Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации'

Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2366
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКА / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / EMOTIONAL WELL-BEING / PEDAGOGIC SUPPORT / CONDITIONS OF EMOTIONAL WELL-BEING OF PRESCHOOL CHILDREN / COMPONENTS OF EMOTIONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенщикова Татьяна Валерьевна

Раскрывается проблема обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации. На основе анализа существующих подходов к определению эмоционального благополучия дошкольника и его составляющих определены целевые ориентиры и ключевые направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенщикова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of a child’s emotional well-being in a preschool educational organization. Based on the analysis of the existing approaches to the definition of emotional well-being of preschool children and its components, it presents the targets and key areas of pedagogic support of a child’s emotional well-being in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации»

6. Morozova V.I. Osobennosti roditel'skogo prinjatija rebenka s projavlenijami autizma v otlichie ot detej drugih nozologicheskih grupp // Sluzhba prak-ticheskoj psihologii v sisteme obrazovanija: sovre-mennye tendencii i vyzovy: sb. materialov XXII Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2018. S. 286-291.

7. Morozova V.I., Chernikova T.V. Vlijanie roditel'skogo vosprijatija na socializaciju doshkol'nikov s projavlenijami autizma // Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka: zhiznennyj resurs i zhiznennyj potencial: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kras-nojarsk: Verso, 2016. S. 154-161.

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs]: Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data obrashhenija: 13.03.2018).

9. Romanovskaja I.A., Hafizullina I.N. Razvitie inkljuzivnoj kompetentnosti uchitelja v processe po-vyshenija kvalifikacii [Jelektronnyj resurs] // Sovre-mennye problemy nauki i obrazovanija: jelektron. nauch. zhurn. 2014. № 4. URL: https://science-edu cation.ru/ru/article/view?id=14333 (data obrashhenija: 10.03.2018).

10. Spivakovskaja A.S. Psihoterapija: igra, detstvo, sem'ja: v 2 t. M.: Aprel' Press; Izd-vo JeKSMO-Press, 2004. T. 1.

11. Huhlaeva O.V. Klassifikacija narushenij psi-hologicheskogo zdorov'ja doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2013. № 5. S. 81-90.

Parent-child relations as a factor of cooperation between a teacher and a family bringing up a disabled child in the system of inclusive education

The article deals with the features of child-parent relations in families raising children with disabilities. It presents the analysis of the most common difficulties of parenthood, understanding and awareness of which can contribute to the process of socialization and initiative activity of teachers in involving families to prepare children for inclusive education.

Key words: inclusive education, parent-child relations, interaction of teachers with families in the educational process, family bringing up a disabled child.

(Статья поступила в редакцию 16.04.2018)

Т.в. Гребенщикова

(новокузнецк)

педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной

образовательной организации

Раскрывается проблема обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации. На основе анализа существующих подходов к определению эмоционального благополучия дошкольника и его составляющих определены целевые ориентиры и ключевые направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, педагогическое сопровождение, условия эмоционального благополучия дошкольника, компоненты эмоционального благополучия.

Социальная ситуация развития современного ребенка, характеризующаяся напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками, проявлениями агрессии, раздражительности, эмоциональной несдержанности, носителями которых выступают взрослые, сверстники, СМИ, оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние дошкольника. Возрастающее с каждым годом число детей, имеющих отклонения в эмоциональной сфере, обнаруживает необходимость определения в качестве одной из приоритетных задач дошкольного образования охрану и укрепление не только физического, но и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия воспитанников. Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем значением, какое имеет эмоциональное благополучие для настоящего и будущего развития ребенка. Устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние рассматривается исследователями (О.И. Бадулина [1], O.A. Воробьева [3], А.Д. Кошелева [6] и др.) как базовое, являющееся основой полноценного психического развития и успешной социализации ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что условия реализации

О Гребенщикова Т.В., 2018

педагогические науки

основной образовательной программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Таким образом, в основных нормативных документах дошкольного образования эмоциональное благополучие ребенка определяется как ключевая ориентация педагогической деятельности в детском саду, рассматривается в качестве фундамента позитивной социализации, детерминанты полноценного развития личности дошкольника.

