Научная статья на тему 'Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования'

Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформы образования / образовательные стандарты / детство / дошкольный возраст / ведущий вид деятельности / симплификация развития / игровая депривация / educational reforms / educational standards / childhood / preschool age / leading activity / simplification of development / game deprivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобрыкина Ольга Альфонсасовна

Актуальность. Роль игры в дошкольном возрасте приоритетна. Вместе с тем преобладание когнитивной доминанты в образовательных стандартах оказывает неблагоприятное влияние на полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства. При обсуждении проблемы стандартизации образования особое внимание уделяется прогнозам Д.Б.Эльконина, не утратившим и сегодня своего значения в отношении реформирования образования в целом и дошкольного воспитания в частности. Отмечается, что идея «высоких стандартов обучения», реализуемая посредством внедрения программ раннего развития интеллектуальных навыков у детей и подготовки их к использованию в будущем высоких технологий, симплифицирует развитие дошкольника. Организация исследования. Цель исследования состояла в определении наличия онтогенетически сменяющих друг друга видов игры в системе дополнительного образования дошкольников. Методом исследования выступал контент-анализ содержания рекламной продукции по услугам, предлагаемым учреждениями дополнительного образования для детей раннего и дошкольного возраста. Проанализировано более 500 рекламных объявлений. Проведенный анализ показал, что в перечне предложений преобладают направления, ориентированные на знаниевую составляющую, многие из которых препятствуют становлению возрастных новообразований. Результаты исследования. Результаты аналитического исследования предлагаемых учреждениями дополнительного образования услуг для детей раннего и дошкольного возраста указывают на доминирование услуги по подготовке к школе, осуществление которой начинается с 2–3-летнего возраста. Показано соотношение предлагаемых внешкольными учреждениями «развивающих» услуг для детей, в которых полностью отсутствует ориентация на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Обозначается, что реализация и основного, и дополнительного образования детей дошкольного возраста в современных условиях осуществляется с преимущественным использованием школьных форм и средств обучения. Выводы. Анализ показал, что использование при обучении дошкольников в учреждениях дошкольного и дополнительного образования школьных форм, методов и приемов вне опоры на ведущий вид деятельности лишает детей полноценного детства. Ограниченное рамками образовательных и иных стандартов, дошкольное детство сегодня оказывается лишено средств для конструирования образа взрослости, образа социального будущего и перспектив собственного индивидуального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simplification of preschool childhood in the context of educational standardization

Relevance (context) of the subject of the article. The role of the play in preschool age is a priority. At the same time, the predominance of the cognitive dominant in educational standards has an adverse effect on the full living of a child of preschool childhood. When discussing the problem of standardization of education, special attention is paid to the forecasts of D.B. Elkonin, that did not loose their importance today regarding the reform of education in general and preschool education in particular. It is noted that the idea of “high standards of education”, implemented through the introduction of programs for the early development of intellectual skills in children and their preparation for the use of high technologies in the future, simplifies the development of a preschooler. Organization of the research. The purpose of the study was to determine the presence of ontogenetically successive types of play in the system of additional education of preschoolers. The research method was a content analysis of the content of advertising products for services offered by institutions of additional education for children of early and preschool age. More than 500 advertisements have been analyzed. The analysis showed that the list of proposals is dominated by areas focused on the knowledge component, many of which prevent the formation of age-related neoplasms. Research results. The results of an analytical study of the services offered by institutions of additional education for young and preschool children indicate the dominance of the school preparation service, the implementation of which begins from 2–3 years of age. The ratio of “developing” services for children offered by extracurricular institutions is shown, in which there is completely no orientation to the leading type of activity of a preschooler – the play. It is indicated that the implementation of both basic and additional education for preschool children in modern conditions is carried out with the predominant use of school forms and teaching aids. Conclusions. The analysis showed that the use of school forms, methods and techniques when teaching preschoolers in preschool and additional education institutions outside the reliance on the leading type of activity deprives children of a full-fledged childhood. Limited by the framework of educational and other standards, preschool childhood today is deprived of the means to construct the image of adulthood, the image of the social future and the prospects of one’s own individual formation.

Текст научной работы на тему «Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования»

�����������������������������*

������������� ��������������� �������������� ����������� (�����������, ������)

������������.����� ���� � ���������� �������� �����������. ������ � ��� ������������ ��������-��� ��������� � ��������������� ���������� ��������� ��������������� ������� �� ����������� ���������� �������� ����������� ������� �������. ��� ���������� �������� �������������� ����������� ������ �������� ��������� ��������� �.�.���������, �� ���������� � ������� ������ �������� � ��������� �������������� ����������� � ����� � ����������� ���������� � ���������. ����������, ��� ���� �������� ���������� �����-����, ����������� ����������� ��������� �������� ������� �������� ���������������� ������� � ����� � ���������� �� � ������������� � ������� ������� ����������, �������������� �������� �����������. �����������������������.���� ������������ �������� � ����������� ������� ��������������� ��������� ���� ����� ����� ���� � ������� ��������������� ����������� ������������. ������� ������������ �������� �������-������ ���������� ��������� ��������� �� �������, ��������-���� ������������ ��������������� ����������� ��� ����� ������� � ����������� ��������. ���������������� ����� 500 ��������� ����������. ����������� ������ �������, ��� � ������� ����������� ����������� �����������, ��������������� �� ��������� ������������, ������ �� ������� ������������ ����������� ���������� ���������������. ����������������������.����������� �������������� ������������ ������������ ������������ ��������������� ����������� ����� ��� ����� ������� � ����������� �������� ��������� �� ����-��������� ������ �� ���������� � �����, ������������� ������� ���������� � 2�3-������� ��������. �������� ����������� ������������ ������������ ������������ ������������� ����� ��� �����, � ������� ��������� ����������� ���������� �� ������� ��� ������������ ����������� � ����. ������������, ��� ���������� � ���������, � ��������������� ����������� ����� ����������� ���-����� � ����������� �������� �������������� � ���������������� �������������� �������� ���� � ������� ��������. ������.������ �������, ��� ������������� ��� �������� ������������ � ����������� �������-���� � ��������������� ����������� �������� ����, ������� � ������� ��� ����� �� ������� ��� ������������ ������ ����� ������������ �������. ������������ ������� ��������������� � ���� ����������, ���������� ������� ������� ����������� ������ ������� ��� ��������������� ������ ����������, ������ ����������� �������� � ���������� ������������ ��������������� �����������.

