Научная статья на тему 'Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития?'

Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / электронные средства обучения / воспитатели / технические устройства / детский сад / preschool education / electronic learning tools / educators / technical devices / kindergarten

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Кузьмин Сергей Владимирович

Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации активно внедряют в работу различные электронные средства обучения – ноутбуки, интерактивные доски, цифровые лаборатории, 3D-ручки и многое другое. Применение данных средств для обогащения образовательной деятельности ребенка и повышения разнообразия его самостоятельной деятельности – важная задача современного дошкольного образования. Изучение отношения педагогов к применению технических устройств в работе с детьми – актуальная проблема, изучение которой позволит выявить особенности использования воспитателями электронных средств обучения. Цель исследования: выявление отношения воспитателей к применению электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников. Методология: индивидуальное структурированное интервью. Описание хода исследования. Выборку составили 50 воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Иваново. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов по использованию электронных устройств в профессиональной деятельности. Тщательно исследовались высказывания, показывающие отношение респондента к применению техники в работе с детьми; возможности для развития ребенка, которые видит педагог в применении современной техники; проблемы и сложности, с которыми встречается в процессе использования электронных устройств. Основные результаты. Воспитатели активно применяют технические устройства в работе с детьми. Чаще всего техника используется педагогами для повышения наглядности занятий, а также в качестве сюрпризного момента для привлечения внимания детей. Большинство опрошенных воспитателей не хотели бы применять технические средства на каждом занятии. Они объясняют это тем, что для дошкольника важнее получать опыт живого общения, предметной деятельности и самостоятельной работы с различными материалами. Среди основных проблем педагогов в работе с техническими устройствами можно выделить недоступность или неисправность электронных средств, а также нехватку расходных материалов и сложность освоения компьютерных программ. Выводы. Основная проблема в отношении педагогов к современным техническим устройствам состоит в противоречии между широкими возможностями для проведения занятий, которые дает техника воспитателю, и возможным вредом для здоровья и развития ребенка. Педагоги расценивают электронные средства обучения как ресурс для дополнительного аудиовизуального сопровождения занятий и не видят потенциала технических устройств для обогащения самостоятельной деятельности детей на занятиях и в игре. Применяя технические устройства в работе с детьми, педагоги исходят из руководящей позиции взрослого и определяют занятие в качестве ведущей организационной формы работы с дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Кузьмин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding by educators the importance of electronic learning tools in the educational activities of preschoolers: a threat to communication or an opportunity for development?

The relevance of the subject of the article. Preschool educational organizations are actively implementing various electronic learning tools – laptops, interactive whiteboards, digital laboratories, 3D pens and much more. The use of these tools to enrich the educational activity of the child and increase the diversity of his independent activity is an important task of modern preschool education. The research of the attitude of teachers to the use of technical devices in working with children is an urgent problem, the study of which will reveal the features of the use of electronic learning tools by educators. The aim of the study: to identify the attitude of educators to the use of electronic learning tools in the educational activities of preschoolers. Methodology: individual structured interview. Description of the research progress. The sample consisted of 50 teachers of preschool educational organizations in Ivanovo. Teachers were asked to answer a number of questions on the use of electronic devices in their professional activities. The statements showing the respondent’s attitude to the use of technology in working with children, the opportunities for the development of the child that the teacher sees in the use of modern technology, the problems and difficulties encountered in the process of using electronic devices were carefully studied. Research results. Educators actively use technical devices in working with children. Most often, technical devices are used by teachers to increase the visibility of classes, as well as a surprise moment to attract the attention of children. Most of the interviewed educators would not like to use technical devices in every exercise. They explain this by the fact that it is more important for a preschooler to gain experience of live communication, subject activity and independent work with various materials. Among the main problems of teachers in working with technical devices, one can single out the unavailability or malfunction of electronic means, as well as the lack of consumables and the difficulty of mastering computer programs. Conclusion. The main problem in the attitude of teachers to modern technical devices is the contradiction between the wide opportunities for conducting classes that technology gives to the educator, and the possible harm to the health and development of the child. Teachers regard electronic learning tools as a resource for additional audiovisual support of classes and do not see the potential of technical devices to enrich children’s independent activities in the classroom and in the play. Using technical devices in working with children, teachers proceed from the leading position of an adult and define the lesson as the leading organizational form of work with preschoolers.

Текст научной работы на тему «Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития?»

�������� ����� ����������*, ������� ������ ������������

����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������)

������������ ������������. ���������� ��������������� ����������� ������� �������� � ����-�� ��������� ����������� �������� �������� � ��������, ������������� �����, �������� ����-�������, 3D-����� � ������ ������. ���������� ������ ������� ��� ���������� ��������������� ������������ ������� � ��������� ������������ ��� ��������������� ������������ � ������ ��-���� ������������ ����������� �����������. �������� ��������� ��������� � ���������� ���-�������� ��������� � ������ � ������ � ���������� ��������, �������� ������� �������� ������� ����������� ������������� ������������� ����������� ������� ��������. ���� ������������: ��������� ��������� ������������ � ���������� ����������� ������� �����-��� � ��������������� ������������ ������������. �����������: �������������� ����������������� ��������. �������� ���� ������������. ������� ��������� 50 ������������ ���������� ��������������� ����������� �. �������. ��������� ������������ �������� �� ��� �������� �� ������������� ����-������� ��������� � ���������������� ������������. ��������� ������������� ������������, ��-���������� ��������� ����������� � ���������� ������� � ������ � ������; ����������� ��� �������� �������, ������� ����� ������� � ���������� ����������� �������; �������� � �������-��, � �������� ����������� � �������� ������������� ����������� ���������. �������� ����������. ����������� ������� ��������� ����������� ���������� � ������ � ������. ���� ����� ������� ������������ ���������� ��� ��������� ����������� �������, � ����� � ������-�� ����������� ������� ��� ����������� �������� �����. ����������� ���������� ������������ �� ������ �� ��������� ����������� �������� �� ������ �������. ��� ��������� ��� ���, ��� ��� ����������� ������ �������� ���� ������ �������, ���������� ������������ � ��������������� ������ � ���������� �����������. ����� �������� ������� ��������� � ������ � ������������ ������������ ����� �������� ������������� ��� ������������� ����������� �������, � ����� ��-������ ��������� ���������� � ��������� �������� ������������ ��������. ������. �������� �������� � ��������� ��������� � ����������� ����������� ����������� ��-����� � ������������ ����� �������� ������������� ��� ���������� �������, ������� ���� ���-���� �����������, � ��������� ������ ��� �������� � �������� �������. �������� ����������� ����������� �������� �������� ��� ������ ��� ��������������� ���������������� ������������� ������� � �� ����� ���������� ����������� ��������� ��� ���������� ��������������� �������-����� ����� �� �������� � � ����. �������� ����������� ���������� � ������ � ������, �������� ������� �� ����������� ������� ��������� � ���������� ������� � �������� ������� ����������-����� ����� ������ � �������������.

