Научная статья на тему '«Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности'

«Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский сад / график работы / историческая ретроспектива / семейный график / потребности родителей дошкольников / kindergarten / work schedule / historical retrospective / family schedule / needs of parents of preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Людмила Михайловна, Ерофеева Тамара Ивановна

В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций. Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования. На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобуева Людмила Михайловна, Ерофеева Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Family Schedule” in Kindergartens: Historic Background and Challenges of Our Time

This article analyzes the development of public and government requirements to definition of duration of work of kindergartens for all period of existence of system of early childhood education in Russia. The results of the monitoring of the attitude of preschool teachers to the introduction of “family schedules” in modern kindergartens, reflecting the advantages and risks of innovation associated with meeting the needs of families in the baby-sitting, as well as the successful solution of educational problems by the joint efforts of the family and kindergarten are presented. The article describes the possibilities of the current regulatory framework for creation of variable working hours of early childhood educational organizations. The purpose of the study is to determine the reasons and nature of changes in the operation of early childhood institutions in a historical retrospective. The research was based on the experience of the first Russian kindergartens, legal framework defining the work of early childhood institutions during the XX century and at the present stage of development of early childhood education, the results of the survey of 3415 teachers of preschool groups of 22 regions of the Russian Federation, and review of the studies related to the problem under study. The results of the retrospective analysis of the reasons for the change in the duration of work of Russian early childhood institutions during the whole period of their existence, have been presented. It has been revealed that the work regime was determined by the goals of the kindergarten to ensure the full development and upbringing of the child in different historical periods and reflected the leading trends in the country’s social and economic development and the State’s desire to involve women in active social and productive life. This ensured the normative approval of the variation in the work schedules of kindergartens (pre-school groups) depending on the location, needs and demands of families, which is a distinctive feature of modern public early childhood education. Based on the results of the monitoring of teachers’ opinions on the increase in the time of stay of children in kindergarten, possible risks associated with the reduction of the time of communication between parents and children were identified. Today some parents tend to increase the working hours of the kindergarten as they are not ready to communicate with the child, because of their own parent’s failure. The desire of parents to “build up” the schedule of work of the kindergarten, to correlate it with personal needs is often associated with a lack of understanding of the essence of educational work. Tendencies of interaction of teachers with families in order to draw attention of parents to the importance of dialogue with the child have been defined.

Текст научной работы на тему ««Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 37.013.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10059

Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И.

«Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности

Волобуева Людмила Михайловна*, Ерофеева Тамара Ивановна,

кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (Москва, Россия)

В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций. Цель исследования - в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 341 5 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.

На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.

Ключевые слова: детский сад, график работы, историческая ретроспектива, семейный график, потребности родителей дошкольников.

Для цитирования: Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности // Современное дошкольное образование. -2019. - №6(96). - С. 58-69. DOI: 10.2441 1/1997-9657-2019-10059 Материалы статьи получены 14.09.2019.

* Контакты: volobuevalm@mail.ru

UDC 337.013.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10059

"Family Schedule" in Kindergartens: Historic Background and Challenges of Our Time

Lyudmila M. Volobueva,Tamara I. Erofeeva,

Department of Preschool Pedagogy, Moscow State Pedagogical University (MSPU), Moscow, Russia This article analyzes the development of public and government requirements to definition of duration of work of kindergartens for all period of existence of system of early childhood education in Russia. The results of the monitoring of the attitude of preschool teachers to the introduction of "family schedules" in modern kindergartens, reflecting the advantages and risks of innovation associated with meeting the needs of families in the baby-sitting, as well as the successful solution of educational problems by the joint efforts of the family and kindergarten are presented. The article describes the possibilities of the current regulatory framework for creation of variable working hours of early childhood educational organizations. The purpose of the study is to determine the reasons and nature of changes in the operation of early childhood institutions in a historical retrospective. The research was based on the experience of the first Russian kindergartens, legal framework defining the work of early childhood institutions during the XX century and at the present stage of development of early childhood education, the results of the survey of 341 5 teachers of preschool groups of 22 regions of the Russian Federation, and review of the studies related to the problem under study. The results of the retrospective analysis of the reasons for the change in the duration of work of Russian early childhood institutions during the whole period of their existence, have been presented. It has been revealed that the work regime was determined by the goals of the kindergarten to ensure the full development and upbringing of the child in different historical periods and reflected the leading trends in the country's social and economic development and the State's desire to involve women in active social and productive life. This ensured the normative approval of the variation in the work schedules of kindergartens (pre-school groups) depending on the location, needs and demands of families, which is a distinctive feature of modern public early childhood education. Based on the results of the monitoring of teachers' opinions on the increase in the time of stay of children in kindergarten, possible risks associated with the reduction of the time of communication between parents and children were identified. Today some parents tend to increase the working hours of the kindergarten as they are not ready to communicate with the child, because of their own parent's failure. The desire of parents to "build up" the schedule of work of the kindergarten, to correlate it with personal needs is often associated with a lack of understanding of the essence of educational work. Tendencies of interaction of teachers with families in order to draw attention of parents to the importance of dialogue with the child have been defined.

Keywords: kindergarten, work schedule, historical retrospective, family schedule, needs of parents of preschoolers.