�������� �����: ������� �����������, ��������������� ���������, �������, ���������� �������, ������� ��� ������������, ������������� ��������, ������� ����������.

��� �����������: ����������� �.�. ������������� ����������� ������� � �������� �������-������� ����������� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �2(116). � �. 54�64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64

��������� ������ �������� 15.12.2022.

*

�����, ������������� �� ���������: olga.belobrykina@gmail.com

UDC 159.922.7 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64

SimplificationofPreschoolChildhoodintheContextofEducationalStandardization

Olga A. Belobrykina*,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Relevance(context)ofthesubjectofthearticle.The role of the play in preschool age is a priority. At the same time, the predominance of the cognitive dominant in educational standards has an adverse effect on the full living of a child of preschool childhood. When discussing the problem of standardization of education, special attention is paid to the forecasts of D.B. Elkonin, that did not loose their importance today regarding the reform of education in general and preschool education in particular. It is noted that the idea of �high standards of education�, implemented through the introduction of programs for the early development of intellectual skills in children and their preparation for the use of high technologies in the future, simplifies the development of a preschooler. Organizationoftheresearch.The purpose of the study was to determine the presence of ontogenetically successive types of play in the system of additional education of preschoolers. The research method was a content analysis of the content of advertising products for services offered by institutions of additional education for children of early and preschool age. More than 500 advertisements have been analyzed. The analysis showed that the list of proposals is dominated by areas focused on the knowledge component, many of which prevent the formation of age-related neoplasms. Researchresults.The results of an analytical study of the services offered by institutions of additional education for young and preschool children indicate the dominance of the school preparation service, the implementation of which begins from 2�3 years of age. The ratio of �developing� services for children offered by extracurricular institutions is shown, in which there is completely no orientation to the leading type of activity of a preschooler � the play. It is indicated that the implementation of both basic and additional education for preschool children in modern conditions is carried out with the predominant use of school forms and teaching aids. Conclusions.The analysis showed that the use of school forms, methods and techniques when teaching preschoolers in preschool and additional education institutions outside the reliance on the leading type of activity deprives children of a full-fledged childhood. Limited by the framework of educational and other standards, preschool childhood today is deprived of the means to construct the image of adulthood, the image of the social future and the prospects of one�s own individual formation.

Keywords:educational reforms, educational standards, childhood, preschool age, leading activity, simplification of development, game deprivation.

Forcitation:Belobrykina O.A. (2023). Simplification of preschool childhood in the context of educational standardization. Preschool Education Today. 2:16, 54�64 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64

Original manuscript received 15.12.2022.

*

Corresponding author: olga.belobrykina@gmail.com

������������� ����������� � ��������-���� �������. ���������� �� ����, �� ��� ������� ���������� �� ��� ���� �������, ������ �� ��� ���������� � �������� �����-��� ��������� � �������� � ������������� ��������� � ����� �����������, �������-������ ��������� �������. � ���������� �� ����������� �������������� � �����������-����� ���������� ���� �� ��� ����, ��� ����-������ �����, ������ ���� �������������� ������ (������� � ��� ��������, ����������� ��������� ��������), ������� ������������� �������� �������������� ��������� � ����-����� ���������� ��������� (�����������, 2001; �������, 2014), �� ��������, ��� ��-��� ���������������� ��������������� ���-����, ���������� ��� �� ��, �� ���������� �� ������� � �� ��������� �� ������������ �������� ��������, ������������� �������-��� � ���������� ������������ � ����� ��-�������� ��������� ���������� ���������, ����� ��� �������� �����������, ���������-���, ����������� ������, �������������� ������, ������������ ��������, ���������-����� � �.�.

����� ��������, � ��� ����� � ������-���������, ������������ �������� ������ �������� �����������, ���������� � �� ��-�������� � ���������� ��� ������ ��������-����. � ���� ������ �������� ���������� ��������� ������ ������� ��������������� � ��������� � ��������� ������������ � ���-������. ������ ��������, ��� �����������-��� ����������� �������� ��������������� ������������ �� ����������������� ������-�� ����������� � ��������������, �� ����� ���� � � ������� ���� ����������. �� ����, ������� ������������ �������������� ����-������� � ������� ���������� ���������� ���������� ��������� ����������� ���� �������� ���������� ���������, ������� ��-�������� � ��� � 1996 �. � ����������� ���������� ���������� ��������� �������� ����� (�����, 2002), ����������� � ������ ������������� ���, ���, ���, ��� � ������ �������������� / ���������������� ������-��� ��������, ����������� �� ���� ������� ����������� (�����������, 2007�, 2007�; ����������, 2019; ����������, 2020).

�������� ���� ���� ������ ����������� �������� �� ��������� �������� ������� �������� ���������������� ������� � �����, �������� �� ������������� ���������� ���-����, ���������� � ������������� � ������� ������� ����������. ��� ���������� ���� ����� � ���������� ����� ������������, ��� �������� ������ ����� � ��� ��� ������ ��-����� (�����, 2002. �. 488). ������� ��������, ��� ��� ��������������� ���������, ���� � �� ����� �������� ������� ����� ��������� ��� � �� ���� ���������� �������� ����-������� ������ ������������ �����������, ����������� � � ��������� �����.

���������� �������������, ������� ���-����������� �������� �� ������� �������-�� � �����������, ��������, ��� ���������-������ �������������� ������������� �� ���������� ������� � �������� � ��������-��� ������� ������������ ��������� ������ ��������������� �����������, ��� ��� ���-��������� ����������� �������� � �������� �������� ��� ��� ���� ������������, ����-������� ������������� � ���������� ���-������� �������. �� ����� �. ������, �����-�������, ���������� �� ������� ����������, ����������� �������� ������� ������, ���-�� ��� �������� � ����� ���������� �� ���� ����, ��� ������ ���������� �������� �� ��� �������������� �������� � ��������� (�����, 2002. �. 493�494).

