Научная статья на тему 'Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации'

Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / дошкольная образовательная организация / критерии инклюзии / дети с ОВЗ / инклюзивная образовательная среда / inclusive education / preschool educational organization / inclusion criteria / children with disabilities / inclusive educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летуновская Светлана Витальевна, Поташова Ирина Иннокентьевна

В последние годы все больше дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) становятся инклюзивными. В связи с этим возникает необходимость выделения критериев оценивания качества предоставления специальных условий дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В данной статье рассматривается проблема критериальной оценки эффективности реализации инклюзивного образования в ДОО. Проведен анализ исследований, связанных как с общими вопросами инклюзии, так и с оценкой ее качества, а также анализ деятельности эффективно действующих образовательных комплексов города Москвы. Результатом исследования стала выявленная система критериев, помогающая определить, особенно на начальном этапе внедрения в ДОО инклюзивных практик, степень их соответствия нормативной правовой базе Российской Федерации. В данную систему критериев входят: 1) создание и реализация определенного механизма предоставления воспитанникам с ОВЗ специальных условий образования; 2) достаточность локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию инклюзивного образования в конкретной ДОО; 3) наличие документа, позволяющего осуществлять индивидуализацию процесса создания специальных условий и комплексный подход в преодолении имеющихся у дошкольника дефицитов развития; 4) прозрачность и доступность для всех участников образовательных отношений сведений о реализации в детском саду инклюзивных практик; 5) наличие в дошкольной образовательной организации необходимых для развертывания инклюзивных практик структур: службы психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС) и психолого-педагогического консилиума (далее – ППК); 6) наличие необходимых для реализации специальных условий кадровых ресурсов и уровень их компетенции; 7) организованная с учетом особых потребностей и возможностей воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) как в группе, так и в детском саду в целом. В результате проведенного исследования предложены критерии, которые дополняют имеющуюся систему ценностной оценки эффективности реализации инклюзивного образования и будут особенно полезны управленческим командам ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летуновская Светлана Витальевна, Поташова Ирина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the effectiveness of the implementation of inclusive education in preschool educational organization

The relevance of the topic of the article. In recent years, more and more preschool educational organizations) have become inclusive. In this regard, it becomes necessary to identify criteria for assessing the quality of providing special conditions to preschoolers with disabilities. The aim of the study. This article examines the problem of criteria-based assessment of the effectiveness of the implementation of inclusive education in preschool education. The analysis of studies related to both general issues of inclusion and the assessment of its quality, as well as an analysis of the activities of effectively operating educational complexes in the city of Moscow, is carried out. The results of the study was the identified system of criteria that helps to determine, especially at the initial stage of implementing inclusive practices in preschool education, the degree of their compliance with the regulatory legal framework of the Russian Federation. This system of criteria includes: 1) the creation and implementation of a specific mechanism for providing special educational conditions to children with disabilities; 2) the sufficiency of the local regulatory framework governing the implementation of inclusive education in a particular institution; 3) the availability of a document that allows for the individualization of the process of creating special conditions and an integrated approach to overcoming the existing developmental deficits of a preschooler; 4) transparency and accessibility of information about the implementation of inclusive practices in kindergarten for all participants in educational relations; 5) the presence in the preschool educational organization of the structures necessary for the deployment of inclusive practices: the psychological and pedagogical support service and the psychological and pedagogical council; 6) the availability of personnel resources necessary for the implementation of special conditions and the level of their competence; 7) a developing subject-spatial environment, organized taking into account the special needs and capabilities of pupils with disabilities, both in the group and in the kindergarten as a whole. Conclusion. As a result of the study, criteria are proposed that complement the existing system of the effectiveness of the implementation of inclusive education assessment and will be especially useful for the management teams of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 373.24 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67

�������� �������������

���������� ������������

����������� � ����������

��������������� ���������������������� �.�., �������� �.�.

����������� �������� �����������*, �������� ����� ��������������,

� ��������� ���������-�������������� ����� ������������ ����������� � ����� ������ ������

(������, ������); � ���������� ��������� �������������� ����������� (������, ������)

� ��������� ���� ��� ������ ���������� ��������������� ����������� (����� � ���) ����������

������������. � ����� � ���� ��������� ������������� ��������� ��������� ���������� ��������

�������������� ����������� ������� ������������ � ������������� ������������� �������� (����� � ���). � ������ ������ ��������������� �������� ������������� ������ ������������� ���������� ������������ ����������� � ���. �������� ������ ������������, ��������� ��� � ������

��������� ��������, ��� � � ������� �� ��������, � ����� ������ ������������ ���������� ����������� ��������������� ���������� ������ ������.

����������� ������������ ����� ���������� ������� ���������, ���������� ����������, ��������

�� ��������� ����� ��������� � ��� ����������� �������, ������� �� ������������ �����������

�������� ���� ���������� ���������. � ������ ������� ��������� ������: 1) �������� � ���������� ������������� ��������� �������������� ������������� � ��� ����������� ������� �����������; 2) ������������� ��������� ����������-�������� ����, ���������������� ����������

������������ ����������� � ���������� ���; 3) ������� ���������, ������������ ������������

���������������� �������� �������� ����������� ������� � ����������� ������ � �����������

��������� � ����������� ��������� ��������; 4) ������������ � ����������� ��� ���� ����������

��������������� ��������� �������� � ���������� � ������� ���� ����������� �������; 5) ������� � ���������� ��������������� ����������� ����������� ��� ������������� �����������

������� ��������: ������ ���������-��������������� ������������� (����� � ����) � ������������������������ ���������� (����� � ���); 6) ������� ����������� ��� ���������� �����������

������� �������� �������� � ������� �� �����������; 7) �������������� � ������ ������ ������������ � ������������ ������������� � ��� ����������� ���������-���������������� �����

(����� � ����) ��� � ������, ��� � � ������� ���� � �����.

