УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
Горшкова Е.В.
Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5-7 лет
Горшкова Елена Викторовна* - ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Москва, Россия)
В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы - более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
Ключевые слова: двигательно-пластический образ; структурная выразительность образа; пластическая выразительность образа; образная эмоция; произвольные выразительные движения. Для цитирования: Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластичес-кого образа детьми 5-7 лет // Современное дошкольное образование. - 2020. - №2(98). - С. 28-37. DOI: 10.24411/1 997-9657-201 9-10066 Материалы статьи получены 17.01.2020.
Введение в проблему исследования
За последние четверть века в образовательной работе с дошкольниками педагоги, психологи все активнее обращаются к технологиям развития творчества, невербального общения, эмоций, произвольного поведения** посредством обучения выразительным движениям (Горшкова, 2011, 2016, 2017, 2018, 2019; Кириличева, 2011; Романова, 2017; Жабина, 2019). Растет запрос на познание и освоение методов расширения зоны ближай-
* Контакты: [email protected]
** Особенности развития невербального общения, эмоциональной сферы, произвольности в поведении посредством обучения выразительным движениям в данной статье не рассматриваются; это - предмет отдельных публикаций.
шего развития в этих сферах и оценки детей согласно возрастным нормам.
Развитие творчества и лежащего в его основе воображения оптимально проходит в деятельности, где ребенок воплощает образ «при посредстве собственного тела», что соответствует двигательной природе детского воображения (Выготский, 1991. С. 63). Такой деятельностью, оптимальной для развития продуктивного воображения дошкольников, является образно-пластическое творчество (Горшкова, 1999, 201 7, 2018, 2019), признаком которого является выразительность воплощения образа (Горшкова, 2018-б). В данной статье рассматривается выразительность двигательно-пластическо-го образа как продукта образно-пластического творчества дошкольников (Горшкова, 1999; 2017) и особенности его воплощения
UDC 373.2
DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
Peculiarities of Embodiment of the Propulsion-plastic Image by Children at Age 5-7 in creative tasks
Elena V. Gorshkova*, Moscow State University of Psychology & Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education; The Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia
The article describes the peculiarities of embodiment of the propulsion-plastic images in individual creative work (copyright of diagnostic methods "Video letter"): using expressive movements of the child transfers the contents of verbal concepts (emotions, personality traits). According to the hypothesis, in children from middle to senior preschool age, the proportion of arbitrary expressive movements as a means of implementing a given image increases and the proportion of their own involuntary expressive movements as spontaneous reactions to the situation of a creative task decreases. Two samples of preschool children are compared: experimental groups where 4-year purposeful development of figurative and plastic creativity (under the program "Expressive movement") was carried out, and control groups which were not trained under this program. There is shown that in the experimental groups the confirmation of the hypothesis is more obvious than in the control groups, - it proves the active influence of learning the language of movements on the development of conscious use of expressive movements for the embodiment of the image.
Keywords: propulsion-plastic image; structural expressiveness of image; plastic expressiveness of image; imaginative emotion; arbitrary expressive movements.
For citation: Gorshkova E.V. (2020). Peculiarities of embodiment of the propulsion-plastic image by children at age 5-7 in creative tasks. Preschool Education Today. 2:14, 28-37 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 9-1 0066
Original manuscript received 17.01.2020. * Contacts: [email protected]
детьми от 5 до 7 лет, выявленные с помощью экспериментальной диагностики.
Двигательно-пластический образ понимается как отражение свойств воплощаемого объекта (персонажа, его действий, переживаний) посредством выразительных движений и пластики человеческого тела.
Образ может быть:
• внешним (по отношению к ребенку), как культурный образец способов его передачи с помощью выразительных движений (например, взрослый показывает их ребенку);
• продуктом деятельности дошкольника, подражающего (в обучении) движениям взрослого или действующего самостоятельно (в творческих заданиях); продукт нередко не идентичен образцу, т.к. чаще всего воспроизводятся не все его элементы, дополняются другие движения, пластические особенности из-за индивидуальной манеры исполнения; продукт наблюдаем окружающими;
• (внутренним) представлением ребенка о способах двигательно-пластического воплощения образа, возникающим на основе
зрительно-моторной ориентировки в образце и дополняемым в ходе построения ребенком собственного продукта при передаче свойств изображаемого персонажа; в свою очередь, представление о способах воплощения образа становится внутренней программой управления движениями ребенка (Бернштейн, 1997; Рубинштейн, 1998) - в обучении, творчестве.
