Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2603
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / COMMUNICATIVE PERSONALITY STRUCTURE / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галеева Елена Владимировна, Топченюк Олеся Васильевна, Манзырева Екатерина Сергеевна

Формирование личности, развитие ее творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное состояние и самочувствие в детстве. Одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований в последние десятилетия является эмоциональное развитие детей. Эмоциональное благополучие ребенка расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям в деятельности общения. Развивая коммуникативные способности, дети дошкольного возраста овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативная деятельность способствует развитию всех психических процессов и свойств личности. Коммуникативные способности являются важным аспектом установления полноценных межличностных отношений, а также налаживания контактов с окружающими людьми. Воспитатель, формируя взаимоотношения с детьми, влияет на их эмоциональное благополучие: отношения доверия, поддержки, сотрудничества, принятие ребенка укрепляют эмоциональное благополучие; отношения контроля, напряженности, агрессии, тревожности способствует возникновению эмоционального неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галеева Елена Владимировна, Топченюк Олеся Васильевна, Манзырева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES AND THEIR INFLUENCE ON EMOTIONAL WELL-BEING PRESCHOOL CHILDREN

Formation of personality development of its creative potential, self-actualization of man depend on many factors, among which an important place occupies an important place by his emotional state and well-being in childhood. One of the priority directions of psychological and educational research in recent decades is the emotional development of children. Emotional wellbeing of the child is understood as an indicator of an optimality of his general mental development and psychological health. Emotional well-being contributes to the normal development of the child's personality, the development of his positive qualities, friendly to other people in the activities of communication. Developing communicative abilities, children of preschool age seize diverse experience of mankind, including communicative competences. The communicative activity contributes to the development of mental processes and personality traits. Communication skills are essential for the establishment of full-fledged interpersonal relations, as well as establishing contacts with other people. Mentor, forming relationships with children, affect their emotional well-being: a relationship of trust, support, cooperation, acceptance of the child's emotional well-being strengthened; attitude control, tension, aggression, anxiety contributes to emotional distress.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

УДК 373.24

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2016

Галеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Топченюк Олеся Васильевна, студент 4 курса кафедры «Психологии и педагогики

дошкольного образования» Манзырева Екатерина Сергеевна, студент 4 курса кафедры «Психологии и педагогики

дошкольного образования» Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. Формирование личности, развитие ее творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное состояние и самочувствие в детстве. Одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований в последние десятилетия является эмоциональное развитие детей. Эмоциональное благополучие ребенка расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям в деятельности общения. Развивая коммуникативные способности, дети дошкольного возраста овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативная деятельность способствует развитию всех психических процессов и свойств личности. Коммуникативные способности являются важным аспектом установления полноценных межличностных отношений, а также налаживания контактов с окружающими людьми. Воспитатель, формируя взаимоотношения с детьми, влияет на их эмоциональное благополучие: отношения доверия, поддержки, сотрудничества, принятие ребенка укрепляют эмоциональное благополучие; отношения контроля, напряженности, агрессии, тревожности - способствует возникновению эмоционального неблагополучия.

Ключевые слова: общение, эмоциональное благополучие, взаимоотношения, коммуникативные способности, коммуникативная структура личности, дети дошкольного возраста, коммуникативные умения, коммуникативные компетенции.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES AND THEIR INFLUENCE ON EMOTIONAL WELL-BEING PRESCHOOL CHILDREN

© 2016

Galeeva Elena Vladimirovna, assistant professor of the chair «Psychology and pedagogy

preschool education»

Topchenyuk Olesya Vasilevna, the 4th year student of the chair "Psychology and pedagogy

preschool education"

Manzyreva Ekaterina Sergeevna, the 4th year student of the chair "Psychology and pedagogy

preschool education" Irkutsk state University, Irkutsk (Russia)

Abstract. Formation of personality development of its creative potential, self-actualization of man depend on many factors, among which an important place occupies an important place by his emotional state and well-being in childhood. One of the priority directions of psychological and educational research in recent decades is the emotional development of children. Emotional wellbeing of the child is understood as an indicator of an optimality of his general mental development and psychological health. Emotional well-being contributes to the normal development of the child's personality, the development of his positive qualities, friendly to other people in the activities of communication. Developing communicative abilities, children of preschool age seize diverse experience of mankind, including communicative competences. The communicative activity contributes to the development of mental processes and personality traits. Communication skills are essential for the establishment of full-fledged interpersonal relations, as well as establishing contacts with other people. Mentor, forming relationships with children, affect their emotional well-being: a relationship of trust, support, cooperation, acceptance of the child's emotional well-being strengthened; attitude control, tension, aggression, anxiety - contributes to emotional distress.

