Научная статья на тему 'Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию'

Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное дошкольное образование / дети с нарушениями речи / социальная интеграция / логопедическое обследование / развитие и коррекция речи / методы социального включения / inclusive preschool education / children with speech disorders / social integration / speech therapy examination / speech development and correction / methods of social inclusion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевелева Дария Евгеньевна

Актуальность. Статья посвящена коммуникации детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного детского сада. Пребывание в среде здоровых детей благоприятно сказывается на социализации и формировании навыков общения у дошкольников с ОВЗ. Но между тем возможно противоречие между социальными условиями дошкольной инклюзии и реальными возможностями общения у некоторых детей. Данные противоречия затрагивают детей с нарушениями речи. Эти дети, в силу речевой патологии, не способны к полноценному общению. Следовательно, должна быть решена проблема коммуникации и социализации у дошкольников с расстройствами речи. Ход исследования. Проанализированы исследования по возрастной периодизации, в соответствии с которой развивается общение между дошкольниками, не имеющими речевых патологий. Автор статьи обращается к мозговой организации речи и показывает ее системный характер с точки зрения участия разных зон мозга. В качестве теоретического основания в статье даны две классификации нарушений речи, с помощью которых исследуются речевые патологии в детском возрасте; в дальнейшем в соответствии с этой классификацией по форме речевой патологии проводится работа по устранению дефектов речи. Статья имеет междисциплинарный характер и интегрирует психологию, педагогику и логопедию. Результаты исследования. Работа по коррекции речи начинается с диагностического этапа. Диагностическое обследование, устанавливающее состояние активной и пассивной речи у ребенка, базируется на положении о системном строении речевых функций. В статье показано, что речь имеет системное строение – от элементарных до наиболее сложных форм. И логопедические занятия имеют различные цели и структуру в зависимости от коррекционной направленности на тот или иной дефект речи. Дополнительно к логопедическим занятиям даются рекомендации по развитию этикетной речи и по формированию навыков коммуникации в рамках сюжетно-ролевой игры и театрализации. Выводы. Работа в детском саду по восстановлению речи сокращает «зону риска» по социализации. При достаточной коммуникации дети приобретают возможность полноценного включения в среду сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шевелева Дария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children with speech disorders in an inclusive kindergarten: how to build communication

The relevance of the subject of the article. The article is devoted to the communication of children with speech disorders in an inclusive kindergarten. Staying in the environment of healthy children has a positive effect on socialization and the formation of communication skills in preschoolers with disabilities. But meanwhile, there may be a contradiction between the social conditions of preschool inclusion and the real opportunities for communication in some children. These contradictions affect children with speech disorders. These children, due to speech pathology, are not capable of full communication. Therefore, the problem of communication and socialization in preschoolers with speech disorders should be solved. Description of the research progress. Studies on age periodization, according to which communication develops between preschoolers who do not have speech pathologies, are analyzed. The author of the article refers to the brain organization of speech and shows its systemic nature from the point of view of the participation of different brain areas. As a theoretical basis, two classifications of speech disorders are given in the article, with the help of which speech pathologies in childhood are studied; in the future, in accordance with this classification, according to the form of speech pathology, work is carried out to eliminate speech defects. The article has an interdisciplinary character and integrates psychology, pedagogy and speech therapy. Research results. The work on speech correction begins with the diagnostic stage. Diagnostic examination, which establishes the state of active and passive speech in a child, is based on the position on the systemic structure of speech functions. The article shows that speech has a systemic structure – from elementary to the most complex forms. Speech therapy classes have different aims and structure, depending on the correctional focus on a particular speech defect. In addition to speech therapy classes, recommendations are given on the development of etiquette speech and on the formation of communication skills within the framework of a role-playing game and theatricalization. Conclusion. Working in a kindergarten to restore speech reduces the “risk zone” for socialization. With sufficient communication, children acquire the possibility of full inclusion in the peer environment.

Текст научной работы на тему «Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию»

�������� ����� ����������* � �������-�������� (������, ������)

������������. ������ ��������� ������������ ����� � ����������� ���� � �������� ����������-�� �������� ����. ���������� � ����� �������� ����� ������������ ����������� �� ������������ � ������������ ������� ������� � ������������ � ���. �� ����� ��� �������� ������������ ����� ����������� ��������� ���������� �������� � ��������� ������������� ������� � ����-����� �����. ������ ������������ ����������� ����� � ����������� ����. ��� ����, � ���� ������� ���������, �� �������� � ������������ �������. �������������, ������ ���� ������ �������� ������������ � ������������ � ������������ � �������������� ����. ��� ������������. ���������������� ������������ �� ���������� ������������, � ������������ � ������� ����������� ������� ����� �������������, �� �������� ������� ���������. ����� ���-��� ���������� � �������� ����������� ���� � ���������� �� ��������� �������� � ����� ������ ������� ������ ��� �����. � �������� �������������� ��������� � ������ ���� ��� ������������� ��������� ����, � ������� ������� ����������� ������� ��������� � ������� ��������; � ����-������ � ������������ � ���� �������������� �� ����� ������� ��������� ���������� ������ �� ���������� �������� ����. ������ ����� ����������������� �������� � ����������� ����������, ���������� � ���������. ���������� ������������. ������ �� ��������� ���� ���������� � ���������������� �����. ��������������� ������������, ��������������� ��������� �������� � ��������� ���� � �������, ���������� �� ��������� � ��������� �������� ������� �������. � ������ ��������, ��� ���� ����� ��������� �������� � �� ������������ �� �������� ������� ����. � �������������� ������� ����� ��������� ���� � ��������� � ����������� �� ������������� �������������� �� ��� ��� ���� ������ ����. ������������� � �������������� �������� ������ ������������ �� �������� ��������� ���� � �� ������������ ������� ������������ � ������ �������-������� ���� � �������������. ������. ������ � ������� ���� �� �������������� ���� ��������� ����� ������ �� ������������. ��� ����������� ������������ ���� ����������� ����������� ������������ ��������� � ����� �����������.

