Научная статья на тему 'Опыт внедрения лотос-плана как способа планирования образовательной работы с дошкольниками'

Опыт внедрения лотос-плана как способа планирования образовательной работы с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский сад / лотос-план / планирование воспитателя / образовательная деятельность дошкольников / kindergarten / lotus plan / teacher planning / educational activities of preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Калинина Светлана Владимировна

Актуальность тематики статьи. Планирование образовательной деятельности дошкольников является одним из самых важных и сложных направлений работы воспитателя детского сада. Отсутствие методических рекомендаций и единой формы для написания плана приводят к формальному отношению к планированию взаимодействия с детьми и реализации образовательной программы без учета индивидуальных интересов и потребностей дошкольников. Цель. Работа направлена на изучение особенностей планирования образовательной работы с детьми как одного из наиболее сложных направлений работы воспитателя, исследование влияния новой формы планирования «Лотос-план» на организацию образовательной деятельности педагога и ребенка как технологии адресного планирования. Описание хода исследования. Рассматривается специфика профессиональной деятельности воспитателя, в которой выделяются основные направления работы педагога. На основе данных опроса 133 воспитателей Ивановской области выделены направления работы, вызывающие у педагогов наибольшие затруднения. Планирование и написание плана воспитательно-образовательной работы с детьми рассматривается как наиболее сложное и требующее современных решений по повышению заинтересованности педагогов в применении адресного подхода к планированию для успешного взаимодействия с дошкольниками. В качестве решения проблемы предлагается проектирование образовательной деятельности по методу «Цветущий лотос» и составление лотос-плана тематической недели или образовательного проекта. Описан опыт внедрения новой формы планирования на базе детского сада №48 города Кинешма Ивановской области. Результаты исследования. В качестве практического инструментария в статье содержится описание приемов составления лотос-плана, даны основные направления, которые могут быть использованы в качестве ориентиров при планировании. Описаны результаты внедрения лотос-плана в детском саду Ивановской области. Заключение. Материалы по исследованию отношения воспитателей к различным направлениям профессиональной деятельности представляют интерес для дальнейшего анализа. Данные по внедрению новой формы планирования в детском саду позволяют сделать вывод о положительном влиянии составления лотос-плана на организацию образовательной работы с детьми и требуют более подробного изучения в контексте технологии адресного планирования образовательного процесса. Приведенные описания и иллюстрации заполненных лотос-планов могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного образования как практические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках использования метода проектов или при организации тематических недель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Калинина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the Implementation of the Lotus Plan as a Way of Planning Educational Work with Preschoolers

The relevance of the article’s topic. Planning the educational activities of preschoolers is one of the most important and complex areas of work for a kindergarten teacher. The lack of methodological recommendations and a unified form for writing a plan lead to a formal attitude to planning interaction with children and implementing an educational program without taking into account the individual interests and needs of preschoolers. The aim of the study. The work is aimed at studying the features of planning educational work with children as one of the most difficult areas of the educator’s work, studying the influence of a new form of planning “Lotus-Plan” on the organization of educational activities of a teacher and a child as a technology of targeted planning. Description of the research progress. The specifics of the professional activity of the educator are considered, in which the main directions of the teacher’s work are highlighted. Based on the survey data of 133 educators in the Ivanovo region, the areas of work that cause the greatest difficulties for teachers are identified. Planning and writing a plan for educational work with children is considered as the most difficult and requires modern solutions to increase the interest of teachers in applying a targeted approach to planning for successful interaction with preschoolers. As a solution to the problem, it is proposed to design educational activities according to the “Blossoming Lotus” method and draw up a lotus plan for a thematic week or an educational project. The experience of introducing a new form of planning on the basis of kindergarten No. 48 of the city of Kineshma, Ivanovo region, is described. The results of the study. As a practical tool, the article contains a description of the techniques of drawing up a lotus plan, and gives the main directions that can be used as guidelines for planning. The results of the implementation of the lotus plan in the kindergarten of the Ivanovo region are described. Conclusion. Materials on the study of the attitude of educators to various areas of professional activity are of interest for further analysis. The data on the introduction of a new form of planning in kindergarten allow us to conclude that the drawing up of a lotus plan has a positive impact on the organization of educational work with children and requires more detailed study in the context of the technology of targeted planning of the educational process. The descriptions and illustrations of the completed lotus plans can be used in the work of preschool educators as practical recommendations for organizing educational activities within the framework of using the project method or in organizing thematic weeks.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения лотос-плана как способа планирования образовательной работы с дошкольниками»

�������� �.�., �������� �.�.

�������� ����� ����������*1, �������� �������� ������������2

1 ����������� ������������ ����������� � ��������� (�������, ������) 2 ����� ������� ��� �48 (�������, ���������� �������, ������)

������������ �������� ������. ������������ ��������������� ������������ ������������ ����-���� ����� �� ����� ������ � ������� ����������� ������ ����������� �������� ����. ���������� ������������ ������������ � ������ ����� ��� ��������� ����� �������� � ����������� ����-����� � ������������ �������������� � ������ � ���������� ��������������� ��������� ��� ����� �������������� ��������� � ������������ ������������.����. ������ ���������� �� �������� ������������ ������������ ��������������� ������ � ��-���� ��� ������ �� �������� ������� ����������� ������ �����������, ������������ ������� ��-��� ����� ������������ ������-����� �� ����������� ��������������� ������������ �������� � ������� ��� ���������� ��������� ������������.�������� ���� ������������. ��������������� ��������� ���������������� ������������ ���-��������, � ������� ���������� �������� ����������� ������ ��������. �� ������ ������ ������ 133 ������������ ���������� ������� �������� ����������� ������, ���������� � ��������� ���������� �����������. ������������ � ��������� ����� �������������-��������������� ������ � ������ ��������������� ��� �������� ������� � ��������� ����������� ������� �� ��������� ������������������ ��������� � ���������� ��������� ������� � ������������ ��� ��������� �������������� � �������������. � �������� ������� �������� ������������ �������������� ��-������������� ������������ �� ������ ��������� ������ � ����������� �����-����� ������������ ������ ��� ���������������� �������. ������ ���� ��������� ����� ����� ������������ �� ���� �������� ���� �48 ������ ������� ���������� �������.���������� ������������. � �������� ������������� �������������� � ������ ���������� �������� ������� ����������� �����-�����, ���� �������� �����������, ������� ����� ���� ������������ � �������� ���������� ��� ������������. ������� ���������� ��������� �����-����� � ������� ���� ���������� �������. ����������. ��������� �� ������������ ��������� ������������ � ��������� ������������ ���-������������� ������������ ������������ ������� ��� ����������� �������. ������ �� ������-��� ����� ����� ������������ � ������� ���� ��������� ������� ����� � ������������� ������� ����������� �����-����� �� ����������� ��������������� ������ � ������ � ������� ����� ���-������� �������� � ��������� ���������� ��������� ������������ ���������������� ��������.����������� �������� � ����������� ����������� �����-������ ����� ���� ������������ � ����-�� ������������ ����������� ����������� ��� ������������ ������������ �� ����������� ������-��������� ������������ � ������ ������������� ������ �������� ��� ��� ����������� ���������-��� ������.

