Научная статья на тему 'Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей'

Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / игровая деятельность / сюжетно-ролевая игра / детское чтение / preschool education / game activity / role-playing game / children’s reading

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Солнцева Ольга Викторовна, Полевская Татьяна Викторовна

Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников. Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр. Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям. Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию. Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсут­ствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Солнцева Ольга Викторовна, Полевская Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of reflection of literary experience in role-playing games of children

The relevance of the topic of the article. Support for the role-playing game of preschool children is going through a crisis, largely associated with a change in the content of children’s experience. Research that consider the possibility of reflecting literature experience in a role-playing game are few. At the same time, their analysis shows that such experience can have a significant impact on the content and structure of the role-playing games of preschoolers. The aim of the research was to study the possibilities of reflecting the literature experience of children, received in the family, on the nature of the construction of role-playing games. Description of the research progress. The sample consisted of 15 children from 4 to 7 years old and 15 mothers who are regular participants in role-playing games organized in the context of non-formal preschool education (community for supporting role-playing games). In the beginning, a sequence of reading fairy tales to children was organized with the family. The first of the tales is based on the external confrontation of warring heroes, and the second is based on the internal conflict of the heroes and their search for the place in the world. Further, 6 role-playing games were organized supported by the plots of fairy tales based on the model of building a two-stroke game (L.I. Elkoninova). The experimenter motivated the children to play with his involvement in the plot of the game and the support of the two-stroke structure of the fairy tale plot. At the final stage, the features of the reflection of reading experience in a plot-based role-playing game were analyzed according to specially developed criteria. Research results. It was found that a fairy tale plot, in which there is a confrontation between two warring parties, often causes negative emotions in children in the process of reading and, as a result, a reluctance to get involved in a game according to a given plot. A fairy tale plot, where instead of an external confrontation there is an internal conflict of heroes, it evokes positive emotions and research interest in children, which leads to the desire to actively participate in a role-playing game based on this plot, to bring their own vision and meaning into the storyline. Conclusions. Role-playing game based on a fairy-tale plot allows children 4-6 years old to reach a new level of development of play activity. Changes were recorded in in-game interaction, the level of the game design, its stability and implementation. The greatest growth in game indicators was noted in role-playing based on a fairy tale plot, in which there was no confrontation between good and evil heroes, the smallest growth was observed in games based on a fairy tale plot based on an external conflict of heroes.

Текст научной работы на тему «Возможности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевых играх детей»

�������� ����� ����������*, ��������� ������� ����������,

�������� ������� ����������� ���������������� ��������������� ������������ ��. �.�. ������� (�����-���������, ������)

������������ �������� ������. ��������� �������-������� ���� ����� ����������� �������� ��-�������� ������, �� ������ ��������� � ���������� ���������� �������� �����. ������������, � ������� ��������������� ����������� ��������� � �������-������� ���� ������������� �����, ���������������. ��� ���� �� ������ ����������, ��� ������������ ���� ������� ����� ��������� ������������ ������� �� ���������� � ��������� �������-������� ��� ������������. ����� ������������ ����� �������� ������������ ��������� ������������� ����� �����, �������-���� � ����� �����, �� �������� ���������� �������-������� ���. �������� ���� ������������. ������� ��������� 15 ����� �� 4 �� 7 ��� � 15 �������, ��������-�� ����������� ����������� �������-������� ���, �������������� � �������� ������������� ��-��������� ����������� (���������� ��������� �������-������� ����). ������� ���� ������������ ����������� ������ ����� ������ � ����� �����. ������ �� ������ �������� �� ������� ����������-���� ���������� ������, � ������ � �� ���������� ��������� ������ � ������ �� ������ ����� � ����. ����� ���� ������������ 6 �������-������� ��� � ������ �� ������ ������ �� ������ ������ ���������� ����������� ���� (�.�. �����������). ��������������� ����������� ����� �� ���� ����� ������������� � ����� ���� � ���������� ����������� ��������� ���������� ������. �� �����-��������� ����� ����������� ��������� ������������� ����� � �������-������� ���� �����������-���� �� ���������� ������������� ���������. ���������� ������������. ���� ��������, ��� ��������� �����, � ������� ������������ �������-������� ���� ���������� ������, �������� �������� � ����� ���������� ������ � �������� ������ �, ��� ���������, ��������� ����������� � ���� �� ��������� ������. ��������� �����, ��� ������ �������� �������������� ������������ ���������� �������� ������, �������� � ����� ����������-��� ������ � ����������������� �������, ��� �������� � ������� ������� ����������� � �������-������� ���� � ������ �� ������ �����, ����������� ������������� �������, ������� ����������� ������� � ����� � �������� �����. ������. �������-������� ���� � ������ �� ��������� ����� ��������� ����� 4�6 ��� ����� �� ����� ������� �������� ������� ������������. ���� ������������� ��������� �� ������������� ��������������, ������ �������� �������, ��� ������������ � ����������. ���������� ���� ����-��� ����������� ������� � �������-������� ����� � ������ �� ��������� �����, � ������� �����-�������� �������������� ������ � ������� ������, ���������� ���� � � ����� �� ���������� ����-��, ����������� �� ������� ��������� ������.

�������� �����: ���������� �����������, ������� ������������, �������-������� ����, ������� ������.

��� �����������: �������� �.�., ��������� �.�. ����������� ��������� ������������� ����� � ��-�����-������� ����� ����� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �4(106). � �. 46�57. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-46-57

��������� ������ �������� 11.05.2021.

* ��������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-46-57

Possibilities of Reflection of Literary Experience in Role-playing Games of Children

Olga V. Solntseva*, Tatyana V. Polevskaya,

Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia

The relevance of the topic of the article. Support for the role-playing game of preschool children is go-ing through a crisis, largely associated with a change in the content of children�s experience. Research that consider the possibility of reflecting literature experience in a role-playing game are few. At the same time, their analysis shows that such experience can have a significant impact on the content and structure of the role-playing games of preschoolers. The aim of the research was to study the possibilities of reflecting the literature experience of children, received in the family, on the nature of the construction of role-playing games. Description of the research progress. The sample consisted of 15 children from 4 to 7 years old and 15 mothers who are regular participants in role-playing games organized in the context of non-formal pre-school education (community for supporting role-playing games). In the beginning, a sequence of reading fairy tales to children was organized with the family. The first of the tales is based on the external confron-tation of warring heroes, and the second is based on the internal conflict of the heroes and their search for the place in the world. Further, 6 role-playing games were organized supported by the plots of fairy tales based on the model of building a two-stroke game (L.I. Elkoninova). The experimenter motivated the children to play with his involvement in the plot of the game and the support of the two-stroke structure of the fairy tale plot. At the final stage, the features of the reflection of reading experience in a plot-based role-playing game were analyzed according to specially developed criteria. Research results. It was found that a fairy tale plot, in which there is a confrontation between two warring parties, often causes negative emotions in children in the process of reading and, as a result, a reluctance to get involved in a game according to a given plot. A fairy tale plot, where instead of an external confron-tation there is an internal conflict of heroes, it evokes positive emotions and research interest in children, which leads to the desire to actively participate in a role-playing game based on this plot, to bring their own vision and meaning into the storyline. Conclusions. Role-playing game based on a fairy-tale plot allows children 4-6 years old to reach a new level of development of play activity. Changes were recorded in in-game interaction, the level of the game design, its stability and implementation. The greatest growth in game indicators was noted in role-playing based on a fairy tale plot, in which there was no confrontation between good and evil heroes, the smallest growth was observed in games based on a fairy tale plot based on an external conflict of heroes.

