Научная статья на тему 'Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников'

Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / образовательная среда / методическая поддержка / CLASS / развитие речи / preschool age / educational environment / CLASS / methodological support / language development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова Екатерина Сергеевна, Бухаленкова Дарья Алексеевна, Алмазова Ольга Викторовна

В статье рассматривается вопрос того, какие факторы влияют на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, и какое место в языковом развитии занимает образовательная среда. Дается краткий обзор истории понятия образовательная среда в отечественной и зарубежной педагогике и педагогической психологии и приводятся основные модели оценки образовательной среды начиная с работ Я. Корчака и В.А. Ясвина. Цель исследования. Как хорошо зарекомендовавшая себя, анализируется методика оценки образовательной среды CLASS, в частности, такой компонент данной методики как методическая поддержка. Авторы дают краткую характеристику речевого онтогенеза ребенка вплоть до старшего дошкольного возраста и делают вывод о том, что для наиболее эффективной оценки речевого развития в этом возрасте необходимо использовать вызванные нарративы (то есть истории, рассказанные ребенком по серии картинок). Анализ литературы по влиянию фактора качества образовательной среды на развитие речи показал, что по этому вопросу были в мировой науке были получены противоречивые данные. Гипотезой настоящего исследования стало предположение, что такой параметр образовательной среды как Методическая поддержка будет влиять на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Выборка. В исследовании принял участие 261 дошкольник (49,4% мальчиков) в возрасте 5–6 лет, воспитанники 26 старших групп детских садов г. Москвы. Для проверки гипотезы с помощью критерия Манна-Уитни были выделены две группы ДОУ: с высоким и низким качеством методической поддержки, а затем с помощью ANOVA стравнивались речевые параметры детей из этих двух групп. Результаты. В результате проведенного исследования впервые на российской выборке были получены результаты, согласно которым хорошо организованная методическая поддержка педагогов в группах ДОУ способствует лучшему развитию у детей как лексико-грамматических показателей речи, так и способностей к составлению связного высказывания (нарратива). В статье также делаются выводы как об ограничениях проведенного исследования, так и о возможных путях дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ощепкова Екатерина Сергеевна, Бухаленкова Дарья Алексеевна, Алмазова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the Educational Environment in the Speech Development of Preschool Children

The article discusses the factors that affect the development of speech in older preschool children, and the place the educational environment takes in this process. A brief overview of the history of the concept of educational environment in Russian and foreign pedagogy and educational psychology is given. Aim of the study. The method of assessing the educational environment CLASS is considered, such a component of the CLASS methodic as methodological support is analyzed. On the other hand, the authors give a brief description of the child’s language development up to the senior preschool age and conclude that for the most effective assessment of speech development at this age, it is necessary to use elicited narratives (that is, stories told by the child based on a series of pictures). The literature overview of the interrelations between the educational environment quality and the child’s speech development showed that contradictory data were obtained. The hypothesis of this study was the assumption that such a parameter of the educational environment as Methodological support would affect the development of speech in older preschool children. Sample. The study involved 261 preschoolers (49,4% of boys) aged 5–6 years, pupils of 26 senior groups of kindergartens in Moscow. To test the hypothesis, two groups of preschool educational institutions were identified using the Mann-Whitney test: with high and low quality of methodological support, and then, using ANOVA, the speech parameters of children from these two groups were compared. Results. As a result of the study, for the first time in the Russian sample, the results were obtained that well-organized methodological support in a preschool educational institution contributes to the better development of both lexical and grammatical indicators of speech and the ability to compose a coherent statement (narrative). The article draws conclusions both about the limitations of the conducted study and about possible ways for further research.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников»

������ � �������� �����������

��� 373.29 DOI: 10.24412/1997-9 57-2021-5107- -18

�������� �.�., ����������� �.�., �������� �.�.

������� ���������������

����� �� ������� ��������

������������

�������� �.�.�,�, ����������� �.�.�, �������� �.�.�*

� ��� ����� �.�. ���������� (������, ������)

� �������� ����������� ��� (������, ������)

� ������ ��������������� ������ ����, ����� ������� ������ �� �������� ���� ����� �������� ����������� ��������, � ����� ����� � �������� �������� �������� ��������������� �����. ������

������� ����� ������� ������� ��������������� ����� � ������������� � ���������� ����������

�������������� ���������� � ���������� �������� ������ ������ ��������������� ����� �������

� ����� �. ������� � �.�. ������.

���� ������������. ��� ������ ����������������� ����, ������������� �������� ������ ��������������� ����� CLASS, � ���������, ����� ��������� ������ �������� ��� ������������ ���������.

������ ���� ������� �������������� �������� ���������� ������� ������ �� �������� ����������� �������� � ������ ����� � ���, ��� ��� �������� ����������� ������ �������� �������� � ����

�������� ���������� ������������ ��������� ��������� (�� ���� �������, ������������ �������� ��

����� ��������). ������ ���������� �� ������� ������� �������� ��������������� ����� �� ��������

���� �������, ��� �� ����� ������� ���� � ������� ����� ���� �������� �������������� ������.

��������� ���������� ������������ ����� �������������, ��� ����� �������� ��������������� �����

��� ������������ ��������� ����� ������ �� �������� ���� ����� �������� ����������� ��������.

�������. � ������������ ������ ������� 2 1 ���������� (49,4% ���������) � �������� 5� ���, ������������ 2 ������� ����� ������� ����� �. ������. ��� �������� �������� � ������� ��������

�����-����� ���� �������� ��� ������ ���: � ������� � ������ ��������� ������������ ���������, � ����� � ������� ANOVA ������������� ������� ��������� ����� �� ���� ���� �����.

����������. � ���������� ������������ ������������ ������� �� ���������� ������� ���� ��������

����������, �������� ������� ������ �������������� ������������ ��������� ��������� � �������

��� ������������ ������� �������� � ����� ��� �������-�������������� ����������� ����, ���

������������ � ����������� �������� ������������ (���������). � ������ ����� �������� ������ ���

�� ������������ ������������ ������������, ��� � � ��������� ����� ���������� ������������.

�������� �����: ���������� �������, ��������������� �����, ������������ ���������, CLASS,

�������� ����.

��� �����������: �������� �.�., ����������� �.�., �������� �.�. ������� ��������������� �����

�� ������� �������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �5(107).

�. �18. DOI: 10.24412/1997-9 57-2021-5107- -18

��������� ������ �������� 05.06.2021.

��������

���������� ������� � ��� �������, ����������� ��� �������� ����������� �����������

�������, ������������ ������ (���������,

1984). ��� ��������� ��������� �������� ����������������������������������������

���������� ������� ������, ����� � ���������� ������� �������� �������� ����������

(��������, 2004). ��� ���� �������� � �������

*

��������: almaz.arg@gmail.com

����� Knudsen � ������ (200 ), ���������� ������������� ������ �� ���������� ���� �����

�������� ����� ���������� � ���������� �����������. �� ���� � ���������� �������� ������������� ������ ��� ������������� ����������, ��� � ���������� � ������.

�����������������������������������

���� ������ ����. � ��� ���� �������� ����������� ���������������, �� ����� �������

������� ���������� ����� ��������, ������

�����, �������� �� ��������� (� ����������

������� ������������ ������� � � �������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.29 DOI: 10.24412/1997-9 57-2021-5107- -18

Impact of the Educational Environment in the Speech Development

of Preschool Children

Ekaterina S. Oshchepkovaa,b, Daria A. Bukhalenkovaa, Olga V. Almazovaa

a Lomonosov MSU, Moscow, Russia

b Institute of linguistics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

The article discusses the factors that affect the development of speech in older preschool children, and the

place the educational environment takes in this process. A brief overview of the history of the concept of

educational environment in Russian and foreign pedagogy and educational psychology is given.

