Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий'

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальные способности / цифровые образовательные технологии в дошкольном образовании / информатизация образования / компьютерные игры / цифровые лаборатории / робототехника / intellectual abilities / digital educational technologies in preschool education / informatization of education / computer games / digital laboratories / robotics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стожарова Марина Юрьевна, Михайлова Юлия Андреевна

Актуальность тематики статьи. Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных проблем современности. Ее актуальность определяется рядом факторов: потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных, к современным цифровым технологиям, недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе, отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях, нехваткой оборудования для успешного обучения детей в цифровой образовательной среде. В статье рассматриваются возможности использования цифровой образовательной среды в образовательном процессе и ее влияние на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО. Описание хода исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Ульяновска. В эксперименте участвовали 80 детей 5–6-летнего возраста. В процессе диагностики использовались следующие методики: «Дифференциация цвета и формы» (выборочно использовался тест способности к обучению Г. Витцлака), «Определение степени сформированности действий логического мышления» (Н.Б. Венгер), «Цветные числа» (использовались палочки Дж. Кюизенера), «Вычислительные машины I» (использовалась игра А.А. Столяра), «Преобразование слов» (использовалась игра А.А. Столяра), методика Белошистой А.В. Исследование заключалось в определении и экспериментальном подтверждении педагогических условий интеллектуального развития старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды, разработке и внедрении системы, направленной на обучение детей основам компьютерной грамотности, формировании у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к овладению цифровыми средствами обучения. Результаты исследования. Выявлена эффективность работы по развитию интеллектуальных способностей детей 5–6 лет в процессе использования цифровой образовательной среды. После проведения формирующей работы высокий уровень развития интеллектуальных способностей выявлен у 12 детей (30%) экспериментальной группы, средний уровень наблюдается у 21 ребенка (52,5%) экспериментальной группы и низкий уровень показали 7 детей (17,5%) экспериментальной группы. Выводы. Использование цифровой образовательной среды существенно влияет на активное познание мира ребенком, его кругозор, любознательность, мотивы учебной деятельности. Было доказано, что процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если активно применять цифровые образовательные технологии, обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стожарова Марина Юрьевна, Михайлова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Of Intellectual Abilities of Older Preschool Children Through Digital Educational Technologies

Relevance of the article. The use of digital educational technologies in preschool education is one of the urgent problems of our time. Its relevance is determined by a number of factors: the need of modern society for the maximum approximation of educational organizations, including preschool ones, to modern digital technologies, the lack of clearly developed methods for the use of new information technologies in preschool institutions; lack of equipment for the successful education of children in a digital educational environment. The article discusses the possibilities of using the digital educational environment in the educational process and its impact on the formation of the intellectual abilities of children of senior preschool age. The aim of the study is to develop, experimentally test and describe the pedagogical conditions for the development of intellectual abilities of children of senior preschool age in the process of using the digital educational environment in preschool. Research progress. The study was conducted on the basis of a kindergarten in Ulyanovsk: 80 children of 5–6 years of age participated in the experiment. In the process of diagnostics, the following methods were used: “Color and shape differentiation” (selectively, the learning ability test of G. Witzlak was used), “Determining the degree of formation of logical thinking actions” (N.B. Venger), “Colored numbers” (Kuizener sticks), “Computing machines” and “Word transformation” (the game of A.A. Stolyar was used), the method of Beloshistaya A.V. The study consisted in determining the pedagogical conditions for the intellectual development of older preschoolers in the process of using the digital educational environment, developing and implementing a system aimed at teaching children the basics of computer literacy, forming a stable interest and positive motivation among preschoolers to master digital learning tools. Research results. The effectiveness of work on the development of the intellectual abilities of children aged 5–6 years in the process of using the digital educational environment was revealed. After carrying out the formative work, a high level of intellectual development was revealed in 12 children (30%) of the experimental group, an average level was observed in 21 children (52.5%) of the experimental group, and a low level was shown by 7 children (17.5%) of the experimental group. Conclusions. The use of the digital educational environment significantly affects the active knowledge of the world by the child, his outlook, curiosity, motives for educational activities. It has been proven that the process of developing the intellectual abilities of older preschool children will be more effective if digital educational technologies are actively used, and effective interaction between the educational institution and the family is ensured.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 372.211 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-56-65

�������� ����������������

������������ ����� ��������

����������� �������� �����������

�������� ��������������� ������������������� �.�., ��������� �.�.

��������� ������ �������*, ��������� ���� ���������

����������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������� (���������, ������)

������������ �������� ������. ������������� �������� ��������������� ���������� � ����������

����������� � ���� �� ���������� ������� �������������. �� ������������ ������������ ����� ��������: ������������ ������������ �������� � ������������ ����������� ��������������� �����������, � ��� ����� � ����������, � ����������� �������� �����������, ������������� ���������������� ������ �������� � ���������-�������������� ����������, ����������� ����� �������������

������� �� ������������� ����� �������������� ���������� � ���������� �����������, ���������

������������ ��� ��������� �������� ����� � �������� ��������������� �����. � ������ ��������������� ����������� ������������� �������� ��������������� ����� � ��������������� �������� �

�� ������� �� ������������ ���������������� ������������ ����� �������� ����������� ��������.