�������� �����: ���������� �����������, ����������� �������� ��������, �����������, �����������

����������, ������� ���. ��� �����������: �������� �.�., ������� �.�. ��������� ������������� �������� ��������-��� ������� �������� � ��������������� ������������ ������������: ������ ������� ��� ������-����� ��� ��������? // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �2(116). � �. 44�53. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53

��������� ������ �������� 9.01.2023.

* ��������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53

Understanding by Educators the Importance of Electronic

Learning Tools in the Educational Activities of Preschoolers:

A Threat to Communication or an Opportunity for Development?

Elena V. Shakirova*, Sergey V. Kuzmin

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia

The relevance of the subject of the article. Preschool educational organizations are actively implementing various electronic learning tools � laptops, interactive whiteboards, digital laboratories, 3D pens and much more. The use of these tools to enrich the educational activity of the child and increase the diversity of his independent activity is an important task of modern preschool education. The research of the attitude of teachers to the use of technical devices in working with children is an urgent problem, the study of which will reveal the features of the use of electronic learning tools by educators.

The aim of the study: to identify the attitude of educators to the use of electronic learning tools in the educational activities of preschoolers. Methodology: individual structured interview. Description of the research progress. The sample consisted of 50 teachers of preschool educational organ-izations in Ivanovo. Teachers were asked to answer a number of questions on the use of electronic devices in their professional activities. The statements showing the respondent�s attitude to the use of technology in working with children, the opportunities for the development of the child that the teacher sees in the use of modern technology, the problems and difficulties encountered in the process of using electronic devices were carefully studied. Research results. Educators actively use technical devices in working with children. Most often, technical devices are used by teachers to increase the visibility of classes, as well as a surprise moment to attract the attention of children. Most of the interviewed educators would not like to use technical devices in every exercise. They explain this by the fact that it is more important for a preschooler to gain experience of live communication, subject activity and independent work with various materials. Among the main problems of teachers in working with technical devices, one can single out the unavailability or malfunction of elec-tronic means, as well as the lack of consumables and the difficulty of mastering computer programs. Conclusion. The main problem in the attitude of teachers to modern technical devices is the contradic-tion between the wide opportunities for conducting classes that technology gives to the educator, and the possible harm to the health and development of the child. Teachers regard electronic learning tools as a resource for additional audiovisual support of classes and do not see the potential of technical devices to enrich children�s independent activities in the classroom and in the play. Using technical devices in work-ing with children, teachers proceed from the leading position of an adult and define the lesson as the lead-ing organizational form of work with preschoolers.

Keywords: preschool education, electronic learning tools, educators, technical devices, kindergarten.

For citation: Shakirova E.V., Kuzmin S.V. (2023). Understanding by educators the importance of electronic learning tools in the educational activities of preschoolers: a threat to communication or an opportunity for development?. Preschool Education Today. 2:16, 44�53 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53

Original manuscript received 9.01.2023.

* Contacts: [email protected]

��������

� ��������� ����� ����������� �����-��� � ������������ ������� ���������� �� ���� ������� �����������, � ��� ����� � �� ����������. �������� �������� ������-������ � �������� ������������ � ������� ����������� ��������, ����������� � ��-���������� ����������, ���������������� �������������������������������������-�������. � ������� ����� ����������� �����-������ ��������� �� ������� ������������� � ����������� (����������, 2022), ��������-�� ������� �� ������������� ������������-��� � ������������� (���������, �������, 2022; ��������, �����������, 2022), �������-���� ��������� ����������� �������� �����-��� � ������������� ����� � ���������, ���-����� �����������, ���������� � ����������� � ����������� ����������� (������, 2022). ������ �������� ����������� ��������, ��������������������������������������� � ������ � ������������� ��������� �����-��������������������,����������������� ������������ � ����������������, ������-��� ��������� � ��������������� ����������-�� � ����������� ����� ������� ���������� � ������� �������� �� ���� ������������ ��-���������� � �������������� ����������� �� ��������� ������� ������ (������, 2022).