For citation: Volobueva L.M., Erofeeva T.I. (2019). "Family schedule" in kindergartens: historic background and challenges of our time. Preschool Education Today. 6:1 3, 58-69 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1 997-9657-2019-10059 Original manuscript received 14.09.2019. * Contacts: volobuevalm@mail.ru

Введение

В современном мире дошкольное детство признано «сензитивным периодом», во многом определяющим последующее развитие личности человека. «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития», - писал отече-

ственный психолог Л.С. Выготский (Выготский, 1982. С. 252), идеи которого лежат в основе практически всех современных систем дошкольного образования.

Конституционным правом каждого российского ребенка является доступность и бесплатность дошкольного образования, которое реализуется родителями, имеющими преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а также образовательными организациями. Одна из

актуальных позиций современного дошкольного образования - его соответствие запросам семьи и общества. Основная цель дошкольных образовательных организаций не только образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, но и организация присмотра и ухода за детьми, предоставление возможности родителям осуществлять собственную учебную, трудовую деятельность, что позволяет решать социальные вопросы семьи и демографические проблемы общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепления здоровья детей; необходимости участия родителей в образовательной деятельности. Тем самым в современном дошкольном образовании создаются условия, необходимые для социальной ситуации развития детей в сензитивный период дошкольного детства. Необходимо подчеркнуть, что детский сад лишь во взаимодействии с семьей, с родителями закладывает основу формирования у ребенка в период дошкольного детства социальных эмоций, моральных норм, семейных привязанностей, общечеловеческих ценностей.

Особое внимание дошкольному образованию сегодня уделено в национальных проектах «Образование» и «Демография». В ходе их реализации инициировано поручение Правительства России изучить на местах практику по установлению режимов работы дошкольных учреждений в рамках «семейного графика», позволяющего родителям забирать детей из детских садов в удобное для них время.

В связи с этим считаем целесообразным проследить ретроспективу становления нормативных требований к режиму работы детского сада как социального института воспитания ребенка от рождения до школы.

Детские сады Российской империи

Первые детские сады начали создаваться в России в середине XIX в. и, первоначально предназначаясь для детей состоятельных горожан, преследовали цель, определенную Ф. Фребелем, - объединить детей под руководством опытной садовницы для общих игр

и занятий. Пребывание в них не было длительным: детей приводили матери, няни, гувернантки на 3-4 часа. Как правило, с 11 до 15 часов или, как в частном московском детском саду М.Х. Свентицкой, «день начинался в 10 час. утра, включал два занятия от 30 до 45 минут, прогулку, завтрак, игры или движения под музыку, иногда пения и в третьем часу дети расходились» (Свентицкая, 1913).

Появившиеся в начале ХХ в. семейные детские сады, получившие распространение в столичных и некоторых других городах, также предполагали только организацию специальных занятий и игр для детей. В рекомендациях Московского общества совместного воспитания и образования содержались требования не только ограничения числа детей в семейных детских садах - от 5-6 до 10-11 во избежание «излишней нервации», но и количества времени, которое дети проводят вместе: «достаточно 2-3 часов и то не каждый день» (Белая, Волобуева, Цапенко, 2009). Таким образом, первые частные платные детские сады были в значительной степени направлены на педагогическую работу с детьми и помогали семье в их развитии и воспитании.

Несколько иную цель преследовали бесплатные народные детские сады, направленные не только на педагогическую работу с детьми, но и на присмотр за детьми рабочих семей. Однако они также были открыты не более чем 6 часов, лишь иногда немного продлевая пребывание в них детей работающих матерей. Так, общедоступные детские сады для жильцов домов бесплатных квартир в крупных городах (например, дома Бахрушиных, Солодовникова в Москве) работали с 9 до 16 часов, а иногда до 18 часов. В этих детских садах устраивался полуденный часовой перерыв, во время которого дети уходили домой на обед (Белая, Волобуева, 1997). В других народных детских садах для детей в зависимости от четырех- или шестичасового пребывания устраивались завтрак и обед.

Известный в Москве городской универсальный народный детский сад в память О.Н. Кельиной в годы Первой мировой войны организовывал 2 отделения для детей - утреннее и вечернее, с расчетом, чтобы занятия утренние начинались с 10 до 14 часов, а вторая половина дня с 14 до 18 часов. В эти же годы получили распространение очаги для детей, чьи отцы ушли на фронт, которые работали в течение 10, иногда 12 часов и имели целью предоставить детям «возможно лучшие условия для их физического и духовного развития,

а матерей освободить для работы» (Волобуева, 2014). Однако с точки зрения ведения педагогической работы с детьми было признано необходимым ограничить длительность работы очагов до 6 часов, что давало бы возможность оптимизировать работу педагогов, вести работу с семьей, но в этом случае многие дети оставались без присмотра взрослых. Поэтому только часть очагов перешли на такой режим работы.