Aim of the study. The method of assessing the educational environment CLASS is considered, such

a component of the CLASS methodic as methodological support is analyzed. On the other hand, the

authors give a brief description of the child�s language development up to the senior preschool age and

conclude that for the most effective assessment of speech development at this age, it is necessary to use

elicited narratives (that is, stories told by the child based on a series of pictures). The literature overview

of the interrelations between the educational environment quality and the child�s speech development

showed that contradictory data were obtained. The hypothesis of this study was the assumption that such

a parameter of the educational environment as Methodological support would affect the development of

speech in older preschool children.

Sample. The study involved 2 1 preschoolers (49,4% of boys) aged 5� years, pupils of 2 senior groups

of kindergartens in Moscow. To test the hypothesis, two groups of preschool educational institutions were

identified using the Mann-Whitney test: with high and low quality of methodological support, and then,

using ANOVA, the speech parameters of children from these two groups were compared.

Results. As a result of the study, for the first time in the Russian sample, the results were obtained that

well-organized methodological support in a preschool educational institution contributes to the better

development of both lexical and grammatical indicators of speech and the ability to compose a coherent

statement (narrative). The article draws conclusions both about the limitations of the conducted study and

about possible ways for further research.

Keywords: preschool age, educational environment, CLASS, methodological support, language

development.

For citation: Oshchepkova E.S., Bukhalenkova D.A., Almazova O.V. (2021). Impact of the educational

environment in the speech development of preschool children. Preschool Education Today. 5:15, �18

(in Russian). DOI: 10.24412/1997-9 57-2021-5107- -18

Original manuscript received 05.06.2021.

*

Contacts: almaz.arg@gmail.com

�� ��������������� �� ������ ���� �������).

� ������� �� ��������� ���������� � �������

���� � �������� �������� ����������� ����������� ������� �� �������� ����. ������ ����� ����� ������� ����������, � ������ �� ������ ����� ������� �������� ���������������

����� � �����, � ������ ����������� �������

�������� � ������ � ������� ����� ���.

�������� ��������������� ����� ��� �����

��� ��� ����� � ������ �������� ��� ���������� ����������, ��� � �������������� ����������. �������� �� ��, ��� ������� ��������������� ����� �� ������������ �����������

������� ������� ������������ �����������

��������� ������������ ��� � ����� ������

(�����, 2000; ����������, ����������, 2007),

��� � �� ������� (Burchinal e� al., 2002; Davis,

2003), ������������, ��������� ������� ����

�� ������� ���������� ������������� ��������������� ����� �� �������� ������� ���� �������, � ����� ������ �����������. ����� ����,

�������� ����������� ����� ������, ��� ������� ��������������� ����� �� �������� ������� ������ ���� � ����� 5� ���. ������ ������������ �������� ��������� ���� ������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ��������� �������� ������� ��������������� �����, ��������� � ������� �������� Classroom Assessment Scoring System (CLASS)

(Pianta, La Paro, Hamre, 2008), �� �������� ������� ���� � ������������ 5� ���.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�������� ��������

��������������� �����

��������������� ����� � ��� ������� �������, ���������� ����� ��� ��������. ���

�������� ��������� ��� �. �������� (������,

2005), ������� ��������� �������� 4 ����

�������������� ������: �������������,

�������, ������������ ����������� � �������� ����� � �������. �. ������ �������, ���

������ �� ���� ���� ������ �� ������������

�������� �������, ���� � �� ������������ �������� ����������� ������� � ����������� ��

��������������� �����.

� ������������� �������������� ����������

� ���������� ������� ���������������� ������

����� ������ ��������� (�����, 2001). ��� ��������������� ������ (��� ������ �����������)

����������������������������������������������� �������� �� ��������� �������, �

����� ������������ ��� �� ��������, ���������������������������������������-��������������������(�����,2001,�.14).�������������� ������������� ��������������� �����

�� ������� �������� ���������� / �����������

� ������� / �����������. �������� ��� ������,

���������� ����������, ���������, ���������������������������������������������(�����,

2001. �. 40). ����������� �� ������� ���������

������� (�. ������, �.�. �������) � ������������� ���������� (�.�. �������, �.�. �����,

�.�. ������), �� ��������� �������� ��� ������ � ����������, �� ������� �������� ��������� ���������� ��������������� �����.

� ���������, �� ������� ���� ��������� ���������� ��������������� ����� ��� ����������

����������: ������, �������������, �����������, ������� �������������� � ������������;

� ����� ����� ���������� �������� ��������:

���������������, ������������, �������������,�������������,����������������,���������� (�����, 2001, �. 114). ����� ����, �����

��������� ��������� ��������������� �����

� ����� ������ 1) ������� ���������� �����������; 2) ������� �������� �������� ��������;

3) ������� ���������-�������������� ����������� ��������������� �����. ����� �������,

� ����� �������, �� ����� �������������

������ ���������� � ������ ���������������

�����, ������, � ������ �������, ����������

������� ������� �������� ������ ��� ����,

� ����� ����, ��� �������� ������ ��������

����������� ������� ������� �� �������������� ���������� ������ � ���������� ��� ������

��������������� �����.

������� �������������� ���������� ������

��������������� ����� ��� ��� (���������,

2010), ������� �������� ���� �������������

� �������� ��������, ������, ������������-������� ����� ������� � ��� ��������

��������. ������ ������ ������������, ���

��������������� ����� ������������ ���������-����������������, ���������-��������������, �������������-����������������,

�������������-���������, ��������������� �

������ �����������. ������ ��� ��, ��� � �

������ ������, � ��������� ����������� ������������� ����������� ������ ��� ������������ ��������������� ����� ������������ �������������.

� ���������� ��������������� ����������

������ � ��������������� ����� ����� ����������������. ���� ������ ���������, � �����

�������, ��������� ����������� ����������

��������� �������� ��������������� �����, �

� ������ � �������� ���������� ��� ��� ����������������������,���������������,��������� ���������. ��������, �. ���������

(Hutchinson, 2003) �������� ��� �������� ������� ��������������� �����: 1) ���������

� �������� ����������� � ��������������:

����� ������� ���������, �������� ����������� �������, ������� � ���������� ��������

�����������������������,������������������; 2) ��������� � ��������������� ������� �������, �����������, ������������: �����

� ������� ������������, ���������, ���������� ���������, ������� �������������.

����� �� �������� ������������� ���������������������������������������������������������������������������������

� ���������� � ������������� ������������� �������� �������� CLASS (Pianta, La Paro,

Hamre, 2008) � ECERS (�����, ��������,

������, 201 ). �������� CLASS, � ������� ��

ECERS-R, �� ��������� ������� ����������,

���������� ����� ��� ������������; ��� ��������������� �������� �� ���������������� ����� ������������ � ���������, � �����

�� ���, ��� ������� ������ � ���������� � ���

�����������������������,������������������� �� ���������� (�������� � ��., 2018).

���������� � �������� CLASS �������� �������� �� ������ ����������� �������� � �������������, ������������, ��� ��������������� ����� ��������� � ��������� ��������

���������������������������������������� (Greenberg, Domitrovich, Bumbarger, 2001;

Hamre, Pianta, 2007; Mashburn, Pianta, 200 ;

Rutter, Maughan, 2002).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������ �������� ��������� ������� ��������������� ����� � ����� ������ �������� ������������� ���������, ����������� ������ �

������ � ������������ ���������. ��������

�� ��, ��� �������� ��������� ���������� ������������-����������� ��������� � ������ � �������� ����������� ������� � ��������

��������� ������������� ������ �� �� ��������������� �������� (�������� � ��., 2018), �

������ ������������ �� ������������� ����

��������������������������������������,

��� ������������ ���������, ��������� ������ ��� ���������� ������ ����� �� ������ ���

����������, ������� ������ �� �������� ����������� � ������� ������� �����.