����������� �������� �������� � ������� ����: ������ ������

����������� ���� ���������� ��������-���� �������� � ������� ����, � ����� ����-�������� ������ �� ������ �������� ������-����� ������� ��� �������������� �������� � ����������� �������� ������������ ����, ��� �������� � �������� ������� ��������-�� � ������� ��������� ����������� ������� � �������� �����. ������ � ��� ����� ��������� �������������� ������������ ��������� ����-��� ����� � ������� �������� ���������� �� ���������� �������. ������ ����� � ��� �� ������ �������������� ����������� ��� ��-�����, �������� � ��������� ����, �� � ��-���� ����������������, ������������ � ��-��������� �������� ����� (��������, 2017; ��������, 2014). ��� ������������ �������-���� � �������������� ����������� �������-������� ������� �� ������� �������� (Cordes and Miller, 2000), ����� ��� ������ ������-���� �� ��� ��� ���� ��������� ��� ���� (Clements, 1994; Plowman and Stephen, 2003; Facer et al., 2003). �.�. ���������� ����� ���-���� ������������ ����������� ����������� �������� �� ����������� � �������������� �������� (����������, 2012), ��������� � ��-��������� � ���������, ��������� � ��������-����� ������� ����� ������� ��������� ���� ��������� ������������ ��������. �������� ������������� ����������� ����������� ��-������� ������ �������, ����� ������� ���-���� �������� ���������:

� ��������������� ������������ ����-����� ��������������� ����������;

��������� ����������-�������� ���-��� ����� ������ ��������, ������������� ������� ������������ ������������� � ���-����� �����;

���������� ����������� ������� � ����� ������ � ��������� � ������� ������-������ ���������� �� �������� ��������, ���-����� ��� ������, ��������, �������������� ���������� (���������, 2020; 2021; 2022).

� ��������� ����� ���������� ��������-������� ����������� ������� �������� � ��-���� ��������� ����������� �������� ���-�����. �������� ����������������� ������ ������������, ������������ ��� ��������-��� ������������ �����, �������� ������ � ���������, � ����� ������������� �����. ��������� ������� ���� ����������� ������ ����������������,����������������������, 3D-��������, ��������� ������� � ������ ������������� ������������. ������������ ��������� � ������������, ����������� ���-������������ ��� ����������� � ���������, ������� ��� ����������� ����������� �����-������� ����� �������������� ����������� ���������� � ����������� ����������� ��-���������� ����� � ���������� ������ ���-�������� ��������� ��� ������������. ����� ������� ����� ������ ��������� �������: ��-��� ������������ ��� ���������� ����� ���-�������� ��� ���������� � �������� �������-����� ������������? ��� ��� ������������ � ������������ �� ���������� ������������ ��-����� ����������� ��������?

����� �������� �� ������������ �������, ����� ���������� ��������� ������������ � ���������� ����������� ��������� � ��-���� � ������. ��� ����������, ��� ������-�� �������� �������� � ����������� �����-������� ������������ � �������� �������, � �����, ����� ��������� ��� ���������� ��� ������������� ����������� ������� ��������. �. ������, ������ ����������� ���������� ������������� ����� �� �������� � ������� ����, ��������, ��� ����������� ��������� ��-�������� ������ ������������ ��� ���������� ��� ������ ���������, ���������������� ��-����� �������������� ���������. ���� �� ��-��� �������� ��������� � �������� ��������� ������������, ������� ���� ������ �����-���� ������� � ����� � ��������� ������-��� �������� (����������� ������, ������ �� ������) (������, 2014). � �������� ����-��������� ���������� ���� ���������� ��-����������� ����� �. ������ ��������� ���-�������� ������������ ��������������� ��� ���������� ������� � ��� ����� ��� ��-��������� ���������� ���������, � ����� ��� ��������� ��������� ������ ������������ ��� �������� ����������� � ���������������� �������������.

��� ���������� ������������, ��������-��� �������� ����� ���������� ������������ ������������ ��� � ������� ������ ��������-���������� �������, ��� � � ���������� ����-������ ����, ������������ �� �������� � ����-��������� ������� (������, 2009; Burns, 2004; Downes, 1998; Higgins, 2007). ��������� ����-��� ������ �� �������� � ��� ��������� �����-����� ������������ ���������� � ���������� � ������ ������������, ������� ������� ��� ����������� � ��������� ��� ���������� ��-������������� ������������ ������������.

�������� ��������� ������������ � ���������� ����������� ��������� � ������ � ������

��� ����, ����� ������� ��������� ����-����� ����������� ����������� � ��������-����� � ������ ����������� ������� �����-���, ���� ���� ��������� ���������������� ������������ ������� ����� ������ �������. � �������� ������� ������� 50 ���������. ������������� ������������ �� �������� �������� � ����� ����������������. ��� ��-������ �� ���� ������: ������� ����������-������ �������� (�� ���������� ����������-�� �������������) � ���������� ����������, ����������� ��� ������ ���������, ������-�������� ������ �����. ��� ����� �������-��� ������������� ����������������� �����-����� ���������:

1.

� ����� ������ �� ���������� �����-������ ��������? �����? (���������, �����-���, ������������� �����, �������, ��������-��� ����� � �.�.)

2.

���� ��, �� ���? (� ���������� � ����-����, �� �������� � ������, ��� ������������-���, ��� ������� � ����������, ������.)

3.

��� �� ��������, ����� ����������� ����� ��������� �� ����� ������� ������-��� � ����� ��� ������������� �����? ����� ����������� ��� ����? (��� �������� �������, ��� ��������� �������� �������.)

4.

��� �� ���������� � ������� �����, � ������� � ������ ������ ���� ������������� �����, ���������? �� ��������, ��� ��� �����-������ ������ ���� � ������ �������� ����?

5.

���� �� �� ����� ��������� �� ���-��� ������� ��������� � ����� ��� �������-������ �����, �� ��� �� �� ��������������� ���� ������������? (����� �� ������ ���� ���������? ��� ����� ����� ����� �� �����-����? �� ����� ��������?)

6.

����� ����������� �������� �� �� ��-���� ����� � ���� � ������ ��� ������ � ������ � ����������� �� ������������? (���������, ������������� �����, �������, �������, 3D-�������, 3D-�����, ������ ��� �����������-��, ������������� ����.)

7.

����� ����������� ��������, �� ��� ������, ���������� �� �������� ���������-��� � ��� ������� ������ ����� ��������?

8.