Дошкольное воспитание советского периода

В начале советского периода на Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1919 г.) «нормальным типом детского сада, наиболее удовлетворяющим потребностям детей 3-7 лет», было признано дошкольное учреждение, в котором они пребывают не более 6 часов. При этом в резолюции по вопросу об основном типе детского сада отмечалось: «Считаясь с социально-экономическими условиями переживаемого момента иснеобходимостьюосвободитьработницу-мать и предоставить ей возможность принять участие в общегосударственном строительстве новой жизни, Съезд признает желательным и возможным продолжить пребывание ребенка в детском саду на все время рабочего дня матери». Подчеркивалась необходимость обеспечить условия для нормального развития детей, в частности, помещение, дающее детям возможность отдыхать от коллектива, организация сна, прогулок и т. п., что было нелегко в этот период, так как детские сады открывались в малоприспособленных для них помещениях. Особо отмечалось требование к рабочему дню руководительницы дошкольной группы, которая должна быть занята в детском саду не более шести часов, «так как в противном случае переутомление руководительницы может разладить педагогическую работу». Следует отметить, что документы второго десятилетия XXI в. по-прежнему определяют в качестве нормы шестичасовой рабочий день воспитателя детей дошкольного возраста.

В 1920-е годы наряду с «нормальным типом» существовали короткие детские сады с 4-часовым пребыванием, а также по требованию работающих родителей, распространение получили длительные детские сады с 8-10-часовым пребыванием (Волобуева, 1994), так же как и в дореволюционный период получившие назва-

ние очаг, что было закреплено в первом Уставе дошкольных детских учреждений (1924).

С середины 1920-х годов получили распространение вечерние группы, функционировавшие с 18 до 21 часа, которые обслуживали детей женщин-работниц, занятых на общественной работе, занимающихся в различных кружках, особенно в период ликвидации неграмотности. По запросу организовывалось ночное пребывание детей. Труд основных работников вечерних групп оплачивался организацией, открывающей такие группы. Они организовывались в городах при детских садах или как «вечерние уголки при клубе» (Волобуева, 1994).

В сельской местности рекомендовалось в зимний период 6-часовое пребывание детей в детских садах и на детских площадках, тогда как летом «жизнь деревни выдвигает необходимость длительного пребывания детей» до 10-12 и даже более часов. В отдельных случаях рабочий день дошкольных «учреждений на селе мог значительно удлиняться, вплоть до организации интернатных групп, т.е. групп детишек, остающихся в детучреждении круглые сутки» (1926).

Таким образом, если в царской России детский сад с шестичасовым пребыванием детей являлся единственным почти так называемым «классическим» типом дошкольных учреждений, то к концу 1920-х годов такой детский сад являлся уже переходным типом, обслуживающим, главным образом, категории служащих и домашних хозяек. Удлинение времени работы фабрично-заводских детских садов до 10 часов, обслуживающих детей рабочих, стало актуальным при переводе ряда предприятий с 8-ми на 7-ми часовой рабочий день, а впоследствии с развертыванием процесса индустриализации. Обычно как время открытия, так и длительность пребывания детей согласовывались с работой данного производства -с временем работы женщин в нем (Довгалев-ская, Стукалина, 1929). Длительность работы сельских детских садов и площадок по-прежнему была связана с сезонностью.

В уставе детского сада 1938 г. определено уже несколько вариантов длительности дошкольных учреждений. «Длительность пребывания детей в детском саду определяется работой предприятий, учреждений или организаций рабочих и служащих, детей которых обслуживает детский сад (7, 9 и 12 часов). В отдельных детских садах для обслуживания детей, родители которых работают

в ночных сменах, могут быть организованы специальные детские группы, работающие круглые сутки».

В годы войны возникла необходимость перевода большинства детских садов в интернатный тип - круглосуточного и даже круглогодичного пребывания детей, что было связано с непрерывностью работы промышленных предприятий, а также с эвакуацией детских садов в глубокий тыл.

Устав детского сада 1944 г. определил длительность пребывания детей в детском саду в течение дня в соответствии с потребностями родителей, в 10-12 часов. Для обслуживания детей, родители которых работали в ночных сменах и не имели других членов семьи для ухода за детьми, в детских садах организовывались специальные группы, в которых дети находились круглые сутки в течение недели, за исключением выходного дня. Детский сад работал круглый год, за исключением установленных в общегосударственном порядке дней отдыха и праздников.

Типовые штаты детских садов 1957 г. предусматривали работу детских садов с 9-и 12-часовым пребыванием шесть дней в неделю. При необходимости открывались круглосуточные интернатные группы не только в детских садах, но и в появившемся новом типе учреждения - яслях-саду.

В 1967 г. было принято решение о переводе рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, что повлекло за собой увеличение рабочего дня родителей и соответственно длительности работы дошкольных учреждений. Это заставило ограничить начало работы дошкольных учреждений не ранее 7 часов утра, а для детей, родители которых по условиям работы не могли привести их в дошкольные учреждения к этому сроку, было признано целесообразным создавать круглосуточные группы. В связи с новым режимом работы предприятий и организаций продолжительность работы дошкольных учреждений с 9-часовым пребыванием детей разрешалось увеличивать на 1-2 часа в день, а в необходимых случаях эти учреждения переводились на 12-часовой режим работы, как по шестидневной неделе, так и с двумя выходными днями. Следует отметить, что при всех этих вариантах с детьми работали педагогические работники.

Типовые штаты детских садов и яслей-садов, вступившие в действие с 1 марта 1972

года, определяли 9-, 10-, 12-часовое и круглосуточное пребывание детей при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и 9-, 10,5-, 12-часовое и круглосуточное пребывание детей при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями.

