Научная статья на тему 'О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет'

О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образно-пластическое творчество / исполнительское творчество / сочинительское творчество / выразительные движения / психолого-педагогические условия / figurative and plastic creativity / performing creativity / compositional creativity / expressive movements / psychological and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Елена Викторовна

Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения. Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы. Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно. Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе. Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Figurative and Plastic Creativity in Children of 6–7 Years Old

The relevance of the topic of the article. Figurative and plastic creativity is optimal for the development of productive imagination in preschoolers – the basis of the creative process. The continuation of its development on the basis of teaching the language of movements allows children 6–7 years old not only to solve hard creative tasks, but also to master ways of nonverbal communication. The aim of the study is to reveal the possibilities of developing figurative and plastic creativity in preschoolers of 6-7 years old on the basis of teaching the language of expressive movements, which is a continuation and culmination of the work carried out from the younger group. Description of the research progress. Based on the explanation of the age characteristics of the psychological development of children 6–7 years old, the possibilities of solving by children tasks to compose and express performance during the embodiment of images of diverse characters in plot situations are shown. The psychological and pedagogical conditions of its development in preschoolers of 6–7 years old are explained. The features of the methodology are revealed, the central point of which is the detailing of the personage’s image – with a comprehensive solution to the tasks of developing children’s figurative-plastic interaction and the ability to figurative embodiment. The types of tasks aimed at the development of are described: ways of detailing images; the ability to sensitively perceive (understand) a partner; new ways of conditional stage interaction; expressive performance of complete plot compositions by roles, – as well as the development of composing creativity in the proper sense of the word in the processes creating under music (in co-creation with a peer) a composition of a figurative-plastic etude based on a generalized plot given verbally. The results of the study. During and upon completion of the developmental training, children aged 6–7 years detail images (characters) with their development from episode to episode of a holistic plot, which becomes a sign of compositional figurative-plastic creativity, which is combined with creative performance in figurative-plastic improvisations to a given musical accompaniment. The data of diagnostic studies confirm the effectiveness of the methodology for the development of figurative-plastic creativity in children aged 6–7 years as a result of the work under the program. Conclusion. The methodology for the development of figurative and plastic creativity in accordance with the age capabilities of children aged 6–7 allows for the real development of children’s creativity in art and play activities.

Текст научной работы на тему «О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет»

�������� �.�.

�������� ����� ����������*

���������� ��������������� ���������-�������������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������. �������-������������ ���������� ���������� ��� �������� � ��-���������� ������������� ����������� � ������ ������ ����������� ��������. ����������� ��� �������� �� ������ �������� ����� �������� ��������� ����� 6�7 ��� �� ������ ������ ������� ���������� ������, �� � ��������� ������� ������������� �������. ���� ������ � �������� ����������� �������� �������-������������� ���������� � ����� 6�7 ��� �� ������ �������� ����� ������������� ��������, ������� �������� ������������ � ������������ ������, �������������� � ������� ������.�������� ���� ������������. �� ������ ��������� ���������� ������������ ���������������� �������� ����� 6�7 ��� �������� ����������� ������� ������ ���������� ������� ����� �� ��-������� � ���������� ���������� � ���� ���������� ������� ���������������� ���������� � ��-������ ���������. ���������� ���������-�������������� ������� ��� �������� � ������������ 6�7 ���. ������������ ����������� ��������, ����������� �������� ������� ���������� ����������� ������ � � ����������� �������� ����� �������� � ����� �������-������������� �������������� � ����������� � ��������� ��������������. ����������� ���� ������-���������� �������, ������-������ �� ��������: �������� ����������� �������; ������ ����� ������������ (��������) ��������; ����� �������� �������-������������ ��������������; �������������� ���������� �� ����� �����-���� �������� ����������, � � ����� �������� ��������������� ���������� � ����������� ������ ����� � �������� �������� ��� ������ (� ������������ �� �����������) ���������� �������-������-������� ����� �� ����������� ������, ��������� ��������.���������� ������������. � ���� � �� ���������� ������������ �������� ���� 6�7 ��� ����������-�� ������ (����������) � �� ��������� �� ������� � ������� ���������� ������, ��� ���������� ��-��� �� �������� ��������� ��������������� �������-������������� ����������, ������� ���������� � ���������� ����������� � �������-������������ ������������� ��� �������� ����������� �����-��������. ������ ��������������� ������������ ������������ ������������� �������� �������� � ����� 6�7 ��� �������-������������� ���������� ��� ���� ������ �� ���������.����������. �������� �������� �������-������������� ���������� � ������������ � ����������� ������������� ����� 6�7 ��� ��������� ������� ��������� ������� ���������� � �������������-��-����� ������������.

�������� �����: �������-������������ ����������, ��������������� ����������, ��������������

����������, ������������� ��������, ���������-�������������� �������.��� �����������: �������� �.�. � �������� �������-������������� ���������� � ��-��� 6�7 ��� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �3(111). � �. 36�45. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45

��������� ������ �������� 6.02.2022.

