� �������� ���������� � ������-����� ���������� � ���������� ����������� ����������� ����������� � ����������� ��-������. �� ������� �� ���� �����������, ��-���������� �������� �������� � �����, � ���-�� ������ ��������� �������. ������������� � ������� ���������������� �������� �����, ���������������� QR-�����.

����� ���������� ������� � ���� ���������� ������������ � ���������� �������� � ���� ������������� �������� ���������� ������-��� ��������������� ���������, ���������-�� ��� � ��� ����������. ������������� ��-����� �������� �������, ������������������ ������� ��������� �������. ������� �� ��-����� � ������������� ����� �� ���� ������ ���������� �������� �����. ����� �������, ������� ����� ���� ����������� �������� �������� ���������������� �������������. ���������, ��������� ����� �������, �����-�� � �������� ��������� �����-���������. ���, �� ����, �������� ���������� �������� � ��-������������ � ������������. �� ���� ��� ����!� � ������� ������� � ������� �� ���������. ��� ����� ��������� ���������� ���������� ������腻 ������ �����������, ���������������, ��������� � ��� ����� ���-������ �������, ����������� ��������, ���-������������ � ����������� ������.

���������� ��������� �����������, ��-����� ������������� ������������� ������-���������� �������������.

�� ������ ����� ���� ���������� � ������ ��������� ������� � ��������� � ���������� �� ����������, ������ �������, �������� ����������� ���������� � �� ��������, ����-������ ���� ��������� � ��������, ������-��� � ������, � �������� ���� ����� � ����-������� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� �� ������ ����� ������� ����� ���-������� � ������������� ������������ ��-����� ����������, ������������ �� ������, ����������� ������, ������� �� ��������� � ���������, � ����� � ������ ��������� ����-������ ��������.

�������� �� ���� �������������� ���-��������� ������� ���������� � ����� ��-������� ���������������� ������������� � �������� ���������� ��������������� ��-��������, �� ���������� ������������ ��-������������ ��������� ����� ��� �������� ��� ���������� ��������� � ������������ �������������� ����������, ���������-��� ���������� ���������� � ������������ ���������� ����������. ����������� ���-��� ��������� ������� ���������� �����-��, � �� �������. �� ����� ���� ��������, �������� � �������� ������� �����������-������ ������� ���������� � ������ ���-��������� �������� �����������, ���������� � ������������� ���������� ������������-��� ���������, ������������ ���������-���������������� �����, �������������� � ���������� ��������������� �����������, � ������ ������������ ������������.

� ������������ �������������� �������-��� ������������ ������� ��� ������ � ��-������������� ���������. �������� ����-������ �������� � ���� ������������, ������� ��������� ��������� ������� ������ ����-������� ���������� � ��������� �������-���, �������� �� � ����������� ���������� ������. ������������� ������� ����������-�� ���������� ��������������� ��������� ��� ������������ � ��������, ������������-�� �������������� ��������� �� ���������� ��� �������� ������� ���������� ��������-������� �����������. ��� ����� ����� ���-������������ ��������� �� ������� �������-��� ������ ��������� ���������� �������� � �������� ������ � �����������, �����-������� �������� �������� � �.�., ���������-��� ����������, ����������� ��� ��������-����� �������������� �������� � ��������� ������������.

������������ ���������� ���������� ���-���������� ����������� �������� ���������� ��������� �� ������ ���������������� �����-��������: ���������� � ���������� ����� ���������� ���������� ������腻, �����-������� ����������, �������� �����������-������� �������, ���������� �������, ��-����������, �������� ������� �����������, ��������� �������� � ������ ������.

