УДК 372.211 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084
Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О.
Изучение уровня сформированное™ эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Стожарова Марина Юрьевна*, Кузнецова Ирина Олеговна - Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия)
В данной статье авторы делают акцент на проблеме формирования эмоциональной сферы дошкольников и их эмоционального благополучия, в частности. Эмоциональное благополучие рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций, которые испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его общения и взаимодействия с окружающими, а значит, и успешность его социального развития. Кроме того, в статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 178 дошкольников. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности формирования эмоционального благополучия, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей: эмоционально-положительное самочувствие ребенка, эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи, эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, уровень самооценки. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, эмоциональное состояние, эмоциональная устойчивость, тревожность, самооценка.
Для цитирования: Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. - 2020. - №5(101). - С. 49-57. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084 Материалы статьи получены 13.07.2020.
Краткая характеристика эмоционального благополучия дошкольников
Оценивая тенденции современного общества, уровень и стиль жизни населения, связанные с темпом жизни регулярные эмоциональные перегрузки, нельзя не отметить важность развития эмоциональной сферы людей, укрепления их защитных механизмов. Обществу необходимы правильные установки, адекватные реакции на сложные жизненные ситуации, умение грамотно восстанавливать свои ресурсы, именно поэтому мы считаем значимой проблему эмоционального развития до-
* Контакты: [email protected]
школьников, а также формирования их эмоционального благополучия. С самого рождения и на последующих этапах развития личности необходимо совершенствовать и укреплять механизмы эмоциональной сферы.
Сложившиеся подходы к определению эмоционального благополучия целесообразно рассматривать как взаимодополняющие, определяющие разнообразные грани этого сложного понятия. Вопросы эмоционального благополучия дошкольника были в центре внимания научной школы А.В. Запорожца и его последователей и рассматривались в рамках «эмоционального мироощущения». Отечественные исследователи (Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, В.И. Перегуда, Т.А. Репина, Г.Г. Филиппова и др.) определяют это явление как положительное,
Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
UDC 372.211
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084
Studying the Level of Forming Emotional Well-being of Older Preschool Children
Marina Y. Stozharova*, Irina O. Kuznetsova, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia
In this article, the authors focus on the problem of forming the emotional sphere of preschool children and their emotional well-being, in particular. Emotional well-being is considered as a component of psychological health in preschool age, since the success of his communication and interaction with others depends on the emotions that a child experiences and shows, and therefore the success of his social development. In addition, the article presents the results of an ascertaining experiment aimed at studying the level of forming emotional well-being in older preschool children. 178 preschool children took part in the experiment. Observation of the behavior of children when interacting with adults and peers, testing, conversations with children, questioning parents, and projective tests were used as the main methods for assessing the emotional state of a child and identifying the features of the formation of emotional well-being. The criteria and indicators of children's emotional well-being are defined: the child's emotionally positive state of health, emotional state of a child in a family environment, emotional stability, level of anxiety, level of self-esteem. Analysis of experimental data allowed us to identify three levels of emotional well-being of older preschool children. The author's definition of the concept of "emotional well-being" of preschool children is proposed.
Keywords: emotional well-being, emotional state, emotional stability, anxiety, self-esteem.
For citation: Stozharova M.Y., Kuznetsova I.O. (2020). Studying the level of forming emotional well-being of older preschool children. Preschool Education Today. 5:14, 49-57 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-2020-1 0084
Original manuscript received 13.07.2020.
* Contacts: [email protected]
устойчивое, комфортное самочувствие; пе-
нии и развитии личности ребенка. Источником
реживание удовольствия, успеха (Абрамян, 1990). В последнее время эмоциональное благополучие дошкольника изучается с точки зрения субъективной характеристики качественной оценки эмоционального состояния ребенка (Пожиткина, Савенок, Папушина, 2012); с позиции психологической безопасности всех субъектов образовательной среды (Мириманова, 2012); в контексте адаптации ребенка к условиям среды (Иванова, Шаповаленко, 2016).