�������� �����: ����������� ���������� �����������, ���� � ����������� ����, ���������� �����-�����, �������������� ������������, �������� � ��������� ����, ������ ����������� ���������.

��� �����������: �������� �.�. ���� � ����������� ���� � ����������� ������� ����: ����� ������� ��������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �2(116). � �. 34�43. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-34-43

��������� ������ �������� 10.01.2023.

* ��������: dsheveleva@yandex.ru

UDC 373 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-34-43

Children with Speech Disorders in an Inclusive Kindergarten:How to Build Communication

Daria E. Sheveleva*, teacher-psychologist, Moscow, Russia

The relevance of the subject of the article. The article is devoted to the communication of children with speech disorders in an inclusive kindergarten. Staying in the environment of healthy children has a positive effect on socialization and the formation of communication skills in preschoolers with disabilities. But meanwhile, there may be a contradiction between the social conditions of preschool inclusion and the real opportunities for communication in some children. These contradictions affect children with speech disorders. These children, due to speech pathology, are not capable of full communication. Therefore, the problem of communication and socialization in preschoolers with speech disorders should be solved. Description of the research progress. Studies on age periodization, according to which communication develops between preschoolers who do not have speech pathologies, are analyzed. The author of the article refers to the brain organization of speech and shows its systemic nature from the point of view of the participation of different brain areas. As a theoretical basis, two classifications of speech disorders are given in the article, with the help of which speech pathologies in childhood are studied; in the future, in accordance with this classification, according to the form of speech pathology, work is carried out to eliminate speech defects. The article has an interdisciplinary character and integrates psychology, pedagogy and speech therapy. Research results. The work on speech correction begins with the diagnostic stage. Diagnostic examination, which establishes the state of active and passive speech in a child, is based on the position on the systemic structure of speech functions. The article shows that speech has a systemic structure � from elementary to the most complex forms. Speech therapy classes have different aims and structure, depending on the correctional focus on a particular speech defect. In addition to speech therapy classes, recommendations are given on the development of etiquette speech and on the formation of communication skills within the framework of a role-playing game and theatricalization. Conclusion. Working in a kindergarten to restore speech reduces the �risk zone� for socialization. With sufficient communication, children acquire the possibility of full inclusion in the peer environment.

Keywords: inclusive preschool education, children with speech disorders, social integration, speech therapy examination, speech development and correction, methods of social inclusion.

For citation: Sheveleva D.E. (2023). Children with speech disorders in an inclusive kindergarten: how to build communication. Preschool Education Today. 2:17, 34�43 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-34-43

Original manuscript received 10.01.2023.

* Contacts: dsheveleva@yandex.ru

���� ����������� ������������ ����������� ��� ����� � ����������� ���� � ������������ ������� �������� ��� ���������� ������������

������ ������� � ���������� ������� � ������, �������� ������ ������� �������-����� �������. �� ���� ������ ������� ����� ����������� ���������������, � ��� ����� � ����������, ���������� � ������ ������-�������� ������������ � �������-������� ���� ��� �������� ���� ������������. � ���-����� �������� �������� � �� ���� �������-��� ���������� ������� ���������� ����� ���������� � �������� ������������: � ��-��� ���������� ����� ������������� �����, ������� ���������������� �� ������� ��-���, �������������� � ������� ������ ���-�������� ����� ������� � �������������� �����.

������ ������� � ���������� ���������-������ �� ��������� ����� ������� � ��� ������ ������� � ���������� ����� � ������-�� ��������� � �������� ����������� ��������, ����������� ��������� ��������� ������-�� � ����������. ��� �������� ���� � ����-��� ����������� � ���� ������ ����������� ������� (���), ��� ������������ ����� � ��-���������� ������� �������� � � ���������-��� ��� ����������� ������� ��� ��������-���� � ����� ���������� � �������. � ����� ������ ���������� � ���������� ������� ���-����� �������� ������������� ���������, �� ������ ���������� ����� ����������� �������� �����.

������������ �������� ����������� ���-��������� �������� ����������� ��������-���� � ������������� �� ����� (�� ��������� � ������������ ������������) ���������� �����-���� ��������� � �������, �������� � ������ ��������. � ���� ������ � �������-��� �������� �������� ������������ ������-���: �� ���� ���������� ������� � � �������-��� �� �������� �������� ������� ��������� ������������ � ����� ���������� ���������� � ��������� ���������� �������.