Keywords: preschool education, game activity, role-playing game, children�s reading.

For citation: Solntseva O.V., Polevskaya T.V. (2021). Possibilities of reflection of literary expe-rience in role-playing games of children. Preschool Education Today. 4:15, 46�57 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-46-57

Original manuscript received 11.05.2021.

* Contacts: [email protected]

���������� ��������

������������������������������������-��� �� ��������������� ����������� ��� ���-����� ������������ ��������. ���� ��������� ������� �� ������ ��������������� ���� ���-������ ����, �� � ���� ������ ����������� ���� ������ ����������, �� ����� ����� �� ���-�� ���������� �߻. ����������� ���� ������ ��������������������������������������-����, ����������� �������� �������� ������-��� ���� ��������� �� ���� �����, �������-����� ��������, ����� ������� �������� �, ��� ���������, ������ ���� ��� ������� �������-�����. �������������� ������������ ������-��� ������� ������������ ����� (���������� �.�., ��������� �.�. (2015), ����������� �.�. (2016), �������� �.�., �������� �.�. (2005), �������� �.�. (2010), ���������� �.�., �������� �.�., �������� �.�. (2013) � ��.) ��-����� � ���, ��� ����������� ����������� ������ ���� � ������� �������� �� ������� ������������ ����������� ����, ��� � ����� �������������� ���������.

������������ �.�. ������������ � �.�. ��-������� ����������, ��� ���� ���������� ��������������� ��� ������� � ���������-�� �����, ����� �� ����������� ����������� ���������: ����� �������� ��������, ������-���� ��������, ����������, ����������� � ��., � �������� �������� �� ���� (�����������, ��������, 2007). � �������� �����, �������-���� ���������� ����������� ����� ����, ������������ ������������ ��������� ����-��, ���������� ������ � ��� ����������� ����������. �������, �������� �� ������-������� ������ ������, ������ ��������� ��� ���� ������� ������������ ��������� ��-������ � ������ �������� �������������-��� ������ (�����������, 2016). ������ � ���-�������� ���� ��������� ������ ���������� ���� ������������. �������� ������������� �.�. ���������, �.�. ���������, �.�. ��-���������, �.�. ���������, �.�. ��������� (2013), �.�. ���������, �.�. ����������, �.�. ��������� (2019), �� ����� �������� ���-����������� ����������, ����������� � ���-��������� ����, � � �������-������� ���� ��-����� ��������� ���� ������� ������, ���� ������, ��������� � ��������� �������.

������ ��������� ������������ ����� ���������� �������� ���� ��� ������������ �������� ������� � ��������� ������ �����-��� ������� ������������ ����������� ����� � ����� � ����������� � �� ��������� ����� ���������� ����������, ������������ �����-��� ����. ����������� ������������ �������-�� �������� �� ������ � ���, ����� ��������� ������ ������ �������� ��� ������� ������-������ ���������������� ��� ����, ����� ��-������ �� � ����.

� �������� ��������� ��������� ������-������� ����� � �������-������� ���� ���-������������: ������������� ������ ������� ������������ ������, ��������� �� ��������-��� �������, ����������� ��������� ��� ��-�������, ����������� ������, ������������ � ������ ������� ������ � ���������� ����-��� �������, ����������� ������� � ����� ����������� �����. �������� ������������� ������ ������������ ������������, ����-�� ������� ������ �� ������������� � ����� ����������� ���.

������������� ������� � ������� �������� ��������� ������������� ����� � �������-������� ����� ����� 4�7 ���

� �������� ���� ������� ����������-�� �� ������������ ������� � ������ ��-�������� ������ �� ���� ����. �� ����� �.�. ���������� (1966), ����������� ���-��� �� ���� ��������� ���� ����� ����� ����-��� ����������� �� ����, ������� ������, ��� ���������������� �������� (���������, 1966. �. 216). � ������ ������������ ����-���������� ������ ��������� ������� ����-�� ������� ����, ����������, ��� �� ������-������ ������� ��� ���, ��� ���� �� �� ���� �����, � ����������, ��������� ��� ������� ���������� � ���� �������.

� ������������ ���� ������� �������� �������� �������, �������� �� ����� ����-�������, � ����� ������� ������������� ���� ����� ������ � ������ ������ ������ �������-��� �������� ��������, ����� �.�. �������� (2013). � ��������� ������ ���� ��������� ���� ���������������. �������� ���� ����, ������������ ������� ������������ �����-�� ���� ������������ � �������� ���������� ��������������.

�������� ��������� ��� ���������� ����-������ �������� ������������� ��������� � ���� � ���������� ������ �������� ������. �� ������ �.�. ������������ (2016), ����-��� ������� �������� �� �������� ����� ����-�������������������������������������. � ������ ����������������� ������ ��������� ������� ��������� �� ��������� ������ ���-��� �� ������� ������������ �����.

�.�. ��������� (1986) �������, ��� ������ ��������� ����� ��������� � �����������-�����, ������������ ������������� �����, ����� ������� ������� ������������ �����-��� (���������, 1986. �. 73). � �������� ���-����������� �������� ���������� ������ �.�. ��������� �������� ���������� �����-�� ���������� �����, ����� �� �������� ������ �� ����� ���������� ���������, ������� ������ � ��� ������� � ������ � ������ ��� � ����������� �����������. ���������� ���-������� � ������� ������� �������� �����-������, � ��� �������� ������ ����� �������-��� ������������ � ��������� �������������. ����������� ���������� ������ ���������� ��������� �.�. �������� (2019): ���������� ������� ����������� � ���������� ���������-����� ������������, ��������� �������� ��-������ ������������ ������, ������������ ����� ������ �� ������ ������������, �����, ��������� ��������� ������. ���������� ��-���������� �.�. ��������� ������� � ���, ��� ������������ ������� �������� ����� ������-��������� ���������� � ���������� � ����� � ������� ���������������� ��� ����������. �� ����� �������, ��� ��� �������� ���������� ������ � ����������� ����� ����� ��������-��������������������������������������. ������� ���������� ���������� � ������� ����� ������������ ������������ �������, �.�. ��������� (2011) ���������� �������� ������ � ������ � ������ ������������� ���-���, �������� � ����������� �����������, ��� ������������ ��������� ����������� � �������� ������������� ���������.