����� �������� ��������� � ��� ��� � �����������, ����� �� ������ ��������� �������������������������������?(������ ������������, ��� ��������� ����������, ���-���� �� �������� ��� �� �� �������, ������� ��-�������� � �.�.)

9.

��� �� ��������, ����������� �������� �������� ����� ������ ����������� ��� ��-��������� ������������ ����� ��� ������� � � ����, �� ��������, � �������� ��������? ���� ��, �� ���?

10.

�� ������, ��� ����������� ������� ����� ������������ ��������� � ���������� � ����� ������� �������� �� �������������� � ����� ������������. ����� �� ��� � � ���-���������������������������������������-��� ������������ ����� � ���������? ���� ���, �� ������? ���� ��, �� �����, ��� ��� ���� � ��� ��� ����� ������������?

������� ������ ���������, ���������� � ������ ���������� ��������, �������, ��� ��� ����������� ������� �� ������������� ����������� ��������� � ������ � ������. ����� ���������� ������������� ����������� ������� ���������:

���������;

������������� �����;

� ����������� ������������ (�����-������ �������� �������, ����������� �����, ����������);

������ ��������;

�������;

�������� ����������� �������;

�������� (��������� �����);

������������� ���������.

���������� �������� ������������ ���-���, ���������� ���� � ���� �������� ����-�������� ���������� ����������� ������� ������������ ����������. ������� �� ���-���� ��������, ����������� ��������, ��� ���������� ������ �������� � �������� ��� ���������� ������� � ������ � ��� �����-������� ��������� ����������. ����������� ����������, ��� ���� ����������� �������� ����������� �� �������� �������� � ������-������, � ����� �� ������������ ��� ������-��� � ���������. � ������� �� ���������� � ������, ����������� ������������ �������� ��������� ��� ���������� ���������������, �������������� ����, ��������������� ��-����� ������������ ������������, �������� ������������ ���� ��� ������� ���������-���� ������ ������������ (���������, ����� � ��.). ����� ����, ������ ����������� ����-����, ��� ��������� ����������� ���������� ��� ������ � ����������� � ��������� ������, ���������� �������, � ����� ��� ������������ ��������� ������� (������� ��� �����������-���, ��������, ������ ��� ���������� ��� � �.�.), ��������� ��� ��� (�����, �������) � ���-�������� ���������� (������� ��� ���������, �������). ��� ������� ���� ����� �������� ��-�������� ���������, ������� � ���������.

���������� ������ ������������, ���-������ ������� � ��������, �������� ��-������� ���������������� � �� ��������� � ����������� �����������. ���, ������� �� ������ � ���������� ����������� ������� � ������� ���� � �� ������������ ��� �����-����� �������, ����� ��������� ��������� ������������ ������ ���������� ��������-��� ��������� �� �������, ������������ ��� ��������� ������� ������� � ���������� ������ � �������� �����. ��������� ������-��� �������� ����� ������������, ������� ���� ����������� ���������� �����������, ���������� ������� �� ���������� �������, ���������������������,���������������-�������������������������������������-��, � ����� �� �������� �� �������. ������ ����������� � �������� ������������, ���-������������ ����������� ��������, ����-���� ������������ ��������, ������� ���-�� ��������� �� �������: ������ �������� ������������� �������� � ������� ��� ��-��� ���������� �������, ������ �������� ����������� � ����� ������� � ������ ���-��� � � ���������. ����� ����� ���������-���, ������� ���� ������������� ������� �� ��������, ����������� ������� �� ��������� ������������ ������������ �����: ����� ��-��� ���� �������� � ������������� ������, ��������� �� ��� ��������, ������������ ���������� � ������������� ������ ��� ��-����� � ��� ��� ���������. ������������ ����������� ���������� ��������� �������, ��������� ������� �� ������, ��� �������-������ �������� �� ������. ������������� ��������� ��� ����� �� ������� � ������� ���� � �����, ������� ����������� ���� ���-�� �� �������� ������������. �����������, ����������� ������� � ��������, ��������, ��� ����������� ������� ��������� ������-������ �� ������� ����� ��������, ��� ���-������ �������� �������� �����, ������ ���-������� �������� ��� ������ ���������: ������� ����� ������ ������������ � ���-�� �� ���������, ����� �� �������� �� ����-��� � ������ �����. � � ������� ���������� � ������ � ���� ������������ ������ �����-���, �������� ���. ����� � ������ ����� ��-������ ������� �����, �������� �� ������, ������������. ����� ������� ����� �������� �����, � � ���� ����� ����� ������ � � �� �������, � �� �������������.

������� �� ������ � ������������� ����-����� ������ ������ �������� ���� �����-�������� ������ � ����������, �������� ��-�����������, ��� ��� ���� �� ����������, �������� ��� ����� �������� ����������� ��������. ����������� �������, ��� ������ ������������ � ������ �������� �������� ��-���������� ��� � ������ ����� � ������� ���, ������������ �� �������� �����. ����� ����, ����������� �������, ��� ���������� ����-�� ���������������� ����� ������ � ������� � ��������� ���������-������������� �����, ����� �� ��������� ����� ������ � �����-��� �����. ��� ������ �� ������ ������ ����-������� ��������� ��������, ��� �������� � ������������� ����� ����� ����� � ������� ��� �������� ����������� ��������, �� �����-������� ������������������� �������� ����� ����������� ���������� � ������ ������.