Культурными образцами для ребенка становятся невербальные средства общения и поведения: движения, жесты, позы, - обладающие общепонятными значениями, содержанием (Рубинштейн, 1998), которые опознаются, «прочитываются» окружающими по их внешней форме, структуре. Дети воспринимают и осваивают их спонтанно, по подражанию и используют (как правило, бессознательно) в коммуникации с окружающими. Развивающее обучение дошкольников языку выразительных движений помогает им осознанно и произвольно использовать эти культурные образцы как средства невербального общения и образно-пластического творчества (Горшкова, 2018-а).
А.В. Запорожец (1986) указывал на две стороны содержания моторики человека: операционально-техническую, преимущественно проявленную в срочных фазических моторных актах, и личностно-смысловую, чаще выраженную в позово-тонических компонентах. Аналогично можно говорить о структурной и пластической выразительности двигательно-пластического образа как продукта деятельности. Под структурной выразительностью образа понимается его содержательность, информативность, «которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения» (Горшкова, 2017. С. 30). Пластическая выразительность образа проявляется в особенностях поз, в более или менее тонких изменениях напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания передаваемой им образной эмоции и степени эмоциональной включенности (Горшкова, 2017), осмысленности ребенком-артистом этого содержания.
Дошкольнику, особенно 3-5-летнему, в ходе образно-пластического творчества трудно отделить себя самого от создаваемого им образа, собственные переживания от образных эмоций, присущих изображаемому персонажу (Горшкова, 2019-а). В этом возрасте ребенок только начинает отличать мнимую ситуацию в игре от реальности, и его «движение в смысловом поле», свободное от жесткой связи с видимым полем (Выготский, 1966), еще только формируется. Более того, специфика такой деятельности, как образно-пластическое творчество, заключается в том, что тело, движения ребенка - это одновременно и материал, и инструмент для создания образа, причем ребенок не только использует выразительные движения как средства деятельности, но и непроизвольно, двигательно-теле-сно, проявляет собственные эмоции: интерес, радость от участия в задании или неуверенность в своих силах и др. Образные движения, передающие характер, переживания персонажа, и собственные спонтанные движения ребенка, выражающие его эмоции, слиты в едином потоке в ходе выполнения творческого задания. Наблюдателю (педагогу, психологу) также бывает трудно дифференцировать, где - произвольные выразительные движения, передающие образные эмоции, т.е. переживания персонажа, изображаемые ребенком-артистом, а где - непроизвольные движения, жесты, позы как проявления собственных эмоций ребенка. Подобные затруднения в рас-
познавании создают препятствие для адекватной оценки образно-пластического творчества дошкольников и для понимания педагогами и психологами возможностей расширения зоны ближайшего развития в творческих заданиях посредством выразительных движений.
Диагностическая методика, описанная далее в статье, не предназначена для прямого переноса непосредственно в практику дошкольного образования; но даст представления о том, как были выявлены особенности творческого воплощения двигательно-плас-тического образа детьми 5-7 лет, и позволит педагогам учитывать эти особенности в работе с дошкольниками. Знакомство с методикой будет полезно исследователям, изучающим психолого-педагогические проблемы детского творчества.
Программа исследования
Цель - выявить особенности воплощения детьми 5-7 лет заданного образа посредством выразительных движений.
Гипотеза: у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания.
Характеристика испытуемых. В 19962004 гг. обследовались две выборки дошкольников 5-7 лет московских детских садов массового типа.
Первая выборка - три экспериментальные группы (ЭГ), с каждой из которых отдельными циклами по 3-4 года проводилась образовательная работа по программе «Выразительное движение» (Горшкова, 1999, 2004) для развития образно-пластического творчества на основе обучения языку движений; в конце каждого года обучения проводилась диагностика (по методике, описанной ниже) для выявления развивающего эффекта. В эту выборку (без специального отбора) вошли воспитанники ДОУ №515 и 10181: 53 ребенка (в конце средней группы), их обследование продолжилось в старшей группе (47 детей) и подготовительной группе (34 ребенка). Состав испытуемых уменьшился из-за перехода некоторых воспитанников в другие сады и в школу.