������ ��������������� (������, �����-�����������) � �������������� ����������� �� ���� ������� ��� ���������������� �� ����-�� ������ �� �������� ������ ������� ����-�����, ���������� �������������� � ������-��, � �������, �� � ������� � ������������� ������������ �������. � ��� ������ ������-�����, ��� ��� ����� ������� � ����������� (��������, ����������, �������� � �.�.) � ��-���������� �������. �� �������� ����� ��-����������� ��������������� ������, �� ����������� ���� �������� �����, � ���� ���-�� �������� �.�. ��������, ������ �������� ��������� �������� �� ���������� �� ������-��� � ���������� � ���������� ���������� (��������, 2006). ������������ �� �������-������� �������� �� �������� ������ �������� � � ��������� �����.

����������������������������������

������ ��������� ��������� ����������-�������� � ���������� ������ �������, ��-����� � ��������� ����� ������� � ������ � ������������������������������������� (�� ��� ����������� � �Ի, ��. 10), ������� � �������������� ������������ �������� ��-�����, ��� ����� ����������� �������� ���-�����, �� ��������� ���������� ����, ���, ��� ���������� ����������� �.�. ��������, ������ ���������� ������� �� ����������-��� �������� �������, ������ ����� ����� ���� �������������� (��������, 2006). ���, ����������, � ����������� � ��������� ��-������� ����������� � ������������ �������-��� ������������ �� ��������� ��������� ��� ������������ ���������� ����������� �������� ������ ���������-���������� ���-�����, ����������� ������� �������� ����-�� � �������� ���� ��� ������������� ��-������������� ������������ ����� ������� (��������, 2013; �������, ��������, 2017; �������, �������, �������, �����, 2020; �����������, 2004, 2021). ������ � ���� ���������� ���������� �������� � �������-�� ��������� ����������� � ��� ��������� �������� ����������� ������������ �����-�� ���������� ������������ ������������� ���������� ��������� ����� ������, ���-��������� � ��� � � ������������ ������� ����� ��������� (��������, 2006). ������ ������� ������ ���� ������������ �������-���� �������������� ������ � ����������, ������ ������ ��������� ����������� � ����������� �������� �������, �������� ����������������������������(�������, �����������, 2003; ��������, 2013).

��������, ��� ������������� ���� ��� �������� ���� ������������, ������������� ��� ����� �������� ����������� (���������, 2004; ��������, 2006; �������, 2011; �������, ��������, 2017), ������� � ������-�� ������������� ������� �������� �������, ��������� ����������� ������������ ���-��������� ���������� ���������������. ������� � ���������� ������ �������� ���� �������� �������� ���������� ���� �� �������� ���� � ������� �������� �� ����-�� ������ ��������� � ������� ������� ���-���������� ���������������� ��������, �� � ������� �������� � ������������ ������-��� ������������ �������, ��� ����������. ��� �.�. ��������� ���� ����������, ��� ���������� ������� � �������� ���������� (� ����� ������� ������� � ���������� ��-����� ������������ (�������, �����������, 2003; Gray, 2011; Parrott, Cohen, 2020) ��-���������) �������� � ������������� ���� �������� � ���������� ���� ����������� ���������� (���������, 2004).

��� ���� ����������� �������� ���� � ���������������, ����������, ���������-���, �������������, ����������� �������� ����������� � �������� ��������������� �������� ��� ��� ����������� � ��������-��������, ������ �� ����������, ������, ��� ������ ������������ ��� ������� ��� ������������, ��� ���������� ���������. ��� ���� ����������� ������������ ������-���������, ���������������� � ����������� ������� ��������� � ���������� ��������-���, ��� ���, ��� ��� ����������� �� ������ ����, ������� �������� ����������� � ��, ��� ��� ����������� � �������� ��������� ����-��� (��������, ��������, ��������� � ��.), � �������� � �����������, �������� ������ ���, ��� � ������������� ���������������� �����������.

���������� ������� ������������ � ���, ��� � ���� ������ ���������� �����-��� �������� ������ ��������� ���� � ���-���, � ����� ���������� ����������� ���-��������� ���� ������������ � ���������, ����������, ���������������, ����� � ��., �� ������� ������� ���� �� ������� � ��� ������������� ����������. �� ������ �� ���������� �������� ����������� ����-�������� �������� (������������� ������, ������������� ���������, �������� ���-���������������, �������������� ���� � �.�.) � ����������� ���������� ������-���� � ������� ������������ �� ������� ���������� ����������������� (��������, 2006). ������������������� �������� ������, �������, �������, ����� � �����-�� ��������� � ������������ ����� ������� ��������� � ������� ������������.

�����������������������

��� ��� �� �������������, ������������ ����������� ���������� � �������� � ���-����� ������������, �������� �� ������� ������������ �������, �� ������ �� ������-������ ���������� ������������ �������-���� ����������� � �������� ������ ����-������������ ������, �������, ���� � ����� ����, �� � ���������� �������� ����������-����� ������� ����������. ��� �������� ����� ������������� ���� ���� �������-����� ������������� ������������. ���� ��-���������� �������� � ����������� ������� ��������������� ��������� ���� ����� ��-��� ���� � ������� ��������������� ������-����� ������������. ������� ������������ �������� �������-������ ���������� ������-��� ���������� �� �������, ������������ ��-���������� ��������������� ����������� ��� ����� ������� � ����������� ��������. ���� ���������������� 543 ����������� �� �������������� ������������ (����������, ����������, �������������� ���������� � �����������, ��������) ��������������� ��-��������� �. ������������ � ������������� ������� ������������� ����� ��� ����� ���-���� � ����������� �������� �� ������ 2019�2022 ��.

����������������������

���������� ������� ���������� (��������� ���������) � ������������ ������� ��������-���� � ����. 1, 2.

�������1.���������������������������������������������������������������-�����,����������������������-��������-������������������������������������-������������

����� �������� � ������������� �������� 48

������ ������������ 45

������� ����� ������� �������� � ������ 54

����� (�������� � ����������) ���������� 62

������� ����� �������� 44

������� ���� 38

����� �������� � ������������ ����� 53

��� �������� 27

������ ���������� 28

���������-��������� ����� 64

������ �������� 29

���������� ����� 51

����� 543

��� ����� �� ����. 1, ������ ����������-�� ����������� ����� ������� � ���������-�� �������� ������������ ���������� ������ � �� ���������� �� ������ ���������������-��� ������� ����������, �� � �����������, ����������� ��������� ��������������� ��-��������� � / ��� �������������� ��������-��� ������ �������� � �������� �����.