����������� ���������� ������������ �� ������ �� ��������� ����������� �����-��� �� ������ �������. ��� ��������� ��� ���, ��� ��� ����������� ������ �������� ���� ������ �������, ���������� �������-����� � ��������������� ������ � ������-���� �����������. ������ ������ ������-����, ��� ����������� �� ����� ����������� ���������� ����������� ��������� ��� ����-������� ��������������� ������� �������-�����. �������� �������, ��� ������������� �� ������� ����������� ������� �������� ����� �������� �������������� � ����-��� �����, ������������ �� ������������. ���������� �� �������� ������������� ��-���, ������ � ������ ������� ����������� ��������� ��� ������� ����� ���������-��� ��������� � �������, ����������� ��� ������ ������, � ����� ��� ����������� ������ �� �����, ��������� � ���������� � ��������� ������������ � ������, ���-������ ����, �������� � �.�.

����� �������� �������� �������� ����-����� ������������, ������� ��� ���������, ������� �� ������, ����� ����������� ����-���� �� �� ������ ����� � ���� � ������ ��� ������ � ������ � ����������� �� �������-�����? ��������� ��������� ������ �� ����� � ������ ������������� ����� ��� �������-������ ����, ���� ������� ������� �� �����-�������� ���������, ����� �� ���������� �� ���������� � ������� ��� �����������-�� ��� ��������� �������, ���� ���������-���� ���������� ������������ ��� �������� �������. ����� ��� ���������� ���������-��� ����� ������� ����� � ������ ��������� � ������� �������. ��������� ��������� ���-�� ������ �� ����� ��� ������� ��� ������-�������. ������� ������������ � ���� ����� ������� �������� �������������� ��������-��� ������������� ���������� ����������-�� ����� � ����������� ���������� (������� ��������, �����, ������ � �������� ��� ��-����������� ��� � �.�.), � ����� ��������� ��-����������� � ���������� ��������� �����. ����������� ����������� ����� ���������� ������� ��������� ��� ��������������, ���-�� �������� ������ ��� ������������ ������ (������ ��� ���������, �����, �������, �����-��, �������� � �.�.). ������������ �������� ���������� ������� ������� �� ���������-�� ������� ��������� ������ � ������� ��-�����������-�������������� ������������. ������� � ������ ������������ ��� ������ ���������� � ���������, ��������� ������-����� � �� ������ ��������� �� ���������-��� ��������� ������������������ ������� ��� �����, �������� ��������� ��� �������-���� ������������ ��������� � ��������� ��� ��� � ������������ ������������ ����� (���-���� ����������, �����, ���������, ����-����� � ��.), ��������� ������������ ������ � �������� ��������� �����.

� �������� ������� �� ������ � ���, ����� ����������� �������� ���������� �� �����-��� ������������ � ��� ������� ������ ���-�� ��������, �� �������� ������������� ��-������. �������� �������� �������� �� ���.

� �� ��������� ������� ���� ��������-��. � ������, ��� ��������� � ������ �� �����. ���� ������ ���������.

���� ������������ �������, ������ ���������� ������������ ����� ������-��������.

���� ������, ����� �������� � �����-�������� ������.

���������� ������ ���������, ����� ���-���� ������� ������������ � ��������� ���-�����������������������.�����������������-��, ��� � ������� ������� ��� ����� �������� �������������� ��������� �������, ������� �� ����� �������������� � ������, �� ������ ��������������,������������������������-��� ��������� ����� ������� ���� �������� ����� � ��������� �� ���������� � �������.

��������� ������ �������� ��� ������ � ����������, ������� ���������� ��������, ����� ����� ��������� ����������� ���������� � ����� ������. ������ �� ���������� �������, ����� �������� ��������� �������� ������-��� ����������� ������������ ��� ��������-����� �������:

������������� ����������� ���-������ � ����������� �����, ����� ������-����� ���������, ���������� ��� ����� ��-���, ���������� ����� ���� ������� �� �����, ����������, ��� ����� ������������� �����, ��������� �������.

������������� �������������� ���-������� ����������� � �� �������� ��� ���-����, ������ ������� ������ ��� ����������-���, ���������� �������� ������.

��������� � �������� ������� � ���-����� � ������ ������� ������� ��� ������� ���-�� ����� � ���� ��� ������, �� ��������-�� ��������� ����������� ������������ ���-������, � ��� �� ������ ������; ���������� � ���������� ��� ������������� ����� ��� ����� �����������, ����� �� ���������, ���-�� ������� ��������� ��������.

���������� �������, ������ � ������������������������������,��������-�� ������� ����� �� �������������, �������� �� �������� � ����������, �� �������� �����-����� ����. ����� ���������� �� ����������-�� �������������.

� ������ �������� �� ����� �������� ���-���������, ����� �� ����������� �������� ���-����� ������ �� ��� ����������� �������-����� ����� ��� ������� � � ����, �� ��������, � �������� ��������. � �������� �������� ��������, ��� ����������� ���������� ����� ��������� ������ �� ���������� �����������-��� ��������, �� ���������� � ������������, � � ��������� ����� ���� ������ �������� � ������. ���������� ����������� ������� ���� ��� ������������ ������������: �����-������ ������� ����� ����� �� �����, ����� ��������� ������� ��� ����������� �� ������ ������� ��� �������; ������ �������� ����� ������ ��� ������, ����� ���� ���������.

������� �� ������ � ������������� �����-���� � ������� ���� ������� ��� ������������-��� ������������ ������������ ������� � ���-������, �������� ����� ����������� ��������, ��� � ���������� ����������� ����� ������� ������� ��������, � ����������� ���������� ����� ������. �������� ��������� �������-����� ��������� �� ����� �������:

������������ ���� � ���� ������-���� � ���������. ���� ������ ������� ���, ����� � ������� ���� ���� ����������, ��� � ���������.

������ ����� � ������� ���� �������� �� ���������� � ��� ������. �� ������ � ��-������� ������������� �� ��, ����� ��� ��-������ ������ ����� ������ ��������.

����������� ����� ���������� � ���-�������� �� ����, �� ���������������� ���-��� �����, ����� ��� ���� �� ���������� ������ ���������� �������������.

