Научная статья на тему 'Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни'

Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ / EMOTIONAL WELL-BEING / ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITY / CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ильина Александровна, Карпова Светлана Ивановна

Рассмотрены вопросы эмоционального благополучия детей в среднем дошкольном возрасте, представлено описание эмпирического исследования по формированию эмоционального благополучия у детей пятого года жизни на занятиях художественно-эстетической деятельностью. Показана возможность успешного развития эмоциональной сферы детей, в том числе состояния эмоционального благополучия на занятиях музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельностью. Основные показатели эмоционального благополучия: уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым, общий эмоциональный тонус, способность ребенка определять эмоциональное состояние другого человека, уровень сопереживания (сочувствия), который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. В содержание занятий включаются задания на развитие эмоциональной экспрессии, формирование у детей опыта эмоционального реагирования в процессе ознакомления с азбукой выражения эмоций, реализация комплекса музыкальных пластико-пантоми-мических этюдов и эмоционально-сенсорных игр. Содержание занятий и культурно-досуговых мероприятий направлено на обогащение эмоционального опыта дошкольников, формирование положительного отношения к сверстникам, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие детско-родительских отношений. Проведенное исследование показало, что детская художественно-эстетическая деятельность является средством организации аффективной составляющей личности ребенка, важным условием его эмоционального благополучия и позитивного личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Ильина Александровна, Карпова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and aesthetic activity as the condition of emotional welfare of children of the fifth year of life

The emotional well-being of children in the middle preschool age is discussed and description of the empirical research on the formation of emotional well-being in children of the fifth year of life in artistic and aesthetic activities is presented. The possibility of successful development of the emotional sphere of children, including the state of emotional well-being in music, pictorial, theatrical and gaming activities is shown. The main indicators of emotional well-being: the level of the child’s relationship to himself, peers, adults, the general emotional tone, the ability of the child to determine the emotional state of another person, the level of empathy (sympathy) that the child demonstrates in verbal and non-verbal terms. The contents of the classes include assignments for the development of emotional expression, the formation of children’s experience of emotional response in the process of acquaintance with the alphabet of expressing emotions, the implementation of a complex of plastic-pantomime sketches and emotional-sensory games. The content of classes and cultural and recreational activities is aimed at enriching the emotional experience of preschool children, the formation of a positive attitude towards peers, the skills of interaction with peers and adults, the development of child-parent relations. The conducted research has shown that children’s artistic and aesthetic activity is a means of organizing the affective component of the child’s personality, an important condition for his emotional well-being and positive personal development.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни»

УДК 373.1

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-128-135

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ильина Александровна КУЗЬМИНА, Светлана Ивановна КАРПОВА

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы эмоционального благополучия детей в среднем дошкольном возрасте, представлено описание эмпирического исследования по формированию эмоционального благополучия у детей пятого года жизни на занятиях художественно-эстетической деятельностью. Показана возможность успешного развития эмоциональной сферы детей, в том числе состояния эмоционального благополучия на занятиях музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельностью. Основные показатели эмоционального благополучия: уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым, общий эмоциональный тонус, способность ребенка определять эмоциональное состояние другого человека, уровень сопереживания (сочувствия), который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. В содержание занятий включаются задания на развитие эмоциональной экспрессии, формирование у детей опыта эмоционального реагирования в процессе ознакомления с азбукой выражения эмоций, реализация комплекса музыкальных пластико-пантоми-мических этюдов и эмоционально-сенсорных игр. Содержание занятий и культурно-досуговых мероприятий направлено на обогащение эмоционального опыта дошкольников, формирование положительного отношения к сверстникам, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие детско-родительских отношений. Проведенное исследование показало, что детская художественно-эстетическая деятельность является средством организации аффективной составляющей личности ребенка, важным условием его эмоционального благополучия и позитивного личностного развития.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие; художественно-эстетическая деятельность; дети пятого года жизни

Проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста приобрела особую значимость в связи с утверждением гуманистической образовательной парадигмы и Концепции дошкольного воспитания (1989 г.), одним из центральных положений которой является реализация личностно-ориентиро-ванной модели общения взрослого с ребенком, являющейся основным условием эмоционального благополучия детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства1.