*

��������: e-gorshkova@yandex.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45

Development of Figurative and Plastic Creativity in Children of 6�7 Years Old

Elena V. Gorshkova*

Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, RussiaThe relevance of the topic of the article. Figurative and plastic creativity is optimal for the development of productive imagination in preschoolers � the basis of the creative process. The continuation of its development on the basis of teaching the language of movements allows children 6�7 years old not only to solve hard creative tasks, but also to master ways of nonverbal communication. The aim of the study is to reveal the possibilities of developing figurative and plastic creativity in preschoolers of 6-7 years old on the basis of teaching the language of expressive movements, which is a continuation and culmination of the work carried out from the younger group.Description of the research progress. Based on the explanation of the age characteristics of the psychological development of children 6�7 years old, the possibilities of solving by children tasks to compose and express performanceduringtheembodimentofimagesofdiversecharactersinplotsituationsareshown.Thepsychological and pedagogical conditions of its development in preschoolers of 6�7 years old are explained. The features of the methodology are revealed, the central point of which is the detailing of the personage�s image � with a comprehensive solution to the tasks of developing children�s figurative-plastic interaction and the ability to figurative embodiment. The types of tasks aimed at the development of are described: ways of detailing images; the ability to sensitively perceive (understand) a partner; new ways of conditional stage interaction; expressive performance of complete plot compositions by roles, � as well as the development of composing creativity in the proper sense of the word in the processes creating under music (in co-creation with a peer) a composition of a figurative-plastic etude based on a generalized plot given verbally.The results of the study. During and upon completion of the developmental training, children aged 6�7 years detailimages(characters)withtheirdevelopmentfromepisodetoepisodeofaholisticplot,whichbecomesasign of compositional figurative-plastic creativity, which is combined with creative performance in figurative-plastic improvisations to a given musical accompaniment. The data of diagnostic studies confirm the effectiveness of the methodology for the development of figurative-plastic creativity in children aged 6�7 years as a result of the work under the program.Conclusion. The methodology for the development of figurative and plastic creativity in accordance with the

age capabilities of children aged 6�7 allows for the real development of children�s creativity in art and play activities.Keywords: figurative and plastic creativity, performing creativity, compositional creativity, expressive

movements, psychological and pedagogical conditions.For citation: Gorshkova E.V. (2022). Development of figurative and plastic creativi-ty in children of 6�7 years old. Preschool Education Today. 3:16, 36�45 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-36-45

Original manuscript received 6.02.2022.

*

Contacts: e-gorshkova@yandex.ru

��������

� ������ ������, �������� ����������� �������� � ����� 6�7 ��� �������-���������-���� ����������, �� ������� � ��� �����, ��� �������� ���������������� ������ �������� ���� � � ��� � ���������� ���������� ������� ������ ���������������� �������� �������-��� �� ��������� �������������� ��������� (��������, 1999, 2017, 2018-�; 2019-�).

���������� ����������� ���� �����-��-������� ������������ ����� �����������-���� ����������������. ������ ������� � ���, ��� ����������� ����� �������� ������ � ��� ���������� ������ 7 ���, � ��� ����-������� ������������: ��������� �����-������� ����������, �������������� ����, ���������� � �.�. (���������, 1984. �. 251) � �������� ����������� ������������: ����-������� ����������������� �������, ������-���� ��� ��������� � ������ ������ (��� ��. �. 253).

��������������������:����������������� ������ ������ �� ��������� �������������� ��������� ��������� ����� �����������, �.�. ������������ ��� ����� ��������� ������ � ���������� ���� ������������ � ������� ��-��� ����������� ��� �������-�����������-�� ���������� ����� � ��� ����������������, ��� � ����������������� � ����������� ������ �����.

��������� ���� ���� ������������� ���-������� ���������.

������ 7 ��� (��� � ����� ������ ������-���� ������) � ��� ������������ ������ ��-��������������� ��������, ������� ��� ��-��������� � ��������� ������ ����������, �� ����������� ������ ���������� � ������-�� ������� �������� �� ���� �������� � ��-������ ��� �� ���������� ���� �������� �����-��� (���������, 1984. �. 249). � ������ �����, ���� �� �������� ������������� � ��������� ��������,������������-�������,��������� ����������.���������������������������� �������� � ����������� �������� ����������� � ������������� ���������������, �������� � ������ ������� ����������� � ����������� (��� ��. �. 254).

������� 7 ��� �������� ������� ������� ��-����������������� (�. 376): ����� ������-������ � ���������������� ��������� ����-�������� ���������������� ������ (�. 377) � � ������� ���������� ����������� �������-����� � ����������� �������������, ������� ����������� ����� � ���������� ��������, ������� ��������� ������������ ������-���, ������ ������� (���������, 1984. �. 379). � ���������� � �������� �������-���������-���� ���������� � ��� ��������� ������� ��-��� ���������� ���������� � ��������� ��-��������, ������� �� ���������, ��������� � ������������� ��������� ��������������� � ����������� ����������; ����� ��������� � ����������� ��������� ������ ��������, ��������� ���������������� �������, ����� ��� �� ��������� ����������� �����.

���� ��� ������� ������������ �������-���� ������� � ����� 6�7 ��� �������� ����-�������� �����������. ��� ���������� ���� ����������� ������� ��� �������������� ������������, �������������, ����������-�����, ��� ����������� ������� �� ��������-����. ����������� ������� ���� ����������� � ������� ������������� ������ ���������, ���� �������� ����� �� ���� �������. �� ����-�� ������� ����, ������� ���������� ���� ����, ������������������,���������������������-�� � ����� � ��� ��� ���������� ����� ������� (����������, ���������, 1990. �. 99�100).

� ����� 6�7 ��� ���������� � ����������� ����� ��� ����, ��� ��������������: ���� ���-������������ � �������� ����������� ���-��, ��� ����� �� �������� ������� �������� � ���������� �����, � �������� ���� ������ ���� ������������ (��� ��. �. 102). ����� ������-����� ����� ������ ����� ����������� ����� ���������� �������� ��������� ������������ �������� ��� �������� �������-������������� ����������. � ���� � ���������� ������� ��-��� �������� ������� ���������������� ����� � ����� ��������, ��������� ����������, ���-������, ������ � ��� �������� ����������, �� ������ ��������� �������� � �������� ����-��� ��������� (���������, 1966) ���� ������-����� � �����������, ��� ���������� ����� �� ����� �� ��������� �������� ������������ ���������� ������� ����������� ����������-��� ��������. ����������� ��������� �����-�� (��� � �������������� � ������� ����) � ���, ��� �� ��� �������������� ������������ �� �����, � �������� (����������, ���������, 1990. �. 105), � �������� ���������������, ��-����� ���� ���������� ����� � �������� ���-�������, ��� ������������.

