Научная статья на тему 'Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста'

Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская субкультура / коллекционирование / копилка / старший дошкольный возраст / финансовая культура / children’s subculture / collecting / piggy bank / senior preschool age / financial culture

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калабина Инна Александровна, Виногорова Виктория Николаевна

Обоснование исследования. Повышение финансовой грамотности населения относится к числу приоритетных направлений политики РФ. В Стратегии повышения финансовой грамотности, утвержденной Правительством РФ, в качестве образовательного направления выделена работа с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем финансовая грамотность не является единственным основанием для становления финансово грамотного и рационального поведения. В ряде исследований выдвигается тезис о необходимости формирования финансовой культуры личности как более широкого понятия, включающего знания, умения, нравственные и ценностные аспекты. Применительно к детям дошкольного возраста требуется обоснование содержательных аспектов финансовой культуры и факторов, влияющих на ее формирование. В большинстве исследований показана роль семейных факторов и работы в образовательном учреждении, но мало рассматривается влияние детского сообщества и возможностей детской субкультуры. Описание исследования. Процедура исследования включала беседу с детьми, направленную на изучение финансово-экономических представлений, наличия у детей копилок, коллекций, игр как элементов детской субкультуры, связанных с финансовой культурой дошкольников; решение двух экономических задач; незавершенные истории и кейс, направленные на изучение ценностных ориентиров и финансового поведения. В исследовании приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста из различных городов России. Результаты. В исследовании выявлена связь между предпочитаемыми играми и способами решения финансово-экономических ситуаций детьми, между наличием у детей копилок, опыта накопления и способностью откладывать желания, отличием в принятии финансовых решений. Заключение. Полученные данные подтверждают предположение о влиянии детской субкультуры как фактора становления финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Такие элементы детской субкультуры, как копилки, коллекции и игры на финансово-экономическую тематику, являются доступными средствами формирования и развития у детей финансовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калабина Инна Александровна, Виногорова Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s subculture as a factor in the formation of the financial culture of older preschool children

Justification of the study. Increasing the financial literacy of the population is one of the priority areas of the policy of the Russian Federation. The Strategy for Increasing Financial Literacy, approved by the Government of the Russian Federation, singles out work with preschool children as an educational area. At the same time financial literacy is not the only basis for the formation of financially literate and rational behavior. A number of studies put forward the thesis about the need to form the financial culture of the individual as a broader concept that includes knowledge, skills, moral and value aspects. In relation to preschool children, it is necessary to substantiate aspects of financial culture and the factors influencing its formation. Recent research shows the role of family factors and educational institution, but little consideration is given to the influence of the children’s community and the possibilities of the children’s subculture. Description of the study. The research procedure included a conversation with children aimed at studying financial and economic representations, whether children have piggy banks, play as elements of a children’s subculture associated with the financial culture of preschoolers; solution of economic problems; unfinished stories and case studies aimed at studying value orientations and financial behavior. The study involved 52 children of senior preschool age from various cities of Russia. Results. The study revealed a connection between the preferred games and the ways of solving financial and economic situations by children, between the presence of piggy banks, the experience of accumulation and the ability to postpone desires, and the difference in making financial decisions. Conclusion. The data obtained confirm the assumption about the influence of children’s subculture as a factor in the formation of financial culture of older preschool children. Such elements of children’s subculture as piggy banks, play on financial and economic topics are available means of forming and developing financial culture in children.

Текст научной работы на тему «Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31

�������� �.�., ���������� �.�.

������� ����������� ��� ������

������������ ����������

�������� ����� ��������

����������� ��������

�������� ���� �������������*, ���������� �������� ����������

���������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������

(�����-���������, ������)

����������� ������������. ��������� ���������� ����������� ��������� ��������� � ����� ������������ ����������� �������� ��. � ��������� ��������� ���������� �����������, ������������ �������������� ��, � �������� ���������������� ����������� �������� ������ � ������ ����������� ��������. ������ � ��� ���������� ����������� �� �������� ������������ ���������� ���

����������� ��������� ���������� � ������������� ���������. � ���� ������������ �����������

����� � ������������� ������������ ���������� �������� �������� ��� ����� �������� �������,

����������� ������, ������, ������������ � ���������� �������. ������������� � ����� ����������� �������� ��������� ����������� �������������� �������� ���������� �������� � ��������,

�������� �� �� ������������. � ����������� ������������ �������� ���� �������� ��������

� ������ � ��������������� ����������, �� ���� ��������������� ������� �������� ����������

� ������������ ������� �����������.

�������� ������������. ��������� ������������ �������� ������ � ������, ������������ �� �������� ���������-������������� �������������, ������� � ����� �������, ���������, ��� ��� ��������� ������� �����������, ��������� � ���������� ��������� ������������; ������� ���� ������������� �����; ������������� ������� � ����, ������������ �� �������� ���������� ����������

� ����������� ���������. � ������������ ������� ������� 52 ������� �������� ����������� �������� �� ��������� ������� ������.

����������. � ������������ �������� ����� ����� ��������������� ������ � ��������� �������

���������-������������� �������� ������, ����� �������� � ����� �������, ����� ����������

� ������������ ����������� �������, �������� � �������� ���������� �������.