Вторая выборка - контрольные груп-
1 Здесь и далее: нумерация ДОУ действительна на момент проведения исследования.
пы (КГ): воспитанники ДОУ №515, №1609, №879 и №1018 - тех же возрастов: часть обследовалась параллельно с диагностикой детей ЭГ, остальная часть добиралась дополнительно. Всего в КГ вошли: 59 детей - в конце средней группы, 55 - в конце старшей и 37 -в подготовительной. С ними проводилось только диагностическое задание (без развивающего обучения по программе «Выразительное движение»).
Схема исследования - индивидуальная диагностика на материале творческого задания по методике «Видеописьмо». Обследование в ЭГ и КГ проводилось автором методики (и данной статьи) в музыкальном зале, с видеосъемкой и последующим составлением протоколов.
Диагностическая методика «Видеописьмо» (авт. Е.В. Горшкова). Ребенку надо было с помощью выразительных движений передать содержание отдельных слов, обозначающих эмоции, чувства или особенности характера: 1) доброта, 2) страх, 3) сила, 4) жадность, 5) смелость, 6) зло, 7) слабость, 8) хитрость; 9) радость, 10) грусть, 11) красота, 12) щедрость. В конце средней группы предлагались первые восемь слов; в старшей дополнялись еще два - №9 и №10; в подготовительной группе - все двенадцать слов. Методика разработана для диагностики детей 5 лет и старше, когда они уже имеют представления о содержании отвлеченных понятий и, помимо выполнения творческого задания, могут ответить на уточняющие вопросы.
Ребенку предлагалось выйти на середину зала и поиграть в игру «Видеописьмо».
Инструкция: «Я буду называть какое-нибудь слово, а ты попытайся с помощью одних только движений показать, что оно означает. Можешь двигаться по всему пространству, в разные стороны, как сочтешь нужным». Далее называлось слово, ребенок показывал одно или несколько движений, передающих, по его представлению, содержание этого слова; экспериментатор мог задать некоторые уточняющие вопросы о том, что означают показанные движения, кого изображает ребенок. Затем переходили к следующему слову и т.д.
Оценка особенностей воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа - продукта их художественно-игровой деятельности - осуществлялась по двум показателям: структурной и пластической выразительности (Горшкова, 2017).
Структурная выразительность образа
оценивалась по тому, использует ли ребенок существующие в культуре невербальные средства (движения, жесты), т.е. «культурные знаки». Стоит пояснить, что в ходе диагностики иногда наблюдались такие движения, которые не соответствовали культурным образцам, но использовались ребенком как возможное средство для передачи содержания; такие движения мы условно назвали «индивидуальными знаками».
При оценке структурной выразительности учитывались два критерия: а) степень соответствия заданному образному содержанию значения выбранного ребенком двигательно-пластического средства; б) точность выполнения структуры движения, позволяющей опознавать его значение.
Наблюдаемые у детей особенности структурного построения образа были ранжированы от «низшего» к «высшему»:
• средство (движение) явно не отражало заданного содержания, ребенок не понял задачу или действовал наугад, неосмысленно (например, на все заданные слова он выполнял одно и то же движение: ходил по кругу / бегал из стороны в сторону / двигался приставным шагом в сторону);
• индивидуальный (случайный) знак (с оформленной структурой, но непонятный по содержанию, не являющийся культурным средством);
• средство, содержание которого не опознавалось из-за его структурной неопределенности, «невнятности»;
• культурное средство с определенной структурой, но не вполне подходящее к заданному содержанию; например, на слово «слабость» ребенок сначала сгибал руки кулаками к плечам, напрягая мышцы (т.е. показывал «силу»), а потом просто опускал руки вниз;
• культурное средство, узнаваемое, подходящее по содержанию, но неточное по структуре; например, изображая «страх», ребенок двигал плечами вперед-назад, не вполне удачно передавая дрожание от страха;
• культурное средство точное по содержанию и структуре (в основных элементах и их последовательности), с пропусками связующих элементов;
• культурное средство точное по заданному содержанию и структурно завершенное: есть все фазы движения в нужной последовательности, позволявшие «прочитать» передаваемый смысл; в этом случае ребенок мог использо-
вать связную последовательность нескольких (2-3) движений.
Пластическая выразительность образа связана с эмоциональным наполнением структуры образа, осмысливанием, «проживанием» его содержания и проявляется в артистичности исполнения; отслеживается по тому, полностью или частично включено тело в образное движение, передающее эмоцию, характер персонажа (Горшкова, 2017; 2018-а).
