Научная статья на тему 'Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей'

Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / формально-логическое мышление / творческое мышление / диалектическое мышление / способность к символизации / диагностика способностей / preschool education / formal-logical thinking / creative thinking / dialectical thinking / the ability to symbolize / diagnostics of abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Ле-Ван Татьяна Николаевна, Зададаев Сергей Алексеевич

Актуальность тематики статьи. Для широкой образовательной практики детских садов вопрос о психологических механизмах творческого мышления является принципиальным, так их формирование начинается именно в возрасте от трех до пяти лет. Если в этот период жизни человека образовательный процесс выстроен таким образом, что творческое мышление ребенка не поддерживается или вовсе подавляется, то компенсировать пробелы в когнитивном развитии на более поздних жизненных этапах будет очень сложно, а иногда невозможно. Следует подчеркнуть, что, как правило, педагоги не занимаются поддержкой творческого мышления или даже действуют ему во вред именно по причине непонимания ключевых принципов его развития, которые в частности связаны с обеспечением баланса деятельностей, актуализирующих формально-логические, диалектические и символические структуры мышления. Цель. Работа направлена на то, чтобы выявить особенности структуры познавательных способностей, составляющих комплексный механизм творческого мышления, что является одним из базовых проблем психологии когнитивного развития на сегодняшний день. Ставится вопрос о том, как соотносятся в дошкольном возрасте диалектическое мышление, формальная логика и способность к символизации. Проверяется предположение, что обращение к инструментарию Ж. Пиаже, ориентированному на фиксацию отношений обратимости и формирование феномена сохранения, позволит обнаружить новые аспекты взаимосвязи формально-логических и диалектических мыслительных структур. Описание хода исследования. Была произведена индивидуальная диагностика 272 дошкольников из Москвы и других регионов РФ. Для обработки данных применены методы корреляционного анализа и проверка независимости параметров по критерию хи-квадрат Пирсона. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что связь трех линий когнитивного развития дошкольников прослеживается более последовательно в отношении формального и диалектического мышления. В отношении символизации связи носят менее последовательный характер. Делается вывод о том, что нормативные, преобразующие и символические способности представляют собой относительно независимые линии в когнитивном развитии дошкольников. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о комплексности и неоднородности механизма творческого мышления и разнородной структуре взаимосвязей между формально-логическими и диалектическими структурами, а также способностью к символизации. Следовательно, программа по развитию творческого мышления для дошкольников должна иметь сбалансированный характер: осуществляя воздействие на какой-то один тип структур, мы не можем ожидать, что остальные также будут развиваться вследствие этого воздействия. Для актуализации комплексного механизма творческого мышления ребенка в педагогическом плане необходимо конструировать вместе с детьми проблемные ситуации, разрешение которых требует как применения формальной и диалектической логики, так и способности придумывать символы, образы, метафоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Ле-Ван Татьяна Николаевна, Зададаев Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive development of preschoolers: the relationship of normative, transformative and symbolic abilities

The relevance of the topic of the article. For the wide educational practice of kindergartens, the question of the psychological mechanisms of creative thinking is fundamental, since their formation begins precisely at the age of three to five years. If during this period of a person’s life the educational process is structured in such a way that the child’s creative thinking is not supported or even suppressed, then it will be very difficult, and sometimes impossible, to compensate for gaps in cognitive development at later life stages. It should be emphasized that, as a rule, teachers do not support creative thinking or even act to the detriment of it precisely because of a lack of understanding of the key principles of its development, which, in particular, are related to ensuring a balance of activities that actualize formal-logical, dialectical and symbolic structures of thinking. The aim of the study. The work is aimed at identifying the features of the structure of cognitive abilities that make up the complex mechanism of creative thinking, which is one of the basic problems of psychology of cognitive development today. The question is posed of how dialectical thinking, formal logic and the ability to symbolize are related in preschool age. The assumption is verified that the use of Piaget’s tools, focused on fixing reversibility relations and the formation of the phenomenon of preservation, will reveal new aspects of the relationship between formal-logical and dialectical thought structures. Description of the research progress. 272 preschoolers from Moscow and other regions of the Russian Federation were individually diagnosed. For data processing, methods of correlation analysis and verification of the independence of parameters according to the Pearson’s chi-squared criterion were applied. Research results. The results of the study showed that the connection between the three lines of cognitive development of preschoolers is traced more consistently in relation to formal and dialectical thinking. With regard to symbolization, the connections are less consistent. The article concludes that normative, transformative and symbolic abilities are relatively independent lines in the cognitive development of preschoolers. Conclusion. The data obtained indicate the complexity and heterogeneity of the mechanism of creative thinking and the heterogeneous structure of relationships between formal-logical and dialectical structures, as well as the ability to symbolize. Therefore, the program for the development of creative thinking for preschoolers should have a balanced character: by influencing one type of structures, we cannot expect that the rest will also develop as a result of this influence. To actualize the complex mechanism of a child’s creative thinking in the pedagogical terms, it is necessary to design problem situations together with the children, the resolution of which requires both the use of formal and dialectical logic and the ability to invent symbols, images, metaphors.

Текст научной работы на тему «Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей»

���� ����� �������������*, ���������� ��������� ����������, ��-��� ������� ����������, �������� ������ ����������

���������� ��������� �������������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������. ��� ������� ��������������� �������� ������� ����� ������ � ��������������� ���������� ����������� �������� �������� ��������������, ��� �� �����-������� ���������� ������ � �������� �� ���� �� ���� ���. ���� � ���� ������ ����� �������� ��������������� ������� �������� ����� �������, ��� ���������� �������� ������� �� �����-��������� ��� ����� �����������, �� �������������� ������� � ����������� �������� �� ����� ������� ��������� ������ ����� ����� ������, � ������ ����������. ������� �����������, ���, ��� �������, �������� �� ���������� ���������� ����������� �������� ��� ���� ��������� ��� �� ���� ������ �� ������� ����������� �������� ��������� ��� ��������, ������� � ��������� ������� � ������������ ������� �������������, ��������������� ���������-����������, ���-����������� � ������������� ��������� ��������. ����. ������ ���������� �� ��, ����� ������� ����������� ��������� �������������� ������-������, ������������ ����������� �������� ����������� ��������, ��� �������� ����� �� ��-����� ������� ���������� ������������ �������� �� ����������� ����. �������� ������ � ���, ��� ����������� � ���������� �������� �������������� ��������, ���������� ������ � ������-����� � ������������. ����������� �������������, ��� ��������� � �������������� �. �����, ���������������� �� �������� ��������� ����������� � ������������ �������� ����������, �������� ���������� ����� ������� ����������� ���������-���������� � �������������� ���-��������� ��������. �������� ���� ������������. ���� ����������� �������������� ����������� 272 ������������ �� ������ � ������ �������� ��. ��� ��������� ������ ��������� ������ ��������������� ���-���� � �������� ������������� ���������� �� �������� ��-������� �������. ���������� ������������. ���������� ������������ ��������, ��� ����� ���� ����� ������������ �������� ������������ �������������� ����� ��������������� � ��������� ����������� � ���-������������ ��������. � ��������� ������������ ����� ����� ����� ���������������� ��������. �������� ����� � ���, ��� �����������, ������������� � ������������� ����������� ��������-���� ����� ������������ ����������� ����� � ����������� �������� ������������. ����������. ���������� ������ ��������������� � ������������� � �������������� ��������� ����������� �������� � ����������� ��������� ������������ ����� ���������-����������� � ��������������� �����������, � ����� ������������ � ������������. �������������, ��������� �� �������� ����������� �������� ��� ������������ ������ ����� ���������������� ��������: ����������� ����������� �� �����-�� ���� ��� ��������, �� �� ����� �������, ��� ��������� ����� ����� ����������� ���������� ����� �����������. ��� ������������ ������������ ��������� ����������� �������� ������� � �������������� ����� ���������� �������������� ������ � ��-���� ���������� ��������, ���������� ������� ������� ��� ���������� ���������� � ��������-������ ������, ��� � ����������� ����������� �������, ������, ��������.

