Научная статья на тему 'Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка'

Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурно-диалектический подход / диалектическое мышление / произвольная саморегуляция / Я-концепция / социально-перцептивные способности / дети дошкольного возраста / structural-dialectical approach / dialectical thinking / arbitrary self-regulation / Self-concept / socio-perceptual abilities / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернокова Татьяна Евгеньевна

Актуальность исследования. Диалектическое мышление может выступать как средство решения субъектом коммуникативных и личностных задач. Диалектическая стратегия решения таких задач позволяет субъекту выявлять все многообразие характеристик, в том числе взаимоисключающих, и трансформировать их. Это способствует более толерантному отношению субъекта к окружающим людям и к самому себе и, следовательно, успешной социализации. Методы исследования. Представлен анализ исследований, проведенных в рамках структурно-диалектического подхода, по вопросам развития личности и социализации ребенка дошкольного возраста. В соответствии с гипотезой определены направления исследований. Первое направление – изучение диалектических структур в произвольной саморегуляции и психолого-педагогических условий, способствующих формированию диалектической стратегии саморегуляции у детей дошкольного возраста. Второе направление – изучение диалектических структур в Я-концепции и возможности формирования у детей дошкольного возраста диалектических механизмов трансформации противоречий, возникающих в процессе самопознания. Третье направление – изучение диалектических структур в социальной перцепции и условий формирования диалектического социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Выводы. Изучение диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка позволит расширить возможности применения структурно-диалектического подхода в практической психологии. Важно развивать диалектическое мышление у детей уже в дошкольном возрасте. Формирование диалектической установки по отношению к себе, людям и событиям может способствовать гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Такое понимание открывает перспективы разработки методик психологической коррекции межличностных отношений и личностного развития на основе формирования диалектического мышления у детей, а также разработки теории и практики диалектического консультирования и диалектической психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернокова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectical not only thinking: the role of dialectical structures in the development of personality and socialization of the child

The relevance of the topic of the article. Dialectical thinking can act as a means of solving communicative and personal tasks by the subject. A dialectical strategy for solving such problems allows the subject to identify all the variety of characteristics, including mutually exclusive ones, and transform them. This contributes to a more tolerant attitude of the subject towards people around him and towards himself and, consequently, successful socialization. Research methods. The article presents an analysis of studies carried out within the framework of the structural-dialectical approach on the issues of personality development and socialization of a preschool child. In accordance with the hypothesis, the directions of research are determined. The first direction is the study of dialectical structures in arbitrary self-regulation and psychological and pedagogical conditions that contribute to the formation of a dialectical strategy of self-regulation in preschool children. The second direction is the study of dialectical structures in the Self-concept and the possibility of forming in preschool children dialectical mechanisms of transformation of contradictions arising in the process of self-knowledge. The third direction is the study of dialectical structures in social perception and the conditions for the formation of dialectical social intelligence in preschool children. Conclusion. The study of dialectical structures in the development of the personality and socialization of the child will expand the possibilities of applying the structural-dialectical approach in practical psychology. It is important to develop dialectical thinking in children already in preschool age. The formation of a dialectical attitude towards oneself, people and events can contribute to the harmonization of relations with the outside world and oneself. This understanding opens up prospects for the development of methods of psychological correction of interpersonal relationships and personal development based on the formation of dialectical thinking in children, as well as the development of theory and practice of dialectical counseling and dialectical psychotherapy.

Текст научной работы на тему «Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка»

��������� �.�.

��������� ������� ����������* � �������� (�����������) ����������� ����������� ����� �.�. ����������, ������������ �������� (������������, ������)

������������ ������������. �������������� �������� ����� ��������� ��� �������� ������� ��������� ��������������� � ���������� �����. �������������� ��������� ������� ����� ����� ��������� �������� �������� ��� ������������ �������������, � ��� ����� �����������������, � ���������������� ��. ��� ������������ ����� ������������ ��������� �������� � ���������� ����� � � ������ ���� �, �������������, �������� ������������. ������ ������������. ����������� ������ ������������, ����������� � ������ ����������-���-������������ �������, �� �������� �������� �������� � ������������ ������� ����������� ������-��. � ������������ � ��������� ���������� ����������� ������������. ������ ����������� � �������� �������������� �������� � ������������ ������������� � �������-��-�������������� �������, �������������� ������������ �������������� ��������� ����������-��� � ����� ����������� ��������. ������ ����������� � �������� �������������� �������� � �-��������� � ����������� ���������-��� � ����� ����������� �������� �������������� ���������� ������������� ������������, �����-������ � �������� ������������. ������ ����������� � �������� �������������� �������� � ���������� ��������� � ������� �����-������� ��������������� ����������� ���������� � ����� ����������� ��������. ������. �������� �������������� �������� � �������� �������� � ������������ ������� �������� ��������� ����������� ���������� ����������-��������������� ������� � ������������ �������-���. ����� ��������� �������������� �������� � ����� ��� � ���������� ��������. ������������ �������������� ��������� �� ��������� � ����, ����� � �������� ����� �������������� �����-������� ��������� � ���������� ����� � ����� �����. ����� ��������� ��������� ����������� ���������� ������� ��������������� ��������� ������������� ��������� � ����������� �������� �� ������ ������������ ��������������� �������� � �����, � ����� ���������� ������ � �������� ��������������� ���������������� � �������������� ������������.