При выполнении задания у дошкольника наблюдались как образные эмоции, которые он воссоздавал произвольно (в соответствии с творческой задачей), так и его непроизвольные эмоции - спонтанное реагирование на ситуацию участия в задании. Собственные эмоции ребенка отслеживались по непроизвольным выразительным движениям, часто идущим вразрез заданному содержанию (например, на слово «грусть» ребенок изображал, что у него капают слезки, и при этом не мог сдержать улыбку), а также - в непосредственном эмоциональном отклике на смысл заданного слова, которое ребенок переживал реально (например, по окончании показа движений на слово «грусть» у него на лице не исчезало печальное выражение).
Образные эмоции читались по произвольным выразительным движениям, главным признаком которых были видимые попытки ребенка перестроить свои движения в соответствии с заданным содержанием. У детей разного возраста наблюдалось различное соотношение непроизвольных и произвольных выразительных движений. Оно зависело от способности ребенка отделить образные эмоции, которые нужно изобразить, от своих реальных эмоций, которые следовало сдерживать.
Было очевидно: непроизвольные переживания и, соответственно, непроизвольные выразительные движения встречаются, как правило, у более младших детей. У испытуемых разных возрастов наблюдалась различная интенсивность непроизвольных переживаний (связанных с воплощением образа); ниже она ранжирована от «наименьшего» проявления к «наибольшему»:
• безразличие к образному содержанию;
• скованность, неуверенность ребенка, нивелирующие образные эмоции;
• удовольствие от участия в задании - в присущей ребенку манере движений, без их перестройки: радостное или увлеченно-сосредоточенное;
• «уход» от образной эмоции, ее подмена, если она ребенку неприятна; то есть ребенок понимал содержание заданной эмоции, эмоционально откликался на нее, но не отделял образную эмоцию от собственного переживания, заражался ею, испытывая дискомфорт;
• непосредственный эмоциональный отклик ребенка на образное содержание, соответствующий образной эмоции.
В среднем дошкольном возрасте у детей появляются попытки произвольного отражения образных эмоций. В этом и более старшем возрасте выявлены такие особенности пластической выразительности:
• образная эмоция изображается «пародийно», гротескно, часто прерывисто: ребенок то «погружается» в образную эмоцию, то «выныривает» из нее, обсмеивая свое превращение в «другого», чтобы вернуться к ощущению себя. Эта особенность - преддверие развития способности удерживать двойственную позицию актера: действовать и как персонаж, и как внутренний зритель (Горшкова, 2018-б; 2019), эта способность в развитом виде имеет место у артистов (Станиславский, 1982), но в дошкольном детстве возможно начало ее формирования;
• сквозь образную эмоцию пробивается собственная улыбка ребенка. Например, он пытается придать лицу грустное / злобное выражение, но собственная радость прорывается, и образ частично разрушается, становится нецелостным;
• образная эмоция - из-за смущения, неуверенности ребенка - искажается, деформируется, но не нивелируется;
• образная эмоция передается поверхностно, т.е. ребенок знает, как изобразить эмоцию, но не «проживает» ее, т.е. недостаточно артистичен;
• образная эмоция наполняется энергией, артистично «проживается», проявляется ярко или «тонко» (охватывает, как правило, все тело) - это «вершина» артистизма у дошкольников.
Результаты исследования и обсуждение
Данные ЭГ и КГ по структурной и пластической выразительности двигательно-плас-тического образа представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Структурная выразительность двигательно-пластического образа
Группы детей Экспериментальные Контрольные
Ср. Ст. Подг. Ср. Ст. Подг.
Количество детей в группе 53 47 34 59 55 37
Выбор / пропуск ребенком двигательно-пластического средства (ДПС), в %
Пропуск заданных смысловых «единиц» 20,5 4,5 5,9 19,7 15,5 10,6
ДПС явно не подходит к заданному содержанию 1,7 1,7 1,5 6,4 5,6 2,5
Индивидуальный знак (ДПС) - структурно оформленный, но непонятный 7,6 1,1 1,5 8,1 6,6 1,6
ДПС неузнаваемо (структурно не определено) 2,6 9,1 2,7 2,5 7,3 4,1
ДПС не вполне подходит к заданному содержанию 16,0 8,7 13,2 23,1 10,2 14,2
ДПС подходит по содержанию, узнаваемо, но неточно по структуре 21,7 21,7 21,8 19,0 23,3 23,4
ДПС точно по смыслу и структуре (в основных элементах, их последовательности) 29,7 52,6 45,3 21,2 31,5 43,7
ДПС точно и завершено (есть все фазы в нужной последовательности) 0,2 0,6 8,1 0 0,2 0
Обозначения. Группы детей: Ср. - средняя (5 лет); ная (7 лет).