Создание условий для эмоционального благополучия детей, охрана их физического и психического здоровья являются приоритетными в системе задач, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)2.

1 Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию 16.06.1989) // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_157 14.htm (дата обращения: 15.10.2017).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден прика-

В исследованиях (Е.П. Арнаутова, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.А. Урун-таева и др.) эмоциональное благополучие определяется как устойчивое, положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру, влияющее на познавательную и эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками [1].

Основные показатели эмоционального благополучия: уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым, общий эмоциональный тонус, способность ребенка определять эмоциональное состояние другого человека, уровень сопереживания (сочувствия), который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Особую значимость приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополу-

зом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155). URL: http://bda-expert. com/2014/01 /federalnyj -gosudarstvennyj-obrazo-vatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 02.10.2017).

128

© Кузьмина И.А., Карпова С.И., 2018

чием у детей на пятом году жизни (Г.М. Бре-слав, В.К. Вилюнас Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.). Ученые связывают это с новым скачком в межличностных отношениях детей, с появлением у них таких личностных новообразований, как эмоциональная децент-рация, сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном соответствии [2]. На эмоциональное благополучие ребенка влияют содержание и характер общения в семье, общение с взрослыми (педагогом, воспитателем, няней и др.), отношения со сверстниками, характер деятельности и достижение успеха в ней. В исследованиях (Л.С. Выготский, М.Б, Зацепина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев и др.) подчеркивается роль искусства и художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей в связи с высокой восприимчивостью органов чувств в детском возрасте. В процессе занятий различными видами художественной деятельности у детей активизируется формирование положительного отношения к взаимодействию со сверстниками посредством обогащения эмоционального опыта и насыщения содержания процесса эмоционального развития художественно-образным материалом (синтез искусств). Например, в театрально-игровой деятельности метод ролевого взаимодействия партнеров вводит ребенка в ситуацию эмоционального общения со сверстниками через настроение-образ (М.Б. Зацепина). Проведение культурно-досуговых мероприятий с участием родителей способствует развитию положительных детско-родительских отношений.

С целью организации работы по формированию эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-эстетической деятельности нами было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 35 г. Одинцово Московской области. В исследовании приняли участие 50 (пятьдесят) воспитанников 5-го года жизни, 4 (четыре) воспитателя и 35 родителей.

В ходе исследования нами были выделены следующие задачи:

1) провести диагностику эмоционального благополучия детей, выявить факторы,

вызывающие психологический дискомфорт у детей среднего дошкольного возраста;

2) разработать проект программы занятий художественно-эстетической деятельностью на основе интеграции музыкальной, изобразительной и театрально-игровой деятельности;

3) разработать содержание работы с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в области эмоционального развития детей.

В ходе реализации первой задачи исследования мы использовали методы: стандартизированную беседу с детьми, беседу с воспитателями и анкетирование родителей, наблюдения за детьми в группе, рисуночную методику «Моя семья», методики диагностики взаимоотношений детей в группе. В течение месяца (октябрь 2016 г.) вместе с педагогом-психологом мы проводили наблюдение за эмоциональным состоянием детей в двух средних группах, обращая внимание на общий эмоциональный фон.

Внешние проявления положительного эмоционального фона: приподнятое настроение, улыбка, заинтересованность ребенка в игровой деятельности и вступление в игру со сверстниками и т. п.; отрицательного эмоционального фона - подавленность, плохое настроение, раздражительность, приводящие к проблемам в общении и установлении контакта. Эмоциональный статус детей определялся по показателям настроения ребенка в течение дня: бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен и т. д.); спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе); раздражительное, возбужденное (плаксивость, капризность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик и др.).

Для выявления взаимоотношений детей в группе использовались: социометрическая методика «Капитан корабля» [3], диагностика уровней коммуникативного развития детей, оценка сформированности навыков культуры общения. С целью выявления

внутрисемейных отношений была использована диагностическая методика «Моя семья», проведено анкетирование родителей.

