Научная статья на тему 'Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология'

Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / метод проектов / дошкольник / День Победы / детский сад / project activity / project method / preschooler / Victory Day / kindergarten

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

Актуальность тематики статьи. Создание условий для гармоничного и разностороннего развития детей по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является одной из сложнейших задач в работе воспитателя, поскольку в практике работы детских садов зачастую применяется дифференцированный подход к организации деятельности дошкольника в рамках одной образовательной области. В качестве средства интеграции образовательных областей при взаимодействии педагога и ребенка все чаще применяется проектный метод. Цель. Работа направлена на изучение особенностей применения проектного метода для организации образовательной деятельности дошкольников и раскрытие технологии проектного метода как средства, способствующего повышению качества взаимодействия между педагогом и детьми на основе объединения участников образовательного процесса вокруг общей темы. Описание хода исследования. Проектный метод рассматривается в контексте идей трансформации образования и инструментальной педагогики Джона Дьюи. Особое внимание уделено истории происхождения проектного метода и его связи с философией прагматизма. Проводится параллель между социально-экономическими факторами, которые привели к изменениям в подходах и методах обучения детей в начале прошлого века, и современными вызовами, связанными с влиянием информационных технологий на общение взрослых и детей. Приводится классификация проектов для дошкольного возраста, описание этапов реализации проектной деятельности, дается подробный перечень тематических направлений для образовательных проектов дошкольных групп. Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание комплекса проектов, направленных на приобщение детей к истории Великой Отечественной войны. Комплекс включает в себя четыре образовательных проекта познавательной и художественно-эстетической направленности, составленных для каждой возрастной группы дошкольной организации. Раскрывая содержание проектов, сформулированы их основные задачи, перечислены формы работы педагога и виды деятельности детей, посредством которых поставленные задачи будут решены. Каждый проект предусматривает отправное событие проблемного характера, которое послужит поводом к началу совместной исследовательской и творческой деятельности педагога и детей. Заключение. Материалы по истории возникновения проектного метода в педагогике позволяют провести параллели с нашим временем и выделить проблемы современного дошкольного образования, решению которых может способствовать применение данной педагогической технологии. Метод проектов может применяться как средство интеграции образовательных областей и организации сотрудничества педагога и детей в процессе общения и совместной деятельности по теме. Проблемный подход, лежащий в основе метода проектов, является актуальным средством для развития умения дошкольников ставить цель будущей деятельности, выдвигать гипотезы, искать и находить средства для решения проблемы. Приведенные описания проектов ко Дню Победы могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project method in the educational activities of preschoolers: the history of the concept, technology

The relevance of the topic of the article. Creating conditions for the harmonious and versatile development of children in all educational areas of the federal state educational standard of preschool education is one of the most difficult tasks in the work of an educator, since in the practice of kindergartens a differentiated approach is often used to organize the activities of a preschooler within one educational area. The project method is increasingly used as a means of integrating educational areas in the interaction of a teacher and a child. The aim of the study. The work is aimed at studying the features of the application of the project method for organizing the educational activities of preschoolers and revealing the technology of the project method as a means to improve the quality of interaction between the teacher and children based on the unification of participants in the educational process around a common topic. Description of the research progress. The project method is considered in the context of John Dewey’s ideas of educational transformation and instrumental pedagogy. Particular attention is paid to the history of the origin of the project method and its connection with the philosophy of pragmatism. A parallel is drawn between the socio-economic factors that led to changes in the approaches and methods of teaching children at the beginning of the last century, and modern challenges associated with the influence of information technology on communication between adults and children. The classification of projects for preschool age is given, the stages of project activity implementation are described, a detailed list of thematic areas for educational projects of preschool groups is given. The results of the study. As a practical tool, the article describes a set of projects aimed at introducing children to the history of the Great Patriotic War. The complex includes four educational projects of a cognitive, artistic and aesthetic orientation, compiled for each age group of a preschool organization. Revealing the content of the projects, their main tasks are formulated, the forms of the teacher’s work and the types of children’s activities through which the tasks set will be solved. Each project provides for a starting event of a problematic nature, which will serve as a reason for the beginning of joint research and creative activities of the teacher and children. Conclusion. Materials on the history of the emergence of the project method in pedagogy allow us to draw parallels with our time and highlight the problems of modern preschool education, the solution of which can be facilitated by the use of this pedagogical technology. The project method can be used as a means of integrating educational areas and organizing cooperation between the teacher and children in the process of communication and joint activities on the topic. The problematic approach underlying the project method is an actual tool for developing the ability of preschoolers to set a goal for future activities, to put forward hypotheses, to seek and find means to solve the problem. The given descriptions of the Victory Day projects can be used in the work of preschool educators as practical recommendations for organizing educational activities within the framework of using the project method.

Текст научной работы на тему «Проектный метод в образовательной деятельности дошкольников: история понятия, технология»

�������� ����� ����������*

����������� ������������ ����������� � ��������� (�������, ������)

������������ �������� ������. �������� ������� ��� ������������ � ��������������� �����-��� ����� �� ���� ��������������� �������� ������������ ���������������� ���������������� ��������� ����������� ����������� �������� ����� �� ���������� ����� � ������ �����������, ��������� � �������� ������ ������� ����� �������� ����������� ������������������ ������ � ����������� ������������ ����������� � ������ ����� ��������������� �������. � �������� �������� ���������� ��������������� �������� ��� �������������� �������� � ������� ��� ���� ����������� ��������� �����. ����. ������ ���������� �� �������� ������������ ���������� ���������� ������ ��� ����������� ��������������� ������������ ������������ � ��������� ���������� ���������� ������ ��� �����-���, ��������������� ��������� �������� �������������� ����� ��������� � ������ �� ������ ����������� ���������� ���������������� �������� ������ ����� ����. �������� ���� ������������. ��������� ����� ��������������� � ��������� ���� ������������� ����������� � ���������������� ���������� ����� ����. ������ �������� ������� ������� �����-�������� ���������� ������ � ��� ����� � ���������� �����������. ���������� ��������� ����� ���������-�������������� ���������, ������� ������� � ���������� � �������� � ������� �����-��� ����� � ������ �������� ����, � ������������ ��������, ���������� � �������� �����������-��� ���������� �� ������� �������� � �����. ���������� ������������� �������� ��� ����������� ��������, �������� ������ ���������� ��������� ������������, ������ ��������� �������� ������-������ ����������� ��� ��������������� �������� ���������� �����. ���������� ������������. � �������� ������������� �������������� � ������ ���������� �������� ��������� ��������, ������������ �� ���������� ����� � ������� ������� ������������� �����. �������� �������� � ���� ������ ��������������� ������� �������������� � �������������-����-�������� ��������������, ������������ ��� ������ ���������� ������ ���������� �����������. ��������� ���������� ��������, �������������� �� �������� ������, ����������� ����� ����-�� �������� � ���� ������������ �����, ����������� ������� ������������ ������ ����� ������. ������ ������ ��������������� ��������� ������� ����������� ���������, ������� �������� ����-��� � ������ ���������� ����������������� � ���������� ������������ �������� � �����. ����������. ��������� �� ������� ������������� ���������� ������ � ���������� ��������� ���-����� ��������� � ����� �������� � �������� �������� ������������ ����������� �����������, ������� ������� ����� �������������� ���������� ������ �������������� ����������. ����� ���-����� ����� ����������� ��� �������� ���������� ��������������� �������� � ����������� ������-�������� �������� � ����� � �������� ������� � ���������� ������������ �� ����. ���������� ������, ������� � ������ ������ ��������, �������� ���������� ��������� ��� �������� ������ ������������ ������� ���� ������� ������������, ��������� ��������, ������ � �������� �������� ��� ������� ��������. ����������� �������� �������� �� ��� ������ ����� ���� ������������ � ������ ������������ ����������� ����������� ��� ������������ ������������ �� ����������� ��������������� ������������ � ������ ������������� ������ ��������.