� ����� �������������� ��������� ��-���������� � ����� � �������������� ����, � ����� � ������� �����������, �� ���������� � �������� ������ � �������� ����������� ������ �����, ������� ������, ���� ������� ����������� �����������. ��������������� �������������� � ������������ �������� ������������, ��� ������������ ���������� ����� � ��� � ����� ����������� ������ ���-������ ������������ ������� ������������ ������������ � ������� ������ � �������-����� ��������� ������ ������� ��������. ���� � ������������� � �������� �������-���� ��������, ������� �� ������ ��������� �������� ���� ��� ����� � � �������������� ����������� ������������ �� ������������ ����������� ��� ������������. ���� ���-����������� ��������� ���������� � ����-������, ��� ������ ������������� ��������-������� ������ ������������ ����������� ������������� ������� ��� �������� ������� ����������, ��������������� �, ����, ���-��� ���������� �����������.

��� ���� �� ����������� (������� � ��-�������� �����������) ������������, � ����-�����, ����������� ����������� ��� ����� � �������� ����������� �, ��������, � ����-���� ����������� ���� (���) ������� � ��-������ ����� ��������� � � ���, ��� �������� �� �������������. ��� ����� �.�. ���������, � ����������� ������� ����� � ������ ��� ����� � ����������� ���� ����������, ��-�������� ����� ������� ������ ��������, � ��������� ������������� / �������� �����-�� ������������� �� ����� ��������� �����.

����� �������, ������ ������� ��������� � �����, � ������� ����������� ���������-��� � ���������� ����, � �� ����� ��������-�� �������� ��� ���������� (��� ���������� ���������) ���� � �� ������ ��������. � ���-��� ������������� ��������������� ����-��, � ������� �� ����������� ������� ����� � ����, ���� � ����������� ���� ��������� � ����� ������ ��������� �����������. ����� �������, ��� �������� ������� ����������-��� ������� ��� ���������� � ���������� ��-����� �����, ��� ����������� ������� �����-������� (��� ������� ���������� ���� ���� � ����� ���������) � ��� ����� ��������� �������� � ����������� ������������. �� ����� �������, ��� ���������� ����������� ����������� ������ ��������� ��� ������-������ ������������ ����������� �� ������ ����������� (�������������) ������� ����� ��� ����� � ����������� ���� (���������).

������, ��� �������� ������������� ������� �� ����� ��������������, � ������ ����� �� ������������� ����������� ���� � ������� ������������� � ������� ����� ��������� ��� ���� ����� ���������� ��-�������� ������ �� ���������� � �������� ��������. ��� ���������� ���������� ��-����������� ������� ���������� � ������� ����������, �������������� ������� ����-���. ���� ��� ���������� � ����� �������� ����������� ���� � ���������������� ���-������� �� ����� ����������� ���������-��� ��� ������������ ������� � �� ������-�� ������� ������������ � ������������ ���� �������� �����������. �� ����� �����-��, ��� ��� ����� � ����������� ���� ����� ��������������, ����������� ��������� �� ������������ �� ������������ � ��������-������ � ���������-�������������� �������. � ����� � ������� ������ �����������, ��� ������ ����������� ������������ � ��� ��-������ � �������� ���������, ���������� ������ ��������� ��� ������������ ��� ��-�������� ���� � ���������� � �������.

���������� ����������� ���������� ��-��� � ��� �� ��������� ������ � ������-�������� � ���������-�������������� ���-�������, ��� ������� �������������� ����, ������� ���� ��� ����������� � ��������-����, ����� ������������� �������. �� ��-������� ���� ��� ������������� ��������-��� ��������������� ���������� � ���������� ������������ ����� � ���������������� �����������. �������������, �� ������ ���-��� � �������� ����� ����������� �������� � �������������������� ����������� ����, � ������ �� ��������� � � ��������� �� ��-��������� ���� ����������, ���������� ����� � �������� ���������� � �� �����-������� � ������������. ����� �������, ��� ������� �� ����������� ���������-�������-��� ������������ �� ����������, ������ �� �������������� ���� ��������� � ����� ��-�������������� ������������, ������� ��-������ ����� � ��� � �� ���������� ������-��� � � ��������� ������������ � ������� ������. ��� ����, ������� �� ����������� � �������� ����� ������� (�� ����� ����� ��� ������� ��������) � ������� � ���� ���-���� ���������� �������������� �������-��� ������� � ������� � ���������� �������-�� (�����������, ���������, ����������).

���������� ������� �������� � ����������� ������� �� ������������

� ������� ���������� ����� ������� ��-����� � �� ���������� ����������� ������� � ����� ���������� � ����� ����������� ��-���� �������������� � ������� � ������� ������. �.�. �������� �������� ���������-������� ����� �������, ������� ��������-���� � ����� � 2 �� 7 ���. ���� ���������� ������� � �������� ���������� �� ��������� ������ �������� ����; �������������, ��� ��-���������� �������� �������� � ��������-���� ���� �� ������� ������������������ ������������ �� ������� ���������� ���-���������. �� ��������� ���������� ������ � ����, ������� ���������� ������� �� ���-������� ������� �������, ����� ���������, ���������� � ����� ������ � ���� �������.

� ������ � ���������� ��������� ������� (� ������� ������ ������ ��������������) ����� ������ ����� ��������� �����:

������������-������������ ������� (2�4 ����) � ���������� � ��������� � ����� ������� (�����������, ������������, ������-�����, ��������), � ���������;

����������-������� ����� ������� (4�5���),��������������������������������-����������������(�����������������������), ��� ������� � ��������������� ������� ��-���������� ������������ � ������� � �����-��-������� ���� (��������������� � ���������, ���������� � ����� ������� ����� ����);

�������������-������� ����� ����-��� ����� �� ������������ (6�7 ���) � ����

� ���������, � ����� ���������� ������� � ������� �������������� (��������, 2017. �. 32�33).