В дошкольном учреждении могли работать одновременно группы с различным временем пребывания детей. Кроме того, время работы дошкольных учреждений (или отдельных групп) с 12-часовым пребыванием детей при шестидневной рабочей неделе в предвыходные и предпраздничные дни сокращалось на два часа. В зависимости от длительности работы детских садов устанавливался штат воспитателей, рассчитанный по количеству групп. Причем штат воспитателей в дошкольных учреждениях (группах) с круглосуточным пребыванием детей устанавливался из расчета их работы в группах в течение 14 часов в день (2,2 ставки на группу при шестидневной неделе).

Такой режим работы существовал достаточно долго и был пролонгирован в «Положении о детском дошкольном учреждении» (1985 г.). В зависимости от потребностей семей могла быть установлена иная продолжительность работы детского дошкольного учреждения. В необходимых случаях с разрешения местных властей по желанию родителей могли открываться дежурные группы для детей от 3 до 7 лет, работающие в будние, воскресные и праздничные дни. Подтверждалось начало работы детского дошкольного учреждения и дежурных групп не ранее 7 часов и окончание не позднее 20 часов. Однако допускалось при производственной необходимости в виде исключения начало работы в 6 часов 30 минут и окончание -20 часов 30 минут.

Вариативность длительности пребывания детей в дошкольных учреждениях была подтверждена и в документах более позднего периода. При этом численность воспитателей в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей определялась из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы) по одной должности на каждую группу в смену. Численность воспитателей в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей определялась из расчета их работы в группе в течение 24 часов; в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Дошкольное образование современного периода

Первое в истории нашей страны «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.) содержало пункт об определении режима работы и длительности пребывания в нем детей собственным уставом ДОУ, а также договором между ДОУ и учредителем. Допускалось функционирование всего учреждения или отдельной группы в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

Сложность социально-экономической и демографической ситуации конца ХХ - начала XXI века привела к оттоку детей из детских садов, и следовательно, к снижению охвата детей дошкольным образованием, к тенденции сокращения числа дошкольных учреждений. Возникала необходимость в предоставлении возможности выбора форм дошкольного образования в зависимости от потребностей семьи и общества, включая вариативность длительности пребывания детей в общественном учреждении, сохранения единого образовательного пространства, активизации социальных институтов в целях образования детей дошкольного возраста, в разработке содержания образования, обеспечивающего его гуманистическую направленность.

В связи с этим в утвержденном Правительством Российской Федерации в 2008 г. «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» варианты длительности пребывания детей конкретизировались. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения определялась группа детей дошкольного возраста. Группы различались по направленности, а также по времени пребывания детей. Разрешались режим полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы могли функционировать в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Эти требования сохранились в типовом положении о ДОУ, утвержденном Минобрнауки России

в 2011 г., и с небольшими уточнениями перешли в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» (2013 г.), по которому работают современные дошкольные группы.

Внесенные в 2019 г. изменения в действующий порядок привели к следующей формулировке: «Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни».

В п. 2 данного Порядка определено, что он «является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей». Таким образом, сегодня эти положения распространяются на все дошкольные группы в образовательных организациях независимо от их форм собственности, организациях, осуществляющих обучение, включая индивидуальных предпринимателей.

Существенным является внесенное в порядок уточнение, что «образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день».

В соответствии с современной нормативной базой могут быть организованы группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; а также группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Следовательно, могут быть созданы группы присмотра и ухода, где будут работать не

педагогические работники, а сотрудники учебно-вспомогательного персонала.

Аналогичные требования, касающиеся длительности работы дошкольных групп, определены в п. 1.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в ред. 2015 г.) «1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (810-часового пребывания), полного дня (10,512-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей».

СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (в ред. 2015 г.) предусматривают такие же режимы пребывания детей за исключением круглосуточного пребывания.

Следует отметить, что современная нормативная база дошкольного образования сегодня создает условия для организации разной длительности пребывания детей в дошкольных группах в соответствии с потребностями семьи. Такое разнообразие подходов к определению длительности работы дошкольных групп позволяет учесть разные обстоятельства жизни семей с детьми.

Методика и результаты мониторинга

С целью изучения профессионального отношения педагогов дошкольного образования к условиям временного режима современных дошкольных организаций были проведены мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов дошкольного образования и статистическая обработка данных. Опросный мониторинг проведен факультетом дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).

Выборка составила 3415 респондентов. Среди них: 61,7% респондентов, проживающих в мегаполисах, 33,6% из городской местности, 4 % из сельской местности.

Мнение педагогов относительно изучаемой проблемы высказано на основе многолетнего взаимодействия педагогов с родителями дошкольников и наблюдений за воспитанием детей в семье.

Респонденты по-разному прогнозируют возможную потребность «семейного графика» семьями дошкольников. Лишь 2,2% респондентов приветствуют внедрение «семейного режима». К ним присоединяется еще 1 % респондентов, которые сами испытывают острую потребность в изменении временного режима образовательных организаций, а также 3,5% респондентов допускают, что часть семей может нуждаться во введении «семейного графика».

