Научная статья на тему 'Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы)'

Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
232
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / индивидуальное развитие ребенка / мониторинг / цифровая трансформация / информационная система / медицинское обслуживание / preschool education / individual child development / monitoring / digital transformation / information system / medical care

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Баландин Дмитрий Лоллиевич, Комарова Ирина Ильинична, Смирнова Ирина Николаевна

Актуальность. В современном мире в результате бурного развития медицины и возможностей выхаживания детей резко увеличивается количество детей с особыми потребностями в развитии. Это приводит к росту инвалидности, особенно в тех случаях, когда не удается выявить отклонения в развитии в раннем возрасте и начать принимать меры. Этому способствует модель медицинского обслуживания, при которой врач имеет ограниченное время для наблюдения за ребенком. Поэтому в работе с детьми младшего возраста возникает проблема невыявленности отклонений в развитии. С другой стороны, даже при выявлении детей, нуждающихся в создании особых условий, есть проблема недоступности развивающих и образовательных услуг детям с ОВЗ раннего возраста (от рождения до 3-х лет); отсутствие условий для формирования инклюзивной среды в ДОО: большая наполняемость групп (до 30 человек), отсутствие специалистов в ДОО, отсутствие сетевых механизмов взаимодей­ствия с территориальной системой ранней помощи, большое многообразие образовательных кейсов и др., при отсутствии оценки качества этих ресурсов. Цель. Разработка автоматизированной системы «Мир ребенка», направленной на раннее выявление отклонений в развитии путем педагогического, родительского и медицинского мониторинга. Описание хода исследования. Мониторинг строился на наблюдении педагогов за поведением детей в яслях и детских садах и фиксации в системе результатов наблюдений педагога за детьми. Помимо педагогов за детьми ведут наблюдение медики и родители. Самообучающаяся система корректирует оценки в зависимости от увеличения количества участников системы. На основании полученных в системе данных организуется психолого-педагогическая комиссия в детском саду. В случае необходимости родителям рекомендуют обратиться в ПМПК. Здесь происходит верификация нарушений и делаются рекомендации условий образования ребенка. В детском саду разрабатывается адаптированная программа, наблюдения продолжаются, и ведется их фиксация. Корректировка системы осуществляется не чаще, чем один раз в полгода. Результаты. Проект был поддержан Агентством стратегических инициатив, принят как образцовая практика и обсуждался на заседании экспертов АСИ. В декабре 2021 года проект был также представлен на совещании «Цифровая трансформация в дошкольном воспитании» в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В настоящее время проект проходит апробацию. Параллельно идет обучение системы искусственного интеллекта. Заключение. В результате реализации проекта: разработана Информационная система с гораздо большим функционалом, чем предполагалось, включающая не только педагогический мониторинг, но и медицинский; проведено обучение педагогов трех регионов (г. Клин, Московская область; г. Омск; г. Казань, Республика Татарстан) в пяти учебных комплексах. Проведено обучение педиатров и сестер в пяти медицинских учреждениях. Проведено обучение родителей, чьи дети участвуют в апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Баландин Дмитрий Лоллиевич, Комарова Ирина Ильинична, Смирнова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of a Child’s Individual Development (From Birth to School)

Relevance of the article. In the modern world, as a result of the rapid development of medicine and the possibilities of caring for children, the number of children with special developmental needs is sharply increasing. This leads to an increase in disability, especially in cases where it is not possible to identify developmental disabilities at an early age and begin to take action. This is facilitated by the model of medical care in which the doctor has limited time to monitor the child. Therefore, in working with small kids, there is a problem of non-detection of deviations in development arises. On the other hand, even when children who need special conditions are identified, there is a problem of inaccessibility of developmental and educational services to children with disabilities at an early age (from birth to 3 years); lack of conditions for the formation of an inclusive environment in preschools (large group size – up to 30 people; lack of specialists in preschools; lack of network mechanisms for interaction with the territorial system of early intervention; a large variety of educational cases, etc., in the absence of an assessment of the quality of these resources. The aim of the article. Development of an automated system “Child’s World”, aimed at early detection of developmental disabilities through pedagogical, parental and medical monitoring. Description of the research progress. Monitoring was based on teachers’ observation over the behavior of children in nurseries and kindergartens and fixing of the results of the teacher’s observations of children in the system. In addition to teachers, the children are monitored by doctors and parents. The self-learning system adjusts the scores depending on the increase in the number of participants in the system. Based on the data obtained in the system, a psychological and pedagogical commission is organized in kindergarten. If necessary, parents are advised to contact the Psychological, medical and pedagogical commission, where specifics of development is verified and recommendations are made for the conditions of the child’s education. An adapted program is being developed in the kindergarten, observations are continuing and their recording is being carried out. The system is adjusted no more than once every six months. The results of the study. The project was supported by the Agency for Strategic Initiatives, adopted as a good practice and discussed at a meeting of ASI experts. In December 2021, the project was also presented at the meeting “Digital Transformation in Preschool Education” at the Analytical Center under the Government of the Russian Federation. The project is currently being tested. In parallel, the artificial intelligence system is being trained. Conclusion. The Information system was developed with much more functionality than expected, including not only pedagogical monitoring, but also medical; teachers of three regions (Klin, Moscow region; Omsk; Kazan, Republic of Tatarstan) were trained in five educational complexes. Pediatricians and nurses were trained in five medical institutions. Parents, whose children participated in the testing, were also trained.

