Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
34
Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье представлены результаты исследования пробле-
мы социального развития дошкольника как субъекта деятельности и поведения в дошкольной об-
разовательной организации. Обеспечение эффективного социального развития ребенка выступает
важным аспектом современного дошкольного образования. Оно предполагает обучение детей соци-
альному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого
в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства фор-
мирования социального опыта ребенка. Однако пока организация процесса социального развития не
приобрела завершенную концептуальную, методическую и технологическую основу. Возможность
проявления дошкольниками субъектности в процессе социального развития оказывается в значи-
тельной степени ограниченной, а образовательная среда дошкольных образовательных учреждений
недостаточно обеспечивает развивающую составляющую.
Цель проведенного исследования – определение концептуальных подходов к социальному раз-
витию дошкольников и готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к его
реализации. Анализировалось понимание педагогами особенностей социального развития и психо-
лого-педагогических условий, необходимых для его осуществления.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 48 воспитателей 5 дошкольных
образовательных организаций г. Бирска Республики Башкортостан. Воспитателям предлагалось от-
ветить на вопросы, которые отражают понимание ими особенностей социального развития ребенка,
его организации. В процессе исследования применялась специально разработанная анкета.
Результаты исследования. Имеются проблемы в понимании педагогами дошкольных образова-
тельных организаций особенностей организации процесса социального развития дошкольников.
Основу исследования составили идеи Л.С. Выготского об освоении ребенком культурно-истори-
ческих способов через организованное обучение и деятельность, теории личностно-развивающего
образования и субъектно-деятельностного подхода. В исследовании важным, основополагающим
при изучении особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста являлось положе-
ние в контексте учения Л.С. Выготского о рассмотрении развития ребенка как субъекта поведения
в раннем детстве. Становление субъектности предполагает строительство внутренней культуры,
внутренней свободы и подлинной социальности. Основанием и движущей силой социального раз-
вития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью
социальных ролей. Результатом исследования является выявление особенностей психолого-педа-
гогических условий организации социального развития дошкольников. В статье раскрываются ис-
ходные положения о ребенке как субъекте детских видов деятельности и поведения в дошкольном
возрасте, методы социального развития дошкольников.
Выводы. Проведенное исследование позволяет увидеть необходимость изменений в реализации
социального развития в дошкольном образовании. Важными аспектами преобразований, исходя из
концепции развития ребенка как субъекта в период дошкольного детства, становятся обновление
содержания социального развития в дошкольном образовании, видов детской деятельности, разра-
ботка новых форм и методов взаимодействия педагога и детей. Среди методов и технологий соци-
ального развития ведущими должны стать активные и интерактивные, в которых ребенок выступает
активным субъектом и деятелем. С этой целью в дошкольных образовательных организациях долж-
на быть создана эвристическая, продуктивная образовательная среда.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образование, социализация, социальное развитие,
субъект деятельности, взаимодействие.
Для цитирования: Логачева Л.Р., Черникова Т.А. Особенности реализации социального
развития дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3(105). – С. 34–45. DOI:
10.24412/1997-9657-2021-3105-34-45
Материалы статьи получены 7.02.2021.
Особенности реализации
социального развития дошкольников
УДК 373(07)
Логачева Л.Р., Черникова Т.А.
Логачева Лейсян Рамилевна*, Черникова Татьяна Альбертовна
Бирский филиал Башкирского государственного университета (Бирск, Россия)
DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-34-45
* Контакты: [email protected]
35
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N
UDC 373(07) DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-34-45
Features of Organization of Preschoolers’ Social Development
Leisian R. Logacheva*, Tatjana A. Chernikova,
Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia
Relevance (context) of the subject of the article. The article presents the results of a study of the
problem of social development of a preschooler as a subject of activity and behavior in a preschool
educational organization. Ensuring effective social development of the child is an important aspect
of modern preschool education. It involves teaching children social interaction, the formation of the
initial foundations of social competence. For this, in the organizations of preschool education, it is
necessary to create a developing space for the formation of the child’s social experience. However,
the organization of the process of social development has not yet acquired a complete conceptual,
methodological and technological basis. The possibility of preschool children manifesting subjectivity
in the process of social development is largely limited, and the educational environment of preschool
educational institutions does not sufficiently provide a developmental component.
The purpose of the study is to determine conceptual approaches to the social development of
preschoolers and the readiness of preschool educators to implement it. The understanding of the
characteristics of social development and the psychological and pedagogical conditions necessary for
its implementation was analyzed by teachers.
Description of the research. The study involved 48 educators from 5 preschool educational
organizations in Birsk, Republic of Bashkortostan. Educators were asked to answer questions that reflect
their understanding of the characteristics of the child’s social development, its organization. In the
course of the research, a specially developed questionnaire was used.
Research results. Issues in the understanding by teachers of preschool educational organizations of
the peculiarities of organizing the process of social development of preschoolers were revealed. The
formation of subjectivity presupposes the construction of internal culture, internal freedom and true
sociality. The basis and driving force of the social development of the individual is joint activity, in
which the individual assimilates social roles. The article reveals the initial provisions about the child
as a subject of children’s activities and behavior in preschool age, methods of social development of
preschoolers.
Conclusions. The study allows us to see the need for changes in the implementation of social
development in preschool education. Important aspects of the transformations, based on the concept
of the child’s development as a subject during preschool childhood, are updating the content of social
development in preschool education, types of children’s activities, the development of new forms and
methods of interaction between the teacher and children. Among the methods and technologies of social
development, the leading should be active and interactive, in which the child acts as a subject. For this
purpose, a heuristic, productive educational environment should be created in preschool educational
organizations.
Keywords: preschool age, preschool education, socialization, social development, subject of activity,
interaction.
For citation: Logacheva L.R., Chernikova T.A. (2021). Features of organization of preschoolers’
social development. Preschool Education Today. 3:15, 34–45 (in Russian). DOI:
10.24412/1997-9657-2021-3105-34-45
Original manuscript received 7.02.2021.