���� �������� �� ������������ �������� ��������, ���������� ������� � ����� � ������ ��������������� �������������-�� ���������� � ����������� ���� ������� ���������� �������� (���������, 1991; 1997) � ������������� ��������� ������-��� � ������������������ ������������. � ����� ����� ������� ���� �������� ����-������ � ��������. ��� ������ � ������ ������, �������, ������. � ��� ������� ��� ������� �����, � ��� �������� ����������-��� � ������������� ������� �, ��������-��� � ���-������, ��������� � ����������� �������������. ����� ������ ������� �� � �������������� ��������������� ����� ���-������, � � ������������ ��������������� ������������ ����������� ������ ��������� <�������> �������� ��������� �������� ������������� (���������, 1991. �. 147).

� ����� � ��� ���������� ������������ ����� 6�7 ��� ���������� ��������������� � ����������� ������������ ����� ���������-���, ��� �����, ����������� �� ���������� �������� (� ���������� ���) �������� �����-���� ����� ������� ������ ��������� ������-����� (���������, 1996).

� ����� ����������� ������� �������� ������������ ����������� ��������, �����-��� ������� �������� ���� ��� �������� � ������������ ��������� (���������, 1995. �. 127�128). ���� ������������� ������ ���-���� � ���� �������� �������� � ���������-���� ���������� �� ����� ����� �����������-���������������������������(���������, 1995. �. 131). ������ ��������: � � ����� ���-����� ����������� (��������, 1999; 2017; ��������, ����������, 2011). �������� ����� �������������������������������������-�� �������� �������-������������� ���������� ������������ � ������� ������, �� � 6�7 ��� ���� ��������� ������������� ������������ � ���� ������������� ������ ������������� ����������� �������� � �������� � �������� ������� ��������, ��� ������� � ����������� ����������� ��������� ������������ ������� (���������, 1995. �. 130).

�� ��������� �.�. ���������, �������-��� ���������� ���������� ����� �������-����� �������. �� ����������� �������� ������������� ����������� �������� ��-����������� ���������, ��������� ����-���� ��� ������ ������� (���������, 1995. �. 122) � � �������� 6�7 ��� ��������� ������� ����� ������������� ���������� � �� ������� � ���������������.

�.�. ���������, ������ � ������������-�������� ������������ �����, �������� �� ������������ ����� �������� � ����������: ���������� ���������, ������� ������� ��-����� ������� ����������� ��� �������� ������ �����, �������� ������������, ���-��������� ����� ����������� ���������, � ����������� �����, ���������� ������� ��-���������� ���������������� ������� ��-�������, ������������ �������� ��������, ����������� �� ������ ���������� ����� � ������ ������������ ����������� (���������, 1986. �. 253). �� �����������, ��� ��������� �������������� � ����� ������������ ��-�����, �������� ����� �������� � ������-�� ��� �����, ����������, ���������� �����-����� ���������� ���������� ���������� (���������, 1991; 1997; ���������, 1986; 1995). �� ��������� �.�. ���������, � ��-����� ������� ��������� �������� �����-������� ������ � ����� � ��������� �����-�������� ����� ������������ ����������� (��������, 1995. �. 22).

����� �������, ���������� ��������, ���-������� ������� ��������� �������������� ������� �� �������� ��������������� ���-����, ��� ������������ � ������������� ���������� ������� ����� ������������. ���������� ���������-�������������� ����-��� � �������� �������� �������-���������-���� ���������� � ����� ���������������� ������ �������� ����.

���������-�������������� ������� ��� �������� � ����� 6�7 ��� �������-������������� ����������

�������� � ����� 6�7 ��� �������-������-������� ���������� ������������ ���������-�������������� ������� �������� ����; ���� � �����, �������� �������� ��������� ������-�� ������ �� ��������� �������������� ���-������, ������ ��� ���� ���������� �����, ������� � �������, � ������ � ����������� ������ ��� ���������������� ������.

� ����� �������� ���������:

������������� ����� ������������� �������� ��� �������� �������� ���������� ������� � �������� ��������������� �����-����� � ��� ��������� ��������, ��� ��������� ��������, � ����������� ���� ����������� (��������) ���������, �������� �� ��������-��� ������������� ������������� � ��������� ����������� ��������� (��������, 2019-�);

������ � ������������� �������-��� ������ �� ������������ � �������� ���-������������� ������������ (��� ��������� �������) � �������� ������������ ��������-����� �������-������������ ���������� � ���������� �� ������� ������ � ��� �������� �������������� �������, ����������� ����� �������� � ������, � ������������ ��������, � ����� ����� ������������ �� ������� ���-��������-������������ ���������� � ������ ������������ ����������������� �� �����-����� ������;

������������� / ������������ (�����-���) �������� ��������� � ������������ �������� � ���������� ����������, ����� �������������� ������� ����������� ��� ���-������� ��������� ���������� � ���������-��-������������ ����������;

����� �� ������������-���������-��� ���� �����, ���������� � ���������� ���� �������� ����� �������� � �������-���� �������� �� ��������� �������������� ���������;

���������� ������� � ���������� �� 8�12 ������� � ��� ������������� ��������

������� ������� � ����������� ���������� �����������-������������ �������.