Текст научной работы на тему «Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы)»

�������� ������� ���������1, �������� ����� ���������2*, �������� ����� ����������1

1 ��� ��-������� (������, ������)

2 ������������� �������������� �������� ����������� ����������� (������, ������)

������������. � ����������� ���� � ���������� ������� �������� �������� � ������������ ����-������� ����� ����� ������������� ���������� ����� � ������� ������������� � ��������. ��� ���-����� � ����� ������������, �������� � ��� �������, ����� �� ������� ������� ���������� � �������� � ������ �������� � ������ ��������� ����. ����� ������������ ������ ������������ ���������-���, ��� ������� ���� ����� ������������ ����� ��� ���������� �� ��������. ������� � ������ � ������ �������� �������� ��������� �������� �������������� ���������� � ��������. � ������ �������, ���� ��� ��������� �����, ����������� � �������� ������ �������, ���� �������� ��-����������� ����������� � ��������������� ����� ����� � ��� ������� �������� (�� �������� �� 3-� ���); ���������� ������� ��� ������������ ����������� ����� � ���: ������� ������������� ����� (�� 30 �������), ���������� ������������ � ���, ���������� ������� ���������� ���������-����� � ��������������� �������� ������ ������, ������� ������������ ��������������� ������ � ��., ��� ���������� ������ �������� ���� ��������. ����. ���������� ������������������ ������� ���� ��������, ������������ �� ������ ��������� ���������� � �������� ����� ���������������, ������������� � ������������ �����������. �������� ���� ������������. ���������� �������� �� ���������� ��������� �� ���������� ����� � ����� � ������� ����� � �������� � ������� ����������� ���������� �������� �� ������. ������ ��������� �� ������ ����� ���������� ������ � ��������. ��������������� ������� ����������-�� ������ � ����������� �� ���������� ���������� ���������� �������. �� ��������� ���������� � ������� ������ ������������ ���������-�������������� �������� � ������� ����. � ������ ����-��������� ��������� ����������� ���������� � ����. ����� ���������� ����������� ��������� � �������� ������������ ������� ����������� �������. � ������� ���� ��������������� ��������-������ ���������, ���������� ������������, � ������� �� ��������. ������������� ������� ���-����������� �� ����, ��� ���� ��� � �������. ����������. ������ ��� ��������� ���������� �������������� ���������, ������ ��� ���������� �������� � ���������� �� ��������� ��������� ���. � ������� 2021 ���� ������ ��� ����� ����-������� �� ��������� ��������� ������������� � ���������� ����������� � ������������� ������ ��� ������������� ��. � ��������� ����� ������ �������� ���������. ����������� ���� �������� ������� �������������� ����������. ����������. � ���������� ���������� �������: ����������� �������������� ������� � ������� ������� ������������, ��� ��������������, ���������� �� ������ �������������� ����������, �� � �����������; ��������� �������� ��������� ���� �������� (�. ����, ���������� �������; �. ����; �. ������, ���������� ���������) � ���� ������� ����������. ��������� �������� ��������� � ������ � ���� ����������� �����������. ��������� �������� ���������, ��� ���� ��������� � ���������.

�������� �����: ���������� �����������, �������������� �������� �������, ����������, �����-��� �������������, �������������� �������, ����������� ������������.

��� �����������: �������� �.�., �������� �.�., �������� �.�. ���������� �����������-���� �������� ������� (�� �������� �� �����) // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 40�51. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51

��������� ������ �������� 15.01.2022.

* ��������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51

Monitoring of a Child�s Individual Development (From Birth to School)

