Научная статья на тему 'Проблема оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем'

Проблема оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ ребенка / понимание как уровень познания / этапы анализа процесса и результата понимания ребенка / мыслительные операции социальной перцепции / гностические компетенции воспитателя / качественный и субъективный подходы к психодиагностике / child’s shape / understanding as a level of cognition / stages of analysis of the process and result of understanding the child / mental operations of social perception / gnostic competencies of the teacher / qualitative and subjective approaches to psycho-diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунтаева Галина Анатольевна, Гошева Екатерина Николаевна

Введение. Статья посвящена проблеме оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем дошкольной образовательной организации. Цель исследования – разработка и начальная апробация алгоритма самоанализа и экспертной оценки понимания малыша педагогом как практического инструмента для преодоления трудностей во взаимодействии с воспитанником и планировании образовательной деятельности с ним. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы к рассмотрению деятельности воспитателя по познанию дошкольника, качественный (идеографический) и субъективный подходы к психодиагностике, а методами исследования – теоретиче­ский анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование этапов деятельности по пониманию ребенка и средств контроля ее эффективности. В результате исследования разработан поэтапный алгоритм анализа понимания воспитателем ребенка. На первом этапе педагог отвечает на вопросы, составленные по форме нестандартизированного самоотчета для рефлексии образа дошкольника в образовательной деятельности. Последовательность вопросов выстроена в следующей логике: выявление осознаваемых воспитателем особенностей ребенка, их сравнение между собой, а затем соотнесение со спецификой образовательной деятельности с малышом, постановка задач его дальнейшего понимания в профессионально-педагогической деятельности. На втором этапе эксперт оценивает ответы воспитателя, выявляя трудности в понимании ребенка и определяя направления совершенствования его профессиональной подготовки или методического сопровождения. Он анализирует ответы в аспектах, во-первых, проявления в них мыслительных операций социальной перцепции и операционально-технического компонента гностических компетенций; во-вторых, их соответствия критериям и показателям в содержании полученной о ребенке информации. На третьем этапе эксперт вместе с воспитателями обсуждают и анализируют их ответы для уточнения образа ребенка, внесения изменений в планирование образовательной деятельности с ним и определения направлений дальнейшего развития гностических компетенций педагогов. Выводы. Трехэтапный алгоритм рефлексии и анализа образа ребенка, разработанный с учетом специфики понимания как уровня познания дошкольника, качественного и субъективного подходов к психодиагностике, может использоваться как один из инструментов совершенствования деятельности воспитателя по познанию ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урунтаева Галина Анатольевна, Гошева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of evaluating the process and the result of understanding the child by the teacher

Introduction. The article is devoted to the problem of assessing the process and the result of understanding a child by a preschool teacher. The purpose of the study is to develop and initial approbation an algorithm for self-analysis and expert assessment of the teacher’s understanding of a child as a practical tool for overcoming difficulties in interacting with the child and planning educational activities with him. The methodological basis of the study was the system-activity and competence-based approaches to the consideration of the teacher’s activity for the knowledge of a preschooler, qualitative (ideographic) and subjective approaches to psycho-diagnostics. As a result of the research, a step-by-step algorithm for analyzing the teacher’s understanding of the child has been developed. At the first stage, the teacher answers questions compiled in the form of a non-standardized self-report for reflecting the shape of a preschooler in educational activities. The sequence of questions is built in the following logic: identifying the child’s characteristics as perceived by the teacher, comparing them with each other, and then correlating them with the specifics of educational activity with the child, setting tasks for his further understanding in professional and pedagogical activity. At the second stage, the expert evaluates the teacher’s answers, identifying difficulties in understanding the child and determining the directions for improving his professional training or methodological support. The teacher analyzes the answers in the aspects of, firstly, the manifestation of the social perception and the operational-technical component of gnostic competencies; secondly, their compliance with the criteria and indicators in the content of the information received about the child. At the third stage, the expert together with the teachers discuss and analyze their answers to clarify the shape of the child, make changes in the planning of educational activities and determine the directions for further development of gnostic competencies of teachers. Conclusions. The three-stage algorithm of reflection and analysis of the child’s shape is developed.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки процесса и результата понимания ребенка воспитателем»

��������� �.�., ������ �.�.

��������� ������ ������������*, ������ ��������� �����������,

� ������ ��������������� ����, ��������� (������, ������) � ����� ���������-��������������, ����������� � ���������� ������ (������, ������)

��������. ������ ��������� �������� ������ �������� � ���������� ��������� ������� ���������-��� ���������� ��������������� �����������. ���� ������������ � ���������� � ��������� ����-����� ��������� ����������� � ���������� ������ ��������� ������ ��������� ��� ������������� ����������� ��� ����������� ���������� �� �������������� � ������������� � ������������ ����-����������� ������������ � ���. ���������������� ������� ������������ ��������� ��������-�������������� � ���������������� ������� � ������������ ������������ ����������� �� �������� �����������, ������������ (����-�����������) � ������������ ������� � ����������������, � �������� ������������ � ���������-���� ������ ���������-�������������� ���������� �� ��������, ������������� ������ ������������ �� ��������� ������� � ������� �������� �� �������������. � ���������� ������������ ���������� ��������� �������� ������� ��������� ������������ �������. �� ������ ����� ������� �������� �� �������, ������������ �� ����� ���������������������� ��-�������� ��� ��������� ������ ����������� � ��������������� ������������. ������������������ �������� ��������� � ��������� ������: ��������� ������������ ������������ ������������ ��-�����, �� ��������� ����� �����, � ����� ����������� �� ���������� ��������������� ������������ � �������, ���������� ����� ��� ����������� ��������� � ���������������-�������������� ��-����������. �� ������ ����� ������� ��������� ������ �����������, ������� ��������� � ��������� ������� � ��������� ����������� ����������������� ��� ���������������� ���������� ��� ������-������� �������������. �� ����������� ������ � ��������, ��-������, ���������� � ��� ���������-��� �������� ���������� ��������� � ��������������-������������ ���������� ������������ ���-��������; ��-������, �� ������������ ��������� � ����������� � ���������� ���������� � ������� ����������. �� ������� ����� ������� ������ � ������������� ��������� � ����������� �� ������ ��� ��������� ������ �������, �������� ��������� � ������������ ��������������� ������������ � ��� � ����������� ����������� ����������� �������� ������������ ����������� ���������. ������. ����������� �������� ��������� � ������� ������ �������, ������������� � ������ ���-������ ��������� ��� ������ �������� �����������, ������������� � ������������� �������� � ����������������, ����� �������������� ��� ���� �� ������������ ����������������� �������-����� ����������� �� �������� �������.