���� ������������: �����������, ���������������� ��������� � ������� �������������� �������

�������� ���������������� ������������ ������� ������������ � �������� ������������� �������� ��������������� ����� � ���.

�������� ���� ������������. ������������ ����������� �� ���� �������� ���� �. ����������. � ������������ ����������� 80 ����� 5�6-������� ��������. � �������� ����������� �������������� ��������� ��������: ��������������� ����� � ������ (��������� ������������� ���� �����������

� �������� �. ��������), ������������ ������� ���������������� �������� ����������� ���������

(�.�. ������), �������� ������ (�������������� ������� ��. ���������), ��������������� ������

I� (�������������� ���� �.�. �������), ��������������� ����� (�������������� ���� �.�. �������),

�������� ���������� �.�. ������������ ����������� � ����������� � ����������������� ������������� �������������� ������� ����������������� �������� ������� ������������ � ��������

������������� �������� ��������������� �����, ���������� � ��������� �������, ������������

�� �������� ����� ������� ������������ �����������, ������������ � ������������ �����������

�������� � ������������� ��������� � ��������� ��������� ���������� ��������.

���������� ������������. �������� ������������� ������ �� �������� ���������������� ������������ ����� 5�6 ��� � �������� ������������� �������� ��������������� �����. ����� ���������� ����������� ������ ������� ������� �������� ���������������� ������������ �������

� 12 ����� (30%) ����������������� ������, ������� ������� ����������� � 21 ������� (52,5%) ����������������� ������ � ������ ������� �������� 7 ����� (17,5%) ����������������� ������.

������. ������������� �������� ��������������� ����� ����������� ������ �� �������� �������� ���� ��������, ��� ��������, ����������������, ������ ������� ������������. ���� ��������,

��� ������� �������� ���������������� ������������ ����� �������� ����������� �������� �����

��������� ����� ����������, ���� ������� ��������� �������� ��������������� ����������, ���������� ����������� �������������� ���������������� ���������� � �����.

�������� �����: ���������������� �����������, �������� ��������������� ���������� � ����������

�����������, �������������� �����������, ������������ ����, �������� �����������, �������������.

��� �����������: ��������� �.�., ��������� �.�. �������� ���������������� ������������ ����� �������� ����������� �������� ����������� �������� ��������������� ���������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �5(113). � �. 56�65. DOI:

10.24412/1997-9657-2022-5113-56-65

��������� ������ �������� 13.06.2022.

*

��������: [email protected]

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 372.211 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-56-65

Development Of Intellectual Abilities of Older Preschool Children

Through Digital Educational Technologies

Marina Y. Stozharova*, Yulia A. Mikhailova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

Relevance of the article. The use of digital educational technologies in preschool education is one of

the urgent problems of our time. Its relevance is determined by a number of factors: the need of modern

society for the maximum approximation of educational organizations, including preschool ones, to

modern digital technologies, the lack of clearly developed methods for the use of new information

technologies in preschool institutions; lack of equipment for the successful education of children in a

digital educational environment. The article discusses the possibilities of using the digital educational

environment in the educational process and its impact on the formation of the intellectual abilities of

children of senior preschool age.

The aim of the study is to develop, experimentally test and describe the pedagogical conditions for

the development of intellectual abilities of children of senior preschool age in the process of using the

digital educational environment in preschool.

Research progress. The study was conducted on the basis of a kindergarten in Ulyanovsk: 80 children

of 5�6 years of age participated in the experiment. In the process of diagnostics, the following

methods were used: �Color and shape differentiation� (selectively, the learning ability test of G.

Witzlak was used), �Determining the degree of formation of logical thinking actions� (N.B. Venger),

�Colored numbers� (Kuizener sticks), �Computing machines� and �Word transformation� (the game

of A.A. Stolyar was used), the method of Beloshistaya A.V. The study consisted in determining the

pedagogical conditions for the intellectual development of older preschoolers in the process of using

the digital educational environment, developing and implementing a system aimed at teaching

children the basics of computer literacy, forming a stable interest and positive motivation among

preschoolers to master digital learning tools.

Research results. The effectiveness of work on the development of the intellectual abilities of children

aged 5�6 years in the process of using the digital educational environment was revealed. After carrying

out the formative work, a high level of intellectual development was revealed in 12 children (30%)

of the experimental group, an average level was observed in 21 children (52.5%) of the experimental

group, and a low level was shown by 7 children (17.5%) of the experimental group.

Conclusions. The use of the digital educational environment significantly affects the active knowledge

of the world by the child, his outlook, curiosity, motives for educational activities. It has been proven

that the process of developing the intellectual abilities of older preschool children will be more effective

if digital educational technologies are actively used, and effective interaction between the educational

institution and the family is ensured.

Keywords: intellectual abilities, digital educational technologies in preschool education, informatization

of education, computer games, digital laboratories, robotics.

For citation: Stozharova M.Y., Mikhailova Yu.A. (2022). Development of intellectual abilities of older

preschool children through digital educational technologies. Preschool Education Today. 5:16, 56�65

(in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-56-65

Original manuscript received 13.06.2022.

*

Contacts: [email protected]

������� ��������������

����������������

������������

��� ���������������� ��������� ���������� ������������ �������������� � ������������ ���������, ������������ � �������������� ����������� ��������� ������� ���

�������� ����� � ������������ ����� �������. ����� ����������������� �������� �������� �������� ���������� ������������.