����������� ������ ����� ���������� ��-�������� � ��� ������������� �����. ���� ���-���������� ������� ��� �������� ����������-��, �� ��� ������������ ���� ���� �������� ����������. ��� ����������, ��� ���������-��� ���� �������� ������ ��, ��� �������-�� ������� � ��� ����� ��� ���� ���������� �����. � ��������� ������������� ����� ����-���� ����� �������� ��� ����������: 1) ���-���������� ���������� �������� ��������� ������� � ������������� ������������ ����� ��� �������, ������, ������; 2) ������������-�������������� ���������� �������� ������-���� ��� ������� ������� ���������� ������ �������� � �����-���� ������������ (� ���-��� ������������ ��� �������-������� ����); 3) �������������� ���������� ����������� � ����, ��� ������� �������� ���� ����������� �� ������������, ��������� � ��� ��������-��� �����.

������������ �.�. ������������ (2007, 2016) ��������, ��� ��������� ������ ������-�� ��������� ������ ������������� ������-������� ��������� � ����, ������� ��������-�� �������� � ����. ������� �������������� ����� ���������� �������� �� ���� ��� ���-���������� ������������ � ������� ������. ������ � ������� ���� ������� ������ ���-��� ����� ��������������. �������� � ���� �������, �������� � ��������� ������, ���� ����������� ���� �� ���� ��������. ������� ����������� �������� ������, � ������� ���-�������� �����-�� �������������� ������-��������, ����������� � ��������, ����� ��������� �������� ������� �� �����, �����-������ ������ �����������. ���������� �����-������� �.�. ������������, �.�. ��������� (2007) ������� � ���, ��� ����������, �����-��� � ��������� ������, ���������� ������ � � ��������� �����, ������� ����� ���������� ����������� ����� ������, ��� ��������� ���-���� ������ ���������� ���������� �������-������� ����.

������ ���������������������� ������-��� ������������ � ������������ ���������-���� ����� ������� � ���, ��� ������ �������-�� ���������� ������� � ������ ������� �������������� ������������ ������������ ������� (36,4%), ������ ��� �� �������� ����-��, ������� � ������� �������������� ����-�� � 10,3% �������. ����������� ���������-��� ��������� ������������, ��� � �������� ������� ������ ��������� �������������� ���������, ��� ������������ ����� ������-���� �������� � ���� ��������, � ����� ��-����������� ���� ����������� ��������� � ��������-��������� �������� (�.�. ������, �.�. �����������, �.�. �������, 2011). ������������ �.�. ��������� (2019) ����� ������������ �������� �������� � �������� ������� � ����������� �����. ���������� ��-���� ��������� ������������, ��� ����� ���-������� ����������� ������������ ������, �������� ��� ����������� � ��� ��������� (��������, ���������, ��������, 2019. �. 192). ��������� ���������� ��������� � ���, ��� ����������� ���� �� �������� �������� � �������������� ��������� � ��������� ����-���� ��� �������, ����� ��� ������ ���� ���-��� ��� ��������. ����� ������������, ��� � �����, ������� � ����������� ����, ������ ������������ � �����������, ������� ����-����������� � ����������� ������ ��������-�� ����� �����������. �� ���� ������� � ��� ����, ��� ���� �� ��������� ���� �������� �� ������������� ������ ����, ��� �������� �� �� �������������� ��������� �����.

�������� �������������� ��� ��������-��� ������ � �� ������� �� ������� �������-����, ������� �.�. (2013) �������� ������� ������� ����������� ������ �� �� �������-���������, ��������� � ���, ��� ��������-��� ������ �������� ����� �� �������� ���� �����, ����� �� ����, �������� �� ����� ��� ��������� � ������������, �� ����� ���-�� ���� �������� �� ���������. ����� �����-������ ������ ��������������, ����������� � � ��������������� ������ ��������� ���� ������ ��������, ��� ������������ �������-�� �������������� � ������. � ����������� ������� �������� � �������� ���������� ��-����. ���� � ������ ������ �������� ������ ����� ��������������� ���� ������, �����-������� ��� ����� ������ ��������� ������, �� � ����������� ������������ ������� ���-����� �������������� ��������� � �� ������ ���� ������� ���� ��������� ��� �������� ���������������, ��������� ������ ����� � ����. � ����� ������ ������� ��������, �� ������� �������� ����������� ��������� ����-��, ������������ ������ �������. �������� �������� �� ����� ������ � �������������, ��� �������� �������, ������� � ���������� ��������, � ������������ ������� �� ��� ��-��� ��������� ����������� ������.

�� ���� �� ������� �.�. �������� (2016), ����������� ���������� ������, ����������-��� ����������� �����. �������� �� ����� �.�. ������� � ��������� ��������������� ������, ��� �������� ��� ������������ ����-�� ����, �� ������� ������������� �������� ����� ����������� ��������. ������ ������ � ��� ��� ��� ������� � ����������, ��� ��� ���-����������� ����� � ���. ������ ������ � ���-������� ���� �� ��� ���������� �������. ������ �� ���� ������� ���� �������������-�� ��������������� �� �������� ������, ���-���������� ���������� ����������� �������-�� � ����� ����������.

�������� �� ������������ �������� �.�. (2013) � ��������� �.�. (2016), � ������ ���-��� ������ ���� �������� ��� ���� ��������� �������, ������������ ��������� �������-��� ����������� ���������. ��� ������ ���-��� ����������� �� �������� ��������, ����� ��� ��������� �� �������, �������� �������� �������, ������������ ������������� � ����-������ �����. ��������������, ��� � ������-������ ����� ������� ������ �������������� ��������� �� ������ ������, ������������ ��� �� ���������� ��������.

����������� � �������� ������������

������� ��������� 15 ����� �� 4 �� 7,5 ��� � 15 ���������, ���������� ���������-�� ����������� �������-������� ���, ����-���������� �� ���� ������������� ������ ������� ������������� ������������������ ������ �. �����-����������. ����� ������� ������������ ���� ���� ��������� �� ��� ��������� �� 5 ������� � ������ (������ 4�5 ��� � 3 �������, 2 ��������, ������� � �� 4,0 �� 4,11; ������ 5�6 ��� � 3 �������, 2 ����-����, ������� � �� 5,2 �� 5,6; ������ 6�7 ��� � 3 ��������, 2 �������, ������� � �� 6,7 �� 7,5). �� ������ ������� ����� ��� ���������� ���� �������� (�������� ���������� ������������), ���� �� ������� �������� ������� � �����-��-������� �����, ������ � ���������� ���� �� �����������. ��� ���� �������� ������� ���, ��, �� ������ ���������, �� ����� ���� ����������� � ������� ������������ ��� ���� �������� ����, ��� ��� � ������� ���� ���� ���-������ ������������ �������.