�������� �����: ����� �������, ��������� ��� ������� ��������, ����� ������� �������� � ���������� ��������� �������, ������������ �������� ���������� ���������, ������������ ����������� �����-������, ������������ � ������������ ������� � ����������������.

��� �����������: ��������� �.�., ������ �.�. �������� ������ �������� � ���������� ��������� ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �4(106). � �. 34�44. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-34-44

��������� ������ �������� 23.05.2021.

* ��������: lotsman52@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-34-44

The Problem of Evaluating the Process and the Result of Understanding the Child by the Teacher

Galina A. Uruntaevaa*, Ekaterina N. Goshevab,

a Doctor of Psychology, Professor, Moscow, Russia b Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance, Ryazan, Russia

Introduction. The article is devoted to the problem of assessing the process and the result of understand-ing a child by a preschool teacher. The purpose of the study is to develop and initial approbation an algorithm for self-analysis and expert assessment of the teacher�s understanding of a child as a practical tool for overcoming difficulties in inter-acting with the child and planning educational activities with him. The methodological basis of the study was the system-activity and competence-based approaches to the consideration of the teacher�s activity for the knowledge of a preschooler, qualitative (ideographic) and subjective approaches to psycho-diagnostics. As a result of the research, a step-by-step algorithm for analyzing the teacher�s understanding of the child has been developed. At the first stage, the teacher answers questions compiled in the form of a non-stan-dardized self-report for reflecting the shape of a preschooler in educational activities. The sequence of questions is built in the following logic: identifying the child�s characteristics as perceived by the teacher, comparing them with each other, and then correlating them with the specifics of educational activity with the child, setting tasks for his further understanding in professional and pedagogical activity. At the second stage, the expert evaluates the teacher�s answers, identifying difficulties in understanding the child and determining the directions for improving his professional training or methodological sup-port. The teacher analyzes the answers in the aspects of, firstly, the manifestation of the social perception and the operational-technical component of gnostic competencies; secondly, their compliance with the criteria and indicators in the content of the information received about the child. At the third stage, the expert together with the teachers discuss and analyze their answers to clarify the shape of the child, make changes in the planning of educational activities and determine the directions for further development of gnostic competencies of teachers. Conclusions. The three-stage algorithm of reflection and analysis of the child�s shape is developed.

Keywords: child�s shape, understanding as a level of cognition, stages of analysis of the process and result of understanding the child, mental operations of social perception, gnostic competencies of the teacher, qualitative and subjective approaches to psycho-diagnostics.

For citation: Uruntaeva G.A., Gosheva E.N. (2021). The problem of evaluating the process and the result of understanding the child by the teacher. Preschool Education Today. 4:15, 34�44 (in Russian).

DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-34-44

Original manuscript received 23.05.2021.

* Contacts: lotsman52@mail.ru

��������

����� �� ��������� �������� ��������-�������-�������������� ������������ ���-�������� ���������� ��������������� ����-������� (���) �������� �������� �������. ��� �������������� ��� ������� ����������-��, ������� ����������-��������� ��������-��� (������ ��������� � ��������), � ����-���������� ����������: ���������-��������� (�������� � ������ ��������), ������������-��� (��������� � ������ ��������) � �����-���, ����������-��������� (�������� � ����-�� �������� � ���������� ��������) (���������, ������, 2020). ��������� ��������� ������-��������������������������������������-�����, ������� ������������ � ����������� � ��������� ����������� ����������� �������, � ��� ����� � � ������� (����������, 2016. �. 33). �������� ����������� ������������ �� ������ ������������� ��������� �������-�� ��� � �������� ����������������� ������-�������� � �������� ������������ ��� �����, ��� �������������� ������������� ��������-�����, ���������� � ������ ������������ ��-������������ ���������.

� ��������� ����� ����� � ���������-��� �������� ��������� ������� ��������� � �������� ������� ��������� �� ���������-��������� ����� �������� � ������� ���-���� ����������������� ������� �����������-��� ���������, �.�. ���������� � ���������� ���������������� � ��������� ���� �� ����-����� � ������� (������, �������, 2016). � ��������� ����������� ���������������� ���������� � �������� � ��������� �����, �������� ����� ����������� �� ���� ���-����� �������� �������������� ��������� (����� � ��., 2019; ������, �����, 2019), ��-����� ��������� �������� � �������������� ��������� (���������, 2019).

�� ������ ��������� ����������� ���-����� ���������������� � ����������-���-������� ����������� ������������ �����-��� �������������� � ������� ��������� � �������, ������ ����������� � ���������-������� ���������� ��������� (�������, 2017; ������ � ��., 2015; �����, 2019; ���� � ��., 2019). ������������ ������ ��������-��� ������������ �������� �� ������ ����� �� ����������� ������������ �������������� ��������� �����������, ��������� ������-���������� ���������� � ��� �������������-��� ������������, �� ��������� ��������� �������� ����������� ����������� � �����-�� ���������� ���������������� �������-���� ���, � ������� ���������� ��������� ������� ��������� (��������, �����������, 2019. �.15). ������ ��������� ����� ���-����������� � ������� ������� ���������. �� ��������������� ��� ������ ������������ ���������� � ���� ������ �������, ������� �� ��������, ������� �� ���������� �����-�������� �������, � ����������� ��������� ���������������� � �������� ������������-���� ���������� ������������ �� ��������� ������.

������������� ����������� ��������� ��������� � ������� ��������� ����������� ������������

���������� ��������� ������ � ����� ��-����������� ������� � ������� �����������-��, ������������� �������� �� �� ��������� ����� ��������������� ��������������� ��-�����, � �� ������� ������� ������� �� �����-�����, �.�. �������� ������ �� ������� �����-������������, ������� ������������ ������, �������� ����������� ���������������� ����-��� ������ �������������� ����������� � ��-������ � ������� ��������� � �������� ����-�����, �������� ���� �� �����������. ����� ���������� ��������� �� ��������� �� ���-��������� ��������� �����������, ������-����� �������� ����� �������� � ��� ��������-�� � ����������������.