� ���������� ������������ ������������ ���������� ��������, ������� ��������� ��������� ������� ���������� ������ ������������� ���������� ������������ ����������� � ����� ��������

������� �������������� �������� ���.

�������� �����: ����������� �����������, ���������� ��������������� �����������, �������� ��������, ���� � ���, ����������� ��������������� �����.

��� �����������: ����������� �.�., �������� �.�. �������� ������������� ���������� ������������ ����������� � ���������� ��������������� ����������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �4(106). � �. 58�67. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67

��������� ������ �������� 08.05.2021.

* ��������: [email protected]

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.24 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67

Criteria for the Effectiveness of the Implementation of InclusiveEducation in Preschool Educational Organization

Svetlana V. Letunovskaya*a, Irina I. Potashovab,

a City Psychological and Pedagogical Center of the Department of Education and Science of the City

of Moscow, Moscow, Russia; b Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

The relevance of the topic of the article. In recent years, more and more preschool educational organizations) have become inclusive. In this regard, it becomes necessary to identify criteria for assessing

the quality of providing special conditions to preschoolers with disabilities.

The aim of the study. This article examines the problem of criteria-based assessment of the effectiveness of the implementation of inclusive education in preschool education. The analysis of studies related to both general issues of inclusion and the assessment of its quality, as well as an analysis of the

activities of effectively operating educational complexes in the city of Moscow, is carried out.

The results of the study was the identified system of criteria that helps to determine, especially at the

initial stage of implementing inclusive practices in preschool education, the degree of their compliance with the regulatory legal framework of the Russian Federation. This system of criteria includes: 1)

the creation and implementation of a specific mechanism for providing special educational conditions

to children with disabilities; 2) the sufficiency of the local regulatory framework governing the implementation of inclusive education in a particular institution; 3) the availability of a document that allows for the individualization of the process of creating special conditions and an integrated approach

to overcoming the existing developmental deficits of a preschooler; 4) transparency and accessibility

of information about the implementation of inclusive practices in kindergarten for all participants in

educational relations; 5) the presence in the preschool educational organization of the structures necessary for the deployment of inclusive practices: the psychological and pedagogical support service

and the psychological and pedagogical council; 6) the availability of personnel resources necessary for

the implementation of special conditions and the level of their competence; 7) a developing subject-

spatial environment, organized taking into account the special needs and capabilities of pupils with

disabilities, both in the group and in the kindergarten as a whole.

Conclusion. As a result of the study, criteria are proposed that complement the existing system of the

effectiveness of the implementation of inclusive education assessment and will be especially useful for

the management teams of preschool educational institutions.

Keywords: inclusive education, preschool educational organization, inclusion criteria, children with disabilities, inclusive educational environment.

For citation: Letunovskaya S.V., Potashova I.I. (2021). Criteria for the effectiveness of the implementation

of inclusive education in preschool educational organization. Preschool Education Today. 4:15, 58�67

(in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67

Original manuscript received 08.05.2021.

* Contacts: [email protected]

��������

���������������,������������������� �������������� ������, ��� ��������

����� 500 ����� �������������1 � �������

���������������� �������������. �������

����������� ����������� ��� ����� ����� �

������ ������� � �������� � �����������,

���������, �� ������ �������� ����������� � ����������� ������, �����������, ��

https://opendata.edu.gov.ru/opendata/

������. ��� ������ ������� � ����������

� �������� ������ �������� �����������

������������-����������� ������, ���

������ ������ ������������� ���� ������������� � ���� ��������� ���������,

������� ������� ��� ������������� � ���

������ ������������ � ������������ ���

���������� ���������� ����������� ��� ���������������� � ����������������� �������� (���������, 2011; ������������, 2020;

�������, 2020).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ �� ����������� ����� � �������

���������� ������������ � ��� � ��������������� ����� ����� ��������������� �����������, � ��� ����� ����������, ������������

�������������� ���������-������-�������������� �������� (����� � ����) ������, ������ �����, �� ��� ������������, ������������

�������� � ������������. ����������� ���������������� � ����������������� ��������

��� ������� � ��� �������������� ��� ���������������� ������� ��� ��������� (������

����������� ������ �� 20.09.2013 � 1082).

��������������������29�������2012�.

� 273-�� ��� ����������� � ����������

���������� (����� � ����� �� �����������)

������ ������������ ������������ ���������

��� ����������� ������� ������� � ����������� ��� ���� ����������� � ������ ����������������������������������������������

�������������� ������������ (�����������

����� �� 29 ������� 2012 �. � 273-�� ��� ����������� � ���������� ����������).

