Научная статья на тему 'Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде'

Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициативность / мальчики / девочки / младший дошкольный возраст / старший дошкольный возраст / младший школьный возраст / обучение / развитие / общение / взаимодействие / субъектность / initiative / boys / girls / younger preschool age / older preschool age / younger school age / learning / development / communication / interaction / subjectivity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довольнова Ирина Викторовна

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важная роль в формировании личности мальчиков и девочек принадлежит социокультурной среде. В общении и взаимодействии со значимыми взрослыми происходит развитие нравственных ценностей и моральных установок, формируются такие свойства личности, как инициативность, активность, самостоятельность, ответственность, составляющие основу субъектности ребенка. Цель исследования. На примере изучения инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах выявить специфические особенности ее проявлений среди мальчиков и девочек в ситуации взаимодействия с родителями и педагогами. Описание хода исследования. Инициативность исследовалась методом получения шкальной оценки от родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и специалистов образования, работающих с этими детьми. Критерием оценки являлись такие показатели инициативности, как эмоциональный, коммуникативный, творческий, познавательный. В эксперименте участвовали 165 родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и 88 специалистов образования. Результаты исследования. По итогам обработки данных родительского и педагогического мнения были выделены группы по степени выраженности инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: «низкая инициативность», «средняя инициативность», «высокая инициативность» и представлены психологические характеристики поведения детей, имеющих разную степень ее выраженности. Выявлено постепенное снижение показателей инициативности от младшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обнаружены различия в проявлениях инициативности мальчиками и девочками старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях обучения. У девочек показатели выше. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что мальчики на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и уроках в школе в большей степени, чем девочки, нуждаются в эмоциональной поддержке собственных действий, в оказании помощи в реализации инициатив в зоне их проявлений; направленности инициативы на осмысление задач, поставленных взрослым, и достижение результатов. Данные исследования рекомендуется учитывать специалистам образования при определении индивидуально-психологических траекторий развития детей в условиях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довольнова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specifics of the Manifestations of Initiative by Boys and Girls of Preschool and Primary School age in the Socio-Cultural Environment

Relevance (context) of the subject of the article. The socio-cultural environment plays an important role in shaping the personality of boys and girls. In communication and interaction with significant adults, moral values and attitudes are developed, and such properties of personality as initiative, activity, independence, responsibility, which form the basis of the child’s subjectivity, are formed. The aim of the study. On the example of studying initiative in the younger preschool, senior preschool and younger school ages to reveal the specific features of its manifestation among boys and girls in the situation of interaction with parents and teachers. Description of the research progress. Initiative was investigated by obtaining a scale assessment from parents of preschool and primary school age children, and educational specialists working with these children. The evaluation criteria were such indicators of initiative as emotional, communicative, creative, and cognitive. The experiment involved 165 parents of preschool and primary school-age children and 88 educational specialists. Research results. Based on the results of processing the data of parental and pedagogical answers, groups according to the degree of initiative in the preschool, senior preschool and junior school ages were identified: “low initiative”, “medium initiative”, “high initiative” and the psychological characteristics of the behavior of children with different degrees of its expression were presented. A gradual decrease in the indicators of initiative from preschool to junior school age was revealed. Differences in displays of initiative by boys and girls of the senior preschool and younger school age under learning conditions were revealed. The results of the study allow the conclusion that boys in the classes at pre-school educational institutions and at school require emotional support of their own actions, assistance in implementing the initiatives in the area of their manifestation, directing the initiative to comprehension of the tasks set by the adult and achievement of results to a greater extent than the girls.

Текст научной работы на тему «Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде»

���������� ����� ����������*

���� ������������ ����� �������� ���������, �. ��������, ���������� �������

������������ (��������) �������� ������. ������ ���� � ������������ �������� ��������� � ��-����� ����������� ��������������� �����. � ������� � �������������� �� ��������� ��������� ���������� �������� ������������ ��������� � ��������� ���������, ����������� ����� �������� ��������, ��� ��������������, ����������, �����������������, ���������������, ������������ ����-�� ������������ �������. ���� ������������. �� ������� �������� �������������� � ������� ����������, ������� ��-�������� � ������� �������� ��������� ������� ������������� ����������� �� ���������� ����� ��������� � ������� � �������� �������������� � ���������� � ����������. �������� ���� ������������. �������������� ������������� ������� ��������� �������� ������ �� ��������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� � ������������ �����������, ����-������ � ����� ������. ��������� ������ �������� ����� ���������� ��������������, ��� ������-�������, ���������������, ����������, ��������������. � ������������ ����������� 165 ��������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� � 88 ������������ �����������. ���������� ������������. �� ������ ��������� ������ ������������� � ��������������� ������ ���� �������� ������ �� ������� ������������ �������������� � ������� ����������, ������� ���������� � ������� �������� ���������: ������� ���������������, �������� ���������������, �������� ��������������� � ������������ ��������������� �������������� ��������� �����, ����-��� ������ ������� �� ������������. �������� ����������� �������� ����������� �������������� �� �������� ����������� � �������� ��������� ��������. ���������� �������� � ����������� �������������� ���������� � ��������� �������� ����������� � �������� ��������� �������� � �������� ��������. � ������� ���������� ����. ���������� ������������ ��������� ������� �����, ��� �������� �� �������� � ���������� ��������������� ����������� � ������ � ����� � ������� �������, ��� �������, ��������� � ������������� ��������� ����������� ��������, � �������� ������ � ���������� ��������� � ���� �� ����������; �������������� ���������� �� ���������� �����, ������������ ��������, � ���������� �����������. ������ ������������ ������������� ���-������ ������������ ����������� ��� ����������� �������������-��������������� ���������� ���-����� ����� � �������� ��������.

�������� �����: ��������������, ��������, �������, ������� ���������� �������, ������� ���������� �������, ������� �������� �������, ��������, ��������, �������, ��������������, ������������.

��������������: �����������.�. ���������������������������������������������������-�� ����������� � �������� ��������� �������� � ��������������� ����� // ����������� �������-��� �����������. � 2023. � �1(115). � �. 54�64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64

��������� ������ �������� 12.09.2022.