Эмоциональное благополучие определяет успешное эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональная сфера является важным звеном в личностном развитии дошкольников. Общение и взаимодействие не будет успешным и эффективным, если его участники неспособны определять эмоциональное состояние партнера, управлять собственными эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций является важной составляющей в становле-
разнообразных переживаний дошкольника являются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Когда окружающие относятся к ребенку доброжелательно, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. В благоприятных условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Напротив, негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены непринятием и невниманием со стороны ближайшего окружения. Комплексы подобных негативных эмоциональных состояний (например, тревожность) образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие -это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить повышенные требования к ребенку, равнодушие со стороны
значимых взрослых, неблагоприятный психологический климат в семье (Кошелева, Перегуда, Шаграева, 2003).
Терминологический анализ понятия «эмоциональное благополучие» позволил уточнить данное определение применительно к детям дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие ребенка является одним из базовых компонентов психологического здоровья, выражается в эмоционально-положительном состоянии ребенка в условиях социальной среды, в его эмоциональной устойчивости при взаимодействии с окружающей действительностью; обеспечивает оптимальный (допустимый) уровень ситуативной и личностной тревоги, эмоциональный комфорт, достаточно высокую самооценку.
Диагностика уровня сформированности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения уровня сформированнос-ти эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста был организован констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребенка №188 «Алые паруса», на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №174 «Росинка», а также на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №124 «Планета детства» г. Ульяновска. В ходе исследования были определены следующие критерии и показатели эмоционального благополучия старших дошкольников:
• эмоционально-положительное самочувствие ребенка;
• эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи;
• эмоциональная устойчивость;
• уровень тревожности;
• уровень самооценки.
В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка, использовано наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками (в процессе организованной деятельности, в режимные моменты и в игровой деятельности); беседы с детьми; анкетиро-
вание родителем; проективные тесты: тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен), методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» (О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан), проективные методики на выявление уровня самооценки старших дошкольников методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) и «Лесенка» (В. Г. Щур); тест-опросник родительского отношения (Л.Я. Варга, В.В. Столина), рисуночный тест «Моя семья».
Для объективной оценки уровня сформированности эмоционального благополучия у старших дошкольников было проведено комплексное диагностическое обследование. Для определения эмоционального состояния детей была использована адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду (автор Кучерова Е.В.). Результаты показали, что позитивное эмоциональное состояние имеет 44% детей. Дети успешно устанавливали контакты со взрослыми и сверстниками, с интересом участвовали в различных видах деятельности, были активны и инициативны. Негативное эмоциональное состояние показало 56% детей. У детей превалировало негативное настроение, они были пассивны и безучастны. Часто расстраивались во время игр и на занятиях, не могли разрешить конфликтные ситуации, договориться с ребятами, болезненно реагировали на замечания воспитателя.
Кроме того, было организовано наблюдение за детьми в различных видах деятельности, с помощью которого были выявлены основные поведенческие проявления эмоциональных состояний. Наблюдения за детьми происходили в естественной ситуации: в группе, на занятиях, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. обращалось внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность. В процессе наблюдения замечено следующее: кто всегда находится в центре игры, активен, проявляет лидерские качества, а кто молча наблюдает в стороне, остается пассивным и безучастным; какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные; хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга; какие отношения преобладают в детском коллективе - доброжелательные или конфликтные; принимает ли ребенок чужую инициативу или сопротивляется ей; как ребенок реагирует на похвалу, поощре-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ния, внимание; какие эмоции испытывает ребенок, если что-то не получается и при выполнении нового задания.
Таким образом, в результате наблюдений за детьми был сделан вывод, что у 46% детей экспериментальной группы превалируют эмоционально-отрицательные состояния. Это выражается в повышенной тревожности, конфликтности, импульсивности этих детей, а также в том, что в индивидуальном поведении и общении они не всегда могут сдерживать свои негативные эмоции и чувства, находить правильный выход из сложившейся ситуации. В ходе режимных процессов, организованной и свободной деятельности у них часто наблюдаются вспышки гнева, агрессии. Некоторые ситуации (уход родителей, запрет со стороны взрослого, невнимание со стороны взрослого, трудности при выполнении задания, потеря игрушки и др.) вызывают у детей стойкие негативные переживания. Эти дети проявляют свои эмоции в яркой форме, но не могут контролировать и управлять ими.