В связи с приоритетностью задачи обеспечения и поддержания эмоционального благополучия каждого ребенка в детском саду возникает необходимость определения механизмов ее реализации в образовательном процессе. Исходим из понимания того, что эмоциональное благополучие каждого отдельного ребенка обусловлено многими объективными и субъективными факторами, и потому его обеспечение требует индивидуального, личност-но ориентированного подхода, что делает целесообразной дальнейшую разработку этой проблемы с позиции педагогического сопровождения. Считаем необходимым сфокусироваться на сущностном анализе составляющих эмоционального благополучия ребенка и вытекающих отсюда ключевых направлений педагогического сопровождения. Целью статьи является обоснование направлений педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации.

Проблеме эмоционального благополучия ребенка уделяется достаточное внимание в отечественных исследованиях (О.А. Воробьева [3], Г.Г. Филиппова [16], А.Д. Кошеле-ва [6], И.В. Фаустова [15], П.В. Калюжин [5], Е.В. Иванова, И.В. Шаповаленко [4], В.С. Ум-нов, Т.В. Гребенщикова [14] и др.). Наряду с явно выраженным интересом исследователей к проблеме эмоционального благополучия дошкольников приходится констатировать, что она остается малоизученной. отсутствует единая целостная концептуальная позиция относительно понимания самого термина «эмоциональное благополучие».

В психологических исследованиях эмоциональное благополучие раскрывается с разных позиций: как эмоциональное самочувствие, характеризующееся положительной направленностью и противопоставляемое эмоциональному неблагополучию - категории-антагонисту, дающей возможность более четко высветить границы эмоционального благо-

получия (О.И. Бадулина [1] и др.); как показатель успешной эмоциональной регуляции человека (O.A. Воробьева [3] и др.); как интегральное переживание, в котором сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности (Л.В. Куликов и др. [7]); как синоним эмоционального здоровья, позволяющего сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания (Л.В. Тара-бакина [13] и др.).

Сложившиеся подходы к определению эмоционального благополучия целесообразно рассматривать как взаимодополняющие, высвечивающие отдельные грани этого сложного феномена. обобщая имеющиеся определения, под эмоциональным благополучием будем понимать относительно устойчивое субъектное переживание индивидом эмоционального комфорта, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей, а также со способностью эмоционального регулирования. Важно подчеркнуть, что эмоциональное благополучие целесообразно рассматривать не только как результат - положительное эмоциональное состояние, но и как процесс преобладания положительно окрашенных эмоций над негативными переживаниями, что проявляется в адекватном реагировании и возможности регулирования собственных эмоций в соответствии с ситуацией.

Понятие «эмоциональное благополучие» требует уточнения относительно детей дошкольного возраста. Вопросы эмоционального благополучия дошкольника были в центре внимания научной школы A.B. Запорожца и его последователей [6] и рассматривались в рамках «эмоционального мироощущения». Отечественные исследователи (Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова и др.) определяют это явление как положительное, устойчивое, комфортное самочувствие; переживание удовольствия, успеха. В последнее время эмоциональное благополучие дошкольника изучается с точки зрения субъективной характеристики качественной оценки эмоционального состояния ребенка (Н.В. Пожитки-на [11] и др.); с позиции психологической безопасности всех субъектов образовательной среды (М.С. Мириманова [10]); в контексте адаптации ребенка к условиям среды (Е.В. Иванова, И.В. Шаповаленко [4]) и др.

обнаруженная многомерность рассматриваемого феномена, в свою очередь, затрудняет

известия вгпу

выделение элементов эмоционального благополучия, через которые оно может быть описано и раскрыто. В работе Г.Г. Филипповой отмечается, что составляющие эмоционального благополучия дошкольника представляют собой континуум между положительными и отрицательными полюсами, проявляющимися в следующих структурных компонентах:

1) эмоции удовольствия / неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

2) переживание успеха / неуспеха достижений цели;

3) переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

4) переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними;

5) переживание оценки другими результатов активности ребенка [16].