�������� �����: ����������-�������������� ������, �������������� ��������, ������������ ����-���������, �-���������, ���������-������������ �����������, ���� ����������� ��������.

��� �����������: ��������� �.�. �������������� �� ������ ��������: ���� �������������� �������� � �������� �������� � ������������ ������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �6(108). � �. 37�44. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37�44

��������� ������ �������� 16.09.2021.

*

��������: tattyana-chernokova@yandex.ru

UDC 159.922.7 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37�44

Dialectical not only Thinking: the Role of Dialectical Structures in the Development of Personality and Socialization of the Child

Tatiana E. Chernokova*, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Institute of the Humanities, Severodvinsk, Russia

The relevance of the topic of the article. Dialectical thinking can act as a means of solving communicative and personal tasks by the subject. A dialectical strategy for solving such problems allows the subject to identify all the variety of characteristics, including mutually exclusive ones, and transform them. This contributes to a more tolerant attitude of the subject towards people around him and towards himself and, consequently, successful socialization. Research methods. The article presents an analysis of studies carried out within the framework of the structural-dialectical approach on the issues of personality development and socialization of a preschool child. In accordance with the hypothesis, the directions of research are determined. The first direction is the study of dialectical structures in arbitrary self-regulation and psychological and pedagogical conditions that contribute to the formation of a dialectical strategy of self-regulation in preschool children. The second direction is the study of dialectical structures in the Self-concept and the possibility of forming in preschool children dialectical mechanisms of transformation of contradictions arising in the process of self-knowledge. The third direction is the study of dialectical structures in social perception and the conditions for the formation of dialectical social intelligence in preschool children. Conclusion. Thestudyofdialecticalstructuresinthedevelopmentofthepersonalityandsocializationofthe child will expand the possibilities of applying the structural-dialectical approach in practical psychology. It is important to develop dialectical thinking in children already in preschool age. The formation of a dialectical attitude towards oneself, people and events can contribute to the harmonization of relations with the outside world and oneself. This understanding opens up prospects for the development of methods of psychological correction of interpersonal relationships and personal development based on the formation of dialectical thinking in children, as well as the development of theory and practice of dialectical counseling and dialectical psychotherapy.

Keywords: structural-dialectical approach, dialectical thinking, arbitrary self-regulation, Self-concept, socio-perceptual abilities, preschool children.

For citation: Chernokova T.E. (2021). Dialectical not only thinking: the role of dialectical structures in the development of personality and socialization of the child. Preschool Education Today. 6:15, 37�44 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37�44

Original manuscript received 16.09.2021.

*

Contacts: tattyana-chernokova@yandex.ru

����������� ��������������� �������� ����������� ��� ������� ������������. ��� ������ ����������, ��� ��������� ���-��������, ��� �������� �������� ���������� ����������������, ��������� �������� �������� �������������������������������������� ������� ������� � �������, ��������� � ����-����������������������������������,���� ����� ����������������� (�������, 2019).

����� �.�. ������� (�.�. ����������, �.�. �������������, �.�. ����, �.�. ����, � ��.) �������� ���� �� ���������� ���� � ������������� ��������������� ��������. �������������� ������������, ����������� � ����� ����������-��������������� �����-��, ��������������� � ����������� �����-������� ��������������� �������� ��� � ��-�������� ��������.