�����������, � ���� �������, ��������������� ��� ������� ��������� ��������� � ���������� ������������ (���� ��, 2013).

��������� ������� �������� ������������� � ������ ���� �����, � ������ ����� ������������� ������, ��������� ��������,

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���������� ������. ����� ��������� ���������, ����� ��������� �������� �����������������������,����������������,��������,

�����������, ����������, ������. �� ������

�.�. �������, ��������� ����� ���� ���������� ��� ������������ �������: � ����� ������� ������ ��� ������������ ������������

���� �������������� ��������� ��������; � ����� ����� ������ ��������� � ��� ������ �������� ��������, �������� �� ��, ��� � �������

����� ������ � ��������, � ����������, � ������, � �����������.

�� ����� � ����� ������������ ���� �������� ������������ �����. � ����� ������

���� ���������� ����������� ��������. ����

������������ ����� ��� ���������� ����������� ��� �������� ���������� (��������,

��������, 2020).

������������� �������� ���������������

���������� � ���������� ����������� � ����

�� ���������� ������������� ������� �������������. ������� ��� �� �������� � �������

�� ��������� ������������ ��������� �������� (�������, 2009). � ������ ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� �� �� 25 ��� 2001 ���� �753/2316 (��������������� ��������� ����������

��������� ��������� ������������, 2021) ��������� �� ������������� ��������������

�������� ���������� � ���������� ��������������� ����������� � �������� �������� �������������� ���������-����������� �����.

������������ ���� �������� ������������ ����� ��������:

� ������������ ������������ ��������

� ������������ ����������� ��������������� �����������, � ��� ����� � ����������,

� ����������� �������� �����������;

� ������������� ����������������

������ �������� � ���������-�������������� ���������� � ����������� ����� ������������� ������� �� ������������� �����

�������������� ���������� � ����������

�����������;

� ��������� ������������ ��� ��������� �������� ����� � �������� ��������������� �����.

����� ������ ������������, ������������

� ����� �100 �. ����������, ���� � �����������, ���������������� ��������� � �������

�������������� ������� �������� ���������������� ������������ ������� ������������

� �������� ������������� �������� ��������������� ����� � ���.

���������� �������� ���������� ��������������� �����, �������� ����� ��������

��������� �������, ��������������� ������� ���� ���������, ��������� ������������

� �������� ����������� ��������� ����������� ������������� ������, �����������, ���������, ���������� ���������������� �������� ���������� �������� �������������

������������ ���������� ���������������

���������� (�������� �.�., �������� �.�.,

�����, 2021).

�.�. ���������, ������������ ��������

�������������� ����� � ��������� ������������, �������, ��� �� ����� ������ ���������������������� �������, ���������� �������

��������� �������, ������� ����������� ��������� �������:

� �������� ���������� ��������� ������������ ����������������� ������� � ������ �� ��� ��������� ��� ������������;

� ����� ���������� �������� ��������

������������ ������� � ��������� ���������� �������������-���������������� ���������� �, � ������ �������, ���������;

� �������� �� ������ ����������, ��� �

����� ��������, ������� ��������� ���������� �������� � �������� �������������

(���������, 2019).

���������������� ����������� ������������ ����������� � ����������� � ���������

����� ������������, �� ������ ���� ����� ������ �������������� � ������������ ������������, ������� �������� ������������ ���������� (��������, 2019).

����������� ������������� ������������ ��� ����������� � ���, ��� ��������������, �������� ������� ������� ������������,

����������� � � ������������ ����: ����,

������, �������� � ������� ������� ������������ ������. ������� ��� ������ ������ �

������� ����������� ���� �� �������, ���

������������ �������� �������������, �, �������������, � ����������� ��������.

����������� ������

�������� ����������������

������������ �������

������������ � ��������

������������� ��������

��������������� �����

������ ��� ����������� �������� ����������� �������� ��������������� ���������� � ��������������� ������ � �������������, ���������� ���� ������� ���������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� �������� ���������������� ������������ ������� ������������. ��� �������� ������ �������� ���������������� ������������ ������� ������������ � ��������

������������� �������� ���������������

����� ��� ����������� �������������� �����������. ������������ ����������� �� ����

�������������� ���������� ���������������� ���������� ������� ��� �100 ��������

�������� �. ����������. � ������������ ����������� 80 ����� � �������� 5-6 ���.

���������������� ����������� ����������� � ��� �������, ������������ �������,

������ ������� �� ������� ������� ��������� ����������� �� ���� ������.

������ �� ����, ��� ������������� ���������������� �����������, �� �������� ���

����� ������� � ������������ ����������������� �������� ����� �������� �����������

��������, ������� ���������� �����������

��������.

� ������ ����� �� ����������� ����� �������� ������ ����������������, ������ �������� �������, �������� ��������, �������

������������������������������������������������ (���������). ���������������� �

��� ������ �������� ��������������� ��������, ������� ��������������� �����������

������� ���������� �� ������� ����������,

��������� ���������� ������ ���������, ����� ������������ �������� � �������� ��������. ���� �� ����� ������� ����� ���������

� �������������. ������ �� ���� � ��������� � ����������� ���������������� ����������. ��� ������������ ������� ����� �� �����

������������ ��� ��������������� ��������: �������� (�.�. ����������, �.�. �������),

������������(�.�.��������),�������������

���������� (�.�. ��������).