Смещение переживаемых эмоций к тому или иному полюсу ведет к эмоциональному благополучию или неблагополучию. Отметим, что речь идет не просто о положительных или отрицательных переживаниях, имеющих место в жизни каждого ребенка, а о положительном (отрицательном) самочувствии, а также устойчивых, наиболее острых переживаниях, вызванных значимыми для дошкольника жизненными ситуациями. Такими событиями в жизни ребенка становятся те, которые связаны с удовлетворением его ведущих витальных и социальных потребностей, среди которых:

- потребность в безопасности;

- потребность в эмоциональном контакте с окружающими (родителями, воспитателями, детьми), доброжелательном внимании;

- потребность в активном познании;

- потребность в разнообразной деятельности и самодеятельности;

- потребность в самоутверждении, самореализации, признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

В исследованиях эмоционального благополучия дошкольников (О.И. Бадулина [1], А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, O.A. Шаграева [6], Г.Г. Филиппова [16] и др.) отмечается, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, доминирующем состоянии спокойствия, удовлетворенности, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, сложившихся отношений со взрослыми и сверстниками.

Идеальный портрет эмоционального благополучия ребенка в детском саду, по мнению А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шагра-евой, выглядит следующим образом: ребенок

приходит в детский сад в хорошем настроении, которое в течение дня почти не меняется; деятельность его успешна или переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; отсутствует переживание опасности со стороны окружения; есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие [6]. В данном подходе эмоциональное благополучие ребенка преимущественно раскрывается через положительные переживания, обусловленные удовлетворенностью дошкольником условиями среды и отношениями со значимыми другими.

В работе И.В. Фаустовой [15] в описании эмоционального благополучия ребенка акцент сделан на внутренних проявлениях и раскрывается следующими характеристиками: преимущественно положительное настроение, низкий уровень стрессовых признаков или их отсутствие, нормативный уровень страхов и тревожности, адекватная самооценка, умение сопереживать.

наиболее всесторонний анализ проявлений эмоционального благополучия дошкольника представлен Е.В. Ивановой и И.В. Ша-поваленко [4], где показатели эмоционального благополучия сгруппированы по направлениям: личностные характеристики (высокая адекватная самооценка, уверенность в себе, удовлетворенные потребности, наличие мотивации и интереса, элементарных ценностных представлений); эмоционально-волевая сфера (положительный эмоциональный фон, низкий уровень агрессии, тревожности, страхов); коммуникативная компетентность (высокий уровень взаимоотношений с детьми, со взрослыми, эмпатия); особенности поведения и деятельности (низкий уровень фантазирования, активность в образовательной и свободной деятельности, наличие игры, самоконтроля, низкий уровень импульсивности); состояние физического здоровья (отсутствие невротических проявлений).

Таким образом, проявления эмоционального благополучия дошкольника обнаруживают его обусловленность ситуациями физического комфорта, удовлетворенностью отношением к нему взрослых и сверстников, обеспечением активности, самостоятельности, игры. осмысление слагаемых эмоционального благополучия ребенка приводит к пониманию его детерминированности условиями воспитания и развития, созданными в дошкольной образовательной организации. Это требует особого внимания к вопросам организации обра-

педагогические науки

зовательной среды детского сада, обеспечивающей эмоциональный комфорт каждому воспитаннику. В силу специфики эмоциональной сферы дошкольника, проявляющейся в том числе в нестабильности эмоциональных состояний, недостаточной сформированности умений самостоятельно регулировать свои аффективные реакции, становится очевидной необходимость педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Анализ подходов к определению сопровождения (В.С. Глевицкая, А.А. Майер, Л.Г. Субботина, Т.В. Фуряева и др.) обнаруживает его ориентированность на обеспечение комфортных условий для воспитания, образования и развития личности в ситуациях взаимодействия. Исследователи рассматривают данный феномен как систему профессиональной деятельности педагогического сообщества (М.Р. Би-тянова [2]), как непрерывный процесс изучения личности ребенка, создания условий для самореализации (Л.Г. Субботина [12]), как процесс создания пространства становления ребенка (А.А. Майер [8]). Уточнение категории сопровождения в русле рассматриваемой проблемы нашло отражение в следующем определении. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в детском саду рассматриваем как процесс создания образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение личностно значимых потребностей дошкольника, развитие у него способности регулировать свои эмоциональные проявления и обеспечивающего преимущественное переживание им эмоционального комфорта.

