Научная статья на тему 'Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников'

Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
258
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевые нарушения / логопедический скрининг / трудности в обучении / адаптированная программа / ограниченные возможности здоровья / психолого-педагогическое сопровождение / speech and language disorders / screening for speech and language disorders / learning disability / special-needs education / children with disabilities / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Русецкая Маргарита Николаевна, Величенкова Ольга Александровна, Ушакова Елена Викторовна, Преснова Ольга Викторовна

Актуальность (контекст) тематики статьи. Речевое развитие выступает ключевым фактором академической успешности обучающихся. Чтение и письмо как виды речевой деятельности являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение содержания учебных дисциплин, коммуникацию и влияющими на дальнейшую социализацию. Поэтому вопросы своевременной массовой диагностики нарушений речевого развития современных детей приобретают большую актуальность. В статье рассматривается отечественный и мировой опыт диагностики речевых нарушений, в том числе использования скринингов оценки рисков речевого и психологического развития; анализируются изменения в системе диспансерного логопедического наблюдения детей, произошедшие в России за последние 10 лет, описываются модели психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи. Цель работы – описать модель стандартизированной двухэтапной процедуры речевого скрининга; представить содержание первого этапа, алгоритм его проведения и анализ результатов первичной апробации опросника по оценке речевого развития на детях 7-летнего возраста. Описание хода исследования. Исследование проводилось в 15 образовательных организациях Москвы в 2020–2021 годах. На основе современных представлений о речевом развитии ребенка был разработан опросник по оценке речевого развития и апробирован в дошкольных группах с 686 детьми 7 лет – 7 лет 3 месяцев. Основные методы исследования – наблюдение, опросник, методы математической статистики. Результаты исследования. Представлен опросник по оценке речевого развития ребенка 7 лет, позволяющий определить обучающихся, нуждающихся в прохождении логоскрининга (2 этап) и дифференцированной помощи учителя-логопеда. Получены статистические данные о речевых нарушениях в данной возрастной группе. Заключение. Делается вывод о важности проведения двухступенчатого речевого скрининга в критические периоды развития, предлагается алгоритм его апробации. Обозначены преимущества скрининговой системы отбора детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, для органов исполнительной власти в области образования, образовательных организаций и ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Русецкая Маргарита Николаевна, Величенкова Ольга Александровна, Ушакова Елена Викторовна, Преснова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and Testing of Speech Progress Screening for Older Preschoolers

Relevance (context) of the topic of the article. Speech development is a key factor in the academic success of students. Reading and writing as types of speech activity are metalinguistic competencies that provide students of all levels of education with the assimilation of the content of academic disciplines, communication and influencing further socialization. Therefore, the issues of timely mass diagnostics of speech development disorders in modern children are becoming more relevant. The article examines the domestic and world experience in the diagnosis of speech disorders, including the use of screenings for assessing the risks of speech and psychological development; the changes in the system of dispensary speech therapy observation of children that have occurred in Russia over the past 10 years are analyzed, models of psychological and pedagogical support of children with speech disorders are described. The aim of the article is to describe a model of a standardized two-stage speech screening procedure; to present the content of the first stage, the algorithm for its implementation and the analysis of the results of the primary approbation of the questionnaire for assessing speech development in 7-year-old children. Description of the research progress. The study was conducted in 15 educational organizations in Moscow in 2020-2021. Based on modern ideas about the child’s speech development, a questionnaire was developed to assess speech development and tested in preschool groups with 686 children aged 7 years-7 years and 3 months. The main research methods are observation, questionnaire, methods of mathematical statistics. The results of the study. A questionnaire for assessing the speech development of a 7-year-old child is presented, which allows identifying students who need logoscreening (stage 2) and differentiated help from a speech therapist teacher. Statistical data on speech disorders in this age group were obtained. Conclusion. It is concluded that it is important to conduct two-stage speech screening in critical periods of development, and an algorithm for its testing is proposed. The advantages of the screening system for the selection of children in need of psychological and pedagogical support for the executive authorities in the field of education, educational organizations and the child are indicated.

Текст научной работы на тему «Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 376 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80

�������� �.�., ����������� �.�., ������� �.�., �������� �.�.

���������� � ���������

��������� �������� ��������

������� ������������

�������� ��������� ����������*�, ����������� ����� ��������������,

������� ����� �����������, �������� ����� �����������

� ��������������� �������� �������� ����� ��. �.�. ������� (������, ������)

� ���������� ��������� �������������� ����������� (������, ������)

� ����������� ����������� ������ ������ (������, ������)

������������ (��������) �������� ������. ������� �������� ��������� �������� �������� ������������� ���������� �����������. ������ � ������ ��� ���� ������� ������������ ��������

������������� �������������, ��������������� � ����������� ���� ������� ����������� �������� ���������� ������� ���������, ������������ � ��������� �� ���������� ������������.

������� ������� ������������� �������� ����������� ��������� �������� �������� ����������� ����� ����������� ������� ������������. � ������ ��������������� ������������� � ������� ���� ����������� ������� ���������, � ��� ����� ������������� ���������� ������ ������

�������� � ���������������� ��������; ������������� ��������� � ������� ������������� ��������������� ���������� �����, ������������ � ������ �� ��������� 10 ���, ����������� ������

���������-��������������� ������������� ����� � ����������� ����.

���� ������ � ������� ������ ������������������� ����������� ��������� �������� ���������;

����������� ���������� ������� �����, �������� ��� ���������� � ������ ����������� ���������

��������� ��������� �� ������ �������� �������� �� ����� 7-������� ��������.

�������� ���� ������������. ������������ ����������� � 15 ��������������� ������������

������ � 2020�2021 �����. �� ������ ����������� ������������� � ������� �������� ������� ��� ���������� �������� �� ������ �������� �������� � ����������� � ���������� �������

� 686 ������ 7 ��� � 7 ��� 3 �������. �������� ������ ������������ � ����������, ��������,

������ �������������� ����������.

���������� ������������. ����������� �������� �� ������ �������� �������� ������� 7 ���, ����������� ���������� �����������, ����������� � ����������� ������������� (2 ����) � ������������������ ������ �������-��������. �������� �������������� ������ � ������� ���������� � ������ ���������� ������.