����������. ���������� ������ ������������ ������������� � ������� ������� ����������� ���

������� ����������� ���������� �������� ����� �������� ����������� ��������. ����� ��������

������� �����������, ��� �������, ��������� � ���� �� ���������-������������� ��������, �������� ���������� ���������� ������������ � �������� � ����� ���������� ��������.

�������� �����: ������� �����������, ������������������, �������, ������� ���������� �������,

���������� ��������.

��� �����������: �������� �.�., ���������� �.�. ������� ����������� ��� ������ ������������

���������� �������� ����� �������� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �4(112). � �. 22�31. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31

��������� ������ �������� 17.06.2022.

* ��������: innakalabina@mail.ru

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31

Children�s Subculture as a Factor in the Formation of the

Financial Culture of Older Preschool Children

Inna A. Kalabina*, Victoria N. Vinogorova

Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

Justification of the study. Increasing the financial literacy of the population is one of the priority areas

of the policy of the Russian Federation. The Strategy for Increasing Financial Literacy, approved by the

Government of the Russian Federation, singles out work with preschool children as an educational area.

At the same time financial literacy is not the only basis for the formation of financially literate and rational

behavior. A number of studies put forward the thesis about the need to form the financial culture of the

individual as a broader concept that includes knowledge, skills, moral and value aspects. In relation to preschool children, it is necessary to substantiate aspects of financial culture and the factors influencing its formation. Recent research shows the role of family factors and educational institution, but little consideration

is given to the influence of the children�s community and the possibilities of the children�s subculture.

Description of the study. The research procedure included a conversation with children aimed at studying financial and economic representations, whether children have piggy banks, play as elements of a children�s subculture associated with the financial culture of preschoolers; solution of economic problems;

unfinished stories and case studies aimed at studying value orientations and financial behavior. The study

involved 52 children of senior preschool age from various cities of Russia.

Results. The study revealed a connection between the preferred games and the ways of solving financial

and economic situations by children, between the presence of piggy banks, the experience of accumulation and the ability to postpone desires, and the difference in making financial decisions.

Conclusion. The data obtained confirm the assumption about the influence of children�s subculture as a

factor in the formation of financial culture of older preschool children. Such elements of children�s subculture as piggy banks, play on financial and economic topics are available means of forming and developing

financial culture in children.

Keywords: children�s subculture, collecting, piggy bank, senior preschool age, financial culture.

For citation: Kalabina I.A., Vinogorova V.N. (2022). Children�s subculture as a factor in the formation of the financial culture of older preschool children. Preschool Education Today. 4:16, 22�31

(in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-22-31

Original manuscript received 17.06.2022.

* Contacts: innakalabina@mail.ru

��������

��������� ���������� ����������� ��������� ����� ������ ��������� � ������������ ������������ ��������, ���������� ������������. �������������� �� ����������

���������������������������������������

� ���������� ��������� �� 2017�2023 ����.

� ��������� ������ ����������� �����������

������������, ������������ ������� �������

��������� ���������� ����������, � ����� ���������������������������������������������������������������������(���������,

2017). � ������ ���������� ��������� ������� ��������� ��������������� ���������:

�������� �� ����� ����� � ��������, ������������������ ������ ������� ����������

����������� �� ������������, ���������

���������� (����������� ���������� �� ���������� ����������� ����������, ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ ���������� ������� ��������� ���

����� � ���������� ����������� � ��.), ����

����������� � ��. ����� ��������, ���, ��

������ ������, ���������� ��������������� ��������� �������� ���� ����� ������,

������������ ������ ���������� �����������. ������� ����������� ������� ���������

���������� ���������, ���� �� ���� ������ ��

����� ���������� ���� ����������� ��������

������� ����������� �������� ���������� ���������. � ����� � ���� �� ������ ������������� ����������� ������ � ����������������

� ������������� ������������ ����������

�������� (�������, 2011; ����������, 2020;

������, 2017; �������, 2010).

������-���������� ������������, ��� ���������� �������� ���� ���������� �����������, ��� ��� ������������ �� ������ ������

���������������������,����������������

���������� (����������, 2020; ����������).

��������� � ������ ������� �������� ���������� ��������� ���������� ��������, ������� ���������� ���� �������� ����������

������� (������������, 2008). �������� ���������� �������� ��������� ������ ����� �

�������� � �������� ���������� ������������, ������� ������ �������� � �������� �������������, ����������, ��������������

������� (�������, 2011). � ���������� ���������� ������ ����������� ��������� ����������� ������ ����� �, ��� �������, ��������

������� ������������ ���������� ����������� (Csiszarik-Kocsir, Varga & Fodor, 2016).

���� ��������������� ���������� ����������� (financial literacy) ��� ������������ �����������: ���������� ������, �������������

������������, ��������� � ������ ��������

(Atkinson & Messy, 2012).

�������������������������������������

����� ������ � ���������: ���������� ����������� (��������, 2019), ������������� ���������� (�����, 2002), ������������� ������������ (������, 2009), ���������� ������������

(Danes,1994),�����������-����������������������� (�����, 1988; ������, 2006).

�������� ���� ������� ���������� ����������� (������ � ������ ��������� � ������� ���������) ��� ����� �����������

�������� ����� ���� ������������� � �������������.����������������������������������������,������������������������

�������� � ������������, ��������� ��������

(�����, 1988; ����������, 2008; ��������,

2019; ������, 2018). �.�. ����� � ��� ������������� ������� �������� � ���, ��� ����

������ ����������� �����������-������������� ������������� �������� ������� �����

����������� ������������� � ��������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� (�����, 1988).