������ ���������� ������� ����-���, �������� ���� ������������ �� ������-���. ����������� ����� ����� �����������, ����������, ��������� ���������. ���� �� ����� ������ � ��������, �� ������ ����� �� ���������.

����������������������������������-��������� �������� ���� � ��������������� ������. ��������� ��������� ���������� ��-���������� ������� ��� ������� � �������� ��-������� ��� ��� ����������� �������������� ��������������� �����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������

������� ���������� �������� ���������-��� �� �������� ������������� ����������� ������� �������� � ������� ����, ����� ��-�������, ��� �������� �������� � ��������� ��������� � ����������� ����������� ���-�������� ������� � ������������ ����� ����-���� ������������� ��� ���������� �������, ������� ���� ������� �����������, � ������-��� ������ ��� �������� � �������� �������. �������� ����������� ����������� �������� �������� ��� ������ ��� ��������������� ��-�������������� ������������� �������, ����� ����������� ��������������� �� ������ ��� ��������������� ��� ������ ����� � ������-����, � ����� ������������ ������������ ��� ���������� ��������. ����������� �� ����� ��-�������� ����������� ��������� ��� ���������� ��������������� ������������ ����� �� �������� � � ����. ������� ������������� ����� � ����-��� ������� � �������� �������� ������ ����� ������� ��� ������ � ������, �������� ������� �� ����������� ������� ��������� � ��������-�� ������� � �������� ������� ��������������� ����� ������ � �������������. ����� �����-������ ������� ��� ����� ��������� ��������� ���������� ��������� ��� ��������������� ��-����������� ������������� �������. �������� ���� �������� ������ ���������� � ���� ����-�� �� ������� �������� ��������� ����� (����-������ ��������), �� ������ ��� ������������� � ���������� ����������� �� ������; ���� ����-�����������������������������,����������-��������� ������� �� �����; ���� ������ ���� �����������������������������������,�����-��� ��� ���������� �� ����������� �� �������-������ ����� � �.�. ������� �������� ��������� ���� ������������ ������������, ����������� �� ������������� ��� ����������� ���������� ��������������������������������.

����������

������ �� ���������� ������, ����� ���-���� ����� � ������������� ��������� ���-��� ������������ � ������ ������������� ������� �� ������ � �������� ������� ����-���� ��� ���������� �������, �� � ��� ����-������� ��������������� ���������� � ���-����������� ������������ �����, ��� ������ �� ������� � ��������. ���������� �����-������ ������� �������� � ���������� ��-��������� ������ �������������� ������� ����������, ������������� ������� � ���-�������� ������ ����� ������ � ��������� (������, ��������, 2016; ����������, �����, 1997; �������, 1989). ����� �������� �� ���-������� ������� ��� ����������� ����������� � �������� �������� �������, ��������� �����-������ �������� ��� ����������� ������ ��-���������, �������� � ������������� ���-�� ������ � ��������� (������, �����������, 2001; ��������, 2013). ������ ����������� ����������� � �������������� ������������ ���������� ��� ��������� �������� �������� ������������ �� ������� (��. ���. 1). ������ ����������� ������������ �������������� ����� ��������� � ������ � ����������� ������������ ���������� ��� ������ ������-��� ���������� ��� ���������� � �������� ������������ �� ������� (��. ���. 2).

����������� ��� ��������� ������������ ��������������� ������������ ����� � ������� ����������� ��������� (������������ ����������)

� ������� 1 ������������ ������� ������-��������� �������� ��� ������� ���������-���, ��������� �� ������ ���������� �������-���� �������, ����� ������������, � ������� ��� �������� ����� �����������, ������� ��-������ � ������, ������������� � �������� ������� ���������� ��������, � ��������-��� ����������� ��������, ��� ������� ��� ��-���������� �� ��������� (��. ����. 1).

� ������ ��������������� �������� ��-��� ��������, ������ � �������� �������, ������ ������� ���� �������� ���������� ��� ���������� ���������������� ��������-���� ����������. �� �������� ������������ ���� ������, ��������� ������������ ����-���� ������������� ������� �� �������� ��-��������, ��� � ����������� ������� ����� ���� �������� ��� ����������� ���������. ����������� ������ ������ �������� ����-��������� ������ � ��������, ��� �������� ������������ � ��� ���������� ���������

������� 1. ������� ��������������� �������� � ����������� ����������� ������� ��������

���������� ������ ���� ������� ������������ ������� �������� � ����� ������ ����������� ��������

��� ��������� ��������� ���� � ���������� � ��� ��-����� �� ������� �������� ����? �������, ������������, ��������������� ������� ��������� ��� � �� ������������, �����������, �����-���������-����� ���������, �����-������ (������� ��� ��������)

��� ����� ����� �� ����-��� ������? ���������� �����������-��� ���������� � �������-��, ���������������, �����-����������, ������������ ������� ������, ��������� ����, ������, �������� � ��� �����������, ������ ����-��, ������������ ��������� � �������� ���������, �����-������ (������� ��� ��������)

����� �� ����������� � ������� ���� ������� ���� ����������? ���������������, ��������-�������, ���������������, ���������� �������������� ���������� � ���������, �������������-���������-�������� ������� ����������, ����-����������, ��������� � ������������ �����-������ � ���������-�� �� ��������, ������ ���������-��������������� �����������, ��� ��-��������� ��� ���-����� �����������, ��������� (�������, ��������)

����� ������� ����� ���������� �� ����������� ������������� ����������-�� (� ������ �������) � ��� �������� ������ ����� � ���������� �����������? �������������-���������-��������, ��������������� ��� �������, ����� � ����-�� �������, �������� ������-����� ������������, ��� (����, ���������, ����������) ���������, �����-������, ����������� ��������� (������� ��� �������� � �����-������ ������������ ����������)

��� ���������� �������� �� ������������� � ��� ��������� ��������� ����������? �������������-�������-����������, ���������-������, ���������������, ��������������� ������ ��������� � ����-���������, ������������ ��������� � ��������� ��� ����������, ������ �����-����� �����, �����������, ������������ � ��������� ������ ���������� �������� ����������� (������� ��� ��������)

� ���������� ��������� � ����������� ���-��������. ������ � �������� ������������ �������, ����� ������� ��� � ��� �������� ����������� �������, ������� �������� ����� ����������� � �����, � �������� �������� ����������� �� �� ������������ ���������-���, ������� ���� ������ ���������� ��� ���-����� ����, �������� ��� ������� � �������� ����������� ���������, �������� ��� ������ �����. ������ ��� ����� ���������� ���� ��-��������� ����� �� ��������, ������� ������ � ������������ ���������� ������������ ��������� � �������������� �� ������ ��� ��� � �����������.