�.�. �����������, �.�. ��������� � �.�. ���������� �������� ��������, ����-������ ������� ����� ������ �� ����-��� �� ���������: ������� � ������� ����� ����� ������������ ��������; ���������� ������� ���� � ������, ����������� � ���-������� ������������; ���������� ������� ���������� � ���������� � ����; ������� ����� ������ ����� ������ �� ���������� � �������� (������� �� ��������� ����� ��-������������ ��������� � ��������������� ��������� ��� ����� ����� ����� �������� ������� ����-��) (�����������, ���������, ����������).

��������������� ���� � ���� �� ��������� � ������� ��������

� ������� �������� ����������� � �����-��������� ������� ��������� ��� �������-�� ����� ���� �������� ������� ����������� ��������, ������� �� ����� ������������ �����������, � �� ������ ����������� � ���-������ �������� � ����������� ��������.

���� ��� ���� �� ��� ����������� ���-�������, ������������� � ��������� �����-�� ������� � �������� ��������� �������-�� ����� � ������-��������� ��������. �� ���������� ���� ����������������� ������, ������������ �� ����������� �������� ��-��������� ������� ���, ������� ���� ������-���� ���� ����� � ���� �������. (������� �� �������� ������, ������������ ��� ����.) ���� ����� ����������� � ����������� ��-����� ������ ��������� (����������� ���� ��������� �����) � ������������ ���������� ��������� �������� � � ����� ������ ����. ��������� � ���� ������� �������� � ������-����� �� �����-������ �����, ������������ ����, ������������ ���������� ���������� �����������. ���� �������, ������������� � �������� ������� ������ ���������, ����-�������� ���������� ������ ���� � ������-�������� ����. ��� ���������� � �������-���� ���� ���� ����������� �������������� �� ���� � ����������� ������� �� �������� ����� (��������, ����� � �����, ��� � ���, ��� � ���). ���������� ������ ���� � ����� �� ��������� � �������� ���������������, ���-�����������, ������� ������������.

����� ���� �������� ������ ���� � ����-��� ��������� ��� ���������� �����������-��� �������� �������, ������������� ���-���� �� ����������� (����������) ������� � ���������� ������ ������ ����� �����. � ������� � ���������� ���� ������� ����-������ ���� ���� � ���������. ����������� �������� �������������� ������� ���� � ������� ���������� �����, �����������, ��-���������� � ������������� ��������. ��� ��-������� ����������� ��� ������������, ��� � �������� ����, ��������� �� ���������.

�������� ����, ����������� � ������� ������������, ��������� �������������-�� � ����� ���������. ������, ���������-��� ������� ������� ��������� ����� ������ � ������� ����������� ���� ��� � �������-�� ������� � �������������� � ��������� ����. � �������� ������� ��������� ����-����� ������������� ������� ����, ��������� �� ���� � ���������. ����� ������ ��������� ����������� � ������������� ������������� ������� ���� ����������� � � ���������� � ������������� ����� �� �� ������. ��� ��� ������ ������������, ��� �������� � ������-��� ���� �������� ������� �����- � �������-������������� ����������, � ������� �����-�������� ��������� ������� ��������� ����� (������������, ������, ��������, 2000).

� ������� ��������, � �������� �������� ��� � ����� ����� ����������� ��������� ���� ���������� �� ������������ �������� ��������. ��� ���� ������� ��������� ����� ��������� ��� ��������������� ����������, ��� � �������� ����� �� ��������� �������, ����� ���������� ���������, ����������� � ���� �������������� �������� � ���������� ���; ��������, ��� ��� � ��� �������� �������������.

������������� � �������� �������� ���-�������� ��� �������������, � �� �� ������ ���������� ��������� �������� ������� ��-�������. ������������� ���������: �������-�������������� � ���������-��������������, ������������� �� ���� ������������������ (�����������) ��� ������������ (���������� � ����������) ������� ���������.

�������-�������������� ������������� ��������� � �������� �� ����������� ��-���� (�������������� ��������� ��� � ��-�������������� ��������) � ������������� �� ������������������ ������ � ��������-��� ��������� ����. �� ���� ������������� ���������� ��������� ��������� ���� � ��-���: �������� (������), ����������, �����-���, ��������, ���������, ���������, ������, ������.

�������� (������) � ��������� ����-������ �������� ����������� ���������� � ������ � �������. ��� ���� ����������� ����� ���������� �������, �������� ��� ������ � �����.

���������� � ����������, �� ������ ��-��������� ����. ���������� �������� ���-�� ��������� ���� � ���������. � ���� ���-��� ���� ������ ��������, ����� ������������ ��� ����������� ��������� �����.

�������� � ���������� ������� ����, ���-������ ��-�� ������� � ������� ��������.

�������� � ��������� ����, ��������� � ������������ ������������ ��������� ��-���, ��������, ����������� ��� ����������.

��������� � ����������, ��������� ����-�� ������ � ��������� ������������ ������ ���������� ��������� ������� ���������� � �������� ���������������.