������� ������������� � ���������� ��������� ��� ������������ �������������

������������� ����������� � ���� ��������

��� ������������: ��������� � ����������

(������,2015),�������������������������

������������� (��������, 2019), ��������� �

��� ���������, ��� ��� �� ������ � ���������� (����������, 2008).

�������� �� �������� �������� ������������ � �������� � ������� ����������� �������� �����������-������� �������

(���������, �������������, ����������, ������������, ���������������, ���� ����,

���������� � ��.), � ����� ��, ��� �������

� ������ �������� �� �������� ����������� ������� ������, �������, ������������ � ������������ ��� ���������� ���������-������������� ��������, �� ������

������, ���������� ����������� ���������� ������������� ������ ����� �����

������������ �������, ������������ ���������� ��������, � �� ������ ����� ���������� �����������.

��� ���������� ��������� ������� ����������� �������� �� �������� ��������

���������-������������� �������������,

������ � �����������-������� �������, ����������� �������, � ������ ��� ����������

������������, ���� ��������� �����������

����.

�������������� ���������� ������ ����������� ����� ����������� ���������

�������:

� ��������� ������������� ����� � ���������-������������� ����������, �� ���������� ���������-�������������� ����

(����, �������, �����, ���������, ����������

�����, ������, ����, �������, ���������, ����,

�������, ������, �������, �����������, �������, �����, ������� � �.�.);

� ������ �����, ��������� �� ��������� ������������� ����������� ���������

(��������, ���������, ����������, ������, ��������������, ���������, �����������, ������,

������������, ��������, ��������, ����������������� � ��.);

� �����������-������� �������� � ��������� � �������� ��� ��� ���� ����������

������� (���� ����������, ���������, ������������, ������, ������, �������, ����������, �������� � �.�.).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� ������������

���������� ��������

�� ������������ ���������� �������� ������������������������������������������

��������� �������. ����������� ����������

�������� ���������� � �������� ������������,

������� ������� � �����. ���������� ��������� ���������, ����� ����������, ���������������������� ������ �����, ���������������

������������������������������������������ � ���������� ���� � ����������� ��� ��������������������(Deckers,Falk,Kosse,Pinger

& Schildberg-H�risch, 2017; Soward, 2006; Tang,

2016). � ������ ������������ ������ (Drever et

al., 2015) ���������������, ��� ���� � �������

���� � �������� �� 3 ��� �� 21 ���� ���������

���������, ������ � ������, ������� ���������� �� ���������� ������������ �� ��������

��������, � ����� ����������� �������, �������� �� �������� ���������� ������������

�����, ����������� �� ������ ������ ��������:

����������� (3�5 ���), ��������� � �������

����� (6�12 ���), ��������� � ������� ����

(13�21 ���). ��������������� ������������ ��������,���������������������������������� ����� �������� �������������� �������,

���������� ������������ �������� ��������

��� ����� ��������� � ������� �����, � �������� ���������� ������� �������� ����� ���

�����������������������.������,�������������, ��� ��� ������� ��������� �� ��������������, �.�. �������������� ������� �����

���� ��� ������������ �������� (� �������,

�������� ����� ������ �� �������� �������������� ������� �������, ������� � ���� ������������������������������������������

��������),������������������������(��������, �������� ����� ������ ������� �� ����� �� ������� ��������������� ���������)

(Drever et al., 2015).

������������, ����������� ������� �.

������ � ���������, ��������, ��� ���� ���

� ���������� �������� ����� �������������

������������ ���������� ��������� �� ������ ������������� � �������� (Smith, Echelbarger,

Gelman, & Rick, 2018).

������ ��������� ���������, ���� ��������������� ���� � ������ � ������� �����,

�������, �� �������, ���������, ������� ���

������� ����������� ����� ��������� ������������ ������� �� ������������ ����������

�������� �����.

������� ����������� � ���������� �������� ����� ��������, � ��������� �������,

��� �������������� ��������, � ������� ����

������� ��������� ������� ������������� �

����������, �������� � ��������� ������ �

�������� �������� �������� (Gray, 2016).

�� ��� ������, ����� ���������� �������

�����������, ���: ����, ��������, ������������������, ���������, ��������������, �������, ��������� ������������ ��������� ������� ���������� ��������� � �����������

��������� � ���� ������. ��������, �������-������� ���� ���������, ������, ������.

����� � ��������� ����� ���������� ������� ������������ ���������� ���, ���������� ����������� ����� � ���������� �����

� ���� ����������� ������ ��� ���������:

�����������, ��������� ����, ���������,

�CashFlow�, �������������� � ��.

����������� ��������, ��������� � ����

���������� � ���������������� ���� ������

������� ���������, ������������� �������-����������� ������� ������� ������� ����������������������������������,���������

��������� � ���������� ����� (�����������,

2021). �������� ��� �������-�������� ����� (�������� ����� �������?�) ������� ����� � ������� � ������������� ����������.

������� ��������� �������-���������� ����

������������� ����������� � ������ ���������, � ���, ��� ��������� �����, ����� ����

������� � ������������.