* Contacts: [email protected]
36
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
Введение
Детство является особенным периодом
в жизни человека. Этот возрастной период
характеризуется формированием социально-
личностных новообразований и основ чело-
веческой культуры. В современном обществе
ориентирами социального развития ребенка
являются способность ориентироваться в со-
циальном окружении, осознавая самоценность
свою и других людей, выражая чувства и от-
ношения к миру в соответствии с культурными
традициями и ценностями общества, преобла-
дание нравственных и интеллектуальных инте-
ресов над материальными, активность личнос-
ти. Дошкольный возраст – это сензитивный
период для становления базовых характерис-
тик личности: эмоционально-потребностной
сферы, нравственных установок и духовных
ценностей, самооценки, а также социально-
психологических особенностей общения.
Одним из важных аспектов повышения ка-
чества дошкольного образования является со-
вершенствование образовательного процесса
в дошкольных организациях, повышение его
развивающего эффекта. Это предполагает
моделирование образовательного пространс-
тва, которое будет нацелено на обеспечение
творческой деятельности каждого ребенка,
поддержку детских инициатив, позволяю-
щего ребенку проявлять самостоятельность
и собственную активность, индивидуальность,
субъектность.
Современное дошкольное образование
в качестве приоритетных целей рассматривает
обучение детей социальному взаимодействию,
формирование начальных основ социальной
компетентности. Преимуществом организаций
дошкольного образования является наличие
в нем детского сообщества, которое способс-
твует созданию пространства формирования
социального опыта ребенка, построению це-
ленаправленного и планомерного процесса со-
циального развития ребенка.
Однако опыт реализации практики до-
школьного образования показывает, что на
сегодняшний день организация процесса со-
циального развития не приобрела завершен-
ную концептуальную, методическую и техно-
логическую основу. Возможность проявления
дошкольниками субъектности в процессе со-
циального развития оказывается в значи-
тельной степени ограниченной, а образова-
тельная среда дошкольных образовательных
учреждений недостаточно обеспечивает
развивающую составляющую и стимулирует
становление активной субъектной позиции
у дошкольников.
По мнению Н.В. Ивановой, решение про-
блемы социализации и социального развития в
дошкольном возрасте осложняется нескольки-
ми причинами. Во-первых, несмотря на то что
социокультурная ситуация развития ребенка
требует поиска новых методов и средств ра-
боты, отвечающих современным социальным
потребностям детей, анализ программ по соци-
альному развитию детей показывает, что пред-
лагаемые в них методы и средства не претер-
певают значительных изменений. Во-вторых,
педагоги-практики нередко имеют недоста-
точный уровень сформированности компетен-
ций, необходимых для раскрытия индивиду-
альности ребенка, в связи с чем испытывают
затруднения в оказании педагогической под-
держки дошкольникам в процессе социализа-
ции (Иванова, 2017).
Мы также согласны с тем, что традицион-
ные формы и методы продолжают пока пре-
обладать в организации процесса социального
развития дошкольников. Традиционный под-
ход позволяет легче управлять детьми, так как
они в большей степени выступают исполните-
лями и слушателями, а не активными участни-
ками происходящего.
Изучение практических аспектов обеспе-
чения социального развития дошкольников
не нашло достаточного отражения в психоло-
го-педагогических исследованиях. Целью дан-
ной статьи является представление результа-
тов исследования по выявлению особенностей
организации процесса социального развития
дошкольников в дошкольных образователь-
ных организациях, на основе развития детской
субъектности и включения детей в разнообраз-
ные виды деятельности.
Процесс социального развития рассматри-
вается как сложное явление, включающее ос-
воение личностью многообразия социально-
го мира и взаимоотношений с окружающими,
проявление индивидом активности в различ-
ной деятельности (Гогоберидзе, 2014).
Социальное развитие – это количественное
и качественное изменение социальных знаний,
социально-ценностных качеств, позволяющих
ребенку ориентироваться в социальном мире и
способствующих позитивной самореализации
путем обретения собственного опыта общения
и взаимодействия.
Социальное развитие представляет со-
бой сложное и противоречивое явление:
постоянно воспроизводимое противоречие
двух сторон – социализации и индивидуали-
зации. Социализация и индивидуализация –
это психологические механизмы социально-
го развития человека. Социализация – это
присвоение ребенком норм и правил чело-
веческого общества, а индивидуализация –
открытие, понимание, осознание и станов-
ление себя как субъекта. Именно в процессе
социального развития происходит переход
социального опыта в ценности и установки
конкретного индивида, где индивид высту-
пает в качестве активного субъекта освое-
ния данного опыта.
По мере овладения ребенком социальными
способами взаимодействия накапливается со-
циальный опыт, который ложится в основу со-
циального поведения и характеризует опреде-
ленный уровень социального развития.
Для дошкольного образования важно, что-
бы процесс социального развития носил це-
ленаправленный, систематический, планомер-
ный и поэтапный характер. На каждом его
этапе следует детально определять элементы
социального опыта, которые должен будет ос-
ваивать ребенок для повышения уровня соци-
ального развития и становления субъектной
позиции.
Л.С. Выготский рассматривает развитие
ребенка как субъекта поведения в раннем де-
тстве, именно в этом возрасте осуществляется
переход от неосознанного к осознанному по-
ведению, к появлению новых субъектных ка-
честв и новых способов поведения. Переход
от неосознанного поведения к осознанно-
му осуществляется в результате освоения ре-
бенком культурно-исторических способов че-
рез организованное обучение и деятельность
(Выготский, 1997). Ориентация на внутренний
потенциал личности ребенка и становление его
субъектного начала – основная задача совре-
менного образования.
При организации процесса социального
развития также следует учитывать особеннос-
ти становления социальности ребенка и его
субъектности. В теории Л.С. Выготского ребе-
нок не трансформирует внешние требования
социума во внутренние правила своего поведе-
ния, не встраивается в социальные отношения
путем адаптации к ним, а пытается разными
способами противостоять давлению социума
и осуществить в себе строительство внутрен-
ней культуры, внутренней свободы и подлин-
ной социальности. Только таким образом он в
полной мере обретает истинную социальность,
которая с самого рождения была дана ему
как потенция и возможность стать человеком
и личностью. Только так он становится субъек-
том своей психики, своего поведения и своих
способностей (Кравцова, Кравцов, 2018).
