Научная статья на тему 'Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников'

Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разновозрастная группа / разновозрастное взаимодействие / межвозрастное взаимодействие / одновозрастная группа / дошкольное образование / mixed-age group / mixed-age interaction / inter-age interaction / same-age group / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якшина Анна Николаевна

Актуальность. В России разновозрастные группы в детских садах являются скорее исключением, чем популярной практикой. В сообществе исследователей и практиков существует противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания ценности разновозрастных групп для развития дошкольников до опасений, связанных с отношением к старшим или младшим детям в таких группах. Обсуждение целесообразности организации разновозрастных групп в детских садах должно вестись с учетом особенностей влияния опыта посещения таких групп и взаимодействия с детьми другого возраста на развитие детей. Для этого необходим анализ существующих научных исследований. Цель: провести анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям взаимодействия детей в разновозрастных группах и влиянию разновозрастных групп на развитие детей дошкольного возраста. Описание хода исследования. В соответствии с целью обзора были разработаны критерии отбора источников, осуществлен поиск по русскоязычным и англоязычным базам научных работ. Всего отобрано 15 статей в рецензируемых журналах, соответствующих всем критериям отбора. Глубина анализа – 44 года, источники представляют опыт 4 стран. Результаты. Анализ источников показал, что для развития дошкольников имеет значение не сам факт посещения разновозрастных групп, а качественные особенности таких групп: величина разницы в возрасте между старшими и младшими детьми, соотношение старших и младших, разница в уровне развития между старшими и младшими, тип отношений между детьми и стиль педагогического взаимодействия. В рамках обзора проанализированы основные ограничения существующих исследований, сформулированы направления для будущих исследований. Сделан вывод о необходимости разработки программ для профессионального развития педагогов, работающих в разновозрастных группах. Заключение. Статья может быть интересна как практикам, интересующимся вопросами организации разновозрастных групп в детском саду, так и исследователям дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mixed-age groups in kindergarten: opportunities and risks for the development of preschoolers

The relevance of the topic of the article. In Russia, mixed-age groups in kindergartens are an exception rather than a popular practice. There is a contradictory attitude towards kindergarten mixed-age groups in the community of researchers and practitioners: from the recognition of the value of mixed-age groups for the development of preschoolers to the concerns associated with the treatment of older or younger children in such groups. Discussion of the advisability of organizing groups of different ages in kindergartens should be conducted taking into account the peculiarities of the influence of the experience of visiting such groups and interacting with children of a different age on the development of children. This requires an analysis of existing scientific research. The aim of the study is to analyze empirical studies on the peculiarities of the interaction of children in mixed-age groups and the influence of mixed-age groups on the development of preschool children. Description of the research progress. In accordance with the purpose of the review, criteria for selecting sources were developed, a search was carried out in Russian-language and English-language scientific databases. A total of 15 articles were selected in peer-reviewed journals that met all the selection criteria. The depth of analysis is 44 years, the sources represent the experience of 4 countries. The results of the study. The analysis of the sources showed that for the development of preschoolers, it is not the fact of attending mixed-age groups that matters, but the qualitative features of such groups: the size of the difference in age between older and younger children, the ratio of older and younger, the difference in the level of development between older and younger, the type of relationship between children and the style of pedagogical interaction. As part of the review, the main limitations of existing research are analyzed, and directions for future research are formulated. It is concluded that it is necessary to develop programs for the professional development of teachers working in mixed-age groups. Conclusion. The article may be of interest both to practitioners interested in the organization of mixed-age groups in kindergarten, and to researchers of preschool education.

Текст научной работы на тему «Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников»

������ � �������� �����������

������ �.�.

������ ���� ����������*

���������� ��������� �������������� ����������� (������, ������)

������������. � ������ ��������������� ������ � ������� ����� �������� ������ �����������, ��� ���������� ���������. � ���������� �������������� � ��������� ���������� �������������� ����-����� � ��������������� ������� �������� ����: �� ��������� �������� ��������������� ����� ��� �������� ������������ �� ��������, ��������� � ���������� � ������� ��� ������� ����� � ����� �������. ���������� ���������������� ����������� ��������������� ����� � ������� ����� ������ ������� � ������ ������������ ������� ����� ��������� ����� ����� � �������������� � ������ ���-���� �������� �� �������� �����. ��� ����� ��������� ������ ������������ ������� ������������. ����: �������� ������ ������������ ������������, ����������� ������������ �������������� ��-��� � ��������������� ������� � ������� ��������������� ����� �� �������� ����� ����������� ��������. �������� ���� ������������. � ������������ � ����� ������ ���� ����������� �������� ����-�� ����������, ����������� ����� �� ������������� � ������������ ����� ������� �����. ����� �������� 15 ������ � ������������� ��������, ��������������� ���� ��������� ������. ������� ������� �  ����, ��������� ������������ ����  �����. ����������. ������ ���������� �������, ��� ��� �������� ������������ ����� �������� �� ��� ���� ��������� ��������������� �����, � ������������ ����������� ����� �����: �������� ������� � ���-����� ����� �������� � �������� ������, ����������� ������� � �������, ������� � ������ ���-����� ����� �������� � ��������, ��� ��������� ����� ������ � ����� ��������������� ������-��������. � ������ ������ ���������������� �������� ����������� ������������ ������������, �������������� ����������� ��� ������� ������������. ������ ����� � ������������� ��������-�� �������� ��� ����������������� �������� ���������, ���������� � ��������������� �������. ����������. ������ ����� ���� ��������� ��� ���������, �������������� ��������� ����������� ��������������� ����� � ������� ����, ��� � �������������� ����������� �����������.

�������� �����: ��������������� ������, ��������������� ��������������, ������������� ������-

��������, �������������� ������, ���������� �����������.��� �����������: ������ �.�. ��������������� ������ � ������� ����: ����������� � ���-�� ��� �������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. �1. DOI: 10.212/1997-9657-2022-1109--1

��������� ������ �������� 23.11.2021.

������������

�������������� ����� ���� � ������ ���-������������ ��������������� � ���������� ��� ������ ������� �������� ������������ (Corsaro, 2010, ������, �� ����, 2019, �������, 2019, ��������, 2020). ��������� ������-��� �������� �������������� � ������� ����-���� �������� ����������� (����� � ��. 2019, ���������.,2019).��������������������� *

��������: yakshinaan@mgpu.ru

��������������������������������������-����� ��� �������� ��������������, ������� � �������������� ����� ������. ��� ���� ���� ����� ������� � ���� �������������� ������ �������������������.������,������������� ���������� � ������������ ����, ����������-���� ����� ������� �������� ���� ����� ���� �����������, ������� ����� ���� ����� � ���-�� ������ �������� ������������.