� ����������� ���������-�����������-��� �������� �������� � ����� 6�7 ��� ��-�����-������������� ���������� ��������� ���������.

����������� ��������� �������� �������� ���������� ������������ ���������� ����������� � ��� ����������� �������� ��-���� ��������� � ����������� ��������� ��� ����������� ������������: ��������, ������-��, �����������, ������������ � ��������-���� � ��������� �������� ��������, ��� ���������������, �������������� � �����-�� �����������, � ��� ����� � ����������� � / ��� ��� ����� ������� ���� ��� ����� ���-������ � �������� (��������, 1999; 2018-�).

�������������� ���������� ������� �� ���������� ����������� ������ � ����� ��-���� ��������� ��������� �����������-����-�������� �������, �������� ��� ���������� (�����������) � �������������� ��� �������-��� (����� ������), ������������ ��������-���� ������.

�������� ���������� ������, ����-���������� ��������� ��� ��������� �����-�����, � ��������� ���������� �������-����-�������� ���������� � ��� ������������ � ����� ��������-����������� ������������� � ������������� ���������� ������, ������ ���������� (�����, 1997) � ����������� ���-����� ������ (���������) � ��������� �����-����� ���������� ������������, ������� ��-�����,���������������������,������������ ��������, � ����� ��� ��������� ����� ������-�������� ���������� (����������� ����� ���-������) ����������� � ����������� �������� �������-������������ ����������. ������ ������ (���������, ������� � ������������, ����� � �����), ������� � ���������� ����-��� ����������� �� ��������� ��������, ��-���� ����������� ��� ��������� ���������, �������������.

������������� �����: �������� ����-������ ������� �� ������������ ��������� ������ (� ���� �� �����������) �������-����-�������� ���������� ������ �� �������� ���������� �������.

�������� ������������� ������-���� ������� ������-����������� �����-��������� (��������������) ��������� �������� ���������� ������ � ������-��������� ��� ���������� � ������������ �����������-����������.

����������� � �������� �������� �������-������������� ���������� � ���������������� ������

������������ ������, ������� ������ � ��-���� � ���������� ���� � � �������, ������� � ������� �������, � � ������ ��� �������� � ����������� �������� �������-�����������-�� ���������� � ���������� �������.

��� �������� ����������� ������: �����-��� �������-������������� �������������� � �������� ����������� � ��������� ���������-�����, � ������ � ����������� ������� ����� ����������� � ���������� ���� �� �����, ���-�������� ����� ���������� ���������� ��-������� ���������� (��������, 1999).

��������������� �����������: ��� �����-��� �������-���������������� ������������; ������ �������� ��������� ����� ������; �����-��� � ������������� ���������� (��������, 2017), � ����������� �������� �� �������� (� ������ �������); � ���� �������, ����� ����� ������ �������������� (� ���� � ���������) ��-�������� ������, �� ������� ����������� � ����-���������������,������������������������� ���� �������-������������ ����, ���������.

����� ����������������� ������ ��������-���, ������� ������ (� ������� �� ������� ������) ����������� �� �����������, ������ � ��� ���������������� ������ � �����������-��� ������������� ���������, �� �� ������ ����� ���������� �������:

�������� �������� ����������� �������;

�������� ������ ����� ������������ (��������) ��������;

�������� ����� �������� �������-���-��������� ��������������;

���������� �� ����� ��������� ��-������ ����������;

���������� ���������� �������-������������� ����� � ������������ � ����-�����-�����������.

������� ����������� ������ ������ ���� ��������� ��� ��������, ��� ������. ���� � ������� ������ ����������� ���������� ��� ��������� ����������� ����������� �������� ���������, � ������� ������ ����������� ��-������� ��� ������� ���������������� ����-��, ������������ �������� � �������������-����� ��� ������������ ���������� ������ � ������ ������ �������, �� ������, � ���������-������� ������, ����������� ������������ ��� ���������� ������ ��������� � ��� ��������, ����������� ��������, ������, ������������-���, �������������� � ������� ����������� � � �������� �� ������ ������� ������ � �������. � ����� ������ ����������� ���������� ������-����� ����������������� ����������, ��������� ���� ���� ������ ���������� �� ��������� ����-��� ������������������� �������� � �� ���-������� � ��������� ������. ������������ �������� ������ �� ����������� (��� �����-����� ������� �������������� �������), ����-����������� ���������� � �������� ���������-��� ��������� (������ � �������; ������������ ����� � ��.), ��� ����� ������� ��������� � ��-������: �����������, ��������������, �������-�� ��� ��. (�� ������ ����� � �����).

��������, ����� ������������ ��������� ����� ��������������� ��������. ������� � �������� ������������� ����������� ���-��������� � ��������� ������������ ������ (�. �����. ����������). � ���������������� ������ ���� �����, ��� ��� �� ��������, ������ ��� �������, ��� �������. �� ����� ������ ���-������� �������� ������ ��������� ��������� ��������, ����� �� ��� ����������� ������-����� ������ ��������� � ��� ���������. ���� ��������� ����������� � � ���� ������������ ��� ������ � ������ �������� ���������� ��-����, �������� �������� ����� �������� � ��-��������� � ������. � ���� �������� ������ ������������, ��� �������� �������� �������-��� ���������, �� ���������� �������� ���� ����������� / ��������� ����, ������ �� ��-������� ������. ����������� (� ������ �����-����� �������� ���������� ������� � ����-���) ������� ������������ � ����������� �� ��������� � ������, ������� �� � ��������� �������� ������ ���������, ��������� ������. ��� ��������� ����� ���������� ��� �����-�������, ������� ���� ��������� ������ ��� �� ����, �� ������������ �� �����. �������� � ����� ��������� ���������� ����� �������, �����������,��������������������������-������������,�������������������������-�� ������������, ������ ��������� ��������� ��������� �������� ��-������. � ����� ��� ������� �� ���������� � ����������. ��������� �������������������������,������������� ������������� (�����������): ���� �� ����-�� �� ��������� ��������, � ����� ��������� ��������� � � ������ ���������� � ���������� ����������� � �������� ���������. �������� ���������� ���������� ��������� � �������-���� �����-���������� ������������� �������-��������, �������� ����������, ������������ � ������ ����������� � ������������ ���� ��-����, �������� �� ���������� ������������� ��������, �� ������������ ������. ����� ������-��� � ��������� �������� ������.