Дальнейшее рассмотрение проблемы требует выделения условий эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации. Одно из базовых условий эмоционального благополучия ребенка - удовлетворение потребности в общении со взрослым (Л.Н. Башлакова, М.И. Лисина, В.Р. Лисина, Т.А. Репина и др.). В исследовании О.И. Ба-дулиной [1] обоснованы следующие условия эмоционального благополучия ребенка: руководство педагогом деятельностью ребенка, включая положительную оценку; организация взаимодействия детей друг с другом; формирование положительной самооценки. Экспериментальная работа А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шаграевой [6] позволила исследователям определить условия эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников: состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада; особенности взаимо-

действия ребенка со взрослыми (специалистами, работающими с детьми); особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду; обстановка в семье ребенка.

Осмысление слагаемых эмоционального благополучия дошкольника и условий его обеспечения позволяет обнаружить ключевые ориентиры и направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Считаем возможным определить направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка по пяти векторам: «ребенок - среда», «ребенок - педагоги», «ребенок - сверстники», «ребенок - родители», «ребенок - его внутренний мир».

Приступая к рассмотрению первого направления, отметим, что понятие среды будем рассматривать в узком значении, как часть образовательной среды, включающую предметно-пространственную развивающую среду и уклад жизни детей в детском саду. Реализация педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка предусматривает организацию комфортной и безопасной предметно-пространственной развивающей среды, потенциально обеспечивающей как общение и совместную деятельность детей и взрослых, так и возможности для уединения. отметим, что эмоциональное благополучие ребенка обеспечивается благодаря обогащенной предметно-развивающей среде, стимулирующей и поддерживающей различные виды активности (игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную), создающей возможности самовыражения. организация общего уклада жизни детей в детском саду должна отличаться яркими, увлекательными, значимыми для ребенка событиями; рациональным режимом дня, обеспечивающим удовлетворение ведущих потребностей детей, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, предупреждение переутомления и излишней заорганизованно-сти жизнедеятельности детей.

Второе направление сопровождения -обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение педагога с каждым воспитанником, установление теплых, доверительных отношений, уважительное отношение к потребностям и чувствам детей, проявление заинтересованности и внимания к личности дошкольников со стороны всех специалистов детского сада. оптимальной стратегией взаимодействия педаго-

га с детьми становится педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности детей в выборе и осуществлении видов активности, необходимых материалов, участников совместной деятельности. Для достижения ощущения эмоционального комфорта ребенком важно, чтобы педагог уважительно относился к его человеческому достоинству, формировал и поддерживал положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях, осуществлял защиту детей от всех форм физического и психического насилия.

Третье направление обусловлено значением роли сверстника в эмоциональном мироощущении ребенка. В центре внимания педагогического сопровождения в данном направлении становится поддержка взрослыми доброжелательных отношений между детьми (в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, имеющим различные возможности здоровья), их желания взаимодействовать в различных видах деятельности. К числу задач педагогического сопровождения в данном направлении относятся задачи развития коммуникативных способностей детей, позволяющих выстраивать конструктивные отношения, разрешать конфликтные ситуации; формирования умения работать в группе сверстников.

Выделение четвертого направления педагогического сопровождения - результат понимания детерминированности эмоционального благополучия ребенка характером детско-родительских отношений. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада позволяет устанавливать преемственность в воспитании, единство ожиданий и требований к ребенку, согласованность режима дня дошкольника в семье и детском саду. Особую актуальность данное направление сопровождения приобретает на этапе адаптации ребенка к условиям детского сада, часто сопровождающейся проявлениями эмоционального неблагополучия, возникающими в результате острого переживания разрыва с мамой. На протяжении всего периода работы с семьями воспитанников целесообразно осуществление педагогического просвещения, консультирования родителей, оказание им конкретной помощи по вопросам обеспечения и поддержания эмоционального благополучия ребенка в условиях семьи.

Принимая во внимание тот факт, что дошкольник в силу своих возрастных особенностей эмоционально нестабилен, находится

в своеобразном плену эмоций, задача обеспечения эмоционального благополучия ребенка может быть решена не только и не столько за счет создания образовательных ситуаций, ведущих преимущественно к переживанию положительной модальности, но и благодаря развитию у детей способности эффективно регулировать любые из своих эмоциональных проявлений (независимо от их знака). Это определяет необходимость выделения еще одного направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка - развитие эмоциональной сферы:

- развитие способностей восприятия и понимания эмоций своих и чужих;

- становление эмоционального регулирования поведения и общения, содействие овладению детьми способами адекватного реагирования на различные жизненные обстоятельства, произвольного управления эмоциями;

- развитие социальных эмоций и чувств, позволяющих устанавливать конструктивное взаимодействие с окружающими.