* �����, ������������� �� ���������: dovolnova1967@mail.ru

UDC 159.922.77 / 159.923.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64

The Specifics of the Manifestations of Initiative by Boys and Girls of Preschool and Primary School age in the Socio-Cultural Environment

Irina V. Dovolnova*

Odintsovo Center for the Development of Culture, Odintsovo, Moscow region

Relevance (context) of the subject of the article. The socio-cultural environment plays an important role in shaping the personality of boys and girls. In communication and interaction with significant

adults, moral values and attitudes are developed, and such properties of personality as initiative, activity, independence, responsibility, which form the basis of the child�s subjectivity, are formed.

The aim of the study. On the example of studying initiative in the younger preschool, senior preschool and younger school ages to reveal the specific features of its manifestation among boys and girls in the

situation of interaction with parents and teachers.Description of the research progress. Initiative was investigated by obtaining a scale assessment from

parents of preschool and primary school age children, and educational specialists working with these children. The evaluation criteria were such indicators of initiative as emotional, communicative, creative,

and cognitive. The experiment involved 165 parents of preschool and primary school-age children and 88 educational specialists.

Research results. Based on the results of processing the data of parental and pedagogical answers, groups according to the degree of initiative in the preschool, senior preschool and junior school ages were identified: �low initiative�, �medium initiative�, �high initiative� and the psychological characteristics of the behavior of children with different degrees of its expression were presented. A gradual decrease in the indicators of initiative from preschool to junior school age was revealed. Differences in displays of initiative by boys and girls of the senior preschool and younger school age under learning conditions were revealed. The results of the study allow the conclusion that boys in the classes at pre-school educational institutions and at school require emotional support of their own actions, assistance in implementing the

initiatives in the area of their manifestation, directing the initiative to comprehension of the tasks set by the adult and achievement of results to a greater extent than the girls.

Keywords: initiative, boys, girls, younger preschool age, older preschool age, younger school age, learning, development, communication, interaction, subjectivity.

For citation: Dovolnova I.V. (2022). The specifics of the manifestations of initiative by boys and girls of

preschool and primary school age in the socio-cultural environment. Preschool Education Today. 1:17, 54�64 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64

Original manuscript received 12.09.2022.

* Corresponding author: dovolnova1967@mail.ru

������������ � ������������ ���� ������������

������� �� ���� ���������� ���������� ������� ����������� ��������� ������� � ��-���. � ����� �������, ���� ��������� ����� ���������� ��������, � ������ � ����������-��� ����������� ����� � �������������� ���-������� � ������������ � ����������� �����-�����, ���������� ��������� ���� ������� �������� �������� ��������.

��������, ��� ����� �� ��������� ����-������� �������� ���������� ������������, ���������������, ������������� ��������. ����������� ������������ ����� �������-�� ������� ��������, ������� �� ������ ����-����� � ������������ ����� ������ � ������, �� � �������� ������ �� ����� ��������-��������, � ������������� �������������-�� �������� � ���������� �����, ��������, ���� ���������� � ��������� �� ����������. ����������� ������: ��� ��������� ��������-�������� ������� � ������ ������������ ����-������� �����? ������������ ������ �������� ��������, ��� ��������������, ����� �������-������� ������� ����� ����������� �����-��� ��������� � ������� ������������� ��-�������. �[�] ��������, ��� ����� ���������� ����������, ��� ����������, ��������������, �����������������, ���������������, �������-�����������, ����������, ��������������, � ��� ����������� �������� ��� ������������� ��������, ������� ������������� ���������� ������� ����������� � ����� ����� �������-�����, ������������ ���������� ������������ � ��������, � �������� � ������ (����������, 2019).

������������� ����������� �������� ������������

� ������ ��������� �.�. ����������, ���-����� �������� � ����������� ������� �� ������ ���������� �������, �������� ����-������ �������� �������� ��� ������� � ��� ���������. �.�. ��������� �����, ��� ����-������ ����� �[�] ���������� ������� � ���-������ �� ����� � ��� ����, ������ �� ��-������ ������� ����������� ����� � ����� �������� ��������, ������ �� �� ���������� ����������������, ��� �� ��������� �������-�� ��������, ��� ����, �� �������� �������-��� ���������� ��������������� (���������, 1997. �. 25). � �������� �������������� � �������� ������� ��������� ��� ���� ��-��� ������, �������������� ���� ������, ���-������ ���������� ��������, ���������� ����-������� ���������� ��������� � ��������� ����� ������������, ���������� �������� �������� ������������. ����� ������������� �������� ���������� ������������ (�������-���, �������, ���������� � ������), � ������-�� ������� ��� ��������������� ����������-�� � ������������ � ���������� � ���������� �������������� (���, ����������, 2019).

������ � ��������, �� ����� � ���� ����-����� � ������� � ������������ ����������-��� ���������� �������. ��������������� �������������,������������������������ ����, ������� ������� � �������� ����������-���� � ��������� ������������ �������� ��-����� �������� (��������, ��������, ������-���, ��������� ��������, ��������). � ������� ������� ������� ����������� ����� ������ ������������ ������� ����������� ������-������ ����� (�������� �.�., �������� �.�., 2014; ���������, 2012; �������, 2003 � ��.).

���������� � ������� �.�. ������ � ���, ��� ��� ��������� ��������� � ������� ���-���� ������� �������� ����� � ���������. ������� � ������ ������ ���� ������������-���� ������ ��� ������, ������� ���������-���� ������� �������� ������� ������������ � ��������� � ������� � ��������� ���-��� ���������� (�������, ������������, ���-����������, ���������������, ����������, ��������������).

�� ������ �. ��������, � ������ �� 2 �� 7 ��� ����������� �������������� ��������-�� � ��������� �����: �������� � ������� �� ����������� ���������� �������� ������ ���� � ��������� � ���, � ��� ����������� ���-��� ��������, ��������� ��������� �������� (�����, 2010). � ����� �� ������� �������� �.�. ������, �������� ������������ �������-��� ����� ��������� ����� � ����������� ���-������������� ���� �� ������� ���������� � ���������������� ������ �������� ����, ��-������ ��������������� � ������������� ��-����� ����������� � ��������� ������������ ����� (������, 1983).