��� �����, � ������� ������������ ����� ����������� �����������, ������������-��� �� ��������� ������������, ������ �� ������� �� ������ �� ����� ��������� ���-����� ��� �������� ����������� (��������, ������������� ������, ���������� ����, ���������� ����������, ���������� ����-�� � ��.), �� �������� ���� ������������ ����������� ���������� ���������������. ������ ����� ���������������� �������, ��������������� � ������ (277 ��������-���) � �������������� (35 �����������) ������, �������� ����������� � ������, ���-���������� �������, � ���� ��, ���������� � 2�3-������� ��������.

����������� �� �������� ������������ ������������ ����� ����������� � 128 ���-����, ���� �������� �� ���������� ������� �������� ������ �������������. � ���� ���-�� �.�. �������� ���� ���������� �������-��������� ��������, ��� ��� ������ �����-��� �� ������� �������, ������� ������ ��� �������. ������������ �����-������ ����� ���� � ���� ��������� ������. � ���� ��-������ ����� ������ �������� ������������ ����� � 7 � 8 ��� (������� �����), � ������ � �10�12;�������,��������������������-��� ����������������, ����� �� �������� �������: ����������� ���� ������ ����-��� ������������ � ��� ���� ������ �� ���-��������� (��������, 1968. �. 338). �������� ������������ ���� � ��������� ����������� ����������� �����-���������, �����������-����� ����������� � ����� � ������������ (������� ������ ������������� � ����������-���� �����������), ����� ��������, ��� ���-��� ������� �������� ����� ������������ ����� ����� ������ �� ����� ����������, ���������������� � ������� ������� �����-����� (����������, �����������, ����������-����, ����������, ����������), ������������-���, ������������ (���������, �����������, 2004; �����������, 2016; �������, ������, 2022). ����� ����, �� ����������� ���� ��� � �� ������� ������������ �������� �������� ������������ �����, ����������� ��������� �������� ����� ��� �����������, ��� � ������-�� ��������� ��������. �������� ���������-��� ������������ ����� ������ �� ���������� ������� �������������� �� ����������, ����-�������� �� ������� ��������� ��������, ������������ �� ���������������������� �������, � �������� � ������������ �������-������ ���, ��� � ��������� � ���������� ���-����������� ������� ��������.

����������� �� �������� ������������ ����� ������������ (���������, ����������, �����, ���������������) � ���������� �����-��� ����������� � 124 ��������� �������-����, �� ��� � 91 ���������� ��� �������� � �������� � ������� ��������� �� ���������� � ����� (�������� ������ � ������, ��������-��, �������� ����, ������, �������� � �.�.).

�� ����������� ��������� �����������-�� � ������������ ��������, �������������-���� �������� ������������� �����������

�������2.�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

� ����������������(�����������)�������������������������������� ���-��������-�����

1 ������ ������� �������� / ������ �������� ��� ������� (��� ��������� �������� � ����������� ������������) 68

2 ������ ������� �������� (��� ��������� ��������): ���������� � �����, ������ �� �����, ���������� ������ 56

3 ������ ������� �������� (�� 1 �� 6�7 ���): 59

���������� � ����� 13

����������� ���� 6

����������� ��������/������������ ���������� 12

����������� 4

����������� ������������ 3

��������� �������� 8

��������������� 4

������� ������� ��������� 9

4 ���������� � ����� (� 2 ���) ��� ����������� ����������� ������������ 39

5 ���������� � ����� (4�5 ���) ��� ����������� ����������� ������������ 33

6 ���������� � ����� (4�5 ���): �������� ����, �������� ������, ������ (� �������������� ��������), �������������� ������������� 46

7 ���������� � ����� (4�7 ���) ��� ����������� ����������� ������������ 19

8 ���������� � ����� (4�7 ���) � ��������� ����������� ������������: 32

��� �����, �� ������� ������: 1) �������� ������, ������, ����������, �������� ����, ������, ��������; 2) �������������-������������ �������� (����������, �����, ���������) 18

��� �����, ������� ������: 1) ������������� ������, ������� ����, ����������, �������� ����, ������, ���������� ����; 2) �������������-������������ �������� (����������, �����, ���������) 14

9 ���������� � ����� (5�6 ���) ��� ����������� ����������� ������������ 11

10 ���������� � ����� (5�7 ���) ��� ����������� ����������� ������������ 28

11 ���������� ������� (3�4 ����): ���������, ���������� ���������, �������������� ������, ���-�������� ���� 24

12 ����������� ������� (4�6 ���): ������, ������, ����������, ������, ���������, �������� �������������� �����, ����������� ����, ������������� ���������, �������� ����� �������� ���������� 35

13 ���������������� ��������: ���������� ����������, ���������� ����, ������� 19

14 ���������� �����������: ��������, ��������� ��� ������� 21

15 ������������� (���������� ������) 5

16 ������� (����������) 8

17 ����� (��������, ����������, �������, ����������� � ��.) 27

18 ���������� ���������� ������������ (�������������� � ��������������� ����������, ������, ���) 44

19 ����������� ���������� / ����������� �������� 28

20 ������� 34

21 ���������� ���� (� 5 ���) 87

�������� ����������, ����������� �� �� ��������� �������� ���������� �� ��������

����� ����������� � 47 �����������, �� ��� ����� ����������� ��������, ������ �����

� 35 ������� � ��������� � ������� ������ �� ����������� � ����������������, � ��� �����

����������. �������, ��� �������� ������� � �� ��������, ���������� �� ������� �� �����

����������� ������������� ������� � ���� ����� ������� (����������, 2020; Chaudron,

59

2015; Veraksa, Veraksa, Bukhalenkova, Saljo, 2021), ��� ��� ��������� �� ������ ��������-��������� ���������� � ������� ������������ ����������� ������������. � ��� ���������-�� ������� �. �����, ������������� �������� �� �������� ������� � ���������������� ����-�������� (�����, 2002. �. 496).