����� ����������, ���������� ������-����������������������������� �������� ����� ��������� �������� (�����������

�������). ������ ������������� � �������-���� ���������������� ������������� ����� ������ � ������� ��������� ���������� ����-��� � ���� ���������� ������������ � ����-������ ��������. � ������ ��������������� ������� �������� ����� ���������� ����: � ����������������� ����������� ���� ����-������� ������ ��������, � ������� ��������-��� �������������� �������� ������������� ������������ ��� ������ ������� ������-�������. � ����������� �������� ������ ��-�������� ����, ��� ���� ������� ����������, � ������� ���������, ��� ������ ���� ����� � ��� � ��� ��������, � ������� ��� ������� �� ������ ������ �������� ����, �� ����������� ��� �������. �������� �����������������-�� ������ �� ������ ������ ���������� ��-����腻 �������������� �������������� ��� ������������� �������� ��������� �������� ����������: �����, �� �������� � �������, ��-������ �������� �������� ����� �������, ��-������ � ������ ����������. ��������� ��-����� �������� ������� ������� ���������� ����� ����������. ��������� ��� �������-��� ��������. ���� ������� �������� ������-�������. ������� ������, ��� ������ �����-��� �������� �������� ����������� ������ �� ���� ������������ ����. �� ����� �������-��� ��� ������� ������ � ���������, �� ����-���� ����� ���������� ����������. ���� ���-�������� ��������� ���������: ����, �������� ��������, ������� � ���������. ������ � ��-����: �������� ����� � ��������, �������� ��� �������� ������� ���������.

�� ����� ���������� ��������� �������-���� ����� � ��������� ������ ������ ��� ����������������� ���������� ������� � ���� ���������� ������������ � �������-��� ��������, ������� ������ ���� ������ � ���������� ���������� ����� ����������-���. �������� �� ������ ���������. �� ���-������� ����� � ������� ���� ���� ������� �������� ���������� ��������.

����� �����, ������� ����������� ��-������ ���� �7 ������ (�. ���������), ����-��� ���������������� �������� ���������� ������� � ���� ���������� ������������ � ���������� ��������. �������� ��������-��� ���������� ������腻 ����� ���� ������ � ������� ����������� ��� ������ ������-������ ������������� �������� ���� ������ ����� � ���� �� ������ ���������������� ����������� ����������� �������. �� ����-�� ���������, � ���������� ���������� �� ��-������ �������������. � ��� � ��� ������?

������ ����������� � ���, ��� ����� ������� ������ � ����� ���������� �������...� ��� ��-������ ��������������� ����� ����������� �� ����������� ��������, � ��� �������� �� �������� ����������� ���������� �� ����-�������. � ��� ����������. ������ ������-�� ������. ������������� ����- � ��������� ��� ������ �������� � ������� �������-��� �������� ���������� ������������ ����� ������������ ������ � � ������� ���������� �������� �������� ���������� ����������-��� ������� ��� �������������� ������� ��� ��������. �����, ������ ����������� ��� ������ ������ ���������� � ���������� ��-����腻 �� ��������������� �� ������ ��-��� � ����� ����������� �������-��������-��� �������������.

� ������������ ���������� ���������� ��-���������� ������� ��� ���������� ������� ���������� ���������. ����� �������� ��-������ ����������� �� ���� ���������� ����-����������� ����������� ������� ���������� �������. ������������ ���������� ������� ����� ������������: �� ���������� � �����-��� ������ �������������������� ��������� � ������� ���� � ���� �� ��������� ������-������� ��� ������� � ���������� ������ �� ����������� ������� � ���������/����-������ ������� � ������������ ����������-��� ��������.

����� �����. ����� � �������� ��������� ����������� � ���������� ���������� �����-������, ������� ���� � �����, ��������� ����-���� ���������� ��������. ���������� ��� ������� ���������� �������� �������� ������� ���� � �������� ��������� ����������� � ���� ��� �������� ���������� �, �������, ��������� �������� ����� �����-����� ����� ������������ ������� �� ������-�� �������� �����. ������ ������ ������, �� ��� ���� ����� ���������. � ����� �� ����� ������� ������ �� ���-, � ������ ������ ���-������ � ������� ���������� ������ ��� ���������� �������. �� ������ �������-���� ���������. ����������� ����� ����� ��� �������, ����������� ����� ����������� ����������. ����� ���������� ��� ������� ��� �������� ������� � ���������� �����-��. ���������������� �������������, �����-��, ����������. ��� ��� ��� ���������� ����-������� ������!