������������ ����������� ������������ ����� � ���� ����������, ��� �������� ������-������ �������� ���� ���������� ���������-�����, � ����� �� ������ ��������� ���� ����, �������, �����, ������; � ����� � ����������-��� ������ �������, ������, ������. ������� ������������ ������ � �����, ��������, ����-���. � ������������� ����������� ���� ����, �����, �������, �����������, ���������. ����, ��� ��������, ���������� ���������-��� �������� ��� ��������� ������ ��� ����, ������ ��� ����� (�������, ��������, 2006).

� 6�10 ��� ���������� ����������� ����-������� ������������. ��������������� ���-�������� �������� ��������� � ������� � ���� ������ �������� ���� ����������� � �������� �������� ��������������� ����� (��������, �������, 1985; ��������, �������, 1998; ���, 2006; ������, 2003 � ��.). ������� ����� ��������, �������������, ��������, ����� ������; �������� ���� �������� ����������-�� ������ � ���� ��������� � ������. � ����� 4 ������ �������� �������� ��������� �����-��� � �������� ������������� ��������� � ������� �� �������, �������� ����� � �������-��, ���������� (�������, �������, 2010).

������ �������� ����������� � ���������-��� ������� � ������� �����. ��������, ��-����� �� ��������� �������� ����� ������ ���������, ������ ����� �������� � �����-���. �������� ������������ ���� � �����, ������� � � ����������, ������� �������� ��-������ ��������������� �������� (��������, ����������, 2015).

��������������� ������������ � �����-�� �������������� �������� ����������, ��� �������� ����� ���������� ���������� ��-�������, � ��� ����� �������� ������ �����-������ � ����; ���������� ������������ ��� ������� ��������� �� ��������� �� ������-�� ������� (��������, 2000; ������ �.�., ������ �.�., 2016 � ��.), ����� ���������� �������� (�����������, 2015 � ��.), ����� ���-������ ���������� ����� ������������ ��-������� (������ �.�., ������ �.�., �����, 2016; ���������, 2017 � ��.), ����� ��������-��, ���������, ��������������, ������ ���-���������� ������������ (���������, 2014).

�������� ��������������� ������������ ������������, ��� �������� � ������� �� ��-����� �� ������ � ������� �� ������ ��������, ��������� ����������, ������ ��� ��������. ��������� ��������� ������ �������, ����� ��������� ������ �����, �� ��������� ����� ����� ����� (�������, 2015; ������, �������, 2017). � ������������� �������� ������ ���-���� � ��������� ����� ������ ������, � ����� ���������� ��������� (�������������� � ����-��) � ������� ������� ����������� �������� (������, 2018).

����������� ����������� � �������-��� �������������� � ���������� ��������-�� ����� ������� ����. ������������� ����-����, ��� ���������� �������� ����������� � �������. ������ �� ���������� �������� � ������� ���������� ������� ���������-�� ���������, � ��������� � ��������� ��-������������ (��������, ��������, 2013). ���������������, �������� ��������, ����-����� ����������� ��������, ���������-�����, ����� �� �������������� ���������-�� � ������� ������� � ������� (���������, 2013). ��������� ���������� ����������� � ����� �����������. �������, ���������� � ���������, ��� ������ ��������� ���� � �� ��, ��������� ���� ������ � ������������-��� ������������ (���������, ���������, 2016). �������� ����� ������� � ����������, ����������� �����������, ������� ������-�� ���������� ��������� ������� �������� (��������, �������, 2019 � ��.).

������ ������������� ���������� �������-�� �������� � ���, ��� ������� � ����������� �������� � � ����������� ���������� ������ ������� � �������� ����� �������� �� �����-������ ������� ������������ (�������, ����-�����, ������������). ��� ���� ������ ����-��� ������������ ��������� �� ������������ �������� (�������, ���������), � ��������� ����������� ���������� ������� �������� ��� ����������� ������ ������������ ��������-���� �������� ������� ������� ��� ���������-�� �� ����.

������ ���������� ������������ ����� � ��������������. ��������� �������������� ������� ��������� ������� �����, �������� ������������� ����, ������������ ������-���. ������ ��������� ��������� �� ��, ��� ������� ���������� � ����������� ������-�� � ������ ������� ��� �������� (������, 1997; ������, 2017; ����������, ���������, 2015; ���������, ��������, 2016; ��������, ���������, 2019; �����������, 2008; �����-����, ������, 2014; ���������, 2018 � ��.). �������������� � ����������� ���������� ������ ���������� ������ ������� ��������-��������� (��������, ������, 2010; ��������, 2016 � ��.), ��������� �� �������� �������-��� ����� ���������� �������, ��� ��������-�����, ����������������, ����������, ����-��������� ��������� (��������, ����������, ��������, 2016 � ��.).

������� �������������� �������� ������ ��������� ������ �������� �������-�������-����, ��������������� ��� ��� �������� ��-���������� � ��������� ������ ��������� � ����������, ��������������, ������������, �������������� (���������, ������, 2014), � �������-���������, �� ��������� ������� �� ����� ����� ������ � ���, ����� �������� ���-��������� ������� � �������, ������������-���, ��������������� ��� ������� (��������, ������, 2010).

������ ������������� ��������� �����-�������� � ����� � ���������� ���� �������� � ��������������� �����������. ���������� ��������������� ����� ��� ����������� ��-����� �������������� �������������� � ��-����� ������������� � ���������� �������-��� � ������� �.�., 1997; ��������� �.�. ������������.�.,2019;���������.�.,2010; �������� �.�., ��������� �.�., 2019; M.D.S. Ainsworth, J. Bowlby, 1991; Wallon H., 1967; Langmeier J., MatSjcek Z., 1970 � ��.

������ �� ���������������, �� ������ ������� �������������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� � ���������� �����. ��������������, ��� ������� � ������-�� ����� ����� ��������� ���������� ������-������� ��������� � �������� �������������� � ���������� � ����������.

�������������� �� ����� ������������� ����������������������������,���������� �������������, ���������������, �������-���, �������������� ����������, ��������-��� � ������� ������������ � ������������ �� �������� ������������� ������������ �����.