Одновременно с этим, примерно 7% респондентов ясно выражают отрицательное отношение к данному вопросу по внедрению «семейного графика» в образовательных организациях. К этому следует добавить, что еще 58,8% респондентов в разной степени показывают свое нейтральное отношение к обсуждаемому вопросу, потому что не видят здесь проблемы, указывая на существующие ныне и существовавшие в недавнем прошлом вариативные формы учреждений с различным по продолжительности графиком работы.

Потребность в увеличении длительности работы образовательных организаций, отмечают респонденты, предположительно может быть вызвана сменной работой или большой продолжительностью рабочего времени родителей, обучением родителей в вузах, неполным составом семьи, наличием тяжелобольных членов в семье, нуждающихся в постоянном уходе, асоциальным поведением одного из родителей, другими уважительными обстоятельствами.

Вместе с тем педагоги приводят из своей практики многочисленные факты, показывающие, что «поздний» уход ребенка из детского сада вызывается «нежеланием родителей проводить время со своим ребенком» (43%), «гулять с ним» (24%), «неумением его занять» (28%), стремлением родителей выполнить «хозяйственные дела» без ребенка (18%), «самим отдохнуть» от активных дошкольников (12%). Последние из названных приходят за ребенком за 2-3 минуты до окончания работы детского сада.

В связи с этим педагоги высказывают в анкетах озабоченность и даже опасение, что введение «семейного графика» значительно сократит повседневное общение детей с родителями (87%), т.к. этим режимом могут воспользоваться не только те, для кого это является жизненно необходимым, но и многие другие, кто тяготится родительскими обязанностями, как бы странно это ни прозвучало.

Представляется, что необходимо подвергнуть специальному изучению истинную мотивированную картину потребности семьи в изменении временного графика работы образовательных организаций с целью выявления таких семей и организации им помощи на муниципальном уровне, в том числе и через другие варианты решения проблемы.

Кроме этого, респонденты ставят вопрос об определении дефиниции «семейный график» (83%), который может иметь множество составляющих: свободный от нормированных требований утренний приход в детский сад, выборочное посещение отдельных мероприятий или занятий, посещение детского сада только в определенные дни, эпизодическое изменение времени вечернего ухода из детского сада по потребности родителей, режим прогулочно-иг-ровых групп в выходные дни и другое.

Выводы

Изменение режима работы детских садов в исторической ретроспективе отражает цели, преследуемые этим воспитательно-образовательным учреждением. Кратковременность пребывания детей в обществе сверстников в первых русских детских садах объясняется стремлением создать условия для совместных игр и занятий, способствующих развитию детей. Эта же цель была основной и для народных детских садов, которые некоторым образом решали проблему присмотра и ухода за детьми в течение шести часов. Увеличение длительности пребывания детей в детских садах советского периода обосновывалось необходимостью решения государственных задач, направленных на развитие промышленности, сельского хозяйства, требующих активного вовлечения женщин в народное хозяйство страны. При этом создавалась вариативность в графиках работы детских учреждений или отдельных групп, обусловленная не только запросами разных семей, условиями их жизни, социально-экономической ситуацией в стране, но и педагогическими требованиями обеспечить полноценное дошкольное воспитание ребенка. На современном этапе создана необходимая нормативная база, позволяющая разработать «семейный график» работы дошкольных образовательных организаций (дошкольных групп) и учесть все пожелания родителей. Действующие нормативные документы позволяют в соответствии с запросами родителей определить разный режим пребывания де-

тей в дошкольных группах без изменения действующего законодательства.

Анализ анкетирования педагогов позволил выявить три основные проблемы, связанные с введением «семейного графика» и представляющие определенные риски для детей в «сензи-тивный» период дошкольного детства.

Первая проблема. Требуется выявление обоснованных запросов родителей на изменение режима работы дошкольного учреждения, принятие организационных решений, локальных нормативных актов, которые позволили бы гибко решать возникающие при этом проблемы: внесение изменений в Устав образовательной организации, штатное расписание, графики работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала, создание материально-технических условий (помещений) для длительного пребывания детей, организации питания, определение источников финансирования всех мероприятий и т.д.

Вторая проблема. Режим работы детского сада часть родителей стремятся «построить под себя», соотнося его с личными потребностями, не задумываясь о последствиях «рваного» режима для ребенка, не понимая сущности образовательной работы, ее динамичности, поступательности и постоянства.

Если вечерняя продолжительность пребывания создает нарушение режима отдыха, питания ребенка, психологически комфортной для него обстановки, то утренний «анормиро-ванный» приход детей в группу детского сада существенно нарушает гармоничное протекание образовательного процесса, рассредоточивает внимание детей всей группы и опоздавшего ребенка в том числе. Один-два ребенка с «непредсказуемым» приходом во время занятия или других мероприятий создают определенную напряженность как для педагога, так и для детей в связи с падением концентрации внимания у них, восстановить которую довольно сложно без потери работоспособности всего коллектива.