DmitriyL.Balandin1,IrinaI.Komarova2*,IrinaN.Smirnova1,

1 E-Publish, Moscow, Russia; 2 International Academy of Preschool Education, Moscow, RussiaRelevance of the article. In the modern world, as a result of the rapid development of medicine and the pos-sibilities of caring for children, the number of children with special developmental needs is sharply increasing. This leads to an increase in disability, especially in cases where it is not possible to identify developmental disabilities at an early age and begin to take action. This is facilitated by the model of medical care in which the doctor has limited time to monitor the child. Therefore, in working with small kids, there is a problem of non-detection of deviations in development arises. On the other hand, even when children who need special conditions are identified, there is a problem of inaccessibility of developmental and educational services to children with disabilities at an early age (from birth to 3 years); lack of conditions for the formation of an in-clusive environment in preschools (large group size � up to 30 people; lack of specialists in preschools; lack of network mechanisms for interaction with the territorial system of early intervention; a large variety of edu-cational cases, etc., in the absence of an assessment of the quality of these resources.The aim of the article. Development of an automated system �Child�s World�, aimed at early detection of developmental disabilities through pedagogical, parental and medical monitoring.Description of the research progress. Monitoring was based on teachers� observation over the behavior of children in nurseries and kindergartens and fixing of the results of the teacher�s observations of children in the system. In addition to teachers, the children are monitored by doctors and parents. The self-learning system adjusts the scores depending on the increase in the number of participants in the system. Based on the data obtained in the system, a psychological and pedagogical commission is organized in kindergarten. If neces-sary, parents are advised to contact the Psychological, medical and pedagogical commission, where specif-ics of development is verified and recommendations are made for the conditions of the child�s education. An adapted program is being developed in the kindergarten, observations are continuing and their recording is being carried out. The system is adjusted no more than once every six months.The results of the study. The project was supported by the Agency for Strategic Initiatives, adopted as a good practice and discussed at a meeting of ASI experts. In December 2021, the project was also presented at the meeting �Digital Transformation in Preschool Education� at the Analytical Center under the Government of the Russian Federation. The project is currently being tested. In parallel, the artificial intelligence system is being trained.Conclusion. The Information system was developed with much more functionality than expected, including not only pedagogical monitoring, but also medical; teachers of three regions (Klin, Moscow region; Omsk;

Kazan, Republic of Tatarstan) were trained in five educational complexes. Pediatricians and nurses were trained in five medical institutions. Parents, whose children participated in the testing, were also trained.Keywords: preschool education, individual child development, monitoring, digital transformation, in-

formation system, medical care.For citation: Balandin D.L., Komarova I.I., Smirnova I.N. (2022). Monitoring of a child�s individu-al development (from birth to school). Preschool Education Today. 2:16, 40�51 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51

Original manuscript received 15.01.2022.

* Contacts: [email protected]

������� �������

������ ������� ��� ����� ������ � ���������� ����� � �����?

������ � ���������� ����� � ����� � �� ��-���. ����������� ��������������� ���������� � ��������� �������� ������� ������ �����-������ �� ������� � ����� 1940-� �����, ����� ���� ������� ������� � �������� � �������� ����� � 7-������� �������� (����� �������� ��-�������� � 8 ���).

������������ ��������� �. ����� ��������, ��� �� ������� ���������� �������� ������� � �����, ���� �� ��� ������������ ������, ��� ��� ����� ������� �������, ���������� ����� ��������, ��� ����� ������������ �� ����-��� ������������ (���������, 1991).

�� ������ 1990�2000 ����� ����������� �������� ���������� ��������� ���� �����-������� ���������� ��� ������ ������� � �����. � ������ ������������ ������ � ���-�������������� ����������� �� �� 19 ���� 1998 �. �� ���������� ��� ������ ����� � ���-��� ������ ������������������� �������-���� ����������, ��� ���������� ���������-�������������� ��� ������-�������������� �������� � ���������� ������� � �������� ����� ���������������� �������� � �� ��-��� ������� ���������� ��� ������ ������� � �������� � �����. ������ � ��� � ������ ����������� ������ � ����������������� ����������� �� �� 22 ���� 1997 �. �� ���-������� ����� � ������ �������������� ����-��������� ������������ ���� ����� 5�6-���-���� �������� ��� ���������� ������������ �� �������� ���������-��������������� ���-������ ��� ������������-�������������� ������ �����, ������� � ���� ���������.

��������� ������� �������� �������� �� 2010-� ����, ����� �������� ������ ������� �������� �������������� ����� � �������� ���������� ���� ����������� ����������� � ����. ���� ������� ������ � �������� �����-���� � �������� � ������ ������� �������� ��������������� ��������.

����������� ������ ���������� � ����� ������������� �� ����� ����� ����������� � �� �������. �������� ���� �������� �������� � �������� �����, ������� ����� ��� �����-��� ����� � �����: ���������� ������������ � ������������ ��������, ���������� � ���-���������� ��������, ������� � ��������, �������� ��������, �������� � ����� ������. ������������� �������, ����� ����� ����-����������� ����� ������� ����������, ��� �����-���� ������. � ���������� �� ������� ����� ������ ����� ���������, ��� ��� ����� ������� ���� ���������, ������� ������ ���-��������� � ������ ������. �������� �������� �� ����������, ��� ����, ��� � ������� �����.

��������� ���������� � ����� � ������ ��-������������� ��������, �� ������� ���� ��-�������� ������������ ������ ��:

� ��������������� ��������, ��� ��� ���-���������� ��������� ���������� � �����-��� �������� �����������. ������� �������: ������� ����� ��������, ��� ������� ������-����� � ������ � ��� ����� � ������������ ���-������. ��� ��������� ��� � ������, ��� � � �����. �� ��� ������, ������������� �������-������ ��� ���� �� ����� �����. ������� � ��-������������ ����� ����� ����� ����������-�����. ��� ������ ������������� � �������� ����� �� �� ������. �� ����� ����� ������� ������������� �������������� ����������� ������� �������. �������� �� ����������� � ���, ����� ��������� �������� �� ������� ��������� �������, �������������� ��� ����-�������� ��������� ������ ������� � ������-������. ����� ������������� �������� ������ ���������� � ����� ������ ��������� �������-����� ���������� ����� ������� ������� � ������ ��������. �������� �������� ����-�� ��������� ��� �������������� ���������1.