����������������� ������������ �������������� � ��� ����������

� ����� ������������ ������������-�� ����� ����������� ��������� ��������� �������� ������ �� ��������� ������������ � ������� ���������� � ������������ ������-�����,����������������������.���������� ������ �������� ���������� ���������� ���-�����������, ���������� ����� ����������, ��� ������������� (������������� ������-��� � ����� ����), ��������������� (�����-����� � �������), ���������� (������������� ��������, ����������� ����������� ������-���), �������������� (������� � ����������) � ������ ��������� ����������, ������� ���-����������� �� ����� �� �-5� �� �+5� � ����-��� ���������. ����� ������� ���� �������� 11 ����������� ������������� ��������� ��-���, �������� �������������� �������� ����-�������� � ����. 1.

������� 1. �������� �������������� ������������� ���������

������ �� ����� �������������� ��������������

-5 ������� ��������� ��������� � �������� ��������������; ������������ �� ������-��������; ���������� ����������� ���� ���� � ����� ���� �����������; ������� � ���������� ����� ������������ �� ���-��������; ������� ������ ����� �� ����-������. � �������� �������� �������� � �����������.

� �

+5 ����������� ������������-������-������� ������� �� �������� �������. ������� ��������� � �������, ������ ����� ��� �����. ������������ ������ ��� ��������� ��������, �������� ���-����� � ����������; ��������� ���� ��-�����; ������ ��������� ������� �� ���� ����� ��������. ��������� ������ � ����� ����.

��������� ������������ ����������� � ���������. ��������� ������������ �� ������� ����������� �� ��������������� ��-�������������������������������������-���� ���������� ������� ����������� ������-�� �� ������������ �����. ��� ����� ���� ������ �������� ������� (������������� ����, �������-������� ����, ���� � �����, ������ ����, ����������, �����, ���������, ���������������). ������������ ��������-���, ���������� � ����� ������, �� �����-�� ������� �������������� ����� �� ������-�� � ��������������� �����������. �������� ������� ���������� ����������� ������ ���-���� �������������� �� ����� ���������� �������� ����������; �������� � �� ������. �������������� ������������ ������� 4 ���� � ������ ���.

������������ ����������� � �. �������� ���������� �������. �����������, ��������� ������������, ��������� �������� � ��� �� ���� � ����� ���������; ������� ��������� ��������� � ���� �14 ���������� ������.

�� ������ �������� ���������� ������� �������� ������ �������������� �� ������ ��� � ��������������� ������� ������������-����� ����� ������������ � �������������� ������ ������� �� ������������ � ������� ����������, ������� ���������� � ������� �������� ���������. ����������� ���������� ������ ��� �����, ������� ����� ����������-��� ������ ��������� � ������������ ������-����� � ������ �� �������������� (N=105).

����� ������� ���� �������� ��� �����-��� ������ �� ������� ������������ ������-�� � ������ ��������� ���������� ������� (������� ���������������, �������� ������-���������, �������� ���������������), ���-������������������������������������� ������������ �������������� �����, �������-��� ������ �������� �� ������������:

1� ������� ���������������. � �������-����� � ������� ���������� ���� ������ ��-��������� ���������� ��� ����������� ��-������� � �������� �������. ���� ������ ������ �� ���������� ������� ������������ ���������.���������������������������� ���������� �� ���������� ��������� �����-����. ������� � ���������������� � �������� ������� �� ���������. � �������� ��������-��� ������������ �� ���������� �������.

2� �������� ���������������. � ����� ���� ������ ������������� ��� ���������-���: ������������� ��������� �� ������ ���������� ������, � �������� ����������� ����������� ������������ ���������� ���-���; ����� ����, ��� ������ ������� �����-����, �������� ����� �������. ����������� � ������� ��������� ������ ������ ������ ����������� �� ����������� ��������� � ��-������������. � ��������������� ����������-��������������������,�����������������-������ ������� �������. � �������� ������ �������� ������� � ����������, ���������� � ��������� �� �������������� ����������-�� ����� ��������. ������ �������, ������� ���������� � ��������� ����� ����������. � �������� ����������� ���������� � �����-���� �� �������, ����� �������� ���������-�� ����. ������� �������� �������, ������-�������� ����������� �������.

3 � �������� ���������������. ���� ���� ������ ������������� ���������� ������-��� � ��������� � �������� ������� � �����. ��� ���� ���������� ������� � ���, ������ ����� ��� �����. �������� ���������� ���-��������, ��������� ���� �������� �������, ���� �������. � �������� ������� �������-�� ������� � ������ � ������������ ������, ��������� �������������� ����� ����� �� ��-������������� ��������. �� ���������� ��-���� ���������� ������������ �������, �������� � ������������ ��������� �����-������ ���� �������.

������������ �������������� ����� ���� ����� �������������� ��������� ������� ��-��� � ���, ��� ������� ������������ �����-��������� �������� ��������� ����������� � ����� �������� (�������� �����������), ���-������ ���������� ���������� ��������, ��-������ ������� ��� �� �������.

����� ���������� ���������� ���������-��� � ������� ���������� �������������� � ������� ������, ������� � ������� ������� ������������ �������������� ����� ������-��� � ������� (����. 2) � �������������� ����-����� ���������� ������ ��������������� �������� (����. 3). �������, ��� ��������� ����������� ��������� � ������� � �������-��� ������� ���� �������� ����������.

������� 2. ������������� ����������� ��������� � ������� �������� �����������, �������� ����������� � �������� �������-�� �������� �� ������� ��������������

������������� ����������� ��������� � ������� ������ �������������� (� ���. ����.)

������ ������� �������

������� ����������� n=28

������� - 7 8

�������� 2 4 7

������� ����������� n=30

������� - 8 7

�������� 5 4 6

������� ��������� n=47

������� 5 5 13

�������� 8 13 3

������ ����. 2 ��������� �������� ��� ������ �������: 1) ����������� ���������� (�� �������� ����������� � �������� �����-���� ��������) ����������� ����� � ������ ��������������������.������������������ ����� �������� ����������� �������� � ���� ������ �������������; 2) ������������ ����-����� � ������ ������ ��������������.