������� ��������, ��� ����������� ���� ������������ ��������� �������� ���� ���-������������ �������� � ��������� �������� �����������������������(����������,2017; �������, �������� � ��., 2017; �������, ���-������ � ��., 2019; �������������, �����-��������-����, 2020; ���������, ��������, 2019;����,2016;����,�����������,�����, 2018 � ������ ������). ������ � ����� ����-���� ������ ����� � ����������-����������-���� ������� �������� ������������ ������-�������� ������� � �������� � ����������� �������� (�������, 2000; �������, ��������, 2013; �������, 2012 � ��.). � ���� �������-����� ���������� �������� �������������� �������� ������� (�������, ����������, 2019; ����������, ��-���, 2020; �������, ��������� � ��., 2020 � ��.). ��� ������������, ��������-��, ������������ ������� � ����������� ���-������ ����������-�������������� ������.

��������, ��� ������� �������� �� ����-���������� ���������� ���������� �������-���������: ���������� �������� ��������� � �������, ������ ����� ����. �������� �����-���������������������������������������: ���������� ����� �����, �������� ��������� � ������������ ��������� � ��������� ������-��� ����� ���������� �������� (������, 2007). �� ���� �������� ��������� ��� �������� ��-����� �� ������ ��������������, �� � �������-��� �����. �������� ��� ������ ����� �������-���� ��� �����������, ��� � ��������������� ��������, ��������� ������������ ��������� ����������������� ����������� � ���, ��� ��� ����� ���� ����������� � ����� ����������� (�������, 2019. �. 7).

��������, � ����������� �� ���� �������� (���������-����������� � ���������������� �� ��������� ��������� � �������������� ������������� ���������� �������, ��� ���-������������ � ������������� �� ����� ����-������ � ����������������� ������� � ���-��� ��������� � �������), ������������� � ��������, �������������� � ���������, � ��-�����������. ����� �������, �������� ��-������� ��� ��������� ������������ � ����-������ ���������������� �, �������������, ���������. ��� ��������� ������������, ��� ����������� ��������������� �������� � ��-�������� �������� ����� ����� �������� ���-��������� �������� �������.

���������� ����������, ��� ����, � ��-����� ����������� ���������-���������� ��������� ������������, ������� ��������� ������� � �������� ���������� ����� ��-��� �����������, ��� ����� ��������� � ���-���������� � ���������������� ����������. �������� � ������������� �������������� ���������� ������������� �� ��������� ���-�� ������������ ���������, ��������, ������-���. ��������, ��� ��������� ����� ����� �� ������ ����� ���������� ���������� � ������-�� ����, �� � � ������ ����. ���, � ���� ���-����, ����� �������������� �������� �����-�������: ���������� ������ ����� ���������� �������� � �������� � ������������ � ���; ��-�������������������������������:������-����� (����������������� �� ������������ ������������ ���������) � �������� (�����-����� ������������� ������ �����); �������-������� �������������� � ��������������� ��������. � ����� � ����, ������������� ����-���������� ���������� ������������ �� ���� �����������.

�������������� ��������� � ������������ �������������

������ ����������� � �������� ��������-������ �������� � ������������ ����������-���. ��������, ��� ������������ �������� (�������������, ������������, ��������) ��-������ ��������� ��������. � ��������� ���������� ������������� (�.�. ��������, �.�. ����������, �.�. �������� � ��.) ��� �������������� ���������� ����������� ��-�������� ��������� (��������, 2012. �. 100). � ����� ��������� ������������ ��������� ����������� ��������� �.�. ������ �������-��, ��� ����������� ��������� � ����������-�� (���������������, �������� �������, ���-������������, ������������, ��������, � ��.), ������� ��������� ������������ �������, ������ ��������������� ���� �� ������ ���-���������� ����������, �������� �������-���� ����������� ��������� (������, 2016. �.49).��������������������������������� �������� �������� ���������� �.�. ��������� � �.�. �������� ������������ � ��������� ���������� ��� ������ ������� �������� (�������, 1996.)

���� �������� � ��� �� ������ ������� ��������� ��������������� ����������� ����, �� � ������� ������ � �������� ��-��������� ������, �� ��������� ��������� ������������ ��������� � ���, ��������-��, ������� ��������. ���������-����-������ ��������, ������������ �� ���-������, �����������������, ��������� �������, ����� ������������� ����, ���-������ ��������������� ����������� ��-������; �������� ��������� ��������; ��� �������� ��������������� �� ���������� ������������. �������������� �� �����-��� ��������� ������������� ����� ������� � ����������������� ����; ������������ ���� ������ ������� �� ����������; ������-���� ����������� ��������� ��������, ��-�������� �� ��������������� ������ ���-������ ��������� �������� ������������, � ������������ �������������� �������� (������ ����� ������������� � ��������-���� � ������������� ��������������� ��� ����������� �������� � ��. ���������, 2013). ������ �� ����� ���������, ���� ����������� �������� ����������� �����-������� ������������� � ����� �������� ����������� �������� (���������, 2020), �������� ����� �������� � ������������-��� ������������ � ���������� �������� (���������, ���������, 2018), � ����� ���-�������� �������� ������������ ������-������� � ����� ����������� �������� ���-�������� �������� ��������, ������������ �� ����������� ���������-�����������-��� �������� (���������, ���������, 2020). ������������� �������������� �������� �������������� ���������� ������������� � ���������-�������������� �������, �������-������� ������������ �������������� ��������� ������������� � �����.