����� ������� �������� ���������� �� � ��������� �������, � ������ �� ��������-��� ������������ (�������� ������ �� ������ �������� ���������, �������� ������ �� ��-�������������� ��������������� � �.�.).

�������� � �������������� �� ���-��� ���������� ��������������� ������ ���-�������� � ������.

����������� ��������������� ����-������� ����� ������� ������������ �� ���-������� ����� � �����.

��������� ������ ���������� ����� � ���-�� ��� ������ ����� ���� ����������, ��� ��������� ��� ������ � ������ �������� ��-�������, �������� � ������������. ������, ������ ���������� ��-�������� �������� ��-�������� ������������. ������ �������� ���-�������� ����������� ���������� � �����.

������ ������������ �����������, ��-����� �������� ������ ��� ������� ���� � �������� �������, �������� ��� ���������� ���������.

�� ������ ������������ ��������� ���-������� ����������, ����� 80�90% ����� � �������� 5�7 ��� ����� ��������� ���������� � ���������� �������� (������� � ��., 2008):

18�20% � ����������� (��������) ��-������� ������������ ��������;

60% � ��������� �������� �������� (��� ������ ��������� �������� ��������� �� �������� ����� � ������);

35% � ������������������ �������-��-����������������� ����������;

30% � ������������������ ������ ���������������� �������� ���� � �����-������ �������;

13% ��������������������������,��-��������� � ���������� �������� ��������;

� 25% � ����������� ���� ������������.

1 https://www.focusonthefamily.com/family-qa/ evaluating-your-child-for-school-readiness/

������� ����� � ������������ � �������� � ������ ����� ������2 (����. 1).

������� 1

2017 �. 2018 �. 2019 �. 2020 �. 2021 �.

���������� ��������� 3 217 219 218 213 208

����������� �������� ����������, �� ������� ������������� �������� ��������

��� ��� ������ ������� ����������� ����-���������, �� ��� ����������� ������� � ���-�� ���������� ��������������� �� �������-������ ������� �������.

�������� ���������� ������� � ����� �� ����������������������(����������������-���������� �������� ����� ������� ��������):

1.

����� ���� ������� �� ���� ������� ��-������ ����� ���������� �� ���������� ����-������� ��������.

2.

������� �������� ����� ���������� �� ��-��� 4 ��.

3.

���������� ���������� ����� � 6 ��� �� ������ 1, � 7 ��� � �� ������ 4 ����� � ����-����� � 5 ����� � �������.

� �������� 5�7 ��� � ������� ��������� ��� ���������� ������������ ����������� ���� ��������������� ������. � ������ �� 5 �� 7 ��� ����������� ���������� �������� ����� ���� � ����� (��� ���������� �������������� ������), ������ ���������� � ��� ����� ������ �������,�����������.������������������-�������� ������������� �����: ������� ���� ������� �������� ���� ��� ������� � ��������� ���������������� ���. ���� ������������ ���-��������������,����������������������-�� �� ���. ���������� ������������� ������ ����������� � ���, ��� ������� �������� ����-�������� �� �������� ���� ����� �������� ��� ���� �� �� �������� �� ������ �������.

����� ����� �������, ��� �������� ����-��-������������� �������� (������, ��������-��������� �������, �����������) ������� ��� �� ��������� � �������� 5�7 ���. ����� ���-������� �������� �� �����, �������, �����-���, ������ � ������ ������ ���� �������� �����������, � ����������� ����� � ���� ���-����� ����� ������������ � ������������� ������������, ��� ����� �������� � ������-��� ������ � ��������.

2 � ������ ������� ����� ����� � ������������� ���-���������� �������� // https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html 3 ������������� ��������� �� ���� � �������� // https:// rosstat.gov.ru/folder/13964

������ �� ������ ������� � ����� ����-���� �������� ���������� � �����. ���� ��� ����� ������ ��������, ������� ����� ����-���� ��������. ��������� �� ��� ������� � ����������� � ����� � �����������? �� ����� �������? ������������� �� �� ������� ���� �����������?

����� �� �� ���������, ���������� �����, �������������� ������������ ������ � ����-������ ���-���� ���������� ��� ����������?

�����������������������������,����-������� ��� �������� ����� � �����: ������� �� �� ������� �������������? ������ �� �� ������ ������� ���������� � ��������� ��? �������� �� �� ���������� �������� ������� � ������ � ������������ �����?

����� �� �� ������� ������������� ���-���? ����� �� �� ����� � ������? ������ �� ��-�������� �������� ����� � �������� �����? ����� �� �� �������� ���� ��� � ���������� � ����? ���� ���, ����� �� ��� ����� �������?