� ���������� �������������� � ��������� ���������� �������� �������������� ����



UDC 373.2 DOI: 10.212/1997-9657-2022-1109--1

Mixed-ageGroupsinKindergarten:OpportunitiesandRisksfortheDevelopment

ofPreschoolers Anna N. Iakshina*, Moscow City University, Moscow, Russia The relevance of the topic of the article. In Russia, mixed-age groups in kindergartens are an exception rather than a popular practice. There is a contradictory attitude towards kindergarten mixed-age groups in the community of researchers and practitioners: from the recognition of the value of mixed-age groups for the development of preschoolers to the concerns associated with the treatment of older or younger children in such groups. Discussion of the advisability of organizing groups of different ages in kindergartens should be conducted taking into account the peculiarities of the influence of the experience of visiting such groups and interacting with children of a different age on the development of children. This requires an analysis of existing scientific research. The aim of the study is to analyze empirical studies on the peculiarities of the interaction of children in mixed-age groups and the influence of mixed-age groups on the development of preschool children. Description of the research progress. In accordance with the purpose of the review, criteria for selecting sources were developed, a search was carried out in Russian-language and English-language scientific databases. A total of 15 articles were selected in peer-reviewed journals that met all the selection criteria. The depth of analysis is  years, the sources represent the experience of  countries. The results of the study. The analysis of the sources showed that for the development of preschoolers, it is not the fact of attending mixed-age groups that matters, but the qualitative features of such groups: the size of the difference in age between older and younger children, the ratio of older and younger, the difference in the level of development between older and younger, the type of relationship between children and the style of pedagogical interaction. As part of the review, the main limitations of existing research are analyzed, and directions for future research are formulated. It is concluded that it is necessary to develop programs for the professional development of teachers working in mixed-age groups. Conclusion. The article may be of interest both to practitioners interested in the organization of mixed-age groups in kindergarten, and to researchers of preschool education.

Keywords: mixed-age group, mixed-age interaction, inter-age interaction, same-age group, preschool education.

For citation: Iakshina A.N. (2021). Mixed-age groups in kindergarten: opportunities and risks for the development of preschoolers. Preschool Education Today. 1:16, �1 (in Russian).

DOI: 10.212/1997-9657-2022-1109--1

Original manuscript received 23.11.2021.

*

Contacts: yakshinaan@mgpu.ru

����� � ��������������� ������� �������� ����. ���, ��������, ����� ������ ��������-������� ����� ���������� ����������, ��� � ��� ���� ����� ��������� ���� � ������ ��-��� (������� � �������) � ������� ���� � ���-��, ���������� � ��������� ���� ���������� (���������, 2015). Rogoff (1990) ���������, ��� � ������ ��������� ������� ���� �������-�� � �������, � ��� ������������ ������ ��� �� ������� ����� (������� ��� ��� ��������� � �������� ������� ������), ��� � �� ������� ����� (� ��� ���� ������ ���� ������ � ����-���). ��������������� ������ ����� �����-�������� ����� �������� ��������, � ����� ������� ���������� �������� ������� �������-����. � ��������������� ������ ��������� ��-������ ������ ��� ������� ���������������-��, ����������� �� � ��������� ������������� (�������, ��������, 2018). ����� ����� ���-�������� ��������������� ����� ����������� ������������� ��������� ����� ��������� � ������, ����������� ������������ ����� ��-�������� � ���������� ���������, ��������, �����������������,�������������������� (Katz et al., 1990). ������������ �������� ����-�������, ����������� � �������� �� ������� �� 97 ����� (Kuger et al., 2015), ����������, ��� ������ � ��������������� ������� ������� ��-������ ������� ����, ��� � �������������� (� ��������������� ������� ����� ���� ECERS-R � ������� ���� �� 0,55, ����� ���� �� ECERS-E ���� �� 0,2).

����� ������� ��������������� ����� ���������� ��������, ��� ����� ������ ����-�� ������ ��� ������� ����� � ������� ���� �������, ��� �������� � ������� ���� ��-��� ������� �������. ��� ��������� ����-�� � ��������������� ������ � �����: � ����� ������� ������� ��������, ���������� ����-������ ����� �� ������������ ����� ������ ���������, ����� �������� ������� ������ �������� ������ ������� ����� � �������� ��� ��� ���������� ��������, � �����������-���� ������� ������� ������� �����, ������� ���� �� ������������ ���������� ��� ����-��� � ����������� ��� ������� ����� (Bailey et al., 1993, Ansari, Pianta, 2018). �������� ���-��� OECD (2018), � ��������������� ������� ����� �� 3 ��� ������� �������������� �����-�������� �������� ����������� ���� �� ����-����� � ��������������� �������� ����� ��� �� ���������� ��������� (0�3).

����� �������� �������� ���������� � ��-����������� ��������� ��������� � ����-����� � ��������������� �������. ��� ���� ����� ������������ ������������ ��������-������� ����� � ������������ ������ ������-��� �����, ���������� ������� ������������ �������� ��������������� ����� � ������� ����, ��������� �������������� � ��������-������� �����, ������ ������������ ��������-�������� ������� � �������������� �����.

������������������ ��������������� ����� � ������ � ������ �������

�� ������ ����������� ������ ����-����������� ���������� (2019 ���)1, � ������ 66700 ����� �������� ��������������� ����-�� � ������� ����, ��� ���������� ����� 10% �� ������ ����� �����, ���������� ���������� ����������. ����� ����� ������ �������� ���-��� ����������� ����� (��������, � �������-�������� ������� �����). ������������ ������-�� ������� � ������� ����� ����������, ��� � ������������ ��������������� ������� ����� ����� ����� �� �������� �� ����� ���������� ������� (�� ���� ������������ ��������� ����-���������� ������ ������ ���������������). ������������ ���������� � ������������-��� ��������: � ������� ����� � �������������-�� �������� ��������, ����������� �������� ���������������� �������������� �����, ��-����� ������� ��� ������� � �������������� ����� ������� �������� (������ � ��., 2020). ������ �������� ��������������� �������� ����������� �����������, ��������������� ����������� ���������� �������� ��������-���, ����������, ��� ����������� �� ��� ����-�������� ������ �������������� ������ (�����-

1

����������� ������ ��������������� ����������. ���������� �����������. ������ �� 2019 ��� [�����-������ ������] ����� �������: https://rosstat.gov.ru/

���, ��� �������� �� ����ۻ (��� ���. �.�.����������.,2019),������������ �����-������(�������,2015),���������(����������., 2019), ���� ��������� (��� ���. �.�. ��������, �.�. �������, 2019) � ��.). ������, ���� ����� � ����� ��� ��������, ����������� ��� ���� ������������� ����������� ��������������� �����, ������������ �� ��� ���� �� �������� ��������� ���������� ��������� (��������, �������� ������� (��� ���. �.�. ��������, 2019), �������� (������� � ��., 2016), ������������� (��� ���. �.�. �����������, �.�. ���������, 2019), �������� ��� �� ������� ����������� (��� ���. �.�. ��������, 201)).