�������� �����: ���������� �����������, ���������-���������� ��������, ���������� ��������,

�������������� ��������, ����������� � ������������, ����������� ������������. ��� �����������: ���� �.�., ���������� �.�., ��-��� �.�., �������� �.�. ����������� �������� ������������: ����������� �����������, ������������� � ������������� ������������ // ��������-��� ���������� �����������. � 2021. � �6(108). � �. 14�25. 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25

��������� ������ �������� 14.09.2021.

*

��������: olgablues@gmail.com

UDC 159.92 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25

Cognitive Development of Preschoolers: the Relationship of Normative,Transformative and Symbolic Abilities Olga A. Shiyan*, Anastasia K. Belolutskaya, Tatiana N. Le-van, Sergey A. Zadadaev

Moscow City University, Moscow, Russia

The relevance of the topic of the article. For the wide educational practice of kindergartens, the question of the psychological mechanisms of creative thinking is fundamental, since their formation begins precisely at the age of three to five years. If during this period of a person�s life the educational process is structured in such a way that the child�s creative thinking is not supported or even suppressed, then it will be very difficult, and sometimes impossible, to compensate for gaps in cognitive development at later life stages. It should be emphasized that, as a rule, teachers do not support creative thinking or even act to the detriment of it precisely because of a lack of understanding of the key principles of its development, which, in particular, are related to ensuring a balance of activities that actualize formal-logical, dialectical and symbolic structures of thinking. The aim of the study. The work is aimed at identifying the features of the structure of cognitive abilities that make up the complex mechanism of creative thinking, which is one of the basic problems of psychology of cognitive development today. The question is posed of how dialectical thinking, formal logic and the ability to symbolize are related in preschool age. The assumption is verified that the use of Piaget�s tools, focused on fixing reversibility relations and the formation of the phenomenon of preservation, will reveal new aspects of the relationship between formal-logical and dialectical thought structures. Description of the research progress. 272 preschoolers from Moscow and other regions of the Russian Federation were individually diagnosed. For data processing, methods of correlation analysis and verification of the independence of parameters according to the Pearson�s chi-squared criterion were applied. Research results. The results of the study showed that the connection between the three lines of cognitive development of preschoolers is traced more consistently in relation to formal and dialectical thinking. With regardtosymbolization,theconnectionsarelessconsistent.Thearticleconcludesthatnormative,transformative and symbolic abilities are relatively independent lines in the cognitive development of preschoolers. Conclusion. The data obtained indicate the complexity and heterogeneity of the mechanism of creative thinking and the heterogeneous structure of relationships between formal-logical and dialectical structures, as well as the ability to symbolize. Therefore, the program for the development of creative thinking for preschoolers should have a balanced character: by influencing one type of structures, we cannot expect that the rest will also develop as a result of this influence. To actualize the complex mechanism of a child�s creative thinking in the pedagogical terms, it is necessary to design problem situations together with the children, the resolution of which requires both the use of formal and dialectical logic and the ability to invent symbols, images, metaphors.

Keywords: preschool education, formal-logical thinking, creative thinking, dialectical thinking, the ability to symbolize, diagnostics of abilities.

For citation: Shiyan O.A., Belolutskaya A.K., Le-van T.N., Zadadaev S.A. (2021). Cognitive development of preschoolers: the relationship of normative, transformative and symbolic abilities. Preschool Education Today. 6:15, 14�25 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25

Original manuscript received 14.09.2021.

*

Contacts: olgablues@gmail.com

����������� ��������� �������� ������������ �������� ������������

�������������������������������������-����� ������������ ������� ������ �� ����� ����������� �������. ��������� ������������ ������������� �. ����� � �.�. ���������� ������� ��������������� �� ������ ��� ���� � ��������� ����������. ��� ���� ����� � ��-������, �������� � ��������� ���������-����-��������� �������: ������ �������� ������� ��������������������������������������-��� ����� ����������� ��������� � �������.

��� ��������������� ������� ����� ������-��� �������� ������, �������� �.�. ���������: ��������������������������������-��������-�� ����� � ������ ����, ��� ��������� ��� ���-�������� � ������������ �������� ��������� �������� (���������, 1991). ��� ��������, ��� ��� ���������� ����������� ��������������� ������� ������������� ����� ��������, ��� � ������������-����������� �������� ������-����� ������ ������� ������������ ��������. �������� ���� �� ����� �� �������� � ������ ��������� �������� ����� ��������� �������-����������� �������: ����� �������, � ������ ������ �������� �������������� ���������, ������� ����������� �����������, ����� ����-������ ������� ��� ��������� ������������ ��������?

���� �� ������� �������� ���������� ���-��������� �������� � ��� ������ � �������� ��� �����������������������������������,����-������ � � ������� ��������. ���� � ���, ��� ��-�������� ������ ���������� ������������ ���-�����, ������������� ������ ����� �. ����� (�����, ���������, 2003). � ��� ����� ������, ��� �������� ����� ���� ������� ��� ��������-��� ����� ���������� ����������� � �������-���� ����������, ��������������� ���������� �������� � ����������� �����, ����������� ������������. ���������� ��������� ����-�������� ����� ������� ��������, ���������� ���������� �����������, �������������� � �.�. ���������� �������� ����������� � 6�7 ��-���, ���������� � � 11�14. ��� ���� �. ����� ����� � �������� ������������� (��� �������-������) �������, ������������ � ����� �����-����������������(�2,5�����)������������-��, � ���������, � � ����, � � ��������� ����� ����������� ��������. �������� ����������-��� ���� � ���������, ����� ��������� �� ��-����� ������� �� ����� � ��� ���������������-���, ������������ ��������, � ����� �� ��, ��� �������� ������� ������� � ��� ���������� ��������, �� ������������ � �߻ ��� ��������-��� � �������� (�����, ���������, 2003. �.60). ��� ����������� ������������� ����� � ����-�� � ������������, �� ������� �������� ���-��������� ��������, ��� � ����� � ��������� ���������, ������ � ���������� �������� ���-��������� �������� ��� ����� �� ����������-����. � �����-�� ������ �. ����� ��� ������� ������ �. ������: ������������� ��������� ��-�������� �� �������� ������������, � �������� ���������������������������������������. �������� �� ������������ (�������� ������ ������) ��� ��������� ��������� ����� � ���-�������� �������� �. ����� �� ������� ����-�������. ��������� ��� ������ ��������� ���-��� �� ���� ���������� ��������������� ���� ������ ������������, � ��� ����� ������, �����-����� ����� �������. � ������ �� ������� ����-�������������������������,������������� ���������� �������� ������������ ����������, ����������� �������� ����������� ��������, � �� �������� ��������� (��� �����: ������, ������������, ���������, 2001). ������ ���-��������� ���������� ����� ������ � ��������-��� ��������.

