Научная статья на тему 'О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет'

О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образно-пластическое творчество / исполнительское творчество / сочинительское творчество / выразительные движения / «двойственная позиция» актера / психолого-педагогические условия / figurative and plastic creativity / performing creativity / compositional creativity / expressive movements / actor’s “dual position” / psychological and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна

Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих. Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики. Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета. Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of figurative and plastic creativity in children of 5–6 years old

The relevance of the topic of the article is due to the importance of the development of figurative-plastic creativity as the most optimal for the development of productive imagination – the basis of any creative process. At the same time, figurative-plastic creativity, which develops among preschoolers on the basis of teaching children the language of movements, contributes to the development of non-verbal communication in preschoolers. The proposed methodology in practical work with preschoolers allows to solve a wide range of problems: cognitive, communicative, creative. The article is aimed at showing how children of 5–6 years can develop figurative-plastic creativity on the basis of teaching them the language of expressive movements, started from the younger group; to formulate psychological and pedagogical conditions for its development in preschoolers aged 5–6 years. Description of the research progress. Based on the explanation of the age-related features of the mental development of children aged 5–6 years, the possibilities of solving more complex tasks than in the younger and middle preschool age, the development of creative “composing” and performing in the embodiment of images of diverse characters and their relationships in plot situations are shown. The peculiarities of the methodology are revealed – in two main directions of development of creativity. In the development of figurative-plastic interaction, emphasis is placed on the development of ways to convey communication and relationships of three characters in a single plot situation; the development of paired figurative-plastic interaction continues with the development of more complex ways of transmitting stage illusion by partners-peers. In the development of the ability to figurative transformation, ways of detailing the image are mastered – with the image of the continuous process of its modification, development, with the installation of a complex transmission in figurative movements (“whole body”) of the features of a particular character: his/her emotions, characteristic plasticity, relationships with other characters of the plot. Research results. The article shows the results of the development of figurative-plastic creativity in children aged 5–6 years: the images of characters are embodied through both movements-complexes and coherent sequences of movements that are connected in meaning, conveying a change in the reactions and emotions of the characters in the course of their interaction with other characters of the plot; creative performance is increasingly manifested as arbitrary expressive movements that convey the feelings and relationships of the characters based on each of the actors holding a “dual position”, thanks to which the child performs the role without straying to imitate peers. Conclusion. The results obtained indicate both the effectiveness of the methodology of its development in children aged 5–6 years, its compliance with the age capabilities of children, and its theoretical and methodological validity.

Текст научной работы на тему «О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет»

�������� �.�.

�������� ����� ����������*

���������� ��������������� ���������-�������������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������ ����������� ��������� �������� �������-������������� ���������� ��� �������� ������������ ��� �������� ������������� ����������� � ������ ������ ����������� ��������. ��� ���� �������-������������ ����������, ������� ����������� � ������������ �� ����-�� �������� ����� ����� ��������, � ������������ �������� ������������� �������� ���������-���� �������. ������������ �������� � ������������ ������ � ������������� ��������� ������ ������� ���� �������: ��������������, ���������������, ����������. ����. ������ ���������� �� ��, ����� ��������, ��� � ����� 5�6 ��� ��������� �������-������������ ���������� �� ������ �������� �� ����� ������������� ��������, �������� � ������� ������; � ���-�� �������������� ���������-�������������� ������� ��� �������� � ������������ 5�6 ���, ������� ����������� ��������. �������� ���� ������������. �� ������ ��������� ���������� ������������ ������������ �������� ����� 5�6 ��� �������� ����������� ������� ����� �������, ��� � ������� � ������� �������-��� ��������, ����� �������� ����������� ����������� � ���������� ��� ���������� ������� �����-����������� ���������� � �� ��������������� � �������� ���������. ������������ ����������� �������� � �� ���� ������� ������������ �������� ����������. � �������� �������-������������� �������������� �������� ������ �� �������� �������� ��� �������� ������� � ��������� ���� ���-������� � ������ �������� ��������; ������������ �������� ������� �������-������������� ���-����������� � ��������� ����� ������� �������� �������� ����������-������������ ����������� �������. � �������� ����������� � ��������� �������������� ����������� ������� ����������� ������ � � ������������ ������������ �������� ��� �������������, ��������, � ���������� �� ���-�������� �������� � �������� ��������� (����� ������) ������������ ���� ��� ����� ���������: ��� ������, ����������� ��������, ��������� � ������� ������� ������. ���������� ������������. �������� ���������� �������� �������-������������� ���������� � ��-��� 5�6 ���: ������ ���������� ����������� ����������� ��� ��������-����������, ��� � ������� �� ������ ������������������� ��������, ���������� �������� � �������� � ������� ���������� � ���� �� �������������� � ������� ������� ������; ���������� ���������� ��� ������ ����������� ��� ������������ ������������� ��������, ���������� ������� � ��������������� ���������� �� ������ ����������� ������ �� ������� ������������� ��������, ��������� ������� ������� �����-���� ���� ����, �� �������� �� ���������� �����������. ����������. ���������� ���������� ��������������� ��� �� ������������� �������� ��� �������� � ����� 5�6 ���, �� ������������ ���������� ������������ �����, ��� � � �� ���������-����������-������ ��������������.

�������� �����: �������-������������ ����������, ��������������� ����������, �������������� ����������, ������������� ��������, ������������� �������� ������, ���������-�������������� �������.

��� �����������: �������� �.�. � �������� �������-������������� ��������-�� � ����� 5�6 ��� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. 15�25. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25

��������� ������ �������� 27.11.2021.