����������. �������� ����� � �������� ���������� ���������������� �������� ��������� � ����������� ������� ��������, ������������ �������� ��� ���������. ���������� ������������ ������������ ������� ������ �����, ����������� � ���������-�������������� �������������, ���

������� �������������� ������ � ������� �����������, ��������������� ����������� � �������.

�������� �����: ������� ���������, �������������� ��������, ��������� � ��������, �������������� ���������, ������������ ����������� ��������, ���������-�������������� �������������.

��� �����������: �������� �.�., ����������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ���������� � ��������� ��������� �������� �������� ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107). � �. 70�80. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80

��������� ������ �������� 12.07.2021.

* ��������: [email protected]

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 376 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80

Development and Testing of Speech Progress Screening for Older Preschoolers

Margarita N. Rusetskaya*a, Olga A. Velichenkovab, Elena V. Ushakovab, Olga V. Presnovac

a Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia

b Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

c Moscow City Department of Education, Moscow, Russia

Relevance (context) of the topic of the article. Speech development is a key factor in the academic

success of students. Reading and writing as types of speech activity are metalinguistic competencies that

provide students of all levels of education with the assimilation of the content of academic disciplines,

communication and influencing further socialization. Therefore, the issues of timely mass diagnostics of

speech development disorders in modern children are becoming more relevant. The article examines the

domestic and world experience in the diagnosis of speech disorders, including the use of screenings for

assessing the risks of speech and psychological development; the changes in the system of dispensary

speech therapy observation of children that have occurred in Russia over the past 10 years are analyzed,

models of psychological and pedagogical support of children with speech disorders are described.

The aim of the article is to describe a model of a standardized two-stage speech screening procedure; to

present the content of the first stage, the algorithm for its implementation and the analysis of the results of

the primary approbation of the questionnaire for assessing speech development in 7-year-old children.

Description of the research progress. The study was conducted in 15 educational organizations in Moscow

in 2020-2021. Based on modern ideas about the child�s speech development, a questionnaire was developed

to assess speech development and tested in preschool groups with 686 children aged 7 years-7 years and 3

months. The main research methods are observation, questionnaire, methods of mathematical statistics.

The results of the study. A questionnaire for assessing the speech development of a 7-year-old child is

presented, which allows identifying students who need logoscreening (stage 2) and differentiated help from

a speech therapist teacher. Statistical data on speech disorders in this age group were obtained.

Conclusion. It is concluded that it is important to conduct two-stage speech screening in critical periods of

development, and an algorithm for its testing is proposed. The advantages of the screening system for the

selection of children in need of psychological and pedagogical support for the executive authorities in the

field of education, educational organizations and the child are indicated.

Keywords: speech and language disorders, screening for speech and language disorders, learning disability,

special-needs education, children with disabilities, psychological and pedagogical support.

For citation: Rusetskaya M.N., Velichenkova O.A., Ushakova E.V., Presnova O.V. (2021). Development

and testing of speech progress screening for older preschoolers. Preschool Education Today. 5:15, 70�80

(in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80

Original manuscript received 12.07.2021.

* Contacts: [email protected]

��������

������������� ��������� ���������� � ������� � ��������������� �������� � ��������

������ �������� ����������� ������� ���������-�������������� ������. � ��������

������� ������������ ��������� ���������������� ������������ ��������� ��������� ������������ � ��������, ������� �����

��������� �������� ������ ������� �������� (Compton et al., 2006; Dunn, Dunn, 2007;

Jenkins, Hudson, Johnson, 2007; Fletcher et al.,

2002; Jenkins, O�Connor, 2002; Santi et al., 2009;

Snowling et al., 2011; Wagner, 1999; Wallace,

Hammill, 2013). �� ���� � �������� ���������

�����������, ����� �����, ������� ����� ���������� ������ �����. ��� ��������� ����������� ��� � ���������������, ��� � � �����������. ��� ����� ���� �����������������: �

������ ������������� � ������ ������ ���������������� ������� ����������� �������

������� ������������ �����������, ���������� ����� �������� ������������� � �������

����������� ���������� � ����������, ��� ��������, ����������� ��������� ������������

(Compton et al., 2006; 2010). ��������� �������������� ��������� ������ ������������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��, �� ���������� ����������� ����������,

������� ����������� ������� ������� ������, �.�. ������������� ����������� ���������������� �������� ����� � �������� �������

������������ ������ � ���������� ���������-�������������� ������ �������� ��������� ���, ���� � � �������� ���� ������ ��

������ ������.

� ��������� ����� ���������� ������� ���������-��������������� ������������� �������� ����� � ������������� �������������

�������� (���) ������ ���� �������� �������

�������� ����� ������������ ������������.

��-������, ����������� �������������������

� �������������� ���������� �������� ���������, ������� ����� ������������ �������������� ����� ������������� � ������������

������� �������� ������������� ������ ���

���������� ���� ������. ��-������, ������������ �� ��������� ����������� ���������

� ����������� �������������� ������ ������� ���������� � ���������� ������ �������� ��������� ������������ ��������������

�����������. ������ �������� ������� ���������� ������������ � �� ����� ���� ���������� ��� �������� ���������������� �������

��� �� �����������, ��� � �� ������������

�������.

����� �������, � ������ ������ ������

�������������� �������������� ���������������� ���������� �������� � ����������

������� ���������-��������������� ������������� ����� � ������������� ������������� �������� (���), ����������� �� � ������� ������ ��������� ���������� ��������

� ���������������� �������� �����, � �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ������� �������������������

����������� ��������� ������ ������ �������� �������� ������� ������������. � ������ ���������� ���������� ��������� �������

����� ��������� �������� ��������, ������������ � 15 ��������������� ������������

������.

���������� ��������

�������� ����� � ������: ��

��������������� �� ������

�� ������������

�������� ��������� � ����������������

��������������������������������������������� �������� �����, �������� ���� ��������������� �� ����� ���������� �����, ������ ������ � ����� ������ ����������� �����

�� �����������, � ��� ����� ����� � ���. ����

���� � �������� �� ������� ���������� ������ �����������. ���������� ����������� ��

�������� ������������, �� ����� ��������

������������ �������� ����������� �������� ��������� ������. ������ ��� �����������

� ����� ��������� ������������� � ��������� ������������� ������� ��� ���������� ��������������� ��������� � ������ ��������

�������� � �����. � ������ ������ ���������

������ ������������ ���������� ��������������� ������� ������� � ������� ��������

��� ����������� ���������-��������������

������.