������ ��������� � ��������� ��������� ������� ��� ������ ������ ��� �������� � ��-���������� ����������� �������� ��������� �������������.

1) ����������� ��������� ������ ����-���� ��� �����. ����� �������, �� ������ �.�. ���������, � ��� ��������� ���������-����� ��������� � ������� ������������� � �������, �������� ���������� ��������� �� �������, ������������� � �������� ��-������ � ����������������� � �������� �������� ������� � �������������� � ���� (��������, 2001. �. 56). ����� �������, ������� �����, �������� ��������������� ������� ��������� ��������� �������, ���-��������� ���������, � ��������������� ������������ ������������� ����� ������-���� �������� �������� � �������������� � ����� (��������, 2001. �. 47).

2) ���������� ��������� ����������� ��� �������� ������������, �������� � ��������-��������, ��������� ��� ����� � �������� ���-�������� ������������ �� ������ ���������� ������� ���������� ��������� � ������� ��-���������� ������. ����������� �������-����� ������ ������� �������� ������������ �������� � ��������������-����������� ���-������ ������������ �����������. � ���� ���-������ ���������: ���������, ���������� � ��������������������,��������������;����-����� ���������� � �������� ������������� ��� ������������ ������������ ����� ����, �� �������������; ��������� ��������, ������������� �� ������������ �������� ��-���������; ���������� ����� ��� �������� � ��������������� ������������ (���������, ������, 2020). ��������������-����������� ��������� ������������ ����������� ����-���� ������������ �������� ����������� ��-������� ������ � ��������� ������� �����-�������, ���������� ������������ �������� �� ������������� ����� ��������, ������-�� �� ���, � ����� ��������������� ������� ��� ����������� �������� �������� ������� (���������, ������, 2020).

3) ��������� ����������� �� ������ ����-�� ��� �������� �����������, �������� ���-����� �� ����������-�������������� ������ ������������� ������������ �����������, ��-���������� �� �������� � ������ �������� � ���������� �������� ����������� (���������, ������, 2018. �. 16�17). ��������� ��������� � ������������ � ��� �������������� ������� ��������� � ������ �����, ������ �� ������� �������� �������� ��������� � �� ��������-��� ��� ������ ������ � ������� ��� ��� ��-�������� ���������-���������������� ������-��. ��� �������� � ���������� ��������� ��, ��� ��������� ����� ��������� � ��������� ��������� ������ ��� ��������� � ������-���� �� ���. �� ������ ����� ����������� ������� ����������� �� �������������� � ���������-��� �� ���������� ����������� � ������� � ������� �� �������������. �� ������ � ��-�������� ���������� � ������ �� �������� ������������ ������ �������� � ������ ����� �����������, ��� �������� ������������� � ��� ���������� ����, ����������� � �����������-������� ���������. �� ������� � ����������-���,���������������������������������-����� ��������� ������� � ������� �������� � ���������� �������� �������� � ���������-��� � ������ ������������, ��� �������������, ������������������� ��������, ����������� � ��� �������������� � �������������������. �� ��������� � ������ �������� ������ � ��-����� �� �������� ����� ��������� � ������ ����������� ������������� � ������������-�������� ������������� ������� ���������-����, ����������� ��������.

������ ���������. ���������� �������-�� � ������ ����������� ����������� � ���-��� ������������� ������� � ������������-����, ������� ��� ������������ �������� / ������������ � ��� ��������� (������ �߻, ��-���� ���������) ���������� ���������������-������ ����������, ��������, ����� ������-�� ����������� �� �������������� �. ���� � �. ���-��������� (�������, ������, 2002. �. 364�366). ���������� ��� ��������� ���-��� 12 �������� � �����������, �� ������-����������� ������������������� �������. �����������, ������� �� ��� ��������������� � ���������� �����, �������� ���� ��������� �������, �������� �� ������ ���������� �� ��� � ��������������� ������������.

������� ���������:

1. ����� �� (�������)? (��������, �� ���-������� �����, �� ����� 20 �������.)

2.

����� �������������� ����������� � ����� ��������? (��������, ����������-���, ������������� ��� �����������; ����-�����, ������ ��� ����������, �������� ���� �����������.)

3.

����� ����� �������� ������� ���-������������ ��������� ������ ���� �����-���������?(��������,��������������,�����-���� ������������, ���������, ���������� �������� � �.�.; �������� ���������� �������.)

4.

��� ������������� ����� ����� ����-�������������������������������?(�������, ����� ����� ��� �������, �������� �����.)

5.

��� ����������� ������� ������ �� ����������� ��������������� ������������ � / ��� ���� ������� � ���? (������� ������, ����������, ����� ����������� ��������-������� ������������ � �.�.; ���� ��, �� ���?)

6.

��� �� ������ ������������ ��� ���-�������� �������, ���� �������������, ��� ��� ������������� �� �������������� � ����? (�������� ���� �����������.)

7.

�� ���� ����� �������? (���������� ��������� � �������������� ���� ������� �����-�� �������� ���������, �.�. �����, �� ���� �� �����; ����������� ��������� �� ���� �������, ��������� � ������������ �������-��� � �.�.; ��������� ��������� � ��� ����� ������� � ������� ����� �������������� ����������.)

8.

����� ��? (��������� � ������� ���-����; ���������, ��� �� ����� �� �������� � ��� ��������� � ������ ������� ����������-����� �������.)

9.

������ ������� ��������� ����� �����������? (������� ��������� �����-��, ���������� �� ��������� ��������� ���� ������������.)

10.

��� ��� ��� ����� ������ � ������� � ������? (������������� ��� ���� ������ ��� ����������� ��������, ���������, ��� ��� ��-���� ������� � ���������������, ������� �� ��� ����.)

11.

������ �������� ��� ���������� ����� ���������� ����������� ���������� � �������? (��������, ���������� �����-�����, �������� ����� �������� ��� ������� �������������� �� �� �����������, �������� ������������ �� �����-�� ���������� ����-����� � �.�.)

12.

��� ����� �������� ���� ���������-����� � ��������, ����� ������� ��� ��� ����� �������� ��� ���� � ��� ���? (������������� � ���, ��� ������ ������� � ���������� ��������.)

������������������ �������� ��������� � ��������� ������: ��������� ������������ ������� (������� 1, 7, 8), �� ��������� � ����-������� ������������ ����� ���� (������� 2, 3, 4, 8), �� ����������� �� ���������� ������-��������� ������������ � ������� (������� 5, 6), ���������� ����� ��� ����������� �����-��� � �������� (������� 10, 11, 12).