Структурная выразительность образа (табл. 1)
Принципиальные различия у детей ЭГ и КГ заключались в следующем.
В ЭГ скачкообразно - от средней к старшей группе - выросло число культурных двигатель-но-пластических средств, точных по содержанию и структуре (с 29,7 до 52,6%); одновременно в 5-7 раз сократились: пропуски, когда ребенок стоял без движения (с 20,5 до 4,5%), и непонятные «индивидуальные знаки» (от 7,6 до 1,1%).
В то же время в КГ - при росте использования культурных средств и сокращении пропусков - отмечен не скачкообразный, а постепенный характер изменений от 5 к 7 годам; на год позже, чем в ЭГ, отмечено уменьшение доли «индивидуальных знаков» (от 6,6 до 1,6%).
К концу подготовительной группы самая большая разница по результатам ЭГ и КГ выявлена в использовании точных по смыслу и завершенных по структуре образных движений; их доля в ЭГ составила 8,1%, а в КГ - 0%.
Были обнаружены и сходные тенденции в ЭГ и КГ: доля движений, подходящих по заданному содержанию, но неточных по структуре, оказалась существенной и почти не меня-
Ст. - старшая (6 лет); Подг. - подготовитель-
лась от средней к подготовительной группе; не вполне подходящие по содержанию движения сократились вдвое от 5 к 6 годам.
Таким образом, выявленные различия в результатах ЭГ и КГ показали: обучение по программе «Выразительное движение» (в ЭГ) ускорило освоение культурных двигательно-пластических средств, с помощью которых дети точно передавали заданное образное содержание.
Сходство результатов в ЭГ и КГ указало на возрастные особенности, развитие которых не зависело от разницы в педагогическом воздействии, а именно: примерно пятая часть всего объема двигательных средств при воплощении образа приходилась на «культурные знаки», которые использовались детьми в соответствии с заданным содержанием, были узнаваемыми, но неточными по структуре, то есть находились в процессе освоения.
Анализ совокупности данных показал, что способы осознанного, произвольного воплощения заданного образного содержания посредством «культурных» невербальных средств дошкольники наиболее активно осваивают в 5-6 лет.
Пластическая выразительность образа (табл. 2)
Очевидные различия между ЭГ и КГ выявлены в соотношении произвольных движений, выражающих образные эмоции, и непроизвольных выразительных движений, передающих собственные эмоции ребенка. В ЭГ с самого начала (в средней группе) произвольные выразительные движения преобладали над непроизвольными (соответственно: 43,2% и 36,3%); и далее, в старшей группе, доля произвольных движений скачкообразно возросла (на 36%), а доля непроизвольных движений
Таблица 2. Пластическая выразительность пластического образа
сократилась вдвое, и еще в 1,5 раза - к концу подготовительной группы.
В КГ исходно (в 5 лет) соотношение обратное: более половины выявленных случаев составили непроизвольные выразительные движения (собственные эмоции детей); в сравнении с этим произвольных, образных, движений - в 3,5 раза меньше. Далее доля непроизвольных выразительных движений постепенно сокращалась (от года к году на 10%), а процент произвольных, образных, движений постепенно возрастал, составив в подготовительной группе чуть более половины от всех наблюдаемых случаев.
(эмоциональное наполнение) двигательно-
Группы детей Экспериментальные Контрольные
Ср. Ст. Подг. Ср. Ст. Подг.