� ��������� ��������������� ������� �� ����������� �������� � ����� �. ����� ������ ����� ������ �.�. ��������, ������� ����� �������� ������������� ����� ���-������������ �������� � ����������� �����-��������� ��������. ������������� �����-���, ��� ������������� ������������ ������ ���������, ������������������� ��������� �������������, ������� ����� ���� ������-���� � �������� ������������ �����������. ��� ���� �.�. �������, ��� ������������� �.�. ���������� � ��� ��������� ���������-�� ������������ ������ �������� � ��������-��, �������, ��� ������������ �������������� �������� � �������������� � ���������� � �������� �������� �����������, ����������� ��������������������������������������-���� ���������� �� ������, ������ ���������-���.����������������������������������-����� ������ �.�. �������� � �.�. ���������� � ��������������� ����� ���������� � �����-��� ������������ �������� ������ ��� ��� �� ������������ ����������� ��������� � � ���-����������� �������� ����������� � ���� ��� �������� �������������� �������� � ����-��� (�������, ���������, 1997).

������� ������������ ��������� � ������-��� �.�.�������� �� ������������ � ��������� ����������, ��������� ������������� ���-����� �������� ��������� � �������� ����-���� � ���������� ��� ������ ���������� ������ ������. � ������ ������������ ���-����� ��������������, ��� ������� ��������� ������ �������, � ��� ����� � ��������� ��-��� ������, � ���� ���������� ������� ������. �.�. ������� ������� � ����������� ������-���, ��������� ��������������� ���������-��� �����, ������������� �������� �������-�������� ��� ����������� �������� ������ �������������� (��. ������� �� ����������-���� ����������� (�������, 2006)).

��� ���� ���� � ���, ��� ����������� ���-����� �� �������� ������ ���������, �� ����-�������� ����� ��������� ��������������� �����, ����� �������� ���������� ������� ���������, ������������ ��������� � �����-������ ��������������� �������������.

� ���������� ������ �.�. ���������� ������������ � ��� �������� � ������� ���-������ ����������� ��� ������������� ����-��� ��������������� �� ������ ��� ��������� ������ ��������� ����������, �� � ��� ���-������� ���������� �����������, ������� �� ����������, �� ������������ ���������� � ������������. ��������� ���������� ������-��, ������������ � �������, �������������� ���������� ������������, �����������-�� � ����������, � ��� ����� �.�. ���������� ��������� �� ������ �� �������� ���������-�� ������� ��� ����������� ����������, �� � �� �������� ����������� ��� ������������-�� ��������������� �������� (��. ���������, 2020; Smolucha, Smolucha, 1986).

��������� �������� ��� ����������� ��-���������� ����� �������� ��. �������� � ��-����������� ������������ ��� ������ ����� � �������������� ��������, �� �������� � ��-��������. ����� ��� ������������ ����������� 1950 ���� � ������������ ��������������� ��-�������� ���� ��������� ��������� �������-�����, ������������ ���������� ���������� ������������ � ������� ���������� � �������-���� ������������ ������������� ������, �� �������� � ���������� ����� ����������-�� �������� (Sternberg, Grigorenko, Singer, 2004; �������������, ����������, 2006; ��������, 2006). � ��� ���������� ���������� ��������� ������������� ��������� ����� ����������� � ������������� �������� ����� ��������, �� ��� �� �������� ���� ������������ ��� ��-������� ����� � ����������� ��������. � ���-�������� ������������� ���� ����� �������-���� ��� ���������� ���������� ����������� ������������ ��� ����������� ��������� ����� ��������, �������� � ������ ��������� (Runco, Jaeger, 2012). ��� ���� ��� ������� �������-�����, ������������ ������ ����� ����� ���� ������������� ��������, ����������� �����-�����������������������������������������-���� ����������� ��������.

��� �� �� �� ����, ���� � ���������� ����-���������������������������������������-����� �������������� ������������� � ����-�������� ������������� (Barbot B., et al., 2016; Zhang, Sternberg, 2011). � �������� �������� � ���������� ������ � ����������� �������� ���-������������ � ���� ���������� ����� ������� ������ ���� (Evaluation Potential of Creativity � ������ ����������� ����������) ��� �����-��������� ����������� PISA, ���������� 4 ���� �������: ������������� � ������������, ���������� � ���������� (�������, ��������-���������������������������������,����-��� ����� ������������ � ����������� PISA � 2021 �.) (Barbot B. et al., 2016; Barbot, Baptiste, 2018). �������� ������� ������� ����� �����-�� � �. ������� � �. ������� � ������� � ���, ��� ��� �������� ������ ����� ������ ��-���� � �������������, � ������������ ����-��. ��������� ����� � ���������� � ��� ������ � ����� ��������� ���������� ������������ ��� � ������������� ������ ������������, ��-������� ������������� � ����� (��. �������, 2007). � ������� ���� �������� ������� ��� ����������, ��� � ��������, ����� ���������� �������������� ���������� ������������.

������ �������, ������� ���������� � ��-����� �. ������� � �. ������� � ����������� ���������� ��� ��������� ����������� �����-���� ����� ��������, �������� � �������-��� ��������� (Barbot, Besancon, Lubart, 2015). ������� ����������� ���������� ����������-�� �������� ����������� ����������� ����� ������ ���������� ������ ��� � ���������� ��������.

������������������������������������-����� ����� ���� �.�. ������� � �.�. �������� ��������������������������,������������� ����������������������(�������,��������, 1994; �������, ��������, 1996). ��� �������� ����������� � �������� ���������-���������-���� �������, ���������� ��� ��� ����� ���� ������ �������� ������������� ���������� �� ���� ������ ����� �������. � ���������, ����-�����������������,���������������������-������ ������� �������������. ����������� ��� �� ���� �����, ������� ������ �������. ����������� ������������� ��������� ������ ������ ��� ���������, ������� �� ������ ���� ��� ��������?� � �� ��� ������� �������, ����� ������� ��� �������?�. � �������� ������� ���-���������� ��������������� �������, � �����-�������� � ������������ � ��������� ����-�� (�������� �������������� ������������.., 1986). ������������� ������ ������������� ��������� ������ ������� �� ������ � �� ���-������� ������������� ��������� � ��������. ��������� ������� ����� ���� ����� �����-���� ������ (�����, 1995; �������, ��������, 1996; �������, 2019). ������������� ������ ������������� ���� ����������� �������� �� ������� � ������������ �������� �������� � ��������. � �������� ����������� �����������-��� � ��������� ������������ ������������ �.�. ������� ��������� ������������� ������-�������� �������� ��� ��������, ��������-��� �� ������ � �������������� � ������, ���-�������� ������ �������������� �������� � ������������� � ������������� �������� ���-�����(����������������������������������-���� ������� ��� ������������, �� ���� � ���-����������, � �� ������������� ����). ������ �������������� � ����������� ���������-��� ��������� ����������, ��� �����������-��� �������� �������� ����� ����������� ��������(����������,2006;�������,2006;����, 1999;����,�����������,�����,2018).