����������� ����������� �� ����������

������ ������ ����������� ����������������

����������� ��������������� ��������������� ���������� ����������� �����������

(����� � ���� ��), ������� �������������

������������ ������������, � ��� ����� �����������, ���������� � ����������� ����������� (������ ������������ �����������

� ����� ���������� ��������� �� 17 �������

2013 �. � 1155). ���, � ���� �� �����������

�������������� ����������� ������ �������,

��������� � ��� ��������� ��������� � ���������� ��������, ������������ ������ ������� ��������� �� �����������.

� ������������ � ������� �� �����������, ���, ���������� �� ����������� �����

� ���, ������������� �������������� �������� ��������������� ��������� ����������� ����������� (����� � ���� ��) �� ������

��������� ���� �� � � ������ ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� �� ��� ����� � ��� ��������� ��������� (��������� �������������� ��������

��������������� ��������� �����������

�����������).

� ������� ���������� � ���� ������ �� ����������� �������� � ���������� ����� ����������� �������� � ��� ��������� ��������� �������� �� ������ � ��������� �������

��� ������������, �������������� ��������������� ������������, �� � ��������� � ������� ��������������. ����� �������, ������ �

��������������� �������� � ���������� ����������� ��������� ������ ������������

��� �������������� (�����������), �������

������ � ���������� �������������� ������

�������� � ������������ � ���. ���������

����� ����� ������� � ������������� ������������ ����������� ���� ������������ ���:

�� ���������� ����� � �������� ����������

� ������������ ��������� ����������-�������� ���� �� ��������� ����������� � ���������� ������ �������� ���� � �����.

�������� ��������� ��������

���������� ������������

����������� � ���

��������� �������������� �����������

��������� ���������, ����������� ������������ ���������� ������������� ������� ������������ ����������� � ���, �������� �������� � ���������� ����������� ����� �� ��

�����������������.

���������� ���� ����������� ��������������� ������������ ��������� ������� �������� �������� � ������ �����������. ���,

������ ������������, ������������ ��� ������ ��� ��� (�������� �.�., ����������

�.�., ������� �.�., 2019) � ����� ������ ���������� ��������� �������� ����� � ����������� ������������� �������� �����������

�������� ������������� ����������� � ������������������������������������������.

� ���� ������������ ����������� �� ��, ��� �

��������� ����� ���������� ������������

����������� � ������� ����� �������� ������� �����������. ��� ����������� ����������� ���������. ��-������, � ��� ������ �������� �� ������������, � ���� � ��� �������

��������������� ��������. ��-������, � ����

�������� ���� ��������� ����� �����������,

������� ������������ ��� ������ � ������

������, � ������� ����������� �� ����� ��������������� ����������. �-�������, ����������� ������������ ����������� ������ � ������ � ��� � �������� ��������.

������������� �������������� ��������� ����������� ����������� ���������

� ������� (�������� C.E., ������� �.�.,

�������� �.�., ��������� �.�., 2020) ����������� ������������� ������, � ������� �������� ��������������� ������� ���������

������� ����������� ����������� � ������.

� �������, � ���������, ���������� ��������� ������. 40,5% ������������ (����������������, �������������� � ���� ���������

���) �������, ��� ���������-�����������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

����� � �� ��� ������������� ������������

������������� � ��� � �������������. � ��

�� ����� 36,5% ���������� ��������� �� ��

��������������. ��� ���� ����������� ������������ (91,5%) ���������, ��� � �� ���

����������� ������ ��������������� ����������� ����� � ��� � �����-���������. ������

����� 30% ��������, ��� � �� ��� ��� ����������������� ������������ �� ������ � ������� ����������� �������������.

� ������� ���������� ������� ������ ����������, ���������� ������� ������ ������������ ��������.

������ ���������� ������ �������������

�������� ��� ���� ��������� � ��������������� ������� ���� �����, �� ������ � ������������� (Katz J., 2016; ��� �., ������� �., 2010).

�� �� ������, ����������� ����������� ������������ ����� ������� ������ ��������

���������� � ������� �������� ������� ���

���������� �������. ��� ���� ����������

��������, ����������� ������� ���������

��������� � ����� ������� �����, ����� ��

����, � �������� ����� ��������� � ��������,

������, ������� ����, ������ ����, ���������� ��� ������������, ����������� �� �������� � ������������ � �������, �������������� ����������� �������������� �������.

� ��������� ������������� ���������� �������� ��������������� � ����� ������ ����

��������: 1) �������� ����������� ��������;

2) ���������� ����������� ��������; 3) �������� ����������� ��������.

� ������������� ������� ������� � ������ ������ ��������� � ���������� ������������� ������������ ����������� ��������

�������������� ������ �������� ��������.

��������, ��� ������ ������������ ���������������� �������� ������ �������� ���������,

����, ������� � ��������������� ���� ���������� �����, � ��� ����� �������������� ���������, ���������-�������������� ����������,

����������� ���������� ����������������

��������,��������������������������������������� ����������� (������� �.�., �������� �.�., 2016; ������� �.�., ������� �.�.,

��������� �.�., ������� �.�., 2020).

���������� ������ � ����� ������� ��������

����� ���������� � ��������� ������������

����������� (�������� �.�., 2020); ������������������������������������������������

������������ � ������ � ����� ������������

����������� (�������� �.�., 2015); ��������

�������� ���������� ������������ � ������

� ����������, �������������� ����� � ���

(������� �.�., �������� �.�., �������� �.�.,

2016). ��� ���� ������ ������ ������ �� ���������� ��������������� ��������.