Некоторые родители предполагают, что «свободное» посещение означает, что ребенок может приходить в дошкольное учреждение не ежедневно, а только в отдельные дни, когда удобно родителям, а числиться в составе дошкольной группы. При этом такие дети «выпадают» из систематического образовательного процесса. Вместе с тем ребенок, живущий по «прихоти» родителей в ситуации «свободного», скорее непредсказуемого режима, безусловно, многое теряет для собственного развития,

как физического, так и психического. Отсутствие четких временных и пространственных установок и ориентиров затрудняет формирование динамического стереотипа и ведет к «дефектам» в психическом развитии ребенка. А.В. Запорожец считал, что «в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества» (Запорожец, 1973. С. 34). Это подтверждается многочисленными научными исследованиями современных психофизиологов, психологов, педагогов, педиатров,гигиенистов.

Следует также понимать, что возникают трудности с обеспечением «свободно посещаемого ребенка» питанием, которое планируется и заказывается накануне, проблемы с оплатой родителей за присмотр и уход за детьми (куда входит питание), которые не каждый день или не весь день находятся в группе или остаются в детском саду сверх установленного графика.

При удлинении работы образовательных организаций (отдельных групп) возникают вопросы, связанные с увеличением штатной численности педагогического и/или учебно-вспомогательного персонала, либо изменением рабочего времени работающих сотрудников, что еще более повысит нагрузку на них. В таком случае необходимо определить источник финансирования дополнительной работы персонала: либо это дополнительные затраты родителей, либо оплату возьмут на себя учредители образовательных организаций.

Третья проблема. Родители тяготеют к увеличению продолжительности пребывания ребенка в стенах детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Такие родители попросту тяготятся общением с ребенком, не понимая его потребности, а пытливость и подвижность ребенка воспринимают как непослушание. Они рассчитывают, что когда ребенок подрастет, он станет послушным, вежливым, аккуратным и внимательным к требованиям родителей.

Исследования показывают (Ерофеева, Березина, 2017), что множество семей создают стихийную игровую и образовательную среду: новые игрушки и игры используются лишь в день покупки, а потом забрасываются, накапливая невостребованный арсенал потенциаль-

ных средств развития ребенка. Дошкольника не вовлекают в интересные для него обсуждения, наблюдения, деятельность. Чаще всего в этих случаях ребенок вновь обращается лишь к гаджетам. Создается напряженная атмосфера, назидательный тон взрослых усиливает отчуждение ребенка от членов семьи. Дисгармония отношений родителей с ребенком, психотрав-мирующий характер познавательного общения приводит к возникновению эмоциональных проблем у детей. Негативные эмоции тормозят готовность ребенка действовать активно, подавляют его творческий потенциал.

Взамен этого необходимо вовлекать родителей в создание стимулирующего динамичного образовательного пространства семьи, в котором учитывались бы потребности ребенка в эмоциональной близости, поощрялись его достижения. Суть этого процесса в понимании родителями важности налаживания со своим ребенком доверительных отношений в дошкольном детстве, уважении к развивающейся личности.

Развитие взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей дошкольников в рамках требований ФГОС ДО (Ерофеева, 2018) состоит: в признании обществом самоценности дошкольного детства; в динамичности вариативных форм поддержки семьи; в повышении компетентности родителей и формировании у них активной позиции участника целостного образовательного процесса, в центре которого -развитие дошкольника и его достижения.

Благодарности

Авторы выражают благодарность за оказанную помощь в организации мониторинга декану факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидату педагогических наук М.Ю. Парамоновой, старшему преподавателю кафедры дошкольной педагогики Т.В. Калининой, старшему преподавателю кафедры возрастной психологии, заместителю декана факультета М.А. Бахотской.

Благодарим за участие в анкетировании педагогических работников дошкольных образовательных организаций регионов России: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Крым, Краснодарский край, Ставропольский край, Москва, Санкт-Петербург, Ивановская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Омская область, Пензенская область, Саратовская область, Свердловская область,

Тюменская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. ■

Информация об авторах

Волобуева Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (Москва, Россия), volobuevalm@mail.ru

Ерофеева Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (Москва, Россия), erofeevati@yandex.ru

Information about authors

Lyudmila M. Volobueva, PhD in Pedagogy, Head of Department of Preschool Pedagogy, Moscow State Pedagogical University (MSPU), Moscow, Russia, volobuevalm@mail.ru

Tamara I. Erofeeva, PhD in Pedagogy, Professor of Department of Preschool Pedagogy, Moscow State Pedagogical University (MSPU), Moscow, Russia, erofeevati@yandex.ru

Литература

1. Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории: Из прошлого дошкольного воспитания Москвы. - М., 1997.- 126 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белая К.Ю., Волобуева Л.М., Цапен-ко М.М. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. - М.: Чистые пруды, 2009 - 32 с.

3. Волобуева Л.М. Очаги для малолетних детей в годы Первой мировой войны // Русская старина. - 2014. - №2 (10). - С. 94-104.

4. Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве (1900-1928 гг.): Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1994.

5. Временное положение о дошкольном детском учреждении - яслях-саде. Постановление Совета Министров РСФСР от 8 марта I960 года №327.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Соч. в 6 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 252.

7. Довгалевская А.И., Стукалина Р.И. Дошкольное строительство: рабочая книга по организации дошкольного воспитания в РСФСР / Под ред. М.М. Виленской. - М.: Работник просвещения, 1929.

8. Ерофеева Т.И. Новые перспективы взаимодействия педагогов с семьей дошкольника // Актуальные проблемы развития теории и

практики дошкольного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (9 ноября 2017 года) / Ред.-сост. Т.И. Ерофеева. Текстовое электронное издание. - М.: НИИ школьных технологий, 2018. - С. 40-44.