В ходе наблюдения за детьми мы оценили проявления эмоциональной устойчивости. Наблюдение в процессе непосредственной деятельности позволило сделать вывод, что высокий уровень эмоциональной устойчивости имеет 16% детей. В эмоциональном плане дети адекватно реагируют при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, положительно к ним относятся, проявляют заинтересованность в общении и совместной деятельности, пребывают в хорошем настроении, часто улыбаются, дружелюбны. У дошкольников со средним уровнем проявления эмоциональной устойчивости (37%) эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающими людьми не всегда адекватны, дети могут быть капризными, раздражительными, болезненно реагируют на замечания, на повышенный тон голоса. У детей с низким уровнем проявления эмоциональной устойчивости (47%) часто преобладает неадекватное эмоциональное реагирование при взаимодействии с окружающими миром, отмечается отрицательный эмоциональный фон.
Для определения эмоционального самочувствия ребенка в семье был использован проективный тест «Моя семья». Эмоциональное благополучие в отношении родителей преобладает у 43,1% дошкольников, что проявляется в стремлении быть похожими на своих родителей, выполнять общую деятельность с ними. Качественный анализ данных показал, что у 27,5% детей прослеживается эмоционально
нестабильное отношение к родителям. У остальных дошкольников экспериментальной группы (29,4%) проявляется эмоциональное неблагополучие по отношению к их семьям, что выражается в желании ребенка отделиться от своей семьи, он стремится получить внимание, удовлетворить потребность в общении в окружающем мире (родственники, воспитатели, друзья).
Кроме того, был использован тест-опросник (Л.Я. Варга, В.В. Столина), с целью выявления родительского отношения как фактора, влияющего на эмоциональное самочувствие ребенка в семье. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:
• «Отвержение» - что составило 23% родителей. Родители данной группы воспринимают своего ребенка неприспособленным и неудачливым, испытывают к нему раздражение и обиду, не доверяют и не уважают его.
• «Социальная желательность» (18%) -родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
• «Симбиоз» (21%) - родители ощущают себя и ребенка единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни; родители данной группы постоянно ощущают тревогу за ребенка, он кажется им маленьким и беззащитным.
• «Гиперсоциализация» (10%) - родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями и чувствами.
• «Инфантилизация» (28%) - увлечения, интересы, мысли ребенка кажутся родителям детскими и несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных влияний, в связи с этим родители стремятся оградить его от трудностей жизни и строго контролируют действия ребенка.
Для определения уровня тревожности был использован тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Тест тревожности позволил исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций. Кроме того, была применена методика «Шкала социально-ситуативной тревоги»
О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан, которая позволила выявить типы тревожности ребенка (учебная, самооценочная, межличностная). По результатам тестов 48% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень тревожности, 34% - средний уровень и 18% -низкий уровень. При исследовании самооценки детей с помощью методики «Лесенка» (модификация В.Г. Щур) и «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) сделаны следующие выводы: завышенную самооценку имеет 17% дошкольников, адекватную - 31%, заниженную - 40%, низкую - 12% детей.
В ходе исследования были определены три основных уровня эмоционального благополучия дошкольников: высокий, средний и низкий.
Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:
• владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния;
• положительный эмоциональный настрой в социальной среде;
• эмоциональная устойчивость при взаимодействии с окружающим миром;
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
• низкий уровень тревожности;
• адекватный уровень самооценки.
Средний уровень эмоционального благополучия:
• эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающими не всегда адекватны;
• недостаточная инициативность при общении со взрослыми и сверстниками;
• предпочтение исключительно пассивных ролей, безучастность;
• неумение улаживать конфликтные ситуации;
• повышенная тревожность, раздражительность;
• заниженная самооценка.