�������������� ��������� � �-���������

������ ����������� � �������� ������-�������� �������� � ������������ � ���-��������� �-���������. �.�. ��������� �����: ������� � ������������ �����-��� ��-���������� �� ������ ����� ���-������ ������ ��-���������, ���� � ���� ������� ��������� ��������� ������ � ����� ����, ������� �������� (��� ���-��������) ��� ��-����������, ������� �����������, � ������� ������� ��� ���-�����, �������, ���������������� ��-������ �� ������ ���������, �� � �����-��� ��������� (���������, 1984. �. 201). ����� �������� ��������: ����������� ������������ ������������ ��� �������-����� ��� ��������� ������������ ����-���� ������������, ���������������� ���-��� � ����: �) ���������� �� ������ �����, �) ���������� ��������������, �� �������-������ � ������ ������ ���������������-��� (���������, 1984. �. 203). � ��������-��� ������������� ����� ��������������, ��� �������������, ���������� �-������-��� ��������, ����� �������� ���������-��� (����������������� ��������������). ��������, � ������ ��������������� ߻ �.�. �������� �������� ���� �����������-��� �������������� �-���������: ��������� � �������������, ��������������� � ����-��������, ����������� �������������, ����-���������, ������������ �����������, ����� ������������� � ������������ (�������, 2019. �. 41). �.�. ������ �������� ����� ��������������, ��� ������������� � ����-���������, ��������������� � ������������-�����, �������������� � ����������������, ������������� � ����������, ��������� � ���������������� (������, 2020. �. 202).

�������������� �������� ��������� �������� ������� ����������� �����������-������ �������������� � ������������� �� ���, ����� ������������ ��������� �������-�� �-��������� � ��������, � ������ ����-���� ��� ����������������� ����� ������-������. � ��������� ����� ���� ���������� ������������, ������������ �� �������� ���-�������� ���������� ���������-�������-������� �������� ��� �������� ��������� �-��������� � ����� �������� ��������� ��������. ����������� ������� ����������� ���������� ����� ������ � ����� �������-����� �-��������� � ����� ����������� ���-�����. ��������, ��� ����������� ������, ������������ �� ������������ � ����� ���-����������� ���������� ����������� ���-���������, ��������� ����������� � ���-����� ������������, �������� �� � ������� �������������� ��������� ���������������� ���������.

�������������� ��������� � ���������� ���������

������ ����������� � �������� ������-�������� �������� � ���������� ���������. �������������������������������������-���������� ������������ ���������� �����-������ ���������� �������, ������������ ����������� �������� ������, �������, �����-��� ������� �������� � ���������� ���������. ������ �� ����, ��� ��������� ������ ���� ����� � ��� ������� ������ ��������, ����-������� � ���� � ���������, �.�. ��������� ���������� ������� �������� � ������� � �������� �������� �� �������� ����������-���� ��������������, ����� ����������� ����-������� � �������������� ���������� ������-��� (���������, 1984. �. 146�148). ��������, ��� ������ �������������� �������� �����-���� ������������ ���������� ������������� �� ������ ����� ������� ��������, ��� ����� � �������, ������� �������� � ������� �����-�� �������� � �������������� ��� ���������. ����� ����� ���� ��������������� �������� � �������� ���������, ��������� � ����� ��-������ ���� �������� ��������������� ��-����� � ���������� ����� �������, ������� �������� ��������� ������������.

� ���� ��������� ������������ ������� ��-����������, ����������� � ����� ��������-��-��������������� �������, ������������ �� �������� ������������ ������� �������-������ �������������� ��������, ��������� � ����������� ����������, ��������� ����-��� �������� ��������������� ������ ����-����������� ���������� ���������� (����, 2008). � ��������� ����� ���� ���������� ������������ ���� ��������������� �����-��� � ���������� ���������. � ������ ������ ����������� ����������� �������� �������-��-������������ ������������ � ����� ��-��������� �������� ����� ������� �������-��-�������������� ���������� ��������. ��������, ��� ������������ � ������������ ����������� � ������� �������������� ����-������ ����� ������������ ����� ��������� ��������� ������ ������, ������� � ������-��� ���������� ����� � ������������ ����-����� � ���.