�������� �����: ������� ���, �����-����, ������������ �����������, ��������������� ������������

������������.��� �����������: �������� �.�., �������� �.�. ���� ��������� �����-����� ��� ������� �������-����� ��������������� ������ � ������������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �3(111). � �. 46�59. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-46-59

��������� ������ �������� 16.02.2022.

* ��������: cuclitsa@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-46-59

Experience in the Implementation of the Lotus Plan as a Way of Planning Educational Work with Preschoolers

Elena V. Shakirova1*, Svetlana V. Kalinina2

1 University of Continuing Education and Innovation, Ivanovo, Russia 2 MBDOU kindergarten No. 48, Kineshma, Russia

The relevance of the article�s topic. Planning the educational activities of preschoolers is one of the most important and complex areas of work for a kindergarten teacher. The lack of methodological recommendations and a unified form for writing a plan lead to a formal attitude to planning interaction with children and implementing an educational program without taking into account the individual interests and needs of preschoolers.

The aim of the study. The work is aimed at studying the features of planning educational work with children as one of the most difficult areas of the educator�s work, studying the influence of a new form of planning �Lotus-Plan� on the organization of educational activities of a teacher and a child as a technology of targeted planning.

Description of the research progress. The specifics of the professional activity of the educator are considered, in which the main directions of the teacher�s work are highlighted. Based on the survey data of 133 educators in the Ivanovo region, the areas of work that cause the greatest difficulties for teachers are identified. Planning and writing a plan for educational work with children is considered as the most difficult and requires modern solutions to increase the interest of teachers in applying a targeted approach to planning for successful interaction with preschoolers. As a solution to the problem, it is proposed to design educational activities according to the �Blossoming Lotus� method and draw up a lotus plan for a thematic week or an educational project. The experience of introducing a new form of planning on the basis of kindergarten No. 48 of the city of Kineshma, Ivanovo region, is described.

The results of the study. As a practical tool, the article contains a description of the techniques of drawing up a lotus plan, and gives the main directions that can be used as guidelines for planning. The results of the implementation of the lotus plan in the kindergarten of the Ivanovo region are described.

Conclusion. Materials on the study of the attitude of educators to various areas of professional activity are of interest for further analysis. The data on the introduction of a new form of planning in kindergarten allow us to conclude that the drawing up of a lotus plan has a positive impact on the organization of educational work with children and requires more detailed study in the context of the technology of targeted planning of the educational process. The descriptions and illustrations of the completed lotus plans can be used in the work of preschool educators as practical recommendations for organizing educational activities within the framework of using the project method or in organizing thematic weeks.

Keywords: kindergarten, lotus plan, teacher planning, educational activities of preschoolers.

For citation: Shakirova E.V., Kalinina S.V. (2022). Experience in the implementation of the lotus plan as a way of planning educational work with preschoolers. Preschool Education Today. 3:16, 46�59 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-46-59

Original manuscript received 16.02.2022.

* Contacts: cuclitsa@mail.ru

����� ����������� ����� ����������� ���-����� � ����� �������������, ���������� � ������������.��������������������������-���� � �������� � ���������������� �������-����� �������� ����������� ����������� ��� ����� ������� ����������, ��� ���������� � ���������������������������������.�����-��� ��������� �������, ������ � ��������� ��� ��������, ����������������� � ������� �����-�������� (� ��� ����� � ����������� ������-������� ���� �������, ������������� �����, ���������� �����, ������������ � �.�.), �����-�������� ���� ����, �������� ������� � �����-�������,�������������������������������� ������������, � ����� ���������� �������� �������������� ���������� � �����������.

��������� ���������������� ������������ ����������� � �������� ����������� ���������

����� ������ ������� ��������� ������-���������-�������������� ������������ ���-�������� ����������� �����������, �� ���-������������� ��������� �������������� ������������,�������������.�. ���������� � ����������� �.�. ��������� (��������, 2018). ����� ����������� ������ �������� ��������������, ��������������, �������-����������, ���������������, ������������-��� � ��. ������������� ������ ���������, �� ��������� �������� ����� ������������ ����������� � ������������ � ������������ (����. 1).

����������� ����� ������������ � �����-������� ���������������� ��������� ������-�� ��������, ��� ���, ��������, ���������� � ���������� ������� �������� � ���� ������� ������������, ���������� � �������������-���� �������, � ����� ������� � ������ ��� ������� ����������. ���������� ��������� ������ �����������, ��� ���� ����� �������� �������� ����������� ��� ���������������� ������������,����������������,���������� �������� �������� ����������� ��� ��������. ��� ���� ����� ��������, ����� ����������� � ������ �������� ���������� ���������, �� ������� ������������� 133 ������������ ���������� ����������� ���������� �����-��. ������������� ����������� � 2021 ���� � ��������� ������� � �������������� �����-������ ����. �� ������ ������ ����������� � ������ ����������� �������� � ��� �������-��������������?������������������������ ���� ��� ��������� ������� �� ������������ ��������� ��� ������� ���� �����. ��������� ������������� ����������� �� ���. 1.