� ���������������� ������ ���� ��� ������ �������� ����������� �� ��������, ��������-������������������.��������������������-�� �� ������ ������������ ��������������� ������������ ����� 6�7 ���, �� � ���������� ��������������� (����������������) ������� ���� ����� (��������, 2009), ��� �����������-�� ������ �� �������-������������ ����������-���� � ��������� � �������� ����� ����.

���� ������� ��������� ������ ����� ������������, �������� ��������. ������ �������� ����� ������ ���� �������� � ����-��� ������, � ����� ������������ � ������� ������ (��������, 2019-�, 2022) � ���� �����-���� �������� ������� � �����: ���� � �����-����, ������ � ���������. ������ �� �������-���������������������������������������� ��������� ������� ���������� �������� �� 3�4 �������� � ���������� ���� �������� � ��-��������� ����������. ��������, �������� �� ������� ������ ���������� ������ �� ������ ����� ������� ��������� � �����, � ����� ���-������ �� 3�4 ��������: 2�3 ��������� � ����-���, ���� � �����������, �������, ������� ����-��������� ���������, ������������� �����-�� ���������� �� �������� ��� ����������� �� ���������.����������������� ����������, � ������� ����������� � ������� (�. ��� � �. �����. �����: Air Gavotte I (�� ����� �3, BWV 1068)), � ������ ������ ���� ������� ����������� � ���������� ��������, � ������-���, ������ ���������� ����������, ��������� �������������, ��� ��������� � ���������� ��������, ��� ������������ ���� � ������, ��� ������ ��������� � ����� �������. �������� ������ ���������� � ���������������� ���-����� � ���������, ��� �������� ��� �����-������ ������ �������� (���� ����������� � ����� ������������ �������������), � ��� ���������� �������� ����� 6�7 ���, ������� �������� ����������� ����������� ��������� ������ ����������, �� ������ � � ������ ��-��������� � ���������� ��������-����������. ����� ������ ��� ������ ������� ��������� ����� ����������� ���� ����������� � ������ ����� (���������� � ����������).

������ ��� ��������������� ������� ��-������� �� �������� ����� �������� �������-������������ ��������������. � ����������� �� ��� ���������, ����� ���� ������� �������-������ ���� �������� ��� �������� ������ ������� ��������������� ��������, �����-��� �������� � ���������� ����������� ���-����������� ���������. ��������, � ������ �������������� ���� ����� �� ������������ ���������, ����������� � �������� �������. �������� ������� ���������� � ����, ��� ���� �� ��������� ������������ ���������� � ���� �������, ����� �������, ���� ���������� �� ��-��������,����������������������,���������-��� ����� ��������� ��� �������� � �������-������: ������� ������������� ���� � ������� �������� ��������� ����, ��� ��� ������ ����-������ �� ����. ��� ������� ���������� ��-������ ������, �������� ������ ������������� ��������. ��� ������� � ����������� ��������-��� ������ �������-������������ ����������-����, �� � �����������, ����������� � �������-���. � ���������� ��� ���������� ���������� ���������� ������, ������� ����������� ��� ������, �� ��� ������������� ������� �����-���� � ���, ��� ���� ������� ���-�����.

����������� ������� ���������� �����-���� � ����� ���������� ����������� � ����-������� ��������������� � �� ����� ������� (��� � ������� ������) ������.

���������� �� ����� ��������� �����-��� ���������� ������������� ���� �����, ���������� � ��������� �����������, ������, �������� ��������, ��� ������� ���� �������-��� � �������-������������ ���������� �� ��-����� ������, ������������� �������� � ����-��� ����������� ���������� �� ������ ������� � ������� � ����������� ���������� ������-������� �������� ��� ������: ��������� (���� � �����, � ������, ���. �. ��������, ��������), ����� � ����� (�. ���������. ������������� ������ � ����������� ���������), ����� � ���������� (�. ����������. ��������� �� ��-���� �����������). ����������� �������� � ���� ����������������������������������������� (�� �������� ��������� ����������, ������� ����������� ������ �����), �� �������� ����� �������� �������, ��� ���� � ������ �������-����� ����� �������� ������� ����� � �����-��� ���������. ������������ ����� ���������� �� ����� ���������� � ������� �����. � ����� �������, ������������ ������ ��� ��������� �����������-������������� ����������: ������-�������� ������������ ������ �������� ����� ���� � ����������� (� �������� ����������) ��-���������� ������ ����� ��� �����������. � ���-��� �������, ���� �������� ��������-��������-��� ������������� � �������������� ��������� �������-������������� ��������� ���������-���, �������� �������, ������������� ��������, ����������� � �������� (��������, 1999). � ���� ���� ����� ����������� �� � ���������� ����-������ ��������: ���������������� �������� ���������� ��������� ��������� � ���������� ��������� �����.