������� 3. ������������� �������������� ����������� �������������� ����� ����-����� � ������� � ���� ��������� �� ������ ������������ � �������������� ������

������ �������������� �������������� ���������� �����-��������� ��������� � �������

������� �������� t

������� ���������� ������� (N=28)

�������������� ������ M+ . 3,82�0,60 3,80�1,09 0,935

������������ ������ M+ . 3,87�0,62 3,59�1,38 0,504

������� ���������� �������( N=30)

�������������� ������ 4,03�0,59 3,28�1,39 0,089*

������������ ������ 3,93�0,68 3,29�1,35 0,115

������� �������� ������� (N=47)

�������������� ������ 3,39�1,49 2,46�1,21 0,024**

������������ ������ 3,35�1,66 2,42�1,48 0,049**

*p<0,1, ** p.0,05.

�������������� ������ ����. 3 �������� ������������� ��������� ���������� ���-���������� ��������� ��������� � ������� � �������� �������������� � ���������� � ����������. � �������� �������������� � ���������� �������� �������� � ������-������ ��������� ��������� � ������� ��-��������� �������� �� ����������; � ������-�� ���������� �������� ������� �������� � ������� �������� ��������� �������� ����� ������������ ��������. � ������� ���������� �������������� ����. � �����-��� �������������� � ���������� �� ����-���� � ���������� ����������� �������� � ������� �������� ����������� �������� �� ���������� �� ����������� ���������-���� ���������; � ������� ���������� ���-����� ����������� ��������� � ���������, � ������� �������� �������� ������� ���-����� ��������. � ������� ���������� ���-���������� ��������� ����.

���������� � ������

����������� ���������� ����������� ��-��� (�� �������� ����������� � �������� ��������� ��������) � ������ ������ �����-��������� ����� ��������� ������ ������� ������������. �� ������ ������ ������, ���� ������������ �������� �����������, ����������, ������� �������������; ������� ������������ ����� ����� ���������������-��� ��������, ���������� �������� � ������ �������� ����� ������������ ���������� ������� �������������� (�.�. ����������, �.�. ������, �.�. �������, �.�. �������� � ��.).

�� ���� ���������� ������� �������� (�� �������� ����������� � �������� �����-���� ��������) �������������� ��������� � ������� ����������� ������������� ���-�� � ������� �� ��������� ���������: ��-��� ������������� �� �������� � ������� ���� � ������ � �����, � ����� � �������� �����-����� ������� ������� ���� �������� �����-��. ������� ���� ����� ����, ������������� ������ �����, ������ �������, ������� �����-����� � ��������� ����� ����������, �����-������� ����������� � ����� ����, ��������� �����������������, ������� ������������� � ����� ��������, ��������� ���������� � ��-������� ����������� ������������ ������. ����������, ��� �������� ����������� � ��-������� ��������, ��������������� � ����-������ �������: ������� � ����������� �� ������ ����, �����, ���������� ����������, �������� �� ���������. ����� �������, ����-����� ����� ������������� �� ���������� ������������� ��������� � �������� �������-���������� �������� � � �������� ���������� ������� ������� ���� (��������� � ������� ������, �� �������� � �������, ������������ ���������� �������� �����������������, ���-���� ����������� � ����������� ����, ������� �� ������� ��������� ����������� ������).

����������

���� ������������ ���� ���������� �� �������� ������� �������������� � �������-��� � ������� �������� ��������. ��� ����� ������������� ����� �������� ������, ����-������ �� ��������� ����� � ������������ ��-���������, ���������� � ����� ������. ���� ����������� ������������� ������� ������-�������� (��� ������� ������������ � ���-��� ��������), ������������ ������������ ��-������������ ����� �����, ������� ������, �������, ������� ��������������, ������-��, ��� ������� ������������ ������� �����-��������� �������� ������� � ����� ��������, � ����������� ��������� �� ���������� ���-�� ��������� � ������� �������� ���������-�� � �������� ��������� �������� � �������� �������������� � ���������� � ���������� (�� �������� � ������� ���� � ������ � �����, � ����� � �������� ���������� �������� ��-�������� ����� ����������� �������).

�������� �������� ������� �������� ���-����� �� ��������� ��������������, ���-����� � ������ ������������� � ���������� ��������� �������, ��������� ��������� �� ���������� ���������� � ���������. ������ �� ��������� ������� ���������� ������ � ��-������� ������ ������, ������� ����� ����, ������������� � ����� ����, ������ �������� ���� � ����� ��������. ������� �������, ��� �������� ������� � ����������� �� ������-������ ������ ��������, � ���������� ����-����� � �������, ��������� ���� � ��������-�������� (��������, 2010).

����������� ����������� ������������ ������� ���� � �������� �������������� ����� �������� ��������� �������� � ��������� ��-���������� � ��������� ����������� ������� �� ������������ � ��������� � ������� � ������-�� ��������� � ������� ������������. n

���������� �� ������

���������� ����� ����������, �������� 1 ����-����� �������������-���������� ���������� ���� ����������������������������������,�.��������, ���������� �������, ORCID: 0000-0002-3596-7313, dovolnova1967@mail.ru

Information about author

Irina V. Dovolnova, 1st category methodologist of the art and creative workshop of the Municipal budgetary institution of culture �Odintsovo Center for the Development of Culture�, Odintsovo, Moscow region, ORCID: 0000-0002-3596-7313, dovolnova1967@mail.ru

����������

1.

������ �.�., ������ �.�. ��������� ���-��������� ��������� � ����������� ������� ����-����������� ���������-����������, ����������� � �������� // ����������� ��������. � 2016. � �6. � �. 15�21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

������ �.�., ������ �.�., ����� �.�. ������-���������������������������������������������-������������� ���������� // �������������� �������� ����� � ����������. � 2016. � �6 (71). � �. 68�74.

3.

��������� �.�. ��������� ����������� ����� � ����������� ���������������� �������� // ������� ������. � 2014. � � 17 (76). � �. 565�567.

4.

������� �.�. ���������� � ��� // ����������� ���������� �����������. � 2011. � �5 � �. 34�45.

5.

��������� �.�. ������� ������� �������-���. � ���.: ����,1997. � 224 �.

6.

��� �.�., ���������� �.�. ����������� �������� ��������� ������������ � ���������� �������� // ��������������� ������� ����������. � 2019. � �10. � �. 17�22 [����������� ������]. URL: https://cyberleninka.ru. ���� ���������: 12.05.2022.

7.