� �������� ��������� ������ ������� �������������� ���������� ������� ���������:

1) ����������������;

2) ������ �������� ������� (������ ����������� �������, ������������ �� ��������� ����� ���������� �� ��������� ���

����������);

3) ���������� ��� ���������� ������ ��������� (������� �����������, ��������� �������� � ��������������� �������� �� ������

����������� ��������, ��������� ��� ��������������� ����������);

4) ��������� ������� ��� ������� (������ ��������������, ��� ������� �� ������������ ��������� ������� � ��������������

����������).

�� ������ ����� ������������� �����

���������������� �����������, ��� ������

��������, ������������� ������� � ������������� ������ � ����������. �������

��������� ����������� �����, ����� ���

��������������� ����������� ���������,

�������, ����������, �������.

��������-���� �. �������� �������� ������� 5 �������� ����������.

1. ����������. ������ �������� �������� ����������� ������� ������� ���������. ���� ������ ����� ������ � ������� ������

�������.

2. ���������-����������������.�������� ����������� ��������� ��������� �������

� ����� ����� ����, ���������� ����� � �������������� �������.

3. �������� ��������. �������� ����������� �������� ����� ����� �����������

���������.

4. ����������� ������. �������� ����������� ���������� � ����������� ��������� ��� ���������� �����������.

5. �������� ��������� ������. ��������

����������� ������� ��������� ������

�������.

�� ������� � ���, ��� �� �������������

�� ������ ���������������� ����������� ������������, � ������� ����������� �� �������� � ������� �������� ���������������

�����, ��� ���� ���������� � ������� �����

�������� � ����� ������� ����������� �������

�������� ������������� ����� �� ������������ ���������� � �����������. �����������

���� ����� � ����� ������������� � ��������������� ���� ������� ����������� ����,

����� ���������� � ����������� � ��� ���

���� ���� ����� ��������� ����� ����� ��������� ���������.

���������� � ����������� ��������� ���������. ������ ������� ���������� �������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ����� � ����� ������������� ������� � ������ �������� ��� ������ ��������.

���������� � ����������� ��������� ������ �������� ����������������, �������������, ��������, ����������� � ������������

� ������������� �����������.

� �������� ����������� ��������������

��������� ��������:

1. ��������������� ����� � ������

(��������� ������������� ���� �����������

� �������� �. ��������).

2. �������� ���������� �.�.

3.�����������������������������������

�������� ����������� ��������� (�.�. ������).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

4. ��������������� ������ I� (�������������� ���� �.�. �������).

5. ��������������� ����� (��������������

���� �.�. �������).

6. ��������������(���������������������

��. ���������).

���� ���� �������� ��� ������ ���������������� ���������� � �����������: �������,

������� � ������.

������� �������: ������� �����������

�������� � �������, ����������� ������������� ������������� ���������, ������

����������� �������, ������� �����������,

�������� � ��������������� ��������, ������ �������������� � ������ ����������, ���

������� �� ������������ ��������� �������

� �������������� ����������.

������� �������: ������� ������ �����

������� �������, ������� �����������, ��

����� �����������. �� ��������� ��������������� ���������� � ������� �� ������������. ����� �������������� ������ � ������

����������, �� ������ ����������� ���� �������� �� ������ ������ ������.

������ �������: �� ����� ��������������

������ ���� �������������� �������������.

� ������� �� ������������ ������ �������

�������.

������� ������� ����������� ������ ��������������������������������������������� � �������� ������������� ��������

��������������� ���������� ����� �����

�6 � �11

������� �������� �����

(������ ����)

�����������

����� �1

�����������

����� �2

������-

�����

������3

������ 6 11 6 11 6 11

�������

������� 10% 5% 3% 7% 7,5% 10%

�������

������� 42% 33% 92% 88% 37,5% 30%

������

������� 48% 62% 5% 5% 55% 60%

� ����������� ����������� �����������

������� � ������ �������. ������� �������

����������� ����������� ����.

������������,������������������������������ ������� ����� � ������������� ������

���������������� �������������� � ��������������� ������������. ��������� ���������� ���� ���� ������, �� �����, ��� ����������

���� ����� �����. ��� ������� � ���, ��� ������ �� ������������ �������������� � ��������������� ������������ ������� � �����

������� ���������.

����������� ����������������������� ������

�� �������� ����������������

������������ �������

������������ � ��������

������������� ��������

��������������� �����

����������������� � ������ ������������� ������� �� �������� �������� �����������������������������������������������

� �������� ������������� �������� ��������������� �����, �� ���������� � ����������������� ������. ���� ���� �����������

��������� �������� ���������������� ������������ ����� �������� ����������� ��������

� �������������� �������� ���������������

����� ������������. � ����������� ������������ ����������� ������� � �������������� ���, Lego WeDo 2.0, STEAM-�����������,

Screath-�����.

��������� ���������� �� ����� 5�6 ���.

������ ��������� ���������� �� ������ �� ���������������������������������������������� � ������������ �������� ��������������

�������������, ����������-���������� � ��������-�������� ����� �������� � ����� ������,

������������ ������������ �������� (������,

������, �������������, ���������������, �������������), �������� ������� ��������.