������� �� �� �������� ������������� ��-������, ������ ��� �������� ����, ������ ��� �������? ����� �� �� ���������� �����, ���������� � ��������� � ��������?

�������� �� �� �������������� ���� ����-����� � ��������������� ���������� ����-������ ������? ����� �� �� ������ � �������� � �������, ��������� ������� � ������ ������-�� �� 30 ����� �� ���? (Maxwell, Clifford, 2004).

��������������� ������������ ��������-���� ������� ����, ������� �������� �����-�� �������� � ������� ����������� �������� ����:�������,��������������������������� � �������� � �����. ��������� ����������.

��������� ������������ ��������� ����-������� ��������������� ���������������, ��� ������������� � ������ ������� � ������ ����� ��� ������������ � ����������� ���-����, ������� ����� ������������ ������� ���������������������������������������-�� �� ���������� ���� ������ (Developmental difficulties�).

� 2018 ���� ������ ������������ ������-����: ���, �� �������� � ������������� �����-��������, �������� � ������������ ������-�������� �������� � ���������� ����������� � �����? ��� �������� ������� �����������.

�������� ������ ������� �����������

���� ��������� ��������: ���� ����� ���-��������������,�����������������������-������ ������� �� ����������� � ��� ��� ���� �����. ���� ������������ ����������� ��� ����������, ����� � ������� �������� ����-������� ���������� ���������� � ��������.

� ������ ���������� ��������� ������ ��� ������������ �.�.�., ����������, ���-�� �������� � ��������� ������ ���������, ����� ������������ �������� ������ �����-��� ����� ����������� ������� � ������-��� ��������� � ���������� ��� ������������ �.�.�., ���������� �� ����� ����� ����� ��������� ���������.

�������� ������� ���� ������ �������-���� � ��������� ��������:

1.

������������� � �������������� � �������� ������� ��������� �����������.

2.

������������� � �������������� � �������� ������� ����������� �����������.

3.

������������� � �������������� � �������� ������� ����.

4.

������������� � �������������� � �������� ����������.

������� 2

5. ������������� � �������������� � �������� ������-������������� ��������.

6. ������������� �� �������.

������ ��� ������� ����������� �� ���� �������������������������������������� ��������(������������������������������ ����� �� �� 11 ����� 2016 �. ���-452/07).

���� ����������� ����������, ������� ����������������� �� � ����������� �������-������� � ����� �� 6 �������� ��� ��������� ���������� ����������. ���������� �������-�� ���������� � ����. 2.

����� ����, ��� ���������� ����������� ������� �������, ���������� ������ � ����-�������� ������, �����, �������������, ��-���������� � ����������� ������������ ��-���� � ����.

��� ������ �������������� � �������� ��-����� � ����� ���������� ��� � ����� ���� ��-����� ������� � ���������� �� ���� �� (��������� ��������������� ����������).

� ��������� ����������� ���������� ��������� �������������� ���������� ��������� ���������� ��������� � �������� � ���

1. 0�6 ���. � �� �������� �� ��������

2. 6�12 ���. � �� �������� �� ����.

3. 12�24 ���. 1+ ���� ������ ������� (1�2 ����). ������ ������� (����� � ������ ����)

4. (1�2 ����) 2� ���� ������ ������� (1�2 ����). ��������� ������� (����� � ���� �����)

5. 24�36 ���. 2+ ���� ������ ������� (2�3 ����). ������ ������� (����� � ���� �����)

6. (2�3 ����) 3� ���� ������ ������� (2�3 ����). ��������� ������� (����� � ���� �����)

7. 36�48 ���. 3+ ���� ������� ������. ������ ������� (����� � ���� �����)

8. (3�4 ����) 4� ���� ������� ������. ��������� ������� (����� � ������� �����)

9. 4+ ��� ������� ������ (4�5 ���). ������ ������� (����� � ������� �����)

10. 5� ��� ������� ������ (4�5 ���). ��������� ������� (����� � ���� �����)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. 5+ ��� ������� ������ (5�6 ���). ������ ������� (����� � ���� �����)

12. 48�72 ���. (4�6 ���) 6� ��� ������� ������ (5�6 ���). ��������� ������� (����� � ����� �����)

13. 6+ ��� ���������������� ������ (6�7 ���). ������ ������� (����� � ����� �����)

14. 7� ��� ���������������� ������ (6�7 ���). ��������� ������� (����� � ���� �����)

���. 1

���������-��������������� ��������

������������, �������� �������, ������������ ����������;

� ������� � ����� � ����������;

����������������, �����������������, �������� ����������;

� ������������ ����� ������������.

�������������� ��������

� ������������ ������������ ������-�������� �������������;

����������� ��������;

��������� ������������;

������������ � ���������� ����������;

������������ � ���������� �����;

������������ � ����� �������.

������� ��������

�������� ����;

�������������� ����������.

���������� ��������

� ������������ ��������� ����������-��� � �������� ������ �����;

� ���������� ��������.