Низкий уровень эмоционального благополучия:
• нежелание и неумение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
• отсутствие инициативы в общении;
• отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
• исключительная ориентация на собственные действия;
• непризнание правил и норм общения;
• высокий уровень тревожности;
• конфликтность, агрессивность.
Качественный и количественный анализ результатов диагностики
Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из показателей эмоционального благополучия, к высокому уровню мы отнесли детей с позитивным эмоциональным состоянием как в условиях ДОО, так и в условиях семьи; с высоким уровнем эмоциональной устойчивости; с низким уровнем тревожности; с адекватной самооценкой; с эмоциональным благополучием в отношении родителей; с родительским отношением по типу «симбиоз» или «социальная желательность», что составило 55 дошкольников (30,9%). Кроме того, мы отнесли к данной группе детей, у которых было определено четыре высоких (положительных) показателя и один средний показатель (табл. 1).
Дети с высоким уровнем адекватно эмоционально реагируют на различные ситуации, положительно относятся к окружающим людям, охотно контактируют с ними и проявляют заинтересованность, активно играют, позитивны, дружелюбны. Уровень интенсивности эмоциональных реакций оптимальный, дети умеют держать себя в руках, не расстраиваются по пустякам, быстро успокаиваются, терпеливы. Смена различных ситуаций для дошкольников не определяет изменения их эмоционального состояния. Характерен положительный эмоциональный фон, который проявляется в бодром, жизнерадостном, стабильном настроении. Дети адекватно оценивают себя и окружающих, имеют низкий уровень тревожности.
К среднему уровню эмоционального благополучия мы отнесли дошкольников с пограничным позитивным и негативным эмоциональным состоянием; со средним уровнем эмоциональной устойчивости; с завышенной или заниженной самооценкой; со средним уровнем тревожности; с эмоционально-нестабильным отношением к родителям; с родительским отношением по типу «инфантили-зация», что составило 64 дошкольника (36%). Кроме того, к этому уровню мы отнесли детей, имеющих три высоких (положительных) показателя и два низких (отрицательных) показателя (табл. 2).
У дошкольников со средним уровнем эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающей действительностью не всегда
Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
Таблица 1
Имя ребенка Эмоциональное состояние в условиях ДОО Уровень эмоциональной устойчивости Уровень тревожности Уровень самооценки Тип родительского отношения / Эмоциональное состояние в семье Уровень эмоционального благополучия
Карина Н. Положительное Высокий Низкий Адекватный Симбиоз/ Благополучное Высокий
Артем М. Положительное Средний Низкий Адекватный Социальная желательность / Благополучное Высокий
Дарья К. Положительное Высокий Низкий Заниженный Социальная желательность / Благополучное Высокий
Никита М. Положительное Высокий Средний Адекватный Социальная желательность / Благополучное Высокий
Софья И. Положительное Высокий Низкий Высокий Симбиоз/ Благополучное Высокий
Таблица 2
Имя ребенка Эмоциональное состояние в условиях ДОО Уровень эмоциональной устойчивости Уровень тревожности Уровень самооценки Тип родительского отношения / Эмоциональное состояние в семье Уровень эмоционального благополучия
Алина Ж. Положительное Средний Низкий Заниженный Инфантилизация / Эмоционально-нестабильное отношение к родителям Средний
Денис С. Положительное Средний Низкий Адекватная Гиперсоциализация/ Эмоционально-нестабильное отношение к родителям Средний
Марина А. Отрицательное Высокий Средний Адекватный Инфантилизация / Эмоционально-нестабильное отношение к родителям Средний
Артур П. Положительное Высокий Средний Высокий Инфантилизация / Эмоционально-нестабильное отношение к родителям Средний
Алиса В. Отрицательное Высокий Низкий Адекватный Гиперсоциализация/ Эмоционально-нестабильное отношение к родителям Средний
Таблица 3
Имя ребенка Эмоциональное состояние в условиях ДОО Уровень эмоциональной устойчивости Уровень тревожности Уровень самооценки Тип родительского отношения / Эмоциональное состояние в семье Уровень эмоционального благополучия
Семен А. Отрицательное Низкий Средний Низкий Гиперсоциализация / Неблагополучное Низкий
Егор К. Отрицательное Низкий Высокий Низкий Отвержение / Неблагополучное Низкий
Максим Н. Отрицательное Низкий Высокий Заниженный Гиперсоциализация / Неблагополучное Низкий
Алена Н. Отрицательное Средний Высокий Заниженный Отвержение / Неблагополучное Низкий
Виктория И. Отрицательное Низкий Средний Низкий Отвержение / Неблагополучное Низкий
адекватны, дети имеют склонность легко расстраиваться, могут быть капризными, упрямыми, раздражительными, болезненно реагируют на замечания со стороны взрослых. Сила выраженности переживаемых эмоций иногда превышает норму. Ребенок не всегда способен сохранять контроль над выражением эмоций. Плачет навзрыд, не может долго успокоиться. Эмоционально чувствителен, впечатлителен, обидчив, в течение дня настроение может меняться. Имеют место проявления тревожности.