� ������ ��������� �������� ���������

�������� ��������:

� �������� � �������� ��������������

������������ (��� ���� ���� ������� �� ��������, �������� ��������� ���������� �������,

������� � ����� � ������� ���� � ������);

� �������������� �������� (���������� ��������������� ������������ �� ������ �������������� ������������ ������� �������, ��� ������� ��� ������� ����������

�������� � ������ ���������� ������ �����������, ���������� ��������� �����������);

� ���������� � �������������� �����

� �������� (��������� ������� ����������� ���������� (���������) ���������������

���������);

� �������� �������������� ������� ������� (��������� ���������� ����� � ��������� ����� ������������);

� ������� ������������� ��������

(������������ �������������� ���������

� �������������� �������� ������� � ��������� ����� ������������);

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

� ������� ������������������� (�������� ��� ������������ ������� ������������ �

����,��������������������������������,

������� � ������� �������� ������� ��������,

�������������� ��������� �������� �����).

��������� ������������ ������� �� 6 �������� ��������:

������ 1. �������������

�������������������������������������� ���������������� ��������, ��� ��������� �������� ��������� ��������� � �������

���� ������������ ���������. ��� ������

������� ���������� ���� ��������� ������ �

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, ������ ����� � ������� ������ ������� ��������� ���������� � ������.

������:

� ������������ ��������� ����������

�������������� �������� (�������������,

��������, ���������� ����������, ��������)

�� �������������� ���������;

� ����� �������� � ����������� ������

���� ���������� (� ��������������� ���������-�������� �����);

� ������� �������� ����������� ������������ ���������� � ��������� ��� �������

��������������� �����.

������ 2. ���������

��������������� ����������

������ ������ ��������� �� �������� ���������������� ������������ �����������,

������������ �� ���������� ��������� ����������� �������� ��������������� ����������. ��� ���������, ������� �������� ������, ��������� ������, ������ ������� ���

������������ ������������ ����� ������������� �������������� ��������.

������:

� ��������� � ����������� ������������������������� ����������;

� ��������� � ����������� ��������-�������������, ����������-����������, ���������������� ��������;

� ����������� � ��������� ������������ ����������� �������� (������������ ��������, ��������, ������ � ���������).

������3.�������������������

������ ������ ������������ �� ��������

������ ����������, ���������������� � ���������� ��������, �������� �������� � ����������� �����������.

������:

� ��������� ��������-�������� �������� ��������� ������������� �������

������������ ������������� ����������

����������;

� ��������� ������ ����������� �������� � ����������� ����� ������������� ���������� ������� ��������� � ������������

����������;

� ������������ ������������ �������

����������� �������������� � �������� ������ �������������, �������� � �������� �����

������ ��� ���������� ��� �������� ��� ����� � ����������� ��������� ��� ����������� ����� ��������� ����.

������ 4. ���������������

��������������������������������������� ���������� �������, � ������ �������� ������� ������� ������� ����������� ������� �

������. ����� ����� ������ ��������� ������������ ���������� ��������, ������� ������������� � ��������� ���� � �����, ���������� ���������������� � ��������������

���������.�������������������������������� ���������� � ����������� �� ������ ������ ��� �� ����������� �����������������.

������:

� ����������� ��������� ������������� � �������������, �� �������� � ����� ��������, � ����������, ��������� � ������������ � ������������� ����������� �������;

� �������������� �� ��������, �������� ���������, �� �������, �� �����;

� ����������� ������ ���������������� ����� ���������� �������� � Lego Wedo

2.0, ��������� ��������������� ��������;

� ������� ������� ��� ��������������

�������� ������������� � ������������

���������� ������������ LEGO-�������������.

������ 5. ��������

STEAM-�����������

STEAM-����������� �������� �� ��������

4 ������.

1 ���� � ������ ����������������. � ����

����� ����������� �������� ���������� ���������������� ����� �������-������� ����

� �������, ��������� ������������;

2 ���� � ������ ���������� � ������ �����������: �������� ������� ������� ���������,

�������, ���������� � �������������� � ����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����� ������ ����������� ����� ���� � ������� � ���������-����������������� �������;

3 ���� � ������ ����������� � ����������: �������� ������� � ������� ���������

�����������, ���������� � ����������� �����

�������-������� ���� � �������;

4 ���� � ������ ������������: ��������

������� ������� ����������� � ����������

����� ���� � �������.

������ 6. ����������������

��� ������������

������ ������ ������������ �� �������� ������ ������������� ����������������

� ������� ����� Scratch Jr., �������� ������������� ������������ � ������, ����������

� ����������� �������� ����� ����������������. ���� ������� ���� ������ �������

��� ������ ����� ���������������� Scratch

Jr. �� ���������� ������� ���� ������, ��� ����� ������������������ ��������, �������

� ���������. �������� ���� ����������� ����

� ����������, ������� �������� � ����.

������:

� �������������� ������������ � ����� ������������ ������� ����������������;

� ����������� ������� ������ ����������� ������������ ���������� (� �������

������ � ����� Scratch Jr);

� ��������������������������������

������������ � �������������� ���������.

������ � ����������

������� �� ������ ���������, ���������� ������������ ������ � ���������� �����

�������, ����� ��� ���� �������������� �

������� ����� ����� � ���������� ��������

������ ��� � �������� ������� ��������� ���������������� ������������ ����� ����������� �������������� ����� � ��������

����.