������ �� ����������� �������������� ������������ �� ������������ � �������� �������� ����� (��������, ���������, 1991;

Catts, Fey, Zhang, Tomblin, 1999; Fujiki, Brinton,

Clarke, 2002; Romberg, Carpenter, Dremock,

2005; Taylor et al., 2003), ������ �������� �������� ��� �������� �����, �� ������� ����������� �������� ������������ ���������:

1. �������� ��������������� �������� �

������� ������������� ������������� ��������� �������������� ������� (���������, ������� � ���������, ������������, ��������������) ��� ������������ � �������� �������

�������� �������� �������, � ������� �� �������������� �� ������������ �����������

������.

2. �������� �������� ����� � �������

�������� �������� � ����, ��������� �������� �������� ����������� �� ������� ��������, ������ ��������� � �������� ��� ��������� ����� ������������ �� ����, �����������

� ������ ��������.

3. �������� ������������� � �������,

� ������� ������� �������� ������� �����

� ������������ �������� �������� �������

� ��������.

�������� ���� � ����������

��������

�������� ���� �������� ����� �� ��������� ��������� ��� �����������, ��� � ��������� �����������. ��� ������� � ���, ��� ����

��������� ��������� �������: ���������������, ������������, ��������� � ��. ����

���������� ������������� (���������, 1978)

� �������� ���� ������ ����������� ������� (���������, 2014), � ����� ������ ��������� �������� ����������� ����� ������������ (���������, 1991).

� ����� �������� ���� ������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ������������ ������ � ������������ ���������� ������� (����, �������, �����, ���������, ������������ ���������� ������������ �����, ������������� ���-� �����������

����������� � �.�.) (�������, 2017).

��������� ������� ����� ����������� ������������. ���, ��� �� ����� ������ �����

������� ���������� ��������� ������ ������

������� ����� (������� ������������ �� ����������), ������ ��������� ��������� �������

����� ���������� ��� � ������� ���������� �

������� �������� �������� (�����, 1998;

�������, 1974).

��������� ������ ����� �������� ������������ ���� �� ����������� �� ������������ ��������������� ������������� �������

(����) �� ��������� �������� � ������� � ��������� ����������� �������� ����� (�����,

1998; ���������, 2014).

����������, � ������ ������� �����������

���������� � ���������, ����������� ����� ��

���������� ����� ������� � �� �������������� �������� � ������������ ���������� ���

����������(������������������������������ �����, �������� �������� � �.�.), ��� �

���������� (������� �� ������������� ���� �

����������� �������������, ��������� ������� �����������, ������ � �.�.) (�����, 1998;

��������, 1997).

����� ����, ��������� �������� �������� �������� ������� ��������� �������� ���

����������� � ������� (�������, 1974).

��������� ��� �������� ����������� �������� � ������ �����������, ������������ � ���

����� � �������, � �� ����� ������� ������ �

��������������� ���������������, �������������� ������ ����� �������. � ������������� ������� ������� ���������� �������� ����������� ���� �������, ������������ �

�������� �����������. ����� �������, � ������� ����������� �������������� ������

���� � ����������� ������������ � ����������� �� ����������� � �������� �������

(�������, 2014).

��������� �������� ��������������� �

���������� ���� ���������� �������� ������� �������������� ���� ������� (�������,

2014). ������� �������������� ���� � ��� ����������� ������� ��������� ������������ ��

������������ ����. ����� ������� ������������ �������� �������� �������, �������, ����������, ��������� � �.�. ����� � ������

�������� ��� ���� ���������� ������������

��������� ����� ������������, ��� ������,

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��������� �������������. ������� �������������� ���� �������� ��� ��������� �������

�������� �������� � ��������, �������, ���������� � ����������.

��� �������, ������� ������� �������������� ���� ����� � ������� ����������

����������� (picture-elicited narratives) (Shapiro,

Hudson, 1991): ������� ���������� ���������� �������� � ���� ����� �������� � ������

����������� �������, ��� ��� ����������. � ���������� ������� ����� �� �������� ���������� ������� ��� ���������� ���������� �������� MAIN (Multilingual Assessment Instrument

for Narratives) (Gagarina et al., 2012). � �����

������ �������� �������������� � ��������������� ��������� ���������� ���������

�.�. �������� (������� � ��., 2018) �

�.�. ������� (�������, 2012).

�������, �������� ��

�������� ���� � ����������

��������

�����������������������������������

��������, ����� ������� �������� ���������

�������� �������, ��������� � ������, � �������, ��������� � ��������� ���������������

�����.

������� �������� � ������ �������� �������� ������� ������� �� �������� ��������

(�������,2000).���,������������������������ ��������� �������, ����� ��� ����, ����������� ������� ��������� ������� (������,

2009; �������, 2013). ��������� �� ������ ������ �������� ������� ������� � ����� ����������������������,��������������(��������� ������� � �������, ����� � ����������)

�� ��������� ������� �������� ���� �������

������������ ��������� � ������������ ������������� (Wareham, Salmon, 200 ; Bridges,

Hoff, 2014). ������ �������������� ����� ���������� �������� � ������� �� �������� ����

�������� ����� � ����� (Morisset et al., 1990).

� ���������, ������� ����� ��������, �������� �� �������� ���� �������, �������� ���������� ������ �����, ��������������� ��������� ������ � ���������� ���������, � �������

�������� �������. �� ������������ ���������

�����������������,������������������������ ����� �� ������ ������ ����� ��������

�������, ��� ������� �������������� ����� �

������� ����������� ��������� (�����������

���.,2015;Duncan,Brooks-Gunn,1997;Huston,

McLoyd, Garcia Coll, 1994; Neisser et al., 199 ;

Patterson, Kupersmidt, Vaden, 1990). �������

������� ���������-�������������� ������ �����,������������������,����������������

�������� � ��������� ���� ��������� �����

�����. ���������� ���� ��������� �����, ���������� �������� �������������� ���������,

������� �����������, ��� ���������-������������� ������ ����� ������ � ��������� ���������������� �������� �����, � ������ �������, ���������� �� �������� �����, �������

������ � ����������� �������� (Farah, Noble,

Hurt, 2007; Noble, Norman, Farah, 2005).

����� ����, ����������, ��� ������� ������� �� �������� ����������� ������� (�

����) ��������� ������������� ��� ������������������ ��������� � ����� ����������

(Bradley, Corwyn, Burchinal, McAdoo, & Garcia

Coll, 2001; Pianta & Harbers, 199 ).

����� �������, ����� ��������, ��������

�� �������� ���� �������, ������� ����� �������� ����������� ��� �����: ���������� ������, ��������������� ��������� ������, ������� � ���������� �������������� �� ������

�����. ������ ����� ����, ��� ������� �������� �������� ���, ���������� ����� �������,

����������� ������� �� ��� ������� � ����������� ��������: �������������� � ������������, ������������, ������������� ����� ���������� ����������.

������� ����� �� ������� �������� ������������ ��������� ������, ��� �������

�������� ��������. ������� �������� ��������������� ����� �� �������� �����������

������� �������� � ����� ���� ������� ����� (Pianta, Stuhlmann, 2004). ������ �������

���������, ��� ��� ������� ��������� �������� ��������������� (� ��������������) �����

�����������. � ���������, ���� ����������,

��� ��� ������� ����� -8 ��� ����� �������

��������� ����� �������� � ��������� �������� ������������ ������� �������� �������

������� � ����-������������ �����, � �����

������������ ������� �������� ������� ������ � �����, ��� �������� ��������� �����

������������ ����� ���������� (Burchinal et

al., 2002).