Близкая позиция высказывается и
Д.И. Фельдштейном.
Он считает, что про-
цесс социального развития не может огра-
ничиваться лишь адаптацией индивида к
социальному окружению, поскольку оно осу-
ществляется в социокультурном пространстве
по мере приобщения человека к культурным
ценностям, их присвоения и сотворения, что
связано с реализацией субъектной самости
индивида и его культуротворческой функции
(Фельдштейн, 1997).
Таким образом, чтобы социальное разви-
тие состоялось, необходимо создать условия,
при которых ребенок будет являться субъек-
том. Обеспечить такие условия – важная зада-
ча воспитателя.
Обобщая сказанное, можно сделать вы-
вод, что социальное развитие выступает
средством и результатом социализации. Оно
включает овладение ребенком знаниями,
ценностями и нормами, приемами деятель-
ности и поведения, характерными для той
или иной культурной традиции, предпола-
гает процесс активного усвоения и творчес-
кого воспроизведения социального опыта.
Социальное развитие как психологический
феномен представляет собой динамичный
процесс. Насколько интенсивной будет его
динамика, будут влиять как субъективные
факторы, так и объективные. В условиях до-
школьного образования необходимо прово-
дить диагностику особенностей социального
развития каждого ребенка, чтобы учитывать
индивидуальные особенности. Также следует
анализировать объективные факторы, усили-
вая влияние положительных факторов и уст-
раняя отрицательные.
При реализации социального развития до-
школьников заранее необходимо определить
критерии и показатели. Они будут являться
ориентирами, исходя из которых можно про-
гнозировать результаты.
Выделяют разные подходы к определению
критериев развития ребенка раннего возраста
и социального развития, в частности:
– в качестве критериев общего развития
рассматриваются поведение ребенка в сов-
местной деятельности с взрослыми, разви-
тие предметной деятельности и процессуаль-
ной игры, взаимодействие со сверстниками
37
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N
и взрослыми (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,
С.Ю. Мещерякова);
– выделяются показатели, дающие пред-
ставления о базисных умениях и навыках ре-
бенка раннего возраста по направлениям:
познавательное, социально-эмоциональное,
речевое, физическое развитие, бытовые навы-
ки (Е.Б. Волосова);
– к критериям социального развития ре-
бенка раннего возраста относят включенность
в ведущую деятельность; эмоциональное со-
стояние; поведенческий и ценностный крите-
рии (С.В. Королева).
Одним из показателей социального раз-
вития личности является ее обращенность
на других людей и на себя. Взаимодействие
с людьми – это смыслообразующая сфера су-
ществования и развития детей раннего воз-
раста, развитие их автономии, формирование
самосознания.
Также необходимо в процессе социально-
го развития дошкольников учитывать целевые
ориентиры, которые определяют его на этапе
завершения дошкольного образования:
– ребенок овладевает основными куль-
турными способами деятельности, проявля-
ет инициативу и самостоятельность в раз-
ных видах деятельности, способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
– ребенок активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в сов-
местных играх;
– ребенок обладает развитым воображени-
ем, владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, уме-
ет соотносить свои действия с социальными
правилами и нормами;
– ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам пове-
дения в разных видах деятельности, во вза-
имоотношениях с взрослыми и сверстника-
ми, может соблюдать правила безопасного
поведения;
– ребенок проявляет любознательность, за-
дает вопросы, интересуется причинно-следс-
твенными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать и экс-
периментировать, проявлять творчество в раз-
ных видах деятельности;
– ребенок обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире;
– ребенок способен к принятию собствен-
ных решений, к самостоятельным поступкам.
Для обеспечения эффективного социаль-
ного развития с методической позиции не-
обходимо обеспечить развивающую среду,
в которой ребенок обеспечен социальным вза-
имодействием для своего эмоционального
и когнитивного развития; активно включен
в деятельность; когда стимулируется иссле-
довательское поведение, проявление иници-
ативы, творчества, поддерживается совмес-
тная и индивидуальная активность ребенка.
Включение в различные виды деятельности,
диалог и общение способствуют саморазви-
тию растущего человека, развитию гуманис-
тической сущности человека и способности
к творческой самореализации. Вхождение в со-
циальную действительность и предметный
мир должно являться основой активной целе-
направленной деятельности самого ребенка
по овладению социальным культурным опы-
том. Дети постепенно начинают осмысливать
общекультурные ценности, которые затем вос-
производят в своей деятельности, привнося
в нее свою индивидуальность.
Овладение социальным опытом стимули-
рует развитие личности ребенка, его соци-
альной позиции, являющейся, по выражению
А.Г. Асмолова, «дверью, через которую чело-
век входит в систему общественных отноше-
ний и начинает свое движение в социальной
конкретно-исторической действительности»
(Асмолов, 2001).
Технологические аспекты социального вос-
питания определяются посредством генезиса
освоения детьми ценностей социальной куль-
туры: от первичного восприятия – к освоению,
интериоризации социокультурных ценностей
в различных доступных видах деятельности
и от них – к культуротворчеству (Коломийченко,
2008).
По мнению Е.О. Шишовой, в лучших до-
школьных образовательных учреждениях
ориентируются на индивидуализацию, раз-
витие креативного мышления и на инди-
видуальное развитие ребенка. А средне-
статистические дошкольные учреждения
ориентируются на подготовку к школе, дис-
циплинированность, их образовательный
процесс отличается жесткой регламентиро-
ванностью (Шишова, 2017).
Таким образом, как будет проходить со-
циальное развитие ребенка в условиях до-
школьной образовательной организации,
зависит от ряда психолого-педагогических ус-
ловий. Целью нашего исследования являлось
их выявление.