�������� �.�., ���������� �.�. ���������� �������� ������������ � ������ ���������� �����-�� // ���������� ������� ����������� ����������: ��������� VII ��������. ����. ����. (�. ������, ��-���� 2015 �.). � ������: ������, 2015. � �. 26�28 [����������� ������]. URL: https://moluch.ru. ���� ���������: 12.05.2022.

8.

��������� �.�. �������������� �����-����� � ��������� � ����� � ������ ��������� �.�. �������� // ����������� ���������� � ������. � 2015. ��2(31). ��.1�12[�����������������].URL: https://cyberleninka.ru. ���� ���������: 25.01.2021.

9.

���������� �.�. ���������� � �������� ����������� ��� �������� ������������ � ����-����� � ������� ���� // ����������� ���������� �����������. � 2019. � �1(91). � �. 34�45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038

10.

������ �.�., ������� �.�. ���������-��-������������ ����������� ����������� �������� ��������� � ������� � ������������������� ����� // ������� ����. � 2017. � �9 (186). � �. 156�160 [����������� ������]. URL: https://cyberleninka.ru. ���� ���������: 12.05.2022.

11.

�������� �.�. ��������� ���������� � ���-������������ ���� // ���������� �������� ��������� � �������: �����, ��������, ����������. ��������� I ������������� ������-������������ ����������� ����� � ����������� ����-����������� (����������) ����������� � ������� (�. ������������, 22-23 ���-�����2009����). ��.,2010. ��.37�44[����������� ������]. URL: http://obrzdrav.ru/Books/gender.pdf. ���� ���������: 21.07.2022

12.

�������� �.�., ������� �.�. �����-���������� ����������� ��������� � ������� [����������� ������] / �������� �. �., ������� �.�. �������� � ������� � ��� ������ ����. �����-���������� � ��������, ������������, ���������, �������� ����������. � �.: �����-�����, 1998. � 184 �. URL: https://www.psychologos.ru. ���� ������-���: 20.01.2021

13.

�������� �.�., �������� �.�. �������-�������� ����������� ���������������� ����-

��� � ��������� �������� ����������� �������� // ����. �2013. ��6(43). ��.174�176[����������� ������]. URL: https://cyberleninka.ru. ���� ���������: 12.05.2022.

14.

��������� �.�. ����������� ����������-����� ������� � ���������� �������� // �������� ������������ �����������. ��������-������. � 2017. � �5. � �. 41�52 [����������� ������]. URL: http://www.pmedu.ru. ���� ���������: 27.01.2021.

15.

������� �.�., �������� �.�. �����-������� ���������� ������� ������������ � ����� �������� ����������� ��������: ������-������-������ �������. � ������� ��������: ����� ����� �������� �������, 2006. � 124 �.

16.

����� �.�. ��� � ������. � ���.: �����, 2010. � 686 �.

17.

��������� �.�. �������������� ������� �������� ��������� ������������ � ����� ������-�� ���� ����� / �.�. ���������, �.�. ��������� // ������� ������. � 2016. � � 24 (128). � �. 461�464 [����������� ������]. URL:https://moluch.ru. ���� ��-�������: 12.05.2022.

18.

������� �.�. ������������� ������-��� ���������� ��������� ��������� // �������� ���� ��. �.�. �������. � 2003. � �6. � �. 154�166 [����������� ������]. URL:https://cyberleninka.ru. ���� ���������: 01.02.2021.

19.

������� �.�., ������� �.�. �������� ��������������� ���������� ������� � ��������� ���������������������//�������������.�2010.� �4 (15). � �. 346�348 [����������� ������]. URL: https://moluch.ru. ���� ���������: 12.05.2022.

20.

��� �.�. ���������� ������� �������� [����������� ������], 2006. URL: https://www.psy-chology-online.net/articles/doc-175.html. ���� ������-���: 21.01.2021.

21.

��������� �.�., �������� �.�. �������� ���-����������� ����� ����������� �������� / ������� ���������� ��������� ������������� ������-����-�������� ����������� ����������� � �������� ��-��� �������� ���������. � 2016. � �5. � �. 669�671.

22.

��������� �.�., ������ �.�. ���������� �� ��������� ������� � ���������� �������. ���. 3-�, �����. � �.: �����-�����, 2014. � 49 �.

23.

������ �.�. �������, �������� � ������� �������. � �.: ������������ ��������� ������������ �����������. � �������: �����, 1997. � 384 �.

24.

���������.�.,�����������.�.,���������.�. ����������� ���������� ���������� ������������� ��������� � ������� �������� ��������� �������� // ������� ���������� ������������. � 2016. � �3 (16). � �. 1�16 [����������� ������]. URL: https://cy-berleninka.ru/. ���� ���������: 27.01.2021.

25.

��������� �.�. ����������������������-������ ������������ �����. ���� ���������������

���������� ���� [����������� ������]. URL: https:// nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola. ���� ���������: 30.05.2022.

26.

���������� �.�., ��������� �.�. �����������������������������������:������� ��� �����������. ���. 3-�, ����. � �.: �����-�����, 2015. � 91 �.

27.

������ �.�. ���������� ������������ � ����� 6�7 ��� ��������������, �����������������, ��������������� � ����������� ��������� �������� ������. � ���.: �������-�����, 2017. � 176 �.

28.

������ �.�. � ��������� ������� � ��-�������� ���������� [����������� ������] // �������������� ������ � �����. � 2003. � �5. � �. 15�19. URL: https://schoolkid.info.

29.

��������� �������� ��������������� ���-������ ����������� ����������� �������� ������� / ��� ���. �.�. ��������. � �.: ����, 2019. � 179 �. [����������� ������]. URL:https://firo.ranepa.ru. ���� ���������: 02.02.2021.

30.

�������� �.�. ����������� � ����� � ���-�������: ��������������� ������� � ���������� ��-������. � �������: �����, 2000. � 304 �.

31.

���������� ���� � ������. ����������� / ����. �.�. �����������. � �.: ��������������� ����-������� ����������, 2008. � 85 �.

32.

������ �.�. ����������� ������� ����-����� � ������� � ������� ���� [����������� ��-����]. URL: http://mdou85.beluo.ru/wp-content/up-loads/2019/01. ���� ���������: 27.01.2021.

33.