����� 8% ����������� �� ���������� ����������� � ������, ��, ������������ ����-����� ����������� ������������, ����� ��-������, ��� ���������� ��������� � �����-������� ������� � ��������� ����������� ���������-���������������� ����� (35%) � ���������� ����� �������������-��������-������� ������ � ������ (33%). ������ ����� ��� ������������, ��� ������������� ������ � �������, � �������� �������� �������� ����-�� 6,3% ������������. ��� �����, �������� ��������� � ��������� ������� ����� � ��-����������� �� �������������� � ���������� �������� ����������� � 22% ������������ ������� ������� ��������� ���������� � ���-�������������������������,���20%������-��� �������� ������� ���������� � ����������. ����������� ��������������� ������������ �����, ���������� ������� � �������������� ��������������������������������������-��� ���������� �� ��������.

������������ ���� �������������� ��-���������� �� ������� ��������� ��� ���-���������, �������� ������ ����������� �

������� 1. �������� ����� ������������ ����������� � ������������ � ������������ ��������� �������������� ������

��������� �������� ���������� ������������ �����������

�������������� ��������� �������� �����������, �������� � �������� ��� ������������ ���������� ������� ��������� ����� ��������� ���������� ������� � ���-������ �����������

����������� ���������� ��������� ������������ �������-����� ������������, ����������� �������� ���-����� � ���������� ���������� ������� ����������� ��������������� ���

�������������� ������������ � ����� ���� � �������, ������� ��������� � ���������� �������� ���������� ������� ����������� ��������������� ���

��������������� ����������� ������ � ���������� ����� � ��-��� ������������ � ����� �������������� ����������������� ����������� ��������������� ���

����������������� ����������� ������ ���� �������, �������������� �������� ����������� ���������-���������������� �����

�������������� ������������ � ���������� ��������������� �������� �� ������ ������ ���������, ����, ��-�����, ��������������� ���������� ���������-��� ������������ ������������ ������ � ��������� ����� ��������� ���������� ������� � ���-������ �����������

��������������� ��������� ������������� � ��������� ���� ��-����������, ����������� ������������ ����� ����������� ��������������� ��� ���������� ��������

��������������� �������������� � ������� � ������� ������ (����, ��������, �������) �������������� ������ � ������

���. 1. ���������� ������������� ������������ ��� ���������� �������. ������ �� ������ ������ ����������� � ������ ����������� �������� � ��� ���������� �����������?�

���������������� ������������� �������-����� ��� ����������� ������� ����������� �����, ��� �� ������������ � ����������, � ���������� ��������� �������� ������, ���-������ � ���������� ����������� �������-��������� � ��������� ����������, ���������, ������. ����������� ���� �����, �� �����-�������� �������� ���� ������������ �����-������ � ����. 2 � ��������� �������� �������-�����, ���������� ���� ��� ������������ ��� �������.

�����������������,������������������ ������������, ��� ������������ � ��������� �����, ����� ��� ������������ ��������� ���-���� ���������. ��������, ������� ������-����� ������� � ���, ��� � ������������ ���� ����������� ������� ��������� ��������� ��-����. ��� ���� ����� �������� ����� ������ ������� ���������������� �����������, ���� ���� ��������� ��������� ������������� ��-������� ����������� �����������, � ������� �� ��������� �� ������� ���� ����������� � ������, ���������� ���������� �������-��. ���������� ������������� ������������ �� ���. 2.

���������� ������, ���������� � ������-���� ������ ������������ ��������� ���� ����������� � ������, ���������� � ��� ��-�������� ������������, �� �������� ������ �������� �����������:

�������� ����������� ���������-���������������� ����� � 23,3%;

��������� ����� �������������-����-����������� ������ � 17,3%;

������� 2. ��������� ��������� ����� ������������ ����������� �� ����������� �����-�����, ���������� � ����������

���������� ���������� ������ ���������� � ���������� ������������ ������������� ������

��������� ���������� � ��������� 22,6% ���������� � �������� 9,8% ���������� ������� 3,8 %

��������� ����� 24,8% ������������ ������ � ������ 6% ����������� ������������-��� ������������ ����� 8,3 %

���. 2. ���������� ������������� ������������ ��� ���������� �������. ����� ��������� ���� ����������� � ������ �����������, ������� �������� � ��� ���������� ������������

��������� ���������� � ��������� ��-����� � ����������� � 15%;

���������� � ���������� � �������-��� (�� ����������) �15%.

������ ������ ��������� ����������� ���� ������������� � ���, ��� ��������� ����� �������� ��� ����������� ����� ����-��� �������������, ��� ������������. ������ �� ����� ������, ���������� ����� ��������-����� ���������� ���������� �������� �� �����������, ��������, �� ���� ��������� ��-��� ���� ������������ � ���������� ����-�������� �� ��������������� ������������ ������������.

������������ ��������������� ������ � ������: ����������� ��������� ��������

�� ������ ������ �� ���������� ������ ����� ��������� � ���������� ����� ���-����������-��������������� ������ � ��-����, ������ ������� ��� ������ ��� ���-����� ��-������. ���������� ����� ������� � ��������������� ����������, ����������� ���������� ������������. ������ �������-�� � ������� ������ ������������� ��������� ����� ������� ���������� ����������-����-��������� ������������ � ������� ��� ��-��������, ������� ������������ ���������� (�����������, 2015; ��������, 2015; ������ ������������, 2019).

���� ��������� ��������� ����� ����� �� ������ ������� ��� ���������, ��� � ��-�����������. ������������ ������� � ����-�������� �� ������������ ������ ������-�� ���� ������� ������ ��� ������������ � ������ �� ������� �������������� �����-�� ������ (��������, 2015; ��������, 2018; �����������, 2006), ������������� �������-��� �������� ��� ������� ��������������� ����� � �������� �������� � ������� ��� (��������, ����������, 2018; ������, 2019), ����������-������������ ������� ������-����� ������������ ����� ������ ������ ���� ������, ��������� � ��������� ���������-�� � �������, ������ � ������������� ��-���, ���������� ����������� � �������� ��� (������������, 2018; ��������, 2016). � ��-������� ����� ����� �� ���������� ������� � ������������ ����������� ���������� ��-��������� ��������� ������������ ��� ����-���� ����������� ������ � �������. ����� ������ ��������� �������� ����������� ���-����������� � ������ �� ������ ��������-������ ������������ � ������������ ������ �����, �������� ������� �������� �������-����� � ������ ���������� ��������������� ���������.