������ 7 ������������ ������ ������-�� � ���������� �������, ����� ������-���� ����������� ����������� ������� ��� �������� � ����� ���������, ������� �����-������� ��������� �������� ���������-�����, ������� ���������� ������������ ��� ���������� ����������� ���������� ����-�����. �������� ������ ����������� � ���������������� � ���������������� �� ������ ��� �������� �� ��������� ��������� (������, 2010. �. 11), �� � ��� ���������� ���������� ������������ � ���������������-�� ����� (��������, ���������, 2005. C. 173). �������� � ������������ ������� �������-����� �������������� ���������� ��������� �������� �� ��������� � �������, ���� � ��-����� �� ������ 1 ������ �� (�������)?� ���-�������� ������������� ��� �������������� (��������, 2002. �. 126). ��� ��������� ��� �������� ����������� ���������� �������� ����������� ��� ������� ���������������� �������, � ���������, ���������� ��������� �����������. ���������� ��������� ����-�������� � ������� 1.

���� ���������� ��������� ������� �� ������������. ��� ����������� �� �������� ��������� ��������� � ������� ��������-���� � ��� �������� ������ ������, �����-��� ������� ������� � ��������� ������� � ��������������� ������������ � ���, ������ ���������� � ������������ ����� ��� ����-������� ��������. ������� (������� �����-������, �������-�������� ��� ��� �����-�������� ������ ��������� ������������) ���������� �������� ��� ������ ������-���������� � ����������� ������������-��-������������ ���������� ������������ �����������.

�������� ������������� �� ������ ����-������������������������������������-������������ �� ����������� ����������� ������������ � ������ �� ��������� ���-����� ������������ (�. ��������) � ���-��� ��������� ������������ ���������� � ����� ������ϻ (�. ������). � ��������� ����������� 85 ����������, ����������� �� ������� ����������� ��� � ������ ������-�������� ������������ � ������ ������ � ��� �� ���� �� 30 ��� (75 ���., �.�. 88,23% �� ���� ����������); ����������� �� ����-��� �������������� ������������ (3 ���., �.�. 3,52%), �� ������� ������ ������ � ��� (�� 30 ���) � ��������� � ���������-��� ������ ������������ (�����������, �������������, �������������, ��������-��� � ��.) ��� ����� ������ � ��� ��� � ������ ������ �� 3 ��� (7 ���., �.�. 8,23%). ��������� ������������������ �������-�� �������� ��� �������� ������� �� ����� �������� ������������ �����������, � �����-���� ������ ��������� ������������ � �� ����� ����������-�������������� ��������-����� ����� � ������ ������� � ���������-�� ��������, � �. �. � ��ǻ. �������� ������ ������� �� ������� ��������� ����������� ��� � ������ �������������� ����������-�� � �� ������ �������������� ������������ 5 ���, ������������ ����� ��������� ���-��������� � �. ������:

�1. �������, �������, �������������, �����������, ���������, ���������, ��-���������, ���������, �����������, ���-���, ����������, ������������, ������ � �������������.

2.��������������������������������������. ������� ��������� � ������� ��������� ��������.

3.

������������-������� ����� �������� �������.

4.

�������� ����� ��������������: �����-��� � ��������.

5.

�������� ������������ �������������� ������, ������� ������ �����������.

6.

������ �������� ������, �������� ��-�������������� ������.

7. ������.

8.

������������, ������� ������ �� ��-����, ����������.

9.

���������� ����������� ����� � ����-����� ����� �������������.

10.

������ ���������� � �����; ������ ��-����� ����� ������� �����; ������ ������-��� � ��������� ������� � �����; ���������� ������; ��� ����� ������� ��� ����, ����� ��-����� �������� ��������� � ��������������� ������ ������ � ������.

11.

����� ���������� �� �������� � ��� �������������� � ������� �����, ������ � ������������� (��������).

12.

������ ���������� ����������� ���-���� � ���������������, ������ ���������-���� � ���������.

������� 1. �������� ��������� � ������� ��������� ������� ������������

��������� ���������� ������ ������� �������, ���������� ��������� ���������� ������ ������� ����� ������ �������� ��������� ������� � ��������������� �� �������� � ����������

�������� ��������� ��������, ������������� �� ������������ �������� ������� �����������: � �������� ���������� � �������������� ����������� �������, ������ � ��������� ��� ���������������� ������ 2 ������ �������������� ����������� � ����� ��������?� ������ 7 ��� ���� ����� �������?� (����������� ������������ ������������ ���������� ��� ���������� ��������) I. ���� ������ ������� ����������� �� �������������� � �������� ��������: ������� ����������� ����������: ���������� �������� � ������� �� ������������

�������� ���������, ���������� � �������� ������ ������, �������, ������� ������� �����������: � ����������� � ��������� �������� � ����������� � ����������� ���������� � �������� � ������ ���������� ����������� ���������, ������������ � ���������� ������� ������ 1 ������ ��?� (��������� �����) ������ 8 ������ ��?� (��������� �����) II. ���� ������ ���������� ������ � ������� ��������: ������������� ������ ������� ����������: ������� ������������� �� ���������� ��� �������; ���������� � ������������������ � ���������� ��� ��������

�������� ��������� ���������� � �������� ������������� ��� ������������ ������������ ����� ����, �� ������������� �����������: � ������������� ����� � ��������� ����� ���������� ���������� ����������� �������, ������� ��������� � ������������ ������� � ���������� ������� ������������� ���������� ������� ��������, ������������-������� ����� � ��������� ���������� � ������ ����� ������������, ������� ������������� � ����������� � ������������� �������� ��������������� � ������� ������, ������������� ������������ ������� ������� ������ 3 ������ ����� �������� ������� ���������� ������ ���� ��������������?� ������ 4 ���� ������������� ����� ����� ���������� ���� ��������������?� III. ���� ������ �������������, ���������� �������� ������ � ������� ��������: �������� ������� � ������� �������� � �������� ������� ����������: ������������, �������������������, ���������� �������������� � ������������������

�������� ��������� ��������, ������������� �� ������������ �������� ������� �����������: � ���������� ��������� � ������������ ������� � ������������ ��������� ��������� � ������������ ������� � ���������, ������ ��������, ��������, ���������, ������������, �� ����������� � �������������� �������� ��������������� ������� ��� ������������ �������� �������, ���������� ����� �������� ������� �����������: � ��������� ������� ������� ��������, ��������������� �� ���� ���������� �������� ������ 5 ���� ����������� ������� ������ �� ����������� ��������������� ������������ � ���� ������� � ���?� ������ 6 ���� �� ������ ������������ ��� ������������?� (���������� ������� � ���������� ����� �������� �������) ������ 9 ������� ������� ��������� ����� �����������?� ������ 10 ���� ��� ��� ����� ������ � ������� � ������?� ������ 11 ������� �������� ��� ���������� ����� ���������� ����������� �����������?�, ������ 12 ���� ����� �������� �������������� � ��������...?�

�������� �������������� ������� ��� ��� ����� ������ ����������� �� ��� ������� IV. ���� ������ ������� �������� ������ � ������� ��������: ���� �������� ������ ������� ����������: ������������ � �������������������� ������������, ������������ ��������

����� ���������� ����������� ��������� � ��������� ����������� ��������� ������ �� ������� 7: ����� ������� � ��������� �����-������������ � ����� ���������� � �������-�� �������; 11: ��������, ��� ����� ��������� �� �������� ������� �� ������������ � � ���-��������� ����� ������������, ������������� �������� �� ����� ��������; 12: ��������, ��� �� �������������� � ������������ ����� ��������������������������������������-�� � ������� ������.

���������� ���������

���������� ��������� �������� ����� ���-�� ���������� � ������� ����������� � ���-�� �������������� ������ ��������� ������� ������� ����������� � �� ���������� �����-����� ��� ������������ ��������. �� ���-��� ����� ������� �������� ������� ������ �������, � ����� ��� ���������� ����� ����� ������, ����� ��������� ������� ���������-�� �� �������� � ��������� �� ������������ ��������, ������ �� ������� � ���. �������� ���������� ����� ��������� �������� ��-��������� ��� ������� ���������� �������. ���������� � ��������� ��������� ���������-�� �� ��������� �������� ���������������� ������ ������� ��� �������: ��� ������� (���-��� ��� ����������); ������� �������� ����-�� ���, � ������� �������� ��� �������, � �� ��� �������; ����������� ���������� ������-�� �� �������������� � ���� ������� ��� ��� ������, �.�. ������������� �� ��������-��� ������������ ������ ����������� �� ���-�����������, ��������, ��������� ��������-����� �� ������� � ������������, �������� ����������, ����� ��������� ��������� ��-������������ ������������ � �.�. ��������� ������ ������������������ ��� �����������-���� ����������� � ����� ������ � ���, �.�. ����������� �����������, ���������� ��-����� ��� ������� ��������� ������� ������� ��� ����������� ��������, �� �� ����������-��, � ������� � ���� ���� ���� ������� � ��� ������� �� ��� �� ���������� � ����� �����-������� �������� ������.

�� ������ ����� ������� ����������� ���������� ������ ������������, ��������� ������ �������� � ������ ������. �� ���-��� �������� �� ��������� ����� 1 ������� ������������ ����������� � ������� ��� �� �������. ����� � ���� ������� �������� ���-�� ������������ ������������ �����������, ������� ��� �� ������� � ������� ��������-��� ����������, ��������� ����������� �� ���: ������������ ��������� / �������������, ������������ ����������� �������� / � ���-����� �������������, ������������ �� �����-�������. ���� ����������� ������� �� ��� ���-����, ���������� ��������� �����������, �� ������� � ����� ������������ ���������� ���-��� �������; ���� ��� ������ �� �� ��� �����-��, �� � � ����� ������������ ���������; ���� ��� ������� �� ��� ������� � ����� ���������-���� ����������, �� � � ����� ������������ �� ������������. ����� ���������, ��� ��� ������ ��������� ����������� � ��������� ������� ����������� ������ �� ���� � �� �� �������, � ���������� ��������, ����������� ������� �����������, �����������.

�� ������ �������� ������� ������� ��-������� ������ ����������� � ���������� ���-�������-���������� ���������� ������������ �� �������� ������� � ������ 2 ������� ����-��� �� ��������� ������ �������� ����������. �� �������� �����: ������ �������� ������-����, �������� ��� ������ ������, ��������� ������ ������� �� �������, ������� ��������-���� ������� ��������� �������, ��������� � ���� ������� ����� ��� �������� � �����-��������� ���������, ��������� ������������� ���������. �� �������� ����� ��������� ���-�����������������.���������������������-������ ������ �� ����������� ��� ������� ��������.

���� ����������� �� ��� ����������� ����-��� ��� ����������� �������� �� �����-�� ���-����, �� ��� ��������� ������� �����������-����� ����������� ������������ ����������� ������� ������ ���������� ������� ��� ����-����� ���������� �� ������� ����� �������. ���� � ������ ������� �� �������, �� ��������-������� ���� �������� ������������ �����-������ ��������� �� ���������������. ����� ������� ��������� � ������������ ������ ��� ����������������� �������� � ����� ����-����� �������. ���, �������������� ����� ��-����������� �� ������ 1 ������� � ��������� ������ � ��������������� ������������ ����� ������. ���������� ������� �� ������ 12 � � ���������� � �������������� ������� ����-����������� ������������ � ����, ����������-��� ���������� �������� ������� ��������� � �� ������������.

�� ������� �������� �������, ������� ����� �������, ����������: 1) ������� � ���-�������� ������������ �������� � ������-������ ����������� � ��������� �������-����; �����������, ��������� ����������� �����������������;2)�������������������� � ����� ������ ��������� ������ ������ ����� �������� � ������� �����������, �����������, �������� ������� � �.�.; 3) ������ ��������-��� ��� ���������� � ��������� �������.

� ����� ������ ������� ���������� ������ �������� ��������� ��������� ��� �������-����, ��������� � ������������ ���������-��� ����� ���������������� �������, ������-�������� � ����������� ������ �� ��������� � ����������� ����������� �������� ����-�� (��������, 2013; ���������, ������, 2020 � ��.).

�� ������� ����� ��������� ���������� ����������� ��������� � ���������� ������-���� �������. ��� �������� �� ������������ ���������� ������, ������� ��������� � ���-�������� �� ��������� � ���� ��� �������-���� �������������, �� ���������� ������� ������ �����������; �� �������� ������� ��� ��������� ��������� ������������� ���-������ ������������� � �������, ���������� ���������� ������ ��� ��������.