��������� ���������� ���������� ����-����� ����������� ������� ������� �, �����, ��������� ������ ���������������� ������-��. ��������� ����� �������� � ���������� ������, ������ � ���� � �����; � ������ ���� �������� �������� ������� � �����������-��� ����� � ���� ������ ���� �����������-��� ����.

������ ��������� ��-�� �������������� ������� ������� �����. ����������� ����� ���� ���������� ��� �������������. � ��-��� ���������� ������������ ���� ��-�� ����-����� �������� ���, ����������� �����-��� ����.

������ � ������ ��-�� ������ ��� ����-���������� ��������� � ������� ����� ��� �������������� �������. ��� ���� ������-��� � ����� ����������� ������ ��� ������-��� ������ ����������� �������� �������-��� � ��� ���� � �������� �����.

� �������� ��������� ���������� ����, �������� ���� �������������, ������� ���-��� � ������. ������ � ��� �� ���� ������� ��������, � ������� ���������� � � �����-��� ��������� ������������ ��������������, ����������� ��������������� � �������� � ��������� ���� ���. ��� �������������� �������������� ���: ���������� ����������-�� ������� ������� � ������� �������� ��� ������ ��������������� ������ � ��� ������ ���������� ������������-����������������� ������, ��� ������ ������������ ��� �����-����� ��� ���������� ���������� ��������� � ��� �������������� ��������� ��������.

���������-�������������� ������������� �������� �� ����������� ����� � ��������-�� ������� ������� ��������� ��� ����-������� (���������) �������������� ������. ��� ���� ��������� ���� ��������������-�� ��������� �������:

������������ ������������ (��) � ��������� ���������������� ������� ����;

��������-�������������� �������-����� ���� (���) � ��������� �������� ������������ ���������������� ������� ������� ����� � ����� � ���������� ������-�� �������������� ���������� �������� ���-������� � ������������ �����;

����� ������������ ���� (���) � ���-������ ������� ������� ������������, ��� ������� ����������� ��������� �������-����� ���� ����������� ������� �������, ��-��������� � ��������� � �������� �������� (�������, ����������, 2020; ����������� ����������� ����� � �������� ����������� �����).

��� ��������������� ��������� � ��� ��������� ���������, ����������� �� ���� ������������ �������� ���� � ������ ���-������� ������, � ����� ����� ����������-���� ��������� ��������������� ����� ����. ���� ��� ������� ����������� ����������� ���: ������������ ������������ �������, �������� � �������� ���������; ���������-��� ������������ �������� � ������������� � ����������������; ������������ �������-����� ������� � �������� ��������� � ���-����� ���������� �������. ���� ��������� ������ ��� ������������ �������������-������������ ��������� � ��������� ���-�� ������ ��� ��������� �������� � ����-��� ���������, � ����� � ������������� ��������� � �������, ����������� �� ����� � �����������. ����� ������� ����������� ������������, � ���������� ��� �������� ������������� ��������� �������� � ����� (��������).

��������������� ���� � ������ ��������. ����� ����� ��� ������������ �������� �������� �����

�������������� ������� � ������, ����-���� �� ��� ���� ��������� ����, ���������-�� ������������ ��������������� ������. �� ����� ����������� � ������� ��������-���� ������������ ������������ ��������� ��������� � �������� ���� ������� � ������������ ��� ���� ���������� ������.

��� ������������ ��������� ����, �.�. ����������� ������� �������� ���������� � ���� ����, ������� �������������: ������-�� �� ������� �������� ���� � �����������-��� (������� ������ ���������� � �������� ������� ����� � ������ �������), ������-�� �� ������� �������������� ����������� � ����� ���� (������������ �� �����, ����-���, � ����������� �� ���������).

������������ �������� ���� ������� ��-��� ����������� �� ���� �������, ������ �� ������� � ����� ����������� � ���������-��� ��������� ������� � ������������� ����-����� � �������� ����. � ����������� �� ��-����� ������������, ������� ������������� �������, � ��� ������� (����������) �� �����-������� �������� ������ ����� ���������� � ������� ���������, � ��������� ��������-��� �������������� ������ � � ���������-��� ���������� ������������ � ����� ������� ����, ������ ���������� ������ � �� ������-��������� ����������.

��� ������� ������ � �������� ���� ����-�������� ����������� �������� ����������, ������������� ����������� ������� � ������-����� ���� ���� � ��������� ����� � ������-���� ������������� ������������. �� ������ ������ �������� ������������ ����� ���� ������� ������������: ��������� ����; ��-���� �����������, ������� ���� � ���� �����-��, � �� �������������� �����; ����������� � ������� ������������� ��������� �������� �����; �������� ��������� �����. ������ ���-���� �������� ���� ��������: ��������� ��-������� � ������, ������� �������� � ����-��� ���������, ��������� � �.�.; ������ ���������� ���������� ������� ����������� � ����������� ��������� �����; ������ ��-�������� ������� �� ����� �������� ������; ��������� � �������� ������; �������������� � ������������� ���������; ���������������� �����������,�������������������������; ������������� � �������� ��������� ������� � �������������� ����; ������� �����������-���� ����������. ������������� �� ������, ������ � ������� ������� ����������� ������-��� ���������������� �������� � ����������� � ����������� ����������������� (������, ���������, ��������, 2011).