����������� ������ ������������ ���������� ��������������� �����������, �������� �� ��������� ������� ��������� � ���

����������� �������, ��������������� � ������������� ��������� � ���������� ������������� ������������ ����������� ��� ����

���������,������������������������������ ��� ������� �������������� �����������

������� ���� ����������� � ��� ������������� � ���, � ��� ����� � ����� ������ ���������� ����������-�������� ����. � ��� ����� ������� ���������.

�������� � ���������� ������������� ��������� �������������� �������������

� ��� ����������� ������� �����������

������������� �������� �����������

���������-�������������� ��������� ������������ � ��� � ������������� �� ������ ������������ �������� ���������������

� �������� ���������� � ��� ��������� ��

��������������. ��� ������� �������� �����

�� �������� ������ ����������� �������� ������������ ��������.

������ ��������������� ����������� ���������� ���� ����� �������� ��������������

������� ����������� ��� ����������� ������������������,������������������������������ �������� ���������.

1) ��������� �� ��������� / ��������

�������������� ���������� ���� � ������������� �������� ��� ������� �����������

������� ��� ��������� �����������, �������������� ��������� ������������ � ���������� �������-�������� (��� �������) � ��������������� ���������� ��������� �� ���

������������ ���.

2) ������� ������� ������������ ���

� ���������� ������������ � �����������

������ � ������ ���������� ��������������� ��� ���� �������������� ��������

��������������� ��������� �����������

�����������.

3) ���������� ����������� ���������-�������������� ����������� �����������

������������� ���� � ������������� ������, ���������� ���������������� ������������� �� ��� ���������������� ����������.

4) ��������� �� ��� ���������������

������� ���� ����������� ������� ����������� (����������� ��������������� ������,

������� ������� � ������������� ���������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����� ����������� �������������, ����������� ����������� ������� � �.�.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) ���������� ����������� �������, ���������� ���������� ������� ��������, �������� (��� �������������) ��������� � ������� �������� ���������-��������������

���������.

������������� ��������� ����������-�������� ����, ���������������� ���������� ������������ ����������� � ���������� ���������� ���������������

�����������

���������� �������������� ��������� �������� ����������� ������� ������ �������������� ������������ ��� ����� ����������

������.

���������� ������� �������� �����������

�������� � ���, ������� �������� ��������

�� ��������� �������.

1) ������� ������������ ��������� ����������-�������� �����, ���������������� ���������� ������������ �����������. � ���

����� �������:

� ���� �� (��� ��� ��������� �����

� ���, ������� �������� ���������� ���);

����������������������������,����������� � �������� ��������� � ���� ��;

� ��������� �� ����������� �����������

� ��� � �������������;

� ��������� � �������� ����������� ������� ��� ����������� � ��� � �������������;

� ��������� � ������ ���������-��������������� �������������;

� ��������� � ���������-��������������

����������;

� ��������� �� �������� ��������������

������;

� ��������� � ���������� �������������

� �� ����������� ������������� �����������

(����������).

2) ������������ ������ ���������� ������ ����������� ����������������.

3) ������������� ��������� � ��� ��������� ����������-�������� ����� ��� ���������� ����������� �������.

������� ���������, ������������ ������������ ���������������� �������� �������� ����������� ������� � �����������

������ � ����������� ��������� � ����������� ��������� ��������

������������ ���� ������������ ���,

����������� ����������� ��������, ���������� �����, ��� ������ ��������� �����

�������� ������� �������� �������� ���� �������������� ������������ ������� � ��� �

�������������, ��� ������ ���� ���������

� ��������������� ���������. �� ����������� ������ ����� �������� �� ���������, ��

� ���� �������� ���������� ��������� ������ �������������� ���� ��� ����������

�������������� ��������������� �������

(���).

������ �������� ��������� ������� ������������ ������������� ������������ �

��� � ������������� � ������ ��� ������������ � ������������, ������� ���������,

���������� � ����� ����������� ��������, ���������-�������������� � ����������

���������. �� ������������ �������� ���

������� ������������ ����������� ������� � ������������ � ��� ���������������

�������������.

� ��� ���������� ����������� ������

� ���������� ���� ������������� ������������� ��������� � ������� ����������� ��������.�������������������������������������� ��������� ��������� �� ������������ � ���,

����� �� ��������� � ��� ����������� ��������

�������,������������������������������������ ��������������� ������� �� ��� � �������

��� �����, ������� ���� �������������.

��������-���������, ��������-������������, ���������-���������� � ������ ������������ ������ ���������-���������������

������������� ��� ����� �� ������ ��� ��������� ����� ��������� ������������, �� �

��� ����� ������ ����������, � ������������

� ����, ���� � ����� ����� ������, �� �����������, � ����� ����������� ���������� � ���������� ������������ �� ������������� ���

�� ��������� ������.

��������� ������ �������� ��������������� � ����������� ��������������� ����������� ���������, ����������� �������� ����������� ������ ������ ������������ ����

�� ������������� ������������ �, ������������, � �������� �� ��� ��������� � ���� ������������ ��� ����� ������ � ������ � ���

������ ���������. � ��������� ��������������� ������������ � ��� �������� � ������,

��� ������������ ��������� ������������

��������.

���������� ��������, ��� ��� ����� ��������������� �������� ������ ������ ����.