����������

��������, ��� ���������� ������������ ��������������� �������� ��� �������� ��-����� ��������������� � ���������� ����� �������� ������ ������� ���� �������������� �������� � ������������ �������. ��������� ���� ����������� ������� ��������������-����� ������� �� ������ �� ������� ������-���������� � �������� ����������� �������� (��������� ��������� ����������� ������-���, �������� ����������, ����������� ��-������ � ��.), �� � �� ������� ������� (���-��������): �������� ����������� ��������, ����������� �������� �� � ������������ ��-��� (���������� ���������); ������� � ��-������ �-���������, ������� ������������ � ������������, ������� ������������ �����-������ (��������������� ���������); �������-��� ��������������� � ������������� ���-�����������, �� ���������� � ����������� (������������� ���������); ���� ���������� � ����������� �������������� ������ ����-������� ��������, ������������� ��� ���-������ ���������, ������� ������ ������-�������, ���������������, ��������������, ���������������; �������� � ������������ ������������ � ���������� ���������, ���-��� ��������� ��������� � ����� � �������-����� (������������� ���������)� (������, 2000. �. 92�93).

�������� ���������� �� ������� ����� ������ �����. ����� ��� ���� ������, ������-��� � �������������� ����������� (����-���� ���������, ����������� ����, ��������� ���������) � ����� �������� ��������� (���������� �������� ���������, ������� ������ ����, ����� ����� ����� ������). ������ �������������� �������� ��������� ������ ����� ������. ������� ����� �����-���� �������������� �������� � ����� ��� � ���������� ��������. ������������ ���-����������� ��������� �� ��������� � ����, ����� � �������� ����� �������������� ���-��������� ��������� � ���������� ����� � ����� �����. ��������, ����� ��������� ��������� ����������� ���������� ������� ��������������� ��������� ������������� ��������� � ����������� �������� �� ������ ������������ ��������������� �������� � �����, � ����� ���������� ������ � �������� ��������������� ���������������� � ������-�������� ������������. n

���������� �� ������

��������� ������� ����������, �������� ��������������� ����, ������ ������� ������-���� � ����������, �������� (�����������) ��-��������� ����������� ����� �.�. ����������, ������������ �������� (������������, ������), tattyana-chernokova@yandex.ru, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6033-027X

Information about author

TatianaE.Chernokova,PhDinPsychology,Associate Professor of Pedagogy and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Institute of the Humanities, Severodvinsk, Russia, tattyana-chernokova@yandex.ru, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6033-027X.

����������

1.

������� �.�., �������� �.�. ���������� �������������� ����������� � ����������� �����-��� � ����������� �� ������������ // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2013. � � 4. � �. 70�75.

2.

���������� �.�. ����������� ������-����� ��������������� ��������, ������������-

��� � �������������-������������������ ������� ���������� �������� � ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2017. � � 4(76). � �. 14�25.

3.

���������� �.�., ��-��� �.�. ������� ��� ��������� ��������������� �������� ����� � ��-������� ��� ������ � ���������� ������� // 30 ��� ��������� � ������ �������: ����������� ������ � ���� ������� ������� � ����� ������ ���� ��-���. ������� ���������� ������������� ������-������������ �����������. � ������������, 2020. � �. 307�311.

4.

������� �.�. �������������� �����-���: ������ � ���������� // ���������-���������-��� ����������. � 2019. � �. 15. � � 3. � �. 4�12. DOI: 10.17759/chp. 2019150301.

5.

������� �.�. �������� � ��������: �����-�����-�������������� ������ // ��������. �������������� ������. � 2000. � � 1. � �. 81�107.

6.

������� �.�., ���������� �.�. ����������� �������������� � ������������ �������� ����� ����������� � ��������� ��������: ����� �����-������� // ������� ����������. � �5. � 2019. � �.132�143.

7.

������� �.�., ��������� �.�., �������-��� �.�., �������� �.�. ������������� � ����������� �������� ����� ����������� ���-�����: ������ ������������ � ������� ��������-��-��������������� ������� // ��������� �����-���������� ������. � 2020. � � 75. � �. 115�143. DOI:10.17223/17267080/75/7.