�� ������������ ��������� ������������ ���� ����� ����������� � ���������������� ���� ���������, ��� �������� ������� � ���-������ �������� ����� ����. �� ��������� ����������� � ����������������, ������� ��-������ �������������� ������������, ���-�� ������� �������� ���������� � ��������� ������� ������� � ������� � � ��� ������� ��� ������� ���������� � ���������� ������-�� ������������. �����, � ������������ � ��-���������� ������������ ������������� ��-������������ �����������, ������������ �� ������ ��� ��������� �������������� ����-����� ��������� ���� � ��������� ���� ����.

������� ������ ����� � ����������� ���� � �� ��������� ��� ���������� � ����� �������� �����

��������� ���������� ������� � �����-������� ��������������� �������, ������-���� ���������� ���������, ���������� �� ������������� ��������. ���������� ���� �������� �������� ������ �� ������������, �� ���������� � �� ������ ������� �������-����� � ������������ � ������� ��������� ����. ��� ����� �.�. �������: �� ����������� �� ������� ������������ ���� (������ �����-����� ������������������� �������, �����-��������� ��������� �����, ��������� ����, ������������ ������������ �������������� �����������) ������������ ������������ ������� � ������ ������ (�� 2 �� 3�4 ���)� (������������� ����������, 204. �. 54�55).

�.�. ������ � �.�. ��������� ��������� �������, � ������� ������ ����������� ��-������������ ������. � ���������� �������-��� ���� �������� � �������� �������� ����� �������� �������� ���������� ��� ������-����� � ����������� ������� � ����������� ������ ������������.

������� �� �������� ��������� ���� � ����������� ���������� ������� ��������-�� � ������, ����� ����������� ���������� � ��� ����. � ���� ������ ������ ����������� � ���������� �������� ���������� ���������� ������. � ��������� ������� ������� ������ ������� ���������������, � ������ ������� ������������ ��������, � �������� ������� ��������������� ���������������, �������, ����� ������������ ��������� ��� �����-�� ��������. ����� ������� ������ �������� ������� � ���������� � ���� �������, � ��-����� ������������ ��������� �����������-��� �����. �� ����� ������� ������ �������, ��� ��� �������� �������� ��������� ���-������ �������, � ��������� ���� �������� �������������� � �������, ����������� ���-�� � �����. ����������, � �������� ��������-������ ������� ���� ����������� ������ ��-������ ����������� � ����������� ����.

�������������� ������ ��� �������� ���-����� ���������� � ����������� ��������� ����������. �� ���� ����� � ����� ��������� ����������� ��������� ���� ���������. ��� ��������� ����� ����� ������������ ������� � �������� �� ��������.

���� ������ ���� ����. �� ����� ������ ���� ���� ���� ��������� ������� ��������-��� ����������� ��� ��������� ������ ���� (��������, ��������� + ������ � ����������-��� ���������� ��� ������ � ������������� ���������� + ����������� ��������).

�� ����� ������������ ��������� ���-�� ���� ������ ������������ �������� ����-��� ���� � ����������� ������� ����-, ����- � ������������� ����.

���� ���������� ������������� ������-����� ����������� � ������ ����� ������-���� ������������ �� ����� �������������-��� � ���������� � ������������ ������ ������������� ����� + ������ � ��������� � ������� ���� ���������� ��������.

���� ����������� ����������� �� ��-�������� ����. �� ���� ����� ���� �������-�� ���������� ����������� �� 3�5 ����, � ��� ����� � ����� ���������� ���������� ������ ������� ����. � �������� ������� ������� ��-�������� �������������� (����� � ���������-��� �������������� �����) � �������.

���������� ����� � ������� ���� �����-�����, ����� ���� ��� ������� �������� ��-������ ��������. �� ���� ����� �������� ������: ������� ����� ������� �����������-������ � ���������������� �����������; ������������� ������ ����������� � �����-���������, �������� �� � ����������������; ������������� ��������� ������ ���� (����-����� � ������).

����������������� ������� ���� ����-������ ������� � �������� ����������� ���-���������. ���� ��������� ������, �����-����������, ������������� � ����������� ��������� �������� �����. �� ���� ����� ���-������� ���������� ���������� ���������� ������, ���� ������ ��������� � ���������-��� ���������, ����������� ������������� � ����������� ������� (������, ���������, ��������, 2011).

� ����������� �� ��������� �������� � ��������� ���� �������������� ������ � ���������� �������� ����� ���������� �� � ������� ����� � �������� �� ��� ������, ��-����� ������ � ����� �������� � �����������-��� ���������� ������������. ������ ����-�� ����������� �� ������������, �� ������� � ������� ������������ �������� � �����-������� ������������.

� ��������� �������, � ��������� ��� ������������ ��������������� ��������-��, ��������� ���������� ��������� ����� � ���������� ���������� ����, ������ ���-������� ����������������� ��������������� �������. ���, ������ ��� ��������� � ��� ���-��� � ���� �������� ������� ����������� �������������� ������ � �������� �������, ������, ���������� ���������� (��� ������ � ����������) �����������. (��������������� �� ���� ������� ����������, �.�. ��� ����� ��-������ �������� ������������� �������-�����; ������� ��������� �� ������������ ������.) ���������� ������������ �������� ������������ ���������� ����� �������� � ������� ������������. ��� ���������� (��� ����������) ��������� ��������� �������-��� ���������� � ���������� ����� � � ��-������������� � ���������� �����������, � �������� ������� ���������� ������������ ������� � ������; ��� ��������� � ������ �������� ��������� ��������� ���� (�����, ����, ���������� ��������, ��������, ����, �������������) (��������, 2020).