�������� �����: ��������� ������������, ����� ��������, ����������, ���� ������, ������� ���. ��� �����������: �������� �.�. ��������� ����� � ��������������� ������������ �������-�����: ������� �������, ���������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. 56�68. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68

��������� ������ �������� 4.11.2021.

* ��������: cuclitsa@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68

The Project Method in the Educational Activities of Preschoolers: the History of the Concept, Technology

Elena V. Shakirova, University of Continuing Education and Innovation, Ivanovo, Russia

The relevance of the topic of the article. Creating conditions for the harmonious and versatile development of children in all educational areas of the federal state educational standard of preschool education is one of the most difficult tasks in the work of an educator, since in the practice of kindergartens a differentiated approach is often used to organize the activities of a preschooler within one educational area. The project method is increasingly used as a means of integrating educational areas in the interaction of a teacher and a child. The aim of the study. The work is aimed at studying the features of the application of the project method for organizing the educational activities of preschoolers and revealing the technology of the project method as a means to improve the quality of interaction between the teacher and children based on the unification of participants in the educational process around a common topic. Description of the research progress. The project method is considered in the context of John Dewey�s ideas of educational transformation and instrumental pedagogy. Particular attention is paid to the history of the origin of the project method and its connection with the philosophy of pragmatism. A parallel is drawn between the socio-economic factors that led to changes in the approaches and methods of teaching children at the beginning of the last century, and modern challenges associated with the influence of information technology on communication between adults and children. The classification of projects for preschool age is given, the stages of project activity implementation are described, a detailed list of thematic areas for educational projects of preschool groups is given. The results of the study. As a practical tool, the article describes a set of projects aimed at introducing children to the history of the Great Patriotic War. The complex includes four educational projects of a cognitive, artistic and aesthetic orientation, compiled for each age group of a preschool organization. Revealing the content of the projects, their main tasks are formulated, the forms of the teacher�s work and the types of children�s activities through which the tasks set will be solved. Each project provides for a starting event of a problematic nature, which will serve as a reason for the beginning of joint research and creative activities of the teacher and children. Conclusion. Materials on the history of the emergence of the project method in pedagogy allow us to draw parallels with our time and highlight the problems of modern preschool education, the solution of which can be facilitated by the use of this pedagogical technology. The project method can be used as a means of integrating educational areas and organizing cooperation between the teacher and children in the process of communication and joint activities on the topic. The problematic approach underlying the project method is an actual tool for developing the ability of preschoolers to set a goal for future activities, to put forward hypotheses, to seek and find means to solve the problem. The given descriptions of the Victory Day projects can be used in the work of preschool educators as practical recommendations for organizing educational activities within the framework of using the project method.

Keywords: project activity, project method, preschooler, Victory Day, kindergarten.

For citation: Shakirova E.V. (2022). The project method in the educational activities of preschoolers: the history of the concept, technology. Preschool Education Today. 1:16, 56�68 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68

Original manuscript received 4.11.2021.

��������� ������������ ���������������� ���������������� ��������� ����������� ����������� ���������� �� ���������� �����-������� �������� �������� ��� ������������ ���������� ������� � ����������� ��� �����-�������� ������������. ���������� ������ ��������� �� �������� �������������� ����� �������. ������������ ������������� ����� � ������� ���������� ������ ������������ �� ������� �������� �������� �������� �����-���� ������������ � ��������� ����������� ��������������������������������������� ������������ ������������. ���� ���������� ������� ������������ ��������� �� ��������-���� ����� ������ � ������ ��������� ������-��������� ������� � ����������, ����� ����-����������� � ��������������� ������������� ������������ ����������� ���������������. ������������� ������ �������� ��������� ������������ ������� � ���������� ��������� ����������� ����������� � ������, �������-������ ��� ������������, ���������� ������-��,���������������������������������-������ ������������ �������� ������� �� ���� ������������ � ������������������ �����-����� ����������� ������������ ����������� � ������ ����� ��������������� �������.

�����������������������������������-��� ����� ���������� ��������� ������������ ��� �������� ���������� ��������������� ��-������. ����� �������� ��� �������������� ���������� ������������ �� ��������������� ������������ ����� � �����������������, ���-�����������,������������,���������������� ������� ������� ���������� ��� � �������-�� ����� ������ � �������� �������� (�������, 2014; ���������, 2013; ��������, 2016). ��������� ������������ � ���������� ����-������� ������� � ������������ �������� (��-������, ��������) � ������������ ��� ����-��� ��������������� �������� ����������� ��������� ���� ���������� ������������. ������ �������� ��������� ������������ ��-������ ���������� ���������, ������� ����� ����������� � �������� ��������� ��������, ��-�������������� �������� ���������� ���-�����, �������� � ������ �������. ��� ����� ������� �������� ��� ������������, ������� ������� � ������ ��������� ������������, ��-������ ������� ��� ���������� ���� ������� ��� ������� �������, �� ������������ �����-������ �� ���� � ������������ ��������, ���-��� �������� ������������� ��������� ����� ������ �� ������ � ������� ��������. ����� ������� ��������, ���� � ��������� ��������, ������ ��������� ��������� ������������ ��-������ ������� ���������� ������, ��������-��� � �������� �������������� ������������ ���, �������������� �������� ������� �����-������� ������.

�������� ��������� ����� ��� ��������� ������������� ��������������� ����������-��, ����� �� ������ ��������� ������ ����� �� ���������� ����, �� � �������������� ���-��������� � ��� ������������ ������� � ���-��� �������. � ����� ������ ���� ������� ���-������� ��������, �� ������� ������� ������, ������ ���� ��������� �� ���������� ������-��������� � ����������� ������, ������� ���-����� �������. ���� ������� � ������������� ������������ � ������ ��� ���������� ����� ��-������ ���������� ���������� �������������� ����� �������� ������� (�������-����������, 2018). ��� ����� ��� ����������� �������� �������, ��� ���������� ������ � ������ ��-������� ���� (������, 2017). ������ �����-��� ����� ������������ ����� ������������, ����������� ��� ������� ��������, �������-�� ��� ������������ ���������� ������������-��� �������� � ���������� ����� �������. �������������� ������ ����� ����, �������� ���������� � ���������� � ������ ��������� ������� �������� � �������������� ������ ����� ����������� ��������� ����� �������-�����, ���������� ���������� ��������� ��-���������, ���������� ������������� ���� � ��������� ������ ����� ���������� �� �� ����-���� ��� ������� ���������� � �������� ��� �����.