����� ������������� ���� ����������� ���������������� �������� � ��������� �����, ����������� � ��������������

(������������-��������������) ������?

����� ������� �������� �� ��, ��� �� ��������� � 2013 ���� ������������ ����������������, ������������� �������� �������

�������� ����� � ���, ������ � ��������

�������������� ������������� �������

���������� �� ����������� �������� ������ ����������� �����������, ��� �������������� ���������� ����������������

���������������.

����, ���������� �������������� ������

� ������� ����, �� ��������� ��� � ��������

��������� ��������� ������������ �� ���������-������-�������������� ����������

(����) ������� ���������������� ���������� �/��� �� ������������� ��� ��������������� ���������-������-�������������� �������� (����) (������ �������������� �� ��

27 ����� 2000 �. �27/901-6�). ����� �������

������������ �������������, ����� � �������� �������������� ������ �������, �������

��� ������� �� �����.

��������� �����������, ��� �� ���������� ���������� ��������������� ����������, ��� � ���������� ��, �� �� ����������

�������������� ������ � ������� �����������, ��������������� � ���������, ��������� �������������� ������������ � ��������

������������ ������������ ��������������� ��� ���������� �������� ����� (������

��������� ���� �� 24 ���� 1979 �. � 754...;

������ ���������������� �� �� 14 ����� 1995 �. �60...; ������ ��������� �� ��

27.12.1998 �. � 383...; ������ ������������

��������������� ������ ������ �� 25 ����

2003 �. � 397). ��������������� ������� �

������ ������������� ���� ����������� ��������� ������� �� ���� ��� ������� ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�����������������.�������������������������� �������� ���� �������� �����������

��� ������� ��������� � ���������� ���������

�� 6,5 �� 8,5 ���.

� ��� ������, ���� �� ����������� ������������ �������������� ������� ���������

���� (���), �������� �������� �������������� � ����������� ������ (V ����) (������

��� �� �� 4.09.1997 �. �48). ����� ������� ��������� �������� �������� �������

���������� ������������ �� ����������� �

���� ��� ������������� ���������� ��������� ��� �����, ������������� ����� � ����������� ����. ������� ������� �������

�� ���� ���� �������� ������ ������ � ����

��������������� ����������� ��� ��������

����.

���� � ���� ������������ �� ���� ����������� ���������������� ����������

��� � ����������� ���� �������� �������

���������, ������� �� ��������� ��������

������� � �������� ������������� ����� V

����, � ����� ���� ���������� �����������

������� � ��������� ����������� ��� ������������������� �����, �� �� ��������

��� ����������� ���� ������� �� �����������. �������� �������� ������������ ��

��������� �� ���������� ��������������

������� � ��������� �������� (�������,

������������, 2005; ����������, ���������,

1991).

���������� ��������

��������, ������� ������������� � ������ ��

2013 ���� ��� ��������

����� � ���������� ��

�������� ������� ��������, ����������� �� ����� 1.

��� �����, ������������ ����������������������������������

������������� ����� �������������� �������

����� �������� ����������� ��������. �������

�������� ������� ��������������� ���������� ��������� ���� � ����������� �����������,

���� ���������������.

� ������� ���������,

��������� �������� ������� � �������������

� ���������� ������,

����� 1. ���������� �������� �������� �����

��� �������� �� �������� ������� ��������

������� ����������� �� ����, � �������

�������������� ����������� ����������

�������. ���� ��������� �������� �������� ������ ����������������� � ����������� �� ��������� � ������� ���������

������� ���������.

������������ ������� ����������� �������� ����� � ����������� ���� �������� ������������ �����. �� ���������� �������� �

����������� � ���� ������ ��� ����������� �

�Ի (����������� ����� �� 29.12.2012 �273�Dž),��������������������������������

��������������� ��������������� ����������

������������������������.��������������

������� ����������� � ��������� ����� ������ ������� �����������, ��������� � ��������� �������� ����� � �������� ����������� ������� ��� ��������������� ������, ���

� ���������� ������� �����������-������������ � ��������� ����������� ����� ���������� ��������.

� ����� �������������� ������ �������� �

������� ������������� ����������� � ���.

������� ��� ��������� ������: ������ ���������-��������������, ����������� � ���������� ������ (����-������), � ����� ���������-�������������� ������ ���������������

�����������. ��� ���� ��������������� ����������� �������������� � ������������ ����� ���������: ��� �����, �� �� ������� �����

������� ��������������� � ���������-����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���������� ������, ���������� �������� �

��������� (����������� ����� �� 29.12.2012

�273-�Dž). ������� ����������� ����� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ ����� �������������� ��������, ��������� ������ �������-�������� � ������� ������������� ������������ ����������� �� ������ ������ ������ ��������������. �����

����, � ���������������� ������������ ������ ����� ������������ � ����� ������������ ������������ �������� �� ����������� ������ �� ������.

�������� ��������, � �������, ��-������,

������� �������� ��� �������� �� �������

��������� �������� �������� ���� ����� ��������������� ����� �����������, � ��-������, ���������� ���� ����������� �� ������������. ���� ������� �� ������� ������� ���

��� � ��� �� ���� ������ ���������-��������������� �������������, �������� ������

�������������� ������������ ������������

��������. ��� ����� ��������� ��������������� ������� � ��������� �������� ��������

� ���������� � �������� � ����� (�����������,

�������, ��������, ��������, 2019), �����

������������, ��� ������������ ����� ��������

��������� ������ ������ �� �������� ������������� ���������.

�������� �������������� �������� �

������������ �������� �������� ���������������, �.�. � ��� ���������� �������,

��� �������� �������� ������� ���� ������������ ���������� � ������� ��������

����������� �������� ����������������

��������. ��-�� ���������� ��������������

���������������, ������������� ���������� ������� �� ����������� �������� ����

� ��������� ��������, ���������������

������� ����� � �������� �����������

������������ ������, �� 2�3 ������, �����

���� ���� ��� �� � ������������ ��������

����������, � � ��������� ��������� ������ � ������.