������������������������������������,

���������� � ������ Perlman � ������ (201 ),

�������, ��� ����� ����������� � ������������� (��� ������������ ��������� ��������) ��������� ������� � ������������ ��������������� ����� �������� ����, ����������

��������� CLASS, �� ���� �������� ��������

������������. ��� ����� ����������� ���, ���

��������������� ������� ���� ���� ��������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��������������� ����� (������������� ���������, ����������� ������ � ������ � ���������������������),�������������������

��� ������������ � �������� �������� �������� ������ ������������ ���������.

��������������������������������������, ��� �������� ������������, ������ �� ��������� ������� ����������� � �������� ��� ����������, ��� � ������������ ����. ��������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������������������Dickinson�Porche

(2011) ���� �������� ������ �� ������� ��

57 �����, ��� ������������� ����������� ���

������ ���� �������� ����� (��� ������ � ������ � �������� 5� ���) ������� ������ �� ������� ��������� ������� ������� ����� ������

���������9�������������.������������������� ���������� �������������� ������������ � ��������� � ������ � �� ����������� �������� ��������� � ������� �������� �������

� ����� ������� ��������.

����������,������������������������������ ������������, ��������� ������� ��������������� ����� �� �������� ���� �����,

�� �������� ������� �������������� ����.

�� ��������� �������������� ����������� ������������� � ������������ ������������ �� ����� ������� ��� �������:

� ������� ���������� ������� �������� ����������� ������ ��� �������� �������

���� � ������� ������. � ����������� ������� � ������������� (�.�. � ������ �� �������

�����������), ������ � �������������� ����

� ������ �� �������� �������� �����������

������ � ���� ��������;

� �� �������� ���� ��������� ������� ���

��������, ����� ������� ���������� ���� ������ �������� ������������ � ������� �����

� ������������;

� ��������������� �����, �������� �������� ������� �� �������� ������������ ������� (Veraksa et al., 2020), ��������� ������������� ������� �� �������� ����;

� ������� ��������������� ����� �� ����

������ �������������� ��� ����� �� ������,

������������ �����, � ������� �������� ���������� � ������ ������ ����, � ����� ���

����� � ���������� ����, ������� ����������

������ ������������ (Hancock et al., 201 );

� ������� �������� ��������������� �����

�� �������� ������� �������������� ���� �

������������ ����������� �� �������������.

� ����� � ���� � ������ ������������ ���

������������ ������� �������� ��������������� ����� �������� ���� �� �������� �������

���� � ������������.

������� � ���������

������������

� ����� ������������ ������� �������

2 1 ���������� (49,4% ���������) � �������� 5� ��� (�=5, ���; Sd=0,48), ������������ �� 2 ������� ����� ������� �����

�. ������.

��� ������� ����������� ������ �� ������

�������� �������� ����, � ��������������

�������, � ����� ���������. �������� �����

������������ �� �������� � ����� ���� ������������. ������������������ ������ �������������� ������� ���������� ������ �

���������� �������������. ���������� ������������ ���� ���������������� � �������

��������� SPSS ������ 18.0.

������ ������������

������� ���� ����� ������������� �� �������� ��������� �������� �� ���������

(������� � ��., 2018; �������, 2012). ������

�������� �������� �� ���� �������, � ������� ����� ������������� ��� ����� ��������, ��� � ������� ������� (������������,

2008) � ������ � ������� (�������, 2012).

��� ������������ ���� ���������� ���������� ������� ������� ����������� �������,

��� ��� ���������� (��������� ��� ���������� �������� ��. ��������, �����������,

�������, 2020). ����� ��������� ����� ��������������� � ����� ������ ��������� ����������: ��� ��������������������, ��� �

��������������������. ���, � �������������������� ���������� ����������: ���������������� ������������, ��������� ������������, ����������� � ��������������

����������.

������ �� ���������� ���������� ��

0 (������������ ����������) �� 3 (������� ���������� ������, ������������ �������� ������), �� ���� ��� ���� ����, ���

���� ���� ��������� ������� � ����� ������

���� ���������� (��������� � ���������� ��.

������� � ��., 2018). � ��������������������

���������� ���������� ��� ��������� � ���������� ����������� ��������� (������ ��

0 (������ ������������ ����������� ��������� � ���������� ��� ���������) �� 2 (���������� �������� ��������� ����� � �������� �

���������� � (������)������ ��� ���������).

����� ����, �������������� ��������������

���������, ����� ��� ���������� ����������������� �����������, �������������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����������� (�� ���� ������ � ������, �������������� ���������� �����

����� ����� �������������). ����� �������, ��

�������� �������� �����

� ������������� ��, ������ ������ �������� ���������� � �������������

����������, ���������

�����

������

� ������

���������

������������

���������

������

� �������

���������

������������

���������

�������� ���������������

��������

1, 3,2

�������� �������� ����� 2,3 4,1

�������� ������������� 2,7 4,1

������ ��� ������������

������� 1. ������� �������� ����������� ����, ��������

�� ����������� � �������

� �������� ������������ ���������, � ����� �� �����

���������� ��������.

� ������ � ������� ������� �� ������� ���������

�������� ��������������� ����� �������

������� ���������

������

� ������

���������

������������

���������

������

� �������

���������

������������

���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�-��������; ������� ����������

����� � ������

����������������* 2,49 2,298

�=2,378;

�=0,018

���� ���� 0,93 1,028

�=-2,110;

�=0,03

��������������

����������*

2,03 1,527

�=5,198;

p<0,001

���������� ����������������� �����������

0,237 0,511

�=-3,258;

�=0,001

����������� ����������* 2,338 1,9 9

�=4,0 1;

p<0,001

������������� ����������� 1,885 2,534

�=-3,34 ;

�=0,001

���������� �����������

���������

0,424 0, 79

�=-3,353;

�=0,001

�����

��������� ������������ �* 0,928 0, 82

�=2,38 ;

�=0,018

��������������

����������*

1,151 0,924

�=2,383;

�=0,018

������� ����������� 0,504 0,584

�=-2,058;

�=0,041

��� ��������� 0,799 1,008

�=-2, 73;

�=0,008

*����� ������� ���� �� ������� ��������� �������������

����� ������� ������ ����������.

������� 2. ������� �������� ������� �����������

� ������������ �� ����� � ������ � ������� �������

������������ ���������

���� � ������� �������� CLASS (Pianta, La Paro,

Hamre, 2008). ������ �������� ������������ ����� ����� ����������, �

������ �������� �������

��������� �������� �������������� � ������ �� 10

������ (������ �� ������

����� ���������� �� 1 �� 7

������).

��� ������ ��������

��������������� �����

� ����� ������ ��������

���������� �������� ��

����� ������� 30-�������� ������ ����������

(20 ����� ����������,

����� 10 ����� ��������� �� ����������� ������

�� 10 ������ ��������).

� ������ ������������

�������������� ������

������ �� ��������� �������� ������������ ���������, ���������� ���

������ �� ���� ������:

1)����������������������� ��������; 2) ��������

�������� �����; 3) �������� �������������. ��

������ ����������� ������ �� ���� ����������� �������������� ������� �������������� ��

������ �� ����, � ����� �

����� ���� �� ���������

������������ ���������

��� ������� �������������� �� ���� ������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���������� ������������

������������������������������������, ������������ �� ������ ������������

���������: ������, ��������� �� 1, 7 ��

3 ������ �� ������� ���������, ���� �������� � ������� � ������ ������� ������������

��������� (��� 49,3% �������), � ������, ��������� �� 3,33 �� 5,17 ������, � � �������

� ������� ������� ������������ ���������

(��� 50,7% �������).