���������� ���������� �������-����-��������� ����� �������� ������������ � �������� ��������������� ���������� ��-����������. ���������� ���� ��� ����� ���-�� � ���������� ������������ �������-����-��������� ������������ �� �������� ������ � �������� ������ 6�7 ��� � ���� ������� ���-�����������-������������, �.�. � ���������-��� � ���������. (��� ���������: � �������, ������� ������� ���� ������ ���������, ���-�������� ��������� ���������� �� ������ ��������; � ������� ��������� ���������-������ � ��������� �������� ������.)

������� ��������� ���������� �������� ����� ��������� � ��������� � �������� �����-�� ������������ �������������, ����������� �������� �����������: ���������������� ��-����(����������������������������������� �������� ������������), ����� ����������� ��-������������ ���� ����������� ������� (�����-�����) � �� ��������, ���������� ���������� ���������� �������� ������ �������������� ��������, � ����� ������������������ �����-��� �� ����� 3 �����; �������, ���������� ��-��������������������������������������, ����� ��������� �������������� ���������� (��� ���� ����� �����������, � ����������� ����������� ��������� ����� ����).

�� ������� � ������ �������� ��������-�� ��������� ��������� � ���� ������ (����-���� ����������, ������� ���������� �� ���-�� ������� � ���������� ���������������), �������� ������ �������� �����: ���������-������������������������,��������(������ ���� ����������� �� ����), � ����� �������-����, ���������� �� ����, �������� �����-���� ��� ��������� ���������� ������������� �������� (� �������).

����� ������� ����������� ������ ��� ��� ��� ���� ������ �� ������� ������ �������� � ����������� (���. �. ��������. ������� ��� ��-����,������������������-�����������,F.VIII �1�LaNotte�:Largo.IFantasmi.Presto.Presto).

�������� ���������� ����� ��������� �� ����; � ������ ���� ������, ��� ����� ���� ����� ���������; ������������ � ������������ (��������� ���� ��������� ��� �������� � ���-������� ��� ����, ��� ����������� �� �����-����). �������� ������ ������������ ������ ������, �� ������� ���������� �������� ���-�������, ����� �������� ������ ������� ����-����� ������, � ���� (����������� ���� ����) ������������� � �������, �������� �������� �������� ���������. ����� �������� ������ ������������������������:��������������-��� ���������� ������ � ���� �� ����������. �������� ������ ������� ������������ ����-�����, � ���� �������� ���������������� ���������� ������ �������� � �� ��������� �������� ������: ������ �������� �������� � ���������� �������� ������, ��� �������� � ��� �����, ���� �� ����������� �� ����� ���-������ ��� ������� ������. ����� ��� �����-���� ����������� �������, ���� �����������-�� �� ��������� � �������� ������ (������� ������� ������ �������); ��� ������������� �������� ������� ��������� ������� ������-������ ����� �������� ������. ����� �����-��� ����� ���� (��������) �������� ������, �������� ����������� �������� �������� �� ������������ ������� ���������, ����� ��-������� � ������������� �� ������������ � ��-����� ������������� ��������.

����� �������, ��� ����� ���������� ����-�� ����������� �� ������ � ���������� �����-���� ���������� ��������� � ������ ����� �� ������ (�� ���������� �� �����������-������-������). ����� ��������� ���������� ������-������ ���� � ������ � ���������� �������, �������� � ��������� ��������� � ��������� ������ ������ (����� �������� ����� � ����� ������), ��������� ����������������� ����-���� (��� ������ ����������, ��� ����������-�� �� ������������ ��������� � �.�.), �������, �������� ��� ���������� ������� ��������. ������� �������� �����, ���������� � ������-���� ���� �������, �� �� ����������� �����-�������� �� ������������ ����������������� � ����������, ������� �� ������� � ������� ���������� ��� ����� �������� � ����������� (��������, 1999). �������, ��������� �������-�� ����� ����������� �� �������: ��������� ���� �����; ����� ������� ����������� ����-�������������������������������,�������� �������� ���������� ������� ����������� � ����� ������������� � ���������. ��� ������ ������ ������ ������������ ���-��� �������.

� ���������� ����� ��������: �������, ��-����� � ������ ���������������� ������, ���-���������� �� ����������� ��������� ����-������������� � ������ ���������� ���������, �������, ���� ���������, �� ������� ������� ��-���������������,����������������������-������ ��������, ������� ���������� �����-����,���������,������������������������.

������ � ��������� ������� ������� ��������� � ������������ �������-������������ ������, ���������� � �������� ����������� ����� �� �����, � ����� ��� ������� ����������� ����� ������ ������ ������ ������������. ��� �� ������ ����������� ������������� � ������� ��������� � ��������, �� ������������ �� ��-����� ����������� � �������� ���������� ���-���������� � ��������� � ������ ���������� ��������� � ���������� ������ �������.

���������� � ������

� ����� ���������������� ������ ���� ��-������������,�����������������������-����-�������, �������� (�������������) ������-��� ����������, ������������ �� ����������� �������� ������������ ������ � �������� ��-������ ����� ������ (���������������� ���-������ � �� ������� � ������� ���� �� ����� � �������� ��� ������������ � ���������� ��-������). ��� ���� �������� ������������ � ��������� ���� �����; � ������ ���� �������-�� ����� � ������ ���������. ���� ����� ��� ����� �������� ����������� �����������-����-�������� ������ � ���������� �����������-��� ������ ������������-������������ ����-����������� � ��������������, ������������ ���������� ����������.

���� ������������ ��������, ��� ��� ����-������������� �������� ����� ������������� �������� ��� ������ �������� �������-����-��������� ���������� ���� � 6�7-������� �������� ��� ������������� �����������-����-�������� ������� ��� ���������� ������, ��� �������, ������������� ��������� �� �������-��� (������������), �� ������������, �����-��������� ������� (��������, 2020-�), ����-��� �� ���������� ������������ �������.