Количество детей в группе 53 47 34 59 55 37
Выбор / пропуск ребенком двигательно-пластического средства, в %
1. Пропуск заданных смысловых «единиц» 20,5 4,5 5,9 119,6 15,5 10,6
2. Собственные непроизвольные переживания ребенка / непроизвольные выразительные движения
Безразличие 1,4 0,6 0,5 2,1 0,6 0
Скованность, неуверенность 4,2 1,3 2,5 7,6 3,3 5
Собственное удовольствие С улыбкой 10,1 7,2 4,2 15,9 16,6 16,7
Сдерживая улыбку 9,2 4,3 1,5 16,5 14,6 6,1
В целом 19,3 11,5 5,7 32,4 31,2 22,8
Уход от образной эмоции 0,5 0,4 0 1,3 0,6 0
Непосредственный эмоциональный отклик соответствует образному содержанию 10,9 3 2,0 11,4 7,8 5,4
Суммарно: непроизвольные движения, выражающие собственные эмоции ребенка 36,3 16,8 10,7 54,8 43,5 33,2
3. Образная эмоция (ОЭ) произвольна / произвольные выразительные движения
Проявляется утрированно, «пародийно» (кривлянье) Прерывается смехом 0,2 0,4 0 0,2 0,4 1,1
Прерывается, без смеха 0 0,2 0 0,9 0,9 0,2
Непрерывно 2,6 2 0,8 4,9 3,1 2
В целом 2,8 2,6 0,8 6,0 4,4 3,3
Сквозь ОЭ пробивается собственная улыбка 4,5 14 11 4 3,1 10,1
Смущение, неуверенность искажают ОЭ 4,5 5,5 7,1 1,7 3,3 8,1
Поверхностна, не вполне естественна Не всем телом 17 28 21,8 10,2 19,6 22,1
Всем телом 5 16 24 1,7 7,6 6,1
В целом 22 44 45,8 11,9 27,2 28,2
Полное (яркое) проявление Не всем телом 5,4 4 2,9 1,1 1,5 3,8
Всем телом 4 9 16,2 1,1 1,8 2,7
В целом 9,4 13 19,1 2,2 3,3 6,5
2. Суммарно: произвольные выразительные движения, передающие образные эмоции 43,2 79,1 83,8 15,8 37,7 56,2
Обозначения. Группы детей: Ср. - средняя (5 лет); Ст. - старшая (6 лет); Подг. - подготовительная (7 лет).
На всех этапах диагностики дети ЭГ использовали на 27-40% больше произвольных (образных) движений, чем дети КГ, и в среднем на 22% меньше проявляли собственные непроизвольные эмоции.
В передаче образной эмоции с помощью произвольных выразительных движений наибольший процент в обеих группах пришелся на поверхностное, не вполне артистичное воплощение. В начале их доля в ЭГ вдвое больше, чем в КГ; затем наблюдался сходный рост (вдвое) в старшей группе; и еще на 1-2% в подготовительной. Но к концу дошкольного детства их доля в ЭГ - почти половина от всех наблюдаемых случаев, а в КГ - чуть больше четверти.
Случаев полного (яркого) проживания образной эмоции - в целом по всем возрастам - в ЭГ выявлено в 3-4 раза больше, чем в КГ; и выразительное исполнение образа всем телом, что является ярким признаком пластической выразительности, в ЭГ наблюдалось существенно чаще, чем в КГ: в 4 раза - в средней; в 5 раз -в старшей; в 6 раз - в подготовительной группе.
Выводы
Развивающее образование по программе «Выразительное движение» с опорой на обучение языку движений проводилось с детьми ЭГ с младшей группы, заложив к началу описанного периода диагностики базу для опережающего (в сравнении с КГ) развития способности произвольно и осмысленно использовать культурные двигательно-плас-тические средства в образно-пластическом творчестве.
Продолжение развивающего образования по этой программе способствовало расширению у детей ЭГ зоны ближайшего развития в освоении языка движений как средства образно-пластического творчества, сдвинув пик этого развития на 5-6 лет, то есть на более ранний возраст, чем это обычно происходит при отсутствии обучения языку; благодаря этому произвольное и осмысленное использование культурных средств воплощения двигатель-но-пластического образа у детей ЭГ стало более интенсивным. Одновременно сократилась доля непроизвольных движений как спонтанного реагирования на ситуацию задания, что свидетельствовало о более развитой способности управлять своими эмоциями и движениями в соответствии с образным содержанием творческой задачи.
Подтвердилась гипотеза: у детей 5-7 лет растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля непроизвольных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Но в ЭГ этот процесс -наиболее интенсивен от 5 к 6 годам, а в КГ он идет постепенно от 5 до 7 лет - и менее ярко.