���������� ������ ������� ����������

�� ���� ���� ������, �������� � ��������

������������ ��������� (�������� ����������, �<0,05) (��. ����. 1).

�� ������ ����� �� �������� ���������

�������� �������� �����, ����������� � ������� � ������ � ������� ��������� ������������ ��������� (ANOVA) (��. ����. 2).

���� �������� �������� �������� ���

�� ������������ � ��������������� ����������, ��� � �� ���������� ��������� ���������� � ����������������, ���� ���������

� ���������� ����������� ���������.

�������� �������� �� ���� �������� ��������, ���������� � ������� ����������. � ����� �� ������ � ������� ��������� ������������ ��������� ���� ������������� ��������

������� ������� �����������, �������� ������������� ���������� ����������� (�� ����

������ � ������, �������������� ����������

����� ����� ����� �������������).

���������� �����������

�������� ���������� ������, ������ �������������� ������������ ��������� � ������� ������ �������� ���� ������������� ������ �� ������� �������� ������� ���� � �����

5� ���. ���������� ������ ������ ����������� � ��������������, ������� ������� ������� ��������������� ����� �� ������������

������� � ����� 5� ��� (Veraksa et al., 2020).

� ������ �������, �� �������� ���������� ����, ������ � ��������� �������������

�� ���� ���������� ���������� ����� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������� ������ � ���������� ��������� �������� �������� (Perlman et al., 201 ):

�� �������� ���� ��������� ������� ������

����� ������ ��������������� �����, ��� ������������ ���������.

����� �������, ������������ ���������,

������� �������� �������������� ��������

����������� � ������� �������, ����������

���� ������� ����������� �������� �������

�������� �������� ����, ������ ����� ��������������� ���������� � ��������� �������������� �����������.

�� ����� ������������, ��� ��� ����������� ����� �������� ������ ��� ��������� ��������� ��� �������� ���� ����� ������������ �����, ������������ ����������

���������� ��������������� �����, � �����

����������� �������� � ������� ������

� ������ �������. ������ ��� �������� ���������, ��������� �����������.

����� ������ ������������ �������� ���

��������, �� ������� �� ������� ����������� �������� � ����������:

1) ��� ����� ����� ����� ��� ����������

��������� ������������ ��������� � ��� �������� �����? �� ����� ������������, ���

��� �������� ������ ����� ��� �����, ��� �� �������� ������������ ������� � �����, ������

��� �������� ��� ������� �����������.

2) ��� ��������� �������� ������������

��������� �� ���������� ������� ��������,

� ��������� �� �������� ���������� ����?

3) ����� ������ ������� ������������

��������� (�������� ��������������� ��������, ��� �������� �������� �����, ��� �������� �������������) ����� �������������� ���������� �������� ���� �����?

4) ��� ��������������� ��������������� ����� � ������� ������������ �������� ����, � ��������� ���������� ��������

����� � ���������������� �������� ������

�������?

����������

��� �������� �� ��� � ����� ���� ������ �������� ����� �� ������, �����������

��� �������� �������� ���������. �����

����, ���� ����� ������ �������� ��� �������� ������������ ������ ������ ����������� �������. ������� �������� �����������

���������� �������� �������� ����� �����

�������� �������� ���������� ������-������������ ���������.

��������� ����� �������� �������� ������� �������� ������� �������������� ������������� ������������� ����, ���������� ��������������� �� �������� ����, �����

������������ ��������� ����� ���������

������� ����� ��������������. ��� �������� ���� ������������, ������� ��������

������������ ���������, ������� ������������ ����������� � ������ �������� ����,

����� �������������� ���������� ��������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ ��������, ��������� ��������������

� ����������� ������������ ���� �������,

� ����� ����� ����������� ��������� ��������� ����� � ����� ������ �� �����������

���������.

������������������������������������ �������������, ��� �������� ����� ������ ����� �������� �������, �������������� ����������� ������, �����������

������������ �������� � ����� (���������� �� ���������� � ������������� ��������� �������� � �������, ��������������,

������ ������ �� ������� �������, ����������� ���� ������������) � ������� ����� ���� � ������ � � ��������� (���� �����

����������� ��� ������ �����, ���������

����� ����� ������), ���� ����������� ���������� ����� ��� ���������� ���������

���������� � ����������� �������� ����� �

����������� �� ������������, �����������

�� ��������, ���� � ����, � �� ������ �������� ������������ �������. ����� �������,

��� ������� �������� ���� ����� ��������

����������� �������� � ��� ����������

����������� � ��������� ����������� ������������ ���������, ���������� �������� ��������������� ��������, ��������

�������� ����� � �������� �������������

�� ������� ���������.

n

��������������

������ ��������� ��� ��������� �������

���� �17-29-09112.

���������� �� �������

�������� ��������� ���������, ��������

����������� ���, ������� ������� ��������� ������� ����� ����������������

(������, ������), oshchepkova_es@iling-ran.ru,

ORCID:0000-0002- 199-4 49

����������� ����� ����������, ��������� ���������� ��� ����� �.�. ����������, ������ ������� ���������� ����������� � ����������

(������, ������), d.bukhalenkova@inbox.ru, ORCID:

0000-0002-4523-1051

�������� ����� ����������, ��������� ���������� ��� ����� �.�. ����������, ������ ������� ���������� ���������� (������, ������), almaz.

arg@gmail.com, ORCID: 0000-0001-8852-407

Information about the authors

Ekaterina S. Oshchepkova, Institute of linguistics,

RussianAcademyofSciences,SeniorResearcher,General

PsycholinguisticsSector,Moscow,Russia,oshchepkova_

es@iling-ran.ru, ORCID: 0000-0002- 199-4 49

Daria A. Bukhalenkova, Faculty of Psychology,

Lomonosov MSU, Associate Professor, Department

of Educational Psychology and Pedagogy, Moscow,

Russia, d.bukhalenkova@inbox.ru, ORCID:

0000-0002-4523-1051

Olga V. Almazova, Faculty of Psychology,

Lomonosov MSU, Associate Professor, Department of

Developmental Psychology, Moscow, Russia, almaz.

arg@gmail.com, ORCID: 0000-0001-8852-407

����������

1. ����������� �.�., ������� �. �., ���������� �.�. �������� � �������� �������. � �.:

���������� ��������� ������� ����, 2015.

2. �������� �.�., ����������� �.�., ������� �.�. �������� ��������������� ����� � ������� �������� CLASS: ������������� ��������� �

������������ ����������� // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �4. � �. 40�48.

3. ������� �.�. �������������������� ������ �������, ��������� � ����������. � �.: �����

���������� ��������, 2014.

4. ������� �.�. � ��. ������ ��������������������� ������������ ����� �9 ��� / ������� �.�.

(���.) � �.: �. �������, 2018.

5. ������������ �.�. �������� ������������ �������������� ��������� � ����� 4� ���. �

�.: ������-�����, 2008.

. ��������� �.�. �������� � ����. �

�., 2014.

7. ��������� �.�. �������� �������� //

��������� �.�. �������� ���������: � -�� �.; �.4. �

�.: ����������, 1984.

8. ��������� �.�. �������� �����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ������� // �����. ����. ��-��. � 1991. �

�. 14. � �. 5�18.

9. ������� �.�. �������������������� ������������: ������������ � �������������� ������

������. � �.: �����, 2012.