38
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
Организация и методы
исследования
Опыт показывает, что дошкольное обра-
зование, так же, как и школа, ориентировано
в первую очередь на интеллектуальное и ког-
нитивное развитие. В дошкольных учреждени-
ях это связано с подготовкой ребенка к шко-
ле. Поэтому социальное развитие не всегда
и недостаточно включено в программы работы
с дошкольниками.
Одним из важнейших условий повыше-
ния эффективности социального развития
детей является подготовленность к этому
воспитателей.
В исследовании приняли участие 48 воспи-
тателей 5 дошкольных образовательных орга-
низаций г. Бирска Республики Башкортостан.
Воспитателям предлагалось ответить на воп-
росы, которые отражают понимание ими осо-
бенностей социального развития ребенка, его
организации.
Опрос педагогов дошкольных образова-
тельных учреждений показал, что 72% счи-
тают основной задачей развития ребенка
формирование готовности школе. 34% опро-
шенных считают, что надо формировать та-
кие социальные умения, как адаптация в но-
вых условиях, умение включаться в детский
коллектив и взаимодействовать. 30% педаго-
гов считают важным формирование социаль-
ной компетентности, адекватной возрастным
новообразованиям дошкольного возраста.
Лишь 37% опрошенных согласились с тем,
что необходимо обеспечивать субъектную
позицию дошкольников в образовательном
процессе.
В организации процесса социального раз-
вития дошкольников многое будет зависеть
от понимания педагогами его сущности и осо-
бенностей. При ответе на вопрос «Считаете ли
вы важным социальное развитие ребенка?» все
педагоги ответили однозначно – «да». Однако
понимание ими данного понятия показало, что
социальное развитие чаще всего определялось
ими «как процесс усвоения ребенком норм,
ценностей, культуры общества, в котором он
будет жить в дальнейшем». В данной форму-
лировке отсутствует составляющая, связанная
с пониманием ребенка в качестве субъекта со-
циального развития, и такая составляющая как
индивидуализация. Соответственно это сказы-
вается и на выборе форм и методов социаль-
ного развития дошкольников, и в целом орга-
низации процесса.
При ответе на вопрос: «Какие формы и ме-
тоды социального развития вы используете?»
педагоги называли групповые занятия и игры;
массовые праздники; экскурсии; индивидуаль-
ные беседы и консультации; наблюдение; бесе-
ду; пример; разъяснение и др. Можно сделать
вывод, что преобладают формы и методы, где
позиция ребенка выражена в большей степени
как объекта, а не субъекта деятельности.
При определении цели социального раз-
вития были названы следующие: позитивная
социализация детей, приобщение их к социокультурным
нормам семьи, общества и госу-
дарства, формирование полноценной лич-
ности, обладающей опытом взаимодействия
с другими людьми, и др. Среди задач соци-
ального развития перечислялись: приобщение
к общепринятым нормам и правилам взаимо-
действия со сверстниками и взрослыми; вос-
питание патриотизма; формирование дружес-
ких отношений между детьми; формирование
умений работать в коллективе; формирование
нравственных качеств и др. Такие формулиров-
ки звучат достаточно обобщенно и поэтому не
всегда позволяют решать практические задачи
и достигать необходимых результатов в фор-
мировании социальной компетентности и не-
обходимого уровня социального развития.
Изучение рабочих планов воспитателей
показало, что чаще всего специальная работа
по социальному развитию детей планируется
в минимальном объеме. Педагоги объясня-
ют это отсутствием единой программы по со-
циальному развитию и недостатком методи-
ческой и теоретической литературы. Также
педагоги считают, что для эффективного со-
циального развития дошкольников им самим
необходима специальная подготовка, как тео-
ретическая, так и практическая.
Подготовка воспитателей к реализации со-
циального развития дошкольников является
одним из ведущих условий, которое опреде-
ляет организацию и результативность данного
процесса. Поэтому необходимо осуществлять
методическую подготовку воспитателей, повы-
шать их профессиональную компетентность,
совершенствовать программы социального
развития детей дошкольного возраста, а также
разрабатывать методический инструментарий
для их реализации.
Результаты и обсуждение
Дошкольное детство – это период актив-
ного овладения механизмами социализации,
39
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N
40
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
усвоения норм социального поведения. Хотя
проблема социализации дошкольников явля-
ется весьма актуальной, но в то же время не-
достаточно проработанной в части определе-
ния конкретных механизмов и технологий ее
реализации на практике, недостаточно разра-
ботанны современные методики социально-
личностного развития ребенка. Разработки
в данном направлении имеют больше общий
характер.
В современном дошкольном образовании
важно ценностное отношение педагогов к детству,
детскому развитию; понимание того, что
«год жизни ребенка не равен году жизни взрос-
лого человека», и значимости планомерного со-
циального развития дошкольника (Коротаева,
Бывшева, 2013).
Практика показывает, что социальное
развитие ребенка в дошкольной организа-
ции нередко протекает спонтанно, исходя из
возможностей и уровня профессиональной
компетентности воспитателя. В большинстве
программ отсутствует система социального
развития детей, подкрепленная методичес-
кими рекомендациями и пособиями, которые
воспитатель смог бы использовать в работе.
В условиях, когда существуют разные про-
граммы в дошкольном образовании, воспитате-
лю важно уметь анализировать с методической
точки зрения их содержание и технологичес-
кие аспекты реализации в контексте ориен-
тированности их на социально-личностное
развитие и формирование социальной компе-
тентности ребенка. Чаще всего каждая из про-
грамм затрагивает лишь определенные направ-
ления социального развития. Поэтому перед
воспитателем может стоять задача по допол-
нению имеющихся программ, творческому их
применению с учетом особенностей и возмож-
ностей дошкольной образовательной органи-
зации, а также детского коллектива.
Как отмечает В.С. Лебедев, например,
в программе «Я – Человек» социальное раз-
витие трактуется как проблема познания со-
циального мира; в программе «Дружные ре-
бята» акцент сделан на этические проблемы
социального развития дошкольника; авторы
программы «Наследие» обращаются к пробле-
ме социализации ребенка в семье и дошколь-
ном образовательном учреждении средства-
ми народной культуры; авторов программы
«Основы безопасности детей дошкольного
возраста» интересует проблема социальной
адаптации детей с учетом реалий современ-
ного мира (Лебедев, 2016).