� ������ ������� ��������������� ����-���� � ������������������� ������������-��� �����. � �������� ��������������� ����-��, ���������� ����� �� 3 �� 6 ���, �������� ������ ������� ��������� (Kuger et al., 2018). � ��� 75% ����� � ��������� Head start (����������� ���������) ��������������� (�������� ����� 3�5 ���) (Foster et al., 2020). � ������ ������ 6% �������������� �����, 51% ��������������� ����� � �������� � �������� 3 ���� � ����� 3% � ������ 3 ��� (Sundell,2000).�������������������������-������ ����������, �������������� ������-����� �������������� ��� ��������������� �����, �� ���������� �����������, ������-����� �� ������ ����������� ������� ��-����������, ����������� ������������ ����-���������� ����� � ��������������� ������� � ������������� �� ������������ � �����.

���������� ���������������� ��������-��� ��������������� ����� � ������� ����� ������ �������, � ������ �������, � ������ ������������ ������� �� �������� ����� �� ����� ��������� ����� ����� � �� ������-�������� � ������ ������� ��������. ��� ���-�� ��������� ������ ������������ ������� ������������.

������ ������������

���� ������� ������ � �������� ������ ������������ ������������ ������������, ����������� ������������ �������������� ����� � ��������������� ������� � ������� ��������������� ����� �� �������� ����� ��-��������� ��������.

����� � ����� ��� ����������� ��������-������� ����� ����� �������������� �������-��� ���, ��� �������������� � ���.

�������� ������ ���������� ������������ � ������������ � ����� ������:

1.

�������: ���� ������� � ����������� ��������.

2.

������� ������������: ��� � ������� ����, ����������� �������������� ����� � ��� � ������� ��������� ��� �� �������� ������������.

3.

������ ������������: ����� ������ ��-���������� ������������.

. ��� ������������: ����� (������������, ��������������, ���������).

5. ���� ����������: ������� � ����������.

6. ��� ����������: ������ � ������������� ������� ��������.

����� ���������� ������������� � ��-��� Elibrary, ScienceDirect, � ����� �� �����-�� ���������������� ���� �������������� Researchgate. �������� ����� ��� ������ ��-�������� �� ������� �����: ������������-��� ������, ��������������� ��������������, ������������� ��������������, �������-��� ������ ������, ���������� �����������. �������� ����� ��� ������ ���������� �� ���-������� �����: mixed-age preschool, mixed-age interaction, mixed-age classroom, multi age class-room, classroom age composition, ECEC.

�� ������ ����� ������ �� �������� ���-���, �������� � ��������� ���� �������� 2 ������, ����� ������� �����, ����������� ������ ������� ������ ������, ���� ������� ������������� ������������, � ����� ������, �� ��������������� ���������, � �������� 15 ������.

����������

���������� ������������ ������������ ����  �����, ������� ������� �  ����. 0% ������������ ��������� �� ��������� 5 ���. ����������� ������������ ��������� � ��� (60%). ����� ������ ������������ ���������-������ ������� �������� � ������������� �������� ������������ (������ �����, �����-����� �� ������). ����� ������� ���������-��� ���������� ������� ������� ������� � �������������� �������������� �������. ��� ������������, �������� � ������ �����, ������������ � ������� 1.

������������ ���������� �� ��������-��� ���. ����� �������������� �������� ��� ����� ������, ��� ������, ��������� ����-������ ����� ������� ��������, �� �������� ����������� ����� ������� �������� � ������, ������� ����� �������� � �������� ������. � �������������, ����������� �� �������, ��-������� �� ����� ��������� Head start, ���-������������� ��������� ������ ����� 3� ���. � ���������� ������������� ����� ����-�� ����������� ������� � ��������������, � ��������������� �������� ����� �� 3 �� 7 ��� ��� �� 5 �� 7 ���. � ����������� �������-��� ������������ ����������� ������� �����-�� � �������� ����� �������� � �������� ��-���� � ������. � ����� ������� ������������� ��� ����������� ����������� ������� ������ ����� ������������ ����������� ���������� �� �������� �������� �����. ������������� ������ ��������� ����, ����� ������ ������� ���������������, ����� ��������� � �������-������� ����������� � ��������� ������ ���-�� ���������������. ���, ��������, � ������ ����� 3�7 ���, �� ��������� � ������� ����� 3� ���, ���� ����� ������� ����, � ������� ������ ���� ��������� ���, � � ����� ������, � ��� ����� � ���� ��������, ������� � ������ �������� ������� � ������� ����� ����� ����-�� ��������. ����� ������ �������� ������-�� ����������� ����� ���� ��� ����� ������-�� � ���. ������, � ������� ����������� ���� �������� ��������, ��������, ����� ������ ���������� �� ����� �������� �� ������, � ��-����� ���� ����������� ������������� ����� �� ��������� ��� ����������� ������� ����.

��������������� ������: ������� �� �������� ������������

��� ������������ �������� � ���������� ������� ��������� ��� ��� ������� �����. Ansari, Purtell (2018) ��������, ��� ��� ����-��� ���� ������� � ������ ������� ������-��������� ������� ������ � ���������� � ���-���. ���������� ������ ��������� ��� ��� �������������������������������������-�� ���� ��������� ������. ������ ����  ���, ������������ � ������� ������� ���� � ���, ���������� ������ ���������� �� ������ � ��-��������. ��� ����� 3 ��� ������ ������� �� ����������. ���������� ���� ������� �����, ����� ������� ����� ����  ����, ����������-�� ����������� �� ������������� �������-���� �������, ���������� �� ����, �������-�� ���������� ��� ������ ���������. ������ ��������� ���������� ���������� ���, ��� ��-������ ������������ ������������ ��� ����-�� � ��� � ������������� � �������� �� ����-��� �����, ������ ������� ������ �������� ������������� ������� � ������� ��������. � ������������ Winsler et al. (2002) ��������

������� 1. ������������, �������� � ����� � ��������� ������� ������������ � �������� �������

������, ���, ������ ������� ����������� ��� ������ ������������

������ � ��., 2018 (������) ���� �5 ���, ����-������ ��� (������ ���������� ����� �� �������) ������� � ������� ���� ��������� ����� �� ��� � ���. ����������� ��-��������������� ���������� �����, ������������� ���������

�������� �������, 2007 (������) 180 ������������,  ��� ����� (2 ������� � 2 �������������-���) �  ��� ���� 3�7 ��� � ��������-��� �������������� ����� �� �������� ��������� ��� � ���. ���������� � ������, ������-���� ��� ����������������� �������� (���������� ���������, ���� � ���������)

������, ����������, 2018 (������) 90 ����� �� 2 ��� (5�7 ���), 2 ��� (6�7 ���) ���� 5�7 ��� ��������� ����� �� ��� � ���. ����������� ������-������� ��������� �����

������, 2015 (������) 226 ������������ (16 �� ���, 80 �� ���) ���� 3�7 ��� ��������� ����� �� ��� � ���. ����������� ������ �������� �����������

Ansari,Purtell, 2018 (���) 1073 ����� 3� ���, 02 ������ �� 118 ������� � ��� ������ 30% ����� ������� �������� ������������ ������� 2 ����, ������������-�� ������ ������� � �������� �� �������� �����. ����������� ���� � �����������, �������������� �������������

Bailey et al., 1993 (���) 32 ������� (1� ����) �� 2 ��� � 2 ��� ������� ����� ������ ��-�������� 2 ���� ��������� ����� �� ��� � ���. ���������� �� ����-������ ��������������� ����� � ������������ ����-����. ����������� ������ ������ �������� �����

Bell et al., 2013 (���) 17 ����� �� 207 ����� �� 50 ������� Head start ����������� ���������� �� ������ ����. ������� � �������� ����� ������ 12 ������� (�6,7) ���������� ��������� �� ������. ����������� ����-�� �������� ���� � �����������, ����������, �������-��� � ������������� �������, �������� � ��������

Derscheid, 1997 (���) 2 ������� �� ��� (������� ������� ������� �����  ���� 9 �������, ������� ������� ������� 2 ���� 7 �������) ������� ������� � ���-����� ����� �������� � �������� ������ (25 �������) ������ ����� ���������� ���� ����� � ������������-��� ����� � ��������� � �������. ������ ��� ������� ����� � ������ �� ���� ����������� �������

Foster et al., 2020 (���) 6338 ����� 3�5 ���, 206 �����, 17 ������� Head start, ��� � 2333 �����, ��� � 005 ����� ������� � �������� ����� ������ �������� 2 ���� ��������� ����� �� ��� � ���. ����������� ����-�� �������� ���� � ������������� �������, ����� ���������

Lougee et al., 1977 (���) 5 ������� 3�5 ���. 17 ��� ����� ������ ��������, 12 ��� ��-��� ������� �������� ������� � �������� � ����� ����� ������� �������� 16 (�3) ������� ������ ����� �������������� ����� �� ����� ������-��� ������������ � ����-� ��������������� ����� � ������������ ��������

Purtell, Ansari, 2018 (���) 2829 ����� 3� ��� �� ������� Head start ���� 3� ��� ������ �������� ������� � �������, ����������� ���-����� ���� � �����������, �������������� ��������-�����, ���������� �������

Urberg, Kaplan, 1986 (���) 63 ������� (������� 28�62 ������) ���� ������� �������� ���������� � ������� 2 ��� �� ������ �� ����� ���-������ ������������ � �������� ��������� �������� � ����������� ���������. ������ ��� ������������ � ��� ���� �������� ���. ������ ��� ������������ � �� �� ����� ���� �� ��� ��������� �� 2 ���

Winsler et al., 2002 (���) 7 ����� 3� ��� ���� 3� ��� ���������� � ������ ����� �������������� ����� �� ����������: ���������� ��������������, ����������-������ ����������, ���������� ��������, ���������� ��������������, ������������ ���������, ������. ������������ ������� ��� ����. ������ ��� � ��� ���� � ��� (�������� ���� 3 �  ���), ������ ��� � ������� � ��� (����������� �����)

Sundell, 2000 (������) 36 ����� 3�5 ���, �� 32 ������� ��� ������������ �� ����-��� ������� � �������� ����������� ����������� ����������, ���������� �����������, ���������� ������ (����������� ����-����� ����������, ���������� �� ���������� ����� �� ����� ��������� ������������)

Justice et al., 2018 (�����) 273 ����� �� 2 ��� 9 ������� �� 6 ��� 11 ������� �� 227 ����� ����������� �������-��� �� �������� �������� ����� � ������ � ������ ������������ � ��������� ��������� � ������ � ����-�� ������������. ������� ������� � �������� ����� �� ��� 2 ������ ��������� ��� � ���, ������ ������� ������� � ���-�����. ����������� �������� ���� � ���������� ������

�������� � ��������� ����� 3 �  ��� � ��� ������� ��� �������� � ���. � ��� 3�-������ ���� ������������ �� ������ �������� �����-���� ����������. � ������������� Bailey et al. (1993) ����������, ��� � � ���, � � ��� ����� ������������� ��� ��� ������ �����������, �� � ��� ���� ������ ���������� ���������� ������ � ������� ����� ( ����). � �������-����� Purtell, Ansari (2018) ���� ����������, ��� -������ ���� (�������) � ��� ����� ��-��� ������ ������� �������� �������������� �������������, ��� �� ���������� �� ���.

������ ��� ��� ������������, ����������-������� � ���������� ������� ��� ��� ����-��� �����, ����� ��� �����������. ��-������, ����� ������� ����� � ���� ������������� ����  ����, ����� ������������ Ansari, Purtell (2018), Purtell, Ansari (2018) ���� ��������� �� ������� �����, ���������� ��������� Head start, ������� ����� ���� ����������� (���� �� ����� � ������ ���������-������������� ���-�����,����,����������������������������-������ ������), ��� ������ ����������� ���-������������ ���������� ����������� �� ����� �����������������.��-������,����������� ������������� �� ����������� �������� �����-��� ������� � ��������� ������� (����� Purtell, Ansari(2018)),���������������������������-���� ��������� � ������, ��� ����� ������ ���-����� �� ����������� ����������� ��������� � �������� ���� ����� � ���.

� ���� �������������, ����������� ���-�� �� ������� ����� �� ��������� Head Start, ��������� ������� ��������� ��� �� �����-����� ����� � ����� (Bell et al. (2013), Purtell, Ansari (2018)). � ������������ Bell et al. (2013) ���������� ������ ������ � ���������� � ���-�� ��������� �� �������: �� ���������� ����-������ �������, ��������� � ������� ���-����� ���� � �����������, �������������� �������������, ���������� � ������������� �������, ���������� � ������ �������������. ������������ Purtell, Ansari (2018) ��������, ��� ����� ����� ���������� �������� ����-�� � �������������� �������� ����� ����-������� ��������� �������. ���������� ������ ������ ����� �� ��� ������ � ������������� ��������� 3-� -������ �����. ����� ���� ��-������ ���������� ������, ��������������-��� � ������� ������������ ������ �������� �� ������ ��������������� �����: ��������-��� �������� ������������� ������� �������-���� ������� ������ �� ������� ����������. � ���, ��� �������� �������� � ����� ������� ������� �����������, �� ���� �������� ����� ����������� ������� ������ � ������ ������� �������� ���� � ����������� �����.

�������������Fosteretal.(2020)��������� �� ������ ������� ��������� ��� �� �������� ���� � ������������� �������, �� � �������-�������� ������� �������� � ������ ������-��� ���������� � ������ ����� � ������ (peer skills). ���������, ��� ���������� ������ ����-�� ������� �� ������������� �� ���� �� ���-������ ���������� �������� �����. ������� ���� � ��� ����� ������ �������� ���������� ����, ��� ���� ���� �� �������� � ����������-���� �������. ������ ������� �������� ���� � ������������� ������� ������ ����� � ������, � �� ���������� ���������� ������ ������ �� �������� ���� � ������� ������������� ���-�����.������������Fosteretal.(2020),Purtell, Ansari (2018) ����� ����� ��� �����������, ��������� � ������������� ������� �������-�� Head start, �� �� �������� ������ ������-�� ������ ���������� ��� �������������� � ���������: ����� �� ������������� ��� ���-������, � ��������� ����������� ��������� � �������� � ������ �������� �����.