10. ������ �. ��� ������ �������. � �.:

�-��������, 2005.

11. �������� �. �. ������ ����������������. �

�.: �����, 1997.

12. ������� �.�. ���� �������: ��������� ������� ������������. � � : ����, 2013.

13. ������ �.�. ������������ �������� ������� � �������. � ���: �����, 2009.

14. ��������� �.�. �������� ��������� ��������� �������� � ����� (� ����� � ���������). � �.:

����������, 1978.

15. ����� �.�. ���� � �������� / ������� �.�.

(���.) � ������ �/�: ������, 1998.

1 . ������� �.�. ���������� �������� �����

��� �������� �������. � �.: ����������, 1974.

17. �������� �.�., ����������� �.�.,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� �.�. �������� ������� ������ ���� � ������� ���������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2020. � �.99, �3. �

�. 32�39.

18. ���������� �.�., ���������� �.�.

������� ����������� ��������������� ����� ��

���������������� � ���������� �������� �����

�������� ����������� �������� // ����������.

������ ������ ����� ���������. � 2007. �

�.4. � �3.

19. ��������� �.�. ��������������� ����� ���

������ ������������ ���������� ������� � �������� � �������� ������������� �����������. �����

����. ���. ����. � ���., 2010.

20. ������� �.�. �������������� ���������

������ ������. � �., 2014.

21. ������� �.�. ����: ������ � �������� ��������. � ������: ��� ��, 2017. � 25 �.

22. ����� �., �������� �.�., ������ �.

����� ��� ����������� ������ �������� ����������� � ���������� ��������������� ������������. � �.: ������������ �����������, 201 .

23. ������� �.�. ���� � �������: �����������

������� ����: ����. ������� ��� ����. ����. ����.

���������. � �.: ������, 2000.

24. �������� �.�. � �������� ������������ ������������ �������� � ������� �������� //

������� ������������ �������� ����� � ����������. � 2004. � �.4. � �1. � �. 8.

25. ����� �.�. ���������� �������� ��������������� ����� // ���������� ������� ���������

������. � 2000.� � 2.� �. 10�123

2 . ����� �.�. ��������������� �����: ��

������������� � ��������������. � �.: �����,

2001. � 3 5 �.

27. Bradley, R. H., Corwyn, R. F., Burchinal,

M., McAdoo, H. P., & Garc�a Coll, C. (2001) The

home environments of children in the United States

Part II: Relations with behavioral development through

age thirteen. Child development. 72( ), 18 8-188 .

10.1111/14 7-8 24.t01-1-00383

28. Bridges K., Hoff E. (2014) Older sibling influences on the language environment and language development of toddlers in bilingual homes //Applied psycho-

linguistics. 2, 225. 10.1017/S014271 412000379

29. Burchinal, M. R., Peisner-Feinberg, E.,

Pianta, R., & Howes, C. (2002) Development of academic skills from preschool through second grade:

Family and classroom predictors of developmental trajectories. Journal of school psychology. 40(5), 415-43 .

10.101 /S0022-4405(02)00107-3

30. Catts H.W., Fey M.E., Zhang X., &

Tomblin J.B. (1999) Language basis of reading and reading disabilities: Evidence from a longitudinal investigation. Scientific Studies of Reading. 3(4), 331�3 1

10.1207/s1532799xssr0304 2

31. Davis H.A. (2003) Conceptualizing the

role and influence of student-teacher relationships

on children�s social and cognitive development //

Educational psychologist. 4, 207-234. 10.1207/

S1532 985EP3804 2

32. Dickinson, D.K., & Porche, M.V. (2011)

Relation between language experiences in preschool

classrooms and children�s kindergarten and fourth-grade

language and reading abilities. Child development. 82,

870-88 . 10.1111/j.14 7-8 24.2011.0157 .x

33. Duncan, G. J., & Brooks-Gunn, J. (Eds.).

(1997) Consequences of growing up poor. Russell Sage

Foundation.

34. Farah, M. J., Noble, K. G., & Hurt, H.

(2007). The developing adolescent brain in

socioeconomic context. Adolescent psychopathology

and the developing brain, 373-387. 10.1093/acprof:

oso/978019530 255.003.001

35. Fujiki M., Brinton B., & Clarke D. (2002)

Emotion regulation in children with specific language

impairment. Language, Speech, and Hearing Services in

Schools. 33, 102�111 10.1044/01 1-14 1(2002/008)

3 . Gagarina N. V. et al. (2012) MAIN: Multilingual

assessment instrument for narratives. ZAS papers in

linguistics. 5 , 155-1 5. 10.21248/zaspil.5 .2019.414

37. Greenberg,M.T.,Domitrovich,C.,&Bumbarger,B.

(2001). The prevention of mental disorders in school-

aged children: Current state of the field. Prevention &

treatment. 4(1), 1a. 10.1037/1522-373 .4.1.41a

38. Hamre, B.K., Pianta, R.C. (2007) Early teacher-

child relationships and the trajectory of children�s school

outcomes through eighth grade. Child Development. 72,

25- 38. 10.1111/14 7-8 24.00301

39. Hancock, T. B., Ledbetter-Cho, K.,

Howell, A., & Lang, R. (201 ) Enhanced milieu

teaching. Early intervention for young children with

autism spectrum disorder. Springer, Cham, 177-218.

10.1007/978-3-319-30925-5_7

40. Huston, A. C., McLoyd, V. C., & Coll, C. G.

(1994) Children and poverty: Issues in contemporary

research. 10.1111/j.14 7-8 24.1994.tb00750.x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Hutchinson, L. (2003). Educational

environment. Bmj. 32 (7393), 810-812.

10.113 /bmj.32 .7393.810

42. Knudsen, E. I., Heckman, J. J., Cameron, J.

L., & Shonkoff, J. P. (200 ). Economic, neurobiological,

and behavioral perspectives on building America�s

future workforce. Proceedings of the national

Academy of Sciences. 103(27), 10155-101 2.

10.1073/pnas.0 00888103

43. Mashburn A.J., & Pianta R.C. (200 )

Social relationships and school readiness. Early

Education and Development. 17(1), 151-17 .

10.1207/s155 935eed1701_7

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

44. Morisset C. E. et al. (1990) Environmental

influences on early language development: The context

of social risk //Development and Psychopathology. 2,

127-149. 10.1017/S0954579400000 3

45. Neisser, U., Boodoo, G., Bouchard Jr, T. J.,

Boykin, A. W., Brody, N., Ceci, S. J., ... & Urbina, S.

(199 ) Intelligence: knowns and unknowns. American

psychologist. 51(2), 77. 10.1037/0003-0 X.51.2.77

4 . Noble, K. G., Norman, M. F., & Farah, M. J.

(2005) Neurocognitive correlates of socioeconomic

status in kindergarten children. Developmental science.

8(1), 74-87. 10.1111/j.14 7-7 87.2005.00394.x

47. Patterson, C. J., Kupersmidt, J. B., & Vaden, N.

A. (1990) Income level, gender, ethnicity, and household

composition as predictors of children�s school-based

competence. Child development. 1(2), 485-494.

10.2307/1131109

48. Perlman, M., Falenchuk, O., Fletcher, B.,

McMullen, E., Beyene, J., & Shah, P. S. (201 ) A

systematic review and meta-analysis of a measure of

staff/child interaction quality (the classroom assessment

scoring system) in early childhood education and care

settingsandchildoutcomes.PloSone,11(12),e01 7 0.