�������������� ���� ������������ ����-����� ��������� � ������� ���������� ������-������� ����� �����. �������� ������ �����-�� ������������ ������ �� ���������������� �������,������������������������������-����� ������ � ��������� �����������. ����� ������� ������������ ������� ����� �������-��� ������ �� ������ ������ (�������, �����-��, �����������, �������), ��� ��������� ��� �������� ������� ������ � �����������, ��-�������� �� ����������� ������. ������� ��-������� � ������������ ���� ����������� ���, ��� ������ ��������� ������ ������� ��-������ ������������� ��������� ��� �����-������� ���������� �������� �������������-�� ������������.

��� ���������� ������������ ������� ��� ������, ������������ ���� �� ����� ������� ���������� ����, �������, �������� �����-����� � ��������� ���������� ����������� ���������: ������ ��������� ���� ������ ����� � ������ ���� �������� ��� ������ ������� ��������. ������������� ������ ���-���� ������ �������� � ������� 1. ������ �� ��������� ������������ ���������� ������ � ������ ���� � ����������� � ������ ������-���� ��������������.

����� ���� ��������� 6 �������-������� ��� � ������ �� ������ ������, ������� ��-������� ������ ������������� ����� �����, ����������� � ����� �����. ����� ������� ��-�����-������� ��� ���� ������ � ���������� ��������� �������� ���������� ����� �� ��-����� ����������� ������. �� ����� ����� ����� ���� ���������� ���������� ����� ��-������� ��������� ������, ����� ���� �����-���������� ������ � ������ ������ ��������� ��������������.������������������������-������ �� ������ ����������� ������.

���������������, ����-��������� � ���� ������� � ������, ����������� ��-��� �� ���� �� ���������� ������ ����� ����������-�������������,�������-���� ��������� ��� ���� ��������� ������ � ���-��������� ����������� ��������� ���������� ��-����. ����������������� ������ ���� ��������� 2 ����, �� ������� 30 ��-��� ���� �������� �� ��-��������� ������� ������-��, ���������� � ������ ����������� ��� ������� ������ � ��������� �����-���� ������ ��������� ������. ��� ������������ ������� ���� ����� ���-���������� ��� ������ ������������.

�������������������-��� ��������� ���������-���� ����� � �������-��-����� ���� �������������� ��������:

1) ����� ��������

��������� ��������� ������ ����� ��� ������ ������� ��������

������ ���� ������ ������������� ������ ����, ������������ �� �����-��������� ������� � ������ ������. ������ ������������� ��-���� ����, � ������� ��� ������� ������ ����� � ���.

����� � ������ ������ ����� ����-����� ��������� ����� �� ������� � ������������ �����-�� ���� ��. � ������ ������ ����� ��-���������� � �������������, ������� ���� � ���� ������ ������.

���������� ����������� ��������� �������������� ������ ������ (��������� ��������) �����-����� �� ���� ����, ��� ��� �������� ������� ���� �� �� ��������� �����, ���������� � ������� ��������� ����� � ������������ �� ���, ������-���� ��������� �����. �������������� ������ ���-������ �� �� ���������� ��-������� � �������������. ��������� ����� ������� �������� ������� �������. � ������������ ������� ��������������� �� ����-����� ������������ ������� �����: ������� ��� ��� ������� �������, �������� ��� �� �������� ��� �� ���-������� ������, ������ ��� ��� �� ������.

����������� ��� ������� �������� (�������� �����) �������� ������� ����������� � ���������-���������. ��������� ����� ���������� ���� ������ �� ��-��������� �� ��������������� ��������, ��������� ������� ����������. ������� �������� (������ ������) �������� � ����-�� ����������� �������. ��������� ����� ������-�� ����������� �� ����� ���������� ������� �� ��-������� � �������� ����� � ����� ������� ������ ����� ������ ������������ ����������.

������� 1. ������������� ������ ������� ������ ��������� ���� ������ ����� � ���� ��������

���� � ������ ��������� ������ (���� ������-�� ������� � ������).

2) ����������� �������� ������ �����-���� ������ (�����������, �����������, ��-���������� ��� ��������� ������).

3) ����� �������� ��� ������������ �������, ��������, ��������� ������, ������ ���������� (�����������, �����������, ��-���������� ��� ���������).

��������� ������������ ���� �������� ��������� ���������� �� ������ ���������-���� ����� � �������-������� ����, ������� ������ ������ ������� ������������ ����� ��� ��������� ������������ ������������ ����-��� �� ���������.

���������� ������������

������� �������������� ������������ ���������� ������ ������ � ������ �����-����� ���������� ������

���������� ������ ��������� ���� ������ ����� ��������������� ����������� ��-������ ����������� ����� 4�7 ��� � �� �����-��� �����, ������� ������������ ��������� ������ �� ����� ������ ��-�� ��������� ����-

��� ������ ������� ��������

��, ���������� ��������� � ������������ � ��������, ��������� � ��������� ��������-����� ��������.

���������� ������ ���� �������� ��� ������ ������� �������� ��������������� ����� ��������� ����� � ������� ������� � ��������������� � ������������ ������ ������� ��������. �������� ������� ���-����������� ������������ ����� �� ����� ������ �������� �������, ����, ���������. ��������� � ���� ���������� ������ ���-����������� ������ ��� ������ � �������-�� ��������, � �� ��� ��������, ��������� �����. ������� � ���� ������� ������� ���-������� ������� ��� �������� ����������� �����.

����������� ��������� ������������� ����� � �������-������� �����

������ ��������� ���� ������ �����

���������� �� ������� ���� � �������-������� ���� ��������, ��� 60% ���� ����� �������� ��� ���� ����� �������������� ��������� �� ������, 20% � ������� ��������-�� ��������� � 20% � ��������� �� �� ����-��. ����� ����� 4�5 ��� �� ���� ������� �� �������� ���� �������������� ��������� �� ������, �������� ����, �� ��������� � ����-��� ������. ���� ����� ����, ��� ����������-����� ���������� �� � ���, ��� ������� ���� �� ������, ������ ���� �. (4,11) ������ ���� ����� �� ���� ���������� (��������������� � ������� �������� ������ ���������), �����

����� ��������, � � ��� ����� ���� ������-���, �.�. � �������� �� ���� ������� ������ �� ����������.