��������� �����: �������, ��������� � ����������� ��������

� ������ ������ �������� ����� ���� ��-������� �����������, ����������� � ������-���� ������ ����. ������������ ������� � ������� �������� �������������� ������ ��-���������, ������������� �������������� ��-��������� � ��� ������ �� ���� � �������� ������-������������ ��������� (�����������, 2010; ��������, 2018; ��������, 2009, 2013). ���������� ��� ������� � ��������� ��������-���,�.������������������������������ ����� � ��������������� ������������� ��-�������� �����������, ���������� �� ������-���������� �������, ������������ ��������� ���������� ��������. ���������� ��������� ������� � ����� � ��������� �������� ����-�������� ������ �� �������� �����, �������, � ������� �� �������� ������������ � �����-�����, �� �������� ����� ��������������� ��-����������, ��� ���������� �� �� ������ ���-����� � ����������� ��������, � ������������ � �� �������� �����. ���������������� ������ � �������������� �������� � ���������� ���� ��������� � �������� ����������� ������� ���������� � ����� � �������� (�������, 2008). ��������� ������ ����� ���������� �� ���-��� ���� ��� �������� ������������� �������� ������� � � ������������ � ���� ������� ��� ������ ������� ������������ � �� ������� ��� ��������� ������� � �������� ����������� � ������������� ���������� � ������������, ��������� � ���������� ����� ��� ��������-���� ������������ ������ ������������ ���-����� � �������������� �� �����������, �����-��������������(�������,2019;Martin,2003). ������������� ���������� �. ���� ���� ��-�������� �� ������������ ����� ���������� �������, � ����� ������ � ������, ����������� ��� ��������� �������������� �������� � ��-�������� �������� ������������������ ����-����, ��������� ������-����������� �������-��� (����, 2000; ����������, 2019; �������, 2011; Hein, 2004).

�����������������������������������-��������� � ������� ����������. ��� � ������ �� ���� � ���������� ������ ��������������-��� ���� ��������� ��������� �����������, ���������� �� ���������� ������� � ����-����������� ��������� ������������ ����� � �������-����, ���-����, ����� ������ ������-��� �. �������, ���������� ���������� ����� �. ����� (�����������, 2010). � ����� ������ �������� ������ � ������ �������� � ����� ��-������������ �������� ������� �.�. ������, ����������� ����������� �������� �������-��������������������������������(������, 2018). �� ������ ���� �. ���� � ��������� ������ ���� ����������� �������������� ��-���� ������ ������, ������� ��������� �� ���-������ ����������� �������� ��������� ������ ���������� ��������� ���, ����������� ����� � ������������ � �������� �����. � �������-��� � ������������� ����������� ��������� ����� ��� ������������ ����������� �������-��� � �������� ������ �������������� ������-�����. ������������ ������������ ���� ��-����, ������ ��������������� ������������ �������� � ���� ���������� �������������� � ������������ ����������������� ��������, ����������������� ���������� ���������, ������� � �������� ������ ������ � ����� � ������ �� ���������� ������ � ������ (�������, 2008; �����������, 2010).

���������� ���������� ������ � �������-��� ������������ ������ ��������� � ����-����������� �������������� ������, �������-��� �������� ������, � ����� ������, ��� �� ��� ����������. ����� �� �������� �������-��� ��������� ����� ������� �������� ����-������� ��������, ����������� ������������-�� ��������� ��� �������� �������� (Valentine, 2006). ���������� �������������� ��������� ������������ ���������� �� ���� ����������� ���������������� �������� � ������� �����, ��-�������� �� ������� ������. ���������� ��-������������� ��������� ����� ���, �� ��� �� ��������,����������������������.�������� ��������� ����������� ��������� �� ��������-������, ������� �� � ������ ����������� ���� ������������, ����� ������� �������� � ��-������� ���������, ������� �������� ����� �� ������������� � �����������. ���� �������� ����� �������� �� ����� �����, � ����� �� ��-��� � �������� � �����. ������� �� ������� ������� ������, � ����������� � ����� �����. ����������� ����� ���� ��������� � �������-��� ������ � ������� ����������� ������� ���-����, �� �� ������ ����. ��� ������������ � ���� �� ���� ����� ���������, ������������� � ������������ ��, ��� ��� ������ (Valentine, 2006).

� ��������� ����� ��������� ����� �����-�� ���������������� � ������ ������ � ����, ��������������� � ������������ � ���������-���� ������������� ����� � ���������, ��-�������������� ��������, ������� ��� ����-��. � �������� ����� �������� ��� �������� �� ������ ��� ����������� ����������������� ������������ �����, �� � � �������� �������� �������� ����������� ����� (Elvin, 2007). ��� ����� ������������ ���������� ������ ���-����� ����� ���������� �������������� �����-������������� ������� ��� �������� ��������-��� �������� ������������ ��������������� ������������. ������ ������ ��������� ��-������ ����������� ��������������� �������-�����, ������������ �������� ������ �����-����� ��������� � ����������������� ������� ����� (Nell, 2009).

� 1990-� ����� �����, �������� � ������� �������� �������� ������ ������, ������ � ������ ������� ��������� �������������-�� ����������, ��� ����������, ������ � HighScope. �������� ������������, � ������� ������������ ��������, �������� �������� ���� ��������, ������ ��������� �����, ����-���� ��������� �������� �� ������������ ��-���� �������� � ������. ������� ����������� ��������� ������, ������������ ���������� �� ��������� ���������� ������ � �������� � �������� ������� � ������������� ��������� ���������� ��������������� ���������, ����-�������� �������� � ��������� ���������� �����, ������������� ������� �������������-��� �������������� ������������, �� ������-���������������������������������������-����� (Chen, 2017).

����������� ������ ������������ ������� � ���������� ���������� ������ �������� ����-������������ ������������ �����. ��������� � ������� ������� ������������ � ������� ��-������ ����������, � ��������� ����� ������-��� ����� ����������� ��������� ���������� ��� �������� ������ ������ � �������������-���, �����������, ����������� ������� �����-����� � ����������� (Fleck, 2013). ���������� ������������ �������� �������� � ����, ��� ���������� ���� ����������� �������������-���. �������� ������ ������������� �������-����� ��� ����������� ����������, ������� ����������������������������������������-��. �� �� ������ ������������ ����� �������� ������������ � ������� ������� ����� ����� � ������. ��� ������-������� ���������� ���-��������� ��������� � ������������ � ������-������ � ������������� � �������� ��������, � �� ������ ��������������� � ����� �������. ������ ��������� ������� �����, ���������-��� � ��������� ������ � ��� ������, ���� ��� ��������� ���������������� � ������ ����� �� �� ���������� � ���������� (Valentine, 2006).

�� ����������� ����� ����� ���������� ����� �������� ������ ������� ������, ����-��������� ��������� ����������, ���������-���� ��������� � ������������ ���������. �. ����, ������������ ������ �������������-��� ����������, ������� �� �������� � ��-�������� ������� ������������, ��������� � ���������� ��������� ��������. � ����� ��-������������ ������ �� ������ �������� ��-���������� ����� ��������������� �������. � ��������� �����, ����������������� ���-������������� ��������, ������� ���������� ������� �� ������ �������� ������������, �� � ������ �������. ��������� ���������-���-��������������������������������������-�� ������� � ��������� �������������� ��-������ �������� � ������������ ������������ ��������, ������ ������� � ������ ������ ��-��� (�������, 2012), ������������ ���������-�� �� ����������������� ����������� (������, 2018). ������ ����� �������� � ����������� ����� � ���������� ������������� ����� ���-��������� (������� ��� ������) ����� ��� ���-�����, ��������� � ��������� � ��������� ���-��������� (���������, 2019). ��� ��� �������� ������� ������ ���������� �������������� ��-����� � ��������������� ����������, �������-�������������������������������������-��������� ��� �������� � ���� �������� � ���.