*

��������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25

Development of Figurative and Plastic Creativity in Children of 5�6 Years Old

Elena V. Gorshkova*, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia The relevance of the topic of the article is due to the importance of the development of figurative-plastic crea-tivity as the most optimal for the development of productive imagination � the basis of any creative process. At the same time, figurative-plastic creativity, which develops among preschoolers on the basis of teaching chil-dren the language of movements, contributes to the development of non-verbal communication in preschool-ers. The proposed methodology in practical work with preschoolers allows to solve a wide range of problems: cognitive, communicative, creative. The article is aimed at showing how children of 5�6 years can develop figurative-plastic creativity on the basis of teaching them the language of expressive movements, started from the younger group; to formulate psycho-logical and pedagogical conditions for its development in preschoolers aged 5�6 years. Description of the research progress. Based on the explanation of the age-related features of the mental de-velopment of children aged 5�6 years, the possibilities of solving more complex tasks than in the younger and middle preschool age, the development of creative �composing� and performing in the embodiment of images of diverse characters and their relationships in plot situations are shown. The peculiarities of the methodology are revealed � in two main directions of development of creativity. In the development of figurative-plastic in-teraction, emphasis is placed on the development of ways to convey communication and relationships of three characters in a single plot situation; the development of paired figurative-plastic interaction continues with the development of more complex ways of transmitting stage illusion by partners-peers. In the development of the ability to figurative transformation, ways of detailing the image are mastered � with the image of the con-tinuous process of its modification, development, with the installation of a complex transmission in figurative movements (�whole body�) of the features of a particular character: his/her emotions, characteristic plasticity, relationships with other characters of the plot. Research results. The article shows the results of the development of figurative-plastic creativity in children aged 5�6 years: the images of characters are embodied through both movements-complexes and coherent sequences of movements that are connected in meaning, conveying a change in the reactions and emotions of the characters in the course of their interaction with other characters of the plot; creative performance is increasingly manifested as arbitrary expressive movements that convey the feelings and relationships of the characters based on each of the actors holding a �dual position�, thanks to which the child performs the role without straying to imitate peers. Conclusion. The results obtained indicate both the effectiveness of the methodology of its development in

children aged 5�6 years, its compliance with the age capabilities of children, and its theoretical and methodo-logical validity. Keywords: figurative and plastic creativity; performing creativity; compositional creativity; expressive

movements; actor�s �dual position�, psychological and pedagogical conditions. For citation: Gorshkova E.V. (2022). Development of figurative and plastic creativity in children of 5�6 years old. Preschool Education Today. 1:16, 15�25 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25

Original manuscript received 27.11.2021.

*

Contacts: [email protected]

��������

�������-�����������������������������-����� ����������� � ������ �� ������������ ������� �������� �����������, ����������� ���������� ��� ������� �������� ���� ���-������� ������������ ����� (���������, 1991): ��� ����� �����, ��������������� �� �����-���� ������ ����������, ���������� ������-������ �������� �������� � ������� ����� ��������, ��� �������� ����������� ��� ���-��������� ����������� � ����������.

� ������� ������ �������� ���� ��������-��� �������� �������-������������� ��������-�� (��������, 1999; 2009; 2017) ���� �� ����-�� ���������� ������� ����� �������, ��� � ������� ������ (��������, 2019-�) � � �� ��-�������� �������, � �� ��������� �� �����-������-������������� ����������, ������� ���������� ���������� ��� ����� 5�6 ���.

���������� ���������� ���������� ����-������ ������� ������������: �) ����� ���-�������� ���������� ������� � � ��� ����� � �������� ����������� ��������������� ����� �����������; �) �������� ����� ���-��������-������������ �������: ������������-���, �������������, �������-�����������; �) �������� ��������������� ���������-����������� � ���� ������������� ���������� ������� ���������� � ������.

����� ����������� ���������� ������� ��������������, � ���������, ����������� ����� ���������� � ������ �������� (������� ������). ���� � ������ ��������� ������ ��� ���������, �� ��-�� ����������� ����������� ��� (���� �� �������� ������� ������� ��� ��� ����� �� �����) ��������� ���������� �����-������ �� � ������ ����, �.�. �������������� ��������������������������,�����������-���� ����� �������������� �������� (�����, 1997; ��������, 2019-�). ������� �������� ������, ���������� ������ ������� �������� �������� ��������� ��� ��������� � ������-����� ��� � ���� ��������������, ��� ������-���� ������ ������ ��������� ����� ����� ����� ����������.

������ ������� ���������� � �������� �������� �������� ������, ����� ��������-���� �������� ������ ��������� � ��������-�� �� ������ ��� ���������, ������ � �������. � ���� ������� �������������� ���������� �� ���������� ��������� ��������� (���������, 1991), ������ �����, ����� ���������� ����-������ ������� ������������� � ������ ����-����������� �����������/����������������-��� ���������. �� ������ �.�. �����������, ��� ���������� ���������� ���������� ����-����� ������� �������� � ����������� ���-�������� �����; � �����: �� ����� ��������� ������� � ���������� ������ ����������� �� � �������� ����� ����, � � ������� ������ � ��� ��������, ������������� ������� ����-���� (2002, �. 41). ��� � ��������� ���������-�� ���� ����������� �� ��������; � � �������-������������ ���������� ����� ����������� ������� ������������ ��������, ����� ��-����� � ������������� ���������� ������� ���������� � �� ���������������, ��� ����-�������� �������� ����������� � ���������� ������������.

�������� �����������-������������ �������� ���������� ������� �������-���: ���������������, �������������, �������-�����������.

��������������� (������������) ���-����� ����������� ��������� � ������� ������ (��������, 1999; 2009) � � ���� �����. ������ � ����������� ��������� �������� ��������� �������� � ��������, �� ����-��� �� ���������� (������� ����� ��������, ����� ��������, ����������). ���� �� ����� ������� ��� ������, �������������� ������ (���� � ��������� �����; ������� � ���������-��� ��� � ��������), ������� ������������� ������� ����� ������, �� ����������� ��� ����������, ��� ���������� ��� ���������� ��� �������������� ����� � �������� ���-�������� � �������������� � �����. ������ ��� ��������������� �������� ������������ ��� ���������� �������� � ������������� ���������� (����., ����� � �������; �������� ����� � ������ � ����� � ��.).

���������� ���������� ���� � ��������-��� ������������� ����������� ���������� ��� � �������� (������ ��������) ���������, ��� � � �������� �������� � ������������� ����������, ����������� ����������� ����-�������� ���������� ���������� � ������ �������� ��������.