Ряд исследователей считают, что выделе-
ние особого раздела «Ознакомление с социаль-
ным миром» необходимо при реализации лю-
бой дошкольной образовательной программы.
Решить эту проблему можно путем парциаль-
ного включения данного раздела в образова-
тельный процесс любого дошкольного учреж-
дения (Кабушко, Соломатина, 2011).
При разработке технологии социального
развития ребенка важно учитывать, что со-
циализация, или усвоение ребенком общече-
ловеческого опыта, происходит только в сов-
местной деятельности и общении с другими
людьми. Поэтому при выборе форм и мето-
дов следует отдавать предпочтение активным
и интерактивным.
Сегодня осуществляется переход от инфор-
мационной парадигмы, ориентированной пре-
жде всего на накопление детьми знаний, к «со-
циокультурной активной педагогике развития,
культурно-исторической парадигме понимания
ребенка» (Урунтаева, Афонькина, 1995).
Одной из главных задач, стоящих перед
педагогами, является выбор наиболее эффек-
тивных форм и методов организации образо-
вательного процесса, при которых происхо-
дило бы сочетание индивидуальной работы
детей с совместной и групповой, с возможнос-
тью проявления инициативы, взаимодействия.
Социальному развитию ребенка способствуют
игры, упражнения, проигрывание ситуаций.
Ведущим способом организации социали-
зации дошкольников является включение их
в различные виды деятельности, среди кото-
рых приоритетное место будет занимать игро-
вая деятельность. Игра – это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Социализации дошкольников будет спо-
собствовать включение детей в специально
организованный игровой процесс, включа-
ющий в себя игры по следующим направле-
ниям: социально-ориентированные игры на
взаимодействие детей и взрослых, познава-
тельно-развивающие игры-путешествия, игры
экономического характера, игры-эксперимен-
ты, режиссерские игры, ярмарка игр (Собкин,
Смирнова, Штенгер, 2018).
Например, опираясь на игру, можно осу-
ществлять подготовку к школе: дети могут при-
мерить на себя роль ученика, «проигрывать»
ситуации школьного дня и др. Таким обра-
зом, предоставляется возможность в игровой
форме познакомиться с правилами и нормами
поведения в школе.
Однако важное значение будет иметь по-
нимание педагогом особенностей организации
игровой деятельности. Наличие субъекта игро-
вой деятельности является показателем того,
насколько ребенок или взрослый умеет управ-
лять собственной игрой. Создание условий для
становления и развития субъекта игровой де-
ятельности позволяет ребенку, с одной сторо-
ны, не «залипать» на игре, а с другой стороны,
обеспечивать развитие воли и произвольности
(Кравцов, Кравцова, 2019).
Также эффективной технологией социали-
зации является включение детей в разные ситу-
ации. Роль воспитателя в ситуации определяет-
ся как организационная. Главные действующие
лица ситуации – дети. Могут привлекаться
и родители. Воспитатель организует среду
и побуждает детей действовать в ней. Дети са-
мостоятельно ищут ответы на вопросы в кни-
гах, ставят опыты, исследуют ситуацию в реф-
лексиях, привлекают свой жизненный опыт
и опыт родителей. Ситуация считается состо-
явшейся, если 70% работы в ней проделали
дети и родители (Гришаева, Струкова, 2018).
Одним из методов организации практичес-
кого опыта социального развития детей явля-
ется использование упражнений в поведении,
поступках, коммуникации. Упражнения в об-
щении, в действиях в определенных ситуациях
позволяют предупредить возникновение фор-
мального отношения к моральным правилам и
нормам. Для этого детей нужно ставить в ус-
ловия, в которых они будут думать и решать,
как следует поступить. Задача педагога лишь
направлять действия, не давая готовое реше-
ние ребенку. Например, можно обозначить за-
дачу и конкретную ситуацию, а затем вместе
с детьми обсудить, как можно предложить
другим детям поиграть в игру, помочь другу,
попросить помощи у других и т.д.
В образовательном процессе необходимо
также использовать метод примера. В качестве
примера могут быть положительные поступки
и поведение взрослых и детей. Пример конк-
ретен и легко воспринимается детьми, приме-
ряется на себя и переносится в собственную
деятельность. Можно также не давать гото-
вые примеры, а предложить детям самим о них
рассказать.
Интересный опыт включения детей в прак-
тическую деятельность в условиях одно-
го из детских садов в Германии приводят ав-
торы статьи «Детский сад, воспитывающий
личность (описание опыта работы детско-
го сада «Амарес», Кельн, Германия)» (Собкин,
Смирнова, Штенгер, 2018). В статье описаны
примеры детских видов деятельностей, сре-
ди которых создание реальных продуктов (му-
зея, сада, мела и пр.), экспериментирование,
бытовая хозяйственная деятельность и естес-
твенно игра. Обучение и воспитание детей
включено в разные виды детских деятельнос-
тей. Традиционных учебных занятий здесь нет.
Работа педагогов направлена не на передачу
знаний, а на воспитание самостоятельности
и созидательной направленности детей. При
поддержке педагогов дошкольники практичес-
ки все делают сами, что способствует разви-
тию важнейших личностных качеств.
Исследование, активная деятельность,
восприятие прямого опыта, деятельность
и игры – это основные способы обучения ма-
леньких детей (Сицай, 2018).
Таким образом, обобщая сказанное, мож-
но считать, что социальное развитие детей
дошкольного возраста должно быть организо-
вано с учетом требований субъектно-деятель-
ностного подхода. При этом приоритетным
началом в организации процесса социального
развития становится направленность на актив-
ность и самостоятельность, активизацию твор-
ческого потенциала личности ребенка, разви-
тие познавательных возможностей и умения
преобразовывать свою жизнь, становление
субъектного начала. Для этого необходимо со-
здание в дошкольной образовательной органи-
зации развивающей образовательной среды.