�������������-������������ ��������

���������� � ���������;

���������;

�����;

����������;

�������������-��������� ������������;

����������� ������������.

��� ������� ���������� ���� ������� �������� ��������, �� ������� ����� ��-���� � ����������� �������������� � �����-��� ������� � ���������� ������� (������� � ����������).

������ �� ��� ����� ����������� �����-���� ������ (���. 1).

������ ���������� �� �������� ��������� ��������� � / ��� ��������� �� (���������-���) � / ��� �������������.

������ ���������� �������������� � �� ��� � ������� ��������������� ���������.

�� ������ ��������� ���������� �� ��� ��������� ����������� �������������� �������� �/��� �������������� ���������� � ����� � ���������� ������� ��� ���������-�� ����������� ��������� �������. �� ������ ���������� ������������, � ����� ��������-���� �������� �������, �� ��� ��������� ������������ ��� ��������, �������� � ���-��������� � ��� ���� ������� ��� ����������� ��������. ����� ����, �� ��� ��������� ������������ � ������������� ����������� �������������� ������������ � ���������-��� (��� �������������).

�� ��� ��������������� ���� ������-��� � ������������ � ������������� ������-�������� ���-10 (��� �� ��� ���������-�� �������������). ��� ����, �����, � ����� �������, �������� �������� ����������, � ������ � ������ ����������� ��������, � ������� � ��� ������� ���������.

�� ��� ����������� �������� �����-������������� ������ ������� �� �������� ���:

���;

����;

���������� ������;

���������� �����.

������ �� ���� ����������� ������ ��-�������� � ��������� ��������. ����� �� ������� �������� ��������������� � ����-�����. �� ���. 2 �������� ������ ������ �� �� ��� ��������� ��������� �����.

���������� ����� ������, ��� �������� �������� ����������� �������������� ����

���. 2

�� ���. 3 �������� ������ �������� �� ��-�������� �������, � �� ���. 4 � ���������� ������� � ��������� �����������.

�� ���. 5 ���������� ������� ������ ��-������ ��������� ����������� �����������-��� ���������� � �����, � �� ���. 6 � �������-��� ������� � ����������� ��������.

�� ���. 7 ���������� ������ ������ � ����-���������� ������������.

���� ���� �� �������.

����� ������� ������� �������� � �� ���?

������� �1

�� ������ � ����� �������� ����������-�� ������������ � �� ��� ��� ����� �����-�� ���������� �� ��������. ��� ��� �� ��� ����� ���������� ���������, �������� �����

���. 4

���. 5

������������ ���������� ����� ��������� �������. ���� �������� �������� �������� � ������� ������� ����������� ������� (����� ������� � / ��� ����� ���������).

������� �2

� ���������� ��������������� ��������-��� � �� ��� ����� ������� �������. ���� �������� �������� �������� ����� �������� � / ��� ��������� (� ������� ������� ��������-��� �������).

������� �3

������������������������������������. ������� ���� ����������� ������� ������ � ����������� � ���������� �� ���. ��������

���. 6

���. 7

������������� ���� � ����� ���������� ���-��� � ������ ����������������� ������ �� ���. �� ��������� ������������ ���� ����-��� ������ �� ���� / ������ / ������������ / ����� � ����������� ������� �������. ����� ����� ���������� ����������. n

���������� �� �������

�������� ������� ���������, ����������� ��-������ ��� ��-������� (������, ������), ORCHID: 0000-0002-0626-4643, [email protected]

����������������������,����������������-���� ����, ������� ������� ��������� ������ �� �������� ���������������� ��� ���� ������-����������� ������, �������� �����, ������-��� ������������� �������������� �������� ��-��������� ����������� (������, ������), ORCHID: 0000-0003-2118-5510, [email protected]

�������� ����� ����������, �������� ��-������������ ����, ����������� ��������� ��� ��-������� (������, ������), ORCHID: 0000-0003-1106-7326, [email protected]

Information about authors

Dmitriy L. Balandin, General Director of �E-Publish�, Moscow, Russia, ORCHID: 0000-0002-0626-4643, [email protected]

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, ORCHID: 0000-0003-2118-5510, [email protected]

Irina N. Smirnova, PhD in Pedagogy, Deputy Director of �E-Publish�, Moscow, Russia, ORCHID: 0000-0003-1106-7326, [email protected]

����������

1.

� ������ ������� ����� ����� � ����-��������� ������������� �������� // https://ria. ru/20210430/deti-1730713092.html

2.

������ ��� �� �������������� ������������ �������� �����. ��������������� � ������� �������������� � ������������� ������������ ��� �������� �����. Acta Paediatrica, 2006, ���������� 450:7�15. 14.

3.

������ ��� �� �������������� ������������ �������� �����. ������������� ������ ��������� �������� � ������������� ������������ ��� �������� �����. Acta Paediatrica, 2006, ���������� 450:47�55. 15.

4.

��������� �. �������������� ���������-��: [���. � ���.]. � �.: ����������, 1991. � 238 �. � (���������� ����� � ����������).