10.1371/journal.pone.01 7 0

49. Pianta, R. C., & Harbers, K. L. (199 )

Observing mother and child behavior in a problemsolvingsituationatschoolentry:Relationswithacademic

achievement. Journal of School Psychology. 34(3), 307

322. 10.101 /0022-4405(9 )00017-9

50. Pianta R., LaParo K., & Hamre B. (2008)

Classroom Assessment Scoring System PreK manual.

Baltimore, MD: Brookes

51. Pianta, R. C., & Stuhlman, M. W. (2004)

Teacher-child relationships and children�s success in the

first years of school. School psychology review. 33(3),

444-458. 10.1080/0279 015.2004.1208 2 1

52. Romberg T., Carpenter T., & Dremock F.

(2005) Understanding Mathematics and Science Matters.

Mahwah, NJ: Erlbaum 10.4324/9781410 12 18

53. Rutter, M., & Maughan, B. (2002)

School effectiveness findings 1979�2002.

Journal of school psychology. 40( ), 451-475.

10.101 /S0022-4405(02)00124-3

54. Shapiro L. R., & Hudson J. A. (1991) Tell me

a make-believe story: Coherence and cohesion in young

children�s picture-elicited narratives. Developmental

psychology. 27, P. 9 0. 10.1037/0012-1 49.27. .9 0

55. Taylor B.M., Pearson P.D., Peterson D.S., &

Rodriguez M.C. (2003) Reading growth in high-poverty

classrooms: The influence of teacher practices that

encourage cognitive engagement in literacy learning.

Elementary School Journal. 104, 3-28 10.108 /499740

5 . Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., &

Almazova O. V. (2020) Executive functions and quality

of classroom interactions in kindergarten among 5�

year-old children. Frontiers in psychology. 11: 0377 .

doi: 10.3389/fpsyg.2020. 0377

57. Wareham, Penny; Salmon, & Karen (200 ):

Mother-child reminiscing about everyday experiences:

Implications for psychological interventions in the

preschool years. In Clinical Psychology Review. 2 (5),

535-554 10.101 /j.cpr.200 .05.001

References

1. Aleksandrov, D. A., Akhutina, T. V., &

Bugrimenko, E. A. (2015). Bednost� i razvitie rebenka

[Poverty and child development]. Moscow: Rukopisnye

pamyatniki Drevnei Rusi [Manuscript monuments of

ancient Russia].

2. Almazova, O. V., Bukhalenkova, D. A., &

Simonyan, M. S. (2018) Izuchenie obrazovatel�noi

sredy s pomoshch�yu metodiki CLASS: teoreticheskie

osnovaniya i prakticheskie perspektivy [Studying

the educational environment using the CLASS

methodology: theoretical foundations and practical

perspectives]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie.

Teoriya i praktika [Modern preschool education. Theory

and practice.] 4, 40-48.

3. Akhutina, T.V. (2014) Neirolingvisticheskii

analiz leksiki, semantiki i pragmatiki [Neuro-linguistic

analysis of vocabulary, semantics and pragmatics].

Moscow: Yazyki slavyanskoi kul�tury [Languages of

Slavic culture].

4. Akhutina, T.V. (2018) Metody

neiropsikhologicheskogo obsledovaniya detei �9 let

[Methods of neuropsychological examination of children

�9 years old]. Moscow: V. Sekachev.

5. Belopol�skaya, N.L. (2008) Metodiki

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

issledovaniya poznavatel�nykh protsessov u detei 4�

let. [Research methods of cognitive processes in children

4- years old]. Moscow: Kogito-Tsentr.

. Vygotskii, L. S. (1991) Problema kul�turnogo

razvitiyarebenka[Theproblemoftheculturaldevelopment

of the child]. Moscow University bulletin.14, 5-18.

7. Vygotskii, L.S. (2014) Myshlenie i rech�

[Thinking and speaking]. Moscow.

8. Vygotskii, L.S. (1984) Problema vozrasta [The

problem of age]. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: V.4.

[Collected works: T.4.] Moscow: Pedagogika.

9. Glozman, Zh.M. (2012) Neiropsikhologicheskoe obsledovanie: kachestvennaya i kolichestvennaya otsenka dannykh [Neuropsychological

examination: qualitative and quantitative assessment of

data.]. Moscow: Smysl.

10. Korchak, Ya. (2005) Kak lyubit� rebenka [How

to love a child]. U-Faktoriya.

11. Leont�ev, A. A. (1997) Osnovy psikholingvistiki

[Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow: Smysl.

12. Lepskaya, N.I. (2013) Yazyk rebenka:

ontogenez rechevoi kommunikatsii [Child�s language:

1

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

ontogeny of speech communication]. Moscow: RGGU.

13. Lisina, M. (2009) Formirovanie lichnosti

rebenkavobshchenii[Formationofthechild�spersonality

in communication]. SPb: Piter.

14. Lubovskii, V.I. (1978) Razvitie slovesnoi

regulyatsii deistvii u detei (v norme i patologii)[

Development of verbal regulation of actions in children

(in health and disease)]. Moscow: Pedagogika.

15. Luriya, A.R. (1998) Yazyk i soznanie [Language

and Consciousness]. Rostov n-D: Feniks.

1 . Markova, A.K. (1974) Psikhologiya usvoeniya

yazyka kak sredstva obshcheniya. [Psychology of

language acquisition as a means of communication].

Moscow: Pedagogika.

17. Oshchepkova, E. S., Bukhalenkova, D. A.,

& Yakupova, V. A. (2020) Razvitie svyaznoi ustnoi

rechi v starshem doshkol�nom vozraste [Development

of coherent oral speech in senior preschool age]

Sovremennoedoshkol�noeobrazovanie:teoriyaipraktika

[Modern preschool education: theory and practice]. 99,

32�39.

18. Tikhomirova, T. N., Bogomolova, M. V.

(2007) Vliyanie obogashchennoi obrazovatel�noi

sredy na intellektual�noe i kreativnoe razvitie detei

starshego doshkol�nogo vozrasta [Influence of the

enriched educational environment on the intellectual

and creative development of older preschool children]

Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki

[Psychology. Journal of the Higher School of

Economics]. 4 (3).

19. Urbanskaya, M.V. (2010) Obrazovatel�naya

sreda kak faktor formirovaniya gotovnosti rebenka k

obucheniyu v usloviyakh predshkol�nogo obrazovaniya

[Educational environment as a factor in the formation

of a child�s readiness for learning in the conditions of

preschool education]. Phd dissertation, SPb.

20. Ushakova, O.S. (2014) Zakonomernosti

ovladeniya rodnym yazykom [Regularities of mastering

the native language]. Moscow.

21. Ushakova, T. N. (2017) Rech�: istoki i

printsipy razvitiya [Speech: the origins and principles of

development]. Moscow: PER SE.

22. Kharms T., Klifford R.M., & Kraier D.

(201 ) Shkaly dlya kompleksnoi otsenki kachestva

obrazovaniya v doshkol�nykh obrazovatel�nykh

organizatsiyakh [Scales for a comprehensive assessment

of the quality of education in preschool educational

institutions]. Moscow: Natsional�noe obrazovanie

[National education].

23. Tseitlin, S.N. (2000) Yazyk i rebenok:

Lingvistika detskoi rechi: Ucheb. posobie dlya stud.

vyssh. ucheb. zavedenii [Language and the child:

Linguistics of children�s speech: Textbook. manual for

stud. higher. study. institutions]. Moscow: VLADOS.

24. El�konin, D. B. (2004) K probleme periodizatsii

psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the

problem of periodization of mental development in

childhood]. Voprosy psikhicheskogo zdorov�ya detei i

podrostkov [Questions of mental health of children and

adolescents]. 1, 8.