������:

1. ������������ � ��������� ������������� � ���������� �������� �����.

2. ���������� ������ ��������� � ���������� �� �������� ���������������� ���������� ������� ������������ � ��������

������������� �������� ���������������

����������.

3. ����������� ��������� � ������-��������������� ������; � ���������� �������� � �������� ����������� � �������������

����������� ��� � �������� ��������.

� ������ � ������ �������� ����������� �������� �� ����� ������� ��������������

��������������� �������������� �����������, ������������� � ����������� ����.

������ �� ������� ����������� ���� ������������ �� ���������� (8�10 �������) 1 ���

� ������ �� ������ �������� ���, ����������������� ������� ���������� 30 �����, ������ ������ �� �������� � �� ����� 15 �����.

������ ������� �������� ��������� �����

������������,������������������:��������� ��� ����������� ����, ������������ ����,

�������������� ������� ������� ��� ������������� ����.

����� ��������, ��� �� �������� ������

����������� ���������-������������������ �����: ���������� � �������, ���������, ����������������� �������; ���������� ���������������� ���������� ��� ����

� ���������������. ������ ������ ��������� �������� ������ ���� ������������.

���������������� ����������� �����������

� ������������ �������, � ������� ��������������� ���, ������������� ���, ���������������, STEAM-����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ��������� ��������� ������������ ����� ��������������� ������ � ������

� ������, ���������� �����������-����������� ���� ����, �������� ����� ������������

� ���������.

���������, ������������� ��� ����� ��

�������� ���������������� ������������

� ����������� �������� ���������������

�����, �������� � ���� �� ������ ���������

���������� ���������� � ������� ���������� �������� ���� ������ �������� � ������, �� � �������� �������������� � �������

�������������.

������ �������������

���������� ��������

����������������

������������ ����� ��������

����������� ��������

� �������� �������������

�������� ���������������

�����

���� ��� �������� ����������� ���� ������������ � ������������ ��������� ����������� ��� ����������� ������������� �����

��������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

1 ����

�� ����������� ����� ������������ �������������� � ������������ ������ ���������� ������ ����������� ����������� �����

� ������� �6 � �11 �������� ������� ��������� ������.

����������� ����������� � 1 ����� �� ����������� ����� ������������ ����� ��������

����������� �������� ����� ����� ����������

������������� �������� �� �������� ������

���������������� ���������������� ���������� �� �������, ������� � ������ �������.

�� � ����������������� ������ �11 ���������� ���������� ��������� ���� �� 7% ��

������� ������, �� ������� ������ ������� ��������� 13%, �� ������� ������ � 20%.

������� ����� � ������ ��������������� ����� �� ����������� ����� ������������, ���������� ��������, ��� ���������� � ����� � ����������������� ������ ��������� ����, ���

� �����������.

2 ����

������������������������������������������� ����� �� ����������� ����� ������������, ���������� ��������, ��� ����������� ����������� ����� �������� �����������

�������� ����� ����� �������� ������������� �������� �������� ���������������� ������� �� �������, ������� � ������ �������.

������������� ������ ����������� ��������������������������������������������������� ������� � �����������, ������� ���������

10 % �� ������� ������, 7% �� ������� � 3%

�� ������ ������. ����� �������, ����������

���������� � ����������������� ������ ��������� ����, ��� � �����������.

3 ����

�������,��������������������������������������������������������������������� ������. �� �������� �����������

� ���������� ����������� ����������� ��

���. 1 ��������, ��� ������� ����� ������� ������������ � ������ �11 �����

� �������� ������� � ������ ������� ������������ �������������� � ��������������� �������. ������� ������� � 4 ����� (10%), ������� ������� �����������

� 12 ����� (30%), � ������ ������� � 24 ����� (60%).

������� ����� �� �������� ���������������� �����, �������� ������������� ������

�� ���������� ����������� � �����������

� ����������������� �������.

���. 1

������ ������� ����������: � ������ �6 �

� 55% �����, � ������ �11� � 35%. �������

������� ����������: � ������ �6 � � 38% �����, � ������ �11 � � 45%. ������� �������

����������: � ������ �6 � � 7% �����, � ������ �11 � � 20%.

�� ��������� ������������ ���� ������������ ����� ������������ � ����������

����������� ���� ������������ �������� ������ ������������. ������������� ���������

������� ������� ������� �������� ���������������� ���������� ������������ �� ������ �������. ����������, ������ �� ������� ����������� ����� ������������ � �����

������������������.

����������

�������� ���������� ���������� ��������� ��������� � ������ � �������� ��������� ���������� ��������������� ����������

�����������������������,�����������������

������ ����������, ���� ����������� ������� ������������� �����������, �����-, �����-

���������������������,���������������������� ���������-��������������� ������.

���������� �������� ���������������

���������� � ���������� ����������� �������������������������������������������������� � ��������, ���������� �������. ����

����� ��������� ��������� ����������������

�������� � ��������� ������������ � ������.