5.

������������ ������������ �� �������-����� � ����������� �������������� �������� ������ ������ ����� � ������������� ������-

������� �������� � �������������. � �., 2015. � �. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

����������� ��� �����������. ��������� ������������������� ��������� ��-��������� ����������� / ��� ���. �.�. ��������, �.�. ���������, �.�. ���������, �.�. �������. � �.: ���, 2014. � 320 �.

7.

���� ���������� ��� ����� �������� ������ ������ �������� �������� / ������ ��� �� �������������� ������������ �������� �����. Acta paediatrica, 2006; ���������� 450:86�95.

8.

�� �������� �� �����. ������������� ��������� ����������� ��������-��� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. � 6-� ���., ���.� �.: �������-������, 2020. � 368 c.

9.

����� ���������� ��� / ������ ������� � �������� ��������: ������� ��� �����-���� � �������� ������� � ������� ���������� � ����������� �� ����������� �������� � ������� ����������� � ������ � ������ � CD-ROM � �����-���� �����������, �������������, �������� � ��-���, 2012.

10.

������ ������������ ����������� � ����� �� �� 11 ����� 2016 �. N ��-452/07 �� �������� ���� ��ǻ // https://base.garant.ru/71354376/#friends ������������� ��������� �� ���� � �������� // https://rosstat.gov.ru/folder/13964

11.

������� �.�., ������� �.�., ������� �.�., ������� �.�. ���������� �������� ����� ����������� ���������� ���������� // ����� ��-����������. ���������� �������� �����������. �������� ���������� ����������. � �., 2008. � �3 (16). � �. 4�23.

12.

��������� ��������������� ��������� ����������� ����������� � ������������ � ���� �� // https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ doshkolnoe-obrazovanie/fgos/struktura-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html

13.

���������� � ��������������� �������� ����� ������� �������� (0�5 ���) (������-������-������ �������) // https://www.unicef.org/kazakhstan/ media/1376/file%20/����������%20.pdf

14.

A critical link: interventions for physical growth and psychological development. Geneva, World Health Organization, 1999 (document WHO/CHS/CAH/99.3).

15.

A global history of early childhood education and care // http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl ?catno=147470&set=4FDB77B6_2_449&database=U se&gp=0&lin=1&ll=1

16.

Developmental difficulties in early childhood: prevention, early identification, assessment and intervention in low� and middle-income countries: a review. WHO, 2012. URL:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/97942/1/9 789241503549_eng.pdf

17.

Grantham McGregor S. et al., and the International Child development Steering Group (2007). Developmental potential in the first 5 years for children in developing countries. Lancet, 369:60-70.

18.

Maxwell, K. & Clifford, R. (Jan 2004). Research in review: School readiness assessment. Young Children // www.journal.naeyc.org.

19.

Nelms V.S., Mullins R.G. Growth and development. Primary health care approach. Inglewood Cliffs, NJ, USA: Prentice Hall, 1982.

20.

Richter L.M. (2004) The importance of caregiver-child interactions for the survival and healthy development of young children: a review. Geneva: World Health Organization.

21.

Wijnhoven T.M., de Onis M., Onyango A.W., Wang T., Bjoerne-boe G.E., Bhandari N., et al., for the WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards (2004). Assessing gross motor development in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards. Nutrition Bulletin; 25 Appendix 1:S37�45. 13.

22.

World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, World Health Organization, 2011 (http://www.who.int/disabilities/ world_report/2011/en/index.html).

23.

WHO (1999) A critical link: interventions for physical growth and psychological development. A review. Geneva, World Health Organization (WHO/ CHS/ CAH/99�3).

References

1.

A critical link: interventions for physical growth and psychological development. Geneva, World Health Organization, 1999 (document WHO/CHS/CAH/99.3).

2.

A global history of early childhood education and care // http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl ?catno=147470&set=4FDB77B6_2_449&database=U se&gp=0&lin=1&ll=1

3.

Developmental difficulties in early child-hood: prevention, early identification, assessment and intervention in lowand middle-income countries: a re-view. WHO, 2012. URL: http://apps.who.int/iris/bit-stream/10665/97942/1/9789241503549_eng.pdf

4.

Fizicheskoe i psikhosotsial�noe razvitie detei rannego vozrasta (0�5 let) (Uchebno-metodicheskoe posobie) [Physical and psychosocial development of young children (0�5 years) (Educational and methodo-logical manual)]. https://www.unicef.org/kazakhstan/me-dia/1376/file%20/Publikatsiya%20.pdf

5.

Grantham McGregor S. et al., and the International Child development Steering Group (2007). Developmental potential in the first 5 years for children in developing countries. Lancet, 369:60-70.

6. Gruppa VOZ po Mnogofokusnomu Issledovaniyu Etalonov Rosta. Dostovernost� dannykh motornogo razvitiya v Mnogofokusnom Issledovanii VOZ Etalonov Rosta [WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards. Validity of motor devel-opment data in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards]. Acta Paediatrica, 2006, Prilozhenie 450:47�

55. 15.