�����-���� ��� ���� �� �������� ������������ ��������������� ������������ ������������

��� ���������� ��������� ������� � ���-��������� ���� ��� ��������� �����-���� ��� ����������, ����������� ������ �����-�������� ��������������� ������������ �� ������ ���������� ��������������� �������� � ����� ������� ������������.

������� 3. ������ � �������������� ����������� �� ��������� �����-�����

������ ������������� �������� �������������� ������ ���������� (����)

���� 2021 �������� ������� �� ������������� (�� ���� ���) �������-��������� ������-���� ��� ����������� ����� ������������ ��������������� ������ � �������

��������� 2021 ���������� ����� �����-�����, ������ ��������� ���������� ������� �����-����� ��� ������ ��-������, �������� ����� �����-����� ��� ����������� ������������ � ������

������ 2021 ���������� ��� ������ ��� ���������� � ������, ��� ������� ���������� �����-����� ��� ������������ ������ � ������

�������� 2021 � ������ 2021 ������� ������������ �����-��� ����������� ������ ���������� �����-����� ��� �������-��� ��������� ������������ ������ � ������

������ 2021 ����� ��������� ������������ ���������� ��� �������� � ��� ������ ��� ���������� � ������ ������������ �� ������ ������ ���-�����, ������������������ �����: �������� ������� �������� � ������� ��������

������� 2021 ���������� � ��������� ����� ���������� �����-����� � ��� ������������� ����� ������ �� ���������� �����-����� ��������� ���������� �������

� ������ ����������������� ������ ��-���-���� ��� ������� ���� � ������������ ��������������� ���������� ����������-���� ���������� ����������� ��������-�������� ���������� ������� ��� �48 �. ������� ���������� �������. �������� ����� �������������� ������� ���������-�� � ������������ ����������� ������ �� ������������ ������������ ����������� � ���������� � ����� ������� ��� �48 �. ������� �� ��������� �����-����� ����-�������� � ����. 3.

������ �� ��������� �����-����� � ��-�������� ����������� ���� ��������� �� ��-���� �������������� �������� ���������, ��-�������� ������ ���������� � ������������ ��������������� ������. � ������ ��������-����������, ������������ �������������� ��-�������������������������������������-��� ������ �� ������������ ������������ ����������� � ���������� �.�. ���������, ��������� �������� ���� ������������ � ��-��� ������ ������������ � �����-������. ����������� �������� ������������� �����-��� � ��������� ���������� �����-�����, ���-��������� ��� ���������� ��� ���������-�� � ������ ������������ ��������������� ������������.

�������� ��������� ������ ���� �����-������ �������� ���������� �. �������� ��� ������������ � ����������� ������-��������� (�������, 2021). ��������� ����� ����������� � ����������� ��������������-�� ����������� � ���������������� ����� �������� ������ ����� ��������������� � �� ������ ����� ������������. � ��������� ����� �������� ����������� ����������� �������� ������� �������� ���� ����� ��� ������������ ������ � �������������, �� ���������� ������������ ���������� �� ��� ���������� � ������� ���� ���. ���������� ���������� ���������, �� ������� �������-����� � ���������� ������ ��������������� ������ � ������, �� �������� ������������ ������� ���������� � ���� ��� ����������, ������������ ������������ ���������� ��� �������������� ���������� ������������ (Preschool Lesson, 2021; Pettersson, 2017; Tuija, 2012; Udir, 2017). �������� ������������ ������� � ��������� �����, �������� ���-��� ����� ������� ���������� �������� ���-���� � ���� ������� ������ ��� ���������� ������, ������ ������ � ������������ ��-�������� � ������������ ���� �������� � �� ������, �����, �� ����� ������������ � �� ������� �������, ���������� ����� � ������������ ��������� ������� �����-��, ������� � ��������. ���������� ������ � ���������� ������ � �������������� ��-������������� ������������ ������ �� ���-������� �����, ����� � ������ ������� ��� ��� ��������� ������ ������-����� � ���-������ ����������� ����������� � ������ ����������� �� ������������ ������������-��� ������������ �����.

��������� ������ ��������������� ���-������� �� ��������� ������ ����� ���-���������, �� ��������� ��� ������������ ��� ������������. �����-���� ������������ ����� ������� �� 81 ������ (9 �� 9), ������� ����������� �� ����� �������� ������� (�3 ��� �2). ������� �� ������ ������, �������-

���. 3. ����� �����-����� ��� �������������� ��������������� ������������ ������������

������ � �������� �������, � ��� ��������-��� ���� ������, �������� �������, ������� ��������� � ��������� � ��������� �� ������ ������, ������������� ������ ������������ ����. � �������� ������� �������� ���������-�� ���� �� ��������� �����������, ������ ��-������ ����������� ���������� ������������. ��������� ����� �����-����� ������������ �� ���. 3.

�������� ����� ������ � ������� �����-���-�� ���� ��������� ���� �������, �� ������� ������� ����������� �����������, ������-��� ���� �� ����������, ������� � �������-���. ������ � ����������� ����� (����������) ������� � �����-������ �������� ��������, ��������� � ���������� ������������ �����-����� ������������� �� ������� ��� ������-������� ����� ��������� (����������� ��� ���������� ���), ���������� ������ ������-������ (����������� ������������, �������-�������, ���������� �� ���������� �������� � ��.). � ���, ��� ������������� ������� ��-����� �� ���� ������ � ������� ����� ���� ���������������, ������ �.�. ��������� � �.�. ��������� ��� � XIX ���� (���������, 2014).

���������� �����-����� �������� �� ����-�� ����������� � �������, ����������� ����-������ � ������ ������. ������� ���������-��� � ��������� ������������� ����� ����� ���� �������� � �����-�����, ���� ��� ����� ������� � ����������� ����� ���� ��� ����-�������� ����� ������������, ������� �����-���� �������� � ����. �������� ����������� � �������, ��������������� � ������� ����-��, ����������� ����������, ����������� � �������, ���������������� � ��������������� ����������� �� �������� ��������� (�������-����) �����. ����� �������, �����-���� ������-�� ������ ������� ��� ��������� ���������� ����� �������������-��������������� ������ � ������.