������������� ������� ���������� ���-������� ������� ������������ ����������-��-��������� ����������, ��� ����������� ��� ������������� �������� ����� ������, c ���������� � ��������� ������������� �������� ������, �������� ���, �������, ��-����, �������� ��������, ������ (��������, 2017). ����� ������� ���� ������� ��������� � ������� ������ (��������, 1999; 2009; 2019-�). ���������� ���������� �������������� �� ���� ��������: �) �������� ������ ����������-�� ��������� ����� ����� ������, �) �������� �������� �������� ����� �������� � ������-����� ��������� �������� ������������� ��-�������� � �������� ��������.

�������-����������� ������� �������-��� ������� ���������� ������� �� ���-������� ������������ �������, ��� ������-�������. �� �������������� � ��������� ��������� ������������ �������������� � ����������� ��������, ��������������� � ������� ������������ �������� ��������-���� ��������. ��������, � ����� �������-������� ���������� ����-������� ������ �� ������������� ���� � ������, � ������-����� �������������, ����������� ���� �����, ��������� ������� ��� � ������ �� ������ ���������, �� �������. ��� ������� ���� �������� ��������� � ������� ������ (��������, 1999; 2009; 2019-�). ���������� ���������� ������������ �������� ����� ������� (�� ����������) �������� ����-����������, ��������� �� ��������� ��� ������� ��������������� � ����������� ��������, ���������������.

�������� ��������������� ������-���-����������� � ������������ �������-��� ��������� ���������� ����������� ����� �������� � ��� ����������� ����������� ��-����������������������,����������������� ������������� �������� ��������, �������-���� �� ��� �������� ����� ���� � ��������-��� �������� ��������. ��� ������� �������� ��������, �������� � ��������. �����������: ����������� �������� �� ��������-��������-��, ������������ ��� ��������, � ����������� � ������� ������ (��������, 1999; 2009; 2019-�). ���������� ���������� ������������ ���-����� � ������������ ������ ����������� ���-����� � ����������� ������ �����.

����� ���������� � ������ �������� ����-����, ����������� ��������, ���������� ���-����� �����������, ����������� ��������� � ����������� ��������� ������������ ���-�������. ���������� �� ��� ����� ���������� ����������� ����� 5�6 ���?

���������� ����������� ����� 5�6 ���

�� ������ �.�. ���������, ����������-���������� ����������� ����� ����������� �������� ������������ ����, ��� ��������-�������, � ��� ����������� ������ �� ���-������ ������������ ��� ����������� ����-��� � ����������� (���������, 1986. �. 248). ������ ���� �� ���� ���� � ���������� ���� ������������, �� � � ������������ ����� ���-����� � ����������. ���������� ���������-����������� ���������� ���������� �����-����� ���������� �� ���������������, �� ������� �� �������������� � ����� �������, �������� ����� �������� � �������� ��� �����, ���������� (���������, 1991, 1997; ���������, 1986, 1995); ������� ��������� �������� ����������� � ���� ������ � ����� � ��������� ������������� ����� ���������-��� ����������� (��������, 1995. �. 22).

�������� ���������������, ���������� ����������� �������� ����� ����� ���-������� � ���� � ������� ������������ ��-��������� �������. � ����� 5�6 ��� �����-��-������� ���� ��������� � ������ ��������, �������� (��� ���������� �������� �������� ������� ������������) 3�4 �������, �������� ������ ������������� � ������������ ������ � ����� (��������, 1978; �����������, 2008). ���� � ��� ����������� ������� � ����� ��-���, � ����� ��������������� ������� ��-���������� ������������� (��������, 1978. �. 72), �� ������ � 5�6 ��� ������� � ���� �������� � ������������ ���������� ����-�� ������������ ��������� (�����������, 2008).

�.�. ��������� ������� ���� �����������-�� � ���������, �.�. � ��� ������� ������� ���-��� �������� �� ������ ����������� ������-�� (���������) � ���������� (�������������) ����. �������� � ����������-������������� ��� ��������� ����� ���� ��� ����� �������-�� ��� ���������� ������� ����, ������� ���-������ ���������, ���������� �� ����, �� ��-�������� �� ��������� �������� � �������� ���������, � ��� ����� ���������� ������-���� ���� ����������� ��������, ����������, ��� ������ ���� ����� ��������� (���������, 1966. �. 68).

�������� ������������ �������� ������� � ��������� �� ��������������. ���������� ���������� ���������� ����� ������������ �������. �� ����������� �������� ��������-����� ����������� �������� ������������� ���������, ��������� �������� ��� ������ ������� (���������, 1995. �. 122). � ������-�� ����������� �������� ���� ����������� ��������� ���� � �������� ���� ��������� ���� ��������, ��������� ����� ������� � ��-����������� ���������� (���������, 1986. �. 266). �.�. �������� ��������, ��� � ������� ���������� �������� ������������ ��������� ����� ������ ����������� �������� �������-�������, ��� ����� ��-���������� �������� ����锻 (��������, 1995. �. 21).

� ���������� � ����� 6-�� ���� ����� ���-����������� �������� ��������������� ����� �������� ����������� �������������� ����-��� �������� ����������� ���� ��� �������� � ������������ ���������, ����������� ����, ������� ����� ����� � �������� � ��-������ ��������� (���������, 1995. �. 127). � 5�6 ��� ������� ��� ������ �������� ��-������� �������� �� ���������������� ����-���������, � �� ������ �� ������. �������� ������������� �������� �� ��� ���������� � ������������� �������������� ��������� (���������, 1995. �. 125).

�� ��������� ���������� ����� ������� ����� � ������������� � ������������ ����� 5�6 ��� � �������-������������ ���������� �� �����, ����� ������� ������: �� �������� ��-�������� ��������������� ����������� ��� ����� �����, ��� � ������� ��������, ����-���� ������� ���������� � ����������� �����-�����; ����������� ���������������� ������-��������� ������ ����������, ��������� ���� �������� � �������� �������� �������� ����-���� ��������� ����������.

������, ���� �� ������ ������������-��� ������������, ��� ����������������� �������� ���������� �������-�����������-�� ���������� ����������� ������ �������-����� � ������������ (��������, 2020-�): ����� ������� ����������� �����������-������������ �������� ���������� ����-���, � ���������� ���������� ����������� ������� � ��������, �������� ���������-����� �������� ���������� ������. ��� ���� ��� ������ ���� (� � 5�6 ��� ��� ���-�����), ��� ������ ��������� ��� ��������-�� ������������� �������� � ���� ������-������� ��������� �� �������� ����������, �� ������������ ������� ���������� ����-��� (��� ��. �. 37�38).