������ ������������, �������� ����� � ������ ���������� ��� ����������� �����-�� ��������������� �����, ���� ������, ����-�������� ���������� ������� ������������-��� ����� �� �������� �����.

�������� Lougee et al. (1977), ���������-����� � ���������� ������������ ���� ��-��������� � ��������������� ������, ��� � ��������������. ������� ����� ���������-��� ���� ������ � ��������������� ������ � ������ ����� ������� ����� ������ ��������. ������ �� ������ ������� ����� ������ ����� � ���, ��� ��� ���� �������������� (�������-������� � ���������������) ��������� ������ �����������������������.��������������� �������������� ������������ ����� ������ ���� ����� ������� �������� ���������� ��-����� ������� � �������. ������ � ���� ��-���������� �� ����������� ��������� ������ ���������� ��������������� ������, ����� ������������ ��������� �������, � ���� ���-�������������� ���� � ������ � ������ ��� � ������������ ��������.

� ������������ Urberg et al. (1986) ����-����, ��� � ��� � �������, � ������� ���� ���������� � ���������� �������������� ���� (���������� ������������), ������� ���� �������� ������� �����������, ����-��� ���� ���������� � ������������� ����, �������������� �������� � ������������ ����. � ��� ���� ������ ������ ����, ��� � ���. ������, ����� ������� � �����������-���� ������� �������� ������ ���������� ���������� � ���� �����. � ������������ Derscheid (1997) ������ ��������� ������-�������� ����� � ��������������� ����� ��-�����, ��� ���������� ��������� ������� � ������������ ������� � �������� ������� ��-������� � �������� �������, ������������ ��������� ����������� � ���������������-��� ���������� � ���. ��������� ��� ���-��������� �������� ������������ � ����� ����������� �������. ������ � ���� �����-�������� ����������� �������������� � ��� �� ����������� ����������� ���������� ���-�������� ������� ������ (� ������ ������ ���� ������ 6 ������� �� ������ ���������-��� ������ � ���, �� ������ ������ ���� ��-��� ����������� ��������).

� ������������ Sundell (2000) ��������, ��� ������ ������� � �������� �������� ����-��� ����������� ���������� � ����������� ����������. ������� ������� ������� � ���-�����(�����50�������)������������������� ���������������������������25�������. ��� ������� � 50 ������� �������� ��������-�� ������� ��������. ������ ����� �������-����� ��������� ������������ ������������ Foster et al. (2020), ���� � ������������ �����-�� � �������� �������� ����� ������������� � ������� � ������ ������������ � ���������-������� ��������, ���, ��������, ����� �����-���� ���������� ������.

������������ ������� (2015) ��������, ��� � ���, ���������� ����� �� 3 �� 7 ��� (� ��� ����� �� ��������� �������� �������), ������� �������� ����������� ����, ��� � ���. � ��� ��������� �������������� ����-��� ��� �������� ����������� �����, ������� ����� ���� ������� � ������������� ������-�������� ����� � ��� (������������ �������� ������ ������� � �������, ������ �������� ����������� �������� ������� �������� ��-�����). ������ � ���� ������������ ����� �������� �� ��������������� ����������� �������������� ����� � ���������� �������.

��������, ������� (2007) � ����� ����-�� ��������, ��� � ��� ���� ��������� ���-�� ������ ������������ ����� ���������� �� ��������� � ���, ��� ����� �������� ����-�������� ���. �������� 5 ����� ���������: ������������, ��������������� ���������, �������������, ��������������, ������������. �������� �������������� ����������� � ������ ��������������������������.������������ ����������� ������ � ���������� ����������� �������������������������������������� ����� ������ � ����������� ��������������. ��������������������������,���������� ��������� ����� � ���, �������� ������������-��� ��������� ���� ���������. � ��� ��������� �������������� ����� ������ ��������� ���-��, ����� ��� �������� �������������� �����, ������������� �� �������� ������� ��������. ���������� ������� ������������ ����������-�� �������� �� ������ ����������� ��������-���������(���������),�����������������-�������������������������������������� � ����� �������. ���������� ������ �� ������ ��������� ���������������� ����������� ��-����������, ����������� ������� ��������-������� ����� �� �������� ���������� ������� �����. ������ ���������� �������������� ��-��� ��������� � ��� ����� ���� ������� ����� � ������������� ��������� � ��������� ����-���, ��� ������� �������������� ������������ �� ������� �������. ����� ������ ���������, ��� ��� ������ (���������� � ����������) � ��-�������������,�����������������������-���������������������������������������. ��������, � ���������� ������������� ����� ���� ���������� ����� ������� ����������-���� ���� ���� ����� � ���������� ����� ���-���� ��������.

������������ ������� � ��. (2018) ����-������, ��� � ��� �� ��������� � ��� ���� ����������������� ���������� ����� �5 ���. ������, � ������ ���� ������ �������� �����-��� ������������� ���������� ��������� ��-�����, �������������� ��� ����� ���������, ��� ����������� � ������������ ��������, � ����� ���������� ��������������� ������� ������. � ������������ ������, ���������� (2018) �������� ����������� �������� ���-�� ��� � ��� �� �����������: ��������������, �����������������������������,�������-��� ���������, ������� ����������, �������� ������� � ��������� ��������, ������� �����-�������� ������������� � �������� ��������. � ��� ��� ���������� ��������� ����. ������ ������ �� ��������� ������ ���������� ��-���� ����� � ����������� ������� � ������� �����, ����� �� ���������� ������� ������-�� ������� � �������, ��������� �������� �� ��������� � ������ ���� ������� ������� ���-����� �������������� �����.

������

����������� ����� ��������� ������� ���-������ ������:

��� �������� ������������ ����� �������� �� ��� ���� ��������� �����������-���� �����, � ������������ ����������� ��-��� �����: �������� ������� � �������� ����� �������� � �������� ������, ����������� ������� � �������, ������� � ������ �����-��� ����� �������� � ��������, ��� ����-����� ����� ������ � ����� ��������������� ��������������. ����� �������, ���������-��� ������������ �� ������������ �������-��� ������ � ���, ��� ��������������� ������ ���������� ��������� ����������� �� �����-��� ������� ����� ��� ����� ����� ��� ����-���. �� � ������ ���������� ���������� ��-���� ������ ������������� �� ������������ ������������ �������. ����� �������, ��� �������� ������� ��� �������� ������������ � ������� ���� ������������ ������� ����� ������� �������� � ����� ������, ��������-�� ���������� � ��������������� ������ ��-��� � �������� �������� � �������� � ������-����� ����� ���� ��������� �������������� � ��������������.