�� ��������� ����� ��������� ������, � ����

����� ������ ��������� � �������� (� �����

��������� ������������ ��� ����������� ���

����), � �������������, �������� ������� ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���� ����������� � ������������ ���������

� ��� ����������� ������� � � ���, ��� �������� ������� ����� ����� ���������, �������

������� � �������.

����� �������, �����, ����� ������ ����

�������� ����� ��������� ������:

� �������� �������������� ����������� ������������ (�������� � ������� ���

��������);

� �������� ������������ �����������

������ � ���������� ��� ������������� ������������� ��������� � ���� ����������

��������;

� ����� ����������� ��������� / ��������

�������������� �������� ���� � ������ ������ ������������ � ������������ � �� ��������, ���������� ���� ����� � �������� ����������� ��� ���������.

������������ � ����������� ��� ����

���������� ��������������� ���������

�������� � ���������� � ��� �����������

�������

������ �������� ������ ������ �����

� ������������� �����-������ ���. ����

���� � ���������������, ������������, ����������� � ������������ ���������� ����������, ��������� � ����������� ������������, �� ����� ���, � ��������, ���������

�����, � ����� � �������������� ��� ��

���������� �������� ����������.

��� ������� �������� �� ���������� ��������� ����������:

1) ������������� ������������� ������ �������������� �������� ��� ��������� ���������������� �������� � �������� ������������ ����������� (����, ����, ���������� ����

� ��.);

2) ������������ ������������ ������������ ����� ��� ������ ����������� ���������������� [9,10];

3) ����������� ������������� ��������

������������ ����� ��� ��� ��������� ���������������� �������� � �������� ������������ �����������:

� ������� ������ ��� ������� �����������

��������� (�������, ����������� ������������ �����������; ������ � ���������� � ����

������������; ������ ��� ��������� / �������� �������������� � ����������� ��� �����������������(������������,���,���������, ���������� ����� � ���, � ��.), ������

������������ ������������ ����, ���������

����, ���������������� ����������� ����������� � �.�.);

� �������� ������ � ��������;

� ������������ ����������.

4) �������� �������������� ��� �� ���������� �������� ����������.

������� � ���������� ���������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ��������, ����������� ���

�������� ������������� � ��� ����������� ������� ����������� � �������������

����������� �������: ���� � ���

��������� �������� �� ��������������� �������� ������������ ������ ������������ ������ ��������, ��������� � ������������� ������� �������� �������, ����������� �

������������ � �������� ��� �������� � �.�.

����� ���� ���� � ��������� �����������:

1) ���������� ������������ ����;

2) ������������ ������������ ������������ ��� � ���� ���������� ��������� ����������� ����� ���.

������� ����������� ��� ����������

����������� ������� �������� ��������

� ������� �� �����������

������������������������,�����������

��� ���������� ���� �� ��� ������� � ���,

���������, � ��� �����, ���������-�������������� ������������� ������������� ����.

������� ����������� ������������ ������������ ����� ������ ������������ ����������� ������� ����������������� �����������

(���), � ����� ���������������� ����������

� ��������� ����������-�������� �����.

����� �������, ������������ ��� ������������ �������� ������������� ������������

����������� ��� �����:

1) ������� � ������� ���������� ���������� ������������, ������� ��������� ������������ ���� (����������� � ���������� ������������� �������, �����������

�������������):

� ��������� (��������);

� ������;

� �������-��������;

� �������-���������� ����������������

�������;

� �������-�������;

� ���������� �������;

� ���������� ���.

2) ������������ ������������ ����������

����������� ���, ���������������� ���������� [12, 13,16, 17], ��������� ����������-�������� ����� � �����:

��������������������������������������������� ��� ������;

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

� �������� � ������ ��������������� ����������������� �����������;

� ����� ������������ ������ (����� �������� �������� �� �� ���������, � �� ��������� ����������, � ����� �� ��, ��� ���� ��

��������� �� �������� ������� ����� ���������� �������� �������, ���������������

���������������� ����������).

�������������� � ������ ������ ������������ � ������������ ������������� � ��� ���������-����������������

��������������� ����� (��� � ������, ���

� � ������� ���� � �����)

���������� � ����������� ����� ����� ������� � ���� ��. ������ �� ����� ��������

����������� ��� ������������ �������� �����

������������ ���� � ���������� ��� ��������� ����������:

� �������������� ���������;

� ������������������;

� ��������������������;

� �����������;

� ������������.

������

����� ������� � ������ ������������ ������������ � ���������� � �������������

���������� ��������� ������������� ���������� ������������ ����������� � ���

���������� ������� ������������� ������,

������������� � ����� ������ ����������

��������� ��������������� ����, �������

����� ���� ������������, � ������ �������,

��������������� ��������� ����������

��������������� �����������, �����������

�� ��������� ����� ��������� �����������

�������.

n

���������� �� �������

����������� �������� ����������, �������� �������������� ����, �������-����������, �������� ������ ������������� ����������

����, ��������������� ��������� ����������

������ ������ ���������� ���������-�������������� ����� ������������ ����������� � ����� ������ ������� (������, ������), let7777@

yandex.ru

�������� ����� �������������, ��������

�������������� ����, ������� ������� ��������� ����������� �������� ����������� ���������� � ����������� ���� �� ���� (������, ������),

[email protected]

Information about the authors

Svetlana V. Letunovskaya, PhD in Pedagogy,

teacher-defectologist,methodologistoftheDepartment

of support of the implementation of the Federal State

Educational Standard, State Budgetary Institution

of the city of Moscow �City Psychological and

Pedagogical Center of the Department of Education

and Science of the City of Moscow�, Moscow, Russia,

[email protected]

Irina I. Potashova, PhD in Pedagogy, Senior

Researcher at the Laboratory for the Development

of Personal Potential in Education,of the Moscow

City University, Moscow, Russia, ira.potashova@

gmail.com

����������

1. ������� �.�. � ������� ������ ������������ �������� � ��������������� �����������:

���������� ������������ [����������� ������] /

�.�. �������, �.�. �������, �.�. ���������, �.�.