����������� ������� ������ ����� ��������

�������� � ���������, ������������ ������ �

����� �������������� ������. ��, ����� �����

�������������������������������������,�

����������, �� ��� ������ �����, ��� ���������� ��������������� ���������� � ��������

��������������������������������������������. ������������ ����� ���� ����������

� ����������� �������� ��������: ���������

������ �������� ��������� ��� � ����������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������������ �������� ��������������� �����, ���������� ������������� �����������

��� �������� ���������������� ������������

����� �������� ����������� �������� �����

�������� ����������.

n

���������� �� �������

��������� ������ �������, �������� �������������� ����, ��������� ������� �����,

����������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������� (���������, ������),

ORCID: 0000-0002-6289-3196, [email protected].

��������� ���� ���������, ����������, ����������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������� (���������, ������) ORCID:

0000-0002-6289-319, [email protected].

Information about authors

Marina Y. Stozharova, PhD of Pedagogy, Professor of

the Department of DiNOO, Ulyanovsk State Pedagogical

University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia,

ORCID 0000-0002-6289-3196, [email protected].

Yulia A. Mikhailova, Undergraduate, Ulyanovsk

State Pedagogi-cal University named after I.N. Ulyanova,

Ulyanovsk, Russia, ORCID: 0000-0002-6289-319

����������

1. �������� �.�. �������������� ����������

� ���������� ���������� // ����������� ����������. � 2016. � �2 [����������� ������]. URL:http://

pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (���� ���������:

07.02.2019).

2. �������� �.�., �������� �.�. ������������

���������� � ����������� ����� ����������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

// ������� ��� �� � �� �. � 2020. � �5 (53). � �. 64�67.

3. ������ �.�., ���������� �.�., ������ �.�. � ��.

����������� ����������� �������� ������������. � �.: ����������, 1978. � 248 �.

4. ��������������� ��������� ���������� ��������� ��������� ������������ [����������� ������] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/

3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/

(���� ���������: 07.07.2021).

5. ������������ �.�., ������ �.�. ������������� ����������� ������� � ���������� �����������. � �.: ��������, 2001. � 256 �.

6. ������ �.�., �������� �.�. �������������

���-���������� � ������� ����. � ����������� ������ �������������� ���������������� ������������

����� �.�. ������������ // ������������� �������

������ �������� �������. � 2016. � �7(111).

7. ������� �.�., �������� �.�., �������� �.�.

�������������� ���������� � ����������� ���������� ����������� // ���������� � �������� ����� �������� ��������. � 2019. � �5. � �. 689�691.

8. �������� �.�., ��������� �.�. �������������-���������������� ���������� ���

�������� �������� �������� � �������� � �����

�������� ����������� �������� // ������� � ��������. � 2018. � �2. �. 38�51. ����� ������� �� 07.03.2020: http://childandsociety.ru/ojs/index.

php/cas/article/view/131/122)

9. ������ �.�. �������� ��������������� ����� [����������� ������] // ����������-������. 2017.

URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digitallearning-environment-f1255d06942a (���� ���������:

06.07.2021).

10. ������. ����������. ��������������� �

���: ������� ������������ ���������� ��� ��� �

��������� ���������� / ���.-����. �.�. ������. � �.:

�����. � 2019. � 176 �.

11. �������� �.�. ����������� ��������������

����� ��� ����������� ������ ��������� ������������ �������������� // ����������� �������� �����

� �����������. � 2016. � �3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=24824 (���� ���������:

07.07.2021).

12. ������� �.�., ��������� �.�. �������� ��������������� �������� ������� ������������ // ������-������������ ����������� ������ ���������. �

2020. � �. 28. � �. 209�211.

13.���������.�.,���������.�.,������.�.������������ ��������� � ������������� ������ �������� ���������� [����������� ������] // �����������

���������� ����������. � 2019. � �.8. � �4. �

�. 79�87. URL: http://10.17759/jmfp.2019080408 (����

���������: 07.07.2021).

14. ��������� �.�. ����������� �������� ����������� ����� � ����� � ������ ������-�����������:

���� �� ������� ��������? // ��������������� ���������� � ������������. � 2019. � �.27. � �3. � �. 97�118.

15. ��������� �.�., ��������� �.�. ������������� ������������ �������� ���������������

����� � ������������ ������������ �������� ����� �������� ����������� �������� // �����������

����� � �����������. � 2021. � �5 (53). � �. 289�305.

16. ��������� �.�. ��������� ��������������� ����������� �������������� � ������� ����� //

������������� �������������� ����������: ��������� IV ��������. ����. ����. (�. ������, ��� 2016 �.). �

������: ���, 2016. � �. 230�232.

17. ������ �.�. ����������� � ���� ��������

����������: �� ���� � �������� �������������. �

�.: ���. ��� ��-���, 2018. � 168 �.

18. ������� �.�. ������� ��������������� �� �������� ���������� ������������ ����� //

���������� ����������. � 2009.

19. Hoffman B. ComputerasaThreatoranOpportunity

for Development of Children// Procedia � Social and

Behavioral Sciences 146, 2021. �. 15�21.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

20. Liu X., Toki EI., Pange J. (2014). The use of ICT in preschool education in Greece and China: a comparative study.

ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 112. 1167�1176.

21. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E.,

Zachopoulou E. The use of computer assisted instruction in preschool education: making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal. 2005. Vol. 33.

�2. pp. 99�104.