������������� � ���������� �������

� ����������� ���� ���� �������� ������ ��������� � ����������, � ������� ������ ��-����� ������� ������������ ����� ��������, ��������� �� ������������ ��������, �������� ������ �������� ������ ���������� � ���-������ �� ��������. ������ �������� �������-���� ����� ������� � ��������� � ��� ������ ������������ ������������ � �������������� ����� �����. ��������� ����� � ���� ����� ���������� ��������� ����������� ����������-������� ������� ����� � ��������, � �������� �������� �������� ��������������� ������, ���������� ����� ����������� � �� �����-����� ��� �������� ��������� ��������� ���-����� ��� ���������� �������. ���������� ���-������ ������������� ��������, ���������� ��������� �� ���:

�� ��������������: �������������-����, ����������, ����-�������, ���������-�����. ������� ��� ������������ � �������� ���������� ������� ������� �� ��� ���� � ����-���� ����� ��������������.

�� ���������� ������������: ����-���������� ������, ������� ������. ������, �������������� ��������� ��� ������� ����� � �������� ������������, ��������� ��������-������, �������������� ������, ������������-�� ������������� �������� � ������������� �������� ��� �� ������� � ������� ������.

�� ���������� ����������: ����-����������, ������, ���������, ��������, ������������.

�� �����������������: ����������-��� (����-������) � �� 1 ��� �� ������, ����-��� ����������������� � �� ����� ������ �� ������, ���������� � ����� ������ (��������, 2016).

������� ����������� ����� ��������� ������������� �������� ��������, �������� � ��������� ������������ �� ������ �����. ���� 5�6 ��� ��� ����� ���� ������������� ���������� ������������, ����� ����������� � �������, �������������� �������� �������� ��� ������� ��������. ������� ����������� ����� ��������� ���������� ����������, ����-������������� � ����������� ���� � �������-��� ����������� ������������. ���� �������� ��������������������������������������-������� �����, �������� ������� ��� ������ ������������� �������� ������ ��� �������� (���������, 2013).

�� ���. 1 ������������ ����� ������������ �������. �������� ���������� ����������� � ����������� ������������, ������� �����-������ ��������, ������� �� ������ ������, ���������� � ������ ������. � ������ ������ �������� ����� ��������������, ������� ���-�������� ������ ����� �����, ������� ������� ������ ������ ��� ���������� ������������ � �����?�, �� ������ ��������� � ���������� � ���� �� �����������?�, ���� ���� ������ ��-����, ������ � ���������?� � �.�. ���������� �������������� ���� �������, ��� � ������-����� ��� ����, ���������� ��� ���������� �� ������. ������ ��� ������� ������ ������-����, ����� ���� ����� ��������� ���������-���, ����� ������, ������ ��� ������������ ������� �� �� ������� � ����� ���� ����������-�� ���������� ������������ ��� �� ��������. ������������� � �����, ����� � �����������-���� �������� �������, ������� ��������� ��� ��� ����������:

�������� � �� ����� ��������� ��-������� ������� ��� ����� � �������, ������-��� �������������, ��������-����������� (�� ��������� ��� �� �������), ���������� ��-�������, ��������. � ������ ������ �������� ������������� ������ � ��� �����. ��������� �������, ������ ��� �������� ����� ���� ���-��������� ��������� � ������ ����������� ������ ��� ������������ ����, ������� ����� ���� ���������� ������, ������� ������� ��-��� ��� ����� ����������� � ����������.

��������� � ����, ��������, ��������, ���������� ��������, ������������ �������-���� �������.

���������� ������������ � ����� ��-����, � �������� ������� ����� ���������� ������������ ���� � ������.

������� � ��������� �������, ������� ����� ���� ����������� ������ ����� ��� ��������� ���������� ������������ � ����-��� ������������ � ���� ���������� ������� �����.

����� �������

����������� ���� ������� � ��� ���� ��-�������� ������ ����. �� ������ ���������� ���������� � ������������ ������������, ��-���������������,����������������������-�����, ����������� �������� �������. ������� ���������������������������������������-��� (�����������, ����������, ����������� ����������,���������������������,������-������������������),��������������������, ����������, �������, ������� ������������� ���� � ������������ ������� ������������ �����. ������ �����, ����������� ��������� ����� ������, ���������� ���� ����������-�� ����� �� ���������� ������� � �������-����, ����� ����� �������� �������. ������ �� ��������� ����������� �����������, ���-���� ������������� � ������ ������������ ��� ����������� ������������� � ������� �������-�����: �����, ������, ���������, ����������-��� �������, �������, ����������� ��������� � �.�. ����� ��������� ���������� ���������� ���� ��������� ������������, ��������� ����-��� ����� ���������� �� ������ ������������ ��������, ��������, �������������� ��� ��-����������, � ����������� ��� ������������� ������������� ������� ������� �������� � ��-�������� ����������.

������������������������������������� ����������� � ���������. � ���� �������� ���� ����������� ����� ���������� ��� ����������-��� ��������� �������� ������ �����. ������ �������� ����� ������� � ���� ������� �����, ������� ������ ����� ������� �� �������, ���-��������� ����� ������ � ������ ���������� �������. ���� ����������� ����� ��� ����, ���-�� ����������� ������ ��������� ��������� ����� ������������ � �������������� ������, ��� �� ������� ��� ��� ���� ������, ��� ����-�� ��� ������ � ���� ���������. ����������� ������� �� ������ ����� ���� ������� � ����-������ ������������ ����� ���������� ��� ��������� ����� �������������. ���� ���� ���-���������, ������ �����, �� ����� ���������� �������, ������� ������ ������� ���������� ��� �����������.

���� ��������� ����� �� �� ����, ��� � ���� �����������, �� ���������� ������ ���-���� �������� �����������, ������ �� ������-�������� �����, ������� �� ���������� ������ � ������� ������ ��������. ����������� ��-��������, ���� �� �� ������� ����� ����, ��� ����������; ����������� �� � ������������ �������� ������ � ��������. ������������� ������� ����� ����������������� �� ��������-�� ���������� ������ � ������. ������� ���-��������, ����� ����� ������ ���� �������� ��������� �����; ��� � ������� �������� ��-������������� �� �����; ����� ������� � ���-������� ������� ������� ���������� �������-�� � �����, � ��������. ���� ������ ��������� ����������� ��� ������������ ���������� ��-���� � ������. ����� ������� ������������ �� ���. 2.

������������ ����� �������� ��� �������� ���������� ��������������� ��������, ������-�� ����� ��������� ���������� ���� �������, �������� ���������� ����������� �����, �� ��-����� �������� � ��������������� ���������-��. � ������ � ������������� ����� ���� ���-�������� ������� ��������� ��������:

������� � ����������������� � ��-������������ ������� �� �������� ��������, ��������,��������������,�������������� � �������� �������������������, ���������� ������, �������� ������������, ������� ���-���� ����������, ������������������, �����-����� ��������� � �.�.