Выделенные направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации необходимо рассматривать как взаимопроникающие и взаимодополняющие. Они не только обнаруживают потенциал возможностей осуществления педагогического сопровождения эмоционального благополучия дошкольника, но и задают стратегию работы педагогов дошкольной образовательной организации в данном аспекте их профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что каждое из направлений педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации является предметом самостоятельного изучения и более обстоятельного рассмотрения.

список литературы

1. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

2. Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4-12.

3. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дис. ... канд. психол. наук. Коломна, 2000.

4. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 23-35.

педагогические науки

5. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания // Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 янв. 2014 г.). М.: Грифон, 2014. С. 31-50.

6. КошелеваА.Д.,ПерегудаВ.И.,ШаграеваО.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2003.

7. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю. [и др.]. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конф. «Ана-ньевские чтения - 97». Вып. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 342-350.

8. Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве: материалы региональной науч.-практ. конф. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыба-ева, 2011. Т. 2. С. 235-240.

9. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

10. Мириманова М.С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М.: Экон-информ, 2012.

11. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папуши-на А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. иКЬ: М1р:/^у chology.snauka.ru/2012/06/856 (дата обращения: 16.03.2018).

12. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сиб. пед. журн. 2007. №5. С. 120-125.

13. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения: дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2000.

14. Умнов В.С., Гребенщикова Т.В. Теоретические основания связи эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с выученной беспомощностью в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 304-310.

15. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2011.

16. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

* * *

1. Badulina O.I. Pedagogicheskie osnovy jemo-cional'nogo blagopoluchija doshkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998.

2. Bitjanova M.R. Shkol'nyj psiholog: ideja psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija // Direktor shkoly. 1997. № 3. S. 4-12.

3. Vorob'eva O.A. Psihologo-pedagogicheskij komfort kak uslovie vospitanija garmonichno razvitoj lichnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah novogo tipa: dis. ... kand. psihol. nauk. Kolomna, 2000.

4. Ivanova E.V., Shapovalenko I.V. Komplek-snaja ocenka jemocional'nogo blagopoluchija do-shkol'nika // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija. 2016. № 2. S. 23-35.

5. Kaljuzhin P.V., Sirotkina T.Ju. Osobennosti jemocional'nogo blagopoluchija detej doshkol'nogo vozrasta: sovremennye teoreticheskie osnovanija // Nauka 2013: itogi, perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 25 janv. 2014 g.). M.: Grifon, 2014. C. 31-50.

6. Kosheleva A.D., Pereguda V.I., Shagraeva O.A. Jemocional'noe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. O.A. Shagraevoj, S.A. Kozlovoj. M.: Izd. centr «Aka-demija», 2003.

7. Kulikov L.V., Dmitrieva M.S., Dolina M.Ju. [i dr.]. Faktory psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti // Teoreticheskie i prikladnye voprosy psi-hologii: materialy jubilejnoj konf. «Anan'evskie chtenija - 97». Vyp. 3. Ch. 1. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1997. S. 342-350.

8. Majer A.A. Sistema soprovozhdenija socializa-cii rebenka v obrazovanii // Psihologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie processa socializacii lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: mate-rialy regional'noj nauch.-prakt. konf. Petropavlovsk: SKGU im. M. Kozybaeva, 2011. T. 2. S. 235-240.

9. Milanich Ju.M. Psihologicheskaja korrekcija jemocional'nyh narushenij u detej doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 1998.

10. Mirimanova M.S. Pasport jekspertizy psi-hologicheskoj bezopasnosti doshkol'nogo obrazova-tel'nogo uchrezhdenija. M.: Jekon-inform, 2012.

11. Pozhitkina N.V., Savenok D.A., Papushina A.V. Analiz jemocional'nogo blagopoluchija doshkol'nika v kontekste ego psihologicheskogo zdorov'ja [Jelek-tronnyj resurs] // Psihologija, sociologija i pedagogika. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/ 06/856 (data obrashhenija: 16.03.2018).