Особенности двигательно-пластического воплощения образа дошкольниками, которые можно рассматривать как основные показатели образно-пластического творчества, - это: произвольное и осмысленное использование культурно заданных (общепонятных) выразительных движений в соответствии с содержанием образа; сдерживание спонтанных выразительных движений; образное движение, исполняемое (по возможности) всем телом. ■
Информация об авторе
Горшкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ; ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования, ФГБНУ ИИДСВ РАО, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Information about the author
Elena V. Gorshkova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Early Childhood Pedagogy and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, Leading Researcher, Laboratory of Psychological and Pedagogical Basics of Developing Early Childhood Education, The Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia, [email protected]
Литература
1. Бернштейн НА. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-68.
4. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для детей 3-7 лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детского сада). - М., 2004. - 203 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 10-15.
6. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. -2016-а. - №5. - С. 40-55.
7. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад». - 2016-б. -№6. - С. 35-51.
8. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017. - №7. - С. 29-37.
9. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». 12-13 декабря 2019. Сборник материалов конференции (тезисов). Том 1. / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева, и др. - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. - С. 143-146.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018-а. - 366 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4-5 лет // Современное дошкольное образование. - 2019. - №6(96). - С. 24-35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у младших дошкольников // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сб. науч. ст. участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. - М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018-б. - Т. 2. - С. 110-120.
13. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2016-в. - №4. - С.32-43.
14. Горшкова Е.В. Эмоционально-двига-
тельная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2016-г. -№3. - С.15-25.
15. Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5-6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2019, №3. - С. 24-35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045
16. Горшкова Е.В., Кириличева ТЛ. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. - Детский сад. - 2011. - №5. - С. 17-29.
17. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6-7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017, №4. - С. 30-39.
18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1986. -286 с.
19. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
20. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. - М.: Всероссийское театральное общество, 1982. - 512 с.
References
1. Bernshtein N.A. (1997). O postroe-nii dvizhenii [On the construction of motions]. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii. [Biomechanics and physiology of movements]. In V.P. Zinchenko (ed.). Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii [Institute of Practical Psychology]; Voronezh: MODEK Publ. 608 p.
2. Gorshkova E.V. (1999). Znakom'tes': «Vyrazitel'noe dvizhenie» [Meet the «Expressive movement»]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. Vol.10. P. 10-15.
3. Gorshkova E.V. (2004). Vyrazitel'noe dvizhenie. Programma i plany zanyatiy dlya detey 3-7 let (2-ya mladshaya, srednyaya, starshaya i podgotovitel'naya gruppy detskogo sada) [Expressive movement. Program and lesson plans for children 37 years (2nd junior, middle, senior and preparatory groups of kindergarten)]. Moscow. 203 p.
4. Gorshkova E.V. (2016-а). Metody emocinal'no-dvigatel'noy psikhotekhniki dlya detey: razvitie vnutrenney svobody i uverennosti [Methods of emotional and motor psychotechnics for children: development of inner freedom and confidence]. Spravochnik pedagoga-psikhologa.
Detskiy sad [Handbook of teacher-psychologist. Kindergarten]. Vol. 5. P. 40-55.
5. Gorshkova E.V. (2016-b). Metody emocinal'no-dvigatel'noy psikhotekhniki dlya detey: razvitie neverbal'nogo obscheniya [Methods of emotional and motor psychotechnics for children: development of non-verbal communication]. Spravochnik pedagoga-psikhologa. Detskiy sad [Handbook of teacher-psychologist. Kindergarten]. Vol. 6. P. 35-51.
6. Gorshkova E.V. (2016-c). Razvitie u doshkol'nikov odrazno-prostranstvennoy orien-tirovki [Development of image-spatial orientation in preschoolers]. Spravochnik pedagoga-psikholo-ga. Detskiy sad [Handbook of teacher-psychologist. Kindergarten]. Vol. 4. P.32-43.
7. Gorshkova E.V. (2016-d). Emocinal'no-dvigatel'naya psikhotekhnika dlya detey [Emotional and motor psychotechnics for children]. Spravochnik pedagoga-psikhologa. Detskiy sad [Handbook of teacher-psychologist. Kindergarten]. Vol. 3. P.15-25.