8.

������� �.�., �������� �.�., ����-���� �.�. ����������� ������������� � �������� �������������� ��������� �������� ���������-��� // ������� ����. �����: ���������� � �����-�����. � 2017. � � 1(39). � �. 54�64.

9.

������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�., ������� �.�. �������������� �������� ��-���������� � ����� ���������� ��������� ���-������������ �������� ����� ��������������� ������ ����������� ���������� // ������� �����-�������������� ������������. ����������. � 2019. �. 9. ���. 4. � �. 374�384.

10.

������� �.�. ������ ������������ �����-���. � �.: �����, 1996. � 544 �.

11.

������� �.�. �������������� � �����-����� ���� �߻ � ��������� ��������� ��������-����������� ���� // ��������������� ������. � 2019. � �. 40. � � 1. � �. 38�46.

12.

������ �.�. ��������������� �������-����� ����������� ����������� �-��������� // ��� ����������. � 2020. � � 1 (101). � �. 195�212.

13.

������ �.�. ������������ ��� ������� ���������������� ������������ // ��������, ��-�������, ������������: ����������������� ���-

���� � ��������������� ��������. ��������� I-� ������������� ������-������������ ��������-��� � ������������� ��������. � ������, 2016. � �. 43�65.

14.

�������� �.�. ���������� ������������� ��� �������� ������������ // ������� ���������-��� ���������� �����������. � 2012. � �4(33). � �. 97�101.

15.

������������� �.�., �������������-���� �.�. ����������� ������������� ���������� �������� � ������ � ������������� // ����������� ���������� �����������. � 2020. � � 4(100). � �. 23� 33. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10077.

16.

������ �.�. ���������� ����������: ����. ��� ����. ���. ����� / ��� ���. �.�. ����������. � �.: ��������, 2000. � 200 �.

17.

����� ����������: ������-������������ ������� / ��� ���. ���. �.�. ������. � �.: ���-89, 2007. � 352 �.

18.

������� �.�. ����������-�������������� ������ � ��������� �������� ������������ ����-����� �������� // ��������� � ��������. Philology a�d �ultur�. � 2012. � 3(29). � �. 299�304.

19.

��������� �.�. ���������� ��������: ������� �������. � �.: ���-�� ����. ��-��, 1984. � 272 �.

20.

��������� �.�. �������������� ��������� � ������������ // ��������� � ��������. Philology and Culture. � 2013. � � 3. � �. 322�329.

21.

��������� �.�. �������� ����������� ������������ ������������� � ����� �������� ��-��������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2020. � �3(99). � �. 18�30. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10071.

22.

��������� �.�., �������� �.�. �������� �������������������������������������������-���� �������� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2019. � �4(94). � �. 46�

59. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10051.

23.

��������� �.�., ��������� �.�. ������-����� ������������� �������-������� ���� ��� �������� ������������ ��������������� ������-������ ����� ����������� �������� // ��������, ���������, ������������: ����������������� ���-���� � ��������������� ��������. ��������� II ������������� ������-������������ ��������-���. � ������, 2020. � �. 161�169.

24.

��������� �.�., ��������� �.�. ����-������� ����������� � ��������������� ������-������ � ���������� �������� // ����������� ��-���������� �� ����������� �����: ��������� ������������� ����������� � ������������� �������� �� ����������� ����� (�����������, 19�22 ������ 2018 �.). � ����������� ��������� ������. � �����������: ����, 2018. � �. 302�306.

25.

���� �.�. ��� ����������� �����-���� �������������� ���������� ��������? // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2008. � �1. � �. 38�44.

26.

���� �.�. ��������������� ������ �������������: ����������� �������� ����������� (���������������) �������� ������� � ������� ���� // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2016. � �7. � �. 58�69.

27.

���� �.�., ����������� �.�., ����� �.�. ������������������������������������������ � ������� �������� ��������: ���������� �����-��� � ����������� �������� // ������� ����������� ���������� ��������������� ������������. �����: ������������ �����. � 2018. � � 3. � �. 40�58.

References

1.