������������ ������������ �� ����������� �����-����� ��� ������ � �������������

������� �� ������ ������, ������������� � �������� �������, � ��� ����������� ���� ������, � ������� ����� ������� �������� ��-���������, �� ������� ����� ������������� ������������:

�� ��������������� ��������;

�� ������� �������;

�� ��������� �����;

�� ��������������� ���������;

�� ����� ������� ������������.

�������� ����������� �������� ����� � ������������ � ��������������� ��������, ������� �� � ������ ������ ������ ��� ���� � ����� ������ ������������, �������� ���-���� ��������� ������������ ������������-���� �������� ��� ���������� ������ �����. ������������ �� ��������������� �������� �������� ����������� �������������� �����-������ ��������� �����������, ���������� ���������������������(�������,�������� �������, ��������). ����������� ���������� ��������� � ��������� ����� �����-����� ��-��� �������������� ������������ ��������-����� ����������� �� ������ ������������-��� �������� � ������ ������������ �������. ������������ �� ������� ������� ���������-�� � ��������� ��������������� ���������� ����������� ����������� (��������, 2019; ������,��������,����,1999;������������-�����������.., 2016) � ��������� ����������� ������ ����������� ���������-���������-������� ����� � ������������ � ����� ������, �������, ����� �� �������� ����������.

��� ����� ������� � ������������ � ���-�������� ���� ������ ����� ����������� ��-������ ������� ������ ��� ���� ����������� ������������ ������, � �� �������������� ���-�������� �����-����� �������� ������ �������-������ �� ��������� ������� �������� ������, ������� �� ����� ����� ������ (����� �������-�� ��������, ��� ������ � �.�.). �������� ����-����������� ������������ �� ��������� �����, ��������������������������������������-�������� �� ��������������� ������������� ������������ (���������-��������, 2017). ����� ������ �������� ��������� ���� �����-�� � �������� �� ����������� ���������, ��� �������� ����� � ������ � ������� ��������, ����� ���������� ��� �� ����� ���� ������-������ ���������� ���������������� �������, �������������� ������������� �������� � ��-������. ��������� � ����������� ���� ������ �������� �������� ����� ����� ������, ���-�������� ������ ����������� ��������� �����-��� ������� �������� ����������� �������� �������������� ����������, ���������� ��-���������� ����������� (���, �������, �����, ��������� � �.�.) ��� ����� ��������� �������� ������ ������������ �� ����. � ������� ����-����� ����� ���������� ����� ������ ������-�� � �������� ��������� � ������� (�����, ��-����, ���� � �.�.), �����, ������������� ����, ������ ������� � ����, �������� ����� ����-�� � ������ ������, ��� �������� � �������-����� ������� � ������� ���������, ��������, ��������� (����������, ����, 2018).

������������ �� ��������������� ����-����� ����� ���� ������� �����������, ����-���������������������������������,�����-���, ��� ���������� ����� � ����� ��� ������ � ������ � ���. ��������������� ����������� �������� ����������� �������� ������� ����-������������ � ����� ����������� � ������-���� �� ������� � ����, � ������� � �������-����� ���� ������� ��� ��������, ������� ����� ����������. � ����������� ���� ����-�� ����������� ���������� �� ����������� ��� ��������� ������ � ������, ������� ������-���� ���������. �� �������������� ��������� ������ ������� ����������� �� �������� � ��-���������, ������� ����� ���������� �� ���-�������� ����������� ��������.

�������������������������������������-����� � �������� �� ���������� � ������ ��-������� ����������� �� �������������� ��-�����, �������������� ������� ������������ �������� ���� �.�. ���������. � �������� ���� ������ ��������� ������ � ������� � ����������� �����-����� �� ����� ������� ��-����������. � ����������� ��������������� ��������������� ��������� ����������� ��-��������� (���� ��) ����������� ������-��� ���� ������� ������������:

�������;

���������������;

�������������-�����������������;

���������� �������������� ��������-�� � ���������;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������������� � ������������ ������� ����;

���������������;

���������������;

�����������;

������������ (����������� �������-��������.., 2020).

���. 4. ����������� �����-���� ��� ���������� ������������ ������ ������� ������ (2 ������� ������)

������ ���� ������������ �������� ���-������ � ����������� ���� �����-����� ���-��� ���� ������. ���� ��� �������� ��� ��-���������������������������������������, � �������� � ���������� �� ��������� �����. ������ ������������ �����-����� ��� ����-��� ������ ����������� �� ���. 4.

��������� � ���� ���������� ������������ ����������� ������� ������ �� ����� �����-���� � �������� �������� ����������� ������-������ �����������, ������������ �������-������� �������������, ������� ��������� ����������� �������� ��������� ���� ��-���� ����������� ��������� ����� �������-����� �������. ���, � ������ ������������ ����������������� � ������������ ������� ����� ����������� ������������� � �������-���� �������� ��������� ������� ���������, ������� �������� �������� ����� �����-�� �� ���������, ��� ����������� ���������� ������ �������������� ���������� ������-�� ���������� ������������ �� ������� ��-������ (�.�. ���� ��� ������, �.�. ������� ���������� ������, �.�. ����� ����������), ������������� ��������� ����� �������-�����������������������������(���������-��� ������� �� �����, ����������� ����������-���, �������������� �����������). �������� ������������ ����� �� ������� ����, �����-������ ��������� ������������� �� ��������-���, �������� � ����� ��������������, ����-��� ������� �� ������ ��������� ����� � ���� ������ ������� ������, �� � ��������� ������ � ������ ����� �� ��������� ���� � ��������-���� � ����������� �������������.

���� �������� ����������� �������� � ���������������� � ����� ������ ����� � ������ ���� ������������� ����������� ���������������� ��������, ���������� ����-����. ���������� �����-����� ��������� ���-������� ������� ������������ � ����������� ������������. �� ���. 5 ����������� �����-���� � ������� ���������������� ������ �� ���� ����� � ����� ������!�. � �������� ���-������� ������ ����������� ������ ��������-������ ����� ����� �����, ��������� ��� ���-��� ���������� � ������������ ������ ��� ��������:

� ��� � �� ���� ���������� ����?