���������� � ������� ��������� �����-��� �������� �������� ���������� ����� ���-�������� � ������������ ����������� ��� ��-����� �� ������� 4 (��������� ����������� ����� ������������� �������) � 9 (��������-��� �� ������); ��������� �������� ��������-�������� ����� �������. ���� �� ������ 7 ��-����� ��� ���������� �������������� ����� ������, �� ������� �������� ������������� ��� � ����������, ��������� ����������� ��� ������������������,��������������������-��� ������ (��������, 2018 � ��.). ��������, ���������, ��� �������, ��� ����������� ����-��� �� ��������, �������� � �������� ����-��, �� �������� ����������� � ���������. ������� ���������� ��� �����������, ��� �� ������ ������� ����� ���� ����������� � ��� ����� ������ (������, ���������� ��������). ����� ������� �������� ����������� ������� ���� ������� (����������� �� ������� �����-����� �������) � ���������� � ��������� ��� ���� �������� � ������. ����� ������ �����-���� ������������ � ���, � ������� ����� �������������� ������� ��� �������� �����-�������� ��������� �������� ������� ���-�� ��������� � �����. � ������, ���� ������� �������� �������������� ����� �� �����-������, ��� ���������� ����������� ������ � ���� ��������, ��� �������� �.�. �������, ��� ��������������� ���������, ��� �����-���� �.�. ������, � ���������� ��� ��������-������ (�������, 2003. �. 106; ������, 2010.

�.59�72).������������7���������������� ��������� �������������, �������� �������-���� �������� ��������� ����������������, ��������� ���������� ������ �������, ����-������ � �������� � ������������ ���������-��, ������� ��� ����������������.

��� ���������� ������ ��������� ���-������ ������������ ������������ ������� (������ 9) ������� ������������ ���������-����� �������������� ��������� ����������� ��� (�����, 1994), ��������� ����������-��� ��������������� ������������ ��������-����� / �������� � ������������� �� ������ (����������, 2010; �������, 2010 � ��.). ��� ��������� �� ����������� ������������ ���-������� ��������� �������������� ����� � ��������� ������������ � ������� ������-���� � ����������� �� ���������� �������, �� ������ ����������� ��������� � ���������-������� ����������, � ����� � ������������-�� ��������� ������, ����������� ��������-����� ������ ������������ � �������.

�����������������������������������-�������������������������������������� ����������� ����������� ������� ��������, ��������, ����������� ��������������� ��-��������, ������������ �������������� �� ��� ���� ����������� ��������� � �������-����� ����������� (���������, ������, 2020). �������������� ������� ��� ����, ����� ��-����� ������� ������������� ��������� ���� �������� �������, ������ ������� ������� ��� ������� ����������� (������ 4) �� �������� ����� ��� 1 �� 10�. ����� ������� ���������� ����������� ��������� �������� ��� �����-��� ������.

��� �������� ���������, ���������� ��-������� �������� ������������ ����� �����, ����������� ����� �������, �������� ��� �������������� � ���, ���������� �������� ������������ � ��������������, ������� ���-�������� �������, ������ ������������� ��-������� ������ ��������� � ����, ��������� ������ ��� ����������� �������� �� ������ ������ ��������, � ����� �������� ������� ��������������� ����������� �� ���������-�� � ����� ��� ����������� ��������, �.�. ���-������� �������� ��������� � ��� ���������, ��������� ����. ���, ����������� � ������ �������������� ������������, ������ 25 ��� � ������ ���������������� ���������� ���-���� �� ������ �� ���������� ���������: �������, ��� ���������, ��������� � �����-���, ����������, ���� �������� �� ���� ���-���� ��������� � �������. ���� ������������ �� ������� �������: ������ ������, ������-�������, ������� ���� �������, �����������-������. ����������� �� ������� �����������-��� ������������, ��� ��������� � ������ �� 3-� ��� ��������, ��� ������ ������������� �� ������� � ����������� ���� ������: ���� ���������, ��� ������� ������ � ����� ����, �������; ��� �� ����� �����; � ���� � ���� ���������.

��� ������������� ����������� ����� ��-������������ �������� �������� ��� ��������: �������� �� ������� � �������� ���� ������ � ��������, ���������� � ��� � ������ ���.

������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ �������� ������������ ��-��� ������������ ���������� (��������) ���-������ � ������� ��������, � ����� ��������� ��������� ����������� ������������, ��-����� ��������� ����� �������. �������� ����������� � ������ ������������� � ����-��������� �������� � ����������������, ������������ ������������ ��� �������� ����� ������ ��������������������� ������-���� ��� ������� ������������ ����� �����-������������ ���������������-�����������-��� ������������. ���������� � ���������� ��������� ��������� ��������, �������� ��-������ ������� ��������� �������� � ������-����� �� �������� �������, �������� ���� ��� ����������� ��������, � �������� ������� ���������������� ���������������� �����-����� ������������ �� ��������� ������� � ������� ������������ �����������, � ����� ��������� ����� ��������� ������ �� �����-������������. ������ ������������� ����-����� ����� ���� ���������� � ����������� ���������� ��������������� ������� ������-��� � ������������ ������������ ���������-���, ��������� ����������� ������ ������-����. n

���������� �� �������

��������� ������ ����������� � ������ ���-������������ ����, ���������, ����������� �����-��� ������ ����� �� (������, ������), ORCID: 0000-0003-3515-4889, lotsman52@mail.ru

������ ��������� ���������� � �������� �������������� ����, ������, �������-�������� ���������������� ��������� ���������� ��������� ������� ������ ���������-��������������, ����-������� � ���������� ������� (������, ������), ORCID: 0000-0001-8405-4230, GoshevaEN@ yandex.ru

Information about the authors

Galina A. Uruntaeva, Doctor of Psychology, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0003-3515-4889, lotsman52 @ mail. ru

Ekaterina N. Gosheva, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Educator-Psychologist of the State Treasury InstitutionoftheRyazanRegion�CenterforPsychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance�, Ryazan, Russia, ORCID: 0000-0001-8405-4230, GoshevaEN@ yandex.ru

����������

1.

������� �.�. �������������� ��������� �������� ���������������-�������������� ������-��� ������� �������� �� ������ �����������-��-������������� ������� // ������������ ���������-������ ������. � 2017. � �1(25). � �. 56�63.

2.

