УДК 373
DOI: 10.54158/27132838_2021_5_14
Научная статья
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Ершова Оксана Анатольевна,
магистрант 1 курса,
ФГБОУВО «Ульяновский
государственный
педагогический университет
им. И.Н. Ульянова»,
432071, г. Ульяновск, площадь Ленина,
дом 4/5
Стожарова Марина Юрьевна,
кандидат педагогических наук,
профессор кафедры дошкольного и
начального общего образования,
преподаватель,
ФГБОУ ВО «Ульяновский
государственный
педагогический университет
им. И.Н. Ульянова»,
432071, г. Ульяновск, площадь Ленина,
дом 4/5.
[email protected] Аннотация:
В статье затронута одна из актуальных проблем дошкольного образования подготовка старших дошкольников к школьному обучению. Рассмотрен вопрос взаимодействия дошкольной организации с семьей в процессе подготовки детей к школе. Представлен план мероприятий агитпоезда «Дошколёнок» с целью создания единого образовательного пространства «Ребенок - детский сад -семья» и повышения имиджа ДОО.
Original article
INTERACTION BETWEEN PRESCHOOLS AND FAMILIES IN THE PROCESS OF PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL
Ershova O.A.
Master student 1ndcourse, Ulyanovsk State University of Education, 4/5, Lenin Square, Ulyanovsk, 432071, Russia [email protected]
Stozharova M.Iu.
PhD in Pedagogic Sciences,
Professor of the Department of Preschool and
Primary General Education,
Lecturer,
Ulyanovsk State University of Education, 4/5, Lenin Square, Ulyanovsk, 432071, Russia. [email protected]
Summary:
The article touches on one of the current problems of pre-school education preparation of older preschool children for schooling. The question of interaction between preschool organization and the family in the preparation of children for school is considered. It presents the plan of events of the "Pre-schooler" agit-travel in order to create a unified educational space «Child - Kindergarten - Family» and to improve the image of ECE center.
14
Ключевые слова: взаимодействие, педагог, семья, дошкольники, учебная деятельность, готовность к школе, формы работы.
Keywords: communication, educators, family, рreschoolers, learning, school readiness, forms of work.
Для цитирования: Ершова О.А., Стожарова М.Ю. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей к школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 14-22. DOI: 10.54158/27132838_2021_5_14
For citation: Ershova OA, Stozharova MIu. Interaction between preschools and families in the process of preparing children for school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):14-22. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_14
Введение. Сегодня к детям, поступающим в первый класс, предъявляются достаточно высокие требования к уровню их психофизического развития. Это связано с усложнением содержания и средств обучения в начальной школе. Современный первоклассник должен быть, в первую очередь, готов к освоению учебной деятельности со стороны развития интеллектуальной, социальной и личностной сфер. В связи с этим одной из актуальных проблем дошкольного образования стала эффективная подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, формирование у них необходимых видов готовности: физической, педагогической и психологической.
Необходимость проведения целенаправленной работы по подготовке старших дошкольников к обучению в школе указана и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования1 (ФГОС ДО). В нем среди главных задач современного дошкольного образования указано обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, что позволит детям наиболее эффективно сформировать
1 Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
15
необходимую готовность к учебной деятельности.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования изучалась и анализировалась практика МБДОУ детский сад № 169. Использовались методы: постановки учебных задач, анализ данных.
Результаты исследования и их обсуждение. В научных исследованиях многих ученых (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин) определено, что готовность к школе старших дошкольников является сложным и многокомпонентным образованием. При этом успешность начала обучения ребенка во многом связана с уровнем психологической готовности, представляющей собой комплекс интеллектуально-личностных и социальных качеств. Именно данные показатели имеют наименьшие уровни развития у старших дошкольников.
Разрешение задач по подготовке детей к школьному обучению во многом зависит от эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Значимость этого аспекта связана с тем, что именно семья в период дошкольного детства играет одну из главных ролей в развитии личности ребенка, в становлении его качеств и интересов. Недаром в ФГОС ДО указано на обязательную организацию сотрудничества с семьями воспитанников, для создания единого эффективного образовательного пространства. Большинство родителей (законных представителей) воспринимают готовность ребенка к обучению в школе умением читать, писать и считать. Задача педагогического коллектива объяснить родителям, что интерес и готовность к школе могут быть сформированы и при отсутствии этих умений и навыков.