�������������� ������ �������� ��� ��-����������� ����������� ������� �������� ������� � ������������ �������������� ��-������� � �������� ���������, ����� ��� ����, �����, ������, ������� � ������, ��-����������, ��� ����������� ���������� � ��-�������������������������������������-�� ���������� � ������ ����� � ��������. ����� ������ �������� ��� ������� ������-��������� ���������������� ��������� ����-����� � ����������� �����������. ������ ���-����� ����� ���� ������ � ������ ��������� ������������ � ����������������� �������� ������������, � ����� ��� ������� ��������-��� ����������� ������������ ���������� ����������� ������������ ���������� �����-��� ������������������� ���������� � ����-���� � �������� ��� �������� � �����. n

���������� �� �������

�������� ����� ����������, �������� ����-���������� ����, ������ ������� ������������ ���������-��������������� ����������� ����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������), ORCID: 0000-0003-1883-8402, [email protected]

������� ������ ������������, �������� ��-������������ ����, ������, ���������� �������� ������������ ���������-��������������� ������-����� ����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������), ORCID: 0000-0002-5379-1227, [email protected]

Information about the authors

Elena V. Shakirova, PhD in Pedagogy, Associate ProfessoroftheDepartmentofContinuingPsychologicaland Pedagogical Education, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, [email protected], ORCID: 0000-0003-1883-8402

Sergey V. Kuzmin, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Continuous Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University (Ivanovo, Russia), ORCID: 0000-0002-5379-1227, [email protected]

����������

1.

������ �. �������� ������� ��� // �����. � 2022. � �2. � �. 8�9.

2.

������ �. ���������� �����������: ���-������ ������ // �����. � 2022. � �2. � �. 3.

3.

������ �.�., �������� �.�. ����������� �������� ����������� ������������ // ������������ ����: ������� ������� ������ � ���������� ������-������������ �����������. � 2016. � �4. � �. 1592�1596.

4.

�������� �.�. ������������ ������ ��-������-���������� �����������: �������-�������-���� �������������� // ����������� ��������. � 2017. � �1. � �. 12�17.

5.

���������� �. ����� �����������: ���-���, ������, ����� ����������� // �����. � 2022. � �2. � �. 1�4.

6.

������ A. ������������������,����������-��� � ������� ������������ �������� ������� � ����-�� �� ���� �� ���� ��� // ����������� ���������� ��-���������.���������������. �2014. ��9. ��.70�78.

7.

���������� �.�., ����� �.�. ������������ ��� �����������. � �.: ����� �����, 1997. � 36 �.

8.

������� �. ��������� � ��������: ����, ���-������� � ������������ ���� / ��� ���. �.�. ����-����,�.�.�������.��.:����������,1989.�224�.

9.

��������� �.�. ������������ ���������-�� �����������: ����� � ������ // ������� ������-����. � 2020. � �11. � �. 304�308.

10.

��������� �.�. ������������ ���������� ��������� ����������� ����������� � ����������-�������������������������������������������-����� // ������� ����������� ������� ��������� ������������ ������. � 2021. � �1(46). � �. 38�44.

11.

��������� �.�. ���� � ����������� ���-��������� ����������� ����������� // �����-�����. � 2022. � �9. � �. 88�94.

12.

������ �.�., ����������� �.�. ���������: ������������� � ���������� ����������. � �.: �����-��� ���������� ����������� ���, 2001. � 156 �.

13.

�������� �. ���� � ����������: ���������� ����� ��� ���������. � �.: �����, 2013. � 380 �.

14.

�������� �., ����������� �. ��������� � ������� ���� // �����. � 2022. � �2. � �. 31.

15.

���������� �.�. ����������� ������� ��� ��������������� � ��������������� ������� // ������� ������������� ������������. � 2012. � �1. � �. 20�29.

16.

������ �. ��� ������� �������� �� ���-��������. � �.: �����������, 2009. � 165 �.

17.

��������� �., ������� �. ������������� 3D-��� // �����. � 2022. � �2. � �. 30.

18.

�������� �.�. ���� � ��������: ���-����������� � ����� ����������� �������� // ����������������. � 2014. � �3. � �. 98�103.

19.

Burns C.M., Myhill D.A. (2004) Inactive or in-teractive? A consideration of the nature of interaction in whole class teaching. Cambridge Journal of Education, 1, 35�49.

20.

Clements D.H. (1994) The uniqueness of the computer as a learning tool: insights from research and

practice. In Young children active learners in a techno-logicalage,ed.J.L.Wright,andD.D.Shade.Washington: NationalAssociationfortheEducationofYoungChildren. 31�50.

21.

Cordes C., Miller E. (2000). Fool�s gold: A crit-ical look at computers in childhood. Maryland: Alliance for Childhood. 106.

22.

Downes T. (1998) Using the computer at home. In IT for learning enhancement. Exeter: Intellect. 61�78.

23.

Facer K., Sutherland R., Furlong J., Furlong R. (2003)Screenplay:Childrenandcomputersinthehome. London: Routledge Falmer. 272.