���, ����� ������, ��������� � �����-������� �����?

��� �������� ������� � ������ �� �� ����������?

� ���, ����� �����, ������ �� ����?

���. 5. ����������� �����-���� ��� ���������� ������� ����� � ����� ������� (���������������� ������)

���. 6. ����������� �����-���� ��� ���������� ������������ ������ ���� ������� �������� (������� ������)

����� ����� ������ �� ��� �������, ���� ������ � ������������ ������ ����������� ������ � ������������ ���� ������������. �� ��������� �������� ����������� ������� ��-����� � �������� ������ �������, ����������� ��������� � ���������� �� �� �����-�����, ��-����� �������� � ������ �� ������ ���� �����. ��������������� ����������� ���������� �����������, ������ ����� � ����� �����-������, � ���� ���������� ������ �������� � ���������.

������� �������� ����������� ����� ��������������������������������������� ������������, ����������� ��������� �������� ��� ��� ���������� �����-�����. �������� ������� ������ ��� ���������� ������������ ������ ���� ������� �������� ������ ��-���������� ������� ������ ������ � ������� ��� �����������, ��������������� �������-��, � ������� � ��� ������ ������� ��������-���. ���������� ������������ �����-����� ������������ �� ���. 6.

����� ������ ������������ ������ ������� ��� �������������� ��������� ���������� ��-���������� ������ ��� �������. ������������ �� ������� ������� ��� ������, ��������� ���-��� ������, ����� �������, ��������� ������� ���� ���� � ������ �������, ������� �������-��� � �������� �� ��������� � ��������� ����-�������. ���������� ���������� �������� ������ ��������� ��� ������������ ������-��� ��������, �������� �������� �����, ����-���� � �������� �������� ��� �����������.

����������

�������� �� ��, ��� ������ �� ������-��� �����-����� � ����� ������� ��� �48 �. ������� ������� ����� �������, ��� ����� �������������������.�������������������� ����������� �������� ���� �������� ������-������� ��������� � ���������� ������������-��� ������������ ������������ ����� �������� �� ����� ������ ������������. � ���������� �����-����� �������� ����� ���������� ����� � ����������� ������������ � ��������� �����-�������� ��������� ���� � ��������� ����� ������������, ����������� ��� ���� � ������ ����������� � ����������� ���������� ��-���,����������������������������������-�� ������� ��� ����������� ��������������. ����� ������������� ������� ����� ����� ������������ �������� �������� ����������� �������� ��������� � ���������� �����������

���. 7. ����-������ �����-����� ��� ���������������� �������������� ������ �� ����� ������� ������������

�������. ������ ��������� �����-����� �����-������ ���������, ������� ����� ���������, �������� ��� �������� �������� ����������� ��������,������������������������������� ��������, ���������� ����������� ��������-��� � ������������ � ��������������� ������-���������� �������� ������ ��� ���������� ������������. ����� ������ ���� �������� �� ������ �������� ����������, �� � ��������-�� �� ����� ������������ ��������� � ������� � ��� ������������.

���������� ����������� �����-�����, ���-�������� �������� ����������� ��� ������-������� ���������� � ����������� � �������-�� �������������� ��������������� ������ � �������. ��� ���������������� (�������-��) ������������ ������ � ������ �� ����� ������� ������������ ������� ����������� �.�. �������� ����������� ����-������, ����-���������� �� ���. 7.

������ ����� �������� ������������� �� ������ ���������� ������� � ���������� ��� ���������� � �������� ��������� �����, ���-����������� ������ ��������� ���������� ������������ ������. ������ ����-������� � ��������� ������, ������������ ������ � ��-���� � ���������, ����� �������� � �������-��� ��� ������� �� �������������� ������� ��� ��� ������ ���������� ������.

����������

��������� ������������ �������������� ��������� �� ����������� �����-�����, �� �� ������ ��������� ������� ��� ������������-�� ��������, �� � ��������� ���������� ���-��������� � ������ ������ ������� ����� ������-������, ����������� �� ���������� ����������������, ���������� � �������� �������������� �������� � ������ ��� ��-���������� �������� ����������� ������-��� �������� ������� (������� ������, ���� ������, 2020; Gigi, 2008). ��������� ������ ������������ � ������������ � �������� ��-���-�����, ������������ �������� ������� ��-���� � �������� ������ ����������� �����-������ � ����� �������������� � ������. �� ��� ������, ��� �������� ����������� ������, ��������� �������� ������� ������ ������-���� ����� ������ � ������ �� ������ ��-���� ����������� ������������, � ������ ��-����� ����� ������������� ������, ������ � ��������, ��������������� ��������� ����, ���������� ����� ����� �������� � �������� ����� �������������-��������������� ������.

�������� �����-����, ������� ����� ������ ��, ��� �� ������������� ��������� ������� ��� �������� ������� � ���������� ���� ������ ��� �������, ������ �� ������� ��������� � ������������ �����, �������� ������� �����-���� ������������. n

���������� �� �������

�������� ����� ����������, �������� ������-�������� ����, ������������� ������� ����������, ����������� � ������������ ����������� ������ �� ������������ ������������ ����������� � ��-��������, ORCID: 0000-0003-1883-8402, cuclitsa@ mail.ru (�������, ������), cuclitsa@mail.ru

�������� �������� ������������, ������� ����������� ����� ������� ��� � 48, (�������, ���������� �������, ������), sv.kalinina@yandex.ru

Information about the authors

Elena V. Shakirova, PhD in Pedagogy, Lecturer at the Department of Primary, Preschool and Inclusive Education, University of Continuing Education and Innovation, Ivanovo, Russia, ORCID: 0000-0003-1883-8402, cuclitsa@mail.ru

Svetlana V. Kalinina, senior teacher of MBDOU kindergartenNo.48,(Kineshma,Ivanovoregion,Russia), sv.kalinina@yandex.ru

����������

1.