������� �.�., ������ �.�. ����� �������-���������. � ���: ����, 2002. � 440 �.

3.

����� �.�., ������� �.�., �������� �.�., ����� �.�. ���������� ������� ������� �������-����� � �������� ����������������� ��������� ������������������������������������//������� ������������ ���������������� ������������. � 2019. � �. 21. � � 3. � �. 685�694. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-685-694.

4.

�������� �.�. �������� � ����������� ����������� ���������� ������������ � ������ ��������������������������������������������� ����������� // ������� ���: ������ � ��������. � 2013. � �4. � �. 62�81.

5.

����� �.�., ������ �.�., �������� �.�. ��������������� ����������� ���������-������-�������� ��������� // � ��.: ���������-��������-������ ��������� � ������� �����������. �������� �.�.,������.�.,�����,�.�.,���������.�.,������ �.�., ���������� �.�., ���������� �.�. � ���: ���� ��. �.�. �������, 2016. � �.104�119.

6.

����� �.�. ��������� �������� ������� ��������� ��������� (���������� � �������������) � ��������� �������� ���� ��� ��������. �������. ����. � ����. ������. ����. � �. 1994. � 21 �.

7.

���������� �.�. ����������� ����������� �������������������������������������������������-����� [����������� ������] // ��������������� �������-�����: ����������� ������� ������. � 2010. � �4(12). URL: http: // psystady.ru (���� ��������� 12.04.2021)

8.

������ �.�., ������� �.�., �������� �.�. ���������-������������ �������������� ����-��� ��������� ����������� ����������� � �����-�� �� ����������� � ����������������� �������-����� // �������� ���������������� ����������� ��������� ��������������� � ���������������� ��-��������� � �������� �������������� ����������

� ������������. ��������� ������������� (� ���-���������� ��������) ������-������������ �����-������. 03 ���� 2015 �. / ��� ���. �.�. ��������. � ���������: ���-�� ������������� ���. ��-��. � 2015. � �. 127�132.

9.

������ �.�., ����� �.�. ���������-��-������������� �������� �������������� �������-�������� ��������� // ��������������� ������. � 2019. � �1. � �.40. � �. 59�70.

10.

������ �.�., ������� �.�. �������� ���-�� � ���������� � ���������������� �������� // ��� ����������. � 2016. � �4 (88). � �. 279�291.

11.

������ �.�. ����������� ������� � ��-������� (� �������� ���������). � ���.: ����, 2010. � 96 �.

12.

��������� �.�. ����������� ���������� ��������� � ��������� � ��������� ������������-�� ���������. [����������� ������] // ���������� � �����. � 2019. � �3. � �. 232�244. URL: https:/ https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109400.shtml (���� ��������� 01.11.2020) .

13.

������� �.�. �������� ������ ��� ����-��� �������������������� �����: ���... ����. ���-���. ����. � �., 2010. � 193 �.

14.

�������� �.�. ����� �������, ����� �����, ������ �����. �������������� ������� ����������-���� �����������. � �.: �������, 2018. � 620 �.

15.

�������� �.�., ��������� �.�. �������� ���� � �������� �����; �������������� ������� ��-��������� // ���������� �������������������� ������. � 2005. � �4. � �. 170�186.

16.

�������� �.�. ����� ������� � �����-��� ����� � ��������. � ���.: ��������, 2001. � 288 �., ��.

17.

��������� �.�, ������ �.�. �������� ����-�� �������� � ���������� �������� ������������ ��-����� // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �3 (85). � �. 12�23.

18.

��������� �.�, ������ �.�. ���������� �������� ����������� � ���������������-������-�������� ������������ �����������. ����������. � �.: �����-�, 2020. � 215 �.

19.

���������� �.�. �������������� ����-������� � ���������������� ����� // ����������. � 2016. � �6. � �. 26�34.

20.

�������� �.�. �������� ��� �������� �������������� ��������� // ������ ������������� ���������. � 2002. � �1. � �. 122�126.

21.

����� �.�. �������� ����������������� ������������ ����������� ����������� ����������� � ��������� ��������������� �������� ���������� ������� // �����i� ��������� ���� ������ii ��������-������ �������ii. � 2019. � �.17. � �. 372�386.

22.

������� �.�. ������� ����������� ���-��. � ���: ����, 2003. � 144 �.

23.

���� �.�., ������ �.�., �������� �.�., ��-��� �.�. �������� �������� ���������������� ��������� ��������� ����������� ����������� // ����������� ���������� �����������. � 2019. � �4. � �. 14�35. DOI:10/24411|1997-9657-209-10049

24.

����� ������������ ����������� ��-������ ����������� ����������� ���������� ��������� / �.�. ��������, �.�. �����������. � �.: ������������ �����������, 2019. � 128 �.

References

1.

Bekhoeva A.A. (2017) Proektirovanie programmy razvitiya professional�no-pedagogicheskoi refleksii budushchikh uchitelei na osnove refleksivno-deyatel�nostnogo podkhoda [Designing a program for the development of professional-pedagogical reflection of future teachers on the basis of a reflexive-activity approach]. Natsional�nyi Psikhologicheskii Zhurnal [National Psychological Journal]. � 1(25). 56�63.

2.

Bodalev A.A., Stolin V.V. (2002) Obshchaya psikhodiagnostika [General psychodiagnostics]. SPb. Rech� Publ. 440.

3.

Braun O.A., Arkuzin M.G., Arshinova E.V., Bilan M.A. (2019) Deformatsiya svoistv sistemy identichnosti v protsesse professional�nogo vygoraniya spetsialistov deontologicheskogo profilya [Deformation of the properties of the identity system in the process of professional burnout of specialists in deontological profile]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. Vol. 21. 3. 685�694. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-685-694.

4.

Chumanova E.I. (2002) Metafora kak sredstvo preobrazovaniya ustanovki [Metaphor as a means of settingtransformation].Zhurnalprakticheskogopsikhologa [Journal of Practical Psychologist]. 1. 122�126.

5.

Frolovskaya M.N. (2016) Pedagogicheskoe obrazovanie v germenevticheskom kruge [Pedagogical education in the hermeneutic circle]. Pedagogika [Pedagogy]. 6. 26�34.

6.