� �� �� ����� ��� ���������������� ���-����� �������-������������� ���������� ���� 5�6 ��� ���������� ������������ ������, � ���������, � �������� ������������� ����-������� (��������, 2019-�. �. 145) � ������-����� �����������, ���������� ������������ ���������� �����������-������������ ����-���� � �������-������������ ����������, ��-������������ � ��������������� (��������, 2020-�).

� ������ ������������ (��������, ����������, 2011) ��������, ��� ���� 5�6 ��� ��� ���������� ������� �� �����-���������� ���������� � � ������ �����-��-������������ �������������� ������-�� �������� ��������, ��� ������������� �������� � ������������� ����������, ��-��� ����������� � ����������, ������������ ���������� ��� ��������, ����������� ���� �������� � ��������� � ������ ����������� ������������� ����������. ��� ��������� �������� � ��������� ��������, ������ (��� ����) ������ ��� ������� � � ���� �������-��� ������������. �������������� � ����� �������� ������ ���������� ���� ������ ��-������ �������� ����������� �������� ���-�������� ������������ ������������ ����-���� �������� � � �������, ��� ��������� ����������� ��� �� ���������� �����������-��� � ������ ���������������� ����������, ��� � �� ��������������� ���������� � ��-��� (��� ��. �. 29).

����, � ����� 5�6 ��� ���� ������������� ����������� ��� ���������� ������� ����� �� �������-������������ ����������, �� ��� ����������������� ��� �������� ���� �������-�� �������� ���������������.

���������-�������������� ������� ��� �������� � ����� 5�6 ��� �������-������������� ����������

� ����� 5�6 ��� �������� �������-����-��������� ���������� � ����������������� � ���������������� � ���������� ��� ���-���, ��������� ������������� �� �������-�� �������������� ��������� �� ��� ����, �������������� ������� ������ (��������, 1999; 2017; 2018-�, 2019-�).

� ������, ���� �������� ��������� �������������� ��������� ������ ���������� � ������� ������, ���������� ������� ����-������ ����� �������� ������� ��� ������� � ������� ����� (��������, 2009) ��� �����-����� �������: ���������� �������� �����-������������� ���������� ������� � ������-�� ������������� �������� � ������ ������� �������; ���������� ������� � ������ ����-����������� ��� ������� ������������ ���-�������������� ������� (25�30 ���.); ���� ���������� ������������ ����� 5�6 ���, ���-������ ������� � ����� ����������� � ������-��� ��� ����� ������� ���������. � ������ �����, �������� �� ��� ������, ����� ������-���� � ��������, ������������� ��� ������� ������.

� ������� ������ ��� �������� �����-��-������������� ���������� ��������� ���-������-�������������� �������: ����� � �����������.

1) �����: ��� � � ���������� �������-��� �������, ��������� ���� ��������: �) ���-������� ����� �������� � �������� �������� �������� �������-������������� ����������; �) ������ ������������� ������������ �����-����� ��� ������� � ���������� ������� (��-��������� ������������ � �������� ������-���������� ������ ��� ��������� �������); �) ����� �� ������������-������������ ���� ����� (���������: ��������, 2019-�).

2) � ����������� ���������-�����������-��� �������� �������� �������-�����������-�� ���������� � ����� 5�6 ��� ���������:

� ������� ������-���������� ������� ��� �������� �������-������������� ������-��������: � �������� ���� ���������-�������-�����, ����������� ������ �������������-��� ���������� � ������ �������� ��������, � ����� � � ����� � � ��������� �������� ���-����������������������������,���������-���, ��� � ������� ������;

� �������������� ���������� ������� ��:

����� ��������� ��������� ���������-��-������������ �������: ��������� �������� � ������, �� ������� �������������������, ��-�������� �������� ���������� � ��������� � ��������������� ���������� � �������� ��������;

����������� �������� ���������, ����-��� ������ ���������� ��� ���������������� ������ � ��������� ��� ������������ �������� �� ������ ��������� (����������) � �������;

�������� � ��������� �������� �����-��� ��������� ������������ ���������: ����-����, ����������� �������� � ����������� (�������� �������� ��������);

���������� ����� ������ ����������� �������� �������� � �� ������������������� (�������� ���������������� ����������);

�������� ��������� ���������������� ���������� � �������� ���������, �������-����� ����� �����������, ��� ������������ �����, � � ���������� ������������ ������-������� �������� ������.

������ ������, ������� � ������� ����-�� (���������, ������� � ������������, ����� � �����), ���������� ����������� � ������� � �� ����� ������� ������: � ��-��������� ����� ����������, ��������, � ����� �������� ��������� ����������-����, � ��� ����� � �������-������������, � ������������ �������� � ��������� �����-����� ���������, �������������.

***

� ��������� �������������� ��������� (��������, 1999, 2009) �������� ����������� � ����������� ���������� �������� �����-��-������������ ���������� ���� � ����� ���� ������� ����������� �������� �������-������������� ����������:

�������� �������-������������� ���-�����������;

�������� ����������� � ��������� ��������������.

� ������� ������ ��� ����� ������������� � ����� ������-���������� ��������. �� ��� �������� ��������� ������� ���������� �� ��������.

�������� �������-������������� ��������������

�������� ��� ������� ������ �������� ��-������� ����� �������.

���������� ����� ���������� �������� ������ �������� �������������� ���� �����-����� � ������ �������� ��������.

������������ �������� �������� ������� �������-������������� ��������������, �� ����� �������, ��� �����, � ������������ ��:

�������� � ����� ������ ����� ������-������, �������� ��������;

����������� �������� (������������ ������������) ���������;

�������� (��������� � ���������) ������������ ������������� �������.