24.

Higgins S., Beauchamp G., Miller D. (2007). Reviewing the literature on interactive whiteboards. Learning, Media and Technology, 32. Vol. 3, 213�25.

25.

Plowman L., Stephen C. (2003) A �benign addition�? A review of research on ICT and pre-school children. Journal of Computer-Assisted Learning, 19. Vol. 2, 149�62.

References

1.

Burns C.M., Myhill D.A. (2004) Inactive orinteractive?Aconsiderationofthenatureofinteraction in whole class teaching. Cambridge Journal of Education, 1, 35�49.

2.

Chelysheva I.V. (2014) Deti i Internet: vzaimodejstviesmiromvirtual�nojkul�tury[Childrenand the Internet: interaction with the world of virtual culture]. Mediaobrazovanie [Media education]. 3, 98�103.

3.

Clements D.H. (1994) The uniqueness of the computer as a learning tool: insights from research and practice. In Young children active learners in a technological age, ed. J.L. Wright, and D.D. Shade. Washington. National Association for the Education of Young Children Publishing. 31�50.

4.

Cordes C., Miller E. (2000). Fool�s gold: A critical look at computers in childhood. Maryland. Alliance for Childhood Publishing. 106.

5.

Downes T. (1998) Using the computer at home. In IT for learning enhancement. Exeter. Intellect Publishing. 61�78.

6.

Dzhioev E. (2022) Cifrovoj detskij sad [Digital Kindergarten]. Obruch [Hoop]. 2,8�9.

7.

Egorov B. (2022) Inzhenernoe napravlenie: sistemnyj podhod [Engineering direction: a systematic approach]. Obruch [Hoop]. 2. � �.3.

8.

Facer K., Sutherland R., Furlong J., Furlong R. (2003)Screenplay:Childrenandcomputersinthehome. London. Routledge Falmer Publishing. 272.

9.

Feldshtein D.I. (2012) Sovremennoe detstvo kak sociokul�turnyj i psihologicheskij fenomen [Modern childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon]. Vestnik Gercenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University]. 1, 20�29.

10.

Hanter B. (2009) Moi ucheniki rabotayut na komp�yuterah [My students work on computers]. Moscow. Prosveshchenie Publishing. 165.

11.

Higgins S., Beauchamp G., Miller D. (2007). Reviewing the literature on interactive whiteboards. Learning, Media and Technology, 32. Vol. 3, 213�25.

12.

Kalinina N.V. (2017) Profilaktika riskov internet-aktivnosti obuchayushchihsya: sub�ekt-porozhdayushchee vzaimodejstvie [Prevention of

risks of Internet activity of students: subject-generating interaction]. Obrazovanie lichnosti [Personality education]. 1, 12�17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

Kushnirenko A. (2022) Novye gramotnosti: chtenie, pis�mo, schet� algoritmika [New literacies: reading, writing, counting... algorithmics] Obruch [Hoop]. 2, 1�4.

14.

Morgan A. (2014) Interaktivnye doski, interaktivnaya i igrovaya sostavlyayushchaya klassnyh zanyatij s det�mi ot trekh do semi let [Interactive whiteboards, interactive and playful component of classroom activities with children from three to seven years old]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 9, 70�78.

15.

Novoselova S.L.,Piatke G.P. (1997) Komp�yuternyj mir doshkol�nika [The computer world of a preschooler]. Moscow. Novaya shkola Publishing. 36.

16.

Papert S. (1989) Perevorot v soznanii: Deti, komp�yutery i plodotvornye idei [MINDSTORMS: Children, Computers, and Powerful Ideas].Moscow. Pedagogika Publishing. 224.

17.

Plowman L., Stephen C. (2003) A �benign addition�? A review of research on ICT and pre-school children. Journal of Computer-Assisted Learning, 19. Vol. 2, 149�62.

18.

Sobkin V.S., Evstigneeva Iu.M. (2001) Podrostok: virtual�nost� i social�naya real�nost� [Teenager: virtuality and social reality]. Moscow. Federal�noe gosudarstvennoe nauchnoe uchrezhdenie �Institut sociologii obrazovaniya� Rossijskoj akademii obrazovaniya Publishing. 156.

19.

Solpiter J. (2013) Deti i komp�yutery: nastol�naya kniga dlya roditelej [Children and computers: a desktop book for parents]. Moscow. BINOM Publishing. 380.

20.

Svatalova T.A. (2020) Cifrovizaciya doshkol�nogo obrazovaniya: plyusy i minusy [Digitalization of preschool education: pros and cons]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 11, 304�308.

21.

Svatalova T.A. (2021) Issledovanie gotovnosti pedagogov doshkol�nogo obrazovaniya k ispol�zovaniyu cifrovyh tekhnologij v pedagogicheskoj deyatel�nosti [A study of the readiness of preschool teachers to use digital technologies in teaching activities]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov [Scientificsupportofthepersonneldevelopmentsystem]. 1(46), 38�44.

22.

Svatalova T.A. (2022) Opyt i perspektivy cifrovizaciya doshkol�nogo obrazovaniya [Experience and prospects digitalization of preschool education]. Naukosfera [Sciencosphere]. 9, 88�94.

23.

Tsygankova I., Erykova N. (2022) Zanimatel�nyj 3D-mir [An entertaining 3D-world]. Obruch [Hoop]. 2, 30.

24.

Tumakova O., Savostikova E. (2022) Tekhnoparkvdetskomsadu[Technoparkinkindergarten]. Obruch [Hoop]. 2, 31.

25.

Ziuzina T.N., Babakina N.M. (2016) Elektronnoe obuchenie sovremennyh doshkol�nikov [E-learning of modern preschoolers]. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prak-ticheskih konferencij [ASOU conferences: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences]. 4, 1592�1596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.