���������� �., ���� �. ����. ���������� � ������������ �����������. ������-������������ ������� ��� ���������. � �.: ������������ ������-�����, 2018. � 112 �.

2.

����������� �.�., ���������� �.�. �����-������� ������ � ������� � ���������������� ����-��� �������� ���� � ������������ � ����. � �.: �����, 2015. � 76 �.

3.

�������� �.�., ��������� �.�. ����������-������������ ������������ �� ���-������ ��� �������� �� ������ ������� ������. � ���������: �������, 2015. � 78 �.

4.

�������� �.�., ���������� �.�. ����� ��� �����������: ������ � ����. � �.: �� �����, 2018. � 128 �.

5.

������ ������������ ��������������� ��-���������� � ���: ���������������� � ����� ����-�� / ���.-����. �.�. ���������, �.�. �����������, �.�. �������. � �.: ��� �������� ����� � ��������, 2019. � 192 �.

6.

�������� �.�. ������������ ������������-���� �������� � ���������� ����������� � �������� ����������������//������:��������������-��: ��������� ��������������� ������-���������-��� �����������, �. ���������, 30 ������� 2015. � ���������: ���� �� ���, 2015. � �. 22�27.

7.

�������� �. �������������� ������������ � ���������� ������� ����� // ���������� �������-���. � 2018. � � 2. � �. 10�21.

8.

������ �.�. ������������ �������������-����-����������� ������ � ���. � �.: �����, 2019. � 112 �.

9.

������� �. ����� ��������. ��� ���-���� ��, ��� �� ����� ������. � �.: ����, ������ � ������, 2021. � 320 �.

10.

���������-�������� �.�. �������������� ��-��������. ��.:�����������������������,2017. �128�.

11.

�������� �.�. ��������� ���������-������-�������������� ������������ ���������-�� ����������� ���������������� ���������� // �������� ������������ �������: ������� ������� ������. � ����� II / ��� ����. ���. �.�. ��������. � ���������: ��� ����, 2018. � �. 361�368.

12.

�������� ��������������� ��������� ��-��������� ����������� �������������. ���� �� / ��� ���. �.�. �����������, �.�. ���������. � �.: ������������ �����������, 2016. � 342 �.

13.

������������ �.�. ������������ ����-���������� ������ � ������ ���������� ������-��������� ����������� ��� ����������-������-������ ����������� ���������������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �5(87). � �. 70�78.

14.

��������: ��������� �������� ������-������������� ��������� ����������� ��������-��� / �.�. �����, �.�. �������. � �.: ������� ����; ����������� �������, 2019. � 136 �.

15.

��������� �.�., ��������� �.�. ������������� ������� � ����� ������� ���� ��� ����� 5, 6 � 7 ��� // ����������� �������� ���� � XIX ����. ������ �� ������� ����������� ����������� ������� / ���.-����. �.�. �������. � �.: �� �����; ���.: ��������������� �������, 2014. � �. 96�97.

16.

����������� �.�. ������� ������������ � ���������� ����������: ������������ �������. � �.: �����, 2006. � 96 �.

17.

����������� ��������������� ������-��������� �������� ����������� �����������. ������ � �������. � �.: �����, 2020. � 96 �.

18.

�������� �.�. ������������ ���������� ���-����������-��������������� ������ � ������������ � ���� �� // �������� ���. � 2016. � � 17. � �. 80�90.

19.

������ �.�., �������� �.�., ���� �.�. ����������� ���������, ��������������� �� ��-�����: ��������� ������������ � ������ ����� ������-������������� ��������� ������������. � �.: ��������, 1999. � 276 �.

20.

������� ������, ���� ������. ����� ���-����� �������. ����������������� ������ ����� � ������� � �������������. � �.: ������������ ����-�������, 2020. � 384 �.

21. Gigi Schroeder-Yu (2008) Documentation: Ideas and Applications from the Reggio Emilia Approach // Teaching Artist Journal, 6(2), 126-134. DOI: 10.1080/15411790801910735

22.

Pettersson Elfstrom K. (2017) Teachers� actions and children�s interests: Quality becomings in preschool documentation // Tidsskrift for Nordisk barnehagefor-skning, 14(2), 1�17. https://doi.org/10.7577/nbf.1756 [Google Scholar]

23.

Preschool Lesson Plan Template for Weekly Planning // Preschool Teacher 101. � [����������� ������]. URL: https://www.preschoolteacher101.com/ preschool-lesson-plan-template-weekly-planning/ (���� ���������: 29.12.2021).

24.

Tuija A. Turunen (2012)Individualplansforchil-drenintransitiontopre-school:acasestudyinoneFinnish day-carecentre//EarlyChildDevelopmentandCare,182 (3-4), 315-328. DOI: 10.1080/03004430.2011.646728

25.

Udir. (2017) Framework Plan for Kindergartens: The Norwegian Directorate for Education and Training. https://www.udir.no/globalassets/filer/barnehage/ram-meplan/framework-plan-for-kindergartens2-2017.pdf. [Google Scholar]

References

1.

Bostel�manA.,FinkM. (2018)Yasli.Nablyudenie i fiksirovanie rezul�tatov. Uchebno-prakticheskoe poso-bie dlya pedagogov [Nursery. Observation and recording of results. Educational and practical guide for teachers]. Moscow: National education Publishing. 112 p.

2.

Children Redzhio, Zero Proekt. (2020) Delaya obuchenie vidimym. Issledovatel�skaya rabota detei v gruppakh i individual�no [Making learning visible. Research work of children in groups and individually]. Moscow: National education Publishing. 384 p.

3.

Davydova O.I., Bogoslavets L.G. (2018) Rezhim dnya doshkol�nika: pravda i mify [Preschooler�s Daily Routine: Truth and Myths]. Moscow: Sfera Publishing. 128.

4.

Fedenchuk E.V. (2016) Planirovanie sod-erzhaniyavospitatel�no-obrazovatel�noirabotyvsootvet-stvii s FGOS DO [Planning the content of educational work in accordance with the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Metodist DOU [Preschool methodologist]. 17, 80-90.

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya. Pis�ma i prika-zy [Federal State Educational standard of preschool education: letters and orders]. (2020) Moscow: Sfera Publishing. 96 p.