������� � �������, ������������ �� ���������� ������ ������������ � �������, ���������� � �� ���� � ����� �����. � ������ ���������� ����� �������� ���� ����� �����-���� ������ � ������ ��������� � ����������� �������, ������� ���������� ����� � �������-���, ����������� ����� ���� ������� � �����-�������� ���������.

��������� � �������, ������������ �� �������� ���������������� ������������� � ���������� �������� � ������������ ����-��� � �����, � ����� ��������� � ������������. �������� ����� �������, ���� ����� ��������� �����, ����� ���������, ������������ ������� (�����, �����, ������������ ������� � �.�.), ��������� � ��������� ������������ �������� ������, ����������������, �������� �������� � ���������.

��������� � ���� ����� � �������, ��������� � ��������� ������������ ������-���. � ������ ���������� �������� ������ ��-������ ���� �������� �������� � ��������� ����������, �� ��������� (�����������, ����-��� ������). ������� ����� ������ ���������� � ����-������� ��������, ����� ���� ��������-������ ������������� �������� ��� ���� �� ��-����� ������������� ���������.

������ � ���������� �������, ������-��� � ������������ ������������� �����, ��-�������� ������� ����� ���� ������������ ��� �������, �������, ���������, ����� ��������� ��� �������� �������.

��������������� ��������������� � ���������� �������, ��������� � ��������� ������� ������-���� �������. ������� ���-��� �������� ����� ���� ������� � ��������-��� � ��������� (����� ���, ���������, ���� ������ � ��.), � �������� ������� ���������-�� �������� �������� � ������ ������� � ��� �������, ������������� ������������ ������� � ��������� ���������, ������� ���������� ���������.

���� ������� ������ � �������� ������������

� �������� ����������� � �������������� ������ ������ �������� ������������ ���-������� ��������, ����������� ���������� � �������� ������� ������������� �����. ���������� �������� �������� ���������� ��-���� �� ������� ��� ������ ���������� ����-�� ������������ � ����� ���� ����������� � ������������ ������������ � ������ �����-����� � ������������ ��� ������.

����� ������� ���������������� ������ ����������� ������ ����� ����� �����������-��� ����. ��������� ������ ����� ���������-����� ��������, �� � ���� ����� ������� � ���-�������� ������ �� ����. ���������� ���� � �������� ��������� ����������, ������� ��-��� ����������, ���, ���������� ������, ��-��������� ������ ����� ������ �� ��������� �������:

��� ����� ������� ������������� �����?

������ ����� � ��� ����� � �������?

��� �������� ������� � �����?

��� ����������� � ������ �� ����� � ��� ��� ������, ��� � � ������� ���� ��� �������?

������ ���� ������ ����� ������-�����?

��� ������� �������������� � ������ ���-����� ������������ � ������������� �� ����-�������� �������������� ������������. ���� ������� ������������� ����� ����� �������, � � �� ������ ����� ������� ��������� �����-��, ��������� � ������ ��������, ���������� � ������� ����� �������, ������� ������������-�� ���������, ������ ������, ������� ����� � ����������, ���������� ����������� ����-���, ���������� ���� � ���������� ��������-��� ����� �� ������� ���� � ��������� � �.�. �������������������������������������� ������� ������� ������������� �����:

���� �� ����� (�������-�����).

������� �������.

���� ������� � ����� �����.

������� ��������.

������� �� ������ �� ��������� ������-�����, ���� �������� ����������� ������, ��������� ��������� ��������, ����� ���-��������� ����������� ������, ��������� ��-�������� �� ���� ������� ������ � ���� � ���-��������� ������������.

������ ����� �� ������

������ ����� ���� ���������� � �������-������ �������� � �������� ����������� ���-�����. � ������������ � ����������� ������-������� ����������� ������� �������� ����. � ������ ������ �� ������� �� ������ ���� ��-��� ������ ����� ��������� ������:

������ ����� �����-������ � �� ���-������;

������, ��� ������ ���� �� �����, ����� ��������� �� ������������ (���������, �����, ������, ����, �������);

������, ��� ���� ����� ��������� ����-��� � ����� (���� �� ������������, ������ ��-����������������,���������������������-���� ������� � ��.).

���������� � ��������� ������������ �� ��-����� ������ �������������� ����� ����� ��-�������� ���� ���������� �������, ����������-���� � ��������� ������:

� ������ ����������;

�������������� ����, ������ � �����-������ �� ����;

����������� ������� (�� ���������-��� ���������);

��������� � ����� (��� ������, � ����� �������);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ������������ + ������ � ������ �������.

����������� ������ �� �������� � ��-����������� ���� ������� ����� � ������� ������������� ����� ����������� �� ������-��� ������������:

����������� ������ ����� �� ����� (������, ����, ���������, ����� � ���������). ����� ���� ����������� �� ������� ������� ��������� ��������-������;

���� � ��������� ����;

����-���������;

����-������� (���� �����).

�����������������������������������-������ ������ � ����� �����, �� ��������� � ������� ��������� ���������� ����� �� ����-��� ������������ ������������. ��� � ����-������ ������, ��� ���� ���� ���������� ��-����� ������ � ��������� ������� ������ �������, ��������� ������� �� ��������� �� ������������, ������� ������� ������� � ��-����. ������ ������� ������� ������������� ����� ����� ������ ������� ����� ������ ��-���, ����������� ����� ������ ������������ �� ������ �������, ��������� ������� ����� ������, ��������� �������� � �������, ������� ������� ����� �� �������� ��� ��� ��������.

���. 3

������� � ������� (��������� ��������), ������� ������� ������� � ���� � ������� ��� ��� ��������, ����� �������� ����� �����-�� � ������, ����������� ���� ����� � ������ ��� �������� ������������� ������ �������. ������ �������� � ����� ������� (����� ����� ������� ������������ �� ���. 3). ����������� ����� ���������� ���������� ����� �� ���-���� � ����� ������, ��� ��� �����, ������ ��� ����� ���������� � ��� ���� ��������� ���-��� �����. ����������� ���������, ��� �� ���� ����������� ������������ ��������� �����, ������� ��������� ������� � �����. ������ � ��������� ���� ������ ������ � ������ �����-�� � ����������, � � ������ ������ �� �����-�� ���������� ��� ������������ ���, ��� ����-��. ����� ������� ���������� ���������� ���� ��������� ������������ � ����������� �����, ������ � ��������� �������. ����������� �� ������ ���������� ����� ���������� ��� ���-������, ������� ����� ���� ����������� ��-����������� ����� ���������, � ����� ����� ������ ����� (��������, 2020; �������, 2020).

������ �������� ��������

������ �� ������ ���� ����� ���� �����-����� � ������������� �������� � �������� ��������. �������� ������� ��� ����� ������ �������� ����� ������� �������, �� �������� � ��������������. ������� � ������ ���� � ��-���������� ������ �����. �������� � �������-������ ������ �������, ����������, �������-��, �� ������ �����������, ����� ������ ������ ��������� ��� ���� �������. ������� � ���-����� ���� ����� �������� ����� ��������� �������������� �������: ���� ���� �� ����� ����� ���� � �������?�; ���� �������: ���� ��� �������?�; ������ ������ ���� ������, ������-���, ������� ��������?�; ������� ����������� ������ ������, � �������������� ��������?�. ����� ������� �� ��� � ������ ������� ������ ����� ��������� ������������. ������� ��� ������ �������� ���� ������� ������� ���-��� ������ ��������� ��������������� � ���-����������� ������ � �� �������� ����������� ��������, ������ � ���������� ���� � ������ �� ��������� ���������� � ������ �������-������� �����. �������� ������� ������� � ��-����������� ����� ����� ����� �� ���������-��� ������������ ������������:

��������� ������� ������� � ��������;

������������ � �����, �����������, ����������� � �.�.;

������� ������� ������� � �������, ��������� �����;

� ���������� � �������� �������.