� ������ ����������� ����������, ��� ���-�����������, ��� � ������������ (����������-����) ����, � �������������� ���� ��������� �� ������ �������, ���������� ����������� ��-�����, �� � �� ������������ ������ ��������� �����������, ����������� � ������ ���������-��� ����� �������. � ���������, ����������� ����� ������������ �������� ������� ����-�������� �������, ����� ����� �� ����� � ���-����� � ������� ������� �������. ��������, ������������ ������������� ���� �����������, ��������, �������������. ����� ��� ��������-�� ���� ����� �������������� ������ ������� ���������� ������ �����������. ��� ����-�� �������� ������� ����������� �������-���������, � ��� ���������� �������� � ����� �������. ������������ �������������� ���-�������� ����, � ������� ������� ����� ��-�������� � ������� ��������, �� ������� ��� �������� � ��������, ��������� � ��������, ��������� � �����������. �������� �� ������-���, ���������� � ���������� ����������� ����� �������� ����� ��������� ��������� ���������� ���� � ������� ������������ ��� ��� ��� ���� �������� (������, 2021).

�������-������� ���� ������������ � ������������� ��� �������� �������� ������������

�������-������� ���� ��� ������� ��� ������������ � ���������� �������� ��-������ � ���� ������������ ��������� ��� �������� � ����� ��� �, � ���������, ��� �������� ���� � ������������� ��������� � ������� ������. ���� ����� ����������-�� � ��������� ����� ������ ���������, �� � ��������� �������, � ��������� ��� ������� � ���� ������� � ���, ���������� ��������� � ������������� �������� (�����������). �������, �������� �� ����� ����, ������� ������������� ���� �������, ����� ������-���� ����� �������� �������� � ��������� �������������� ����������, � ������� ��-����� ����������� ������� ����, � � ������� ������������ ���������� ������ ����. ��� ����� �.�. �������, ���������� ���������� ��������� � ���� ����� �������� � ��� ���-���, ���� ���� ��������� �� ��������������, �������������� ���� �� ������� ������� � ����������� ����������� � ���������� ������� ��������� �, �������������, � ���-������� � ������������.

�.�. �������, ��������� � ����������� ����� ���������� � �������� ��������, ��-������, ��� � ������ ���� ����� ���������-�� ��������, ������������ �� ������ ����� � ��� � ������������ ���������. � ������� ����� ���� ����������� ������ ������ � ��-����� � ����������� ������ � ��� ����� �������������� ����������� ���������� � ��������������� ����������� (�������, 2019. �. 95�96).

� �������� ���������, ���������� � ��-���� � ����������� ���� ������������� ��� � ����� �������, � ������������ ���������-������ ����� ����������� ����� ����������-���. � ������ ����������-������� �������-����� ���� ����������� ������ ���������� �������� � ����������, ��������������, ���-�������� � ����������� ������������. ������������ ��������������� ������� ��-���������� � ����� ����������� ���������� � ������������ ��������. ������� � �������-������ ���� � ����, ������� ������ ���� ������� ����������� � ���������� (�������-���, ��������������� ���������), ���� ���-��������� � ��������������� ���� (�����-�������, ������������������� ���������).

������������������� ��������� �������� � ���� ���������, ������ � �����.

��� ����� �.�. ����������: �� ����� ��-�������������� ������������, ������������ ���������, ������: ������� ���� � �����-����� (��������������� ����������, �����-�������, ������������, ������������� ���-��������� � �������������, ������������� ����������, ������������� ������ � ����-��� ���, ���� �� �������); ���������� ��� �������� �������, ���������� ����������-�����; ����������� ����-���������, ������-������ �� �������� ����������� � ��������; ������ �������� �� ������������ � �������-�� ������� (����������, 2012. �. 388).

������������ ������������� ��� ������ �� �������������� ������� ����� �������� ��� ������� ������������� ���������� ��� �����. ������� �� ����� �������� �����-��-������� ���� �������������, ����� ��-�����, �������� ������� ��������������� ������������ ������������. ������������� � �������������� �������� �����, ������-�� ��������� ���������� � ������� ����-��������� �����-���������� ��������� � �������������� ������� ������� �����-�������� ����������������� � ���������� ����� �� ���������� ������� ������������. ������� �� ��������� ���� ���������� � ��������������� ����, ������� �������� ���������� ��������������� ������������ ������������, ��������� ����� ��������-���� � ��������� ������ ���� � ��������-���� �� ��������� � �������� � ������� � ���������� � ������������ ��������� ��-������ ����������.

����������. �������� �������������� ������� � ��������������� ������������� ������������ � ����������� ���� ��� �� ������������

����, ��� ������������ ������� ��������, ������������� � ������� �������, ��������� � ��������� ������ ����������� ��������� � �������, ������� ������������, �������-����� � �������������� � ������� ������. ��� �������, ������������ ��� ��������� ������� ��������� ����������� ����� ���-�������� ������������ � ���������� � ����� ���������������� ����������� ���������.