�������� �������� �������-�����������-�� �������������� ���� ���������� � ���-��� �������� ��������. ����� ���� ����-��� ��������� ����������� ��������. ��� �������, ����� ������������ �������� ��-������, ��� ��� ��������� ������� ������-��������� ����� �����, � ������ ��������� �� ���� �� �������. ��� ������� � ���� ���-������-����������� ��������� ���������� � ���, �����, ��������� �� �������, �� ���� �������� ������������ �������� ��������-���-����������, �� ��������� ��������� ���-������-����������� � ����, ��� ��� �����: ��������� �� ���������� ���� ��� ��������-����, ��� ������ ���, ��� �� ��������, � �.�. ����� ����, � ���������� �������� ��������� ����� ���������� ����������� ��� �������-���� ��� � ��������, ��������: ���������� (������ �������� � �������) ����� ��� �����-������ � ��������� (� ���������� �������), � ������� ������ ��������� (����������� �� �������), ���������� ������������ �������-������. ����� ������� ��������� � �����-��� �������� ����������� �������� ��������-�� �� �������������� ������, ����������� ������������� �� ������� � � �����������-������������� ����������, � � ��������-���, ���� ������� ��� ����������� ��������-�� (��������, 1999. �. 14).

� ���� ��������, ��� ��������� ��� ���-������, ����-��������� ��������� ������ ���� ������� �������� (��������, 2009. �. 99�100):

���������� (�������� ����� ����, �� ������� ����� ���������);

������������ (�������� �� �������� �������, ��� ��� ���-�� �����, �������);

���������� (�������� ���������, ���-����� ���� ������������, �������� ���� ���������);

���������������� (��������-�����-������ ������������, �����������-���������-�� ��������� �� ������������).

������ ��� ���� ������� �������� ���� ����� ��� ����� ��� ��������� � ������� � ������� �������; ������ ������ ��� ���� ���-��������� (� ����� �������� ��������������� ����������). �� ��������� ��� ���� ������� ������ ������ �������� ���������. �� �����-��� ���������� �� ��, ��� � ��������� � ����-���������������������������������������-��� �������� ��������, ��������, � ��� ���� ���������� ��� ��������� � ������������.

�������� �������� �������������� ���� ���������������� ���������� ��������� ���-������ ����� � ����� ����������� � �������-���� ��������, � �������������, � � ������ ���������� ���������� (������, ����������), ��� ���������� ��� �������� ��������������-��� ����������.

����������� �������� ���������

� ������ �������-������������ ������-�������� ������������ �������� �������� �������� �������� ���������, ��������� ���������� ������������� �������� ������, �.�. ��������������� ��� �������� � �������-����� ������������ � ������ ���������� ��� ������� �� ���� (��������, 1999, 2009). ���� � ������� ������ ���� � ��������, � ������ ������ ����� � ����� � ���������� ������ (����� �� �������) � ������������� ������� (����������������������),��������������-�� ��� ��������� ������� ����������� ����� ������� ���������: ������ ������� �� �������, ��������, ������� �� � ��������������. � ���� ������� ���������, ����� �������� ������� (�� ����� �������������) ���������� ������-���, ����� (� ������������ ������ ��������-���� �������������) ��������� ��, ��������� ��� ����, ��� ������ ��� ���� ��� �������� ���-����, �� �� �����, � ��������������� (������-������ � ����� ���������� �������� � ��-����) ������������ ���, ��� ������ �������� �� ���������� (�� ������ �������), � ������ ���-������ ���� ����, ����� � ���� ������ ���-�� (� ���������� �� ������ ���� ��������� �������������). ������� ��� ��������� ���-�������� ������� (��. �����), ������ � ����� ������ �������� �������� ��������� � �����-��������� ������: ����������� ��������� ���-��� ���������� ���������, ����� ����� ����-������ �� ���� � ������, � ����� �� ������� (�������� ���������� � �������� ������) � � ����������� ���������������� ���������-���, ��������������� �����������, � ��� ���� ���������� ����������� ����������� (����, �������, �����������), �� � ������ ��-���� �������������� ���������� ������ ���-����� ���������� � �� ������ (������ � ����� � ����� � ����) �������� ��������� ��������.

��� ����������� ����� ������ �� ��-���� ����������� ��� ������ ����������-�� � ����� ��� ���������, ���� ���� �����-���� ����� ���������� �������������. ���, � ������ ��������� ����� ������� ��������� ������ ����, �� ������� �������������� � ��������� ��������.

�������� ������ ����� ������������, �������� �������� �������� �� ������-��� ������ ������� �� ������ ����������-����. � ��� ����������� �������� � ��������, ��� ������� �������� � ����������� �����-���� �� � ����� ������� ���������. ��� ���-�� ��� �������� ������������ ������������ (��� ��������� ����������� �� ���� ������-���� �������-������������ ������������). ����� ���������� �������� �� �������� ���-����� � ��������. ����������� ��� �� ��-������ ����������� ��� � ������� ������; ��-������, � ���������� ���� � ������ ���� �� ��������� ������� ������ [������������] ��-����, � ������, ��������� ��� � ���������� ����������, ����� � ������ �������� �����-��� ���������� � �������� ���� (�����������). � ������� ������ ������ �������������� ��-��������� (���������� ���������� � ������): ������� ����������� ������� �������� ��-����������� �������� ��������������, ��� �� ���������� �� ����� �� ��� ���� ������. ����� ��������� � ���� ������ �����������, ��������� ������ ���������� �� ��� ���� ��-�������� ��������, ���������, � ��� �����-�� ����� ��������� ��������� � ���������; � ��������� ������ �������� ����������, ���-��� ��� ������� � �� ����� ����������� ���-�������� (��������, 2009).

�������� (� ������ ��������������) ������������� ������� � ���� �� ��������-������ ������� �� �������� ������������-��� ���������. ����� ����� �� ����� �����-���� ����� ������������� ��������, �� ����� ��������, ��������������, �������� ����-����������. ��������, � ������ ��������� � ����� �������������� �������� ��������� �� ��������������� �������, � ��� ����� � ��-������� ����������� �������. ���������, ��� ������ ������ ��������, ���� �� �����-������ ���� � �����: ���� ������� (�������), ����������� ��� ����������, ����� ��� ��� ������ ��������� ����������, � �������-���������, ���� �� ���������, ������������-�� �� ����� ������ ����, � �������������� �� �������� ������� �����������, ����� ���� �� ��� ������������� ������ �������� ������� (��������, 1999; 2009). � ������ �������-��� (������ � �������) �������� ����������, ��� ��� ����������� ����� ������ �������-���� �� � ����, �� � ������ �������, � ������-����� �� ����������� ������������� ������ �������, ����������� ��������. ���������� �� ������������ �������� � �� ������-������� ���������� ������������ �������� � ����� 5�6 ��� �� ������ ������������ ���-������������, �� � �����������, �������-�� ������� ������������� �������, ������� ��� ����� ������������ � ����������� ����-������ (��� ��).