Bayanova L.F., Mustafin T.R. (2013) Kul�turnaya kongruentnost� doshkol�nika v normativ-noi situatsii i vozmozhnosti ee issledovaniya [Cultural congruence of the preschooler in the normative situa-tion and the possibility of its research]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. Issue 4. 70�75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

Belolutskaya A.K., Le-van T.N. (2020) Usloviyadlyapodderzhkidialekticheskogomyshleniya detei i ponimaniya imi emotsii v doshkol�nykh gruppa-kh. 30 let Konventsii o pravakh rebenka: sovremennye vyzovy i puti resheniya problem v sfere zashchity prav detei. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Conditions for supporting dialectical thinking of children and their understand-ing of emotions in preschool groups. 30th Anniversary of the Convention on the Rights of the Child: Modern Challenges and Ways to Solve Problems in the Sphere of the Protection of Children�s Rights. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg. 307�311.

3.

Beloluzkaya A.K. (2017) Osobennosti vza-imosvyazi dialekticheskogo myshleniya, problema-tizatsii i nadsituativno-preobrazovatel�nykh reshe-nii problemnykh situatsii u starshikh doshkol�nikov [Features of the Correlations between Dialectical Thinking, Problematization, and Meta-situation-trans-formative Problem Solutions (Adaptive Situational ProblemSolving)inPreschoolChildren].Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. Issue 4. 14�25.

4.

Chernokova T.E. (2013) Dialekticheskie struktury v metapoznanii [Dialectical structures in metacognition]. Philology and Culture. 3. 322�329.

5.

Chernokova T.E. (2020). Metodika diag-nostiki proizvol�noi samoregulyatsii u detei star-shego doshkol�nogo vozrasta [Methods for diag-nosing self-regulation in older preschool children].

Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 3:14, 18�30 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10071

6.

Chernokova T.E., Shestakova O.V. (2018) Sootnoshenie kognitivnykh i metakognitivnykh sposobnostei v doshkol�nom vozraste. Kognitivnye issledovaniya na sovremennom etape: materialy Vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym ucha-stiem po kognitivnoi nauke (Arkhangel�sk, 19�22 noyabrya 2018 g.) [The ratio of cognitive and met-acognitive abilities in preschool age. Cognitive re-search at the present stage: materials of the All-Russian conference with international participation on cognitive science]. Arkhangel�sk: SAFU Publ. 302�306.

7.

Chernokova T.E., Shestakova O.V. (2020) Vozmozhnosti ispol�zovaniya syuzhetno-rolevoi igry kak sredstva formirovaniya metakognitivnykh sposob-nostei detei doshkol�nogo vozrasta. Lichnost�, in-tellekt, metakognitsii: issledovatel�skie podkhody i obrazovatel�nye praktiki. Materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Possibilities of us-ing role-playing games as a means of forming meta-cognitive abilities of preschool children. Personality, intelligence, metacognition: research approach-es and educational practices. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kaluga. 161�169.

8.

Chernokova T.E., Sidorova L.V. (2019). Razvitie dialekticheskogo myshleniya detei star-shego doshkol�nogo vozrasta posredstvom treninga [Development of dialectical thinking in over-fives through training]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie [Preschool Education Today]. 4:13, 46�59 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10051

9.

Davydov V.V. (1996) Teoriya razvivay-ushchego obucheniya [Theory of Developmental Learning]. Moscow. INTOR Publ. 544.

10.

Dorfman L.Ya. (2019) Diversifikatsiya i integratsiya polya �Ya� v kontekste kontseptsii metaindividual�nogo mira [Diversification and inte-gration of the field �I� in the context of the concept of the meta-individual world]. Psikhologicheskii Zhurnal [Psychological Journal]. T. 40. 1. 38�46.

11.

Karpov A.V. (2016) Metaprotsessy kak pred-met psikhologicheskogo issledovaniya. Lichnost�, in-tellekt, metakognitsii: issledovatel�skie podkhody i obrazovatel�nye praktiki. Materialy I-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunar-odnym uchastiem [Metaprocesses as a subject of psychological research. Personality, intelligence, metacognition: research approaches and educa-tional practices. Materials of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Kaluga. 43�65.

12.

Karpov A.V. (2020) Metakognitivnye de-terminanty strukturnoi organizatsii Ya-kontseptsii [Metacognitive determinants of the structural organi-zation of the self-concept]. Mir psikhologii [The world of psychology]. 1 (101). 195�212.

13.

Konopkin O.A. (2012) Osoznannaya samoregulyatsiya kak kriterii sub�ektnosti [Conscious self-regulation as a criterion of subjectivity]. Vestnik PrakticheskoiPsikhologiiObrazovaniya[Bulletinofthe Practical Psychology of Education]. 4(33). 97�101.

14.