8. Gorshkova E.V. (2017). O razvitii obraz-no-plasticheskogo tvorchestva u doshkol'nikov: vo-prosy teorii i praktiki [The Development of Character Creativity in Preschoolers: Issues of Theory and Practice]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Vol. 7. P. 29-37.
9. Gorshkova E.V. (2018-6). Razvitie obrazno-plasticheskogo tvorchestva u mladshikh doshkol'nikov [Development of Character Creativity in Younger Preschoolers]. Sovremennoe detstvo: psikhologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'i i razvitie ob-razovaniya : Sbornik nauchnykh statey uhastnikov I-oy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-encii, Moscow, 16-18 aprelya [Childhood Today: Psychological-pedagogical Support of the Family and the Development of Education: scientific articles of participants of the I-st all-Russian scientific-practical conference, Moscow, April 16-18]. Moscow: FGBNU IIDSV RAO Pabl. Vol. 2. P.110-120.
10. GorshkovaE.V. (2018-a). Razvitievyrazitel'nykh dvizhenii u doshkol'nikov: uchebnoe posobie [Development of expressive movements in preschool children: Textbook]. Moscow: Nekommercheskoe part-nerstvo «Avtorskii Klub». 336 p.
11. Gorshkova E.V. (2019-a). Razvitie voobra-zheniya u doshkol'nikov sredstvami vyrazitel'nykh dvizhenii [The development of imagination in preschool children by means of expressive movements]. Vozmozhnosti i riski cifrovoy sredy: VII Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L.F. Odukhovoy). 12-13 dekabrya 2019. Sbornik tezisov. [Opportunities and risks of the digital environment: VII all-Russian scientific and practical conference on developmental
psychology (reading the memory of L.F. Obukhova), Moscow, December 12-13, 2019. Collection of abstracts]. Vol. 1. Ed. T. A. Basilova, E. G. Dozortseva, et al. Moscow: MGPPU Publ. P. 143-146.
12. Gorshkova E.V. (2019-b). Razvitie ob-razno-plasticheskogo tvorchestva u detey 4-5 let [Development of figurative and plastic creativity in children of 4-5 years old]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Vol. 6(96). P. 24-35 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056.
13. Gorshkova E.V., Zhabina E.G. (2019) Razvitie proizvol'nogo povedeniya u detey 5-6 лет metodami emocional'no-dvigatel'noy psikhotekhniki [Development of arbitrary behavior in children aged 5-6 years by methods of emotional and motor psychotechnics]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Vol. 3. P. 24-35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045
14. Gorshkova E.V., Kirilicheva T.L. (2011) Izuchenie razvitiya produktivnogo voodrazheniya u detey 6-go goda zhizni [Study of the development of productive imagination in children of the 6th year of life]. Spravochnik pedagoga-psikholo-ga. Detskiy sad [Handbook of teacher-psychologist. Kindergarten]. Vol. 5. P.17-29.
15. Gorshkova E.V., Romanova T.V. (2017). Optimizaciya vzaimootnosheniy detey 6-7 let v gruppe sverstnikov posredstvom teatralizovannoy deyatel'nosti [Optimization of relationships between children aged 6-7 in a peer group through theatrical activities] Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Vol. 4. P. 30-39.
16. Rubinshtein S.L. (1998) Vyrazitel'nye dvi-zheniya [Expressive movements]. Osnovy obsh-chei psikhologii [Foundations of of General psychology]. Saint Petersburg. Piter Kom Publ. 688 p.
17. Stanislavskiy K.S. (1982) Ob iskusstve teat-ra. Izbrannoe [On the art of theater. Selected works]. Moscow. Vserossiyskoe teatral'noe obsh'estvo. 512 p.
18. Vygotskii L.S. (1966) Vygotskii L.S. (1966) Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka [Play and its role in the mental development of the child]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. Vol.6. P. 62-68.
19. Vygotski iL.S.(1991) .Voobrazhen ieitvorchest-vo v detskom vozraste: Psikhologicheskii ocherk: Kniga dlya uchitelya [Imagination and creativity in childhood: Psychological essay: teacher's Book]. 3-e izd. Moscow: Prosveshchenie Publishing. 93 p.
20. Zaporozhets A.V. (1986) Razvitie proizvol'nykh dvizhenii [Development of voluntary movements]. Izbrannye psikhologicheskie trudy: v 2 t. T.2 [Selected psychological works: in 2 vol. Vol.2]. Moscow: Pedagogika Publ. 286 p.