К низкому уровню эмоционального благополучия мы отнесли детей с эмоционально-отрицательным состоянием как в условиях детского сада, так и в условиях семьи; с низким уровнем эмоциональной устойчивости; с высоким уровнем тревожности; с заниженной или низкой самооценкой; с эмоциональным неблагополучием к семье; с родительским отношением по типу «отвержение» или «гиперсоциализация», что составило 59 детей старшего дошкольного возраста (33,1%). Кроме того, мы отнесли детей, у которых определилось три-четыре низких (отрицательных) показателя и один-два средних показателя (табл. 3).
У детей с низким уровнем эмоционального благополучия часто преобладает неадекватное эмоциональное реагирование при общении и взаимодействии с окружающими людьми, с ребенком трудно договориться, он часто меняет решения или отказывается от социальных контактов, капризничает, раздражается по пустякам, невыдержан, нетерпелив, неустойчив в интересах, не доводит дело до конца. Эмоциональная подвижность проявляется в частой смене настроений. Доминирует отрицательный эмоциональный фон, заостренная эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Отмечается заниженная самооценка, имеют место эмоциональные отклонения (агрессивность, тревожность, гиперактивность и др.).
Невысокий процент детей с высоким уровнем сформированности эмоционального благополучия (одна треть из всех обследованных) свидетельствует о необходимости разработки технологий, методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций, а также при активном сотрудничестве с семьями воспитанников. Таким образом, научная новизна статьи заключается в определении критериев, показателей, уровней
эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Выделение критериев эмоционального благополучия дает возможность исследовать взаимосвязи эмоционального благополучия и других психологических явлений и характеристик, что еще в большей степени позволяет раскрыть и понять сущность такого сложного феномена, как эмоциональное благополучие. ■
Информация об авторах
Стожарова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры ДиНОО, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия), [email protected], ORCID 0000-0002-6289-3196
Кузнецова Ирина Олеговна, старший преподаватель, аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия), Opaleva_ [email protected], ORCID 0000-0001-5212-6105
Information about authors
Marina Y. Stozharova, PhD of Pedagogy, Professor of the Department of DiNOO, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-6289-3196
Irina O. Kuznetsova, Senior Lecturer, Postgraduate Student, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova, Ulyanovsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0001-5212-6105
Литература
1. Абрамян ЛА. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - Одесса, 1990. Ч. 2. - С. 3-7.
2. Анисимов ВА. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. -С. 13-17.
3. Воробьева ОА. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дис. ... канд. психол. наук. -Коломна, 2000.
4. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзы-рева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - №2 (15). -С. 132-136.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
5. Гребенщикова Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. - 2018. - №4(127). -С. 72-78.
6. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. - 2016. - №6(7). - С. 135-136.
7. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы. -2016. - №2. - С. 23-35.
8. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 янв. 2014 г.). - М.: Грифон, 2014. - С. 31-50.
9. Кошелева АД, Перегуда В.И., Шаграева ОА. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003.
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003. - 208 с.