������ ������������ �������� ��������-��� ���� �������� ������������� � �������-�����. � ������� �.�. ������� ����������� � �������������� �������� ��� ��������� ��-��� �������� ������������, � ���������, � �� ����� ���������� ���������� ����� ��������-���� ����������� �������� ��������������� � ���������-�����������. ���������-����-������ �������� ����������������� ��� ��-���� ������������� ������ ������ (�������, 2006). ����������� ���������� ���� �������� � � ������������ 2018 �., ��� ���������-����-������ �������� ����������������� �� ������ ��� ������ ������ ������, �� � ��� ������ ������� �������, ������������� � ��������-��� �.�. ������� (������������ � ���������-�����) (����������� ����������� �������� ��-����������, 1978). ������� �����, ��� � ���� ������������ 2018 �. ���� �������� ��� ��� ���������� �����. ��-������, �������������� �������� ��������� ��������� � ����������� ������� ����� �� ����������� (�.�. �������� ������������ ��� ������ ��� ������ �������-���� �������������� ������� �������������). ��-������, ����������� �������������, �����-������ ������������� ��������� ���������-�������� � �������� �������� �������� (���-������, ����� �������� �������� � �������� ��.�.)��������������������������������-��-�������������������,��������������-�����������(����,�����������,�����,2018). ����������� ������� � ����������� �������, ������� �� ����������� �������, ���������-����, ��� �������: �) ��������� ���������-��-�������� �������� � ������� ���������, � �� �������; �) �������� �������� ������������-��� ��������� (������), � ������� ��������� ������ � �������� ������� � ��������� �����-���������. ����� �������, ����������� ������-�� ������� ��� ���������� �����. ��������� � ���� ��������� �������� � ���������� �����-������� �.�. ��������: ��� ��������� �� ��, ��� ������������ ��������� ����� �������-�������� ��� �������, �������������� ������-�������� �������� (�������, 2001).

����������� ���������� ���� ���������� � ������������ ��������, � ������� ������ ������������� ��������� ����������������� ��������� ��������������� ��� � ���������-����������, ��� � � �������������� �����-���� (����, ���������, ����������� � ��., � ������). � ����� � ���� �� ������������, ��� ������ � ����������� ���������-�������-���� � ��������������� �������� ����� ��-������ ��-������� � ����������� �� ������-��� ���� ���������-����������� �������� � �� ������������� � ���� �������� ������-��� � �������� ���������� ��������. � ���� ��������� ������� ������������ ��� ����, ��� �. ����� ������� ����������� �������� ��� �������� �����������, �� ���� ������ � ���-�� �������� � ������������� ��������� ��-������ ��������, � ����� ����� ��������� ����������� � ����� ��������� �� ������ ��������� �������������� ����� ������ ��-������. �� ������������, ��� ��������� � �������������� �. �����, ������������-���� �� �������� ��������� ����������� � ������������ �������� ����������, �����-��� ���������� ����� ������� ����������� ���������-����������� ��������, ��������-������� �������� � ������������.

������ ������������

����� ������������ ���� ���������, ��-��������� �� ��� ����� � ����������� �����-��� ������� � �����������, ������������� � ������������� � ��� ������, ����� ���������-���������� �������� ���������� � �������� �. ����� � ��� ����������� �����������.

��� ������������ ���� ��������� ����-����, ������������ ���� ���������� ���� �������: �� ����������������� (� ������ ���-������-��������������������������������-���) � ��������������� (� ������ ����������� � ������������ � � ����� �� �������������� ���� ������� ����������� ��������������� ��������). ��� ������� ������ ���������-����� ����������� � ������� ������� ����-������� �� ��������� ����� ����������� ���-��. ����� �������, �������������� ��������:

��� ����������� ���������� �����-��� ���� ������������ ����������� ������� �. �����, ��������������� ������������� � ���������� (��������, �����, �����) � ��-������� ����������� ������������� (������, 1979) (����� ���������� � ����� / ����� ��������������).

��� ����������� ��������������� ��������, � ������ ������������ ��������-������ ������������ �������� ����������� � ����� ������������ � �������� ���� ����� ���� ��������� (�.�. ����������, �.�. ����, (����������, 2017)); ����� � ����; ��� ��-���������� ��������������� �����������-�� �������� ���������������� � ���� ����� ���� ������������� (�.�. �������) (�������,

2006); ����� � ����; ��� ������� 1. ������������� ������ �� ��������� ������������, ������������ ��������-���� ����� ���� ������������?� � �������� �� ���������

������� ������������� �������� ����������� � ���������� ������� (�.�. �������) (�������, 2006).

� ��� ���������-�� ����������� ����� � ������������ � �������� �������� (�.�. �������, � ��-��������� �.�. ����������), ���� ����-��� � ���, ��� ���������� ������������ ������������, ��� ������������� ���-������� �������� (��������, ���, ������, ������) ����� ���� ������� � ������ (��-����� ������), ������ ���������� ���-������ ��� �������� ����������� (����� � ������������) (�������, 2014).

������������ ����������� � ��������-��-���� 2020 ����, � ��� ������� ������� 272 ��-���������,�����164��������,����������� �����-����������, ���������, �����������, �����������, ����������, ������������, ����������� ��������, ������������� ����, ���������� ��������� (����� 151 ������� � 121 �������, ������� ������� 5 ��� 9 �������; ��-��� ������� � 4 ���� 8 �������, ����� ����-��� ������� � 7 ��� 3 ������). � �������� ��-��������� ���� ����� ������������ �������� ����������� 155 ����� (�� ��� 86 ���������-��� �� ������, 86 ������� � 69 ���������, ������� ������� 5 ��� 8 �������, ��������-��� � ������������ �������� ����������). ���������������������������������������-���� � ����� ������ ������, � ��������� ��-���������� ���������� �������� � �������� �������� �� ����� ������ ���������� �������-��� ��������. � �������� ���������� ������� ������������� ���������� ���� � ���������� ������ ������. �� ���� ��������� ���������� ����� ������������� � ������� � � ������� ������� ��� ����������� �������������.