Беседы с воспитателями показали, что большой списочный состав детей (25 человек), четкое и своевременное выполнение режимных моментов и видов деятельности часто приводит к эмоциональной напряженности в группе, дети не успевают заняться тем, чем бы им хотелось. Анализ наблюдений показал, что время, отведенное в первую половину дня на свободную самостоятельную деятельность, не используется полностью. Это связано с поздним приходом многих детей в детский сад, переодеванием, проведением утренней гимнастики, приемом пищи, подготовкой к занятиям и пр. В такой короткий отрезок времени (10-12 мин) ребенок не может полноценно развернуть игру (реализовать игровой замысел), а неоднократное прерывание игры со стороны педагога создает опасность разочарования ребенка в деятельности, а также формирования привычки завершать начатое дело, не добившись результата.

В результате беседы с родителями было выяснено, что 48 % детей в ссоры практически никогда не вступают (низкий уровень конфликтности), 26 % детей конфликтуют, но редко, в основном, если родители не удовлетворяют их желания (средний уровень), а 26 % детей конфликтуют часто, но, по словам родителей, скорее из-за упрямства (высокий уровень конфликтности).

Для выявления эмоционального состояния детей мы использовали индивидуальные беседы по проекционным картинкам «Разложи картинки». Анализ результатов показал, что в 90 % случаев ребенок хочет участво-

вать в совместной деятельности со сверстниками или с воспитателем. При этом, выбирая грустное или веселое лицо, ребенок 5-го года жизни объясняет причину этого выбора.

Анализ результатов показал, что 33 ребенка (65 %) любят ходить в детский сад, 10 детей (20 %) ходят потому, что мама с папой на работе, и 7 детей (15 %) ответили, что им не нравится ходить в детский сад, что здесь заставляют спать и шумят. В ходе проведения исследования взаимоотношений в семье по диагностической методике «Рисунок семьи» обращалось внимание на поведение ребенка, его речевые высказывания. На предложение нарисовать семью, дети откликнулись с большим интересом. На вопрос «Кто тут нарисован?» все называли свои имена, то есть рисовали себя и тех людей, с кем они живут. У некоторых детей в рисунках отмечены были темные краски в изображении отцов. С этими детьми были проведены специальные беседы, в ходе которых были выявлены причины - частые конфликты в семье, крики, оскорбления и т. п. На рисунках представлены агрессивные позиции фигур (руки расставлены в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые, рот широко открыт, прорисованы зубы).

В итоге первого этапа исследования был выявлен уровень эмоционального благополучия каждого ребенка в двух группах детей 5-го года жизни. Оценка уровня эмоционального благополучия детей осуществлялась на основе выделенных критериев (положительный фон настроения, коммуникация со сверстниками, коммуникация с воспитателями, отношения в семье), которые в комплексе определяют уровень эмоционального благополучия ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Результаты первичной диагностики уровня эмоционального благополучия у детей

Уровни Коммуникация со сверстниками, % Коммуникация с воспитателем, % Отношения в семье, % Положительный фон настроения, % Эмоциональное благополучие (среднее значение)

Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2

Высокий 20 24 24 32 20 28 24 32 20 28

Средний 40 44 52 44 48 44 52 44 48 44

Низкий 40 32 24 24 32 28 24 24 32 28

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Результаты первого этапа исследования показали, что уровень эмоционального благополучия проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в результате взаимоотношений со сверстниками, включения воспитателя в совместную деятельность, переживания семейных ситуаций, отношения к оценке взрослого (родителей, воспитателей). Выявление статистически значимых различий по уровню эмоционального благополучия между двумя группами детей 5-го года жизни посредством критерия Манна-Уитни обнаружено не было, что позволило одну из групп (Гр. № 1) сделать экспериментальной (ЭГ), а другую (Гр. № 2) - контрольной (КГ) (рис. 1).