�������2����������������������������� �������������� ������, � ������� �������� �������������� ������� �������� ��

����������� �� �������. ��������, ��� ������������ ����� ��������������� ������������

�� ��������. ����� ����, ��������� ���������

� ���������� ��������������� �������������

� ������ �������������� �������� ������������������������������������������������������� (���� ���) ����� �������� ������ � ��� ������, ���� ������� ������������

���� (��������, ���������, �����, 2019;

����������� ����� ��

29.12.2012 �273-�Dž).

������ ��� ���� �� ������������� �������������, � ������, �� ����� ��������������������������

���������� ��������������, ������ �� ���������

�������� �������� � ����� ��� ����-������.

����� 2. ����������� ������ ��������� �������������� ������

��� �������� �� �������� ������� ��������

������ �����������

�� ������� � ������, ��

�� ������������ ������,

��������� ����� ���������� �������������� ��������������� �����������. ����� �������

���������� ������������

�� ��������� ����������������� �������, ����

������� ����-������ ����������� ��������� �������� �������� �������? ����� �������������

����������� ������ �������� �������� ����� 6,5�

8,5 ��� � ��������������

���������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������������ ������������

�������� � ����������������

�������� ����� ����� �������

��������� �������� � ������

� �� �������

����� ������� ��������, ��� ��������� �������������� � ����������� �������� � ���������� ���������� �������� �� ������ � ����� ����������������������������������������������,

�� � � ����� �� ������ �������. � ����� ������

��� �������� ������� ���� ������������ ����������������������,���������������������� �������� ��������, ����������� ���������

������������ �������������� ��������� �������������� � ������� ����� �� �����������. ��

������� �������� 6�7 ��� � ���, ������, ������

����������� � ��������, � ������� ��-�� �����

������� ������ ��������� �������� ������ ������ ��� ������� �����������, ��� � ��� �������,

������� ����� ������ �� ������������� ����������. ���� ����� ��� �������� ������� �����.

� ���� ������ ������� ���� ����, �����������

������� � ������������� ���� �������.

� ������ ������� ������������ �������� �

������ ����� �.�. ������� (���������..., 1998;

������ ������ � �������� ���������..., 2013).

��������� ��� ����������-�������� ���� �������������� ������ �������� �� ���������-�������������� ������������� ��������� ����,

������������ ��, �� ��� �������� ���� ���������� ������� � ������������� ����������� ������������ ������������ ������� ������

����������������������������������������

��� ���������� ����������� ������� �������.

����������������������-���������������������� ����� �� ������������, �������������� ����������, ��������� ����� � ����������.

���������������� ���������� ��������

� ���, ��� �������� �� ����������� ���� ������������ �������� ��������, ������������������� � ���������������� ��������� ����������� ����� ��������������� ����

� ��������� ���� (�������, ��������, 2017;

�����������, 2015; ��������� � ��., 2018;

���� (��������), �������, �������, 2018; Marini

et al., 2017) � ���� �� �������� �������� ���������������. ��� ���� ����� ���������

������� ���������� ��������� ���������� �

������������ ������������ ��� ������������ ������������. ������ ������� ��������

��������� ����� �� ������� �������� � ������� ���������� ��������, ����������� ��

����� �����. ���� �� ���� � ��������������

������ ���������: ��� �� ������ ���������

�������, �� ����, ���������� �� ���������������� ���������. ��� ��������� ��������

� ������������� �����������, ��������������

� ���������� ���������������, � ��������� �

� ����������� ����������� ������� ������������ ��� �������� ������� �� ��������

�������������� ������.

� ������� �������� ����������� ���������

�������������������������������(��������,

2020; De Agostini et al., 1998; Marini et al., 2014).

����� ����, ������ ������� ������� �������� ������ ������������ ��������������� �������, ������������ ��� ��� ������ ��������

����������, ��� � ��� ������� ��������� ������������������� � ���������� ������ � ������ (Compton et al., 2006; 2010; Jenkins, Hudson,

Johnson, 2007; Fletcher et al., 2002; Jenkins,

O�Connor, 2002; Santi et al., 2009; Snowling et al.,

2011). ��������, ������������ �� ������������

������������,��������������������������,

����������� � �������������� ������, ��������

���������� (De Agostini et al., 1998). ������ ���

������� ������� ��������� ������ � ���������� ������ � ���������, ������� �����������

��������������������������,���������������� ��������� � �������� ��� ���������� ��

�������������������.���������������������������� ������������� ������ �������� ������������: �� ��������� ������ ��������� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������������� ������������ ������������

� ������� �������������� �������� (Compton

et al., 2006; 2010). ��� �������� ���������� ��

������� ���������, ��� �������, ���������� �������� �������������, ������������� ������������� ��� ���������� ������� �������, ��

���������� ������� ���������������� ����������� � ������������� � ������������ ������������������������(Bankson,Mentis,Jagielko,

2018; Dunn, Dunn, 2007; Wagner, 1999; Wallace,

Hammill, 2013). ������� ����� ����������� �������� ��������� � � ������� ������ �� �����������������������������(Jenkins,O�Connor,

2002; Snowling et al., 2011). ���� ��������, ���

��������� ������� �������� ���������� ��

������� ������������� ���������, ��������,

� ������ ����������� �� ������������ �������

�� ����������� � �������������� ��������,

���������� � ������ ����������, ����� ��������� � ������ ���������������� ������������

������. ������ ������ ��� ������� �������������� ����������� ������������������ �������� (��������� � ��., 2018), ��������������

(��������� � ��., 2018; ���� (��������), �������,

�������, 2018; Marini et al., 2014).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����������

�������������������

����������� ��������� ������

�������� �������� �������

������������

����������� ������� �� ������������� ��������� �������������� ������ � ������������ ��������� ��������������� ���������

100% ������� ��������� ������� ��� ��������

���������������������������������������

��������������������,��������������������� ���������� ������������, ������� �����

�������������� � ����������� �����������,

��������������� � ���������� ������.

� 2020�2021 ����� �����������������

������� (����: �.�. ���������, �.�. �����,

�.�. �������, �.�. ����������, �.�. �����������; ������ ��. �.�. �������: �.�. ��������; ���� ����: �.�. ������������,

�.�. �������, �.�. ��������, �.�. ���������,

�.�. �������, �.�. �������; ��� ������������ �������� ����� � ���������� ��. �.�. ���������: �.�. ������) ���� ����������� ������� ���������� ������ ������������ ��������

��������� � �� ���������.