В связи с этим педагогический коллектив дошкольной организации выстраивает работу с семьями воспитанников согласно следующим задачам:
16
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in EducationiElectronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
- научить родителей (законных представителей) осуществлять поддержку и сопровождение своего ребенка при поступлении в школу;
- повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
- укреплять партнерские отношения между ДОО, родителями (законными представителями) и иными представителями педагогического сообщества.
Взаимодействие с семьей - это важнейшее направление деятельности специалистов ДОО. Его эффективность во многом определяется формами и методами организации работы с родителями (законными представителями), которые используются педагогами.
Любая форма работы с родителями (законными представителями) должна быть направлена на установление доверительных отношений между всеми субъектами педагогического процесса, на объединение их в единую команду, на развитие стремления выстраивать отношения друг с другом по вопросам воспитания и обучения детей в период подготовки к школе.
В практике работы ДОО к настоящему времени имеется ряд форм работы с семьями воспитанников, которые носят устойчивый характер, не изменяемый уже на протяжении многих лет. Они относятся к разряду традиционных форм. Специфика, классификация, методика проведения описана многими исследователями, в т.ч. Е.П. Арнаутовой [1], Т.А. Данилиной, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, Е.В. Пономаревой.
Традиционные формы используются при организации взаимодействия с родителями (законными представителями) по следующим направлениям:
1 направление - работа с семьями воспитанников внутри ДОО;
2 направление - работа с семьями воспитанников за пределами ДОО, в окружающем социальном пространстве.
17
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in Education:Electronic Scientific Journal
¡zdanie-nauka.ru
В качестве главной особенности нетрадиционных форм работы с родителями, по мнению Е.Н. Реневой, выступает перестройка традиционных основ взаимодействия с семьей в сторону партнерского участия [2].
Сегодня существует достаточно большое разнообразие видов нетрадиционных форм работы с родителями (законными представителями), которые подразделены Т.В. Кротовой на несколько групп:
1 группа - информационно-аналитические формы;
2 группа - познавательные формы;
3 группа - досуговые формы;
4 группа - наглядно-информационные [3].
Работа педагога и семьи будущего первоклассника по формированию готовности к школе включает следующие составляющие:
- формирование представления об учебной деятельности (на основе этого качества будущий первоклассник активно ведет себя на образовательных мероприятиях, проявляет усидчивость и внимание, выполняет инструкции взрослого, действует по образцу);
- развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости, старательности (данные качества помогают ребенку проявлять стремление овладевать знаниями и умениями);
- формирование сочувствия, отзывчивости, эмпатии, справедливости, коллективизма (данные качества помогают выстраивать дружеские отношения, взаимодействовать в коллективе сверстников);
- развитие в ребенке любознательности, произвольного внимания, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, инициативности (на основе данных качеств дошкольники быстрее овладевают знаниями, достигают положительных результатов в ученой деятельности).
Педагоги отмечают, что сейчас современные родители неохотно выходят
18
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in EducationiElectronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
за пределы своих стереотипов о взаимодействии с ДОО в процессе подготовки к школьному обучению и об этом свидетельствуют проведенные исследования О.Л. Зверевой. Позже эти же данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой. В связи с этим задача педагогического коллектива подобрать формы и методы общения с семьями воспитанников таким образом, чтобы способствовать созданию единого образовательного пространства, в котором будет возможно благоприятное проживание ребенком предшкольного периода жизни [4].
В нашем дошкольном учреждении МБДОУ детский сад №169 составляется перспективный план работы с родителями (законными представителями) будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1 раз в квартал), консультации для родителей (ежемесячно - 9 консультаций в год), а также консультации специалистов по запросу родителей (законных представителей), оформляются папки-передвижки и 2 раза в год организуются образовательные мероприятия в рамках агитпоезда «Дошколёнок» с целью создания единого образовательного пространства «Ребенок - детский сад - семья» и повышения имиджа ДОО (таблица 1).