����� ���������� �������� ������ ������� � ����������, ��������� � ������, ������-������ ������������ �� ������� � ���� ������ ����������� �� ����� ������ �������. ������ �� ���� �����������, ������������ � ����� ���-����, �������������� ����� ������� ������, ����������� �� 24 ������ (6 �� ����������� � 4 �� ���������). ������������ ���� � ��� ��� ������ � ������ �������, �������������� ���� � ����������� ������ �� �������� ���-���� ���� ������� ������� (����� ����� �����-�� ������������ �� ���. 4). � ������� ������ ��-���� ���� ��������� � ��������� ����� ������� ��������������������������������������-��, �� ���� � ������ �������. ������ ���� ������ ������ ����� �������� ������ � ���-��� ������������, �� ������� ������ ���� ���-������� ������� ������� � ��������� �����, ��������� ������ ������� ����� ��������� ��-�������� � �������� �������. ������ � ������ ������� ����������� � ���������� ���������� ������ ������ � ������������ � ����� ������-���� �� �������. ������ ����� ��������� ��-�����, ������� � ���������, ��������� ������ � ���������� ���� ��� � ������������ � ����� ������. ��������, ��� ������ ������ ���� ���������� � �������� ����������, � �� ���-��� ���� ������� ��� ������ � ������������� ��������� ������. � ������ �� ����� �������, ��������������� ����� ���, ����������� ��-��� ������� �������� ����� ���� ��������, � ���-�� ��������� �������� ������� ��� ���������. ������ � ������ ������� ����� ��������� ��� ����� ������������ �� ������� (������, ������, ������������ ������������), ��� � �� ����� ��-������������� ���� �����, ��� �������������� ������ �������� � �������������. ���� ����� ��������� ������� � ����������� ������, ����� �������������������������������,������-��� ���� ����������� ������� ���� ��������� �� ��������, ����� ������ ������� ������ � ���� ���� ��������� ������ �� �����. ����� ��-���� � ������ �� ���������� ����� ������� ��-����� �� ������������ ����������� ���������� ������������ � ���������� ������������ ��-���� �� �������� �������������� �����.

������ ����� ������� � ����� ������� ������������� ������

���� ������� ������� ����� �� ������ ����-�������� ��������������, �� � �������������. ��� ���� ����� ���������� � ������������ ���� ������� ������������� �����, ������ ������ ��������������� ������������� ����-��� ��������� ������� �� ������, � ����� ��-����� ������� ����� � ���������� �������. �������� ������, �� ��������������� �� ��-��� ������� � ����������� ������ ��������� �� ������ �������� ������� ��������� �����-���� ������-���������:

���� ������� ������� (���������) � ������� ����;

������� �������� ���������� � ���� ������;

������ ��������� ����������� � ��-���������� ��������;

������ ������ ������� � ��������� ��������.

���������� ������� ������� �������� ��� ����� �������� ����������� ��������. ������ �������� ����� ����� ����� ������ � ������ �������, ������� �������� ���� ����-��-��������� � ��������� ����� ��� �������-��������� ���������� ������ �������� ���-����� � ������ ����� ��� ������ ��������, �������� ������, ���������. ���������� ��-����� ����� ���� ������������ �� ����� ��� �����, � ����� ���������� ����������, ���-��� ������ � ����� ����� � ��� �����. ����� ������� ���� ��� ������������ � �������� �������, ����� ������� �������� ����� ���-��, ���� ���� ������ �������� �������� � ����� �������������, ������� ����������� � ������� ������������� ����� � �� �������-���, ������ ���� � ������� ���������, ����-������ ������� �����. ������������ ������ �� ���������� ������� ����� ������������-�� ����������� ����������� �����, ������� ������ �������� ��������� ��� ���������� � ������ � ������������ ��������� � ������ ����� (����� ����� ������� ������������ �� ���. 5).

� ������ ��������� ������� ����� ������-�� �������� ���������, ������������ ���-��� ���� �����, ���������� �������� ��-�������� �� ���� � ���������� ��� ����� ��������� ������������. ����� ����� � �����-��� ��������� ������� ������ ����� ���� ��-����� ������������ �����, ������� � ������, �������������� ���������� ������ � ������-��� �������� (����������, �����, ���������, ��������������� � �.�. ���������� ������� ����� �������������� ��������� ���������, ����� ��� ������������� �������, ���������-����� ������� ����� �������� �� ���������-��� � ��������� �����: ������ �������� ��� ����������, ��������� �������� � ������� ����������, ���������� � �.�.

������ ����� ������� ��� ������� ������������

��������� � ������������ ��� ������ ��������� ������� ��� ���������� ������ ��-������ ����, �� ����������� ������� ������-�� ����� ����� ��� ������������ ����������� ����������� ���� ������. � ������� �� �����-��������� �������������� �������� ��� ����-��� �����, ������������ ������� ���������-��� ����� ����������. ������� � �������� ����� ���� ���������� �������� ��������� �������-�� ����������� ��������� ����� ����������� ��������� ��� ������. ���������� �������-��� ������� ���������, ������� �������� ��� ����, �������� ��� ��������� � ����������� �������� �������������:

������;

������ ����;

�����;

������� ��������;

������������ �����;

������ �����.

����������� � ������������ ������� ���-��� ���������� �������� ��������� �������� ������� ��� �������� ������������ � ������-�������� ����� ������� ������������. ��� ���������� ������� ��� ����� ������� ����-�� ����� ������� ������ ������������ � ���� ���������� ������������ �����. ������� ��-��������� ��� �� ����� ������������ ������ ��� ������ ������������, �� ��������� ���� ������� � ��� ����������� ������ ����������-���� � ���������� ������������ ������. ���� ����� ������� ����� ��������� ������������ ������, ������������ � ������ �� ���� �� ��-������ ������.

��������� ������ �� ��������� �������� ������������� ������������ ������������ ��-����������, ���������� �������� ��������-�������������,������������������������ ���������� ���������� ������� ��� ������:

��������� ������� (������, �����, ���);

�������� ����� (������������ �����, ������ �������);

�����-���� (������� ����� ������� ������ ��� ���������� ���� ��� ����������� ������ �������);

���������� �� �������� (��������, ��-����, �����);

������ �� ��������� (������);

������� (�������, ������, ������).

��� �������, ������������ ������������ ��������������������������������,���������������� ������� � ��������. �������, ��� ������ ����� �� ��������� ���� ������� ��-��� ������� � �� ������ ������������:

� ������� �� ���������� (���������, ������);

������������������;

����� (������� ��� �������);

������� �����;

������������� ������;

�������������� ���������� ������;

������;

���������� � ������������;

����� �����������;

������������ ����������� ��������;

�������-��������� � �.�.