���������� ����������� ��� �������� � �������� ���������� �������, ������������� � 24 �������. �������������, ��� ���� �� �����-��� ���������������� �������, ����������� ��� ����� ������� ��������, ������: ������ � �������. ������ � ��� ��� ������������ � ��-��������� ����������� �������� (��������-������� � ����������� ��� ������������� �� ��������) ��������, ��� ������, ����������-����� ������������� � ������ � ������, ����� ������������� ��� �������������, ��-������� ������������� ���� � ���� � ���-������, � ���������� �������������� ����� ������������ ����� � ������� ���� �����-����������� �������� (������� �� �������-��� ������ ��������; ���������� �� ����-����� �������� �������������� ��������, ����������, ������������, ��������-����-������ � ������ ����� ������; �������� ��-����������� ����������� �������� ���-������� � �.�.), ����� ��� ���� ����������� ��� �������� ��������������� � �������� ����������-����������.

������ �� ������������ ���� � ��������-��, ���� � ��������� ��������������� � ���-����� �������� �������� ����������� �����-������� ���� (� ����� ����������� �������). ������ � ���� ������ ��� �������� ��������-���� ����������� � ������������ � ��������� ���������, ������������� ������ ������� ������������ � �������� �������� (�������, ��������, 2017). ������������� ���� ����� � �������� �������, �� �� ������������ � ����� ��������, �������, ������������ �������� ��������� � ������� ���� ����������� ����� �������, ����� ��� ��� ����������� �������� �������� �������� �������� ����������.

�������� ������������, ��� ����������� ������������ ������������ ����� ���� � ���� �����������, �������� �� ��, ��� ����������-������ ����� (������������, ������������, ���������� �����, ��������� ����� � ��.) ����-����� � �������������� ������� ������������.

��� �����, ����� ����������� ��������-���� ������������ ������������ ������-������� ����� ��� ����� ����� ����������-�� �� � ������ �������� ���� ������������ �����������.

������� ������������ ��������, �������-��� �����������, �� ����, ��������� ����� �������� ����� �� ������������ ������-�������� ���������� ������� � ��������� ��������, ��������������� ��������� ��-���� ������������ ������� ������, ������, ������������� ������ (��������, 2006), ���, ����������, � ����� ��������� � ���������� ����������� �����������. �� �������� ��� ��� �� ����������� ������ (������, ����, ���-���), �������������� ��� �������� ������� � ��������� ����� ��������, ������������� � ���������� ��������������� �����������, �� ������ � ������� ���� �������� �������� �������� ������������-������� � �������-��� ����, ������������ �������� �������-��� ��������������� ���������� � ��������� �������� (��������, 2006).

��������� �����, ��� � �������� �����-��������������������������������������-���� ������������ (2022) ����������� �� ��-����� ��������� �������� (����� ������� ������, 2022; �������� ����������� ����-��������, 2022), � ������� ��������� ����-����� ��� ��� �� ����������� ��� �������-������-��������� ���������� ����������� �������. ����� ����, � ��������� ���������� ���������������� ������ ��� ����������� �����������, � ���������� ���������� �����-����� ����������� � ��������������� ��-��������� �� ��������������� ����� �� �� �� ���� ������������ ��������� �� ������-��� � ������ � �������� ����������� ��-�����. ��������������, ����������� �������� ����������� � ������������ ���� � ������-��� ����� �� ����������, ����������������� � �������������� ����� ��� � ��������� � ���-��� �������� ������������ ������ ��������-����� ��������� ������������, � ���������� ����������� (� ���������, � ���������������) ����� ����������� � �������������� �����-��� ��������.

�.�. ��������, �.�. ����������, �.�. ���-������, �.�. �������� � ������ ������ ������ ������������ ��������, ��� ����� ������-��������� ���������� (�������, ���������, ����������� ����, ��������� � ��.), ������-����������� �������������� ������� �����, ��������������������������������������� �� ��������� ����� � ������ ���������� � ��-���� ���������� ���������, ������� ��������, ��-������, ����������� �����������, �����-������������ ����������� �������, ��-���-���, ������������ �������� � ������� ����-��������� ������ ������ �������� (���������, 1997; ����������, 2011; ��������, 1992; ��������, 2006). ���� ����� ����� ��� ������ �����. ����������, ��� ��������� � � �������� �������� ������������ (��������, 1992. �. 7).

������

���������� �������������� ������������ �� ���� ������������ ���������������, ��� ��������������� �������� � �������������� �������� ����, ������� � �������, ������-������ � ���������� ������ � �������� ����, � ���������� ��������������� �����������, � ����� ������� ������������, ������ ��-���������� ������������ �������. ���������� ����������� ����������� � ���������� ���-����� ������� ����������� ����� � �������-��� (� ������������ ��������, ������ � ���� ��������� � ��������) ����������� �� �������� ������ ����������, � ���, � ���������, �� ����-�� ���������� � ��������� ���������� ���-��� (�������, �����������, 2003; �������, ��������, 2017; �����������, 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ���������������� � ����-�������� �� ����������� �� ����� ���� ����-���� � ����� ������ �� �� �� ���� ���������. �� ����, ���������� � ������������ � ����-���� ��������, ������������ ������� ����-����������� � ���� ����������, ���������� ������� � ��� ���������� ���������������� ������� ����������� ������ ������� ��� ���-������������ ������ ����������, ������ ����-������� �������� � ���������� ������������ ��������������� �����������. n

������������������

����������� ����� �������������, �������� ��������������� ����, ������, ��������� ������� ���������� ���������� � ������������ ���������� ����������, ������������� ��������������� ����-���������� �����������, ������� ��������� ��� ���������-��������������� ������������ ����, ������� ������������ ��������, �������� �����-��� ������� ����������������� ����������� ��, �������������� ���� �������� �������� ������-�� � ������������� �������� ��������, ��������� ���� (�����������, ������), ORCID: 0000-0003-0407-6208, olga.belobrykina@gmail.com

Informationabouttheauthor

Olga A. Belobrykina, PhD in Psychology, Associate Professor, Professor of department of social psychology and viktimologiya of faculty of psychology, Novosibirsk state pedagogical university, research associate Research Laboratory of social and psychological researches NSPU, children�s practical psychologist, Honorary worker of higher education of the Russian Federation, full member of Academy of polar medicine and extreme ecology of the person, Mentor of NSPU (Novosibirsk, Russia), ORCID: 0000-0003-0407-6208, olga.belobrykina@ gmail.com

����������

1.