������ ���� ����� ������ � ������� ���������, �������, �������. ������������������

������������ ����� ���� ������������ ������� � ������� �����������, ��������� ���������, �.�. ����������� ������ ��������

���������, ��� �������, ����, ������������� � ��. (�������, 2019). ������� � ��������� ����� ������ �� ������������ ����������� ����������� ��������� ������������,

��������� ����� ����������, ������������

�� ����, �������� ������� ���������� ����,

�.�. ��������� ������������ ���������� ������� � ������������ ���� ��������� � ������������ � ���.

�������� ������������

��� ��������� ������������ ����������

�������� ����� �������� ����������� �������� � ������ ������� ������� ����������� ����

���� ��������� ������������, ����������:

� ������, ��������� �� 13 ��������, ����������� ������� ���������-�������������

�������������, �������, ������� �������,

���������, ��� � ��., ��� ��������� �������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

�����������, ��������� � ���������� ��������� ������������;

� ������� ���� ������������� �����, ������������ �� ��������� ������������� ������ (���������, 2018). ��������, ������

����� ������� ������ � �����: ����� ��� �����? ������?�;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������������� ��������, �����������

������� ����������� ����������� ���������. ������� ������������ �������, �� ������� �����, � ����� ������������ �� ���������,

������ �� ����� ����� � �������, ��� �� �� �������� � ��� ��� ���� ��������: �������� ����

������ ������� � �������� ������� �����.

��� ������� ������ �� ���: ����������� ���

���� ��������� ������, �� �������� ��������� � ���������. �� �� ��� ����� �� �������.

�� ������� ��� ������ ����-������ ��� ��

�������, ��� ����� ��������� ������,

����� ������ �����? ���� ������� �� ��������, �� ��������: � ���� ���������� �� ����� �������, �� ������� �� ������� �����?

��������� ������������ ����������� �������

��� ������;

� ���� ������� ��� ����� �� �����������

���������� ���������� � ���������� ���������. ������� �������������� �������������

�������� � ������������ ����� ��� ��� �������: ���������������,����������������

� ����� ����������� �������� (��������,

���������� ��� ��.). �������� ����������� ������ � ��������, ����� ������ ��� ����.

�� ����� � ���� ��������� ������, � �� ������������ ������ �����. ��� �� �� �����������

���� ��������� � ����� ��������? ��� ��

�� ��� �� ����������?

� ������������ ������� ������� 52 �������, ���������� ��������� ������� ����

�����-����������, ����������, �������-������, ���������, ������������. ������������ � �����-���������� ����������� ��

���� ���������� ��������������� �����������, ������ � ������ �� ������ ������� ������

������ ����������� ����������. ������ ��������������� ���������� ������ �������

������������ ����������� ��������� �������: 5 ��� � 32,7% (17), 6 ��� � 36,5% (19),

7 ��� � 30,8% (16).

���������� ������������

� ���������� ������� ���������� ������

�� ������ ������ � ������ �� ���� ��������

����� ����� ������ ���������� ������� � ���

��������.

��� ������ ������� (n=52) ����������� �������� �������� ����������=0,273

(��������, 2000).

34 ������� �� 52 ��������, ��� ������ ������������ �� ������, 7 ����� ��������, ��� ������ ������� �� ����� (���������), ���������

���� �������� ������ ��������� � ������������, ��� ������ ������ �� ������, ������, ������ � �.�. (��� �������, ���������). ��� ����,

��� ������ �������, ��� ���� ����������� ����� �������������� (���������� 0,337).

�� ������� 1 ����������� ������, �� �������� �����, ��� ��� ������ �������, ��� ����

�� ������ ���� ����� �������, ����� � ����

���� ������?� �������� ������������ (� ���������). ����� ���������� � ���������� ����������� ��������������� ����� 5 ���.

���. 1. ����������� ������������� ������������� ������� ����� �� ������ ���� ����� �������, ����� � ���� ���� ������?� ��

���������, %

83% ����� (74% ����� 5 ���, 84% �����

6 ���, 87% � 7 ���) ��������, ��� � ��� ����

�������. � �������� ���������� ����������,

��� � ������ ����� ������� � ��� ��������

�������. � ��������� ����� ��� ���-�� �����

(�����, �����, ������� � ��.), ���� ��� ���������� ������ ���� ������ �����. ����� ��������, ��� ���������� �����, � ������� ���� �������, � ��������� ������������� (���. 2).

���. 2. ������� ������� � ����� �� ���������, %

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�� ����������� ������ 55% ����� ����� ��

�������,15%����������,10%�������������������� ����, 20% � ����� ������ ���. ����

6�7 ��� ����� �� �������� � ����������� �������. �������� ������ ������� �� ������ �

�������� (27 �����) ����� ��������� ������� (�������, �����, �����, �����������, ������ � ��.), ���� ���� ��� ���� ����� ��������.

�������, ��� ������� ������� � �� ������:

�����, �������� ������.

40 ����� �� 52 (14 � 5 ���, 16 � 6 ���, 10 �

7 ���) ���-������ �������� (���������������): ����, �������, ������� �������, �����

�Enchantimals�, �������� � ������ ���������

������, �������, ������� � ��.

� ������ ������� ������������������

������ ����������� ��������� (89% ��������� ���� ��������� ����� ���������, 68% ������� ���� ��������� ����� ���������).

����� �� ���������� ����� �� �����.