Krasheninnikov E.E., Krasheninnikov-Khait E.E. (2020). Vozmozhnosti ispol�zovaniya problemnykh situatsii v rabote s doshkol�nikami [The possibilities of using problem situations in working with preschoolers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 4:14, 23�33 (in Russian). DOI: 110.24411/1997-9657-2020-10077

15.

Mudrik A.V. (2000) Sotsial�naya pedagogi-ka: Ucheb. dlya stud. ped. Vuzov [Social Pedagogy: Textbook. for stud. ped. universities.]. Edited by V.A. Slastenin. Moscow. Akademiya Publ. 200.

16.

Obshchaya psikhologiya: Uchebno-metod-icheskoe posobie (2007) [General psychology: Study guide]. Under total. ed. M.V. Gamezo. Moscow. Os�-89 Publ. 352.

17.

Pashchenko A.K. (2012) Strukturno-diale-kticheskii podkhod k ponimaniyu problemy norma-tivnogo povedeniya lichnosti [Structural-dialectical approach to understanding the problem of a person�s normative behavior]. Philology a�d �ulture. 3(29). 299�304.

18.

Shiyan O.A. (2008) Kak doshkol�niki razre-shayut protivorechivye sotsial�nye situatsii? [How do preschoolers resolve conflicting social situations?] Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 1. 38�44.

19.

Shiyan O.A. (2016) Obrazovatel�nyi proekt �Prevrashcheniya�:vozmozhnostirazvitiyatvorchesko-go (dialekticheskogo) myshleniya rebenka v detskom sadu [Educational project �Transformations�: possi-bilities for developing creative (dialectical) thinking in a preschool child]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie [Preschool Education Today]. Issue 7. 58�69.

20.

ShiyanO.A.,KopasovskayaS.K.,TsyupkoG.M. (2018) Operirovanie protivopolozhnostyami v doshkol�nom i mladshem shkol�nom vozraste: vozrast-nye razlichiya i vozmozhnosti razvitiya [Operating op-posites in preschool and primary school age: age dif-ferences and developmental opportunities]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo uni-

versiteta. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences]. 3. 40�58.

21.

Tikhomirov O.K. (1984) Psikhologiya mysh-leniya: Uchebnoe posobie [Psychology of Thinking: Textbook]. Moscow. Izd-vo Mosk. un-ta. 272.

22.

Veraksa N.E. (2000) Lichnost� i kul�tura: strukturno-dialekticheskii podkhod [Personality and culture: structural-dialectical approach]. Peremeny. Pedagogicheskii zhurnal [Change. Pedagogical jour-nal]. 1. 81�107.

23.

Veraksa N.E. (2019) Dialekticheskoe my-shlenie: logika i psikhologiya [Dialectical Thinking: Logic and Psychology]. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 15.

3. 4�12. DOI: 10.17759/chp. 2019150301.

24.

Veraksa N.E., Belolutskaya A.K. (2019) Vzaimosvyaz� emotsional�nogo i kognitivnogo raz-vitiya detei doshkol�nogo i shkol�nogo vozrasta: obzor issledovanii [The relationship between emotional and cognitive development in preschool and school chil-dren: a review of research.]. Voprosy Psikhologii. 5. 132�143.

25.

Veraksa N.E., Gavrilova M.N., Belolutskaya A.K., Tarasova K.S. (2020) Emotsional�noe i kog-nitivnoe razvitie detei doshkol�nogo vozras-ta: analiz issledovanii s pozitsii strukturno-diale-kticheskogo podkhoda [Emotional and Cognitive Development of Preschool Children: Analysis of Research from the Position of a Structural-Dialectical Approach]. Sibirskii Psikhologicheskii Zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 75. 115�143. DOI:10.17223/17267080/75/7.

26.

Veraksa N.E., Sviridova E.V., Turebaev D.A., Fominykh A.Ya. (2019) Dialekticheskoe myshlenie doshkol�nikov i shkala otsenivaniya podderzhki diale-kticheskogo myshleniya detei obrazovatel�noi sredoi doshkol�nogo uchrezhdeniya [Dialectical thinking of preschool children and a scale for assessing the sup-port of dialectical thinking of children by the educa-tional environment of a preschool institution]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Psychology]. T.

9. Vyp. 4. 374�384.

27. Veraksa N.E., Zadadaev S.A., Senyukova Z.V. (2017) Tsiklicheskie predstavleniya i razvitie diale-kticheskoi struktury myshleniya doshkol�nikov [Cyclic representations and the development of the dialectical structure of thinking in preschoolers]. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [MGPU Bulletin. Series: Pedagogy and Psychology]. 1(39). 54�64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.