Анализ результатов позволил сделать вывод, что ребенок при отсутствии доброжелательных проявлений по отношению к нему со стороны сверстников не может удовлетворить собственные потребности, а это является одной из причин психологического конфликта и эмоционального неблагополучия. В итоге невозможность реализации значимой для ребенка потребности нарушает развитие его эмоциональной сферы: возникающий внутренний дискомфорт мешает процессу становления социальных эмоций, стимулирует негативные чувства, напряженные аффективные состояния (плохое настроение), сопровождающиеся резким снижением активности и инициативы.

На втором этапе исследования основной целью явилась разработка и реализация с детьми Гр. № 1 (экспериментальной) специальной программы занятий художественно-эстетической деятельностью, направленной

на обогащение эмоционального опыта детей, формирование положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

Основные задачи:

- развитие эмоциональной экспрессии, формирование у дошкольников опыта эмоционального реагирования в процессе ознакомления с азбукой выражения эмоций и реализации комплекса музыкальных пласти-ко-пантомимических этюдов и эмоционально-сенсорных игр;

- овладение словесными обозначениями эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики;

- формирование положительных дет-ско-родительских отношений в процессе культурно-досуговых мероприятий.

Развитие эмоциональной экспрессии у детей строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. С целью формирования у дошкольников опыта эмоционального реагирования и ознакомления с азбукой выражения эмоций мы включали в занятия игровые задания и музыкальные пластико-пантомимические этюды по материалам методических пособий М.И. Чистяковой «Психогимнастика», С.И. Карповой «Методика формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной ритмикой», Н.С. Ежковой «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», Н.Н. Ежова «Рабочая книга практического психолога» [4-7].

Рис. 1. Статистическое сравнение различий между Гр. № 1 (ЭГ) и Гр. № 2 (КГ)

Содержание эмоционально-экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы воспитателя.

В качестве методического материала мы использовали дидактическое пособие в виде круга (диаметром 30-40 см), к центру которого прикрепляется стрелочка. Внутри круга по окружности помещаются рисунки, изображающие сказочных персонажей в разных эмоциональных состояниях. Читая сказку, мы предлагали детям передвигать стрелочку с одного изображения на другое в соответствии с изменением настроения героев. Для этого использовали известные детям произведения, содержащие яркие описания эмоциональной экспрессии, например: С. Маршак «Перчатки», К. Чуковский «Краденое солнце», «Муха-цокотуха», русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Три медведя» (в обработке Л.Н. Толстого) и др.

В процессе занятий мы вместе с детьми проводили анализ когнитивных схем эмоций, начиная со следствия (эмоционального проявления), к содержанию ситуации (события), которое явилось причиной определенного эмоционального проявления, подводили детей к выводу, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Предлагали детям выполнить задания в альбомах, например, раскрасить эпизоды из произведения К.И. Чуковского «Айболит», ориентируясь на эмоциональное состояние каждого персонажа», или изобразить лица девочек: одной девочке радостно, а другой - грустно, подобрать одежду, которая подходит к настроению девочек, и т. д. На занятиях изобразительной деятельности просили детей изображать в рисунках разнохарактерных героев (добрый доктор Айболит, злая Баба Яга, хитрая лиса, заяц-хвастун, привереда-девочка, мальчик-хулиган и др.). На музыкальных занятиях просили выбирать музыкальное сопровождение к персонажам с определенным настроением, побуждали детей к сравнительному анализу эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на

окружающих и т. д.), к составлению рассказов из личного опыта о переживании ими определенных эмоций, ярких моментов в жизни, например, «Мой день рождения», «Моя первый полет на самолете», «Волшебное настроение Нового года», «Обида» и другие, отразить в танцевальной импровизации свое эмоциональное состояние.