�������� �.�., �������� �.�. ��������� ����������� ������� ������������: ����� ������-����� � �������� ����������� � ������������ ��-�������� / ������������� ������-������������ ���-�������� ������ ��������� � ����������� � �����: ���� ����������������� �������������. � ������-��-����, 2014. � �2. � �. 239�243 [����������� ��-����]. URL: http://hses-online.ru/2014/02/036.pdf. ���� ���������: 20.01.2021.

34.

�������� �.�., ��������� �.�. ���-�������� ���������� ���������� ����������� ��-���������� // ���������-�������������� ���������-���. � 2019. � �1. � �. 12�26.

35.

��������� �.�. ��������� ������ � ����-���� ������������ ����������� // �������� ����. � 2012. � �14. � �. 33�37.

36.

��������� �.�. �������������� � �������-���������� ��� �������� �������������� �������� ��-��������� // �������������. � 2018. � �1-2. � �. 35�45.

37.

������� �.�. ���� ��������� ������������ ������������ � �������������-��������������� ���-����� / ����������: �������� � ���������: �������-�� VI ��������. ����. ����. (�. ���������, ������� 2015�.). ����������:��������������,2015. ��.97� 102 [����������� ������]. URL: https://moluch.ru.

38.

������ �.�. ��������� ����������� ���-����������������������������������//��������� X ������������� ������������ ������� ��������-��� ������������� ������� ������ [����������� ������]. URL:https://scienceforum.ru. 2018. ���� ����-�����: 31.05.2022.

39.

�������� �.�., ������� �.�. ������� � ���-������ � �����. � �����: ���. ������, 1985. � 240 �.

40.

�������� �.�., ������ �.�. �������� ����-��� �����������������. � �.: ����, 2010. � 432 �.

41.

�������� �.�. ������� ��������� � ����-������� � ����������� ��������. � 2016. � �. 88�98 [����������� ������]. URL: https://docviewer.yandex. ru. ���� ���������: 30.09.2021.

References

1.

Bartosh T.P., Bartosh O.P. (2016) Strategii sovladajushhego povedenija i agressivnye reakcii vysoko-trevozhnyh mal�chikov � podrostkov, prozhivajushhih v Magadane [Coping strategies and aggressive reactions of highly anxious adolescent boys living in Magadan]. Psihicheskoe zdorov�e [Mental health]. 6, 15�21.

2.

BartoshT.P.,BartoshO.P.,MychkoM.V.(2016) Gendernye osobennosti agressivnyh i vrazhdebnyh reakcij vysokotrevozhnyh podrostkov [Gender characteristics of ag-gressiveandhostilereactionsofhighlyanxiousadolescents]. Reproduktivnoe zdorov�e detej i podrostkov [Reproductive healthofchildrenandadolescents].6,68�74.

3.

Basmanova E.S. (2014) Gendernye osobennos-ti detej v organizacii obrazovatel�nogo processa [Gender characteristics of children in the organization of the ed-ucational process]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 17(76). 565�567.

4.

Cukerman G.A., Venger A.L. (2010) Razvitie uchebnoj samostoyatel`nosti [Development of educa-tional independence]. Moscow: SIRO Publ., 432.

5.

Derkunskaja V.A. (2019) Vospitanie i razvi-tie doshkol�nika kak sub�ekta dejatel�nosti i povedenija v detskom sadu [Education and development of a pre-schooler as a subject of activity and behavior in kin-dergarten]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 1(91), 34�45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038

6.

Dudina E.N., Bakirov E.P. (2017) Psihologo-pedagogicheskie osobennosti razdelnogo obucheniya malchikov i devochek v obsh�eobrazovatelnoi shkole [Psychological and pedagogical features of separate ed-ucation of boys and girls in secondary schools]. Vestnik TGPU [Bulletin TGPU]. 9 (186). 156�160 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru.

7.

El�konin B.D. (2016) Mirovye tendentsii v obrazovanii i razvivayushchee obuchenie [World Trends in Education and Developmental Learning]. 88�98. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://docviewer.yan-dex.ru. Accessed:30.09.2020.

8.

Eremeeva V.D. (2010) Gendernaya peda-gogika i neiropsihologiya pola [Gender Pedagogy and Neuropsychology of Gender] // Razdelnoe obuchenie malchikov i devochek: nauka, metodiki, rezultati. Materiali I Vserossiiskoi nauchno� prakticheskoi konfer-encii �Opit i perspektivi polo� ichnostnogo (gendernogo) obrazovaniya v Rossii� (g. Jeleznogorsk, 22� 23 sentya-brya 2009 god)[Separate Education of Boys and Girls: Science, Methods, Results. Bulletin of the materials of the I All-Russian Scientific-Practical Conference �Experience and Prospects of gender � personality (Gender) Education in Russia� (Zheleznogorsk, 22�23 September 2009]. Moscow, 37�44 [Elektronnyj resurs]. Available at: http:// obrzdrav.ru/Books/gender.pdf. Accessed: 21.07.2022.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Eremeeva V.D., Hrizman T.P. Psihologicheskie osobennosti mal�chikov i devochek [Psychological char-acteristics of boys and girls] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.psychologos.ru. Accessed: 20.01.2021.

10.

Fomina A.V. (2018) Gendernye osobennosti kommunikativnyh sposobnostej podrostkov [Gender fea-tures of teenagers� communication abilities]. Materialy X Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konfer-encii �Studencheskij nauchnyj forum� [Materials of the X International Student Scientific Conference �Student Scientific Forum�] [Elektronnyj resurs]. Available at: https: scienceforum.ru. Accessed: 31.05.2022.

11.

Gan N.Yu., Ponomareva L.I. (2019)Osobennosti processa gendernoj socializacii v doshkol�nom vozraste [Featuresoftheprocessofgendersocializationinpreschool age]. Obrazovatel�nyj vestnik �Soznanie� [Educational bulletin �Consciousness�]. 10. 17�22 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru.

12.

Golubova S.V. Emel�yanova L.F. (2015) Fizicheskoe razvitie doshkol�nikov s uchetom genderno-go aspekta [Physical development of preschoolers with a gender perspective]. Aktual�nye voprosy sovremen-noj pedagogiki: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf.