� ��� �� ������� ����, ����� � �������-��� �������? � ���, ��� ��� ��������, � ��-���������� ����� ���������� ����� � �����-���� ������������, � ���, ��� ����� �� ��� �����������, ������� ���� ����� ������-��������� ������ � �������������� ������� � ������������. � ���, ��� ���� ���� ������ ���� � ������ �����, ������ ����� ��� ��-��� ��� �� ��������� �������� ������-���� ������ ��� ������ � ������ � ������ �����. ��������� ����� � ���� �������� � ������-����� �� ���������� � ������� �����������-��. � ����� ����� ������������ ������ ����-�� ��� ���������� ����� ������, � ���������� � ��������� ����� ����������������� � ����-������ ����������.

������� ����������, ���������� ���-�������� �������� ���� ��������� (����-������� �������). � ����� ������� ���� ��-����� ���������� �������� ��������������� �����, ������� �������� ����� �� ������� ������������ �������� �������� � �����-������� ������������.

���������� ���������-���������������� ����� � ��������� � ����������� ��������� ��������� ��������� ��� ������������� ���������� ����������� � ������������� ����� �������� ��������������� �������. ����� �� ����� ������� ����� ����� ������� ���-���.

������ ���-��� � ����� ������� ���� ���� ����� � ������ ������ � ��������������� ��-������������ ���������� ������� � ���� ���-������� ������������ � ���������� �����-���, ������� ��� ����������� �������������, �� ��������� � ����������� �� ����������� ������� ���������� ����������.

��������, �������� �������� ��������-�����, �������� ����� � ��������� �������-���, ������ ��������, ������������ � ���-��� ��������, ������������ � ���������� ���������.

������������ ������ ���������������� ������� ����� ��������� ������ �������-�����. ������������ �������� ������ ���� ����������� �������� � ������� �������� �� ����, �������, ����������. ����������� ����� �������, ��������� ������, �������� ������� ������� ���������� ���������.

���-��� � ����� ��� ������ �������� ���� ������, ����������� �������� ����������� �������� ������ ������������� �� ������� ��������� � ��������� �������������. ����� ����� �������� ����� �������� ������� ��� ����������, ��������������� ������� �����. ���������������������������������������-��� ������� ��������� ������� �����, ����-�������!�, � ����� ���������� ����������� � ����������� ���-���. ����������� ������� �������������� � ������� ������� ��������-����� ��������� ��������������� ��������� ��������� ������� ������� ��� ���������� ��-������ ������� ���������, ��������� � ��-��������� ������ �������� � ��������������� ���������������� ���. ��������� �������� �����������, ����������� ������ ������, ��-������ ������� ������� � � ������������ � �������� ��������. ��������� ��������� ���-������ ����, ������� ������� �� ���� ������-��. �� ������, ��� ������ ���� ������ ��� �����������, ������� ����� �������� ����� ����������� ���������������. ��� ����� ����-������ ��� �����, �������� �� �������� ���-������ ���� ���� � �������� ������� �����-������ � ������� ����������� ����������, �������������� ������������ ������ ��-��������� ��������������� ������� � ������-���, ��������� ����� ������. �� ���������� ����� ���������� ���������-������ �� ������� �������� ��������.

�� ��������, ��� ������ ���� ����� ����-�� �����, ������� ��� ����� ����� ���������� � ���������, � �������� ������� �������� ��-������� �� ������� �����, ����������, ���-�������� � ������ � �������, ���� � ������, ��������� ���� ����� ������.

������ ���-��� ��������� ������� ���-����� ���������� ����������, �������� ��-�������� ������������ ����� ���������� � ���������� ��������� � ������-�������� ��-�����, ��� ����� ����� ��� ����������� ��-����� ��������.

��������� ������ ��������� ������ ����� �������������� �� ��������� ������-�� ���� � � ������� �����������, �����, �� ������������ �� ����� ������ ���������.