25. Yasvin, V. A. (2000) Ekspertiza shkol�noi

obrazovatel�noi sredy [Examination of the school

educational environment. Biblioteka zhurnala

�Direktor shkoly� [Library of the journal �School

Director�]. 2, 10 �123.

2 . Yasvin, V.A. (2001) Obrazovatel�naya sreda:

ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational

environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl.

Bradley, R. H., Corwyn, R. F., Burchinal, M., McAdoo,

H. P., & Garc�a Coll, C. (2001) The home environments

of children in the United States Part II: Relations with

behavioral development through age thirteen. Child

development. 72( ), 18 8-188 . 10.1111/14 7-8 24.

t01-1-00383

27. Bridges K., Hoff E. (2014) Older sibling

influences on the language environment and

language development of toddlers in bilingual

homes. Applied psycholinguistics. 2, 225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.1017/S014271 412000379

28. Burchinal, M. R., Peisner-Feinberg, E., Pianta,

R., & Howes, C. (2002) Development of academic

skills from preschool through second grade: Family and

classroom predictors of developmental trajectories.

Journal of school psychology. 40(5), 415-43 .

10.101 /S0022-4405(02)00107-3

29. Catts H.W., Fey M.E., Zhang X., & Tomblin J.B.

(1999) Language basis of reading and reading

disabilities: Evidence from a longitudinal investigation.

Scientific Studies of Reading. 3(4), 331�3 1 10.1207/

s1532799xssr0304 2

30. Davis H. A. (2003) Conceptualizing the

role and influence of student-teacher relationships

on children�s social and cognitive development.

Educational psychologist. 4, 207-234. 10.1207/

S1532 985EP3804 2

31. Dickinson, D. K., & Porche, M. V. (2011)

Relation between language experiences in preschool

classrooms and children�s kindergarten and fourth-grade

language and reading abilities. Child development. 82,

870-88 . 10.1111/j.14 7-8 24.2011.0157 .x

32. Duncan, G. J., & Brooks-Gunn, J. (Eds.).

(1997) Consequences of growing up poor. Russell Sage

Foundation.

33. Farah, M. J., Noble, K. G., & Hurt, H.

(2007). The developing adolescent brain in

socioeconomic context. Adolescent psychopathology

and the developing brain. 373-387. 10.1093/acprof:

oso/978019530 255.003.001

34. Fujiki M., Brinton B., & Clarke D. (2002)

Emotion regulation in children with specific language

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

impairment. Language, Speech, and Hearing Services in

Schools. 33, 102�111 10.1044/01 1-14 1(2002/008).

35. Gagarina N. V. et al. (2012) MAIN: Multilingual

assessment instrument for narratives. ZAS papers in

linguistics. 5 , 155-1 5. 10.21248/zaspil.5 .2019.414

3 . Greenberg, M.T., Domitrovich, C., &

Bumbarger, B. (2001). The prevention of mental

disorders in school-aged children: Current state

of the field. Prevention & treatment. 4(1), 1a.

10.1037/1522-373 .4.1.41a.

37. Hamre, B.K., Pianta, R.C. (2007) Early teacher-

child relationships and the trajectory of children�s school

outcomes through eighth grade. Child Development. 72,

25- 38. 10.1111/14 7-8 24.00301

38. Hancock, T. B., Ledbetter-Cho, K.,

Howell, A., & Lang, R. (201 ) Enhanced milieu

teaching. Early intervention for young children with

autism spectrum disorder. Springer, Cham. 177-218.

10.1007/978-3-319-30925-5_7

39. Huston, A. C., McLoyd, V. C., & Coll, C. G.

(1994) Children and poverty: Issues in contemporary

research. 10.1111/j.14 7-8 24.1994.tb00750.x

40. Hutchinson, L. (2003). Educational

environment. Bmj. 32 (7393), 810-812.

10.113 /bmj.32 .7393.810

41. Knudsen, E.I., Heckman, J.J., Cameron, J.L.,

& Shonkoff, J. P. (200 ). Economic, neurobiological,

and behavioral perspectives on building America�s future

workforce.ProceedingsofthenationalAcademyofSciences.

103(27), 10155-101 2. 10.1073/pnas.0 00888103

42. Mashburn A.J., & Pianta R.C. (200 )

Social relationships and school readiness. Early

Education and Development. 17(1), 151-17 .

10.1207/s155 935eed1701_7

43. Morisset C. E. et al. (1990) Environmental influences on early language development: The context of

social risk. Development and Psychopathology. 2, 127

149. 10.1017/S0954579400000 3

44. Neisser, U., Boodoo, G., Bouchard Jr, T. J.,

Boykin, A. W., Brody, N., Ceci, S. J., ... & Urbina, S. (199 )

Intelligence: knowns and unknowns. American psychologist. 51(2), 77. 10.1037/0003-0 X.51.2.77

45. Noble, K. G., Norman, M. F., & Farah, M. J.

(2005) Neurocognitive correlates of socioeconomic status in kindergarten children. Developmental science.

8(1), 74-87. 10.1111/j.14 7-7 87.2005.00394.x

4 . Patterson, C.J., Kupersmidt, J.B., &

Vaden, N.A. (1990) Income level, gender, ethnicity,

and household composition as predictors of children�s

school-based competence. Child development. 1(2),

485-494. 10.2307/1131109

47. Perlman, M., Falenchuk, O., Fletcher, B.,

McMullen, E., Beyene, J., & Shah, P. S. (201 ) A systematic review and meta-analysis of a measure of staff/

child interaction quality (the classroom assessment scoring system) in early childhood education and care settings and child outcomes. PloS one, 11(12), e01 7 0.

10.1371/journal.pone.01 7 0

48. Pianta, R. C., & Harbers, K. L. (199 )

Observing mother and child behavior in a problem-solving situation at school entry: Relations with academic

achievement. Journal of School Psychology. 34(3), 307

322. 10.101 /0022-4405(9 )00017-9

49. Pianta R., LaParo K., & Hamre B. (2008)

Classroom Assessment Scoring System PreK manual.

Baltimore, MD: Brookes

50. Pianta, R. C., & Stuhlman, M. W. (2004)

Teacher-child relationships and children�s success in the

first years of school. School psychology review. 33(3),

444-458. 10.1080/0279 015.2004.1208 2 1

51. Romberg T., Carpenter T., & Dremock F.

(2005)UnderstandingMathematicsandScienceMatters.

Mahwah, NJ: Erlbaum 10.4324/9781410 12 18

52. Rutter, M., & Maughan, B. (2002) School effectiveness findings 1979�2002. Journal of school psychology. 40( ), 451-475. 10.101 /S0022-4405(02)00124-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Shapiro L. R., & Hudson J. A. (1991) Tell me

a make-believe story: Coherence and cohesion in young

children�s picture-elicited narratives. Developmental

psychology. 27, P. 9 0. 10.1037/0012-1 49.27. .9 0

54. Taylor B.M., Pearson P.D., Peterson D.S.,

& Rodriguez M.C. (2003) Reading growth in high-

poverty classrooms: The influence of teacher practices that encourage cognitive engagement in literacy learning. Elementary School Journal. 104, 3-28

10.108 /499740

55. Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., &

Almazova O.V. (2020) Executive functions and quality

of classroom interactions in kindergarten among 5-

year-old children. Frontiers in psychology. 11: 0377 .

10.3389/fpsyg.2020. 0377

5 . Wareham, Penny; Salmon, & Karen (200 ):

Mother-child reminiscing about everyday experiences:

Implications for psychological interventions in the preschool years. In Clinical Psychology Review. 2 (5), 535554 10.101 /j.cpr.200 .05.001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.