� ��������, ��� �������� �� ��������� �����������������������������6�7���[��]� � ������� �� �� �����������, �� ����������� �� ���� ��������� (��) � �������� ����������� �������� ������������� �����������, ������-�� ��� �������� � ����� ��������������� ����-�������������������������(��������,2019-�). ������������ ������������� ��������, ����-������ �������� ������ (����������� �����-�����), �������� � ����������� ����������� ������� (84%) ��� ���������� ���� �������-��������������������������������������-��� ������� �� �������� ������� (11%), ��� ��������������� � ����� �������� ���������-�� ��������� ������ �������� � ���������� �������� ��������� ���������� ���������� ������ � � ������� �� ��, ��� ��� ����������� 56%�33%(��������,2020-�).���������,���-����� ����� �������� �� ��������� �������� ��������������������������������������-��������� �����, �� ���������� �� �������-������� ��� (� �������� ������������ � ���-���������� �������������).

����� �������, ��������� �������������� ���������, ���� ������� � �������� �������-������������� ���������� �� ������ �������� ����� ����� ������������� ��������, ���-������ ������� ��������� ������� ���������� � �������������-������� ������������, ��� ������� ��������� ���������� ������� ��-������� ������������� �������� � �������� ���� �������, � � ���������� ��������� ����� � ������������ �����������. n

���������� �� ������

�������� ����� ����������, �������� ������-�������� ����, ������ ������� ���������� ������-���� � ���������� ���������� ���������� ��������-���, ����� �� ����� (������, ������), ORCID: 0000-0002-8516-6573, e-gorshkova@yandex.ru

Information about the author

Elena V. Gorshkova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Early Childhood Pedagogy and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow StateUniversityofPsychology&Education,Moscow,Russia, ORCID: 0000-0002-8516-6573, e-gorshkova@yandex.ru

����������

1.

��������� �.�. ����������� � ���������� �������� / ��� ���. �.�. ��������. � �.: �������� ����-�������� ����������; �������: �����, 1997. � 608 �.

2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� �.�. ��������������������. � �.: ����������� � �����, 1991. � 288 �.

3.

��������� �.�. ����������� � ���������� � ������� ��������. ��������������� �����: ����� ��� �������. 3-� ���. � �.: �����������, 1991. � 93 �.

4.

��������� �.�. ���� � �� ���� � �����-������ �������� ������� // ������� ����������. � 1966. � �6. � �. 62�68.

5.

��������� �.�. ����. ���.: � 6 �. �. 4. � �.: ����������, 1984. � 432 �.

6.

�������� �.�. ����������� �������-������-�����������������������������//��������������� �����������������.�2020-�.��.25.��3.�C.30�39. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303

7.

�������� �.�. ����������� �������������� ��������� // ���������� ����������. � 1999. � �10. � �. 10�15.

8.

�������� �.�. � ������� � �������� ��-�����-������������� ���������� � ����� 3�4 ��� //

����������� ���������� �����������. � 2018-�. � �2. � �. 4�13.

9.

�������� �.�. � �������� �������-����-��������� ���������� � ����� 5�6 ��� // ��������-��� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. 15�25. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25

10.

�������� �.�. � �������� �������-������-������� ���������� � ������������: ������� ���-��� � �������� // ����������� ���������� ������-�����. ������ � ��������. � 2017. � �7. � �. 29�37.

11.

�������� �.�. ����������� ���������-�� ���������� �����������-������������� ����-�� ������ 5�7 ��� // ����������� ���������� ��-���������. � 2020-�. � �2(98). � �. 28�37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066

12.

�������� �.�. �������� ����������� � ��-���������� ���������� ������������� �������� // ����������� � ����� �������� �����: ��. ���������� VII ������������� ������-������������ ����������� �� ���������� �������� (������ ������ �.�. ��������) / ���. �.�. ��������, �.�. ��������� � ��. �. 1. � �.: ������������ ����� �� �����, 2019-�. � �. 143�146.

13.

�������� �.�. �������� ������������� �������� � ������������: ������� �������. � �.: ���������� �����, 2018-�. � 336 �.

14.

�������� �.�. �������� �������-���������-���� ���������� � ����� 4�5 ��� // ����������� ��-�������� �����������. � 2019-�. � �6(96). � �. 24�

35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056

15.

�������� �.�., ���������� �.�. �������� �������� ������������� ����������� � ����� 6-�� ���� ����� // ���������� ��������-���������. ������� ���. � 2011. � �5. � �.17�29.

16.

��������� �.�. ��������� ��������������� �����: � 2-� �. �. 1. � �.: ����������, 1986. � 320 �.

17.

��������� �.�. ��������������� �������� �������� �������� �������-����������� // ������� ���������� ������� ����������� �������� / ��� ���. �.�. ���������, �.�. ���������. � �.: �����, 1995. � �. 112�122.

18.

����� �.�. ��������� ��� ������������ ���������� // ��������� ����������. � 2-� ������. �. 1. � �����: ������, 1997. � 357 �.

19.

�������� �.�. ����������� �������� ��-����� � ���������� �������� // ������� �����-����� ������� ����������� �������� / ��� ���. �.�. ���������, �.�. ���������. � �.: �����, 1995. � �. 13�25.

20.

���������� �.�., ��������� �.�. ��� ��-���� � ��������. � �.: ����������, 1990. � 160 �.

21.

��������� �.�. �������� ���������� ���-����� � �������-����������� // ������� �������-��� ������� ����������� �������� / ��� ���. �.�. ���������, �.�. ���������. � �.: �����, 1995. � �. 123�131.

References

1.

Bernshtein N.A. (1991). O lovkosti i ee razvitii [About agility and its development]. Moscow: Fizkul�tura i sport Publ. 288 p.