��� ���������� ����������� �������� �������� ��������, ��� ������ ������� ����� ����� ������� �� ����, ���������� �� ���������, ��������� ���� ���������� �� ���������� ����������� ��������, �������� ����������� ���������� ������������ � �������������� �������������. ��� ���-������ ������ ������ ������� ���������-��� ������� ����������, ������������ ��� � ������������ � �������������, ��������-�� � ������������� �����, ������ ��������-����� ����������� � ������������ ����� ������������ ���������� ��������������� ���������.

����� �����. � ����� �� ���������� ����-�����, ������������������ ����� ��������, ��������� ������������, ���������� ����-��� �������� �������� �������� ����������-������ ������ � ������������� ��� ������ � ����������� �������������:

1.

������� ������������ ��������� � ������������� � ��� �����, � ��� ��������.

2.

�������� ������� ������� � ���, ��� ���� ��������� �� �����, ��� ������, ����� ��������, ��� ��������.

3.

������� ����� � ��������� � ����-������� �������, ����������� ����������.

4.

��������������� � ������ �� ������-��������� ���������� �� ���������� �������-����� � �� ��������� ������������ ����� ���-��������� ������� �����.

5.

��������� �������� �������� ���������� ����� ������ �������.

6.

������ ��������� ������� ������� � ����������.

�������������, ��� ��������� ��������-�������� ������������� ������ �������� ��-��������� ��������� � ������������� ���-��������� ������� ����������.

����� ��������, ��� ������� ��������-���� ������������ ��� ���� ��������������, ��������� ������ �������� ��������������� ������� �� ����� ������� ���������� ������-��� ��������������. ��� ���������� ��������, ��������� ������, � ����� ������� ��������-���� ���������� ��������������� ���������, ��������� � ����������� � ���������� ����-���������� ������������ ����� �� �������� ��������, � ������������ ��� ��������� ����, ������ �� ���������� �������� ����� �����-������ ��������� � ����������� ������� (���-�� ��������), ������� ����������� �� ���� ��-�������� ������ ��� ����. n

���������� �� ������

�������� ������� ����������, ��������� � ��-������ ������ ���������-������������� �������-����� � ���������� ������������ ��� ��� �� ��������� �������� ����������� ��. �.�. ��������� (�������, ������), ORCID: 0000-0002-0466-0319, [email protected]

Information about author

Tatyana V. Krivtsova, Vice-Rector � Director of the Center for Expert Analytical Activities and Applied Research of the Bunakov Institute for educational development, Voronezh, Russia, ORCID: 0000-0002-0466-0319, [email protected]

����������

1.

������� �.�. ������������ ����������� � ����������� �������� // ����������� �������-��� �����������. ������ � ��������. � 2011. � �4. � �. 4.

2.

��������� �.�. ����������� � ���������� � ������� ��������. � �., 1967.

3.

��������� �.�. ������ �� ���������. � ������, 1996.

4.

��������� �.�. �������������� �������-���. � �., 1991.

5.

��������� �.�. �������� ���������: � 6 �. �. 4. � �., 1984.

6.

��������� �.�. �������� ���������: � 6 �. �. 2. � �.: ����������, 1982. � 487 c.

7.

��������� �.�. �������� ���������: � 6 �. �. 3. � �.: ����������, 1983. � 365 c.

8.

������� �.�. ���� ��������� � �����-���. � �., 1972.

9.

������� �.�. ������ ������������ �����-���. � �., 1996.

10.

����������� �.�., ������� �.�. �������� ������������ � ����� �������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2019. � �6. � �. 50�58.

11.

����������� � ���� ���������-�� ����������� ������ (����������� ������ �� 28 ������� 2014 ���� �08-249) [����������� ��-����] / ���������������. � 1999�2020. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161801/96c60 c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/

12.

��� ���������: ���������-���������-��� ������ [����������� ������] � 2020. https:// psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html

13.

�������� �.�. ��������������� ������ ���-����� ������� � ��������. � �.: �����, 2009. 426 �.

14.