���������� ������������� ���� ������-������ ������������ �������� �� ������ ����-���� ��������� ����� � ���������� �������, �� ����� �������������� ����� �����������-��� ��������� �������. � ������ ����� ���� ������� ����� ��������� ������� ��� �����-�� ������ ������ ����� ��������� �������� � �������� ������������ �������� ���������� �����, ����������� � ��������� ������������, ������������ �������������. ������������ ����� ������������ ������������ �������-���� ����������� ��������� � �������� ��-������������ ����������. ���� ����������� ������� ����� ���� �������� ���������� �� ������ � ����� ����� ������������ �������-�� ��������, �� � ����������� ���������� ��-���, ����������� ��� ����� ��������������� �����������.

����������

���������� ������� ������������� �����-����� ������ � ����������, �� ������� �����-���� � ����� �������� � �������� �������� ������������ ����������� �����������, ��-����� ������� ����� �������������� ���-������� ������ �������������� ����������. ������� ������� ������ ������� � �������-���������������������������������������, �� ������������� ����� �������� ��� �����-��� ���������� ��������������� �������� � ����������� �������������� �������� � ����� � �������� ������� � ���������� ����������-�� �� ����. ���������� ������, ������� � ������ ������ ��������, �������� ���������� ��������� ��� �������� ������ ������������ ������� ���� ������� ������������, ��������� ��������, ������ � �������� �������� ��� ��-����� ��������. ������ ��� �������� ����� �������������� ������������ � ������� ��-���� ������������ ������������, ���������-��� ����������� � �������������� �������. ������������� ������ ����������� � ������-����, ����������� ������� � ������������ �������. ����� �������, �� ��������, ��� ���-������� ����������� ��������� ������������ ������������ ����� �������������� ����-����� �������� ������� ����� �������� � ��������, � ����� �������� � ������������ �������, ����������� ��� ����������� �����-���� ��������. n

���������� �� ������

�������� ����� ����������, ������������� ��-����� ����������� � ������������ �����������, ��� ��� ���������� ������� ������������ �����-�����������������������������(�������,������), ORCHID: 0000-0003-1883-8402, cuclitsa@mail.ru

Information about the author

Elena V. Shakirova, teacher of the Department of preschool and inclusive education, State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Ivanovo Region �University of Continuing Education and Innovation�, Ivanovo, Russia, ORCHID: 000-0003-1883-8402, cuclitsa@mail.ru

����������

1.

����������� �.�. ���� ���� � ��������� ����������� (� 150-����� �� ��� ��������) // ��� � ������: ���������, ��������, ��������. � 2010. � �4. � �. 93�106.

2.

������� �.�. ������� ��������� ����� ���� �� �������� ��������� � ������ � ������ ����� XX ���� // ����������� � ������������. � 2008. � �2. � �. 242�247.

3.

������� �.�., ������� �.�. ��������� ��-���������� ������������. � �.: �������-������, 2014. � 64 �.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

�������� �, �������� �., �������� �. ������ ������. ��������� ��������� ����� // ���������� ����������. � 2020. � �10. � �. 10�15.

5.

������ �.�. ������� ����������� �������-������� ���������� �� �������� ����� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2018. � �1(83). � �. 61�67.

6.

�������� �.�. ���������� ��� ����� ���-��: ������ ������ � ��� ���� ������ � ��������-��� �������� ������� � ���� // ������� �������� ���������������� ������������. ���������. ����������. �����������. � 2018. � �44. � �. 269�277.

7.

���� ��. ���������� � ����������� / ���. � ����. �.�. ������������, �.�. ����������, �.�. ���������. � �.: ����������-�����, 2000. � 384 �.

8.

������ �.�. ���������������� ������� � ��������������� �������� ���������� ����������� // ���������� ����������. � 2017. � �6. � �. 86�89.

9.

��������� �.�., ����������� �.�. ��������� ������������ � ��� ������������� ����-��� � ���������� ����������� // ��������� ������-�������� ������. � 2013. � �2. � �. 189�193.

10.

���������� �.�. ��������� ����������� ����� ����: ����������������� �������� � ����� // ������� �������� ���������������� ����������-��. ���������. ����������. �����������. � 2019. � �51. � �. 98�106. DOI: 10.17223/1998863X/51/10.

11.

������� �.�. �������������� ���� �. ���� � ��������� ����������� 1920-� ��. // ����������� ��-������������ �������. � 2011. � �3. � �. 7�11.

12.

������ �. ��������� ������ � ����������� ���������������������//��������������������. � 2018. � �8. � �. 87�94.

13.

������� �.�. ����� ����� ���� � ����-���������� ����� ��� ������ �������� �� ���� // �����������������������������������. �2019. � ������ �3. � �. 95�101.

14.

��������� �.�. � ������ � ������� ���-��������� ������������ ����������� // �������� ������������ ��������������� �����������. � 2019. � � 64. � �. 133�135.

15.

����������� �.�. ����� �������� � ���-���������� � ���������� �������������� ������ � �������� // ������� �����������. � 2010. � �4. � �. 307�318.

16.

������� �.�. ���� � ��������� // ����-������� �������� �������������� ���������� � �����������������. � 2012. � �1. � �. 133�141.

17.

�������-���������� �. ��������� ��-���������� � ���������� �����������. ������-������������ ������� ��� ���������. ���� ��. � �.: ������������ �����������, 2018. � 112 �.

18.

�������� �.�. ������� ���������� ����� ���� �� ����������� ��������������� ������� // ������� ���. � 2009. � �2. � �. 41�46.

19.

�������� �.�. ��������������� ���-�� ����� ���� // �������� ������������ ����-�������. � 2013. � �2. � [����������� ������]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/nerealizovannaya-mechta-dzhona-dyui (���� ���������:15.10.2020).

20.

�������� �.�. ����� �������� � ������-������� ����� ����������� ���������������� ���-����� � ���������� ��������������� ���������� // ������� ����������� ����������� ���������. � 2016. � �3. � �. 86�90.

21.

������� �., ��������� �., ������� �. ����� ������� ������. ��������� ��������� ����� // ���������� ����������. � 2020. � �9. � �. 10�20.

22.

Chen J. Jennifer, Hui Li & Jing-ying W. (2017) Implementing the Project Approach: A Case Study of

Hybrid Pedagogy in a Hong Kong Kindergarten // Journal of Research in Childhood Education, 31(3), 1-18. DOI: 10.1080/02568543.2017.1309479.

23.

Elvin P., Maager E., Simonsen B. (2007) How dothedinosaursspeakinEngland?Englishinkindergarten // European Early Childhood Education Research Journal, 15 (1), 71-86.

24.

Fleck K. Bethany, Michelle D. Leichtman, David B. Pillemer, Laura Shanteler (2013) The effects of documentation on young children�s memory // Early Childhood Research Quarterly, 28(3), 568�577. DOI: 10.1016/j.ecresq.2013.03.001

25.

Hein G.E. John Dewey and Museum Education // Curator. 2004. Vol. 47, No 4. pp. 413�427.

26.

Martin J. The Education of John Dewey. New York: Columbia University Press, 2003. 595 �.

27.

Nell M. (2009) Using the Integrative Research Project Approach to Facilitate Early Childhood Teacher Planning // Journal of Early Childhood Teacher Education, 30 (1), 79-88. DOI:10.1080/10901020802668126

28.

Valentine M. (2006)TheReggioEmliaApproach to Early Years Education. Glasgow: Learning and Teaching Scotland, 44 p.

References

1.