Важнейшим направлением нашей работы стало психолого-педагогическое просвещение родителей в области эмоционального развития детей и положительных детско-родительских отношений. Выступая на родительских собраниях, мы рассматривали следующие вопросы: эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект, эмоциональное благополучие ребенка, сотрудничество со специалистами дошкольного учреждения, создание эмоционально-развивающей среды в семье. Развитию детско-родительских отношений способствует реализация принципа сотворчества взрослых (родителей, членов семьи) и детей на основе партнерства в процессе проведения различных культурно-до-суговых мероприятий. Сотворчество детей и взрослых предполагает особый стиль взаимодействия, в котором присутствуют свобода в общении, равноправие партнеров взаимодействия и уважительное отношение партнеров друг к другу, что способствует развитию эмоциональной близости, формированию доверительных отношений между родителями и детьми и тем самым обеспечивает формирование эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений. Мы организовали несколько культурно-досуговых мероприятий на темы «Осень золотая», «Русская ярмарка», «Зимняя сказка», «Встреча весны». В каждый досуг был включен раздел «Художественная мастерская», где заранее были приготовлены различные заготовки для выполнения детьми совместно с родителями творческих работ: рисунков, аппликаций, работ из природного материала и др. Практиковалось создание коллективных композиций, в которых несколько человек (детей и родителей) создают свой фрагмент общей композиции. Основная цель данных форм организаций заключалась в реализации на практике принципа сотворчества взрослых и детей, так как именно при изготовлении совместных работ родители воспринимают своего ребенка как полноцен-

ного партнера, благодаря систематическим занятиям ребенок иногда владеет художественными навыками лучше, чем родители.

Еще до окончания второго этапа работы и проведения повторной диагностики мы отметили положительные перемены в поведении детей: в группе стало гораздо меньше конфликтов, дети научились слушать друг друга, помогать друг другу в различных режимных моментах, чаще стали жалеть друг друга в случаях обиды. Многие из детей, которые раньше никогда не играли вместе, стали объединяться для совместных игр. Улучшение коммуникации со сверстниками положительным образом повлияло на эмоциональный фон и настроение детей. Родители

отмечали, что дети утром с удовольствием идут в сад и просят родителей не забирать их рано. Меньше конфликтных ситуаций стало дома, чему во многом способствовали и сами родители, которые стали лучше понимать своих детей, не предъявлять им завышенные требования, отношения между родителями и детьми стали более теплыми, доверительными.

На третьем этапе исследования (май 2017 г.) нами была проведена повторная диагностика уровня эмоционального благополучия детей в обеих группах (Гр. № 1 - ЭГ и Гр. № 2 - КГ) с использованием тех же методик, что и на первом этапе исследования, результаты представлены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Результаты повторной диагностики уровня эмоционального благополучия у детей экспериментальной группы (Гр. № 1) и контрольной группы (Гр. № 2)

Уровни Коммуникация со сверстниками, % Коммуникация с воспитателем, % Отношения в семье, % Положительный фон настроения, % Эмоциональное благополучие (среднее значение)

Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2 Гр. № 1 Гр. № 2

Высокий 66 28 68 40 64 28 70 36 67 33

Средний 34 52 32 44 36 44 30 40 33 45

Низкий 0 20 0 16 0 28 0 24 0 22

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 3

Показатели по уровням эмоционального благополучия дошкольников в Гр. № 1 (ЭГ) и Гр. № 2 (КГ) до и после проведения эмпирического исследования

Уровни Гр. № 1 (ЭГ), % Гр. № 2 (КГ), %

до после до после

Высокий 20 67 28 33

Средний 48 33 44 45

Низкий 32 0 28 22

Ось значимости:

201 241

Полученное эмпирическое значение И}МП(139) находится в зоне значимости.

Рис. 2. Статистическое сравнение различий между Гр. № 1 (ЭГ) и Гр. № 2 (КГ) в уровне эмоционального благополучия детей

Для выявления статистически достоверных различий между детьми экспериментальной и контрольной групп была использована методика Манна-Уитни. Анализ статистической обработки данных с применением коэффициента Манна-Уитни показал, что различия по уровню экономических знаний у детей экспериментальной и контрольной групп являются статистически значимыми (рис. 2).

Результаты повторной диагностики, свидетельствующие о выраженной положительной динамике в уровне эмоционального благополучия детей Гр. № 1 (ЭГ), подтвердили эффективность программы занятий художественно-эстетической деятельностью, направленной на обогащение эмоционального опыта детей, формирование положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Проведенное исследование показало, что детская художественно-эстетическая деятельность является эффективным средством организации аффективной составляющей личности ребенка, важным условием его

эмоционального благополучия и позитивного личностного развития.