����, ���������� � �������� �������� ���������������(����4,0,����4,8),������-�� ����� ��� ����� ��� ���������� � ����, ���-���� �������� ���� ������ �� ��������. ���� (4,0), ��� ��������, ���� �� ������ �����-��� ����� � �������������� ������� � ����� ��� ��������, � ��� ������� ����� ��������. ���� (4,8), ��� �����, ����� �������� ����� � ������ ����� ��� �������, ��� ���� ����� �������. 80% ����� 5�6 � 6�7 ��� �������� ���� �������������� ��������� �� ������. � ������� ������� �� ����� ������������ ��-������ ���������� �������� ���������, ���-���� ���� �. (5,2), ��� ��������, ������ ������� ����, ���� ������ ���� ������, ���� (7,8), ��� �������� �����, ������ �������-��� � �������� � ������� ���������, ������ (5,2), ��� �����������, �������� � ������ � ����� ��� ������ ������� � �������� �����. �� ���� � ����� ���� (25%), ��� �� ����� ���-������, ������ ��� ������� �� ��� ���� ���� (���� 6,11, ���� 6,7).

����� ����� 4�5 ��� ������ ���� ���� (4,0) ��������� ��������������� ������ ��������. ��� ����������� � � ������ ������� ��� ����, � � ������ ���������: ������� ������� ��������� ������, �� ������������ ����� ��-����� � ������ �� ����� �����������. ���� (4,0) ���� ����� ����� ������������� ���� ��������� � ���������. � ��������� �� ����-�� �������������� �������� ������: ����� ���� �� ���� ���������!� ��� ������� � ���� ���������������!� ����������������������-�� �������� ������ ��������� ������ ������ ����� ���� ���������� ��������� (���� 4,10, ����� 4,11) �� �������������� ���������, ��������� �� ���� �� ����� ��������� � ���-������� ������, � ���� (4,8) � ������ ������ ����� ���� �� �������.

����������� �������� ������ ��������� ������ ������ 5�6 � 6�7 ��� ����� ������ ���������, ������� ����� ����� ��������-�������� �� ������������. ��� ����� ����� (������ 5,4, ���� 7,8, ���� �. 7,2) ������-��� ����� ��������� �������� ��������� ���-�����, ��� ��� ��������� �������������� ��� � ��������� ������� � ������������� ���� ���� ���������.

��� ������ (5,4) ��������� ����� �����-�� ����� ���� �������� �� ������������ ����������, ��� ���� � �������� �������� ��-���� �� ������� ��������� �����: ������� � ������ ���� ��� � ������ ��� �������. ����� ��� ������ ������ � �����, ��� ����� ��������� ��������. ���� (7,8) ������ �������������� ������� ����� ��������� ����� ����� ������� ���� �������� ��� ����������� (��������� ������, ��������� �������, ������ ����). ����� ����� ��������� �����, ���� (7,8) ��-����� ������, �������� ���������, ������ ������, ��������� ����. ���� �. (7,2) ����-�������� �� ������ ����� ������ ���������, �� � ��������� �������� � ������������ ���������� ������ ������ ������ ������ (��-���� ���� ��� � ������ ������, ������ ����� ��� ���� ��). ��� ��� ����� ������ ������-�� ������� �� ����: ��� ��� ������ �������, ����� ��, �� �� ������ ������. ����!�

����������� ������������ ���� ����� ��-������ ������ ��������� � ������� ����. ������ (5,2) ����������� ����� ����� ����-���, ������� �� ��������� ������, ������� ���� �����. ��������� ���� 5�7 ��� (������ 5,2, ���� 6,7, ���� 6,11, ���� �. 7,6) �� �����-�� ������ ������ ��������� �������� ������� ��������, ������� �� ������ ���� ������� � ������ �� ��������� � ���� �� ��������.

����������� ����������� ����� � ���� � ������ �� ��������� ����� ������ ����� �������� ������� ������������ �� �������, ������������ � ����, � ����������� � ��� ��������� (75% ����������). ��� ����� ��� �������� ������� ���� ��� ��� ���-�� ����-����������, ��� ��������� �� ��������� �� ������������ �� �������, �� �������� �����-��� ������� � ����. ��������� ��������, ��� ����� ������� ��� ���������� �� ���������-��� ������� ���������� ������, � ������� �� ������ �����������. ��� ������ ����� ������� � ���� ��������, ������� ��� ���������� �� ����� ������ ������ (�����, ����������, ���-��). ����������� ����� �� ����� ����������-������� � ���������� ������ � ���� �������-�� ��������� ���� �������� �� ���� � ����:

������ (�����) ���������� ����������� ��� (���) � ���������� �����. �������� (���� �.) ��������, ��� ��� �����, ��� ��� �����. ��� ����������� ���� ��� �������� �� �������� ��������, ��������� (���� �.) ������ ���������� (���� �.): ��� ����, ��� ��� ��� �������. ���������� (���� �.): �� � ���������� ������ �� ���� � ����� ����-�� ����������.

����� �������� ��� ������� �� ������, ������� ���� ����� �������� � ����: �������� �������� �� �������� ������� � ����������� �� ����� �����. � �������� �������� �������� ���� ���������� ����������� �������, �� ��-��� ��������� ������ ������.

����(6,7),��������,��������������� ���� � �������, ���� (6,11), ��� �����������, ������ ������ ����� ��������� �����, ���� � (5,2) ������� � ������� �������� ������, ���� (4,8) ������������ �������-�������, ����� ��������� �������� �� �������.

����� 30% ����� ��������� ��������, ��� ������������� ����� ��������� �����: ����-������� ��������� ����������� (������ 5,2), ����� ��� ��������� ����, �� �������� �� ���������� (������ 5,6), ������������� ������, ������� ������ ���������� (���� 6,11), ���������� ��� ��������, ����� ����-������ ��������� ������ ������ (���� 4,0), ����������� ��� ������ (���� �. 7,6).

�� ������ ���� ������������ �� �������-���� �������� � ���������. �������, ����� ��������� ������ ���� ��, �� �������� ���-��� �������� �����, ������ 50% ���������� ���� ���������� ������� ��� ������.

���� ���� � ���� �������� ���� ����� � ����������� ������ ������: ��������� ��������� ������!� (������ 5,4, ������ 5,6), ������ ���� �������� ����������� ��-��� ������, ��� ����� ��������� �������-��� �������: ������ (5,2) ����� ���� ���� �� ��������� ������, ���� �. (7,2) ������ ���� �� �������, ������������, ��� ��� ��-�����, ���� �. (5,2) �������� ���� �� ��-���� ����.

����� �������, ��� �������� ������ � �������������� ���������� ������������ ���������� ���������� � �������� ����� ��-���, � � ������ � �������� ��������� �����-������ � ����� ������� ��������. �� ���� ����� ��������� �������� �������������� �������������� �������� ������, ��������-��� �� �������������� ������, �� �������� �����������.