� �������� ������� �������������� ��-������� ������ ���� ������������ ������-�� ������������ ������������� �������-�� �������������������� � ����������� Lilliefors, �������������� ������ (�������� ����������� ���������� ��������, �.�. ��-�����, ��� ���������, �� ����� ����������� �������������); �������� ������������� ��-�������� �� �������� ��-������� �������. � �������������� ������� ����������� ��-�������� �� ���� ������������� ���������. ��� �������� ������������� ���������� ���� ����� ������ �������� ������ / ������, ���� ����� ���� ������������� � �������� � ����� � ���, ��� � ���������� ��������������� �����-�� ������ ��� ��������, ��� �� ������ ����, ��������� ����� �������������.

�������� ������� 1 ������� 2 ������� 3

���������� 1�4 ����� 5�8 ������ 9�12 ������

���������������� 0�4 ����� 5�9 ������ 10�15 � ��-��� ������

������������ 0�1 ���� 2 ����� 3 �����

���������� ������������

������ ����� �� ������ �� ������� ���� ������������� �� ���� ���������: ��������-�������� ��� ������ (���������� ������� �� �������� ��� ������� 1, ��������, F1, D1, S1), ������� (F2, D2, S2 ��������������), ������� (F3, D3, S3 ��������������). � ������� 1 ����-�������� �������� ������, ���������� � ���-���� ��������.

���. 1. ������� ������������� ������� �� �������. �������� �����������: Fm � ���-������� ��������, Dm � �������������� ��������, Sm � ����������� � ������������

�� ������ ��������� ������ ���� ������-����, ��� ��������� ������������� � �����-�� �� ������ ����� ����������� ������������ �����������: �� ����������� �������� ��� ���������� ������������, �� �������������-�� �������� � ����������� � ������������ ������������ (���. 1).

�������������� ������ �������, ��� ��-�������� ������������� ��������, ���� � ���-���, ����������� ����� ����������������� � ���������� �������� (r=0.18, p=0.006); ����� ������������ ������� ���� ����� ���� ��������?� � ���� ����� ���� ������������?� (r=0.26, p=6.508e-05), � ����� ���������� ������� (r=0.23, p=0.0009). ��� ������� � ���, ��� ���������� �������, ������������ �� ����������� ������ �������� ����������-����� ��������, ����������� ����� �����.

���������� ������������ ����������� ���-�� ���������-����������, �������������� ��������� � ������������ � ������������ ���������������, ��� ��� ���������� ���-�� ������, �� ��� �� �����������. � �����-�� ������������ ���������� �������� ����� (����. 2). ����������� ��������� ��� ������� �� �������������.

������� 2. ���������� ��������������� ������� (�������� ������������) ����� ����������

�������� ����������� ���������� P-value

�� ������ .= 0.01

���������� � ���� 0.27 3.64e-05

����� / ����� � ���� 0.2 0.003

���������� � ������������ 0.24 0.003

���� � ������������ 0.28 0.0004

�� ������ .= 0.05

����� / ����� � ������������ 0.15 0.048

��� �� �����, �������� ���������������� ������� ������� � ������������ ����������� ���������� �������� � ����������� � �����-�������, � ������� �� ������ �������� ������-��������� ��������. � ����� �������, ���-������������ ���������� ��������, ����� ��������� ����������� � ������� ���������-�� �������� ����������. ������ ������� ��� ����������� �������������� ��������� ���� ������� ��� �������� (��������������� ��-��������, ���������������� � ������������). ����� ��������, ���, ���� ����� ����� ������-���� ���������� �� ��������, ��� �� ������-��, ��� ��� ����������� ������, �� ������, ��� �� ���������� ������ � ����� �������, ��-����� ������ ������� ���������������� ��� ����������� ������������, �� ����� ������� ���������������� �������������.

��������� � ����������� ��������� �����-������� ����������� ���������� �� �������� ��-������� �������. � ��������� �������-��� � ���������������� ����������� ������-������� �� ���� �������� (p-value=0,518), ��� ����� ���� ������� � ���������������� ������������� ������� �� ��������������� ��������, � ��� ���� ������� ����, � ����� ����������� ��������������� ����������� � ������������� ����� ������������ �����-���. ������ ������� ������ (���. 2) �������-�� ������� ����������� ����������, ��� ���� ������� ����������� �������� �� �������-��� (F1 ��� F2), �� ������� ��������������� �������� ����� �� ���������� (D1 ��� D2).

���. 2. ������� ������ ��������� ������, ������������������ ��� ������, ������� ��� ������� �� ���������, ��������������� ��-�������� � ����������������

���������� �������� ������ ����������� �������� � ������� ������ ��������������� �������� � ������� ����������� ���������-�� ����, ��� ���������� ������� ������ ���-�������� �������� � �������� ������ ���-������������ �������� (32 ������ 1).

� ��������� �� ���������� � ���������-��� �� �������� ��-������� �������, �����-���, ������ ����������� ���� ���������� �� ������ ���������� 0,01 (p-value=0,0029): ������� ����� �� ���������� (7) � ������� ������� ������� � ������� ������� �� ���-��������� (1), � ������� � ������� ����� �� ���������� (8 � 12) � ������� ������� �����-�� �� �������� � �������� ������� �� ���-��������� (2�3). � ��������� �����������-����� � ������������ ������ ����������� ����� ���������� (p-value=8.31e-06) ���-�� �������� ������� �� ���������� (9,12, 13, 24) � �������� ��� �������� ������� �� ������������ (2�3).

����� ������ ��������� ����������� ���-�� ����������, ������ ����������� � �������-

���. 3. ������������ ����������� ����� �����������, ����, ������������� (����������� ���������� �� ��-������� �������� �������)

����� ���� �������, � ��� ���� ������������� �������� �� ������ ���������� 0,01 (���. 3).

��� ����� �� �������, ������� ����� �� ���������� (12) � ������� ������� ������� �� �������� � �������� ������� �� �������-��������� (7, 8, 11, 24) � � ������� ��� ����-���� ������� �� ������������ (1, 3). ������ ����� �� ���������� (3) � ������� ������� ������� � ������� ��� �������� ������� �� ���������������� (0, 6) � � �������, ����-���� ��� �������� ������� �� ����������� � ������������ (1�3). ����� �������, ����� ��������, ��� ����� ���� ����� ������������ �������� ������������ �������������� ����� ��������������� � ��������� ����������� � ��������������� ��������. � ��������� ���-��������� ��� ����� ����� ���������������.

���������

���������� ��������, ��� ��������� ��-���������� ��������� � ������ ����������-��������������� ������� � ���������� ��-��� �����, ��� ����������� ����� �������� � ���, ��� ���������� �������� ����������-�� ����� ����������� ��������, ������� ��-������������� � ������ ������� ���������� �������� � �������� ����� ����������, ��� ���������-���������� ���������, ��������-������ ������������ �������� � ����������� � ������������ (�������, 2015; ����, 2017).

��� ��������� ������������ �������� ���� ������������ � ���������� ��������, ������ �� ���������� ����� ����� ��-������� ����-�������� ���� � ������ � ���� ������������ ������������ � ����� ������� �������������-�� �������� ��������.