7. Gruppa VOZ po Mnogofokusnomu Issledovaniyu Etalonov Rosta. Registrirovanie i fonovye kharakteristiki v Mnogofokusnom Issledovanii VOZ Etalonov Rosta [WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards. Recording and background char-acteristics in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards]. Acta Paediatrica, 2006, Prilozhenie 450:7�

15. 14.

8.

Ingenkamp K. (1991) Pedagogicheskaya diag-nostika: [Pedagogical diagnostics]. Moscow. Pedagogika Publ., 238. (Zarubezhnaya shkola i pedagogika [Foreign School and Pedagogy]).

9.

Maxwell, K. & Clifford, R. (Jan 2004). Research in review: School readiness assessment. Young Children // www.journal.naeyc.org.

10.

Metodicheskie rekomendatsii po obsle-dovaniyu i sostavleniyu individual�nykh programm rannei pomoshchi detyam s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov�ya i invalidnost�yu [Guidelines for the examination and development of individual programs for early assistance to children with disabili-ties and disabilities]. Moscow, 2015. 3.

11.

Nelms V.S., Mullins R.G. (1982). Growth and development. Primary health care approach. Inglewood Cliffs, NJ, USA: Prentice Hall.

12.

OBRAZOVANIE DLYA PROTSVETANIYA (EDUCATION FOR PROSPERITY, 2014). Primernaya obshcheobrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya [Approximate general educational pro-gram of preschool education]. Ed. CM. Avdeeva, I.I. Komarova, T.S. Komarova, S.S. Slavin. Moscow. ASI Publ., 320.

13.

Okna dostizhenii dlya shesti osnovnykh etapov obshchego razvitiya motoriki. Gruppa VOZ po Mnogofokusnomu Issledovaniyu Etalonov Rosta [Achievement windows for the six major milestones in overall motor development. WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards]. Acta paediatrica, 2006; Prilozhenie 450:86�95.

14.

OT ROZHDENIYA DO SHKOLY (FROM BIRTH TO SCHOOL, 2020). Innovatsionnaya program-ma doshkol�nogo obrazovaniya [Innovative program of preschool education]. Ed. N.E. Veraksa, T.S. Komarova,

E.M. Dorofeeva. 6-e izd., dop. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ., 368.

15. Paket materialov VOZ / YuNISEF �Zabota o razvitii rebenka�: Posobie dlya uchastnika Kartochki sovetov Zametki moderatora Rukovodstvo po klin-icheskoi praktike Sistema monitoringa i otsenki Plakat CD-ROM s kursovymi materialami, prezentatsiyami, obzorami i video [WHO/UNICEF Caring for Child Development Resource Pack: Participant�s Manual Advice Cards Moderator�s Notes Clinical Practice Manual Monitoring and Evaluation System Poster CD-ROM with course materials, presentations, reviews and videos], 2012.

16.

Pis�mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] ot 11 marta 2016 g. N VK-452/07 �O vvedenii FGOS OVZ� [�On the introduction of the Federal State Educational Standard for HIA�]. ht-tps://base.garant.ru/71354376/#friends Raspredelenie invalidov po polu i vozrastu // https://rosstat.gov. ru/folder/13964

17.

Richter L.M. (2004) The importance of car-egiver-child interactions for the survival and healthy de-velopment of young children: a review. Geneva: World Health Organization.

18.

Son�kin V.D., Zaitseva V.V., Makeeva A.G., Son�kin V.V. (2008). Komponenty kachestva zhizni sovremennykh rossiiskikh shkol�nikov [Components of the quality of life of modern Russian schoolchildren]. Novyeissledovaniya.Rossiiskayaakademiyaobrazovani-ya. Institut vozrastnoi fiziologii [New research. Russian Academy of Education. Institute of Age Physiology]. Moscow. 3 (16). 4�23.

19.

Struktura obrazovatel�noi programmy doshkol�nogo obrazovaniya v sootvetstvii s FGOS DO [Thestructureoftheeducationalprogramofpreschooled-ucation in accordance with the Federal State Educational Standard]. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-pros-transtvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/struktura-obra-zovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html

20.

V Rossii vyroslo chislo detei s ogranichenny-mi vozmozhnostyami zdorov�ya [The number of chil-dren with disabilities has increased in Russia]. https://ria. ru/20210430/deti-1730713092.html

21.

WHO (1999) A critical link: interventions for physical growth and psychological development. A re-view. Geneva, World Health Organization (WHO/CHS/ CAH/99�3).

22.

Wijnhoven T.M., de Onis M., Onyango A.W., Wang T., Bjoerne-boe G.E., Bhandari N., et al., for the WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards (2004). Assessing gross motor development in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards. Nutrition Bulletin; 25 Appendix 1:S37�45. 13.

23.

World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, World Health Organization, 2011 (http://www.who.int/disabilities/ world_report/2011/en/index.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.