Таблица 1 - План проведения мероприятий «Дня открытых дверей» в рамках агитпоезда «Дошколёнок» в МБДОУ детский сад № 169
№ п/п Название мероприятия
1. «Математическая ромашка» КВН для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по познавательному развитию
2. «Солнышко» образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (Аппликация) с детьми младшего дошкольного возраста
3. «Совушка-сова» мастер-класс работа с природным и бросовым материалом
4. «Кукла-колокольчик»» мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству
5. «Посчитаем до 6» образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста
19
6. «В гостях у Осени» образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (Музыка) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
7. «Чемпиончики» образовательная деятельность по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
8. Заседание круглого стола обсуждение, обмен мнениями
Для успешного взаимодействия с семьей в данном направлении мы разрабатываем содержание совместной работы с учетом принципов индивидуального подхода, доверия и поддержки, системности, последовательности и единства требований. При этом важным является применение комплекса различных форм и методов взаимодействия, способствующих установлению доверительных и положительных отношений с целью обмена информацией и умениями, эмоциями и чувствами, раскрытию воспитательных способностей, как родителей, так и педагогов.
Заключение. Грамотно выстроенная совместная работа педагогов с семьями воспитанников помогает достигать хороших результатов в процессе подготовки к школьному обучению. Это связано с тем, что в дошкольном детстве пример взрослого является главной силой, воздействующей на развитие личности, на становление способностей ребенка. Дети с поддержкой взрослых приобретают не только элементарные знания, умения и навыки, но и свой первый жизненный опыт об окружающей действительности. Именно эти качества дают уверенность детям на пороге школы.
Список литературы / References
1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М.: Владос, 2008. 213 с. [Arnautova EP. Praktika vzaimodeistviya
20
no. 5 (7), 2021 Science and Practice in EducationiElectronic Scientific Journal
izdanie-nauka.ru
sem'i i sovremennogo detskogo sada. Moscow: Vlados Publ.; 2008. 213 p. (In Russ.).]
2. Ренева Е.Н., Быкова С.С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. С. 81-85. URL: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm (дата обращения: 10.10.2021). [Reneva EN, Bykova SS. Semeinyi klub kak forma organizatsii sotsial'nogo partnerstva doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii i sem'i. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2016;(3):81-85. (In Russ.). Available from: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm [Accessed: 10th October 2021].
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации. М.: Сфера, 2019. 112 с. [Zvereva OL, Krotova TV. Obshchenie pedagoga s roditelyami v DOO. Moscow: Sfera Publ.; 2019. 112 p. (In Russ.).]
4. Стожарова М.Ю. Лекции и практические занятия по спецкурсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников»: учебное пособие. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2009. 132 с. [Stozharova MIu. Lektsii i prakticheskie zanyatiya po spetskursu: "Formirovanie shkol'noi zrelosti doshkoVnikov". Ulyanovsk: Ilya Ulyanov State Pedagogical University Publ.; 2009. 132 p. (In Russ.).]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare that there is no conflict of interest.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final manuscript.
21
Сведения об авторах:
Ершова Оксана Анатольевна, магистрант 1 курса, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», етаИ: [email protected]
Ershova O.A., Master student 1ndcourse, Ulyanovsk State University of Education, 4/5, Lenin Square, Ulyanovsk, 432071, Russia, еmail: [email protected]
Стожарова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования, преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», ORCID ID: 0000-00026289-3196, етай: [email protected]
Stozharova M.Iu., PhD in Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Preschool and Primary General Education, Lecturer, Ulyanovsk State University of Education, ORCID ID: 00000002-6289-3196, еmail:stogmarin@,mail.ru
Поступила 23.10.2021; одобрена после рецензирования 21.11.2021; принята к публикации 24.11.2021. Submitted 23.10.2021; approved after reviewing 21.11.2021; accepted for publication 24.11.2021
Attribution Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
22