�������� ����������� � ��������� ��������������

���������� ��������� �������, ������ ��� ��������� ��������� ������ �� ����� ��-��������� � ������ 5�6 ���.

�������������� � ����� ��������� ���-���� �����������-������������� ��� ����-��������: ������������� ��� ����� ����� �����, ��������� � �������� ����, ����� ��� ��������, ��� � ��� �� ������, ��� ���-������, ��� ��������� �� �������� ������ ����������, ������ ��� ����������� ��-��������, ��� ��� �������� � ������ � �.�. (��������, 1999; 2009). ������� ���������-��-������������ ���������� ������ �����-�� ��� �����������. ������� ���� ������� �������������� ����� � ������� ������, ��� ��������������������������������������-������ �������� ��������� (��������, 1999; 2019-�). � ������� ������ ����������� ����-������ �����.

����������� ��� ������� �����������-����� ������

� ������ � ������ 5�6 ��� ������������� �����������-������������� ������ ���������� ��� ������� ��� ������������ ������������, ���������������� (��������, 1999).

������� �� �������� ������ ����������-���� ����� � ���� �����.

1) �������� �������� �������� ���-����� ������������� ��� ������������� �������� ������ ���������, ��� �������-������� ���������� �� ������ ��������� � ������. �� ��������� ���������� ����-�������� ��� ���� �������������: �������-������� (����� ��������� � ������� � ���-����; �������� �� ���� ������ ���������� ������ ���� ���������) � ����������� (���-���� ����������: ������������ ��������, ���������� ������, ���������� ����������-��������). ������ ������� ��������� ��� ��-������� ��������, ��� ��������� �������� �� ��������� ��������� ������, �� ������� ��-������ �� ������ � ������. ��������, ���-��� �������� ��������� ��� ������ ������� ������, ����� �� ��������� ����� ��������-�� ��������, �� � ���������� ������ ���-�� �������, ����������� �����, ����������; ����� �������� ������������� ������ ����-���� ������� � ��������������� �������� ���������. � ���� ������������� ������ (������) ������� ����� �������� �� ������ � ��������� �� ����� ������� ����� � ������ (� ����, ��������� ���, ������), �� � � ��� ���������� ��������� (������� �����, ���-������� ��������� ��� ������ ��� �� ����-�� � ����� ����������� ��� �����������). ����������� ������ � ������������� �����-����� ��� ����� ������ �������� ��������� �����, � ������������ ������������ ������-�����, ���������� �����, ������������ ��-��� ������� (��������, 1999; 2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) ���������� ������� �������������� �������. ����� ������������ ���������� ��-������� �������� � ����������� �������� ���� ����������, ������ ���������� ������, ����� ��������� �� � �������� �������� � ������������. ����������� ���� �������-��� ���� ������� ��� ��������, ���������-��� ������ ��������� ���������� �� ������� � ���������, �� ����� ������� �� ������� ���-�������� ����� �������� � ��������, �� ��-����� ����� ������, ��� ��� ������������� �������������� ��������, � ����������, ����� ������.

� ������� ������ ����� ���� ������� ������ �� �������������� � ����� (��� ���-����������� ����������); ����������� ��-��������, ���������� ���������� ��������-���� ����������� ������� ���������� ����� � �� ��������������, � �� �������-���������-��� ��������������. ��� ���������� ������ ��������� ����� �������� �������� �� ����-�� ��� ����������� ������ ������������, ������ ��������, ��� ������, �� � ��, ��� �� ��-������� ��������������� � ������� ���-��������, ��� �������� ��� ���������, ���-��� � ����������� �� ��������� ��� ������� � �������� ��������. ������� ����������� ������ ���������� ����������� ������ ��-������ �������� �������-������������� ���������� � ������� ������.

�������� �������-������������� ����������

� ������� ������ ��� ���� �������-����-��������� ���������� � ���������������� � ��������������� � �������� ����� ������� ���������, ��� ��� ���� ��� ����� �������-��� �����.

���������������� ����������

���� � ������� ������ ���������� ��-������ � ����������� ������ ���� �����-������� ��������� ��������� ��������� �������� ���������, ������������ ��� ��-������; � ������� ������ � ����������� ���-������ � �� ��������� � ������ ��������-��� �������� (���, ���, ���� � ��.), �� ��� ����� 5�6 ��� ���������������� ���������� ���������� ��� ����� ������������ ���-��������-������������ ������� � �������� �������� ������������������� �������� �� ������ �� ��������� ����� ��� ������-�� ������������ ���������, ����������� � ��������������� ���������������� ���-�������. ��� ���� ��� ��������������� ������� ����������:

���������� ��������� ������� ����� � ����� � ��� �� ���������� �������;

�������������� ��������� �������� (�����, ����, ���������� ���������) ��� ��-������� ��������, ������ � �������� �����-���� ������;

����������� � ���������� ���������-���������� � ��������� ��������;

����������� ����������������� ��-����� (����������� �� ������������ ������-���) ��� ������������ �������-������������ ����������.

������� ���������� ������ ���� ����-������ �������: �������� ������������� ��-������ ����������, ������ ����� �������� ������������ ��������, �� ��� �������� �� ���������� �������� ����������, � ������ �� ���������� ���������� �� �������� ��� �����������; ����� ������������ ����� ��-��� (���������� �� �������� ��������) ���-���� �����������-������������� ����������. ����� ����� ����� ��������� � ������ ��-������������ ����-������������, ��� ��� ������������ ������ � ������ ����������-��� ��������, � ����������� (��� ��������-���� ��������) ���������� ����������� ���� ���������, �� �������� � �������������� � �������� ��������� ��������� ���������� (��������, 2009).