Список литературы

1. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006.

2. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников. М.: Экон-информ, 2012.

3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.

5. Карпова С.И. Методика формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной ритмикой. Одинцово: ОГУ, 2014.

6. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010.

7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 315 с.

Поступила в редакцию 24.11.2017 г. Отрецензирована 14.12.2017 г. Принята в печать 19.03.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Кузьмина Ильина Александровна, аспирант, департамент педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Для корреспонденции: Карпова С.И., e-mail: [email protected]

Для цитирования

Кузьмина И.А., Карпова С.И. Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 128-135. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-128-135.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-128-135

ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITY AS THE CONDITION OF EMOTIONAL WELFARE OF CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

Ilina Aleksandrovna KUZMINA, Svetlana Ivanovna KARPOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The emotional well-being of children in the middle preschool age is discussed and description of the empirical research on the formation of emotional well-being in children of the fifth year of life in artistic and aesthetic activities is presented. The possibility of successful deve-

lopment of the emotional sphere of children, including the state of emotional well-being in music, pictorial, theatrical and gaming activities is shown. The main indicators of emotional well-being: the level of the child's relationship to himself, peers, adults, the general emotional tone, the ability of the child to determine the emotional state of another person, the level of empathy (sympathy) that the child demonstrates in verbal and non-verbal terms. The contents of the classes include assignments for the development of emotional expression, the formation of children's experience of emotional response in the process of acquaintance with the alphabet of expressing emotions, the implementation of a complex of plastic-pantomime sketches and emotional-sensory games. The content of classes and cultural and recreational activities is aimed at enriching the emotional experience of preschool children, the formation of a positive attitude towards peers, the skills of interaction with peers and adults, the development of child-parent relations. The conducted research has shown that children's artistic and aesthetic activity is a means of organizing the affective component of the child's personality, an important condition for his emotional well-being and positive personal development.

Keywords: emotional well-being; artistic and aesthetic activity; children of the fifth year of life

References

1. Uruntayeva G.A. Detskayapsikhologiya [Psychology of Children]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. (In Russian).

2. Badulina O.I. Emotsional'noye blagopoluchiye doshkol'nikov [Emotional Well-Being of Preschool Children]. Moscow, Ekon-inform Publ., 2012. (In Russian).

3. Smirnova Y.O., Kholmogorova V.M. Mezhlichnostnyye otnosheniya doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrektsiya [Interpersonal Relationship of Preschool Children: Diagnostics, Problems, Correction]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. (In Russian).

4. Chistyakova M.I. Psikhogimnastika [Psychogymnastics]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1995. (In Russian).

5. Karpova S.I. Metodika formirovaniya khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey u detey starshego doshkol'nogo vo-zrasta na zanyatiyakh muzykal'noy ritmikoy [Methods of Artistic and Creative Skills Formation of Elder Aged Preschool Children on Musical Rhythmics Classes]. Odintsovo, Odintsovo Humanitarian University Publ., 2014. (In Russian).

6. Ezhkova N.S. Emotsional'noe razvitie detey doshkol'nogo vozrasta [Emotional Development of Preschool Aged Children]. Moscow, Vlados Publ., 2010. (In Russian).

7. Ezhova N.N. Rabochaya knigaprakticheskogopsikhologa [Workbook of Practical Psychologist]. Rostov-on-Don, Fe-niks Publ., 2006, 315 p. (In Russian).

Received 24 November 2017 Reviewed 14 December 2017 Accepted for press 19 March 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Kuzmina Ilina Aleksandrovna, Post-Graduate Student, Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For correspondence: Karpova S.I., e-mail: [email protected]

For citation

Kuzmina I.A., Karpova S.I. Khudozhestvenno-esteticheskaya deyatel'nost' kak uslovie emotsional'nogo blagopoluchiya detey pyatogo goda zhizni [Artistic and aesthetic activity as the condition of emotional welfare of children of the fifth year of life]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 128-135. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-128-135. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.