6.

Gigi Schroeder-Yu (2008) Documentation: Ideas and Applications from the Reggio Emilia Approach. Teaching Artist Journal, 6(2), 126-134. DOI: 10.1080/15411790801910735

7. Khansen K.A., Kaufmann R.K., Uolsh

K.B. (1999) Organizatsiya programmy, orientirovannoi na rebenka: programma �Soobshchestvo� � per-vaya chast� uchebno-metodicheskogo komplekta �Soobshchestvo� [Organization of a child-oriented pro-gram: the �Community� program is the first part of the �Community� educational and methodological kit]. Moscow: Gandalf Publishing. 276 p.

8.

Komarova E. (2018) Strategicheskoe planirov-anie v upravlenii detskim sadom [Strategic planning in kindergarten management]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool education]. 2, 10-21.

9.

Lyalina L.A. (2021) Planirovanie vospitatel�no-obrazovatel�noi raboty v DOO [Planning of educational work in the pre-school]. Moscow: Sfera Publishing. 112 p.

10.

Mikalko M. (2021) Vzlom kreativa. Kak uvidet� to, chto ne vidyat drugie [Hacking the creative. How to see what others don�t see]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publishing, 2021. 320 p.

11.

Mikhailova-Svirskaya L.M. (2017) Pedagogi-cheskie nablyudeniya [Pedagogical observations]. Moscow: National education Publishing. 128 p.

12.

Moiseeva Yu.A. (2018) Spetsifika professional�no-pedagogicheskoi deyatel�nosti vospi-tatelya doshkol�nogo obrazovatel�nogo uchrezhdeniya [The specifics of the professional and pedagogical activ-ity of the teacher of a preschool educational institution]. Problemy sovremennogo detstva: sbornik nauchnykh trudov [Problems of modern childhood: collection of scientific papers]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University Publishing. Part II. 361-368.

13.

Osnovnaya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya �Vdokhnovenie�. FGOS DO [The basic educational program of preschool education �Inspiration�. The Federal State Educational Standard for Preschool Education]. (2016). Moscow: National educa-tion Publishing. 342 p.

14.

Pettersson Elfstrom K. (2017) Teachers� ac-tions and children�s interests: Quality becomings in pre-school documentation. Tidsskrift for Nordisk barnehage-forskning, 14(2), 1�17. https://doi.org/10.7577/nbf.1756 [Google Scholar]

15.

Polkovnikova N.B. (2018) Planirovanie peda-gogicheskoi raboty v gruppe doshkol�noi obrazovatel�noi organizatsii pri kompleksno-tematicheskoi organizat-sii obrazovatel�nogo protsessa [Planning of pedagogical work in a group of preschool educational organizations with a complex thematic organization of the educational process]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 5, 70-78.

16.

Preschool Lesson Plan Template for Weekly Planning. Preschool Teacher 101. [Electronic resource]. URL: https://www.preschoolteacher101.com/preschool-lesson-plan-template-weekly-planning/ (date of applica-tion: 29.12.2021).

17.

PROdetei: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel�naya programma doshkol�nogo

obrazovaniya [ABOUT children: An approximate ba-sic general education program of preschool educa-tion]. (2019). Moscow: Rybakov Foundation Publishing; University of Childhood Publishing. 136 p.

18.

Simonovich Ya.M., Simonovich A.S. (2014) Raspredeleniezanyatiivnashemdetskomsadudlyadetei 5, 6 i 7 let [Distribution of classes in our kindergarten for children aged 5, 6 and 7]. Organizatsiya detskogo sada v XIX veke. Stat�i iz pervogo rossiiskogo doshkol�nogo zhurnala [Organization of kindergarten in the XIX cen-tury. Articles from the first Russian preschool magazine]. Moscow: Sfera Publishing; Saint-Petersburg: Educational projects Publishing. 96-97.

19.

Solodyankina O.V. (2006) Sistema planirovani-ya v doshkol�nom uchrezhdenii: Metodicheskoe posobie [The planning system in a preschool institution: A meth-odological guide]. Moscow: ARKTI Publishing. 96 p.

20.

Tuija A. Turunen (2012)Individualplansforchil-drenintransitiontopre-school:acasestudyinoneFinnish day-care centre. Early Child Development and Care, 182 (3-4), 315-328. DOI: 10.1080/03004430.2011.646728

21.

Udir. (2017).FrameworkPlanforKindergartens: The Norwegian Directorate for Education and Training. https://www.udir.no/globalassets/filer/barnehage/ram-meplan/framework-plan-for-kindergartens2-2017.pdf. [Google Scholar]

22.

Vinogradova N.A., Kodachigova Yu.V. (2015) Planirovanie raboty v starshei i podgotovitel�noi grup-pakh detskogo sada v sootvetstvii v FGOS [Planning of workintheseniorandpreparatorykindergartengroupsin accordance with the Federal State Educational Standard]. Moscow: ARKTI Publishing. 76 p.

23.

Vlasenko O.P., Mezentseva V.N. (2015) Kompleksno-tematicheskoe planirovanie po pro-gramme �Ot rozhdeniya do shkoly� srednyaya gruppa [Comprehensive thematic planning according to the pro-gram �From birth to school� middle group]. Volgograd: Teacher Publishing. 78 p.

24.

Zakharova T.N. (2015) Planirovanie obrazo-vatel�nogo protsessa v doshkol�noi organizatsii v usloviyakh realizatsii FGOS DO [Planning of the educational process in a preschool organization in the context of the imple-mentation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education]. FGOS DO: pervye rezul�taty: materi-aly mezhregional�noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Yaroslavl�,30oktyabrya2015[TheFederalStateEducational Standard for Preschool Education: first results: materials of the interregional scientific and practical conference, Yaroslavl,October30,2015].Yaroslavl:InstituteofEducation DevelopmentoftheYaroslavlregionPublishing.pp.22-27.

25.

Zhurnal planirovaniya obrazovatel�noi deyatel�-nosti v DOO: podgotovitel�naya k shkole gruppa [Journal of educational activity planning in pre-school: preparatory group for school] (2019) Moscow: Russian word textbook Publishing.192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.