��������������� ����������

��������������� ���������� �����������-�� � ����� 5�6 ��� ���������� ��� ��������-���� �������� ������: ���������, ���������� ���������������� ����������, � � ��������-�� ������ ����� � �������� �������� � �����-������ ��������� ��������� ����� ������� ������ ����������� ����� ��������.

�������������� ����������� �������� � ������� ������ (� ������� �� ����������) � ������ �������� � ����������������� ��-������ �������������� ���������� �����-������-������������ �������; ��� ���� ����� ����������� �� �������� ������ ���������� (�������������) ��������� � ������������-��� ����������. ������������ ������� � ���� �������� ������������� ����� (�����������-��; ������� ��� ��������) ����� ����������-��-���������, � ����������� ������������� ���������� � ���, ��� ������ � ������ �����-������ (�� �����������) � ����������� ������-����. �������� ����� ���������� ����� �� ���-�����������������������,�������������� ���������� ���������.

��-�������� ������� (��� � � �������-��� �������) �������� ������������� ������ �������� � �������-��������������, ����� ��������� ����������� ���� ������������, �� ������������� � ������������� ������-������ ����� �������� � ��������� ����� � ���������� (��� ��).

� ������� ������ ����������� �������� ���� ����� �������-������������� ���������� ����������� � ����������� ���������� ����� � ���������� ��������� �������, ����� ���-������ ������������� ����� � �������������� ���������� �������-������������ ���������-��� (������, ����������). ������� ���� ������ ��� ��������� ������ ���������, ����� � ��� ����������� �� ������ ����� � �����, � ���-�� ���� ����������� ������� ������� �� ����-������� ��������. �������� � ������� ������ ���������� � ������ ��� ������-����������� ������������, ����� ���������� ���������, �����������������������������.�������-�������������������������������������-��� ���������� � ������������ ���������� ��-����. ������ ������� ���������� � �������: ��� �������� ��������� (�� ��� ���� �������� ����������) � � ����� ����������� ���������, ��� ��������� �� ����� ���� ����������� ���-�������, �������� �������� ���������, ���� ��������� �� ��������� ��� �������� (����� � � ������ ���������), � ������ �����, ���������-��� ��������, �� � ������������ �������� �� ������������ ��������� ��������� �������-���, ��������� �������� ������, ����� ���-����� ����������� ��������� �� ������� ��-������ ������������ ���������� ����������. ����� ���������� ���������� ������� (������ ���������������������������������-������-������ �������) ������ � ������� ����������� �� ��������������� ����������, ������������ ��������� ���������� � ���������� � �����-��� �������� ������ �����. � ���� ������ ���-������ ������� � ������������������ �����-�����, � ������� ��������� ����� ��������, ������ ����������� ���������� �������.

����������

�� ������ ��������� �������� ���� 5�6 ��� ����� ���������� ��������� �������-������������ ������������ � ������������ � �������� �������� �����������, ������� ������������� �������� �� ������ � �����-���� ��������� (������������� ���������� �������� ���, ���, �������, ������, ������), �� � � ������������������ ������ ��������, ��������� ����� ����� �� ������. ����� �������, � ����� ����������� ����������� � �������� ���������� �������-������������ ����������.

��� ���������� �������� ������ (� �����-���� �������) ���� ����� ��� ����� ������-������ �������� ��������� ����������, �� ���������������, � ��� ����� � �����������, ��������� ������������� �������� ������ � �������� �������� ����������� ����, �������� ���������������������������������������-������ ������ ��������, ��������, ��������-��� ���������, ������� ����� �������� � ����-������� �� ��������� � �������� ��������. �������� ��������������� ���������� �� ���� ��������� ������ ����� � �������� ��������. n

���������� �� ������

�������� ����� ����������, �������� ������-�������� ����, ������ ������� ���������� ������-���� � ���������� ���������� ���������� ��������-���, ����� �� ����� (������, ������), ORCID: 0000-0002-8516-6573, [email protected]

Information about the author

Elena V. Gorshkova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Early Childhood Pedagogy and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-8516-6573, e-gorshkova@ yandex.ru

����������

1.

��������� �.�. ����������� � ���������� �������� / ��� ���. �.�. ��������. � �.: �������� ����-�������� ����������; �������: �����, 1997. � 608 �.

2.

��������� �.�. � �������� � �� ��������. � �.: ����������� � �����, 1991. � 288 �.

3.

������� ���������� ������� ����������� �������� / ��� ���. �.�. ���������, �.�. ���������. � �.: �����. 1995. � 144 �.

4.

��������� �.�. ����������� � ��������-�� � ������� ��������. ��������������� �����. � �.: �����������, 1991. � 93 �.

5.

�������� �.�. ����������� ��������������� ���������//��������������������. �1999. ��10. � �. 10�15.

6.

��������� �.�. ���� � �� ���� � ��������-������������������//�����������������. �1966. � �6. � �. 62�68.

7.

�������� �.�. ������������� ��������. ��������� � ����� ������� ��� ������ � ������ 3�7 ���. � �., 2009. � 202 �.

8.

�������� �.�. � ������� � �������� ��-�����-������������� ���������� � ����� 3�4 ��� // ����������� ���������� �����������. � 2018 �. � �2. � �. 4�13.

9.

�������� �.�. � �������� �������-������-������� ���������� � ������������: ������� ������ � �������� // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2017. � �7. � �. 29�37.

10.

�������� �.�. �������� ������������� �������� � ������������: ������� �������. � �.: �������������� ����������� ���������� �����, 2018 �. � 336 �.

11.

�������� �.�. �������� ����������� � ��-���������� ���������� ������������� �������� // ��. ���������� VII ������������� ������-������-������ ����������� �� ���������� �������� (������ ������ �.�. ��������) ������������ � ����� ���-����� ������. ��� 1 / ���. �.�. �������� � ��. � �.: ����� �� �����, 2019 �. � �.143�146.

12.

�������� �.�. �������� �������-���������-���� ���������� � ����� 4�5 ��� // ����������� ��-�������������������. �2019�. ��6(96). ��.24�35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056.

13.

�������� �.�. ����������� �������-������-������� ���������� ������������ // ��������������� �����������������. �2020a. ��.25. ��3. �C.30�39. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303.