� ������������ ������������� ���-������ � �������� ����������� ����������-����, ���������� ������, �������� ���� � �����������, �������������� �������������, � �� ����� ��� � ���������������� ������-�������� ����� ����� ���� � ������ �������, ��������� � ������� ���������. ���������� ���������� ���������� ������������, ���-�������� �������� ������� � ��������, ����-������� ������� � ������� ����� � ��������-������� ������, �������� ������� � �������� �������������� �������� � ������. � ��� ���-�� ���������� ����������� ������������ ������������ �������� ���������������� �������������� � ������������ ������������-�������������������,������������������-������ � ���������� ��������������� ������ �������� ����, � ��� ������� �� �������� ��-����������. ����� �� ������������ ������-����� ����������� ��������� ������������ �������� ��, ��� �� ������ ����� ������ ���� ����� �������� ����� �������� ������������-��� ������ (������ ����) ��� ������������-����� ��������� �� �����������. � �� ����� ��� ��� ������������ ��������� ����� ��-���� � �������� �������� ���������� �������-�� ����� ���������� �����. ����� ���������� ������ ����� ���� �������� � ������������� ���������������� �������������� ���������-��� � ������� ����������.

������ ������������ �������, ��� ����-����������������������������������������-

�� � ��������������� �����������, ��������-�� � �������������� ������������ ��������� ����������� ����� ������� ��������, ������-������ �������� ����� �������� � �������� ������. ����� ��������������� �������������� ���������� �������� ��������� ����� ������ � ��������������� �������. ����� �������, ��-����� ������ ���������� ����� ��� ������ ���-������ ����� � ������� ����������� ������ ���������������� ��������������, ��� � �����-���� ���������� ��������� ����� �������� � �������� ������. ������� ���������� �����-���������������������������������������-��� ��� ���������, ���������� � �����������-���� �������, ���������� ���������������� ���������� ������������ ����������� �����-���������� ����� � �������� �������������� � ���������. n

���������� �� ������

������ ���� ����������, ������� ������� ��������� ����������� �������� ������� ������-������������������ ��������� ����������� � ���-�������� ����������� ����������� ���������� ��������������� ������������ (������, ������), yakshinaan@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-831-8208

Information about author

Anna N. Iakshina, junior researcher of Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russia, yakshinaan@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-831-8208

����������

1.

������ �.�., ������� �.�., ������� �.�. �������� ����������������� ���������� �������-����� � ��������������� ������ // ���������-��-������������ ������ ���������. � 2018. � �. 17. � �38. � �. 63�68.

2.

������� �.�. ���������� ����� �������-����� � �������� �������������, ������������ ����������� � ������������� ��������� �� ��-���������� �������� ���������� ������� � ����-��� � ���������������� ������� �������� ����. ����������. � ���.: ��������������� �������, 2019. � 216 �.

3.

��������� �.�. �������� ������� � ��-������� �������. ������� ��� ������� � ��-������� � ������� ����. � �.: �� �����; ���.: ��������������� �������, 2015. � 128 �.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. ������� �., �������� �. ���� ��� ���-�������. �������� ������������ � ����������� / ��� ���. �. �. ������. � �.: ������, 2018. � �. 32�33.

5. ����������� ��������������� ��������� ����������� ����������� ��������� / �.�. �������, �.�. �����������, �.�. �������� � ��. � ���.: �������-�����, 2019. � 352 �.

6.

����������� ��������������� ��������� ����������� ����������� ���� ��������� / ����. ���. �.�. ��������; ��� ���. ���. �.�. ��������, �.�. �������. � 5-� ���., �������. � ���. � �.: �����. ����������� ������, 2019. � 352 �.

7.

������� �.�. ������� ��� � ��� �����-��. ��������� �������� ��������������� �������-�� ����������� �����������. � 3-� ���., �������. � ���. � �.: �� �����, 2015. � 352 �.

8.

�������� ��������������� ��������� ��-��������� ����������� ������������� / ��� ���. �.�. �����������,�.�. ���������.��.:������������ �����������, 2019. � 33 �. (����� �������������).

9.

�� �������� �� �����. ������������� ��������� ����������� ������-����� / ��� ���. �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������. �������� 5-� (�������������). � �.: �������-������, 2019. � �. 336.

10.

��������� �������� ��������������� ��������� ����������� ����������� �������� ������� / ��� ���. �.�. ��������. � �.: ����, 2019. � 179 �.

11.

��������� �������� ��������������� ��������� ����������� ����������� �������� ��� �� ������� ����������� / ��� ���. �.�. ��������; [�.�. ��������, �.�. ���������, �.�. ��������]. � �.: ������������ �����������, 201. � 186 �.

12.

������ �., ������ �. ������, ����������, ��������. ������ ��������, ���������� � �������� �����. � �.: �������-������, 2019. � 312 �.

13.

������ �., �������� �., ������ �. ����-������� ����������� ����������� �������� � ���-����������� ������������ ����� 2�5 ���. ����� SSTEW. ����. � �: �������-������, 2019. � 6 �.

1. �������� �.�., ������� �.�. ��������� ����� ������ � ��������������� ������� ��-������ ���� // �������� � ������� ����. � 2007. � �2. � �. 66�80. URL: http://psychlib.ru/inc/absid. php?absid=50659.

15.

�������� �.�. ������� � �������� � ��-�������� ��������. � �.: �����, 2020. 163 �.

16.

����� �., ������ �., �������� �.�. ECERS-3. ����� ��� ����������� ������ �����-��� ����������� � ���������� ��������������� ������������. � �.: ������������ �����������, 2019. � 112 �.

17.

������� �.�., ������ �.�., �������� �.�. � ��. ������. ��������� �������� ������-��������� ��������� ����������� �����������. 2-� ���., �������. / ����. ���. �.�. ���������. � �.: �����������, 2016. � 232 �.

18.

������ �.�., ���������� �.�. ���-�������� ������������� ��������� ����� � ��������������� ������ ����������� ��������-�������� ���������� / ����������� ������-��-������������� ������� ��������� � ����������� � XXI �����. � 2018. � �. 20(6). � �. 79�85.

19.

������ �.�., ��-��� �.�., �������� �.�., ���� �.�. ���������� � ��������� ����� ����-�� ������� �������� ������� ������������ ����� � ���������� ������� // ����������� ���������� �����������. � 2020. � �6(102). � �. 21�31. DOI: 10.211/1997-9657-2020-10087

20.

������ �.�. ��������������� ������� �������� ������������ ���������������� ������-��������� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2015. � �10. � �. 32�39.

21.

Ansari, A., & Pianta, R.C. (2018). Effects of an early childhood educator coaching intervention on preschoolers: The role of classroom age composition. Early Childhood Research Quarterly, , 101�113. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018

22.

Ansari, A., & Purtell, K.M. (2018). Continuity and changes in classroom age composition and achievement in Head Start. Journal of Applied Developmental Psychology, 58, 86�95. https://doi. org/10.1016/J.APPDEV.2018.07.002

23.

Bailey, D.B., Burchinal, M.R., & McWilli-am, R.A. (1993). Age of peers and early childhood development. Child Development, 6, 88�862. https://doi.org/10. 1111/j.167-862.1993.tb0297.x

2. Bell, E. R., Greenfield, D. B., & Bulotsky-Shearer, R. J. (2013). Classroom age composition and rates of change in school readiness for children enrolled in Head Start. Early Childhood Research Quarterly, 28(1), 1�10. https://doi. org/10.1016/J.ECRESQ.2012.06.002

25.