Keywords: communication, emotional well-being, relationships, communication skills, communicative personality structure, the children of preschool age, communication skills, communicative competence.

Гуманистическая парадигма в образовании актуализировала интерес к проблеме развития детской личности, важное место в которой занимают коммуникативные способности. Умение вступать в контакт, поддерживать его, проявлять эмпатию, оказывать поддержку составляют базис успешности ребенка в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Проблема эмоционального благополучия в настоящее время приобретает большую значимость в связи с социальной нестабильностью, напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками людей. Ребенок в этих условиях является наиболее беззащитным и уязвимым. Дети не всегда могут преодолеть кризисные, стрессовые ситуации, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воз-

действиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое эмоциональное благополучие.

Данная проблема является особенно актуальной в отношении дошкольного возраста, так как в этот период эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни ребенка. Дошкольное детство исследователи рассматривают как особо ответственный период в развитии человека, когда закладываются основные личностные механизмы, возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающим миром и людьми. Именно в этом возрасте формируется тот устойчивый внутренний мир, который даёт основание называть ребёнка личностью (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец и др.). Ряд исследователей детского возраста (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) указы-

вают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека.

Наибольший интерес вызывают вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, где для них расширяется сфера деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Важную роль в системе межличностных отношений дошкольника играет воспитатель.

Таким образом, очевидна огромная роль благоприятного эмоционального развития ребенка для всей его жизни и деятельности, а также необходимость своевременного выявления и преодоления эмоционального неблагополучия, которое может нанести вред его психическому здоровью. В связи с этим важно изучить влияние взаимоотношения воспитателя с детьми на эмоциональное благополучие.

Развитие коммуникативных способностей - важное условие нормального психологического развития ребенка, основа эмоционального благополучия, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Огромная роль развития коммуникативных способностей становится более очевидной на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда их недостаточное развитие затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом (М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.). Развитие коммуникативных способностей является важнейшей основой обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

В психолого-педагогической литературе проблема коммуникативных способностей личности дошкольника затрагивалась в работах следующих авторов: в контексте речевого общения А.Г. Арушановой, в сфере отношений в коллективе Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, как важная составляющая готовности к школе Л.И. Рузской, Р.Б. Стеркиной.

Изменение требований к качеству образования, которое также проявляется и в уровне сформированности коммуникативных способностей дошкольника требует пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса и способствующих созданию условий для развития коммуникативных способностей.

Однако, при анализе психолого-педагогической литературы мы сталкиваемся со следующей проблемой: недостаточной разработанностью вопроса использования конкретных технологий и педагогических условий организации работы по развитию эмоционального благополучия и развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к сформирован-ности коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста, которые обеспечивают эмоциональное благополучие и недостаточной разработанностью методических подходов к их развитию. Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы исследования.

На данный момент в научной литературе отсутствует единый подход к пониманию общения, что обусловлено сложностью и емкостью данного понятия. В широком смысле общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата в совместной деятельности.

В рамках деятельностного подхода, представленного в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, общение

выступает как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная Дж. Мидом концепция «ролевого поведения» и учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения.

Коммуникативная структура личности проявляется в коммуникативной деятельности. Как отмечает М.И. Лисина, коммуникативная деятельность по сути своей является синонимом общения. В то же время, В.И. Кабрин придерживается иной точки зрения, указывая, что соотношение общения и коммуникативной деятельности является соотношением целого и частей.

Помимо этого, коммуникативную структуру личности входят коммуникативные способности. Коммуникативные способности - это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Понятие коммуникативной способности в ряде работ рассматривается как комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, ее социально-перцептивных и операционно-технических знаний и умений, которые обеспечивают регуляцию и протекание деятельности общения.