�� ������ �������������, ������ �������� �������� ������ ����������� � ����������� �������: � 3 ����, 5, 7 � 9 ���. � ������ ��

���� ��������� ��������� ��������� ������������ ������� ���������������, ��������

��� ��������� �������� � �������� �������.

������� �������� �� ���� ���������� �������

����������� � ��� �����: ������ �������� �������� ��������� � �������������� �������������������� ��� �������������.

����������� �� ��������� � �����������

��������� ��������� ������ ������ �� �����

7 ��� � 2021 ����.

���� ������� ����� � ����������� �����������, ����������� � ����������� ������������� � ������������������ ������

�������-��������. �� ������ ����� � �����

�������� ���� ������������ ������������ ��

�������� ���������� ������� ������� ���������������������.�����������������������

�� ����������� �������� ���������� � ������������ � ��������, ��� ��������������� ��������������� ������������ (��������� ������� ����� 5 ���.). ��������� ������������

����� ����������� � ��������� ������� ������������ ������� ���� ���������� ����������� � ��, ��������, ���:

1. ������� ������������� � ������� ��

��������� � ������������, ������ �������,

��������� � ������.

2. ���� ������� �������, ��� ����������

�������.

3. ������� �������� ����������� ������� ���������, �������� � ��������� ���

����������.

4. ������� ����� ������� ���� ���, ��������, �������, �������, � ����� ������ � ������ �� �����.

5. ������� ����� ��������� ����� ����

����������.

6. ������� ����� �������������, ��������� ���������������� � �����������������

�����������.

7. ������� ����� ���������� �������� �

���������, � ���������� �������, �� �����

�������� � ��������������� �������������

��������� � ���������� ��������-������������ ������.

8. ������� ���������� � ������������

�����.

9. ������� �� ��������� ������� ������,

����� ������������� ����� � �����������.

10. ���� ������� ������� ����������.

11. ������� ��������� ���������� ���

����� ������� �����.

12. ������� ���������� ����� ��� ��������� �������� ��������� (���������, ������������ ������ � ������).

13. ������� �������� ��������� ����� ��

�������� ����.

14. ������� �������� ���������� ������

� ��������� ���� � �����.

��� ���������� ������ � ������� ������

�������� ����������� ������� �����������.

���������� �������������,������������������� � ���������� � ��� �� �������� � ��������� �� ����������� ��������� ��������

��������, ���������� ���������. �� ������������ ����-������ ���� ����������� �������

������� � �������� ��������������� ������������ (��������� ������� ����� 20 �����).

�������, ��� ������ ����������� ������

�������� ������ � ��������������� �����������. ���� ���������� �� ������� �������

���, �� �� �������� ������������ � �����,

����-������ ��� �����������, ����� ������

����.

��������� �������� ��������� ����������� �� ��������� �����:

1. �������� ������������ �� ���� ���������� ������� (3, 5, 7 � 9 ���).

2. ���������� ������ ����������� ��������� ������������ � ��������� �����������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

3. ���� ������� �������������� ������,

��������� �����������, ����������� ��������������� ���������.

4. ��������� ��������� � �������� ��

���������� ������.

���������� ���������� ��������� ��������� ��������� ��� ������������ �� ������ �������� �������� ������� ������������

7 ���, ����������� � ������-��� 2021 ���� �

15 ��������������� ������������ ������. ��

����������� ������ ���������� ������ 694

����� � �������� �� 7 ��� �� 7 ��� 3 �������.

�� �������� ������������ � ��������� ������� �������� 62,5% ������������� (�������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ��������������� ������������ � �� 30 ��

100%, ������� � 70%). �� ������ ���������,

��������� ������ ���������������� ������� ���� ���������� � 20% ����� (������� ��

0 �� 39%, ������� � 20%). ���������� ������� ���������, ���������� ���� �����������

������� �������, ������� � 17,2% (������� ��

0 �� 39%, ������� � 20%), �� ��� �� �������������� ��������������� ��������� ���������

�������������������12,1%.��������������,

5,1% (����� ����� � �������������� �������

����������) ������ �� ��������.

������������� ���� ���������� 3% ������������� ���������� ����� ���������������

����������� ������, ������������� � �������� ������������ (������� �� 0 �� 6%). �� ���

�������� ����������� (1,4%) ����������� ���������� ��� ���� � �������� �����������.

������ ���������, ��������� ������� � ��������� �������� ���������, ��������� ������ ������������� � ��� ��������.

������

�������� �������� ������ �� ������

������������� �����, �� ���������� ���������� ��������������� �����������.

��������������� �������� ���������-�������������� ������ ����� ������ ������

�������� � ����������� �������� � ���������� �������� ��������, ���������� � ���������� ����������������� ����������

�������������� ���������.

��������������� �������������������

������������ ������� ������ �����, ����������� � ���������-�������������� ������������� ��� ��������� � �������� ����, ����� ������������ ����� ������������ �������. ���

�������� ������������, � ����������� �������

�������� ���������� ���������� �����, ����������� � �������������� ������; ����������

��������������������-��������������������

������ � �������� ������� ����������������

������������; ��������� ���������������� ������� � ��������������� ����������� � �� ������������ ������; ���������� �����������

���������� � ��������� ������������ ��������-���������; ��������� ������� ����� ������������������� �������������� �����. �����

����� ������� � ���������� ������� ��� ������� � � ������� ������������ ������������

������������� ������������ � ��������� �������� �����������.

n

���������� �� �������

�������� ��������� ����������, ������ �������������� ����, ������ ����� ��

���������������� �������� �������� ����� ��. �.�.