11 . Лаптева ЮА., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский Союз Ученых. - 201 5. - №7-6 (1 6). - С. 73-76.
12. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. - М.: Экон-информ, 2012.
13. Пожиткина Н.В., Савенок ДА, Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. -2012. - №6.
14. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - Елец, 2011.
15. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. - 201 6. - №6.
16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фалик-ман - М.: ЧеРо, 2002. - С. 548-557.
17. Чикова И.В. Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста и ее практико-инструментальное решение // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. -№1(18). - С. 165-167.
18. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction. The handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press. 2002, pp. 63-73.
19. Eggum, N.D., N. Eisenberg, K. Kao, T.L. Spinrad, R. Bolnick, C. Hofer, A.S. Kupfer, &W.V. Fabricius. 2011. "Emotion Understanding, Theory of Mind, and Prosocial Orientation: Relations Over Time in Early Childhood." The Journal of Positive Psychology 6 (1): 4-1 6.
20. Evers K.E., Prochaska J.O., Castle P.H., Johnson J.L., Prochaska J.M., Harrison P.L., Rula E.Y., Coberley C., Pope J.E. Development of an individual well-being scores assessment. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012, no. 2(2). 9 p.
21. Kahneman D., Krueger A. Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives, 2006, vol. 20, no. 1, pp. 3-24.
22. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. 2016. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, vol. 8 (4), pp. 290-300.
23. Rivers, S.E., S.L. Tominey, E.C. O'Bryon, & M.A. Brackett. 2013. "Developing Emotional Skills in Early Childhood Settings Using Preschool RULER." The Psychology of Education Review 37 (2): 1 9-25.
References
1. Abramjan L.A. (1990) Jemocional'noe blagopoluchie rebenka kak osnovopolagajushhij faktor razvitija lichnosti [Emotional well-being of the child as a fundamental factor in the development of personality]. Diagnostika i reguljacija jemocional'nyh sostojanij [Diagnostics and regulation of emotional states]. Odessa. Ch. 2. 3-7.
2. Anisimov V.A. (2010) Jemocional'naja samoreguljacija detej: mehanizmy i uslovija razvitija [Emotional self-regulation of children: mechanisms and conditions for development]. Doshkol'noe vospitanie. 3. 13-1 7.
3. Chikova I.V. (2017) Problema jemocional'nogoneblagopoluchijadetejdoshkol'nogo vozrasta i ejo praktiko-instrumental'noe reshenie [The problem of emotional distress in preschool children and its practical and instrumental solution]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 1 (18). 165-167.
4. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. (2002) Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction. The handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press. 63-73.
5. Drobnaja A.S. (2016) Jemocional'noe blagopoluchie kak komponent psihologicheskogo
zdorov'ja doshkol'nikov v DOO [Emotional well-being as a component of the psychological health of preschoolers in preschoolers]. Nauchnyj zhurnal. № 6 (7). 135-136.
6. Eggum, N.D., N. Eisenberg, K. Kao, T.L. Spinrad, R. Bolnick, C. Hofer, A.S. Kupfer, &W.V. Fabricius (2011). Emotion Understanding, Theory of Mind, and Prosocial Orientation: Relations Over Time in Early Childhood. The Journal of Positive Psychology. 6 (1): 4-1 6.
7. Evers K.E., Prochaska J.O., Castle P.H., Johnson J.L., Prochaska J.M., Harrison P.L., Rula E.Y., Coberley C., Pope J.E. (2012) Development of an individual well-being scores assessment. Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. 2(2). 9.
8. Faustova I.V. (2011) Psihologo-pedagogicheskie uslovija preodolenija jemocional'nogo neblagopoluchija detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical conditions for overcoming emotional distress in older preschool children]: dis. ... kand. psihol. nauk. Elec.
9. Faustova I.V., Gamova S.N. (2016) Jemocional'noe blagopoluchie rebenka-doshkol'nika kak predposylka razvitija ego jemocional'noj ustojchivosti [Emotional well-being of a preschool child as a prerequisite for the development of his emotional stability]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 6.