Рассматривая коммуникативный потенциал личности, Б.Ф. Ломов выделяет комплекс качеств, которые облегчают или затрудняют общение. Мы предполагаем, что этот комплекс качеств как раз и близок по своей сути к коммуникативным качествам личности. Данный автор определяет коммуникативные качества как совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, которые характеризуют ее отношение к людям и обеспечивают возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимание между людьми.

Эти свойства также являются устойчивыми и постепенно они переходят в коммуникативные свойства личности. Коммуникативный потенциал, по мнению авторов, является динамичным, развивающимся, обогащающимся образованием, все составляющие которого взаимосвязаны между собой.

На современном этапе развития современной системы дошкольного образования воспитатель рассматривается не только как человек, который активно взаимодействует, а как человек, который понимает и чувствует ребёнка, создаёт условия для его развития. В работах Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой, М.В. Крулехт, В.Г. Маралова и других авторов отмечается, что развитие субъектности ребёнка возможно лишь во взаимодействии с педагогом, творческая индивидуальность которого проявляется в способности к саморазвитию.

В то же время исследования, проведённые В.М. Ивановой и другими авторами, указывают на наличие самых разных проблем во взаимоотношениях воспитателей с детьми, а именно: проявление негибкости поведения, недостаточный уровень самоуважения, самопринятия, ограниченность познавательных интересов. Всё это оказывает влияние на развитие детей.

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре мы находим понятие «эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного

эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия -неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г.Б. Степановой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание успеха - неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие, подчеркивает автор, могут иметь разное содержание, т.е. разную точку на континууме от «+» до «-». Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Согласно исследованиям ученых Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

Н.М. Степаненко определяет эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаева понимает чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Она выделяет следующие основные показатели эмоционального благополучия:

- Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.

- Общий эмоциональный тонус.

- Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.

- Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам. На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Влияние воспитателя на личность ребенка осуществляется, прежде всего, в процессе общения. При этом личность самого воспитателя, его особенности эмоцио-134

нальной сферы выступают как важные факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка.

В.М. Иванова в своем исследовании установила, что такие характерологические особенности личности педагога как высокая тревожность, чрезмерная мнительность и внушаемость, низкий уровень эмпатии, выраженная доминантность и ригидность мышления являются причиной неудовлетворенности детей взаимоотношениями в группе сверстников, разобщения в детской среде.

Высокий уровень нервно-психического напряжения педагога, проявляющийся в повышенной импульсивности, большом количестве страхов, способствует эмоциональной напряженности, тревожности, изолированности детей в группе. Педагоги с низким уровнем нервно-психического напряжения создают атмосферу эмоционального благополучия, удовлетворенности взаимоотношениями в детском коллективе, уверенности и свободы в самочувствии и поведении детей.

Направленность личности педагога, выраженная в стремлении контролировать поведение детей, «принципиальном» подходе к основам воспитания, высокой подозрительности поведения взаимосвязана с формированием чувства собственной недостаточности у детей.

Демократический стиль руководства группой чаще используют воспитатели с высокой общительностью, эмпатией, обладающие определенной степенью внушаемости и часто находящиеся в ситуации конструктивной тревожности.

Авторитарный стиль руководства группой чаще применяют воспитатели с высоким уровнем нервно-психического напряжения, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения. Такие педагоги не уверены в себе, часто обременены неврозом страха, избегают нового, не инициативны, осуществляют повышенный контроль над поведением детей, проявляют максимализм в подходах к воспитанию детей.

Для формирования эмоционального благополучия детей в группе детского сада, по мнению О.И. Бадулиной, должны быть реализованы следующие педагогические условия:

- удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом на основе личностно-ориентированной модели «рядом», а не «над ребенком»;

- руководство и организация любой деятельности детей, включая свободную самостоятельную;

- удовлетворение потребностей ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками, формирование ценностных ориентаций в жизни группы и подлинной общности детей на основе определенных традиций в группе и театрализованной деятельности;

- формирование положительной самооценки ребенка благодаря «игровой жизненной позиции», которая создает основу для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях.