������������� � ����������� �������� �� ����������� ���� �������� ����������� ��-��� ������������ �� ������������ ���������-�� ���������-���������� � �������������� �������� (�������, 2001; �������, 2006; ����, 2017;����,2018).����������������������-���������� ��������� ������������, ��� ��-�������� �������� ������ � ����������� ���-�������� ���������������� (�.�. ������) ��� �������� ����� �������������� (�����) �� ������������ ����������� � ����������, ���, �������� ������� �. �����, ������� ������� ��������� ����� ���������������� �������� � ����������� ������� ��������� ��������� ���������� ��������, ������� �� ������� ��-�������, � �����, ��� � �����, �� ����������� ��������������.

���������� � ��������� ������ ������ � ���, ���������� �������� ����� ����� ���, ��������� ������� ���� ������ ������ �� ����������, � �� ������������ � ��������-��������, ������������ ���������� ���-���� ��������: �������� ���������� ����� ���������-����������� � ��������������� ����������� ���������� � ��� ������, ���� ���������� ��������� ���������� � �������� �. �����, ��� ����������� �����������.

������������������������������������ ����������� ����� ����� ������� � �������� �������� �������� � ���������-���������� � ��������������, ��� �������� ����������-���� ������������� ������� ���� �����. ���, � ������������ �.�. �������� ������� ����� � ���, ��� ������������ ��������� ������-�������� �������� �������������� �������-��� �������� (�������, 2001). � ������������ �.�. ���������� � ������� ��������� ����-������� �������� ����� �� ����� ���� ��-����������?� ��������, ��� �� ����, ������� �� ����� ������� �� ���� ��������� ������-�����������, ��� �������, �� ���� ������-������ �������������� �������, ����� �����-���� ��������� �������� ���������������� (����������, 2006).

����� ����, ������ ���������� ���������-��� � ����� ������ ����� �������������, ��� � ����������, ������� ���� �������� ������-�������� �������, � ����������� ��������-��� �������, ��� ������� � �������� ����� �� ����������������.�������������������� ������� ������ ���������� ������ � ������-�� �������� �������������� ������� �������-���� ��������� �����, ��� �� ��������� ���� ������������� ���������������� ��������-��������������������-������������������. ��������, ���������-���������� ��������� �������� �����������, ���� � ����������-���, �������� ��������� ��������������.

�������� �� ���� �������� ��������-��� ��������� ���������� ���������-����-������ �������� � ������������, ��������� � ������������� ��������������. � ��� ���-���������� ����� ������������ (����, 2017) �� ���� �������� �������� ������ ����� ������������ � �������������, ���-��������� � ��������� ���������� ������-�������� � ������� �������� ����������� (�������� �.�. ��������). � �� �� ����� � ��������� ������ ���������� �������� ���-�������� ����� ������������ � ���������-��� � ����������� � ������� ����� �� ��-���������. ��� ���� ��� �����������, ��� � ����������� � ������������ ������� �����-������ � ������� ��������������� �������� ������������. ������� �������, ��� �����-����� ������������� ������������ � �����-�� ����������� �������� � ������ ��������-��������� �������� �������������� � � ���� ������ �����. ��������, �������� ����� ���-�������� ������������ ���������������� �������� � ������ ������������ �������-�����, ��� �������� � �������� (������� � ��., 2014), � ����� ������������ ��� ���������-��� ��������� ����� ����������� �������� ������������� ������� �������������� ��-��� �� ���������� ������������ ��������� (������� � ��., 2015).

����� �������, � ���������� ������� �� ����������� ������������ ������� ������, ����������������� � ������������� � ����-���������� ��������� ����������� �����-��� � �� ������������ ����������� ����� ���������-����������� � ��������������� �����������, � ����� ������������ � �����-�������. ������ � ��� ������ �� �������� ���-����� �� ��, ��� ������������ ���������� �������������������������������������� ���������-����������, �������������� � ��-��� �� ������������ � ��������� ���� � ���-������, �� �������, ���, ��������, ��������� �� ������������� ������������� ���� ����� � ����������� �������� ������������. ����� �������, �� ������ ������������ ���������� � ���������� ������� ������ �� ����� ��-�������, ��� ��������������� ��������� ��� ������������ �� �������� ����������� ���-����� ������ ����� ���������������� ��-������: ����������� ����������� �� �����-�� ���� ��� ��������, �� �� ����� �������, ��� ��������� ����� ����� ����������� ���������� ������������.���������,����������������-���, ��� �����������, ����������� �� ����-����������� ��������� � ������ �������� �� �������� ���������� ������, �� ���������� ������� ������� � ���������� ������������-������, �� ������������ ������ ������, ��� ��������� �������� ��������������� �����-��� (����������, 2006). ��� ������������ ���-��������� ��������� ����������� �������� ������� � �������������� ����� ���������� �������������� ������ � ������ ���������� ��������, ���������� ������� ������� �����-����� ��� ���������� � �������������� ����-��, ��� � ����������� ����������� �������, ������, ��������.

����������

�����������������������������������-��� ����������� ����� ������� ��������� ������������ �������� � ������� ����� � ���-�������������������������������������� ���������������� �������� � �������������. ������������� ��������� ����� ������������ �������� � ���������-����������� ��������, ��������������� �������� � ������������ � ��������� ������� ����� � ���, ��� ����� � ������ ���������������� �������� ����� ��-������ ���� ������� ����� ������ ����� ��� ������������ ������������ ��������.

��� ���� � ������ ������� ������������ ���� ������ ��������������� ������� ����-������ ������������ (��������������� ���-����� � ������������), � �� ����� ��� ��� ����������� �������� ����� � ������������� �������, ����������� ����������� ��������-�����, �� ������ ������ ������������ ������, �� � �������������� �� ������������. � ���-�������� ����� �����������, ����� ���� ����-�� ����������� ������ ������ ������ ������ �����, ����������� � �������� ��������� � ����, �������������������, ������������ ��-���������� � �.�.

����� ���������� �������� ������, ������-�� �� ����� ����������� �����������, ��� ���-����������� �������� � ������������, ����-��, ��� ��� ��-������� ����������� � ������ ������������ � ��� ������� ���������� � ��-������ �����. n

��������������

����������������������������������������-���� ������� ���� �� ���� �� 2020-2021 ������� ���� �� ���� ����������� ������� �������� �����-������� � ����������� �������� ����������� � ��������� �� ������� ����������� � ��������� ��-���� ������������, ������������� ������������� ����������� � ����� ������ ������.