������ �.�. �� ���� �.�. ���������� � ���-�������������//������������������������������. ����� 14, ����������. � 2004. � �3. � �. 72�89.

15.

�� �������� �� �����. ������-������� ��������� ����������� ����������� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. � ������� ����� (�������������). � �.: �������-������, 2019. � 336 �.

16.

����������� ��������������� ����-����������� �������� ����������� ��������-��� (������ ����������� ������ �� 17.10.2013 � 1155 (���. �� 21.01.2019) ��� ��������-��� ������������ ���������������� ��������-�������� ��������� ����������� ������������ (���������������� � ������� ������ 14.11.2013 � 30384) http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7 251c500a26cd/

17.

�������� �.�. ��������� ������������-��� �����. � �.: ����������, 1989. � 560 �.

18.

�������� �.�. ���������� ����. � �.: ����������, 1978. � 304 �.

References

1.

Davydov V.V. (1972). Vidy obobshcheni-ya v obuchenii [Types of generalization in teaching]. Moscow.

2.

Davydov V.V. (1996). Teoriya razvivay-ushchego obucheniya [The theory of developmental learning]. Moscow.

3.

Denisenkova N.S., Krasilo T.A. (2019). Razvitie doshkol�nikov v epokhu tsifrovoi sotsializat-sii [Development of preschoolers in the digital social-ization age]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6. 50�58.

4.

El�konin D.B. (1978). Psikhologii igry [The psychology of the game]. Moscow. Pedagogika Publ.

304.

5.

El�konin D.B. (1989). Izbrannye psikho-logicheskie Trudy [Selected psychological works]. Moscow. Pedagogika Publ. 560.

6.

Federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya [Federal State

Educational Standard for Preschool Education] (Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 � 1155 (red. ot 21.01.2019)�ObutverzhdeniiFederal�nogogosudarst-vennogo obrazovatel�nogo standarta doshkol�nogo obrazovaniya� (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 � 30384) http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f 926f8d5cce7251c500a26cd/

7.

Kommentarii k FGOS doshkol�nogo obra-zovaniya pis�mo [Comments on the Federal State Educational Standard for Preschool Education let-ter] (Minobrnauki Rossii ot 28 fevralya 2014 goda �08-249) [Electronic resource]. Konsul�tantPlyus. 1999�2020. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_161801/96c60c11ee5b73882df84a7 de3c4fb18f1a01961/

8.

Leont�ev A.N. (2009). Psikhologicheskie os-novy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological foundations of child development and learning]. Moscow. Smysl Publ. 426.

9.

Lev Vygotsky: kul�turno-istoricheskaya teor-iya [Lev Vygotsky: cultural-historical theory] (2020). https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygot-skiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html

10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nezhnov P.G. (2004). Ot idei L.S. Vygotskogo k teorii ontogeneza [From the ideas of L.S. Vygotsky to the theory of ontogenesis]. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 14, Psikhologiya. 3. 72�89.

11.

OT ROZHDENIYA DO SHKOLY (2019). Innovatsionnaya programma doshkol�nogo obra-zovaniya [FROM BIRTH TO SCHOOL. Innovative program of preschool education]. Ed. N.E. Veraksa,

T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Izdanie pyatoe (innovatsionnoe). Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 336.

12.

Veraksa N.E. (2011). Sub�ektnost� doshkol�nika v sovremennykh usloviyakh [Subjectivity of a preschooler in modern conditions]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 4. 4.

13.

Vygotsky L.S. (1967). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and cre-ativity in childhood]. Moscow.

14.

Vygotsky L.S. (1982). Sobranie sochinenii: v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 2. Moscow. Pedagogika Publ. 487.

15.

Vygotsky L.S. (1983). Sobranie sochinenii: v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 3. Moscow. Pedagogika Publ. 365.

16. Vygotsky L.S. (1984). Sobranie sochinenii v 6

t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. 4. Moscow.

17.

Vygotsky L.S. (1991). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow.

18.

Vygotsky L.S. (1996). Lektsii po pedologii [Lectures on pedology]. Izhevsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.