������ �������, ��� � ��������� �������

� �������-������� ����� �� ����������

���� (����, �������, �����) ��������� (���. 3)

(�������������� ����� �������� / �������������� ����� = �0,363), � ������� ���������� ���, ����� ���, ��������, �����������,

������.

���. 3. ����������� ������������� ������� ����� �� ������ �� ����� �� ���������������������� �������� �� ���������, %

����� ���������� �����, ������� ����

� ����� 5 ���, �������� �������. � ����� 7 ��� �

�����������. ����� ���� ��������, ��� �� �������� (�����, ����) ������ ������ �������,

��� ��������.

���������� ����������, ���������� �����

��������������� ���������� � ������ �������� ����� ������� ��� �����, ����� �������,

��� ���� ������������� ��������� ����������

����������, ��������� ������������ �������:

�� ��������� ����� �� ������ ������� ��� ��� ������ �� ������, ��� �� ������: ����� ������� ������ � ����������� �������, ��� �����������

������� (�����, 7 ���), �������� ������ � ����,

���� � � ���� � ������ ���� ������� (�����,

7 ���), ������ ����� ������� ���� �������� �����������,������������������,���������������,���������������������������(������,

6 ���), ������������ �� �� ��������� ���������� ���� �� �����. �� ��� �������� �����

(����, 5 ���), ����� ������ ��������, ����� ����� ������ �� ���� (�����, 5 ���), ��� ��� �������, ������� �����, ������ ���� ������. �����

���� ������� �����������, �� ����� ���� �����

������� ������� (�����, 5 ���).

���. 4. ����������� ������������� ������� ����� �� ����� ������� ��� �����, %

��������, ��� � ��������� �����������

����������� ������� ������� �����, �� ������

����������� ������ ���������� (���. 4), ���

����� ��������� ���, ��� � ��������� ����

���������� ����������, � ��� �����������

�������� �, ��������, ��� ������ ������ � ������� �����.

����������� ���������� ������� ����

������� / ������ � ����� = 0,277. ��� ������,

��� ����, ������� ������ � �������-�������

���� �� ���������� ����, ���� ����������

������� ���� �������, ���������� ������� ���

����. ����������� ���� ����� � �������� ��

��������.

���. 5. ������ ����� �� ��������������

��������, %

�� �������������� �������� (���. 5) ���������� ���� ��������������� ����� �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

� ���, ����� ��������� ��� ����� � ���������, � 7 ����� ����� ������������ ���������.

����� ��������, ��� ��������� ���� �������

� ���, ��� ������ ������ ����, ����� ��� ��

������� �����.

����, ������� ������ � �������-�������

���� � � ������� ���� �����-������ ���� ��

��������������,�����������������������

������� � ������������.

������� ���� ��������� (���. 6) ����������� �� ������� ������� (����������� ���������� ���� / (��) ����������� = 0,423. ��

����, � ������� ���� �������, ���� �� ����������� �� ������� �������, � ������������

������ ������ �� ��, ��� �����.

���. 6. ������������� ������� �����

� ���, ���������� �� ��� �� ������� �������,

� ����������� �� ����, %

��� ������� ������������� ������� ����

������������� ���������� ������ ���������� ���������, ����� ���������� ���� ������ �

�������� ����������� �������.

������

����������� ������������ ��������� ������� � �������������� ����������� ����

����������� ����������� ���������� �������� ����� �������� ����������� ��������

� ������ ������� ������� �����������:

� ������������ ����������� ��������

� ����� �� ���������-������������� �������� (�������, �����, ����). ���� 5 ���, ��� �������, ������ � �������-������� ���� ���������,

� ���� 7 ��� � ���������� ���� �����������.

� � ��������� ������� ����� � �������������� ����� �� ���������-�������������

�������� ���������, �� ������ ������� � ���������� �����.

� ������� ������ ������ � �������������� ���� �� ���������-�������������

��������, ��� ��������, � � ��������� ����

���� ��������� ����-����, ��� � �������.

� � ��������� ��������� � ���� ���������� ��������: ���������� ���� ���� �����

��������, ����� ��� � ���������� ����������

����� �������, ��� �������, �����������, ������. �� �������� �� ��� ����������� �����

������� � �����-���� ��������. � ������ ������� ����������, ��� ����� ����� 6 ��� ������� � ��� ��, ��� ��� ���������������, ��

������ ��������� ����� ����� �������� ��

����.

� �������������� ����� ����������

����� ��������������� ��������� ����������

�� ���������, ������� �������� ������������� ������������� ����������.

� ����������� ����� �������� ��������������� � ������� ���������� ��������

(����, ������, ���������, ������, ����, ���������� ���������), �� ��� ������ �� ������������ ������������ ���������� ������� � ���������� ����������.

� ������ �������� ����� ����� ������,

�����������������, ��������������, ���������� ���� ������� � ������ ����� � ��.

� ������� ������� ������������� � ��������� �����, ��� ��, ��� � ������� �� �������

�����, � ����������� � ������ �� ���� �������, ��� ����� ���� ������� � ��������� �������������� ������� �������, � ���������

���������� �������� (���������, 2017). ���

����� �������������� ������� ������������

(Drever et al., 2015).

� ��� �������� ���������� �������

���� ��������� ����������� �� ������� �������, � �� ����� ��� �������� ��������� ������� ������ �� �������� ������ ��� ����

���� ��������� ��������� �����.