В исследовании Е.О. Шишовой показана
взаимосвязь качества образовательной сре-
ды и особенностей развития субъектности
ребенка, поскольку пространственно-пред-
метный, социальный и психодидактический
компоненты среды, определяющие качест-
во, тесно связаны с характеристиками субъ-
ектности ребенка. Выявлено, что существуют
значимые различия в субъектных характерис-
тиках дошкольников в различных типах обра-
зовательной среды. «Стимульно-продуктивная
образовательная среда» и «учебная среда» спо-
собствуют развитию пассивности и зависимос-
ти ребенка, а «эвристическая образовательная
среда» и «креативная среда» характеризуются
направленностью на свободное развитие ак-
тивного ребенка и раскрытие его личностного
потенциала (Шишова, 2017).
С самого первого момента вхождения ре-
бенка в социальный мир его воспитание долж-
но быть ориентировано на третью стадию
социализации: ребенок как развивающаяся
личность не станет преобразователем, если
41
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N
исходно не создаются условия для того, чтобы
он им становился.
Субъектно-деятельностный подход позво-
ляет определить доминанту взаимоотношений
ребенка с окружающим миром, актуализиро-
вать реализацию потребностей в осознании
себя субъектом деятельности. Процесс соци-
ально-личностного развития дошкольников
предполагает включение их в различные виды
деятельности: игровую, исследовательскую,
изобразительную, предметную, наблюдение,
коммуникативную (общение), проектную, конс-
труктивную и др. Каждый вид деятельности
вносит свой вклад в процесс социально-лич-
ностного развития.
В качестве ведущей деятельности детей
дошкольного возраста рассматривается сю-
жетно-ролевая игра. Однако существенный
вклад в развитие ребенка-дошкольника вно-
сит познавательно-исследовательская де-
ятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков,
Е.А. Субботский и др.), а также разные формы
продуктивной деятельности, такие как конструирование,
рисование, лепка, аппликация
(Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев,
А.И. Савенков, Е.А. Флерина и др.), предо-
ставляющие широкие возможности в плане
психического развития ребенка.
Характер детской деятельности на протя-
жении дошкольного детства значительно из-
меняется. Кризис «Я сам» на стыке раннего
и дошкольного возраста порождает такие лич-
ностные черты ребенка, как способность к са-
мостоятельности, инициативности, незави-
симость от взрослого. Ребенок дошкольного
возраста испытывает необходимость прояв-
лять эти качества в деятельности, стремится
к участию вместе со взрослыми, а затем к са-
мостоятельным пробам в различных видах до-
ступной деятельности. Поэтому необходимо
создавать условия, где он будет иметь такую
возможность.
По вопросам развития игровой и про-
дуктивной деятельности детей дошкольного
возраста выполнено множество психолого-
педагогических исследований. Многократно
показано, что расширение спектра видов де-
тской деятельности, их эмоциональное на-
сыщение, социальное признание продукта и
процесса деятельности ребенка со стороны
взрослых и сверстников обеспечивает раз-
вивающий эффект. Разнообразие видов де-
тской деятельности позволяет также учиты-
вать интересы и склонности самого ребенка,
поддерживать его активность во взаимодействиях
с окружающими людьми (Бывшева,
Ханова, 2016).
Такой подход к пониманию развития ре-
бенка позволяет вокруг детской деятельности
строить целостную образовательную систе-
му на основе принципа интеграции, когда ве-
дущей формой в образовательной программе
для дошкольников выступает совместная со
взрослыми и самостоятельная деятельность
детей. Источниками для становлений комму-
никаций в свою очередь могут стать предмет
деятельности, переживания участников де-
ятельности, налаживание процесса совместной
деятельности.
По мере взросления на протяжении до-
школьного возраста ребенок способен вы-
ступить активным и действующим субъектом
в социальном контексте, проявляя социаль-
ные качества во взаимодействии с взрослыми
и сверстниками (Уразова, 2015).
Учитывая индивидуальные и возрастные
особенности, зная механизмы социального
становления ребенка, можно выделить ус-
ловия, которые необходимы для социаль-
ного развития дошкольника, формирования
у него определенного уровня социальной
компетентности:
– целенаправленная деятельность образо-
вательного учреждения в этом направлении;
– единое пространство развития ребенка,
как на уровне конкретного учреждения, так и
при включении в него различных субъектов со-
циального окружения, обеспечивающих функ-
ционирование учреждения как открытой обра-
зовательной системы;
– непосредственная разнообразная деятель-
ность ребенка – свободная или специально ор-
ганизованная, собственная или совместная со
значимыми для него людьми, которая рассмат-
ривается как способ проявления активности и
инициативности ребенка в системе социальных
отношений, как возможность определить свое
место среди других людей (Захарова, 2011).
С нашей точки зрения, необходимыми
условиями социального развития ребенка
являются:
– развивающая образовательная среда в до-
школьной образовательной организации;
– необходимая компетентность педагогов,
которые ориентируются в программах соци-
ального развития, технологически и методи-
чески готовы к их реализации;
– понимание педагогом важности субъект-
ной позиции ребенка в процессе социального
развития;
42
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
– организация разнообразных видов де-
ятельности ребенка на основе сотрудничества
и взаимодействия;
– применение активных и интерактив-
ных форм и методов в процессе социального
развития;
– осознание педагогом взаимосвязи таких
понятий, как социализация, социальное разви-
тие, социальная компетентность.
Воспитателю необходимо учитывать осо-
бенности процесса социального развития.