�������� (������, ������), [email protected], ORCHID:

0000-0001-5512-4842

����������� ����� �������������, ��������

�������������� ����, ������ ������� ���������

���� ���� �� ����������� ��������� ��������������������������(������,������),velichenkova@

mail.ru ORCHID: 0000-0002-7366-9050

������� ����� ����������, �������� ��������������� ����, ������, ��������� ������������ ������������� ���������� � ������������

����������� ��������� �������� ����������������� ����������� ����� �.�. ��������� ���� ��

����������� ��������� �������������� ������������ (������, ������), [email protected], ORCHID:

0000-0003-0172-9496

�����������������������, ���������������������� ����, ������, �������� ��� ���������� ���������-�������������� ����� ������������ ������������������������(������,������),izmailovoo@

mail.ru, ORCHID: 0000-0003-0753-7356

Information about the authors

MargaritaN.Rusetskaya,DoctorofPedagogy,Rector

of the Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Education �Pushkin State Russian Language

Institute�, Moscow, Russia, [email protected], ORCHID:

0000-0001-5512-4842

Olga A. Velichenkova, PhD of Pedagogy, Associate

Professor of the Department of Speech Therapy, ISOP,

State Autonomous Educational Institution of Higher

Education �Moscow City Pedagogical University�,

Moscow, Russia, [email protected] ORCHID:

0000-0002-7366-9050

Elena V. Ushakova, PhD of Psychology, Associate

Professor, Head of the Department of Correctional

Pedagogy and Special Education of the Institute of

Secondary Professional Education named after K.D.

Ushinsky State Autonomous Educational Institution of

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

HigherEducation�MoscowCityPedagogicalUniversity�

(Moscow, Russia), [email protected], ORCHID:

0000-0003-0172-9496

Olga V. Presnova, PhD of Pedagogy, Associate

Professor, Methodist of the City Psychological and

Pedagogical Center of the Moscow City Department

of Education (Moscow, Russia), [email protected],

ORCHID: 0000-0003-0753-7356

����������

1. ������� �.�., �������� �.�. ����������� ������� ��������� ����������. 3 ���., ����. � ���. �

�.: �����, 2017. � 176 �.

2. ��������� �.�., ������� �.�., ������ �. �.,

����������� �.�., ��������� �.�. �����������������

����� (BAYLEY-III) ��� ������ ����������������� �������� ����� � ����� � ��� ��������� // �������������

� ����������������� ����������. � 2018. � �.11. �

�1. � �. 85�94.

3. �������� �.�., ��������� �.�., ����� �.�.

���������-������-�������������� �������� � ��������� ������������ �����������: �������� ���������� ������������ // ������� ����������� ������������ ������ �������. �����: ����������. � 2019. �

�.19. � �4. � �. 814�824.

4. ����������� �.�. ����������� �������

������� � ������ ��������-������������ ��������������� // ����� �������������� ����������. � �.:

�������+. � 2015. � �. 39�44.

5. ����������� �.�., ������� �.�., �������� �.�., �������� �.�. �������� ��������� ������ � ������ � �����: ������ �������������� ������

// ����������� �����������. � 2019. � �3 (55). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniypisma-i-chteniya-u-detey-dannye-vserossiyskogo-oprosa

(���� ���������: 31.07.2021).

6. ��������� �.�., ����������� �.�., �

������ �.�. ������� ������ ��� ��������� ������������ �������������� ��������� � �������������

�����: ������ ����� � ������ ����� � ���������� / 8� ������������� ����������� �� ����������� �����:

������ ��������. � �.: �������� ���������� ���,

2018. � �. 331�333.

7. ������� �.�., ������������ �.�.

����������� �������������� ������ � �����. �

�.: �����, 2005. � 189 �.

8. ���������� �.�., ��������� �.�. ����������� � ������ ������������� ������ �������� ��

�������� ����������. � �.: �����������, 1991. � 237 �.

9. ���������: ������� ��� ��������� ��������. ���. ���. ����� / ��� ���. �.�. ��������, �.�.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������. � �.: ������, 1998. � 680 �.

10. ������ ������ � �������� ��������� / ���

���. �. �. �������. � ����. ���. � �.: ������, 2013. �

366 �.

11. �������� �.�. ������ �������� ���� � �����: ����� ���������� ������� / ������� ����������������. � 2020. � �2 (44). � �. 110�123. DOI

10.30982/2077-5911-2020-44-2-110-123

12. ������ �������������� �� �� 14 ����

2003 �. �27/2967-6 � ����������� ��� ������������� � ������ �������������� ������ �� ���������-������-�������������� ���������.

13. ������ �������������� �� �� 27 ����� 2000 �. �27/901-6 �� ���������-������-�������������� ���������� (����) ����������������

�����������.

14. ������ ��� �� �48 �� 4.09.1997 �.

�� ��������� ������������ ����������� (�������������) ��������������� ���������� 1�8 ������.

15. ������ ��������� ���� �� 24 ���� 1979 �.

�754 �� ���������� ��������� ��� �������� ��������� ������������ �������������� �������.

16. ������ ���������������� �� �� 14 �����

1995 �. �60 ��� ����������� ���������� �� ���������� ���������������� �������� ����� ����������� � ��������� ��������� �� ������ ������-������������� �����������.

17. ������ ������������ ���������������

���������� ��������� �383 �� 27.12.1998 �. ��

������������������ ������ ������� ��� ���������� ���� � ������ ������ ����������� ��������.

18. ������ ������������ ��������������� ������ ������ �� 25 ���� 2003 �. � 397 �� ����������������� ��������������-������������ ������ � ������� ������������ ��������������� ������

�������.

19. ���� (��������) �., ������� �., ������� �.

���������� ���������� ���������������� ������: ��������� ��� ��������������������� ��������� // ��������� � ��������. � 2018. � �2(52). �

�. 121�127.

20. ����������� ����� �� 29.12.2012 n 273-��

��� ����������� � ���������� ����������.

21. Bankson, N.W., Mentis, �., Jagielko, J.R.

(2018) BELT-3: Bankson Expressive Language Test. Third

Edition. ProEd.

22. Compton, D.L., Fuchs, D., Fuchs, L.S., & Bryant,

J.D. (2006). Selecting at-risk readers in first grade for early

intervention: A two-year longitudinal study of decision

rules and procedures. Journal of Educational Psychology,

98, 394�409.

23. Compton, D.L., Fuchs, D., Fuchs, L.S., Bouton,

B., Gilbert, J.K., Barquero, L.A. et al. (2010), Selecting at-

risk first-grade readers for early intervention: eliminating

false positives and exploring the promise of a two-stage

gatedscreeningprocess.JournalofEducationalPsychology,

102, 327�340.

24. De Agostini, M., Metz-Lutz, M.N., Van Hout,

A., Chavance, M., and Deloche, G. (1998) Oral Language

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

Evaluation Battery of Aphasic Children: A French

Standardization // Revue de Neuropsychologie. �8.

319�67.

25. Dunn, L.M., Dunn, D.M. (2007) PPVT-4:

Peabody picture vocabulary test Minneapolis, MN.:

Pearson Assessments.