12. Subbotina L.G. Model' vzaimodejstvija sub#-ektov vospitatel'no-obrazovatel'nogo processa v psiho-logo-pedagogicheskom soprovozhdenii uchashhihsja // Sib. ped. zhurn. 2007. №5. S. 120-125.

13. Tarabakina L.V. Jemocional'noe zdorov'e shkol'-nika: teorija i praktika psihologicheskogo soprovozh-denija: dis. ... d-ra psihol. nauk. N. Novgorod, 2000.

14. Umnov V.S., Grebenshhikova T.V. Teore-ticheskie osnovanija svjazi jemocional'nogo blagopo-

luchija detej doshkol'nogo vozrasta s vyuchennoj bes-pomoshhnost'ju v podrostkovom vozraste // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 55-7. S. 304-310.

15. Faustova I.V. Psihologo-pedagogicheskie uslo-vija preodolenija jemocional'nogo neblagopoluchija detej starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk. Elec, 2011.

16. Filippova G.G. Psihologija materinstva: ucheb. posobie. M.: Izd-vo In-ta psihoterapii, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogic support of emotional well-being of a child in a preschool educational organization

The article deals with the issue of a child's emotional well-being in a preschool educational organization. Based on the analysis of the existing approaches to the definition of emotional well-being of preschool children and its components, it presents the targets and key areas of pedagogic support of a child's emotional well-being in a preschool educational organization.

Key words: emotional well-being, pedagogic support, conditions of emotional well-being of preschool children, components of emotional well-being.

(Статья поступила в редакцию 19.03.2018)

а.с. данилова

(ульяновск)

спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного воспитания

Пристальное внимание к системе образования, поиск новых подходов к воспитанию лидеров будущего России в 2018 г. уже ни у кого не вызывают удивления. Представлено эмпирическое исследование вопроса спортивного воспитания в частных школах-пансионах Великобритании как части традиционного элитарного воспитательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, виды воспитания, организация жизнедеятельности, спортивное воспитание.

По меткому выражению К.Д. Ушинско-го, характер народа всегда определяет характер школьного воспитания [2]. И если достижимым для английского джентльмена идеа-

лом является привычка владеть собой (stiff upper lip - «жесткая верхняя губа») - именно на формирование характера и направлена воспитательная работа старейших британских элитарных учебных заведений - частных школ-пансионов.

Известные на весь мир британские частные школы-пансионы скорее воспитательные, нежели учебные заведения. Именно о спортивном воспитании как о виде воспитательной работы в частных школах-пансионах Великобритании и пойдет речь в представленной статье.

Обзор системы спортивного воспитания (physical education / training), призванного отвечать целям формирования личностной зрелости обучаемых, развития коллективных отношений, является целью нашего исследования. Спортивное (или физическое) воспитание -это учебный предмет, который сочетает в себе обучение когнитивным, эмоциональным и психомоторным умениям в игре или в специально организованных двигательных условиях. Главные цели спортивного воспитания в великобритании часто менялись с учетом требований времени. В XXI в. целью большинства современных британских школ (в соответствии с National Curriculum) является усвоение студентами наряду со знаниями, умениями и навыками стремления к здоровому образу жизни в настоящий момент и в будущей взрослой жизни. Некоторые британские школы также среди главных целей воспитания называют потерю веса среди своих студентов (к сожалению, лишний вес является одной из самых распространенных проблем среди британских подростков) [6].

Компоненты программы по спортивному воспитанию подбираются таким образом, чтобы продвигать среди учащихся идеи о прекрасной физической форме, развивать двигательную активность, в доступной форме и наглядно объяснить правила, концепции и стратегии командных видов спорта, научить учащихся работать в команде или индивидуально через большой выбор разнообразных видов спорта. Приведем несколько примеров осуществления спортивного воспитания в школах-пансионах Великобритании [3].

Брайтонский колледж (основанный в 1845 г.), расположен в городе Брайтон, графство Восточный Сассекс. В 1973 г. в колледж стали принимать девочек, а с 1988 г. он превратился в частную школу-пансион совмест-

О Данилова A.C., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.