References

1. Baldueva A.N. (2016). Informatsionnye tekhnologii

v doshkol�nom vospitanii [Information technologies in preschool education]. Sovremennaya pedagogika. 2.

2. Brevnova Yu.A., Khodakova N.P. (2020).

Komp�yuternye tekhnologii v obrazovanii detei

doshkol�nogo vozrasta [Computer technologies in the education of preschool children]. Detskii sad ot A do Ya. 5

(53). 64�67.

3. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii

�Razvitie obrazovaniya�. URL: https://docs.edu.gov.ru/

document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashcheniya: 07.07.2021).

4. Hoffman B. (2021). Computer as a Threat or an

Opportunity for Development of Children// Procedia �

Social and Behavioral Sciences 146. �. 15�21.

5. Kadzhaspirova G.M., Petrov K.V. (2001).

Ispol�zovanie tekhnicheskikh sredstv v doshkol�nom obrazovanii [The use of technical means in preschool education]. Moscow. Akademiya. 256.

6. Koval� A.N., Malygina A.N. (2016).

Ispol�zovanie IKT-tekhnologii v detskom sadu [The use

of ICT technologies in kindergarten]. Arzamasskii filial

Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. Mezhdunarodnyi nauchnyi

zhurnal �Molodoi uchenyi�. 7(111).

7. Krotova T.V., Dmitriev Yu.A., Kalinina T.V. (2019).

Mul�timediinye tekhnologii v sovremennom doshkol�nom

obrazovanii [Multimedia technologies in modern preschool education]. Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta. 5. 689�691.

8. Kushnir M.E. (2017). Tsifrovaya obrazovatel�naya

sreda [Digital educational environment]. Direktoriya-onlain. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (data obrashcheniya: 06.07.2021).

9. Kuz�mina G.A., Goncharova O.V. (2018).

Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak

sredstvo razvitiya interesa k poznaniyu u detei starshego

doshkol�nogo vozrasta [Information and communication

technologies as a means of developing interest in cognition in children of senior preschool age]. Rebenok i obshchestvo. 2. 38�51.

10. LiuX.,TokiEI.,PangeJ. (2014).TheuseofICTinpreschool education in Greece and China: a comparative study.

ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 112. 1167�1176.

11. Logika. Matematika. Konstruirovanie i IZO (2019)

[Logics. Maths. Design and Fine Arts]: sbornik prakticheskikh materialov dlya DOU k programme �Razvitie�.

Red.-sost. O.G. Zhukova. Moscow. ARKTI. 176.

12. Minosyants N.G. (2016). Virtual�naya informatsionnaya sreda kak sovremennyi resurs povysheniya

roditel�skoi kompetentnosti [Virtual information environment as a modern resource for increasing parental competence]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 3.

13. Mokeeva S.V., Kuvaldina E.A. (2020). Razvitie

poznavatel�nogo interesa starshikh doshkol�nikov

[Development of cognitive interest of older preschoolers].

Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal �Kontsept�.

Vol. 28. 209�211.

14. Shiryaeva N.N. (2009). Vliyanie konstruirovaniya

na razvitie umstvennykh sposobnostei detei [The influence

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of design on the development of children�s mental abilities]. Doshkol�noe vospitanie.

15. Smirnova E.O., Smirnova S.Yu., Sheina E.G.

(2019). Roditel�skie strategii v ispol�zovanii det�mi tsifrovykh tekhnologii [Parental strategies in the use of digital

technologies by children]. Sovremennaya zarubezhnaya

psikhologiya. Vol.8. 4. 79�87.

16. Soldatova G.V. (2019). Osobennosti razvitiya

kognitivnoi sfery u detei s raznoi onlain-aktivnost�yu: est�

li zolotaya seredina? [Features of the development of the

cognitive sphere in children with different online activities:

is there a golden mean?]. Konsul�tativnaya psikhologiya i

psikhoterapiya. Vol.27. 3. 97�118.

17. Stozharova M.Yu., Zabrodina N.A. (2021).

Ispol�zovanie vozmozhnostei tsifrovoi obrazovatel�noi

sredy v formirovanii myslitel�nykh operatsii detei starshego doshkol�nogo vozrasta [Using the possibilities of

the digital educational environment in the formation of

mental operations of children of senior preschool age].

Perspektivy nauki i obrazovaniya. 5 (53). 289�305.

18. Tashkinova L.V. (2016). Programma

dopolnitel�nogoobrazovaniya�Robototekhnikavdetskom

sadu� [The program of additional education �Robotics

in kindergarten�]. Innovatsionnye pedagogicheskie

tekhnologii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g.

Kazan�, mai 2016 g.). Kazan�: Buk. 230�232.

19. Uvarov A.Yu. (2018). Obrazovanie v mire

tsifrovykh tekhnologii: na puti k tsifrovoi transformatsii

[Education in the world of digital technologies: on the

way to digital transformation]. Moscow. GU-VShE. 168.

20. Venger L.A., Kholmovskaya V.V., Venger

N.B. et al. (1978). Diagnostika umstvennogo razvitiya

doshkol�nikov [Diagnosis of mental development of

preschool children]. Moscow. Pedagogika. 248.

21. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E.,

Zachopoulou E. (2005). The use of computer assisted

instruction in preschool education: making teaching

meaningful. Early Childhood Education Journal. Vol. 33.

�2. pp. 99�104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.