26. Jenkins, J.R., Hudson, R.F., & Johnson, E.S.

(2007). Screening for at-risk readers in a response-tointervention (RTI) framework. School Psychology Review,

36, 582�600.

27. Fletcher, J.M., Foorman, B.R., Boudousquie, A.,

Barnes, M.A., Schatschneider, C. & Francis, D.J. (2002).

Assessment of reading and learning disabilities, a research-

based intervention-oriented approach. Journal of School

Psychology, 40, 27�63.

28. Jenkins, J.R., & O�Connor, R.E. (2002). Early

identification and intervention for young children with

reading/learning disabilities. In R. Bradley, L. Danielson &

D. P. Hallahan (Eds.), Identification of learning disabilities:

Research to practice (pp. 99�149). Mahwah, NJ: Erlbaum.

29. Marini, A., Eliseeva, N., Gorobets, E.A., and

Filippova, O.G. (2017) An Introduction to the Russian

Adaptation of the Battery for the Assessment of Language

in Children (Bvl_Ru) // 4th International Multidisciplinary

Scientific Conferences on Social Sciences & Arts SGEM.

541�48.

30. Marini, A., Marotta, L., Bulgheroni, S., and

Fabbro, F. (2014) Batteria Per La Valutazione Del

Linguaggio in Bambini Dai 4 Ai 12 Anni. Firenze: Giunti

O.S. Organizzazioni Speciali.

31. Santi, K.L., York, M., Foorman, B. & Francis, D.J.

(2009). The timing of early reading assessment in

kindergarten. Learning Disability Quarterly, 32, 217�227.

32. Snowling, M.J., Duff., Petrou, A., Schiffeldrin, J., & Bailey, A.M. (2011). V Identification of children

at risk of dyslexia: The validity of teacher judgements

using �Phonic Phases�. Journal of Research in Reading, 34,

157�170.

33. Wagner, R.K. (1999) CTOPP: Comprehensive

Test of Phonological Processing. PRO-ED.

34. Wallace, G., Hammill, D.D. (2013) CREVT

3: Comprehensive Receptive and Expressive Vocabulary

Test. Third Edition. ProEd.

References

1. Akhutina T.V., Fotekova T.A. (2017) Diagnostika

rechevykh narushenii shkol�nikov [Diagnosis of speech

disorders in schoolchildren]. 3 izd., ispr. i dop. Moscow.

Yurait Publ., 176.

2. Bakushkina N.I., Kiselev S.Yu., L�vova O. A.,

Suleimanova E.V., Tuktareva I.V. (2018)Ispol�zovanieshkal

Beili (BAYLEY-III) dlya otsenki neirokognitivnogo razvitiya

detei v norme i pri patologii [Using the BAYLEY-III scales

for assessing the neurocognitive development of children in

health and disease]. Teoreticheskaya i Eksperimental�naya

Psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology].

T.11. �1. 85�94.

3. Bankson, N.W., Mentis, �., Jagielko, J.R.

(2018) BELT-3: Bankson Expressive Language Test. Third

Edition. ProEd.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Compton, D. L., Fuchs, D., Fuchs, L. S., &

Bryant, J. D. (2006). Selecting at-risk readers in first grade for

early intervention: A two-year longitudinal study of decision

rules and procedures. Journal of Educational Psychology,

98, 394�409.

5. Compton, D. L., Fuchs, D., Fuchs, L. S., Bouton,

B., Gilbert, J. K., Barquero, L.A., et al. (201 0), Selecting

at-risk first-grade readers for early intervention: eliminating

false positives and exploring the promise of a two-stage

gated screening process. Journal of Educational Psychology,

102, 327�340.

6. De Agostini, M., Metz-Lutz, M.N., Van

Hout, A., Chavance, M., and Deloche, G. (1998) Oral

Language Evaluation Battery of Aphasic Children: A French

Standardization // Revue de Neuropsychologie. �8.

319�367.

7. Dorofeeva S.V., Reshetnikova V.A., �

Dragoi O.V. (2018) Batareya testov dlya vyyavleniya

osobennosteifonologicheskoiobrabotkiurusskoyazychnykh

detei: dannye normy i gruppy detei s disleksiei [A battery

of tests for identifying the peculiarities of phonological

processinginRussian-speakingchildren:datafromthenorms

and groups of children with dyslexia]. 8 mezhdunarodnaya

konferentsiya po kognitivnoi nauke: Tezisy dokladov.

Moscow. Institut psikhologii RAN, 331�333.

8. Dunn, L.M., Dunn, D.M. (2007) PPVT-4:

PeabodypicturevocabularytestMinneapolis,MN.:Pearson

Assessments.

9. Efimenkova L.N., Misarenko G.G. (1991)

Organizatsiya i metody korrektsionnoi raboty logopeda

na shkol�nom logopunkte [Organization and methods of

correctional work of a speech therapist at a school speech

center]. Moscow. Prosveshchenie Publ., 237.

10. Eletskaya O.A., Gorbachevskaya N.Yu.

(2005) Organizatsiya logopedicheskoi raboty v shkole

[Organization of speech therapy work at school]. Moscow.

Sfera Publ., 189.

11. Federal�nyi Zakon ot 29.12.2012 n 273-FZ �Ob

obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii� [Federal Law �On

Education in the Russian Federation�].

12. Fletcher, J. M., Foorman, B. R., Boudousquie,

A., Barnes, M. A., Schatschneider, C., & Francis, D. J.

(2002). Assessment of reading and learning disabilities, a

research-based intervention-oriented approach. Journal of

School Psychology, 40, 27�63.

13. Jenkins, J.R., & O�Connor, R.E. (2002). Early

identification and intervention for young children with

reading/learning disabilities. In R. Bradley, L. Danielson &

D. P. Hallahan (Eds.), Identification of learning disabilities:

Research to practice (pp. 99�149). Mahwah, NJ: Erlbaum.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

14. Jenkins, J.R., Hudson, R.F., & Johnson, E.S.

(2007). Screening for at-risk readers in a response-tointervention (RTI) framework. School Psychology Review,

36, 582�600.

15. Logopediya (1998): Uchebnik dlya studentov

defektologicheskikh fakul�tetov pedvuzov [Speech therapy:

A textbook for students of defectological faculties of

pedagogical universities]. Pod red. L.S. Volkovoi, S.N.