���������� �� �������

���� ����� �������������, �������� ����-���������� ����, ������� ������� ��������� ��-��������� �������� ������� ������-���������-��������� ��������� ����������� � ����������� ����������� ���� (������, ������), olgablues@ gmail.com, ORCID: 0000-0002-3882-7965

���������� ��������� ����������, �������� ��������������� ����, ������� ������� ��������� ����������� �������� ������� ������-���������-��������� ��������� ����������� � ����������� ��-��������� ���� (������, ������), ORCID: 0000-0001-8184-7411, anabel@eurekanet.ru

��-��� ������� ����������, �������� ������-�������� ����, ������, ������� ������� ��������� ����������� �������� ������� ������-���������-��������� ��������� ����������� � ����������� ��-��������� ���� (������, ������), LevanTN@mgpu. ru, ORCID: 0000-0002-8445-6464

�������� ������ ����������, �������� ����-��-�������������� ����, ������, ������� ������� ��������� ����������� �������� ������� ������-������������������ ��������� ����������� � ���-�������� ����������� ����, ������������ ��-���������� ����������, ���������� ����������� ��� ������������� �� (������, ������), zadadaev@ mail.ru, ORCID: 0000-0003-1329-4012

Information about the authors

Olga A. Shiyan, PhD in Pedagogy, Leading Researcher, Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, olgablues@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3882-7965.

Anastasia K. Belolutskaya, PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-8184-7411, anabel@eurekanet.ru

Tatiana N. Le-van, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Leading researcher of Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russia, LevanTN@mgpu.ru, ORCID: 0000-0002-8445-6464

Sergey A. Zadadayev, PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Head of Department of Mathematics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), zadadaev@ mail.ru, ORCID: 0000-0003-1329-4012

����������

1.

������� �.�. � ��������� ������������ ������� ��������� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2001. � �. 6. �2. � �. 32�40.

2.

���������� �.�. ������ ������������ �������������� �������� �������� ����� � �����-���: �������. ���. ... ����. ������. ����:19.00.07 ��������������� �����������. � �., 2006. � 17 �.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

���������� �.�. ����������� ������-����� ��������������� ��������, ������������-��� � �������������-������������������ ����-��� ���������� �������� � ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. ������ � ��������. � 2017. � �4. � �.14�25.

4.

������������� �.�., ���������� �.�. � ������� � ������������ �������� // �������-�������� ����� � �����������. � 2006. � �. 11. � �1. � �. 85�96.

5.

������� �.�. �������� ������� ����� ������������ // �������������� ������ � ����-�������. � ���. 2. � 2019. � �. 71�109.

6.

������� �.�. ������������� �������-��������� � �������������� ������������ ������������ � ������� ����������. �������. ���. ... �-� ������. ����: 19.00.07. � �., 2014.

7.

������� �.�., �������� �.�. �������� ������������� ��������� � �������� �������-����������� // ������� ����������. � 1994. � �2. � �. 77�87.

8.

������� �.�., �������� �.�. ������� ��������� ��������� � ����� ����������� ���-����� // ������� ����������. � 1996. � �3. � �. 14�27.

9.

��������� �.�. �������� ����������� �������� ������� (1928) // �����. ����. ��-��. ���.

14. ����������. � 1991. � �4. � �. 5�18.

10.

��������� �.�. ����������� � ����-������ � ������� ��������. � ���.: �����������, 2020, � 125 �.

11.

������� �. ��������� ������ ������ ���-����������� ����������. � �.: �������, 2007. � 512 �.

12.

������� �.�., ��������� �.�. �����-������ �����������: ������������� ��������� ��������������� ���������� � ��������� �����-��� �������� // ������� ����������. � 1997. � �1. � �. 3�18.

13.

������� �.�. ������ �� �������������� ����������. � �.: ��������, 2006. � 222 �.

14.

����������� ����������� �������� ��-���������� / ��� ���. �.�. ������� � �.�. ���-�������. � �., 1978. � 248 �.

15.

�������� �.�. ���������� ����� ���-���������. � ���.: ����� ���, 2006. � 368 �.

16.

��� �����: ������, ������������, ���-������: ����. ������� ��� ��������� ������. �������������� � ����������� / ��� ���. �.�. ��������, �.�. ����������. � �.: ���������, 2001. � 624 �.

17.

������ �.�. � ���������-������������-��� �������� � ������������ // ������� �����-�����. � 1979. � �6. � �. 118�120.

18.

����� �.�. �������� ������� � ��������-������ ���������. 2-� ���., ����. � �.: ���������, 1995. � 320 �.

19.

�������� �������������� ������������ � �������� ����������� ���������� / ��� ���. �.�. �������. ����.-������. ��-� ����������� ���-������� ����. ���. ���� ����. � �.: ����������, 1986. � 224 �.

20.

����� �., ��������� �. ���������� �������. � ���.: �����. � 2003. � 160 �.

21.

���� �.�. ��������������� ����� � ��������� ��������������� �������� �������-����� // ������� ����������. � 1999. � �3. � 1999. � �. 57�67.

22.

���� �.�., �������� �.�., ���� �.�., ������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�., ������� �.�. ��������� ��������� �����-��� ��� ���� �������� ����������� �������� � ������������ // ����������� ���������� ��-���������. ������ � ��������. � 2017. � �6. � �. 46�57.

23.

���� �.�., ����������� �.�., ����� �.�. ������������ �����������������-�� � ���������� � ������� �������� ��������:

���������� �������� � ����������� ��������. ������� ����������� ���������� ����������-����� ������������. �����: ���������� � ���-�������. � 2018. � �3 (45). � �. 40�58.

24.

Barbot, B., Besancon, M., Lubart, T. (2015). Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education 3-13. 43. 1-11. 10.1080/03004279.2015.1020643.

25.

Barbot, B., et al., The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential withEPoC,LearningandIndividualDifferences(2016), http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.005

26.

Barbot, B. (2018). The Dynamics of Creative Ideation: Introducing a New Assessment Paradigm. Frontiers in Psychology. 9. 2529. 10.3389/fpsyg.2018.02529.

27.

Runco, Mark, Jaeger, Garrett. (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal � CREATIVITY RES J. 24. 92-96. 10.1080/10400419.2012.650092.

28.

Smolucha L., Smolucha F. A fifth Piagetian stage: The collaboration between imag-ination and logical thought in artistic creativ-ity// Poetics, Volume 15, Issues 4�6, December 1986, Pages 475-491 ISSN 0304-422X, https://doi. org/10.1016/0304-422X(86)90007-0.

29. Sternberg, R. J., Grigorenko, E. L., & Singer,

J. L. (Eds.). (2004). Creativity: From potential to real-ization. American Psychological Association. https:// doi.org/10.1037/10692-000

30. Zhang, Li-Fang & Sternberg, Robert (2011). Revisiting the Investment Theory of Creativity. Creativity Research Journal � CREATIVITY RES J. 23. 229-238. 10.1080/10400419.2011.595974.

References

1.

Barbot B. (2018). The Dynamics of Creative Ideation: Introducing a New Assessment Paradigm. Frontiers in Psychology. 9. 2529. 10.3389/fpsyg.2018.02529.

2.

Barbot, B., Besancon, M., Lubart, T. (2015). Creative potential in educational settings: Its nature, measure, and nurture. Education 3-13. 43. 1-11. 10.1080/03004279.2015.1020643.

3.

Barbot, B. et al. (2016) The generality-specif-icityofcreativity:Exploringthestructureofcreativepo-tentialwithEPoC,LearningandIndividualDifferences, http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.005

4.

Bayanova L.F. (2001) O nekotorykh osoben-nostyakh detskikh obobshchenii [On some features of children�s generalizations]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 6. 2. 32�40.