������ �� ���������������, �� �����

������� �����, ��� �����, ������� ������

� ���� �� ���������-������������� ��������, � ������� ���� ������� � ���� ����������,

����������� ����������� �������, ������

� ��������� ��������� ����� � ����������.

����� �������, ������� ����������� ��������� ����� �������� ����������� �������� ����

���������� ����������� ����, �������� ����������� ���������-������������� ������������� � ������. ���������� ������ ������������ ������������� � ������� �������

����������� ��� ������� ����������� ���������� �������� ����� �������� �����������

��������. ����� �������� ������� �����������, ��� �������, ��������� � ���� �� ���������-������������� ��������, �������� ���������� ���������� ������������ � ��������

� ����� ���������� ��������.

n

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���������� �� �������

������������������������� ����������������������� ����, ������ ������� ���������� ���������� � ���������� ����� ��������� ������� ����

��. �.�. ������� (�����-���������, ������), ORCID:

0000-0002-7634-4155 innakalabina@mail.ru

���������� �������� ���������� � ����������

��������� ������� ���� ��. �.�. ������� (��������������, ������). ORCID: 0000-0001-5282-1976,

vik.25@bk.ru

Information about authors

Inna A. Kalabina, PhD in Pedagogy, Associate

Professor of the Department of Developmental

Psychology and Pedagogy of the Family, Institute

of Childhood, Herzen State Pedagogical University,

St. Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0002-7634-4155,

innakalabina@mail.ru

VictoriaN.Vinogorova,masterstudentoftheInstitute

of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St.

Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0001-5282-1976,

vik.25@bk.ru

����������

1. ����������� �.�. ���������� ���������� �������: �������. 2-� ���., �������. � ���. �

�.: �����-�, 2021.

2. ������������ �.�. ���� �������������

�������������� ����� � ������������ ���������� �������� ����������� ����� // II �������������

��������������� �������� ����������� � XXI �����.

� 50-����� ���������� ������ ������������� ��������������� ���������� (���) � 40-����� �������� ������� �������������� ��������� ����������

(���� �� ���� � �� ���). � 2008. � �. 36�38.

3. ����� �.�. ��������� � �������� ������ � �������� �������������� ���������� ����������: ������������ ������������. � ���������:

������������ ������������ ���������������� ��������������� ������������, 1988.

4. �������� �.�. ��������� �� ���������������� ������������. � ������, 2000.

5. ������ �.�. ���� � ���������. ���������� ������������ ������������� ������������

������������ // ���������� � ��������� � ����������. � 2009. � �1. � �. 76�84.

6. ������� �.�. �������� ������������� �������� ��������� � �������� �������������� �������

// ������ ������� ����. � 2011. � �. 73�77.

7. ����� �.�. ������������� ���������� ������������. � �.: �����,2002.

8. ������ �.�. �����������-������������� ���������� ������������ � �����������//

���������� �������� ������ � ������� ����������. � �������, 2006. � C. 158�161.

9. ���������� �. ����� � ����������. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://raex-a.ru/editions/article124 (���� ���������

20.05.2022).

10. ���������� �.�., ������� �.�., ��������

�.�., ������������ �.�. ������������ ����������� ����� �� ������ ������������ �����������

���������������������,�����������������,����������, ����������� ��������� // ��������� � ����������. � 2020. � �1. � �. 31�34.

11. ��������� �.�., �������� �.�. ��� �����

�executive functions� � �� �������� � ���������� //

������������� � ����������������� ����������. �

2017. � �.10. � �2. � C. 62�81.

12. ������� �.�. ��������� ��� ����� � ������������ ���� ��������. � ���.: �����, 2019.

13. ������ �.�., ������ �.�. �� ���������� ����������� � ���������� �������� // �������

����������� ������������ ������������ ��. �.

�����. ���.: ���������, ����������, ����������. �

2017. � �4. � �. 71�79.

14. ���������� �.�. �������� � ��� ���������, ��� ��� �� ������ � ���������. � �.: ������������, 2008.

15. �������� �.�. ��������������� ���������

���� ���������� �������� ��� �������������: ������� ��� ������������, ���������� � ������������� ���������� ����������. � 2-� ���.� �.: ���������, 2019.

16. ��������� ��������� ���������� ����������� � ���������� ��������� �� 2017�2023 ����.

URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (���� ���������:

20.05.2022).

17. ������� �.�., ���������� �.�. ��������

������������ ���������� �������� ���������

������ ������ ������ ��������������� ������������ // ������� ����. � 2010. � �2. � C. 235�244.

18. ������ �.�. �������� � ���������: ���������: ������������ ������������: ��������� ������� � ������ 5�7 ���. � �.: �������-����, 2015.

19. ������ �.�. ���������� ����������� ������������: ��� ������� �������� // ����������

����������. � �2. � 2018. � �. 22�26.

20. ��������� ��� ������������: ������� ������������� ��� �� �������� ������������� ������������� ����� ����������� �������� / ���.-����.

�.�. ���������. � �������: ��� ����, 2018.

21. Atkinson A., Messy F.-A. (2015). Measuring

Financial Literacy: Results of the OECD / International

Network on Financial Education (INFE) Pilot Study.