Corsaro, W. The sociology of childhood. Thousand Oaks, CA, London, New Delhi: Pine Forge Press, 2010. 56 p.

26.

Derscheid L.E. (1997) Mixed-Age Grouped Preschoolers�MoralBehaviorandUnderstanding, Journal of Research in Childhood Education, 11:2, 17-151, D OI: 10.1080/025685970959701

27.

Foster, T. J., Burchinal, M., & Yazejian, N. (2020). The Relation Between Classroom Age Composition and Children�s Language and Behavioral Outcomes: Examining Peer Effects. Child Development, 91(6), 2103�2122. https://doi. org/10.1111/CDEV.1310

28.

Justice, L. M., Logan, J. A., Purtell, K., Bleses, D., & Hojen, A. (2018). Does mixing age groups in early childhood education settings support children�s language development? Https://Doi.Org/10.1080/1088 8691.2017.1386100, 23(3), 21�226.

29.

Katz, L.G. (1990). The case for mixed-age grouping in early education. National Association for the Education of Young Children. 75 p.

30.

Kuger, S., Kluczniok, K., Kaplan, D., & Rossbach, H. G. (2015). Stability and patterns of classroom quality in German early childhood education and care. Http://Dx.Doi.Org/10.1080/092 353.2015.1112815, 27(3), 18�0. https://doi. org/10.1080/092353.2015.1112815

31. Lougee, M. D. R., Grueneich, R., & Hartup,

W.W. (1977) Social interaction in same� and mixedage dyads of preschool children. Child Development, 8, 1353�1361.

32.

OECD (2018), Engaging Young Children: Lessons from Research about Quality in Early Childhood Education and Care, Starting Strong, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi. org/10.1787/97892608515-en.

33.

Purtell, K. M., & Ansari, A. (2018). Classroom Age Composition and Preschoolers� School Readiness: The Implications of Classroom Quality and Teacher Qualifications: Https://Doi.Org/10.1177/233285818 758300, (1), 23328581875830.

3. Rogoff, B. (1990). Apprenticeship in thinking: cognitive development in social context. New York, USA: Oxford University Press.

35.

Sundell, K. (2000). Examining Swedish profit and nonprofit child care: the relationships between adult-to-child ratio, age composition in child care classes, teaching and children�s social and cognitive achievements. Early Childhood Research Quarterly, 15(1), 91�11. https://doi. org/10.1016/S0885-2006(99)00039-3

36.

Urberg, K. A., & Kaplan, M. G. (1986). Effects of classroom age composition on the play and social behaviors of preschool children. Journal of Applied Developmental Psychology, 7(), 03�15. https://doi. org/10.1016/0193-3973(86)90009-2

37.

Winsler, A., Caverly, S. L., Willson-Quayle, A., Carlton, M. P., Howell, C., & Long, G. N. (2002). The social and behavioral ecology of mixed-age and same-age preschool classrooms: A natural experiment. Journal of Applied Developmental Psychology, 23(3), 305�

330. https://doi.org/10.1016/S0193-3973(02)00111-9

References

1.

Alisov E.A., Danelija A.A., Zhdano-va L.R. (2018). Razvitie issledovatel�skoj aktivnosti doshkol�nikov v raznovozrastnoj gruppe [Development of research activity of preschoolers in a group of different ages]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal [Gaudeamus Journal] T. 17, 38. 63�68.

2.

Ansari A., Pianta R.C. (2018). Effects of an early childhood educator coaching intervention on pre-schoolers: The role of classroom age composition. Early Childhood Research Quarterly, , 101�113. https:// doi.org/10.1016/j.ecresq.2018

3.

Ansari A., & Purtell K.M. (2018). Continuity and changes in classroom age composition and achievement in Head Start. Journal of Applied Developmental Psychology, 58, 86�95. https://doi. org/10.1016/J.APPDEV.2018.07.002

. Bailey D.B., Burchinal M.R., & Mc-William R.A. (1993). Age of peers and early childhood development. Child Development, 6, 88�862. ht-tps://doi.org/10. 1111/j.167-862.1993.tb0297.x

5. Bell E.R., Greenfield D.B., Bulotsky-Shearer R.J. (2013). Classroom age composition and rates of change in school readiness for children enrolled in Head Start. Early Childhood Research Quarterly, 28(1), 1�10. https://doi.org/10.1016/J.ECRESQ.2012.06.002

6.

Bukatov V.M. (2019). Nastol�naja kniga vos-pitatelej s delovymi raz#jasnenijami, neozhidanny-mi podskazkami i nevydumannymi istorijami po so-cio-igrovym sposobam provedenija zanjatij v starshih i podgotovitel�nyh gruppah detskogo sada [Handbook for educators with business explanations, unexpect-ed clues and true-to-life stories on socio-game meth-ods of conducting classes in senior and preparatory groups of kindergarten]. Monograph. St. Petersburg. Obrazovatel�nye Proekty Publ. 216.

7.

Corsaro W. (2010). The sociology of child-hood. Thousand Oaks, CA, London, New Delhi: Pine Forge Press. 56.

8.

Derscheid L.E. (1997). Mixed-Age Grouped Preschoolers� Moral Behavior and Understanding, Journal of Research in Childhood Education, 11:2, 17-151, DOI: 10.1080/025685970959701

9.

Foster T.J., Burchinal M., Yazejian N. (2020). The Relation Between Classroom Age Composition and Children�s Language and Behavioral Outcomes: Examining Peer Effects. Child Development, 91(6), 2103�2122. https://doi.org/10.1111/CDEV.1310

10.

Kharms T., Kryer D., Clifford R.M. (2019) ECERS-3. Shkaly dlja kompleksnoj ocenki kachestva obrazovanija v doshkol�nyh obrazovatel�nyh organiza-cijah [ECERS-3. Scales for a comprehensive assessment of the quality of education in preschool educational organizations]. Moscow. Nacional�noe Obrazovanie Publ. 112.

11.

Iakshina A.N. (2015). Psihologicheskie us-lovija razvitija central�nogo psihologicheskogo novoo-brazovanija doshkol�nogo vozrasta [Psychological conditions for developing central psychological neo-formation in preschool age]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teorija i praktika. [Preschool Education Today]. 10. 32�39.

12.

Iakshina A.N., Le-van T.N., Zada-daev S.A., Shiyan I.B. (2020). Razrabotka i aprobaci-ja shkaly ocenki uslovij razvitija igrovoj dejatel�nosti detej v doshkol�nyh gruppah [Development and testing of a scale for assessing the conditions for the development of children�s play in preschool groups]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6(102). 21�31. DOI: 10.211/1997-9657-2020-10087

13.

Jakobson S.G., T.I. Grizik, T.N. Doronova et al. (2016). Raduga. Primernaja osnovnaja obrazovatel�naja programma doshkol�nogo obrazovan-ija [Rainbow. Approximate basic educational program of preschool education] 2-e izd., pererab. Moscow. Prosveshhenie Publ. 232.