����������� �.�. ����������: �������-�� �������� ��������� � ����������� ���������� // ����������� � ������������������ �����: �����-����, ��������, �����������: ��������� VI ���-����������� ����������� ������-����������� ��-���� / ��� ����. ���. �.�. ���������. � �����: ���-�� ����, 2016. � �. 72�78.

2.

����������� �.�. ����������� ��� �����-������� �������� ���������� ������� � �������� � ����� // ��������������� ����������: �� ������ ������� � ������ ����������: ��������� ��-����-������������ ����������� / ���. ���. �.�.��������. ������������:��������,2004. � �. 225�234.

3.

����������� �.�. ����� � �������� ��-����������� ������������ ���������� ��������-������� ���������� // ��������� ��������� ��-��������� � ����������� ������������: ��������� �������������� ��������. � �����������: ����, 2001. � �. 273�277.

4.

����������� �.�. ������������ ������-�����: quo vadis (���� �������)? // �������� ���-�������� ����� � ���� �� �������: ��������� ������������� (� ������������� ��������) �����-������ / ����. ���. �.�. ��������, �.�. ��������. � �����: �����, 2007. � �. 43�55.

5.

����������� �.�. ������� ��� ����: ������������� ������� ������������ � �����-������ ������� // ����������� ���������� ��-���������. � 2021. � �3 (105). � �. 24�32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32

6.

����������� �.�. ���������-���������-������ �������� � ����� ������������� ������-�����: ����������� � �������� // ����� � ����-�������: ��������� ������������� �����������. � 6 �.: �. 3. �. 4. � �����: ���-�� ����, 2007. � �. 39�51.

7.

���������� �.�. ��� �� ��� � �����-��� ���? [����������� ������] // ������ ������-���. 11.06.2019. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/ avtorskaya-kolonka-chto-ne-tak-s-sistemoj-ege/ (���� ���������: 10.12.2022).

8.

������� �.�. ���� � ���� ���������� ���-����� ������� // ����������� ���������� ������-�����. ������ � ��������. � 2011. � �1. � �. 2.

9.

������� �.�., ������� �.�., ������� �.�., ����� �.�. ����������� �������� ������� ����:

���������-������������ �������� // ���������-��-���������� ����������. � 2020. � �.16. � �3. � �. 60�70. DOI: 10.17759/chp.2020160307

10.

��������� �.�. ���������� �������� ��-�����. � �.: �����, 2004. � 512 �.

11.

��������� �.�., ����������� �.�. �����-���������� �������� ���������� �������� ������� �������������������������//�߻��������������-��: ��������� ������������ ������-������������ ����������� / ��� ����. ���. �.�. ������������, �.�. ����������. � �����������: ����, 2004. � �. 146�151.

12.

����� ������� ����� ����� ��������-��: �������� ��������� [����������� ������] // ��� ���. 30.11.2022. URL: https://www.mgpu.ru/ zhizn-detskih-sadov-mozhet-izmenitsya-opaseniya-ekspertov/ (���� ���������: 08.01.2023).

13.

���������� �.�. ���������� ��������� �����������:�������������?//����������������-�����: ����������� ������ ��������: [����������] / ����. ���. �.�. �����, �.�. ����������; ���. ���. �.�. ������. � ������������: ���-�� ���������� ������������, 2020. � �. 98�120.

14.

������� �.�, �������� �.�. ���������� ����. ���������-������������ ������. � �.: ����, 2017. � 344 �.

15.

����� �. ������ �������� � �������� �� ������� ��������� �������� // ������ ��������: ������� ������������ ��������. � ���.: �����-��������, 2002. � �. 487�498.

16.

��������� �.�. ����� ������������� ���-���� � ����������� �������� �������. � �.: ����, 1997. � 156 �.

17.

������� �.�., ����������� �.�. �������� �������������������//����������������������-��� ����� ��������: ������� ������� ������. � 2-� �. �. 2. � �����������: ����, 2003. � �. 129�133.

18.

�������� �.�. ���� � ����������� ��-�������� ����������� [����������� ������] // ��������������� ����� � �����������. � 2013. � �. 5. � � 3. � �. 92�98. URL: http://psyedu.ru/files/ articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf (���� ������-���: 24.12.2022).

19.

�������� �.�. ��������� �������������� ������������. � �.: ����������, 1968. � 557 �.

20.

����������� ��������������� �������-�� ����������� �����������. ���������� �����-��� �������������� �� �� 25.11.2022 � 1028 [����������� ������] // ����������� ��������-������������������������.URL:http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (���� ���������: 24.12.2022).

21.

����������� ����� �� 29.12.2012 �273-�� (���. �� 29.12.2022) ��� ��������-��� � ���������� ���������� (� ���. � ���.,

�����. � ���� � 01.01.2023) // ���������������. [����������� ������] URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (���� ������-���: 10.01.2023).

22.

���������� �.�. ��������� ��������� ������������ ������� � ������������� ��� ��-���������� ���������-�������������� ������� �������� ����������� // ������� ������������ ���������� �����������. � 2011. � �.8. � �1. � �. 45�54.

23.

������� �.�. ��������������� ������-���: ���������� � ���������� // ������� �� ������-���� � ���������� ����� ������. � 2014. � �2. � �. 6�19.

24.

������� �.�., ������ �.�. ���� � ������-�� ���������� ����������������� �������-������-�� (�������) // ������� �� ���������� � ���������� ����� ������. � 2022. � �1. � �. 304�318.

25.

�������� ����������� ����������� ����-������ ��������� � ����� ������ ����������� ��-������������� ��������� [����������� ������] // ����� �����������. 18.11.2022. URL: https://vogazeta. ru/articles/2022/11/18/edpolitics/21326-eksperty_ doshkolnogo_obrazovaniya_predlozhili_izmeneniya_ v_novyy_proekt_federalnoy_obrazovatelnoy_ programmy (���� ���������: 10.12.2022).