������� // ���������-�������������� ������������. � 2019. � ��� 11. � �4. � �. 121�132.

2. ������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�., ������� �.�. ���������� ������ ���������� ������������ �������� � ����������� //

����������� � ����������� ����������. � 2020. �

�. 9. � �2. � �. 62�78.

3. ������� �.�. ��������������� ������������� � ������� ����������� ����� � ������������� ������������� ��������: �������������

������� // ������������� ������������ ����� �

������� ���������������� �������������: ������ � ��������: ��. ����. ��. �� ������ ������.

����.-�����. ����. 20�21 ����� 2020 �. � �������:

���-�� ���, 2020. � �. 31�38.

4. ���������.�.��������������������������������� ����������� � ���������� ���������

�� ����������� ����� // ����������� �����������. � 2020. � �1. � �. 53�63. URL: https://

nbpublish.com/library_read_article.php?id=32248

5. ��� �., ������� �. ���������� ��������.

������������ ������� / ��� ���. �. ������; ���.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ����. �. �������; ����. ���. �. ��������, �����

���. �. ����������. � �.: ���� �������������,

2010. � 124 �.

6. ���������� �����������: �� ������������� ����������� � ������������ ��������

/ ��� ���. �.�. ���������, �.�. �����������,

�.�. �������. � �.: ������������ ��� ���

���, 2019. � 213 �.

7. ������������ �.�. ��������� ������������ � ���������� ���� ������������ /

������������� ������������ ����� � ������� ���������������� �������������: ������ � ��������:

��. ����. ��. �� ������ ������. ����.-�����. ����.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

20�21 ����� 2020 �. � �������: ���-�� ���, 2020. �

�. 8�17.

8. ��������� �.�. �������� ������ �������� ������������ ����������� // ����������� �����������: ��������������� ����������� �������� �

��������. ������� ���������� IV �������������

������-������������ ����������� / ��. ���.

�.�. �������. � �.: �����, 2017. � �. 38�41.

9. ������������� ������������� ����������

�����������11.07.2020�1038������������������� � ������� ���������� �� ����������� �����

��������������� ����������� � �������������-�������������������� ���� ���������� � ����������

���������� �� ��������������� ������������.

10. ������������� ������������� �� �� 10

���� 2013 �. � 582 ��� ����������� ������ ���������� �� ����������� ����� ���������������

����������� � �������������-�������������������� ���� ���������� � ���������� ����������

�� ��������������� ������������.

11. ������ ������������ ����������� � ����� ���������� ���������

�� 17 ������� 2013 �. �1155 ��� ����������� ������������ ���������������� ����������������

��������� ����������� ������������.

12. ������ ������������ ����������� �� ��

31 ���� 2020 �. �373 ��� ����������� �������

����������� � ������������� ��������������� ��������������������������������������������������� � ��������������� ���������� ����������� ������������.

13. ������ ������������ ����� � ����������

������ �� �� 24 ���� 2015 �. � 514� ��� ����������� ����������������� ��������� ��������-�������� (�������� � ����� �����������)��.

14. ������ ����������� ������ �� 20.09.2013

�1082 ��� ����������� ��������� � ���������������-�������������� ���������.

15. ��������� �������������� �������� ��������������� ��������� ����������� �����������. https://fgosreestr.ru/

16. ������ ������������ ����� � ����������

������ ���������� ��������� �� 12 ������ 2017 �.

�351� ��� ����������� ����������������� ��������� ���������� (��������) �� �������� ����������� ������ ��������� � ����� � �������������

������������� ����������.

17. ������ ������������ ����� � ����������

������ ���������� ��������� �� 10.01.2017 �.

�10� ��� ����������� ����������������� ��������� � ������� �����������.

18. ��������� �.�. ������� ������ ������:

����� �������� �������� ��������. � �.: �������,

2011. � 96 �.

19. ������������ �������������� ������ ��

6 ������� 2020 �. ��-75 ��� ����������� ���������� ��������� �� �������� �������������� ������ � ������������, �������������� ��������������� �������������.

20. ������� �.�., �������� �.�. ����������

������������� ����������� �������� // �������

�������������� ���������������� ���������������

������������. � 2016. � �. 29. � �1. � �. 7�22.

21. ���������� ������� 2.4.3648-20

����������-������������������ ���������� � ������������ ���������� � ��������, ������ � ������������ ����� � ���������.

22. ��������� ������� ����������� ����������� � ������: ��������������� �������.

�������������������/������.�.�.����������. �

�.: ����, 2020. � 94 �.