OECD Working Papers on Finance, Insurance and

PrivatePensions,No.15,OECDPublishinghttp://dx.doi.

org/10.1787/5k9csfs90fr4-en

22. Smith, C. E., Echelbarger, M., Gelman, S.

A., & Rick, S. I. (2018). Spendthrifts and Tightwads

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

in Childhood: Feelings about Spending Predict

Children�s Financial Decision-Making. Journal of behavioral decision making, 31(3), 446�460. https://doi.

org/10.1002/bdm.2071

23. Csiszarik-Kocsir A., Varga J., Fodor M. (2016).

The value-based analysis of the financial culture. The

Journal of MacroTrends in Social Science, 2(1), 89-100.

24. Danes S. (1994). Parental Perceptions of

Children�s Financial Socialization. Journal of Financial

Counseling and Planning, 5, 127�146.

25. Deckers T., Falk A., Kosse F., Pinger P.,

Schildberg-HorischH.(2017).Socio-EconomicStatusand

Inequalities in Children�s IQ and Economic Preferences,

IZA Discussion Papers, No. 11158, Institute of Labor

Economics (IZA), Bonn.

26. Drever A., Odders-White E., Kalish C., Else-

Quest N, Hoagland E., Nelms E. (2015). Foundations of

Financial Well-Being: Insights into the Role of Executive

Function, Financial Socialization, and Experience-Based

LearninginChildhoodandYouth.TheJournalofConsumer

Affairs, 13�38. https://doi.org/10.1111/joca.12068

27. Gray P. (2016, October 31). The Culture of

Childhood: We�ve Almost Destroyed It. Psychology today. Retrieved from https://www.psychologytoday.com/

us/blog/freedom-learn/201610/the-culture-childhoodwe-ve-almost-destroyed-it

28. Soward K.W. (2006). Resilience and Self-

Control in At-Risk Preschool Children: Influences of

Maternal Parenting Style and Self-Control. PHD, Fielding

Graduate University.

29. Tang N. (2016). Like Father Like Son: How

Does Parents� Financial Behavior Affect Their Children�s

Financial Behavior? The journal of consumer affairs,

51(2), 284-311. http://dx.doi.org/10.1111/joca.12122

References

1. Abramenkova V.V. (2021). Sotsial�naya

psikhologiya detstva: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop

[Social psychology of childhood: textbook. 2nd ed.,

revised. and additional Moscow.]. Moscow. INFRA-M

Publ.

2. Aimaletdinov T.A. (2008).Rol�munitsipal�noi

informatsionnoi sredy v formirovanii finansovoi

kul�tury sovremennoi sem�i. II Vserossiiskii

sotsiologicheskii kongress �Sotsiologiya v XXI veke�.

K 50-letiyu uchrezhdeniya pervoi otechestvennoi

sotsiologicheskoi assotsiatsii (SSA) i 40-letiyu

sozdaniya pervogo akademicheskogo instituta

sotsiologii (IKSI AN SSSR IS RAN) [The role of the

municipal information environment in the formation

of the financial culture of the modern family. II All-

Russian sociological congress �Sociology in the XXI

century�. To the 50th anniversary of the founding of

the first national sociological association (SSA) and

the 40th anniversary of the establishment of the first

academic institute of sociology (IKSI AS USSR IS

RAS)]. 36�38.

3. Amend A.F. (1988). Sostoyanie i razvitie teorii

i praktiki ekonomicheskogo vospitaniya shkol�nikov:

metodicheskie rekomendatsii [State and development

of the theory and practice of economic education of

schoolchildren: guidelines]. Chelyabinsk: Izdatel�stvo

Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

universiteta.

4. Atkinson A., Messy F.-A. (2015). Measuring

Financial Literacy: Results of the OECD / International

Network on Financial Education (INFE) Pilot Study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OECD Working Papers on Finance, Insurance and

Private Pensions, No. 15, OECD Publishing http://

dx.doi.org/10.1787/5k9csfs90fr4-en

5. Csiszarik-Kocsir A., Varga J., Fodor M. (2016).

The value-based analysis of the financial culture.

The Journal of MacroTrends in Social Science, 2(1),

89-100.

6. Danes S. (1994). Parental Perceptions of

Children�s Financial Socialization. Journal of Financial

Counseling and Planning, 5, 127�146.

7. Deckers T., Falk A., Kosse F., Pinger P.,

Schildberg-HorischH.(2017). Socio-Economic Status and

Inequalities in Children�s IQ and Economic Preferences,

IZA Discussion Papers, No. 11158, Institute of Labor

Economics (IZA), Bonn.

8. Drever A., Odders-White E., Kalish C., Else-

Quest N, Hoagland E., Nelms E. (2015). Foundations

of Financial Well-Being: Insights into the Role of

Executive Function, Financial Socialization, and

Experience-Based Learning in Childhood and Youth.

The Journal of Consumer Affairs, 13�38. https://doi.

org/10.1111/joca.12068

9. Ekonomikadlyadoshkol�nikov(2018):Sbornik

didakticheskikh igr po razvitiyu ekonomicheskikh

predstavlenii detei doshkol�nogo vozrasta [Economics

for preschoolers: A collection of didactic games for

the development of economic ideas for preschool

children]. Avt.-sost. V.A. Panfilova. Armavir: RIO

AGPU.