26.

�������� �.�. ������ ������� � ��������� �������������� ���� �������� �������� // ������� ����������. � 1992. � �3�4. � �. 7�13.

27.

�������� �.�. ���������� ����: �������-���. � �.: ����� �� ����������, 2013. � 228 �.

28.

�������� �.�. ����������� ��� �����-��� // ���������� �����������. � 2006. � �7. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 (���� ���������: 12.12.2022).

29.

Chaudron S. Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study across seven countries. Luxembourg: Joint Research Centre, Publications Office of the European Union, 2015. 528 �. DOI: 10.2788/00749

30.

Gray P. The decline of play and the rise of psychopathology in children and adolescents // American Journal of Play. 2011. Vol. 3. Is. 4. P�. 443-

463. URL: https://www.psychologytoday.com/files/ attachments/1195/ajp-decline-play-published.pdf (���� ���������: 10.01.2023).

31.

Parrott H.M., Cohen L.E. Advocating for Play: The Benefits of Unstructured Play in Public Schools // School Community Journal. 2020. Vol. 30. Is. 2. P�. 229-254. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1276879

32.

Veraksa N., Veraksa A., Bukhalenkova D.A., Saljo R. Exploring the development of executive functions in children in a digital world //European Journal of Psychology of Education. 2021. Vol. 37. ��. 1035-1050. DOI:10.1007/s10212-021-00584-8.

References

1.

Belobrykina O.A. (2001) Itogi i problemy in-novacionnoj deyatel�nosti doshkol�nyh obrazovatel�nyh uchrezhdenij [Results and problems of innovative activ-ities of preschool educational institutions]. Koncepciya filosofii obrazovaniya i sovremennaya antropologi-ya: Materialy Mezhdunarodnogo seminara [Concept of philosophy of education and modern anthropology: Materials of the International Seminar]. Novosibirsk: Gorodskoj centr razvitiya obrazovaniya. 273�277.

2.

Belobrykina O.A. (2004) Decentraciya kak integral�nyj kriterij gotovnosti rebenka k obucheniyu v shkole [Decentralization as an integral criterion of a child�s readiness to study at school]. Kommunikativnaya pedagogika: ot �shkoly znaniya� k �shkole ponimani-ya�: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Communication pedagogy: from �school of knowledge� to �school of understanding�: Materials of a scientific and practical conference]. Edit. YU.L.Troickij. Novosibirsk: NIPKiPRO. 225-234.

3.

Belobrykina O.A. (2007) Predshkol�noe obra-zovanie: quo vadis (kamo grjadeshi)? [Pre-school educa-tion: quo vadis?]. Problemy sovremennoj shkoly i puti ih reshenija: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarod-nym uchastiem) konferencii [Problems of modern school and ways to solve them: materials of the All-Russian (with international participation) conference]. Scient. edit. S.I.Anufriev, L.V. Ahmetova. Tomsk: Tomskij centr nauchno-tehnicheskoj informacii. 43-55.

4.

Belobrykina O.A. (2007) Social�no-psiho-logicheskaya sushchnost� i smysl predshkol�nogo obra-zovaniya: razmyshleniya i prognozy [Socio-psycho-logical essence and meaning of pre-school education: reflections and forecasts]. Nauka i obrazovanie: materi-aly Vserossijskoj konferencii. V 6 t.: T. 3. Ch. 4. [Science and education: materials of the All-Russian Conference. In 6 t.: T. 3. P. 4]. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj peda-gogicheskij universitet. 39-51.

5.

Belobrykina O.A. (2016) Bilingvizm: para-doksy detskogo dvuyazychiya v sovremennoj real�nosti [Bilingualism: paradoxes of children�s bilingualism in modern reality]. Obrazovanie v etnopolikul�turnoj srede: sostoyanie, problemy, perspektivy: Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul�turnogo foruma [Education in an ethnopolycultural environment: state, problems, prospects: Materials of the VI International Youth Scientific and Cultural Forum]. Scient. edit. L.V. Ahmetova. Tomsk: Tomskij gosudarst-vennyj pedagogicheskij universitet. 72-78.

6.

Belobrykina O.A. (2021) Rebenok vne igry: transformacii igrovoj deyatel�nosti v sovremennom det-stve[ChildOutoftheGame:TransformingOlayActivities in Modern Childhood]. Sovremennoe doshkol�noe obra-zovanie [Preschool Education Today]. 3 (105). 24-32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32

7.

Bol�shunova N.Ya. Chto ne tak s sistemoj EGE? [What is wrong with the system of the Unified State Exam?]. Gazeta pedagogov [Newspaper of teachers]. 11.06.2019. [Preschool education] URL: https://gazeta-pedagogov.ru/avtorskaya-kolonka-chto-ne-tak-s-siste-moj-ege/ (data obrashcheniya: 10.12.2022).

8.

Chaudron S. (2015) Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study across seven countries. Luxembourg: Joint Research Centre, Publications Office of the European Union. 528. DOI: 10.2788/00749

9.

Denisenko L.A., Belobrykina O.A. (2004) Psihologicheskie problemy postroeniya metodiki ran-nego obucheniya inostrannomu yazyku [Psychological problems of building a methodology for early learning of a foreign language]. �Ya� i social�naya sreda: materi-aly regional�noj nauch.-prakt. konf. [�I� and the social environment: materials of a regional scientific and prac-tical conference]. Scient. edit. O.A. Belobrykina, O.A. Shamshikova. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstven-nyj pedagogicheskij universitet. 146-151.

10.

Eksperty doshkol�nogo obrazovaniya predlozhili izmeneniya v novyj proekt Federal�noj obrazovatel�noj programmy [Experts of preschool education proposed changes to the new project of the Federal Educational Program]. Vesti obrazovaniya [News of Education]. 18.11.2022. [Preschool education] URL: https://vogaze-ta.ru/articles/2022/11/18/edpolitics/21326-eksperty_ doshkolnogo_obrazovaniya_predlozhili_izmeneniya_v_ novyy_proekt_federalnoy_obrazovatelnoy_programmy (data obrashcheniya: 10.12.2022).