23. �������� �.�. �������� � ���������� ������ ���������� ������������ � ������

� ����� ������������ ����������� / �������������� ��������������. � 2015. � �. 7. � �4. �

�. 115�121.

24. ����������� ����� �� 29 ������� 2012 �.

� 273-�� ��� ����������� � ����������

����������.

25. Katz, J. Teaching to diversity: the three-block

model of universal design for learning. Winnipeg, MB:

Portage and Main Press, 2016. 198 p.

26. Petrova E.A., Potashova I.I., Kozyakov R.V.

Modern technologies of working with families of children with disabilities // Procedia � Social and Behavioral

Sciences. 2016. V. 233. pp. 231�235.

References

1. Alekhina S.V. (2019) K voprosu otsenki

inklyuzivnogo protsessa v obrazovatel�noi organizatsii:

pilotazhnoe issledovanie [On the issue of assessing the

inclusive process in an educational organization: a pilot

study. Electronic resource]. S.V. Alekhina, Yu.V. Mel�nik,

E.V. Samsonova, A.Yu. Shemanov // Psikhologo-

Pedagogicheskie Issledovaniya [Psychological and

pedagogical research]. Vol. 11. 4. 121�132.

2. Alekhina S.V., Mel�nik Yu.V. Samsonova

E.V., Shemanov A.Yu. (2020) Ekspertnaya otsenka

parametrov inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii

[Expert assessment of the parameters of the inclusive

process in education]. Klinicheskaya i Spetsial�naya

Psikhologiya [Clinical and Special Psychology]. Vol. 9.

2. 62�78.

3. Babkina N.V. (2020) Psikhologicheskoe

soprovozhdenie v sisteme obrazovaniya detei s

ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov�ya:

teoreticheskie aspekty [Psychological support in

the education system of children with disabilities:

theoretical aspects]. Soprovozhdenie sotsializatsii detei

s osobymi obrazovatel�nymi potrebnostyami: teoriya i

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

praktika: sb. nauch. tr. po itogam Vseros. nauch.-prakt.

konf. 20-21 marta 2020 [Support for the socialization

of children with special educational needs: theory and

practice: collection of articles. scientific. tr. following

the results of the All-Russia. scientific-practical conf.

March 20-21]. Irkutsk. ISU Publishing House. 31-38.

4. Barinova E.B. (2020) Osobennosti realizatsii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii na

sovremennom etape [Features of the implementation

of inclusive education in the Russian Federation at the

present stage]. Sovremennoe Obrazovanie [Modern

Education]. 1. 53�63. URL: https://nbpublish.com/

library_read_article.php?id=32248

5. But T., Einskou M. (2010) Pokazateli inklyuzii.

Prakticheskoe posobie [Indicators of inclusion. Practical

guide. Edit by M. Vogana; per. s angl. I. Anikeev;

nauch. red. N. Borisova, obshchaya red. M. Perfil�eva.

Moscow. ROOI �Perspektiva�. 124.

6. Doshkol�noe obrazovanie: ot universal�noi

dostupnosti k sovremennomu kachestvu (2019)

[Preschool education: from universal accessibility

to modern quality]. Edited by. I.V. Abankina, K.N.

Polivanova, I.D. Frumin. Moscow. NRU HSE Publishing

House. 213.

7. Federal�nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g.

� 273-FZ �Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii�

[Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ �On

Education in the Russian Federation�.].

8. Katz, J. (2016) Teaching to diversity: the three-

block model of universal design for learning. Winnipeg,

MB: Portage and Main Press. 198 p.

9. Korobeinikov I.A. (2020) Kategoriya

sotsializatsii v problemnom pole defektologii [The

category of socialization in the problem field of

defectology]. Soprovozhdenie sotsializatsii detei s

osobymi obrazovatel�nymi potrebnostyami: teoriya i

praktika: sb. nauch. tr. po itogam Vseros. nauch.-prakt.

konf. 2021 marta 2020 g. [Support for the socialization

of children with special educational needs: theory and

practice: collection of articles. scientific. tr. following

the results of the All-Russia. scientific-practical conf.

2021 March 2020]. Irkutsk. Publishing house of ISU.

8-17.

10. Nesterova A.A. (2017) Kriterii otsenki

kachestva inklyuzivnogo obrazovaniya [Criteria

for assessing the quality of inclusive education]

Inklyuzivnoe obrazovanie: preemstvennost�

inklyuzivnoi kul�tury i praktiki Sbornik materialov IV

Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii

[Inclusive education: continuity of inclusive culture and

practice. Collection of materials of the IV International

scientific and practical conference]. Edit. S.V. Alekhina.

Moscow. MGPPU. 38�41.

11. Petrova E.A., Potashova I.I., Kozyakov R.V.

Modern technologies of working with families of

children with disabilities // Procedia � Social and

Behavioral Sciences. 2016. V. 233. pp. 231�235.

12. Postanovlenie Pravitel�stva RF ot 10 iyulya

2013 g. � 582 �Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniya

na ofitsial�nom saite obrazovatel�noi organizatsii v

informatsionno-telekommunikatsionnoi seti �Internet� i

obnovleniya informatsii ob obrazovatel�noi organizatsii�

[Decree of the Government of the Russian Federation

of July 10, 2013 No. 582 �On approval of the Rules

for posting on the official website of an educational

organization in the information and telecommunications

network� Internet �and updating information about an

educational organization].