Потребность ребенка в поддержании чувства безопасности и уверенности в его защищенности со стороны взрослых обеспечивается проявлением заботы и демонстрацией ребенку, своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, которая обеспечивает ему уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.

Н.М. Степаненко считает важным для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОУ следующие условия:

- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотруд-

ничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;

- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

Л.В. Тарабакиной было выявлено, что наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого является тактильный контакт. Воспитатели, которые умеют поддерживать тактильный контакт путем легких поглаживаний по голове, по плечу, обнимать ребенка, формируют для ребенка ощущение безопасности. Для некоторых детей он может быть сравнительно непродолжительным, а для других должен длиться достаточно долго.

По мнению Н.В. Пожиткиной, благоприятный микроклимат, созданный воспитателем в учебно-воспитательном процессе, характеризуется тем, что ребенок испытывает:

- положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к образовательному учреждению в семье;

- положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями ребенка с педагогом и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни коллектива.

- эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливой оценки;

- положительные эмоции от столкновения с новым материалом. Психологи выделили ряд стадий - «реакций» на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлеченность обучаемых этим предметом;

- положительные эмоции, возникающие при овладении детьми приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей познавательной деятельности, самообразования. Большую радость у детей обычно вызывает их самостоятельность в образовательной деятельности.

Таким образом, при анализе данного вопроса мы

увидели, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие хорошо относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений обеспечивается путем поэтапного их формирования. На этапе создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений воспитатель выявляет у детей имеющийся опыт, доводит до их понимания роль общения в жизни и развитии человека и создает интерес к процессу овладения коммуникативными умениями. На этом этапе используются модель круга общения детей, специально подобранные коммуникативные ситуации, анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, идентификация ребенка с каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.

На этапе творческого применения коммуникативных умений создаются условия для свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности и для творческого их использования в самостоятельном, свободном общении. Детей широко вовлекают в творческие задания - сочинение рассказов из личного коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, беседы при свечах, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Воспитатель, формируя взаимоотношения с детьми, также влияет на их эмоциональное благополучие: отношения доверия, поддержки, сотрудничества, принятие ребенка укрепляют эмоциональное благополучие; отношения контроля, напряженности, агрессии, тревожности - способствует возникновению эмоционального неблагополучия.

Таким образом, анализ дидактических и методологических концепций, показывает, что в дошкольном возрасте взаимоотношения с воспитателем играют важную роль в развитии, формируют коммуникативные способности. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве и принятии ребенка, взаимопонимании способствует формированию у него эмоционального благополучия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО «МОДЭК». 2007. - 156 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. «Союз», 2007. - 418 с.

3. Мухина, В. С. Детская психология - М., Эксмо-Пресс, 2010. - 352 с.

4. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1985. - 384 с.

6. Абрамян, Л.А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. - Одесса, 1990. С. 37-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка - М.: Изд. Институт практической психологии, 2007. - 162 с.

8. Леонтьев, А. А. Психология общения - М.: Смысл, 1999. - 451с.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками - М., 2009. - 125 с.

10. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2005. - 79с.

11. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология развития эмотивной лексики и овладения эмоциональными представлениями в дошкольном возрасте // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 51-53.

12. Маралов В. Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми- М.: Академический Проект: Парадигма, 2005. - 117 с.

13. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. - М.; Воронеж, 2001. - 126 с.

14. Иванова, В.М. Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста. - СПб. 2001. - 21 с.

15. Пальцева, Л.И. Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 92-94.

16. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребёнка-дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. 1998. - №5. -С.39-53.

17. Степаненко, Н.М. Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения // Справочник педагога психолога. 2012. - №2. - С.18-23.

18. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психологические и психолигнгвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 53-55.

19. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья]/Психология, социология и педагогика. - Июнь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856

20. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное здоровье школьника. Теория и практика психологического сопровождения - М., 2000. - 20 с.

21. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология формирования вербализации эмоциональных представлений у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 18-19.

22. Galeeva, E.V., Galkina I.A. / Emotional performances ,their psychological nature ,mechanism and process of reflection in speech // Inovations in education: Monograph Volume 6/ed.by L. Shlossman.-Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH 2015- Р. 3-14

23. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. - М.: 2001. - 20 с.

24. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка,навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.