9. Ерофеева ТИ, Березина Ю.Ю. Особенности организации игрового пространства для дошкольников в семье // Игровая культура современного детства: материалы I Международной научно-практической конференции 28-30 сентября 2016 года. Текстовое электронное издание в 2-х томах. - М.: НАИР, 2017.

10. Ерофеева Т.И., Дорохина НА. Социальная активность старшего поколения в воспитании детей дошкольного возраста // Новая социальная политика и качество жизни: исследования и прогнозы: материалы I Международной научно-практической конференции 17 октября 2017. - СПб.: НОО Профессиональная наука, 2017. - С. 252-269.

11. Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. - 1973. -№1. - С. 34.

12. Зверева О.Л. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями на современном этапе // Дошкольник: Методика и практика воспитания. - 2018. - №3. - С. 55-60.

13. Методическое письмо о дошкольном воспитании в деревне. Письмо первое. -М.: Работник просвещения, 1926.

14. Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). Постановление Минтруда России от 21.04.1993 года №88.

15. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014. Приказ Мин-просвещения России от 21.01.2019 года №32.

16. О работе дошкольных учреждений в условиях перевода рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Письмо Министерства просвещения СССР от 22 января 1968 года №4-М.

17. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. - М.: Госиздат, 1921.

18. Положение о детском дошкольном учреждении. Приказ Минпроса СССР от 29 января 1985 года №16.

19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014.

20. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР, 1939.

21. Свентицкая М.Х. Наш детский сад. -М., 1913.

22. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года №677.

23. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №666.

24. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 года №2562.

25. Типовые штаты детских садов. Постановление Совмина РСФСР от 21.09.1957 года №1076.

26. Типовые штаты дошкольных учреждений. Приказ Минпроса СССР от 31.12.1971 года №103.

27. Устав детского сада. Наркомпрос РСФСР 15.12.1944 // Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.

28. Устав дошкольных детских учреждений // Еженедельник НКП. - 1924. - №18. -С. 16-20.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155.

References

1. Belaya K.Yu., Volobueva L.M. (1997) Listaya stranicy istorii: Iz proshlogo doshkoPnogo vospitaniya Moskvy'[Flipping through the pages of history: From the past of preschool education in Moscow]. Moscow.

2. Belaya K.Yu., Volobueva L.M., Czapenko M.M. (2009) Semejny^j detskij sad i drugie formy^ vzaimodejstviya s seirPej [Family kindergarten and other forms of interaction with the family]. Moscow. Chisty^e prudy " Publishing.

3. Volobueva L.M. (2014) Ochagi dlya malo-letnix detej v gody^ Pervoj mirovoj vojny^ [Hotbeds for young children during the First world war]. Russkaya starina [Russian antiquity]. 2, 94-104.

4. Volobueva L.M. (1994) Stanovlenie i raz-vitie obshhestvennogo doshkoPnogo vospitaniya v Moskve (1900-1928gg.)[Stanovlenie i razvitie obshhestvennogo doshkoPnogo vospitaniya in

Moscow (1900-1928gg.)] : Diss.....kand.ped.nauk

[Diss.....kand.PED.sciences'] Moscow.

5. Vremennoe polozhenie o doshkoPnom detskom uchrezhdenii - yaslyax-sade (1960) [Temporary regulations on pre-school children's institution - nursery-garden], utv. postanovleniem Soveta Ministrov RSFSR .

6. Vy^gotskij L.S. (1982) My^shlenie i rechP[ Thinking and speech ] . Edited by V. V. Davydov. Soch. v 6-ti t. T. 2. Moscow. Pedagogy Publishing.

7. Dovgalevskaya A.I. Stukalina R.I. (1929) DoshkoPnoe stroitePstvo: rabochaya kniga po organizacii doshkoPnogo vospitaniya v RSFSR [Preschool construction: working book on the organization of preschool education in the RSFSR] Pod red. M.M. Vilenskoj. Edited by M. M. Vilenskaya. Moscow. Rabotnik prosveshheniya Publishing.

8. Erofeeva T.I. (2018) Novy^e perspe-ktivy^ vzaimodejstviya pedagogov s seirfej doshkoPnika [New prospects of interaction of teachers with the family of preschool children]: AktuaPny^e problemy^ razvitiya teorii i prakti-ki doshkoPnogo obrazovaniya: sbornik material-ov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii zaklyuchitePnogo e^tapa VIII Vserossijskogo professionaPnogo konkursa «VospitateP goda Rossii» (9 noyabrya 2017 goda). / Red.-sostavi-teP T.I. Erofeeva. Ed.-compiled by T. I. Erofeeva. Tekstovoe e^lektronnoe izdanie. Moscow. NII shkoPny^x texnologij Publishing.

9. Erofeeva T.I., Berezina Yu.Yu. (2017) Osobennosti organizacii igrovogo prostranstva dlya doshkoPnikov v sem^e [Features of the organization of playing space for preschoolers in the family]. Igrovaya kuPtura sovremennogo detstva [Game culture of modern childhood ]: materialy^ 1 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii 28-30 sentyabrya 2016 goda. Tekstovoe e^ lektronnoe izdanie v 2-x tomax. Moscow.NAIR Publishing.