13. Postanovlenie Pravitel�stva Rossiiskoi

Federatsii ot 11.07.2020 � 1038 �O vnesenii

izmenenii v Pravila razmeshcheniya na ofitsial�nom

saite obrazovatel�noi organizatsii v informatsionnotelekommunikatsionnoi seti �Internet� i obnovleniya

informatsii ob obrazovatel�noi organizatsii� [Decree

of the Government of the Russian Federation of July

11, 2020 No. 1038 �On Amendments to the Rules

for Posting on the Official Website of an Educational

Organization in the Internet Information and

Telecommunication Network and Updating Information

about an Educational Organization].

14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki

Rossiiskoi Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. � 1155

�Ob utverzhdenii federal�nogo gosudarstvennogo

obrazovatel�nogo standarta doshkol�nogo obrazovaniya�

[Order of the Ministry of Education and Science of the

Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 �On

approval of the federal state educational standard for

preschool education�]

15. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot

31 iyulya 2020 g. � 373 �Ob utverzhdenii Poryadka

organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel�noi

deyatel�nosti po osnovnym obshcheobrazovatel�nym

programmam � obrazovatel�nym programmam

doshkol�nogo obrazovaniya� [Order of the Ministry of

Education of the Russian Federation of July 31, 2020

No. 373 �On Approval of the Procedure for Organizing

and Implementing Educational Activities for Basic

General Education Programs - Educational Programs of

Preschool Education�].

16. Prikaz Ministerstva truda i sotsial�noi zashchity

RF ot 24 iyulya 2015 g. � 514n �Ob utverzhdenii

professional�nogo standarta �Pedagog-psikholog

(psikholog v sfere obrazovaniya)� [Order of the

Ministry of Labor and Social Protection of the Russian

Federation of July 24, 2015 No. 514n �On approval

of the professional standard� Educator-psychologist

(psychologist in the field of education) �]

17. Prikaz Ministerstva truda i sotsial�noi zashchity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossiiskoi Federatsii ot 12 aprelya 2017 g. � 351n �Ob

utverzhdenii professional�nogo standarta �Assistent

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

(pomoshchnik) po okazaniyu tekhnicheskoi pomoshchi

invalidam i litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami

zdorov�ya� [Order of the Ministry of Labor and Social

Protection of the Russian Federation dated April 12,

2017 No. 351n �On the approval of the professional

standard� Assistant (assistant) for the provision of

technical assistance to disabled people and persons

with disabilities�]

18. Prikaz Ministerstva truda i sotsial�noi

zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 10.01.2017 g. �10n

�Ob utverzhdenii professional�nogo standarta v oblasti

vospitaniya� [Order of the Ministry of Labor and Social

Protection of the Russian Federation dated January 10,

2017 No. 10n �On the approval of the professional

standard in the field of education�].

19. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 20.09.2013

� 1082 �Ob utverzhdenii Polozheniya o psikhologomediko-pedagogicheskoi komissii� [Order of the

Ministry of Education and Science of Russia dated

September 20, 2013 No. 1082 �On approval of

the Regulations on the Psychological, Medical and

Pedagogical Commission�]

20. Primernye adaptirovannye osnovnye

obrazovatel�nye programmy doshkol�nogo obrazovaniya

[Approximate adapted basic educational programs of

preschool education] https://fgosreestr.ru/

21. Rasporyazhenie Minprosveshcheniya

Rossii ot 6 avgusta 2020 g. � R-75 �Ob

utverzhdenii primernogo Polozheniya ob okazanii

logopedicheskoi pomoshchi v organizatsiyakh,

osushchestvlyayushchikh obrazovatel�nuyu

deyatel�nost�� [Order of the Ministry of Education of

Russia dated August 6, 2020 No. R-75 �On approval

of the approximate Regulation on the provision of

speech therapy assistance in organizations carrying

out educational activities�].

22. Razenkova Yu.A. (2011) Sistema rannei

pomoshchi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya [Early

assistance system: search for the main vectors of

development Pedagogy]. Moscow. Karapuz. 96.

23. Ryapisov N.A., Ryapisova A.G. (2016)

Monitoring effektivnosti inklyuzivnoi praktiki

[Monitoring the effectiveness of inclusive practice].

Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the

Novosibirsk State Pedagogical University]. Vol. 29.

1. 7�22.

24. Sanitarnye pravila 2.4.3648-20 �Sanitarnoepidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam

vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detei

i molodezhi� [Sanitary Rules 2.4.3648-20 �Sanitary and

Epidemiological Requirements for Organizations of

Education and Training, Recreation and Recreation of

Children and Youth�].

25. Sostoyanie sistemy doshkol�nogo

obrazovaniya v Rossii: sotsiologicheskie aspekty

[The state of the preschool education system in

Russia: sociological aspects]. Analiticheskii doklad

(2020). Pod red. E. A.Polushkinoi. M.: Izdatel�skii

dom Delo. 94.

26. Timokhina T.V. (2015) Kriterii i pokazateli

otsenki gotovnosti spetsialistov k rabote v srede

inklyuzivnogo obrazovaniya [Criteria and indicators

for assessing the readiness of specialists to work in

an inclusive education environment]. Internet-zhurnal

�Naukovedenie�. Vol. 7, 4. 115�121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.