Осуществляя социальное развитие дошкольни-
ков, воспитателю необходимо уметь создавать
условия, при которых ребенок будет субъек-
том деятельности и взаимодействия. Ребенок
должен иметь возможность проявлять само-
стоятельность и активность. Различные виды
деятельности, диалог и общение способствуют
саморазвитию растущего человека, развитию
гуманистической сущности человека, способ-
ного к творческой самореализации. n
Информация об авторах
Логачева Лейсян Рамилевна, кандидат педаго-
гических наук, доцент кафедры педагогики, пси-
хологии и социальной работы, Бирский филиал
Башкирского государственного университета (Бирск,
Россия), [email protected]
Черникова Татьяна Альбертовна, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагоги-
ки, психологии и социальной работы, Бирский фи-
лиал Башкирского государственного университета
(Бирск, Россия), [email protected]
Information about the authors
Leisian R. Logacheva, PhD in Pedagogy, Associate
Professor of the Department of Pedagogy, Psychology
and Social Work, Birsk Branch of Bashkir State
University, Birsk, Russia, [email protected]
Tatjana A. Chernikova, PhD in Pedagogy, Associate
Professor of the Department of Pedagogy, Psychology
and Social Work, Birsk Branch of Bashkir State
University, Birsk, Russia, [email protected]
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. – М.: Смысл,
2001. – 416 с.
2. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности со-
циальной ситуации развития в дошкольном возрас-
те // Вестник Минского Университета. – 2016. – №3.
URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/249
(дата обращения: 13.02.2021).
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. –
СПб.: Союз, 1997. – 222 с.
4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика
с основами методик воспитания и обучения. Учебник
для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер,
2014. – 464 с.
5. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Технология эф-
фективной социализации современных дошколь-
ников // V Всероссийский съезд работников до-
школьного образования (23–24 ноября 2018 г.):
[Электронный ресурс]: Сборник статей. – М.: РОС,
2018. – С. 95–108.
6. Захарова Т.Н. Механизмы и условия форми-
рования социальной компетентности дошкольников
// Ярославский педагогический вестник. – 2011. –
№2. – Т.2. – С. 113–117.
7. Иванова Н.В. Детская субкультура как со-
циально-психологический механизм социализа-
ции дошкольников в условиях дошкольной об-
разовательной организации // Международный
симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»
[Электронный ресурс]: Сборник тезисов / Отв. ред.
К.Н. Поливанова. – М.: Изд. дом Высшей школы эко-
номики, 2017. – С. 131–133.
8. Кабушко А.Ю., Соломатина Г.Н. Методика
ознакомления дошкольников с социальным миром
в условиях предшкольного образования // Начальная
школа плюс до и после. – 2011. – №4. – С. 1–5.
9. Коломийченко Л.В. Прикладные аспекты со-
циального развития и воспитания детей дошкольно-
го возраста: опыт инновационной деятельности. –
Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. – 139 с.
10. Коротаева Е.В., Бывшева М.В. Социальное
развитие детей: аспекты преемственности //
Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №12. –
С. 23–26.
11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона
ближайшего развития детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. – 2019. – Т.4. – С. 5–21. – URL: https://
psyedu.2019110401 (дата обращения: 18.03.2021).
12. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологическое
содержание взаимосвязи смысла и значения в куль-
турно-исторической теории // Культурно-историчес-
кая психология. – 2018. – Т.14. №3. – С. 67–73. –
URL: chp.2018140306 (дата обращения: 15.03.2021).
13. Лебедев В.С. Организационно-педагогичес-
кие условия социализации детей дошкольного воз-
раста // Научно-практический журнал «Гуманизация
образования». – 2016. – № 1. – С. 64–71.
14. Сицай Л. Особенности социального развития
детей дошкольного возраста КНР // Современная на-
ука: актуальные проблемы теории и практики. Серия:
Гуманитарные науки. – 2018. – №5. – С. 53–56.
15. Смирнова В.В. Психологическое сопровож-
дение ребенка в ДОУ // URL: https://interactive-plus.
43
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N
ru/e-articles/141/Action141-10447.pdf (дата обраще-
ния: 13.02.2021).
16. Собкин В.С., Смирнова Е.О., Штенгер У.
Детский сад, воспитывающий личность (описа-
ние опыта работы детского сада «Амарес», Кельн,
Германия) // Современное дошкольное образование:
теория и практика. – 2018. – № 8 (90). – С. 4–15.
17. Социализация детей в дошкольном возрас-
те: учебное пособие для вузов / С.А. Козлова и др.;
под науч. ред. С.А. Козловой. – М.: Юрайт, 2020. –
195 с.
18. Уразова А.Р. Модель педагогического со-
провождения социально-личностного развития
детей дошкольного возраста // Современные про-
блемы науки и образования. – 2015. – №2–1. –
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/
view?id=17355 (дата обращения: 13.02.2021).
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум
по детской психологии: Пособие для студентов пе-
дагогических институтов, учащихся педагогичес-
ких училищ и колледжей, воспитателей детских са-
дов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
20. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие
в пространстве – времени Детства. – М.: Флинта,
1997. – 295 с.
21. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образо-
вательной среды и субъектно-личностных характе-
ристик дошкольника // Современное дошкольное об-
разование: теория и практика. – 2017. – № 10 (82). –
С. 50–59.
References
1. Asmolov A.G. (2001) Psikhologiya lichnosti:
Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza
[Psychology of personality: Principles of general psychological
analysis]. Moscow.
2. Byvsheva M.V., Khanova T.G. (2016) Osobennosti
sotsial’noi situatsii razvitiya v doshkol’nom vozraste
[Features of the social situation of development in preschool
age]. Vestnik Minskogo Universiteta [Bulletin of
Minsk University], 3. Available at: https://vestnik.mininuniver.
ru/jour/article/view/249.
3. Fel’dshtein D.I. (1997) Sotsial’noe razvitie v
prostranstve – vremeni Detstva [Social development in
space – the time of Childhood]. – Moscow: Flinta.
4. Gogoberidze A.G. (2014) Doshkol’naya pedagogika
s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya.
Uchebnik dlya vuzov. Standart tret’ego pokoleniya
[Preschool pedagogy with the basics of upbringing and
teaching methods. Textbook for universities. Third generation
standard]. Saint-Petersburg: Piter.
5. Grishaeva N.P., Strukova L.M. (2018) Tekhnologiya
effektivnoi sotsializatsii sovremennykh doshkol’nikov
[Technology of effective socialization of modern preschool
children] V Vserossiiskii S”ezd rabotnikov
doshkol’nogo obrazovaniya (23-24 noyabrya 2018 g.)