10. Erofeeva T.I., Doroxina N.A. (2017) SociaPnaya aktivnosP starshego pokoleniya v vospitanii detej doshkoPnogo vozrasta [Social activity of the older generation in the education of preschool children] Novaya sociaPnaya poli-tika i kachestvo zhizni: issledovaniya i prognozy

[New social policy and quality of life: research and forecasts] : materialy": I Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii 17 oktyabrya 2017. Saint-Petersburg. NOO Professional"naya nauka Publishing.

11. Zaporozhecz A.V. (1973) K voprosu ob obuchenii, vospitanii i razvitii detej 6-letnego vozrasta [On the issue of education, upbringing and development of children 6 years of age]. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy]. 1, 34.

12. Zvereva O.L. (2018). Vzaimodejstvie pedagogov DOO s roditelyami na sovremennom e" tape [The interaction of teachers with parents of Doo at the present stage] Doshkol"nik: Metodika i praktika vospitaniya [Preschooler:Methods and practice of education]. 3, 55-60.

13. Metodicheskoe pis"mo o doshkol"nom vospitanii v derevne [Methodical letter about preschool education in the village] (1926). Pis" mo pervoe. Letter the first. Moscow. Rabotnik prosveshheniya Education worker Publishing.

14. Normativy" po opredeleniyu chislennosti personala, zanyatogo obsluzhivaniem doshkol"ny"x uchrezhdenij (yasli, yasli-sady", detskie sady") (1993) [Standards for the determination of the number of personnel involved in the operation of preschool institutions (nurseries, kindergartens, kindergartens)] utverzhdeny" Postanovleniem Mintruda Rossii.

15. O vnesenii izmenenij v Poryadok organizacii i osushhestvleniya obrazovatel"noj deyatel"nosti po osnovny"m obshheobrazovatel"ny"m programmam -obrazovatel"ny"m programmam doshkol"nogo obrazovaniya (2019) [About modification of the Order of the organization and implementation of educational activity on the main General education programs - educational programs of preschool education]. utverzhdenny"j prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 30 avgusta 2013 g. N 1014. Prikaz Minprosveshheniya Rossii.

16. O rabote doshkol"ny"x uchrezhdenij v usloviyax perevoda rabochix i sluzhashhix na pyatidnevnuyu rabochuyu nedelyu s dvumya vy"xodny"mi dnyami (1968) [About work of preschool institutions in the conditions of transfer of workers and employees to the five-day working week with two days off]: Pis"mo Ministerstva prosveshheniya SSSR.

17. Pervy"j Vserossijskij s""ezd po doshkol"nomu vospitaniyu (1921) [The first all-Russian Congress on preschool education] Doklady", protokoly", rezolyucii [Reports,

protocols, resolutions]. Moscow. Gosizdat Publishing.

18. Polozhenie o detskom doshkoPnom uchrezhdenii (1985) [The regulation on children's preschool institution], utverzhdeno prikazom Minprosa SSSR.

19. Poryadok organizacii i osushhestvleniya obrazovatePnoj deyatePnosti po osnovny^m obshheobrazovatePny^m programmam -obrazovatel "ny"m programmam doshkol " nogo obrazovaniya, (2013) [The order of the organization and implementation of educational activities on the basic General education programs - educational programs of preschool education] utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii.

20. Rukovodstvo dlya vospitatelya detskogo sada.(1939) [Guide for kindergarten teacher] Ustav detskogo sada [Charter kindergarten. Narkompros RSFSR.

21. Sventiczkaya M.X. (1913) Nash detskij sad [Our kindergarten]. Moscow.

22. Tipovoe polozhenie o doshkoPnom obrazovatePnom uchrezhdenii (1995) [Model provision on pre-school educational institution], utverzhdeno postanovleniem PravitePstva Rossijskoj Federacii.

23. Tipovoe polozhenie o doshkoPnom obrazovatePnom uchrezhdenii (2008) [Model provision on pre-school educational institution], utverzhdeno postanovleniem PravitePstva Rossijskoj Federacii.

24. Tipovoe polozhenie o doshkoPnom obrazovatePnom uchrezhdenii (2011) [Model provision on pre-school educational institution], utverzhdenie prikazom Minobrnauki Rossii.

25. Tipovy^e shtaty' detskix sadov (1957) [Model States of kindergartens], utverzhdeny^ postanovleniem Sovmina RSFSR.

26. Tipovy^e shtaty' doshkoPny^x uchrezhdenij (1971) [Model States of pre-school institutions], utverzhdeny^ prikazom Minprosa SSSR.

27. Ustav detskogo sada (1980) [Kindergarten Statute], utv. Narkomprosom RSFSR 15.12.1944. Spravochnik po doshkoPnomu vospitaniyu [Reference book on preschool education]. Moscow.

28. Ustav doshkoPny^x detskix uchrezhdenij (1924) [Charter pre-school institutions]. EzhenedePnik NKP [Weekly NKP]. 8, 16-20.

29. FederaPny^j gosudarstvenny^j obrazovatePny^j standart doshkoPnogo obrazovaniya (2013) [Federal state educational standard of preschool education], utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.