10. Fatikhov A.I., Nasibullin R.T. (2010).

Problemy formirovaniya finansovoi kul�tury naseleniya

Rossii skvoz� prizmu sotsiologicheskikh issledovanii

[Problems of formation of financial culture of the

population of Russia through the prism of sociological

research]. Vestnik TOGU. 2. C. 235�244.

11. Gorbatov D.C. (2000). Praktikum po

psikhologicheskomu issledovaniyu [Workshop on

psychological research]. Samara.

12. Gray P. (2016, October 31). The Culture of

Childhood: We�ve Almost Destroyed It. Psychology

today. Retrieved from https://www.psychologytoday.

com/us/blog/freedom-learn/201610/the-culturechildhood-we-ve-almost-destroyed-it

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

13. Kolosov A.V. (2011). Razvitie ekonomicheskoi

kul�tury naseleniya v usloviyakh ekonomicheskogo

krizisa [Development of the economic culture of the

population in the conditions of the economic crisis].

Uchenye zapiski RGSU. 73�77.

14. Kurak E.A. (2002). Ekonomicheskoe vospitanie

doshkol�nikov [Economic education of preschool

children]. Moscow. Sfera Publ.

15. Levchuk Z.K. (2006). Nravstvennoekonomicheskoe vospitanie doshkol�nikov i perspektivy

[Moral and economic education of preschool children

and prospects]. Aktual�nye problemy teorii i istorii

pedagogiki. Vitebsk. 158�161.

16. Maloletnev A. (2022). Slovo o �kul�ture� [A

word about culture]. URL: https://raex-a.ru/editions/

article124 (data obrashcheniya 20.05.2022).

17. ManuilenkoV.V.,LubanetsO.V.,KonarevaYu.I.,

Starovoitova Ya.Yu. (2020). Formirovanie metodologii

nauki na osnove issledovaniya vzaimosvyazi mezhdu

ponyatiyami �nauka�, �finansovaya nauka�, �kul�tura�,

�finansovaya kul�tura� [Formation of the methodology of

science based on the study of the relationship between

the concepts of �science�, �financial science�, �culture�,

�financial culture�]. Innovatsii i investitsii. 1. 31�34.

18. Nikolaeva E.I., Vergunov E.G. (2017). Chto

takoe �executive functions� i ikh razvitie v ontogeneze

[What are �executive functions� and their development

in ontogeny]. Teoreticheskaya i eksperimental�naya

psikhologiya. T.10. �2. C. 62�81.

19. Osorina M.V. (2019). Sekretnyi mir detei

v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of

children in the space of the world of adults]. SPb.: Piter

Publ.

20. Shatova A.D. (2015). Tropinka v ekonomiku:

programma: metodicheskie rekomendatsii: konspekty

zanyatii s det�mi 5�7 let [Path to the economy: program:

methodological recommendations: abstracts of classes

with children 5�7 years old]. Moscow. Ventana-Graf

Publ.

21. Shatova A.D. (2018). Finansovaya gramotnost�

doshkol�nikov: dve storony problem [Financial literacy

of preschoolers: two sides of the problem]. Doshkol�noe

vospitanie. 2. 22�26.

22. Silina S.N., Stupin V.Yu. (2017). Ot finansovoi

gramotnosti k finansovoi kul�ture [From financial literacy

to financial culture]. Vestnik Baltiiskogo federal�nogo

universiteta im. I. Kanta. Ser.: Filologiya, pedagogika,

psikhologiya. 4. 71�79.

23. Smith, C. E., Echelbarger, M., Gelman, S.A.,

& Rick, S.I. (2018). Spendthrifts and Tightwads in

Childhood: Feelings about Spending Predict Children�s

Financial Decision-Making. Journal of behavioral

decision making, 31(3), 446�460. https://doi.

org/10.1002/bdm.2071

24. Smolentseva A.A. (2008). Vvedenie v mir

ekonomiki, ili Kak my igraem v ekonomiku [Introduction

to the world of economics, or How we play economics].

Moscow. Detstvo-Press Publ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Soward K.W. (2006). Resilience and Self-

Control in At-Risk Preschool Children: Influences

of Maternal Parenting Style and Self-Control. PHD,

Fielding Graduate University.

26. Stakhovich L.V. (2019). Obrazovatel�naya

programma �Azy finansovoi kul�tury dlya

doshkol�nikov�: posobie dlya vospitatelei, metodistov

i rukovoditelei doshkol�nykh uchrezhdenii

[Educational program �The basics of financial

culture for preschoolers�: a guide for educators,

methodologists and leaders of preschool institutions].

2-e izd. Moscow. Vita-Press Publ.

27. Strategiya povysheniya finansovoi gramotnosti

v Rossiiskoi Federatsii na 2017�2023 gody [Strategy for

improving financial literacy in the Russian Federation

for 2017-2023]. URL: http://static.government.ru/

media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.

pdf (data obrashcheniya: 20.05.2022).

28. Tang N. (2016). Like Father Like Son:

How Does Parents� Financial Behavior Affect

Their Children�s Financial Behavior? The journal

of consumer affairs, 51(2), 284-311. http://dx.doi.

org/10.1111/joca.12122

29. Zhilina Zh.A. (2009). Deti i ekonomika.

Rezul�taty issledovaniya ekonomicheskoi sotsializatsii

doshkol�nikov [Children and the economy. Results of

the study of economic socialization of preschoolers].

Psikhologiya v ekonomike i upravlenii. 1. 76�84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.