[V All-Russian Congress of preschool education workers
(November 23-24, 2018)]. Moscow: ROS, 95-108.
6. Ivanova N.V. (2017) Detskaya subkul’tura kak
sotsial’no-psikhologicheskii mekhanizm sotsializatsii
doshkol’nikov v usloviyakh doshkol’noi obrazovatel’noi
organizatsii [Children’s subculture as a socio-psychological
mechanism of socialization of preschoolers in
the conditions of a preschool educational organization].
Mezhdunarodnyi simpozium «L. S. Vygotskii i sovremennoe
detstvo»[International symposium “L. S. Vygotsky
and modern childhood“]. Moscow: Izd. dom Vysshei
shkoly ekonomiki, 131-133.
7. Kabushko A.Yu., Solomatina G.N. (2011) Metodika
oznakomleniya doshkol’nikov s sotsial’nym mirom v usloviyakh
predshkol’nogo obrazovaniya [Methods of familiarizing
preschoolers with the social world in the
conditions of preschool education]. Nachal’naya shkola
plyus do i posle [Primary school plus before and after],
4, 1-5.
8. Kolomiichenko L.V. (2008) Prikladnye aspekty
sotsial’nogo razvitiya i vospitaniya detei doshkol’nogo
vozrasta: opyt innovatsionnoi deyatel’nosti [Applied aspects
of social development and education of preschool
children: the experience of innovation]. Perm’: Perm.
gos. ped. un-t.
9. Korotaeva E.V., Byvsheva M.V. (2013) Sotsial’noe
razvitie detei: aspekty preemstvennosti [Social development
of children: aspects of continuity]. Nachal’naya
shkola plyus do i posle [Primary school plus before and
after], 12, 23-26.
10. Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. (2019) Igra kak
zona blizhaishego razvitiya detei doshkol’nogo vozrasta
[Elektronnyi resurs] [Game as a zone of proximal
development of preschool children]. Psikhologopedagogicheskie
issledovaniya [Psychological and
pedagogical research]. Vol.4, 5–21. Available at:
https://psyedu.2019110401.
11. Kravtsova E.E., Kravtsov G.G. (2018)
Psikhologicheskoe soderzhanie vzaimosvyazi smysla i
znacheniya v kul’turno-istoricheskoi teorii [Psychological
content of the relationship of meaning and meaning in
cultural-historical theory]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya
[Cultural-historical psychology]. Vol. 14, 3, 67–
73. Available at: URL: chp.2018140306.
12. Lebedev V.S. (2016) Organizatsionno-pedagogicheskie
usloviya sotsializatsii detei doshkol’nogo
vozrasta [Organizational and pedagogical conditions
for the socialization of preschool children]. Nauchnoprakticheskii
zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniya
» [Scientific and practical journal “Humanization of
Education”], 1, 64-71.
13. Sitsai L. (2018) Osobennosti sotsial’nogo razvitiya
detei doshkol’nogo vozrasta KNR [Features of social
development of preschool children in the PRC] //
44
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki.
Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern science: topical
problems of theory and practice. Series: Humanities],
5, 53-56.
14. Smirnova V.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie
rebenka v DOU [Psychological support of a child in
a preschool educational institution]. Available at: URL:
https://interactive-plus.ru/e-articles/141/Action141-
10447.pdf.
15. Sobkin V.S., Smirnova E.O., Shtenger U. (2018)
Detskii sad, vospityvayushchii lichnost’ (opisanie opyta
raboty detskogo sada «Amares», Kel’n, Germaniya
[Kindergarten that educates the personality (description
of the experience of the kindergarten “Amares”,
Cologne, Germany]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie:
teoriya i praktika [Modern preschool education:
theory and practice], 8 (90), 4-15.
16. Sotsializatsiya detei v doshkol’nom vozraste:
uchebnoe posobie dlya vuzov [Socialization of children
in preschool age: a textbook for universities]. S.A.Kozlova
i dr. Moscow: Yurait Publishing, 2020.
17. Shishova E.O. (2017) Vzaimosvyaz’ kachestva
obrazovatel’noi sredy i sub”ektno-lichnostnykh
kharakteristik doshkol’nika [The relationship between
the quality of the educational environment and the
subject-personal characteristics of the preschooler].
Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie: teoriya
i praktika [Modern preschool education: theory and
practice], 10 (82), 50-59.
18. Urazova A.R. (2015) Model’ pedagogicheskogo
soprovozhdeniya sotsial’no-lichnostnogo razvitiya
detei doshkol’nogo vozrasta [Model of pedagogical
support of social and personal development of preschool
children]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya
[Modern problems of science and education].
2-1. Available at: http://www.science-education.
ru/ru/article/view?id=17355.
19. Uruntaeva G.A., Afon’kina Yu.A. (1995)
Praktikum po detskoi psikhologii: Posobie dlya studentov
pedagogicheskikh institutov, uchashchikhsya
pedagogicheskikh uchilishch i kolledzhei, vospitatelei
detskikh sadov [Workshop on child psychology: A guide
for students of pedagogical institutes, students of pedagogical
schools and colleges, kindergarten teachers.].
Moscow: Prosveshchenie: Vlados.
20. Vygotskii L.S. (1997) Voprosy detskoi psikhologii
[Questions of child psychology]. Saint-Petersburg:
Soyuz.
21. Zakharova T.N. (2011) Mekhanizmy i usloviya
formirovaniya sotsial’noi kompetentnosti doshkol’nikov
[Mechanisms and conditions for the formation of social
competence of preschoolers]. Yaroslavskii pedagogicheskii
vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin],
Vol.2, 113-117.
Читайте все самые актуальные
новости дошкольного образования
в ленте «СДО» в Twitter:
https://twitter.com/sdo_preschool
Посещайте страницу журнала «СДО»
в Facebook:
https://www.facebook.com/sdojournal
Следите за новостями
от журнала «СДО» в Instagram:
https://www.instagram.com/sdo_preschool
45
T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N