� ����� ���������, ��������� � ��������� �������������, ���� ������� � ���������� ������ ������: ������ ����� �����, ����� �� ������, ����������, ��������� �����. ����� ���������� ��� ����������� � ���� ���� ��������, ����� ������� �������� � ������� ��������� ����� ������ ����������� �����. ����� ��� ����� ��������� � ��������� �����-��, � ��� ������� ������� ����������� ����-����� � ��������� �����. ��� ������������� ������������, � ���� �� ����, ������� ����-���� ������� �������� � ������ (����� 4,11, ���� 4,8, ���� 4,0), �������� �� �������� ���-���, ��� �� �������� �� ���� ���.

������ ���� �������� ��� ������ ������� ��������

���������� �� ������� ���� ��������, ��� 85% ���� ����� ������������ ��� ���� ����� �������������� ����� ������.

���� (4,8) ����� ���� ���������-������ � ��������, ������� �� ���� ������ �����-�� ��� ������ �����, ����� (4,10) � �����-���, ������ ��� � ���� ���������� ����� �� �� �������. ���� (4,0) � �������, �������� �������� ����� � ����� ��������.

���� ����������� ������� ������� ������-���� ����� ������ ������ �������� �� ��, ��� ����������������������������������.��� �������� � ����, ��� ���� �������� ������-������ ��� ������ ���������, ���������� �� � ������������������������,������������� ������� ��������� ����� ������ � ����.

���� ���� ��������� ������������ �� ���� �������, ������� ������� ���������: �� ���� ������� ������, ������ ��� ���, ����, ��� �������, � ������ ����� (����, 6,11), �� ����� �� ���� ��������, ������ ��� � ������ ���� �� ����� (������, 5,4). ������ ���������� ���� ������� ������ �����-����, �������� �� ���� �������: ����� ���� ��������. ����� �� ����!� (����, 6,7), ����� �����, � ����� ������������ (������, 5,2), �� �� �� ���� ��� ����� �����, � ���� �����-������� (�����, 4,11).

����������� ������, ����� � �������� ���� ���� ������ ������������� ��������� ����, ����������� � ���� ������� (������ 5,4, ���� �. 4,11, ���� �. 7,2). ��������� ��������, ��� ���� (4,10), �������� ����� ����, �� ��������� � ������� ������, ����� ���������� ���� ����� ���, ��� ��� ���� ���-���� ��� �������: �� ���� ���������, ����-��� ����� ������ ������ � �������� �����-�� �� ����������, ����� ���� ��� ������� ��������.

����� �������, ����������� ������������ ������ ������ ��������� � ���� ������ ����-���� ��������� �������� ����� ���������-��� � ���� � ����������� ���� ������������ � ������� ���������. ���������� ���������-���, ��������� � ������� ���� ��������� ��� ����, �������� �� ����.

������� ���������� ����� ���������� ���������, ��� ��������� �������� � ������-�� ������� ����������� ��������������� � ����� 4�5 � 5�6 ���.

����� (4,11) ���������� ������ �����, ����� ���� ����� �� ���� ���� ��������, ���� � ������, ��� ������ � ������, ���� (4,8) ����� ����� �� ������� ��������, ��� � �����, ���������� �������������� � ������������� ����, ������ (5,2) ���� � ������, ��� ������ � ������, ������ (5,4) ������ ���� ������ ��������� ���-��, ������������� ������������� ������� � ��������� ������: �������, ��� ����-��!�, � � ��������� ������ ����� � �� ����-���!�. ����� ������ (5,4) ������������ � �������, �� ����, ��� ������, � ��������-���� � ����� ����, ������� ��������� ��-���: ��� ������, ��� ��������� �������-��� ���, ��� ����� � ����� ��� ��������� � ��� ����, ������� � ��� ������, ����� ���������� ���� ����.

� ������ �������� ����������� ������ ����� ������� � ���������� ������������� ��� �������, �� ����� ������ ������������� �����.

���� (4,0) � ������ ������ �������� ��-������ �������� � �� ����������, ���������-��� �� �������, ������� ��� �������� ��� ���������� ��������: ���� ����� ���-�� ��-���� �������, ��� � ����, ������� �� ���� ��-������ ��� ����� ���-�� ���������, � ���� �� ��������� �������. ����� ������ � ���� (4,0) � ����� ��������� �������, ������� �� ��������� ����������� ����� ��� �������-�� ���������: �������! ��� ����� ������!� � ��� ��������� ������ �� ������ �������� �������.

� �������� 6�7 ��� ���� ���� ���������-���� ������� ������������� ������ �����, �� ��������� ���������� ����������� ��� ��-������� � ������ ������� (���� 6,7, ���� 7,8, ���� �. 7,6 � ���� 6,11). ��� ���������� �� ���-���, � �������� �������, �������, ������� � ����������� �������, ������, ������� ����-�����, � � ����� �� ��� � ����� �������� ��-������� �� ����� � �����-��������.

�����������������������������������-��� � ���� � ������ �� ��������� ����� ��� ������ ������� �������� �������� �������� ������� ����������� � ������ �������� �������. ���������� ������ �������� � ���� �� ������ �, ��� ���������, ������������ ��-������� ����������� ������ � ����� ����� � ������ (5,2) � ���� �. (7,6).

���� �. (7,6), ��� ������� ����, �����-������ �������������� ����� ����������-��� ����: �� ���� ���� � �������� ��������. ������ (5,2) ������� ����� ������� ����-����� ��� ���������� �� ������ ������.

��� �� ����� ������ �� ��� ����������-�� ��������� � ����� ������, ������������ ������� ������, � ����� � ����� ���� �����-����� ����������� ���������� �����������-��. ����� ������� ������, �������� ������-��� � ����, ���� ����� ������������ �������� � ����������� �������. ����������� ����� ������� � ������������ �� ��������� ����-��� ����������� ������ � ���������� ����� 4�5 ���. � ����� ������� ���� ���������� ��� �����, �������� �������� ���������� ������ �����: �� �������� �������! ������ �����!� (����, 4,8), �� ���� ������ �� ����� ������ �����!� (����, 4,0).

��� ��� ������ ��������� � �������� ����� ��� ����������� ������ � ����������� ����-����. � ����������� ������� �������� � ���-�������� ������� ���� ��������� ���������� ��������� �����: � ����������� ������� ���-��, ��������� �����, ��������, ��������� ��-���, �������; ����� ����, ������ ���� ������� �������������� ���������� �������� ������-��� ������� �� ���� �������� ������, � � ��-������� ������� ���� ����� �������� �����-�� �� �������������.