Shakhovskoi. Moscow. VLADOS Publ., 680.

16. Marini, A., Eliseeva, N., Gorobets, E.A., and

Filippova, O.G. (2017) An Introduction to the Russian

Adaptation of the Battery for the Assessment of Language

in Children (Bvl_Ru) // 4th Int. Multidisciplinary Scientific

Conferences on Social Sciences & Arts SGEM. 541�48.

17. Marini, A., Marotta, L., Bulgheroni, S.,

and Fabbro, F. (2014) Batteria Per La Valutazione Del

Linguaggio in Bambini Dai 4 Ai 12 Anni. Firenze: Giunti

O.S. Organizzazioni Speciali.

18. Oshchepkova E.S. (2020) Otsenka razvitiya rechi

u detei: obzor zarubezhnykh metodik [Assessment of speech

development in children: a review of foreign methods].

Voprosy Psikholingvistiki [Psycholinguistics Issues]. �2 (44).

110�123. DOI 10.30982/2077-5911-2020-44-2-110-123

19. Osnovy teorii i praktiki logopedii (2013)

[Fundamentalsofthetheoryandpracticeofspeechtherapy].

Pod red. R. E. Levinoi. Moscow. Al�yans. 366.

20. Pis�mo Minobrazovaniya RF ot 14 iyulya

2003 g. �27/2967-6 O napravlenii dlya ispol�zovaniya

v rabote instruktivnogo pis�ma �O psikhologo-medikopedagogicheskoi komissii� [Letter of the Ministry of

Education of the Russian Federation on the direction for use

in the work of the instructional letter �On the psychological,

medical and pedagogical commission].

21. Pis�mo Minobrazovaniya RF ot 27 marta 2000

g. �27/901-6 �O psikhologo-mediko-pedagogicheskom

konsiliume(PMPk)obrazovatel�nogouchrezhdeniya�[Letter

of the Ministry of Education of the Russian Federation �On

the psychological, medical and pedagogical council (PMPk)

of an educational institution�].

22. Pis�mo MPO RF �48 ot 4.09.1997 g. �O

spetsifike deyatel�nosti spetsial�nykh (korrektsionnykh)

obrazovatel�nykh uchrezhdenii 1�8 vidov� [Letter of

the MPO RF �On the specifics of the activities of special

(correctional) educational institutions of 1-8 types�].

23. Prikaz Departamenta zdravookhraneniya goroda

Moskvyot25iyunya2003g.�397�Osovershenstvovanii

organizatsionno-metodicheskoi raboty v sisteme

Departamenta zdravookhraneniya goroda Moskvy� [Order

of the Moscow Department of Healthcare �On improving

organizational and methodological work in the system of

the Moscow Department of Healthcare�].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi

Federatsii �383 ot 27.12.1998 g. �O spetsializirovannoi

pomoshchi bol�nym pri narusheniyakh rechi i drugikh

vysshikh psikhicheskikh funktsii� [Order of the Ministry of

Health of the Russia �On specialized care for patients with

speech disorders and other higher mental functions�].

25. PrikazMinzdravaSSSRot24iyulya1979g.�754

�O dolzhnostyakh logopedov dlya okazaniya naseleniyu

ambulatornoi logopedicheskoi pomoshchi� [Order of the

Ministry of Health of the USSR �On the positions of speech

therapists for the provision of outpatient speech therapy

assistance to the population�].

26. Prikaz Minzdravmedproma RF ot 14 marta

1995 g. �60 �Ob utverzhdenii instruktsii po provedeniyu

profilakticheskikhosmotrovdeteidoshkol�nogoishkol�nogo

vozrastovnaosnovemediko-ekonomicheskikhnormativov�

[Order of the Ministry of Healthcare of the Russia �On

approval of instructions for conducting preventive

examinations of children of preschool and school age on

the basis of medical and economic standards�].

27. Rul� (Eliseeva) N., Gorobets E., Rezvina I.

(2018) Povtorenie psevdoslov russkogovoryashchimi

det�mi: materialy dlya neirolingvisticheskogo oprosnika

[Repetition of pseudowords by Russian-speaking children:

materials for a neurolinguistic questionnaire]. Filologiya i

Kul�tura [Philology and Culture]. �2(52). 121�127.

28. Santi, K.L., York, M., Foorman, B., & Francis, D.J.

(2009). The timing of early reading assessment in

kindergarten. Learning Disability Quarterly, 32, 217�227.

29. Snowling, M.J., Duff., Petrou, A., Schiffeldrin, J

., & Bailey, A. M. (2011). V Identification of children at risk

ofdyslexia:Thevalidityofteacherjudgementsusing�Phonic

Phases�. Journal of Research in Reading, 34, 157�170.

30. Vakorina L.Yu., Prikhod�ko O.G., Yugova O.V.

(2019) Psikhologo-mediko-pedagogicheskie komissii

v kontekste inklyuzivnogo obrazovaniya: klyuchevye

pokazateli deyatel�nosti [Psychological, medical and

pedagogical commissions in the context of inclusive

education:keyperformanceindicators].VestnikRossiiskogo

universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. T.19.

�4. 814�824.

31. Velichenkova O.A. (2015)Diagnostikarechevykh

funktsii v ramkakh skrining-obsledovaniya pervoklassnikov

[Diagnostics of speech functions as part of a screening

examination of first-graders]. Novye Pedagogicheskie

Tekhnologii. Moscow. Sputnik+ Publ. 9�44.

32. Velichenkova O.A., Akhutina T.V., Rusetskaya

M.N., Gusarova Z.V. (2019) Problema narushenii pis�ma

i chteniya u detei: dannye Vserossiiskogo oprosa [The

problem of writing and reading disorders in children: data

from the All-Russian survey]. Spetsial�noe Obrazovanie

[Special Education]. �3 (55). URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/problema-narusheniy-pisma-i-chteniya-u-deteydannye-vserossiyskogo-oprosa

33. Wagner, R.K. (1999) CTOPP: Comprehensive

Test of Phonological Processing. PRO-ED.

34. Wallace, G., Hammill, D.D. (2013) CREVT-3:

Comprehensive Receptive and Expressive Vocabulary Test.

Third Edition. ProEd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.