10. Galeeva E.V., Topchenjuk O.V., Manzyreva E.S. (2016) Psihologo-pedagogicheskie uslovija razvitija kommunikativnyh sposobnostej i ih vlijanie na jemocional'noe blagopoluchie detej doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical conditions for the development of communicative abilities and their impact on the emotional well-being of preschool children]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2 (15). 132-136.
11. Grebenshhikova T.V. (2018) Pedago-gicheskoe soprovozhdenie jemocional'nogo blagopoluchija rebenka v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Pedagogical support of emotional well-being of a child in a preschool educational organization]. Izvestija VGPU Publ. 4 (127). 72-78.
12. Holmogorova A.B, Garanjan N.G. (2002) Principy i navyki psihogigieny jemocional'noj zhizni. Psihologija motivacii i jemocij [Principles and skills of psychohygiene of emotional life]. Pod red. Ju.B. Gippenrejter i M.V. Falikman. Moscow. CheRo.752.
13. Ivanova E.V., Shapovalenko I.V. (2016) Kompleksnajaocenkajemocional'nogoblagopoluchija doshkol'nika [Comprehensive assessment of the emotional well-being of a preschooler]. Aktual'nye problemy. 2. 23-35.
14. Kahneman D., Krueger A. (2006) Developments in the measurement of subjective well-being. Journal of Economic Perspectives. vol. 20, 1, 3-24.
15. Kaljuzhin P.V., Sirotkina T.Ju. (2014) Osobennosti jemocional'nogo blagopoluchija detej doshkol'nogo vozrasta: sovremennye teoreticheskie osnovanija [Features of the emotional well-being of preschool children: modern theoretical foundations]. Nauka 201 3: itogi, perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 25 janv. 2014 g.). Moscow. Grifon. 31-50.
16. Kosheleva A.D., Pereguda V.I., Shagraeva O.A. (2003) Jemocional'noe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Emotional development of preschoolers: textbook. manual for stud. higher. ped. study. institutions]. Edited by O.A. Shagraeva, S.A. Kozlova. Moscow. Akademija Publ.
17. Krjukova S.V., Slobodjanik N.P. (2003) Udivljajus', zljus', bojus', hvastajus' i radujus'. Programmy jemocional'nogo razvitija detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [I am surprised, angry, afraid, bragging and rejoicing. Emotional development programs for preschool and primary school children]. Prakticheskoe posobie. M.: Genezis. 208.
18. Lapteva Ju.A., Fjodorova N.I. (2015) Monitoring jemocional'nogo blagopoluchija doshkol'nikov v sisteme psihologo-pedago-gicheskogo soprovozhdenija v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Monitoring the emotional well-being of preschoolers in the system of psychological and pedagogical support in a preschool educational organization]. Evrazijskij Sojuz Uchenyh. 7-6 (16). 73-76.
19. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, vol. 8 (4), pp. 290-300.
20. Mirimanova M.S. (2012) Pasport jekspertizy psihologicheskoj bezopasnosti doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Passport for the examination of the psychological safety of a preschool educational institution]. Moscow. Jekon-inform Publ.
21. Pozhitkina N.V., Savenok D.A., Papushina A.V. (2012) Analiz jemocional'nogo blagopoluchija doshkol'nika v kontekste ego psihologicheskogo zdorov'ja [Analysis of the emotional well-being of a preschooler in the context of his psychological health [Electronic resource]. Psihologija, sociologija i pedagogika. 6.
22. Rivers, S.E., S.L. Tominey, E.C. O'Bryon, & M.A. Brackett (2013). Developing Emotional Skills in Early Childhood Settings Using Preschool RULER. The Psychology of Education Review. 37 (2): 19-25.
23. Vorob'eva O.A. (2000) Psihologo-pedagogicheskij komfort kak uslovie vospitanija garmonichno razvitoj lichnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah novogo tipa [Psychological and pedagogical comfort as a condition for the upbringing of a harmoniously developed personality in educational institutions of a new type]: dis. ... kand. psihol. nauk. Kolomna.