������ �� ���������� ��������, ������� ���� ��������� � ����, �������� ����� � ���-��� �������. ������, � ����� �� ��� ������-���� ��������-����������, ����� �������� � ������ �� ������, � ����������� �������-��� ����. ��� �� ����� ���� ���������� �� � ������������ �� �������:

���, ����� ��������! ����� �� ������ ��-����!� (���� �., 4,11), �� � ������ �����-�� ������, ����� �� ������. ������, � ��� �� ������ ����� (���� �., 5,2), ���� �� ��� ������. � ����� ��� ������� (���� �., 7,2). ������ ��� ������ �������, ��� ����� ���-����, ����� �� �������� �������: �� ����� �������, ��� ����� � ���� �� �����, ����� � ������, � ����� � ���� � �����, ����� � �� ������� (�����, 4,11). � �������, ��� �����, ��� � ������, �� ��������� ����������� ���-�������� ��������, ����� ��� ������������ (����, 6,11).

��������� ��������� �� ���, ��� ��������� ����������� ��������, � ������� ������ ��������� ��������� ��������� ������ � ���. ��� �������� ������ �� ������� � ������:

���������� ����������� �������� � ��� ��� ����� (������, 5,2), ������ � ������� ��-����, ������ ��� ����������� (����, 6,7), ������ ���� � �������, ������� ������-�� ������ (�����, 4,11), ������ ��������� (������, 5,4), �� ������������ ��������-��� ����� � �� ���������� ���������� �� ���� ���������� ����������� ����� ������� ��-��� ���������� ��� ��������� ��������� � ��������������.

������

1.

�� ��������� ������������� ���-�� ����� � �������-������� ����� �������-�� ������� ������� ��������� ���������� ������.

2.

������, ����������� �� �����������-��� ������, �������� � ��������� ����� ��-���������� ������ �� ���������� � ������-���� �������� ������� � ����. ��� ������� ������ ����� � ���� �������� ������, ���-��, ����������, ������� ���������� ���� � �������� ������, ��� �� ������ ��������� �� ����� � ����. ��������� �������������-���� � ������������� ���������� �������-�� �� �������� ��� ��������������� ������ ���������� ��� ������������ ���������� ������� ���������� ������.

3.

������, ��� � �������� ��������� ��-�������������������������������������-��� ���� ������� ��������� ������ ����� � ����, ���������� �� ��������� ���������� �� ������� � ������� �������� ����������� ������� ������ ��������� � ������� ������. ������ ����� ����� ������������ �������-��� ������, ���������� ������ � �������� ������ ������ (�������, �������, ��������-���). ������������ �������� ����� � �����-�� ������ ���� ���������� ������� �������, ������������� ����� �� ������ � ��������-������� ������������ ���������� ������� ���������� ������, �� � � ��������� ����-��, ���������� � ����������. ���� �������-�� ���������� ���������� � ���� �� ������� �� �������� �������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

������, ����� ������� �����������-�� �� ���������� ������������ �� �������-���, � ������� ������� ���������� ����� �� ��������� ���������� �� ������� � ������� �������� ����������� ������� ������ �����-���� � ����. ��� ����������� ��� �� ������

��������� �������, � ������� ����������� �������������� ������, �������� ����� ���-��������� ������ ����� �� ������� ������, ������� ��������� � ����� �� ������������ ��������, ���������� ������������ ������.

5. ��� ������ ������ ��� ��������� ������� �������� ������������ ��������� ������������� ��������������� �� �����-�������, � ������� ����������� ����������-���� ������, �� ������������ ������������ � �������������, ������� ����������� ��-��� � �������� ���������� ������. �� ������ �������� ��������� ������� ��-�������� ����������� ������ ����������-��� � ���������� �������, ������� ����-��������� �������� � ���� �������� ������ (�. ���������, ��. ���������, �. ����-������, �. ����������, �. �������� � ��.). ��� ����� �������������� ���������� ��� ����-���������, ��� � �������� ����� �����. n

���������� �� �������

�������� ����� ���������� � �������� ������-�������� ����, ������, ������� ���������� ����-������,��������������������������������������-���� ��������������� ������������ ��. �.�. ������� (�����-���������, ������), ORCID 0000-0002-3484-0783, [email protected]

��������� ������� ���������� � ������-���� ������������ ��������� ������� ���� ��. �.�. �������, �������-��������, ���������� �������������� �������� ��. �.�. ���������� (2019� 2020) (�����-���������, ������), [email protected]

Information about the authors

Olga V. Solntseva, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-3484-0783, [email protected]

Tatyana V. Polevskaya, graduate of the magistracy of the Institute of Childhood Herzen State Pedagogical University, educational psychologist, winner of the All-Russian competition named after L.S. Vygotsky (2019-2020), Saint Petersburg, Russia, [email protected]

����������

1.

��������� �.�. ���� � �� ���� � �����-������ �������� ������� // ������� ����������. � 1966. � �6. � �. 62�75.

2.

���������� �.�. ���������� � �����-��� ����������� ��� �������� ������������ � ��-������� � ������� ���� // ����������� �������-��� �����������. � 2019. � �1(91). � �. 34�45. DOI:10.24411/1997-9657-2018-10038

3.

�������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�. ����� � ���������� ������� �� �����-��� �� 11 ���. ������������ � �������� �������� �������� � ������: ������-������������ �������. � ���.: ���-�� ���� ��. �.�. �������, 2019. � 223 �.

4.

��������� �.�. ��������� �����������-���� �����: � 2 �. �. 1. � �., 1986. � 320 �.

5.

������� �. �� ������ ������� �������. � �.: ������, 2019. � 28 �.

6.

������� �.�. ����������� ������������ ������ � ������� ����������� // ������� ���� ��. �.�. ��������. � 2013. � �2. � �. 10�18.

7.

������� �.�. �������������� ��� ���-�������� ������� ������������ ������ // �����: ������� �������� ���������������� ������������� ������������. � 2012. � �1(2). � �. 116�119.

8.

���������� �.�., ��������� �.�. ��� ��-���� � ��������. � �.: �����-�����, 2015. � 176 c.

9.

��������� �.�. ������ ��� ������������ ���� // �����: ������� �������� ��������������-�� ������������� ������������. � 2010. � �3(2). � �. 103�109.

10.

���������� �.�., �������� �.�., ����-���� �.�. ����������������������������������� �� ������ � ���� // ������� �����������. � 2013. � �4. � �. 283�299.

11.

�������� �.�., ������� �.�., �������-���� �.�., ������� �.�. ����� ������� �������-����� ������������ � ������������ �������-�������� �������� // ���������-������������ ����������. � 2018. � �.14. �1. � �. 4�14. DOI: 10.17759/chp.2018140101

12.

�������� �.�., �������� �.�. ��������� ������� ������������ ����������� ������������ // ��������������� ����� � �����������. � 2005. � �2. � �. 76�86.

13.

������ �.�., ����������� �.�., ���-���� �.�. ��� �������� ������ ����� // �������� � ������� ����. � 2011. � �1. � �. 73�81.

14.