14.

�������� �.�. ����������� ���������-�� ���������� �����������-������������� ����-�� ������ 5�7 ��� // ����������� ���������� ��-���������. � 2020 �. � �2(98). � �. 28�37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066.

15.

�������� �.�., ���������� �.�. �������� �������� ������������� ����������� � �����

6-�� ���� ����� // ���������� ��������-���������. ������� ���. � 2011. � �5. � �. 17�29.

16.

����� �.�. ��������� ��� ������������ ����������.�������������������.�2-�������.�.1. � �����: ������. 1997. � 357 �.

17.

��������� �.�. ��������� ��������������� �����:�2-��.��.1.��.:����������,1986.�320�.

18.

���������� �.�. ��������������� �����-�� ���������. � �.: �����, 2002. � 335 �.

19. ���������.�. ��������������.��.,1979.�302c.

20. ����������� �.�. ���������� ���� � ����-��. �����������. � �.: ��������������� ����������� ����������, 2008. � 85 �.

References

1.

Bernshtein N.A. (1991). O lovkosti i ee razvitii [About agility and its development]. Moscow: Fizkul�tura i sport Publ. 288.

2.

Bernshtein N.A. (1997). Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii [Biomechanics and physiology of movements]. Pod red. V.P. Zinchenko. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii [Institute of Practical Psychology Pabl.]; Voronezh: MODEK Publ. 608.

3.

Eizenshtein S.M. (2002). Psikhologicheskie voprosy iskusstva [Psychological issues of art]. Moscow: Smysl Publ. 335.

4.

Elkonin D.B. (1989). Psikhologiya igry [Psy-chologyofthegame].Moscow:PedagogikaPubl.228.

5.

Ershov P.I. (1997). Rezhissura kak prakticheska-yapsikhologiya.Iskusstvotolkovaniya.[Directingasaprac-tical psychology. Art of interpretation]. V 2 v. V 1. Dubna: Publ. Tsentr �Feniks�. 357.

6.

Gorshkova E.V. (1999). Znakom�tes�: �Vyrazitel�noe dvizhenie� [Meet: �Expressive Movement�]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool education]. 10. 10�15.

7.

Gorshkova E.V. (2009). Vyrazitel�noe dvizhe-nie.Programmaiplanyzanyatiydlyarabotysdet�mi3�7let [Expressive movement. Program and lesson plans for work-ing with children 3�7 years old]. Moscow. 202.

8.

Gorshkova E.V. (2017). O razvitii obrazno-plasticheskogo tvorchestva u doshkol�nikov: voprosy teo-rii I praktiki [On the development of figurative and plas-tic creativity in preschool children: questions of theory and practice]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 7. 29�37.

9.

Gorshkova E.V. (2018-�). K voprosu o razvitii obrazno-plasticheskogo tvorchestva u detey 3�4 let [The Development of character creativity in children at age 3�4]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Issue 12, Vol. 2(84). 4�13 (in Russian).

10.

Gorshkova E.V. (2018-b). Razvitie vyrazitel�nykh dvizheniyudoshkol�nikov:uchebnoeposobie[Development of expressive movements in preschool children: a textbook]. Moscow:�Avtorskiyklub�Publ.,336.

11. Gorshkova E.V. (2019-�). Razvitie voobrazheni-ya u doshkol�nikov sredstvami vyrazitel�nykh dvizheniy [Development of imagination in preschool children by meansofexpressivemovements].MaterialyVIIVserjssiyskoy nauchno-prakticheskoy rjnferencii po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L.F. Obukhovoy) �Vozmozhnosti I riski cifrovoy sredy [Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference on Developmental Psychology (readings in memory of L. F. Obukhova) �Opportunities and risks of the digital environment�]. Vol. 1. Moscow: �SPPU Publ., 143�146.

12.

Gorshkova E.V. (2019-b). Razvitie obrazno-plasticheskogo tvorchestva u detey 4�5 let [Development of figurative and plastic creativity in children of 4-5 years old]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6(96). 24�35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056. (in Russian).

13.

Gorshkova E.V. (2020-a). Diagnostika obrazno-plasticheskogo tvorchestva doshkol�nikov [Assessment of Creative Movement in Preschool Children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological ScienceandEducation].Vol.25,no.3.30�39.DOI:https:// doi.org/10.17759/pse.2020250303 (in Russian).

14.

Gorshkova E.V. (2020-b). Osobennosti tvorcheskogo voploscheniya dvigatel�no-plasticheskogo obraza det�mi 5�7 let [Peculiarities of embodiment of the propulsion-plastic image by children at age 5�7 in creative tasks]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 2(98). 28�37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066. (in Russian).

15.

Gorshkova E.V., Kirilicheva T.L. (2011). Izuchenie razvitiya produktivnogo voobrazheniya u detey 6-go goda zhizni [Study of the development of productive imagination in children of the 6th year of life]. Spravochnik pedagoga-psikhologa.Detskiysad[Handbookofateacher-psychologist. Kindergarten]. 5. 17�29.

16.

Zaporozhets A.V. (1986). Izbr. psikhol. trudy [Selected psychological works]: In 2 v. V. 1. Moscow: Pedagogika Publ. 320.

17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elkoninova L.I. (2008). Psikhologiya igry i ska-zki. Chrestomatiya [Psychology of games and fairy tales. �nthology]. Moscow: ANO �Psikhologicheskaya elektron-naya biblioteka� Publ. 85.

18.

Voprosy psichologii rebenka doshkol�nogo vozrasta [Questions of psychology of a preschool child] (1995).In:A.N.Leont�ev,A.V.Zaporozhts(eds.).Moscow: ����� Publ. 144.

19.

Vygotsky L.S. (1966). Igra i ee rol� v psikhiches-kom razvitii rebenka ���� � �� ���� � ����������� ���-����� ������� [Play and its role in the child�s mental de-velopment].Voprosypsikhologii[Questionsofpsychology].

6. 62�68.

20. Vygotsky L.S. (1991).VoobrazhenieItvorchestvo v detskom vozraste. Psikhologicheskiy ocherk [Imagination and creativity in childhood. Psychological essay]. Moscow. Prosveschenie Publ. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.