Kedich S.I., Parnyuk N.V., Sitnikov V.L. (2016) Krosskul�turnye osobennosti sotsial�no-pedagogicheskoi pertseptsii [Cross-cultural features of socio-pedagogical perception]. V kn.: Sotsial�no-pedagogicheskaya pertseptsiya v sisteme obrazovaniya [In the book: Socio-pedagogical perception in the education system]. Sitnikov V.L., Regush L.A., Kedich, S.I., Komarova A.V., Parnyu N.V., Kaznacheeva N.V., Karagasheva M.V. SPb: RGPU im. A.I. Gertsen. 104�119.

7.

Klypa O.V. (1994) Ponimanie lichnosti rebenka znachimymi vzroslymi (roditelyami i vospitatelyami) i ponimanie rebenkom sebya kak lichnosti [Understanding of the child�s personality by significant adults (parents and caregivers) and the child�s understanding of himself as a person.]. Avtoref. diss. � kand. psikhol. nauk. Moscow. 21.

8.

Kostromina S.N. (2010) Osobennosti stanovleniya spetsialista kak sub�ekta psikhodiagnosticheskoi deyatel�nosti [Features of the formation of a specialist as a subject of psychodiagnostic activity. Electronic resource]. Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Psychological Research: Electronic Scientific Journal]. 4(12). URL: http: // psystady.ru

9.

Loseva N.A., Pershina T.V., Timoshina E.I. (2015) Sotsial�no-pertseptivnaya kompetentnost� budushchikh magistrov doshkol�nogo obrazovaniya v aspekte ikh lichnostnogo i professional�nogo samorazvitiya [Socio-perceptual competence of future masters of preschool education in the aspect of their personal and professional self-development]. Razvitie professional�nykh kompetentsii studentov pedagogicheskogo i psikhologicheskogo napravleniya v usloviyakh raznourovnevoi podgotovki v universitete. Materialy vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii. 03 iyunya 2015 g. [Development of professional competencies of students of pedagogical and psychological direction in conditions of multilevel training at the university. Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference. June 03, 2015]. Edit by

R.A. Samofala. Cherepovets. Publishing house of the Cherepovets state un. 127�132.

10.

Maisak N.V., Il�in V.A. (2019) Psikhologo-akmeologicheskie deviatsii predstavitelei sotsionomicheskikh professii [Psychological-acmeologicaldeviationsofrepresentativesofsocionomic professions]. Psikhologicheskii Zhurnal [Psychological Journal]. 1. Vol. 40. 59�70.

11.

Maisak N.V., Shneider L.B. (2016) Problema normy v professiyakh s deontologicheskim statusom [The problem of norms in professions with deontological status]. Mir Psikhologii [World of Psychology]. 4 (88). 279�291.

12.

Minina V.V. (2010) Proektivnyi risunok v geshtal�te (v metafore zhivotnogo) [Projective drawing in gestalt (in the metaphor of an animal)]. SPb.: Rech� Publ.

96.

13. Pronicheva M.M. (2019) Osobennosti sotsial�-noipertseptsiiupedagogovssindromomemotsional�nogo vygoraniya. [Features of social perception among teachers with burnout syndrome. Electronic resource]. Psikhologiya i Pravo [Psychology and Law]. (9). 3. 232�

244. URL: https:/ https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/ n3/109400.shtml (date 01.11.2020).

14.

Ryzhkova A.N. (2010) Tipichnye oshibki pri reshenii psikhodiagnosticheskikh zadach [Typical mistakes in solving psychodiagnostic problems]: Dis... kand. psikhol. nauk. Moscow. 193.

15.

Shashok V.N. (2019)Razvitieprofessional�nogo samosoznaniya vospitatelya doshkol�nogo obrazovaniya

v kontekste professional�no znachimykh lichnostnykh kachestv [Development of professional self-awareness of a preschool educator in the context of professionally significant personal qualities]. Zbornik navukovykh prats Akademii paslyadyplomnai adukats�ii [Collection of scientific works of the Academy of Postgraduate Education]. Vol. 17. 372�386.

16.

Shevtsova I.V. (2003) Trening lichnostnogo rosta [Personal growth training]. SPb: Rech� Publ. 144.

17.

Shiyan O.A., Yakshina A.N., Zadadaev S.A., Le-van T.N. (2019) Sredstva razvitiya professional�noi refleksii pedagogov doshkol�nogo obrazovaniya [Means of developing the professional self-reflection of early childhood education teachers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today].

4. 14�35.DOI:10/24411|1997-9657-209-10049

18.

Shkaly kompleksnogo monitoringa kachestva doshkol�nogo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii (2019) [Scales of comprehensive monitoring of the quality of preschool education in the Russian Federation]. I.E. Fedosova, M.R. Khaidarpashich. Moscow. Natsional�noe obrazovanie Publ. 128.

19.

Sidorova V.V. (2018) Tanets risunka, golos linii, poeziya zhizni. Intermodal�naya terapiya ekspressivnymi iskusstvami [Drawing dance, voice of the line, poetry of life. Intermodal Expressive Arts Therapy]. Moscow. Genezis. 620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.

Sidorova V.V., Garafeeva A.Yu. (2005) Plastika tela i plastika gliny; intermodal�naya terapiya iskusstvami [Body plastic and clay plastic; intermodal art therapy]. Moskovskii Psikhoterapevticheskii Zhurnal [Moscow Psychotherapeutic Journal]. 4. 170�186.

21.

Sitnikov V.L. (2001) Obraz rebenka v soznanii detei i vzroslykh [The image of a child in the minds of children and adults]. SPb. Khimizdat Publ. 288.

22.

Uruntaeva G.A, Gosheva E.N. (2018)Problema otsenki protsessa i rezul�tata izucheniya vospitatelem rebenka [Issues in the Assessment of the Process and Results of the Study of Children by a Preschool Teacher]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 3 (85). 12�23.

23.

Uruntaeva G.A, Gosheva E.N. (2020) Psikhologiya poznaniya doshkol�nika v professional�no-pedagogicheskoi deyatel�nosti vospitatelya [Psychology of cognition of a preschooler in the professional and pedagogical activity of an educator]. Monografiya. Moscow. INFRA-M Publ. 215.

24.

Verbenets A.M. (2013)Problemyinapravleniya monitoringa dostizhenii doshkol�nikov v ramkakh osvoeniya obrazovatel�noi oblasti �Khudozhestvennoe tvorchestvo� [Problems and directions of monitoring the achievements of preschoolers in the framework of the development of the educational field �Artistic creativity�]. Detskii Sad: Teoriya i Praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 4. 62�81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.