5.

Belolutskaya A.K. (2006) Analiz osoben-nostei dialekticheskikh struktur myshleniya de-tei i vzroslykh: avtoref. dis... kand. psikhol. nauk:

19.00.07 �Pedagogicheskaya psikhologiya� [Analysis of the peculiarities of dialectical structures of think-ing in children and adults: author. dis ... cand. psy-chol. sciences: 19.00.07 �Educational psychology�]. Moscow. 17.

6. Belolutskaya A.K. (2017) Osobennosti vza-imosvyazi dialekticheskogo myshleniya, problema-tizatsii i nadsituativno-preobrazovatel�nykh reshe-nii problemnykh situatsii u starshikh doshkol�nikov [Features of the relationship of dialectical thinking, problematization and over-situational-transformative solutions to problem situations in older preschool-ers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today. Theory and practice]. 4. 14�25.

7.

Bogoyavlenskaya D.B., Susokolova I.A. (2006) K voprosu o divergentnom myshlenii [On the issue of divergent thinking]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 11. 1. 85�96.

8.

Brofman V.V. (2019) Razvitie detskikh vi-dov deyatel�nosti [Development of children�s ac-tivities]. Deyatel�nostnyi podkhod v obrazovanii. Vyp. 2 [An active approach in education. Issue 2]. 71�109.

9.

Davydov V.V. (2006) Lektsii po peda-gogicheskoi psikhologii [Lectures on Educational Psychology]. Moscow. Akademiya Publ. 222.

10.

Davydov V.V., Kudryavtsev V.T. (1997) Razvivayushchee obrazovanie: teoreticheskie os-novaniya preemstvennosti doshkol�noi i nachal�noi shkol�noi stupenei [Developmental education: the-oretical foundations of the continuity of preschool and primary school levels]. Voprosy psikhologii. 1. 3�18.

11.

Diagnostika umstvennogo razvitiya doshkol�nikov (1978) [Diagnostics of the mental de-velopment of preschoolers]. Pod red. L.A. Vengera i

V.V. Kholmovskoi. Moscow. 248.

12.

Druzhinin V.N. (2006) Psikhologiya ob-shchikh sposobnostei [The Psychology of General Abilities]. Saint-Petersburgh. Piter Kom Publ. 368.

13.

Gardner G. (2007) Struktura razuma Teoriya mnozhestvennogo intellekta [The Structure of Mind Theory of Multiple Intelligences]. Moscow. Vil�yams Publ. 512.

14.

Liders A.G. (1979) O konkretno-operatsional�nom myshlenii u doshkol�nikov [On con-crete-operational thinking in preschoolers]. Voprosy psikhologii. 6. 118�120.

15.

Losev A.F. (1995) Problema simvola i real-isticheskoe iskusstvo [The problem of the symbol and realistic art]. 2-e izd., ispr. Moscow. Iskusstvo Publ.

320.

16.

Piaget J., Inkhelder B. (2003) Psikhologiya rebenka [Psychology of the child]. Saint-Petersburgh. Piter Publ. 160.

17.

Razvitie poznavatel�nykh sposobnostei v protsesse doshkol�nogo vospitaniya (1986) [The de-velopment of cognitive abilities in the process of pre-school education]. Pod red. L.A. Vengera. Nauch.-issled. in-t doshkol�nogo vospitaniya Akad. ped. nauk SSSR. Moscow. Pedagogika Publ. 224.

18.

Runco, Mark, Jaeger, Garrett (2012). The Standard Definition of Creativity. Creativity Research Journal � CREATIVITY RES J. 24. 92-96. 10.1080/10400419.2012.650092.

19.

Shiyan I.B. (1999) Predvoskhishchayushchii obraz v strukture dialekticheskogo myshleniya doshkol�nikov [An anticipatory image in the struc-ture of dialectical thinking of preschoolers]. Voprosy psikhologii. 3. 57�67.

20. Shiyan O.A., Kopasovskaya S.K., Tsyupko

G.M. (2018) Operirovanie protivopolozhnostyami v doshkol�nom i mladshem shkol�nom vozraste: vozrastnye razlichiya i vozmozhnosti razvitiya [Operating opposites in preschool and primary school age: age differences and development op-portunities]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology]. 3 (45). 40�58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21.

Shiyan O.A., Zadadaev S.A., Shiyan I.B., Kataeva M.K., Kozlova O.A., Perfilova M.A., Os�kina Yu.O. (2017) Ponimanie protsessov raz-vitiya kak put� razvitiya tvorcheskogo myshleni-ya u doshkol�nikov [Understanding developmental processes as a way of developing creative thinking in preschoolers]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today. Theory and practice]. 6. 46�57.

22.

Smolucha L., Smolucha F. A fifth Piagetian stage: The collaboration between im-agination and logical thought in artistic creativ-ity// Poetics, Volume 15, Issues 4�6, December 1986, Pages 475-491 ISSN 0304-422X, https://doi. org/10.1016/0304-422X(86)90007-0.

23.

Sternberg, R.J., Grigorenko, E.L., & Singer, J.L. (Eds.). (2004). Creativity: From potential to realization. American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10692-000

24.

Veraksa A.N. (2014) Simvolicheskoe oposredstvovanie v poznavatel�noi deyatel�nosti doshkol�nikov i mladshikh shkol�nikov. avtoref. dis... d-r psikhol. nauk: 19.00.07 [Symbolic mediation in the cognitive activity of preschoolers and young-er students. author. dis ... Dr. psychol. sciences: 19.00.07]. Moscow.

25.

Veraksa N.E., D�yachenko O.M. (1994) Elementy �karnaval�noi kul�tury� v razvitii rebenka-doshkol�nika [Elements of �carnival culture� in the development of a preschooler]. Voprosy Psikhologii.

2. 77�87.

26. Veraksa N.E., D�yachenko O.M. (1996) Sposoby regulyatsii povedeniya u detei doshkol�nogo vozrasta [Methods of regulation of be-havior in preschool children]. Voprosy Psikhologii.

3. 14�27.

27.

Vygotskii L.S. (1991) Problema kul�turnogo razvitiya rebenka (1928) [The problem of the cultural development of the child (1928)]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psikhologiya [Bulletin of the Moscow University. Series: 14. Psychology]. 4. 5�18.

28.

Vygotskii L.S. (2020) Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and cre-ativity in childhood]. Saint-Petersburgh. Perspektiva Publ. 125.

29.

Jean Piazhe: teoriya, eksperimenty, dis-kussii: Ucheb. posobie dlya studentov psikhol. spetsial�nostei i napravlenii (2001) [Jean Piaget: the-ory, experiments, discussions: Textbook. manual for students of psychol. specialties and directions]. Pod red. L.F. Obukhovoi, G.V. Burmenskoi. Moscow. Gardariki Publ. 624.

30.

Zhang, Li-Fang & Sternberg, Robert (2011). Revisiting the Investment Theory of Creativity. Creativity Research Journal � CREATIVITY RES J. 23. 229-238. 10.1080/10400419.2011.595974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.