Belocvetova E.M. (2010) Dzhon D�yui i filos-ofiya pragmatizma (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya) [John Dewey and the Philosophy of Pragmatism (on the 150th anniversary of his birth)]. SSHA i Kanada: ekonomi-ka, politika, kul�tura [USA and Canada: Economy, Politics, Culture]. 4, 93-106.

2.

Chen J. Jennifer, Hui Li & Jing-ying W. (2017) Implementing the Project Approach: A Case Study of Hybrid Pedagogy in a Hong Kong Kindergarten // Journal of Research in Childhood Education, 31(3), 1-18. DOI: 10.1080/02568543.2017.1309479.

3.

Dewey J. (2000) Demokratiya i obrazovanie / Per. s angl. YU.I. Turchaninovoj, E.N. Gusinskogo,

N.N. Mihajlova [Democracy and education]. Moscow: Pedagogy press Publishing, 384 p.

4.

Dzhohadze I.D. (2018) �Pragmatizm kak obraz zhizni�: Hilari Patnem i Rut Anna Patnem o filosofskom nasledii Dzhejmsa i D�yui [�Pragmatism as a Way of Life�: HilaryPutnamandRuthAnnaPutnamonthephilosophical legacyofJamesandDewey].VestnikTomskogogosudarst-vennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [BulletinofTomskStateUniversity.Philosophy.Sociology. Political Science]. 44, 269�277.

5.

Elvin P., Maager E., Simonsen B. (2007) How dothedinosaursspeakinEngland?Englishinkindergarten // European Early Childhood Education Research Journal, 15 (1), 71-86.

6.

Ezhkova N.S. (2017) Individual�nost� rebenka v obrazovatel�nom processe doshkol�nyh organizacij [The individualityofthechildintheeducationalprocessofpre-

school organizations]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool education]. 6, 86-89.

7.

Fleck K. Bethany, Michelle D. Leichtman, David B. Pillemer, Laura Shanteler (2013) The effects of documentation on young children�s memory // Early Childhood Research Quarterly, 28(3), 568�577. DOI: 10.1016/j.ecresq.2013.03.001.

8.

Gur�ev S.V. (2018) Vliyanie sovremennyh in-formacionnyhtekhnologijnarazvitie5detejdoshkol�nogo vozrasta [The impact of modern information technol-ogies on the development of 5 preschool children]. Sovremennoedoshkol�noeobrazovanie.Teoriyaipraktika [Preschool Education Today]. 1(83), 61-67.

9.

Hein G.E. (2004) John Dewey and Museum Education. Curator. 2004. Vol. 47, No 4. pp. 413�427.

10.

Kil�dyusheva A.A. (2019) Filosofiya obra-zovaniya Dzhona D�yui: eksperimental�naya ploshchad-ka � muzej [John Dewey�s Philosophy of Education: an experimental site-Museum]. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [BulletinofTomskStateUniversity.Philosophy.Sociology. Political Science]. 51, 98-106.

11.

Kniazev E. (2018) Stanislav SHatskii i stanov-lenie doshkolnogo vospitaniia [Stanislav Shatsky and the formation of preschool education] Doshkol�noe vospit-anie [Preschool education]. 8, 87-94.

12.

Kumskov V.V. (2011) Pedagogicheskie idei D. D�yui i sovetskoe obrazovanie 1920-h gg. [D. Dewey�s pedagogical ideas and Soviet Education of the 1920s.]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 3, 7-11.

13.

Markina A.I. (2019) Vklad Dzhona D�yui v pedagogicheskuyu mysl� SSHA pervoj poloviny 20 veka [John Dewey�s contribution to the pedagogi-cal thought of the United States in the first half of the twentieth century]. Problemy social�nyh i gumanitar-nyh nauk [Problems of social sciences and humani-ties]. 3, 95-101.

14.

Martin J. (2003) The Education of John Dewey. New York: Columbia University Press, 595 p.

15.

Molchanova E.V. (2019) O plyusah i mi-nusah cifrovizacii sovremennogo obrazovaniya [About the pros and cons of digitalization of modern educa-tion]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya [Problems of modern teacher education]. 64, 133-135.

16.

Nell M. (2009) Using the Integrative Research Project Approach to Facilitate Early Childhood Teacher Planning // Journal of Early Childhood Teacher Education, 30 (1), 79-88. DOI:10.1080/10901020802668126

17.

Penkovskikh E.A. (2010) Metod proektov v otechestvennoi i zarubezhnoi pedagogicheskoi teorii i praktike [The method of projects in domestic and foreign pedagogical theory and practice] Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow]. 4, 307-318.

18.

Petrova E.I. (2012) Deti i komp�yuter [Children and the computer] Filosofskie proble-my informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva [Philosophical problems of information technologies and Cyberspace]. 1, 133�141.

19.

Rajhert-Garshkhammer E. (2018) Proektnaya deyatel�nost� v doshkol�noj organizacii. Uchebno-prak-ticheskoe posobie dlya pedagogov. FGOS DO [Project activity in a preschool organization. Educational and prac-tical guide for teachers. FSESPE]. Moscow: National edu-cation Publishing, 112 p.

20.

Rogacheva E.Yu. (2009) Vliyanie pedagogiki Dzhona D�yui na ital�yanskuyu obrazovatel�nuyu reformu [The influence of John Dewey�s Pedagogy on the Italian Educational Reform]. Vestnik MGU [MSU bulletin]. 2, 41-46.

21.

Rogacheva E.Yu. (2013) Nerealizovannaya mechta Dzhona D�yui [John Dewey�s Unrealized Dream]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 2. URL:https://cyberleninka. ru/article/v/nerealizovannaya-mechta-dzhona-dyui.

22.

Rudakova L.S. (2016) Metod proektov � in-novacionnaya forma organizacii obrazovatel�nogo proc-essa v doshkol�nom obrazovatel�nom uchrezhdenii [The projectmethodisaninnovativeformoforganizingtheed-ucational process in a preschool educational institution]. Vestnik Prikamskogo social�nogo instituta [Bulletin of the Prikamsky Social Institute]. 3, 86-90.

23.

Valeeva L.A. (2008) Vliyanie koncepcii Dzhona D�yui na razvitie didaktiki v Rossii v pervoj treti XX veka [The influence of John Dewey�s Concept on the Development of didactics in Russia in the first third of the XX century]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development]. 2, 242-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.

Valentine M. (2006)TheReggioEmliaApproach to Early Years Education. Glasgow: Learning and Teaching Scotland, 44 p.

25.

Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2014) Proektnaya deyatel�nost� doshkol�nikov [Project activities of preschool children].Moskow:Mozaika-sintezPublishing,2014.64p.

26.

Veselova S, Kirikova S., Hrestina S. (2020) Doroga Pobedy. Kalendar� obratnogo scheta [Victory Road. Reverse invoice calendar]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool education]. 10, 10-15.

27.

Yaremchuk S., Ivanickaya E., Ivanova L. (2020) Pesni Velikoj Pobedy. Kalendar� obratnogo sche-ta [Songs of the Great Victory. Calendar of the return in-voice]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool education]. 9, 10-20.

28.

Zhienbaeva S.N., Syzdykbaeva A.D. (2013) Proektnaya deyatel�nost� � kak innovacionnyj fenomen v doshkol�nom obrazovanii [Project activity as an innova-tive phenomenon in preschool education]. Sibirskij ped-agogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2, 189-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.