� ���������, ���������� �������� �������-����� � ���������� ����������. ���� � ����-���� ������������ �����������, ����������-���� ���� ������������� ��� ����������� �������� ����� � ���, ���������� � ������-��� ���� �� ����� ���� ��������� ������-�������� ���������� �������: ��� �����-����� � ����� �������� ����������� ���� � ����������� ���� ����������� � ����� ���-��� �� �������� ������� � ������������� ����������� ���������. ����� �������, ���-������� ���������� �� ��������� ������ � ���������� (� ��������) ������������-������� ����������� ������ ����������� �������������� ��������������, ������-������ �� ��������� ������ �� �������� � �������������� ���� ����������� ����.

������ �� �������������� ���������� � ��������� ������� ������� �������� �� ��-������������� �������� ���� � �������, ���-�������� ���������� �����������, � �� ��-������ ������� ������������ �� ��������� � ����� ������� ������� �������. ����� � ������ ����������� ������� ����������� �� �������� ������� ��� ������������, ���-����� ������������ ������� ����� ��� ��-������������ ���������� � ��������� ����-��� �������.

� ������������ � ��������� ��������, ��-���������� �� ������������������ � ����-�������� ������, ����� ���� ������ ������-�� ������������ � ���������� ���������� � ��������, ��� ������� ��������� �������-��� ������������. ���� ���������� ��� ���� � ����������� ���� ������� ����������� ��-��� ������������ ���������� � ����� �������� ����������� � ���������� ��������������� ������, �������������� �� ������������ � ���������� ������� � � ����������� ���-������� ��������. �� ���� ������� � �������-���� ����������� � ����� �� ���������� ���� ����� ����������� �������������� ��������� �� �������� ������� �������� (�������) � ��-���� ���� ��� ������� � ���� ���������� ��� ����������� ����������. n

���������� �� ������

�������� ����� ����������, �������-��������, ��������� ������������� (������, ������), ORCID: 0000-0001-7247-9207, dsheveleva@yandex.ru

Information about the author

Daria E. Sheveleva, teacher-psychologist, free explorer, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-72479207, dsheveleva@yandex.ru

����������

1.

������ �.�. ����������� �������� ��-����� ����� �������� ����������� �������� � ��� � ���������� ��������������� ��������-��� / XII ������������� ������������ ������� ����� 2020 �. URL: https://scienceforum.ru/2021/ article/2018024706 (���� ��������� 20.01.2023)

2.

�������� �.�. ������� ��������������� ���������� � �������� ������������ �����������. � �.: �����-�, 2017.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �.�. ���������� �������-�� ������� ����������� �������-������� ��� � ����� 5�7 ��� � ���. URL: https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/29/ obogashchenie-aktivnogo-slovarya-posredstvom-syuzhetno (���� ��������� 11.01.2023)

4.

������������ �.�., ������ �.�., �����-��� �.�. ��������������� �������: �����-��������������� ������ ������� ����������. � �.: ������, 2000. � 144 �.

5.

������� �.�., ���������� �.�. �������� � ������������ ��������������� ����� ���� � ������� ������������ � ����� ������������� ���� �������� ������, �������������� ���������� // ������� ����������� ���������������� ��������-����. � 2020. � �1(55). � �. 85�91.

6.

�������� �.�. ������������� ������� ���������� ��� ������������ ��������������� ����� ���� � ����� ����������� �������� � ���. URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/ 08/ispolzovanie-igrovykh-uprazhneniy-pri-formirovanii (���� ��������� 27.01.2023)

7.

�������.�.,����������.�.,���������.�. ���������. ������ ������ � ��������. � �.: �����, 2011. � 288 �.

8.

����������� ����������� ����� � ��-������ ����������� ����. URL: https://studref.

com/418618/pedagogika/inklyuzivnoe_obuchenie_ detey_tyazhelymi_narusheniyami_rechi (���� ��������� 18.11.2022)

9.

����������� �.�., ��������� �.�., ���������� �.�. ������� ������� � �����������-�� ������������� �������� �� ��������� � �����-�������. URL: https://urok.1sept.ru/articles/675207 (���� ��������� 20.01.2023)

10.

��������� �.�. ����������� ����-������� ��� ����� � �������� ����������� ���� � ������. URL: https://kpfu.ru/staff_files/ F1289072995/Statya_Kirillovoj_E._A.2.pdf (���� ��������� 04.01.2023)

11.

������������� ���������� / ��� ���. �.�. ��������. � �.: ����; ������ �/�: ����, 2004. � 352 �.

12.

���������� �.�. �������� ������������-��� ������� ���� � ������������ � ����� ��-����������� ���� � �������������� ��������� ������������� / ��������� ������-������������ ����������� ��������� � ��������� � ������� ����������� ����� � ������������� ���������-���� ���������. � �.: �������������� ��������, 2012. � 524 �.

13.

��������� �.�., �������� �.�.���������-��������������� �������� ����� � ������������� ������������� �������� ����� �������-������� ���� � ���. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_29846658_59826791.pdf (���� ��������� 11.01.2023)

14.

�������� �.�. �������������� �������-����, ��������� � ������������ ��������� ���� � ������������ � ���: ������, ���������, ���. � ���.: �������-�����, 2020. � 320 �.

15.

������� �.�. ������������ � �������-��� ��������� ��� � �������������. � �.: �����, 2019. � 189 �.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.