�������� �.�. ���������� � ���� ����. ������������� �������� ��� �����. � ���.: ����, 2010. � 176 �.

15.

��������� �.�. ������������� �������� ������������ �������� ����� ����������� ������-�� � ��������� ������������ ������������� ������-�����: �������. ���. ... �-� ���. ����: 13.00.02. � ���������, 2011. � 40 �.

16.

�������� �.�. ������ ������� �����-���� ������ � ���������� ���������� ������� �� �������� �������-������� ���� ��������-��� ������������ (�� ������� ���������������-��� ��������): �������. ���. ... ���� ������. ����:

19.00.13. � �., 2012.

17. �������� �.�. ���������� ����. � �.: ����� �� ����������, 2013. � 228 �.

18. ����������� �.�. �������� ������� � ��-�������� � �������-������� ���� // ���������-����-�������� ����������. � 2016. � �.12. � �3. � �. 247�

254. doi:10.17759/chp.2016120314

19.

����������� �.�. ����������� �������� � ����������� �������������������?//����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2009. � �2. � �. 36�42.

20.

����������� �.�., �������� �.�. ����� � �������� �������-������� ���� ������������ // ���������-������������ ����������. � 2007. � �2. � �. 2�10.

21.

���� �. ����� ����. ������� � ����-����. � �.: ������-�������, 2017. � �. 1�22.

References

1.

Chindilova O.V. (2011) Fenomenologija razvitija chitatel�skoj kul�tury detej doshkol�nogo vozrasta v kontekste nepreryvnogo literaturnogo obrazovanija: avtoref. dis. � dokt.ped.nauk [Phenomenology of development of reading culture of preschool children in the context of continuing literary education: abstract of the dissertation of a doctor of pedagogical sciences]. Chelyabinsk, 40.

2.

Derkunskaya V.A. (2019) Vospitanie i razvitie doshkol�nika kak sub�ekta deyatel�nosti i povedeniya v detskom sadu // Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. �1(91). 34�45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038

3.

El�konin D.B. (2013) Psikhologiya igry. [Psychology of the game]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu. [Book on Demand], 228.

4.

El�koninova L.I. (2009) Psihicheskoe razvitie v sjuzhetno-rolevoj igre � kogda ono proishodit? [Mental development in a role-playing game � when does it happen?]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teorija i praktika. [Preschool Education Today]2, 36�42.

5.

El�koninova L.I. (2016) Edinstvo affekta i intellekta v syuzhetno-rolevoj igre. Kul�turno-istoricheskaya psihologiya. t. 12. 3. 247�254.

6.

El�koninova L.I. L.I., Bazhanova T.A. (2007) Forma i material syuzhetno-rolevoy igry doshkol�nikov. [The form and material of the plot-role-playing game of preschoolers]. Kul�turno-istoricheskaya psikhologiya. [Cultural-historical psychology]. 2, 2�10.

7.

Eliseeva M.B., Maksimova N.I., Golubeva V.K. (2019) Kniga v vospriyatii rebenka ot rozhdeniya do 11 let. [The book is perceived by a child from birth to 11 years old]. Issledovaniye i metodiki razvitiya interesa k chteniyu: uchebno-metodicheskoye posobiye [Research and methods of developing interest in reading: teaching aid]. St.Petersburg: Publishing house of the RSPU im. A.I. Herzen, 223.

8.

Ivanova Yu. (2019) Ne budite spyashchego drakona. [Do not wake the sleeping dragon]. Moscow: Kacheli publishing, 28.

9.

Maslova S.A. (2012) Khudozhestvennyy mir sovremennoy detskoy literaturnoy skazki [The artistic world of a modern children�s literary tale]. Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University]. Kirov, 1(2), 116�119.

10.

Maslova S.A. (2013) Sovremennaya literaturnaya skazka i detskaya subkul�tura. [Modern literary tale and children�s subculture]. Vestnik MGGU im.

M.A. Sholokhova. 2, 10�18.

11.

Mikhailenko N. Ya., Korotkova N.A. (2015) Kak igrat� s rebenkom. [How to play with your child]. Moscow: Linka-Press publishing, 176.

12.

Namychkina E.V. (2010) Skazka kak literaturnyy zhanr [Fairy tale as a literary genre].Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University]. Kirov, 3(2), 103�109.

13. Polivanova K.N., Sazonova E.V., Shakarova M.A. (2013) Chto mogut rasskazat� o sovremennykh detyakh ikh chteniye i igry. [What can their reading and games tell about modern children]. Voprosy obrazovaniya. [Education Issues]. 4, 283�299.

14. Shakarova M.A. (2012) Analiz vliyaniya struktury syuzheta i soderzhaniya kul�turnykh tekstov na razvitiye syuzhetno-rolevoy igry sovremennykh doshkol�nikov (na primere mul�tiplikatsionnykh serialov):vavtoreferat dissertatsii kandidata psikhologicheskikh nauk.[Analysis of the influence of the structure of the plot and the content of cultural texts on the development of the role-playing game of modern preschoolers (on the example of animated series): abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences]. Moscow.

15.

Smirnova E.O., Gudareva O.V. (2005) Sostoyaniye igrovoy deyatel�nosti sovremennykh doshkol�nikov. [The state of play activity of modern preschoolers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. [Psychological science and education]. 2, 76�86.

16.

Smirnova E.O., Veraksa A.N., Buhalenkova D.A., Rjabkova I.A. (2018) Svjaz� igrovoj dejatel�nosti doshkol�nikov s pokazateljami poznavatel�nogo razvitija [Relationship between Play Activity and Cognitive Development in Preschool Children]. Kul�turno-istoricheskaja psihologija [Cultural-historical psychology]. Vol. 14, no. 1, 4�14. doi:10.17759/chp.2018140101

17.

Sobkin V.S., Skobeltsina K.N., Ivanova A.I. (2011) Chto roditeli chitayut detyam. [What parents read to children]. Psikholog v detskom sadu. [Psychologist in kindergarten]. 1, 73�81.

18.

Solnceva O.V. (2010) Doshkol�nik v mire igry. Soprovozhdenie sjuzhetnyh igr detej [Preschooler in the game world. Support for story games for children]. St. Petersburg: Rech� publishing, 176.

19.

Vygotsky L.S. (1966) Igra i yeye rol� v psikhicheskom razvitii rebenka [Play and its role in the mental development of the child]. Voprosy psikhologii. [Questions of psychology]. 6, 62�75.

20.

Yurie J. (2017) Parad Alle.Vstrecha s piratami. [Parade Allais. Meeting with the pirates]. Moscow: Azbuka-Atticus publishing. 1�22.

21.

Zaporozhets A.V. (1986) Izbrannyye psikhologicheskiyetrudy.[Selectedpsychologicalworks]. V 2 t. T. 1. [In 2 volumes. Vol. 1.]. Moscow, 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.