1. Jakovec D.A., Valliulina D.G. (2018). Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij detej v raznovozratsnoj gruppe doshkol�nogo obrazovatel�nogo uchrezhdenija [Features of interpersonal relations of chil-dren in a mixed-age group of a preschool educational institution] Jelektronnyj nauchno-obrazovatel�nyj vest-nik �Zdorov�e i obrazoanie v XXI veke� [Electronic sci-entific and educational bulletin �Health and Education in the 21st century�]. Vol. 20(6). 79�85.

15.

Justice L.M., Logan J.A., Purtell K., Bleses D., HojenA. (2018). Does mixing age groups in early childhood education settings support children�s language development? https://Doi.Org/10.1080/1088 8691.2017.1386100, 23(3), 21�226.

16.

Kamejsha S., Kostenko T. (2018). Kejs pro pro-vokaciju. Praktiki subektnosti v obrazovanii [Case about provocation. Subjectivity Practices in Education]. Edit by M.M. Mirkes. Moscow. NOOGEN Publ. 32�33.

17.

Katz L.G. (1990). The case for mixed-age grouping in early education. National Association for the Education of Young Children. 75.

18.

Kompleksnaja obrazovatel�naja program-ma doshkol�nogo obrazovanija �Detstvo� (2019). [Comprehensive educational program of preschool ed-ucation �Childhood�]. T.I. Babaeva, A.G. Gogoberidze,

O.V. Solnceva et al. St. Petersburg. Detstvo-Press Publ.

352.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.

Kompleksnaja obrazovatel�naja program-ma doshkol�nogo obrazovanija �Mir otkrytij� (2019). [Comprehensive educational program of preschool education �World of Discoveries�]. nauch. ruk. L.G. Peterson; edit by. L.G. Peterson, I.A. Lykova. 5-e izd., pererab. i dop. Moscow. BINOM. Laboratorija znanij publ. 352.

20.

Krylova N.M. (2015) Detskij sad � Dom ra-dosti. Primernaja osnovnaja obrazovatel�naja program-ma doshkol�nogo obrazovanija [Kindergar-ten � House of Joy. Approximate basic educational program of pre-school education]. 3-e izd., pererab. i dop. Moscow. Sfera Publ. 352.

21.

Kuger S., Kluczniok K., Kaplan D., Ross-bach H.G. (2015). Stability and patterns of classroom quality in German early childhood education and care. Http://Dx.Doi.Org/10.1080/092 353.2015.1112815, 27(3), 18�0. https://doi. org/10.1080/092353.2015.1112815

22.

Lougee M.D.R., Grueneich R., Hartup W.W. (1977). Social interaction in sameand mixed-age dy-ads of preschool children. Child Development, 8, 1353�1361.

23.

OECD (2018), Engaging Young Children: Lessons from Research about Quality in Early Childhood Education and Care, Starting Strong, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi.org/10.1787/97892608515-en.

2. Osnovnaja obrazovatel�naja programma doshkol�nogo obrazovanija �Vdohnovenie� (2019). [The main educational program of preschool education �Inspiration�]. Ed. by V.K. Zagvozdkin, I.E. Fedosova. Moscow. Nacional�noe Obrazovanie Publ. 33. (Serija �Vdohnovenie�).

25.

Ot rozhdenija do shkoly. Innovacionnaja pro-gramma doshkol�nogo obrazovanija (2019). [FROM BIRTH TO SCHOOL. Innovative program of preschool education]. Ed. by N.E. Veraksa, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Izdanie pjatoe (innovacionnoe), isp. i dop. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 336.

26.

Primernaja osnovnaja obrazovatel�naja pro-gramma doshkol�nogo obrazovanija �Zolotoj kljuchik� (2019). [Exemplary basic educational program of pre-

school education �Golden Key�]. Ed. by G.G. Kravcov. Moscow. Lev Publ. 179.

27. Primernaja osnovnaja obrazovatel�naja pro-gramma doshkol�nogo obrazovanija �Detskij sad po sisteme Montessori� (201). [Approximate basic edu-cational program of preschool education �Kindergarten according to the Montessori system�]. Ed. E.A. Hiltunen

[O.F. Borisova, V.V. Mihajlova, E.A. Hiltunen]. Moscow. Nacional�noe Obrazovanie Publ. 186.

28.

Purtell K.M., Ansari A. (2018). Classroom Age Composition and Preschoolers� School Readiness: The Implications of Classroom Quality and Teacher Qualifications: Https://Doi.Org/10.1177/233285818 758300, (1), 23328581875830.

29.

Rogoff B. (1990). Apprenticeship in thinking: cognitive development in social context. New York, USA: Oxford University Press.

30.

Singer E., DeHaan D.(2019). Igrat�, udivljat�sja, uznavat�. Teorija razvitija, vospitanija i obuchenija de-tej [Play, wonder, learn. Theory of development, edu-cation and training of children]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 312.

31.

Siraj I., Kingston D., Melhish E. (2019). Obespechenie ustojchivogo sovmestnogo myshlenija i jemocional�nogo blagopoluchija detej. 2 5 let. Shkala SSTEW [Ensuring sustainable collaborative thinking and emotional well-being in children 2�5 years old. SSTEW scale]. FGOS. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 6.

32.

Smirnova E.O., Butenko V.A. (2007). Otnoshenija mezhdu det�mi v raznovozrastnyh gruppah detskogo sada [Relationships between children in dif-ferent-age groups of kindergarten]. Psiholog v Detskom Sadu [Psychologist in Kindergarten]. 2. 66�80. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=50659.

33.

Smirnova E.O. (2020). Obshhenie i razvitie v doshkol�nom vozraste [Communication and develop-ment in preschool age]. Moscow. Jurajt Publ. 163.

3. Sundell K. (2000). Examining Swedish prof-it and nonprofit child care: the relationships between adult-to-child ratio, age composition in child care class-es, teaching and children�s social and cognitive achieve-ments. Early Childhood Research Quarterly, 15(1), 91� 11. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)00039-3

35.

Urberg K.A., Kaplan M.G. (1986). Effects of classroom age composition on the play and social behaviors of preschool children. Journal of Applied Developmental Psychology, 7(), 03�15. https://doi. org/10.1016/0193-3973(86)90009-2

36.

Winsler A., Caverly S.L., Willson-Quayle A., Carlton M.P., Howell C., Long G.N. (2002). The so-cial and behavioral ecology of mixed-age and same-age preschool classrooms: A natural experiment. Journal of Applied Developmental Psychology, 23(3), 305�330. https://doi.org/10.1016/S0193-3973(02)00111-9

37.

Zhuravleva L.V. (2015). Kamerton detstva i ne-kotorye shedevry. Istorii pro bol�shih i malen�kih v det-skom sadu [The tuning fork of childhood and some mas-terpieces. Stories about big and small in kindergarten]. Moscow. Sfera Publ; St. Petersburg. Obrazovatel�nye Proekty Publ. 128.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.