2.

Bernshtein N.A. (1997). Biomekhanika i fiziologiya dvizhenii [Biomechanics and physiology of movements]. Pod red. V.P. Zinchenko. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii [Institute of Practical Psychology Pabl.]; Voronezh: MODEK Publ. 608.

3.

Ershov P.I. (1997). Rezhissura kak praktiches-kaya psikhologiya. Iskusstvo tolkovaniya. [Directing as a practical psychology. Art of interpretation]. V 2 v. V 1. Dubna: Publ. Tsentr �Feniks�. 357.

4.

Gorshkova E.V. (1999). Znakom�tes�: �Vyrazitel�noe dvizhenie� [Meet: �Expressive Movement�]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool educa-tion]. 10. 10�15.

5.

Gorshkova E.V. (2022). Development of figurative and plastic creativity in children of 5�6 years old. Preschool Education Today. 1:16, 15�25 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25

6.

Gorshkova E.V. (2017). O razvitii obrazno-plasticheskogo tvorchestva u doshkol�nikov: voprosy teo-rii i praktiki [On the development of figurative and plastic creativity in preschool children: questions of theory and practice].Sovremennoedoshkol�noeobrazovanie.Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 7. 29�37.

7.

Gorshkova E.V. (2018-�). K voprosu o raz-vitii obrazno-plasticheskogo tvorchestva u detey 3�4 let [The Development of character creativity in children at age 3�4]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. Issue 12, Vol. 2(84). 4�13 (in Russian).

8.

Gorshkova E.V. (2018-b). Razvitie vyrazitel�nykh dvizheniy u doshkol�nikov: uchebnoe posobie [Development of expressive movements in preschool children: a textbook]. Moscow: �Avtorskiy klub� Publ., 336.

9.

Gorshkova E.V. (2019-�). Razvitie voobra-zheniya u doshkol�nikov sredstvami vyrazitel�nykh dvi-zheniy [Development of imagination in preschool chil-dren by means of expressive movements]. Materialy VII Vserjssiyskoy nauchno-prakticheskoy rjnferencii po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L.F. Obukhovoy) �Vozmozhnosti i riski cifrovoy sredy [Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference on Developmental Psychology (readings in memory of L. F. Obukhova) �Opportunities and risks of the digital envi-ronment�]. Vol. 1. Moscow: �SPPU Publ., 143�146.

10.

Gorshkova E.V. (2019-b). Razvitie obrazno-plasticheskogotvorchestvaudetey4�5let[Development of figurative and plastic creativity in children of 4-5 years old]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6(96). 24�35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056. (in Russian).

11.

Gorshkova E.V. (2020-a).Diagnostikaobrazno-plasticheskogo tvorchestva doshkol�nikov [Assessment of Creative Movement in Preschool Children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 25, no. 3. 30�39. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303 (in Russian).

12.

Gorshkova E.V. (2020-b). Osobennosti tvorcheskogo voploscheniya dvigatel�no-plasticheskogo obraza det�mi 5�7 let [Peculiarities of embodiment of the propulsion-plastic image by children at age 5�7 in creative tasks]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 2(98). 28�37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066. (in Russian).

13.

Gorshkova E.V., Kirilicheva T.L. (2011). Izuchenie razvitiya produktivnogo voobrazheniya u detey 6-go goda zhizni [Study of the development of productive imaginationinchildrenofthe6thyearoflife].Spravochnik pedagoga-psikhologa. Detskiy sad [Handbook of a teach-er-psychologist. Kindergarten]. 5. 17�29.

14.

Leont�ev A.N. (1995). Psikhicheskoe razvitie rebenka v doshkol�nom vozraste [Mental development of a child in preschool age]. Voprosy psikhologii reben-ka doshkol�nogo vozrasta [Questions of psychology of a preschool child] In: A.N. Leont�ev, A.V. Zaporozhts (eds.). Moscow: �� and P� Publ. 13�25.

15.

Mikhailenko N.Ya., Korotkova N.A. (1990). Kak igrat� s rebenkom [How to play with a child]. Moscow: Pedagogika Publ. 160.

16.

Neverovich Ya.Z. (1995). Razvitie predmet-nykh dvizheniy u rebenka-doshkol�nika [The develop-ment of subject movements in a preschool child]. Voprosy psikhologii rebenka doshkol�nogo vozrasta [Questions of psychology of a preschool child] In: A.N. Leont�ev, A.V. Zaporozhts (eds.). Moscow: �� and P� Publ. 123�131.

17.

Zaporozhets A.V. (1986). Izbr. psikhol. trudy [Selected psychological works]: In 2 v. V. 1. Moscow: Pedagogika Publ. 320.

18.

Zaporozhets A.V. (1995). Psikhologicheskoe izuchenie razvitiya motoriki rebenka-doshkol�nika [Psychological study of the development of a pre-school child�s motor skills]. Voprosy psikhologii reben-ka doshkol�nogo vozrasta [Questions of psychology of a preschool child] In: A.N. Leont�ev, A.V. Zaporozhts (eds.). Moscow: �� and P� Publ. 112�122.

19.

Vygotsky L.S. (1966). Igra i ee rol� v psikh-icheskom razvitii rebenka [Play and its role in the child�s mental development]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 6. 62�68.

20.

Vygotsky L.S. (1991). Voobrazhenie I tvorchestvovdetskomvozraste.Psikhologicheskiyocherk [Imagination and creativity in childhood. Psychological essay]. Moscow: Prosveschenie Publ. 93.

21.

Vygotsky L. S. (1984). Sobranie soch. [Collected Works]: V 6 t. Vol. 4. Moscow: Pedagogika Publ. 432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.