11.

El�konin B.D. (1992) Krizis detstva i osnovaniya proektirovaniya form detskogo razvitiya [Crisis of child-hood and the basis for designing forms of child develop-ment]. Voprosy psihologii. 3-4. 7-13.

12.

El�konin D.B. (2013) Psihologija igry: monograf-ija [Psychology games: monograph]. Moscow. Kniga po Trebovaniyu. 228.

13.

El�konin D.B. (2006) Razmyshlenija nad proektom [Thinking about the project]. Doshkol�noe obrazovanie [Preschool education]. 7. URL: https:// dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 (data obrash-henija: 12.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.

Federal�naya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya [Federal educational pro-gram of preschool education]. Utverzhdena prika-zom Minprosveshcheniya RF ot 25.11.2022 � 1028. Oficial�nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. [Preschool educa-tion] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212280044 (data obrashcheniya: 24.12.2022).

15.

Federal�nyj zakon ot 29.12.2012 � 273-FZ (red. ot29.12.2022)�ObobrazovaniivRossijskojFederacii�(s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023) [Federal Law �On

Education in the Russian Federation�]. Konsul�tantPlyus. [Preschool education]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheni-ya: 10.01.2023).

16.

Fel�dshtejn D.I. (2011) Glubinnye izmeneni-ya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktu-alizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razviti-ya obrazovaniya [Deep changes in modern childhood and the actualization of psychological and pedagogi-cal problems of the development of education due to them]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education]. 8. 1. 45-54.

17.

Gray P. (2011) The decline of play and the rise of psychopathology in children and adolescents. American Journal of Play. 3 (4). 443-463. URL: https://www.psy-chologytoday.com/files/attachments/1195/ajp-decline-play-published.pdf (���� ���������: 10.01.2023).

18.

Kostromina S.N. (2020) Aksiologiya cifrovogo obrazovaniya: nazad v budushchee? [Axiology of dig-ital education: back to the future?]. Psihologiya obra-zovaniya: sovremennyj vektor razvitiya: monografiya. [Psychology of education: modern vector of devel-opment: monograph]. Scient. edit. S.B. Malyh, T.I. Tihomirova; Edit. I.A. Ershova. Ekaterinburg: Izdatel�stvo Ural�skogo universiteta. 98-120.

19.

Kravcov G.G., Kravcova E.E. (2017) Psihologija igry. Kul�turno-istoricheskij podhod [Psychology of the game. Cultural and historical approach]. Moscow. Lev Publ. 344.

20.

Krejn U. (2002). Teoriya razvitiya i dvizhenie za vysokie standarty obucheniya [Development theory and movement for high standards of learning]. Teorii razvitiya: Sekrety formirovaniya lichnosti [Theories of Development: Secrets of personality formation]. St. Petersburg.: prajm-EVROZNAK. 487-498.

21.

Kudryavcev V.T. (1997) Smysl chelovechesko-go detstva i psihicheskoe razvitie rebenka [The mean-ing of human childhood and the mental development of the child]. Moscow. URAO. 156

22.

Miheeva A.V., Belobrykina O.A. (2003) Problema �nedoigravshih� detej [The problem of �un-derperforming� children]. Formirovanie motivacion-noj sfery lichnosti: Sbornik nauchnyh trudov. V 2-h ch. [Formation of the motivational sphere of person-ality: Collection of scientific works]. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij univer-sitet. 2. 129-133.

23.

Parrott H.M., Cohen L.E. (2020) Advocating for Play: The Benefits of Unstructured Play in Public

Schools. School Community Journal. 30 (2). 229-254. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1276879

24.

Smirnova E.O. (2013) Igra v sovremennom doshkol�nom obrazovanii [Play in a modern pre-school education]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 5 (3). 92-98. [Preschool education]. URL: http://psyedu.ru/files/arti-cles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf (data obrashhenija: 24.12.2022).

25.

Shnejder L.B. (2014) Obrazovatel�nye inno-vacii: pozitivnoe i negativnoe [Educational innovation: positive and negative]. Vestnik po pedagogike i psi-hologii Yuzhnoj Sibiri [Bulletin on pedagogics and psy-chology of Southern Siberia]. 2. 6-19.

26.

Shnejder L.B., Zykova M.N. (2022) Puti i sred-stva sodejstviya zhiznedeyatel�nosti rebenka-bilingva (inofona) [Ways and means of promoting the life of the child-bilingual (foreign language child]. Vestnik po peda-gogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri [Bulletin on pedagogics and psychology of Southern Siberia]. 1. 304-318.

27.

Ushinskij K.D. (1968). Izbrannye pedagog-icheskie proizvedeniya [Selected pedagogical works]. Moscow. Pedagogika. 557.

28.

Veraksa N.E. (2011) Igra � zona blizhajshego razvitiya rebenka [The game is the zone of the nearest development of the child]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today. Theory and Practice]. 1. 2.

29.

Veraksa N.E., Veresov N.N., Veraksa A.N., Suhih V.L. (2020) Sovremennye problemy detskoj igry: kul�turno-istoricheskij kontekst [Modern Problems of Children�sPlay:Cultural-HistoricalContext].Kul�turno-is-toricheskayapsihologiya[Cultural-HistoricalPsychology]. 16 (3). 60-70. DOI: 10.17759/chp.2020160307

30.

Veraksa N., Veraksa A., Bukhalenkova D.A., Saljo R. (2021). Exploring the development of execu-tive functions in children in a digital world. European Journal of Psychology of Education. 37. 1035-1050. DOI:10.1007/s10212-021-00584-8.

31.

Vygotskij L.S. (2004) Psihologija razvitija reben-ka [Child Development Psychology]. Moscow. Smysl.

512.

32. Zhizn� detskih sadov mozhet izmenit�sya: opaseniya ekspertov [Kindergarten life could change: experts� fears]. NII UGO [Scientific research institute urban studies and global education of Moscow State Pedagogical University]. 30.11.2022. [Preschool educa-tion]. URL: https://www.mgpu.ru/zhizn-detskih-sadov-mozhet-izmenitsya-opaseniya-ekspertov/ (data obrash-cheniya: 08.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.