(g. Samara, avgust 2015 g.). [Topical issues of modern pedagogy: materials of the VII International Scientific Conference (Samara, August 2015)]. Samara: ��� �ASGARD Publishing House�, 26�28 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://moluch.ru. Accessed: 12.05.2022.

13.

Gor�kovaja I.A. (2015) Preduprezhdenie otk-lonenij v povedenii u detej v ramkah koncepcii A. I. Zaharova [Prevention of deviations in behavior in chil-dren within the framework of A.I. Zakharov�s concept]. Medicinskaja psihologija v Rossii [Medical psychology in Russia].2(31),1�12[Elektronnyjresurs].Availableat:ht-tps://cyberleninka.ru. Accessed: 25.01.2021.

14.

Hripkova A.G. (1985) Mal�chik � podrostok � junosha[Boy �teenager �youngman].Minsk.Nar.Asveta [Minsk: Nar. Asveta. Publishing]. 240.

15.

Il�in E.P. (2010) Pol i gender [Gender and gen-der]. Sankt-Peterburg [i dr.]: Piter [Saint Petersburg. Piter. Publishing]. 686.

16.

Ivanova O.I., SH�etinina A.M. (20060 Formirovanie pozitivnoi polovoi identichnosti u de-tei starshego doshkolnogo vozrasta: Uchebno-metod-icheskoe posobie [Formation of a positive sexual identity inolderpreschoolchildren:Aneducationalandmethodo-logical guide]. Velikij Novgorod: NovGU imeni Yaroslava Mudrogo [Veliky Novgorod: NovSU named after Yaroslav the Wise. Publishing]. 124.

17.

Kashkareva, L.M., Shinkareva N.A. (2016) Pedagogicheskie usloviya razvitiya gendernoj identich-nosti u detej sed�mogo goda zhizni [Pedagogical condi-tions for the development of gender identity in children of the seventh year of life]. Molodoj uchenyj [Young scien-tist]. 24 (128), 461�464.

18.

Klecina I.S. (2003) Teoreticheskie osnovan-ija psihologii gendernyh otnoshenij [Theoretical foun-dations of the psychology of gender relations]. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena [Izvestia RGPU im. A.I. Herzen]. 6[Elektronnyjresurs].Availableat:https://cyberleninka.ru. Accessed: 01.02.2021.

19.

Komarov A.A., Mytarev I.S. (2010) Problema raznourovnevogo vzrosleniya devochek i mal�chikov po-drostkovogo vozrasta [he problem of multi-level matura-tion of teenage girls and boys]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 4 (15), 346�348 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://moluch.ru. Accessed: 12.05.2022.

20.

Kon I.S. (2006) Psihologija polovyh razlich-ij [Psychology of sex differences] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.psychology-online.net/articles/ doc-175.html. Accessed: 21.01.2021

21.

Korotaeva E.V., Svyattseva A.V. (2016)Razvitie initsiativnosti detei doshkol�nogo vozrasta [Development of initiative of preschool children]. Sbornik materialov Ezhegodnoimezhdunarodnoinauchno-prakticheskoikon-ferentsii �Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozras-ta�[BulletinoftheAnnualInternationalScientific-Practical Conference �Early Childhood Care and Education�]. 5, 669�671.

22.

Korotkova N.A., Nezhnov P.G. (2014) Nablyudenie za razvitiem rebenka v doshkol�nykh grup-pakh [Observation of child development in preschool groups]. Izd. 3-e, dorab. Moskva: Linka-Press [Ed. 3, re-vised. Moscow. Linka-Press. Publishing]. 49.

23.

Lisina M.I. (1997) Obshchenie, lichnost� i psikhikarebenka[Communication,personalityandpsyche of the child]. Moskva. Izdatel�stvo �Institut prakticheskoi psikhologii�, Voronezh: NPO �MODEK� [Moscow. Publishing House �Institute of Practical Psychology�. Voronezh. MODEK]. 384.

24. Mamonova E.B., Cheremisova I.V., Suvorova

O.V. (2016) Osobennosti projavlenija lichnost-noj samoreguljacii mal�chikov i devochek mladshego shkol�nogo vozrasta [Features of the manifestation of per-sonal self-regulation in boys and girls of primary school age].VestnikMininskogouniversiteta[BulletinoftheMinin University.] [Elektronnyj resurs]. 3 (16), 1-16. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n. Accessed: 27.01.2021

25.

Martysheva N.A. Gendernye razlichiya v tvorcheskih sposobnostyah detej [Gender differences in children�s creative abilities]. Sajt Obrazovatel�naya social�naya set� [Website Educational Social Network]. [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// nsportal.ru/blog/ nachalnaya-shkola. Accessed: 30.05.2022.

26.

Mikhailenko N.Ya. (2015) Organizatsiya sy-uzhetnoi igry v detskom sadu [Organization of story play in kindergarten]. [Tekst]: posobie dlya vospitatelya. N.Ya. Mikhailenko,N.A.KorotkovaIzd.3-e,ispr.Moskva:Linka-Press [Text]: a manual for the teacher / N.Y. Mikhailenko,

N.A. Korotkova. Edition. 3rd revised. Moscow. Linka-Press. Publishing]. 91.

27.

Monina G.B. (2017) Tekhnologiya formirovani-ya u detei 6-7 let initsiativnosti, samostoyatel�nosti, otvet-stvennosti i partsial�naya programma �Lesenka ROSTA� [Technology for developing initiative, independence, and responsibility in 6-7-year-old children and the ladder of growth partial program]. SPb.: DETSTVO-PRESS� [SPb: DETSTVO-PRESS Publishing House, Ltd.]. 176.

28.

Mudrik A.V. O gendernom podhode v social�nom vospitanii [On the gender approach in so-cial education.] [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// schoolkid.info/. Accessed: 20.01.2021.

29.

Prihozhan A.M. (2000) Trevozhnost� u de-tej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika [Anxiety in children and adolescents: psycho-logical nature and age dynamics]. Voronezh: MODJeK [Voronezh. MODEK. Publishing]. 304.

30.

Primernaja osnovnaja obrazovatel�naja pro-gramma doshkol�nogo obrazovanija �Zolotoj kljuchik� (2019) pod red. G.G. Kravcova [Approximate basic ed-ucational program of preschool education �Golden Key� ed. G.G. Kravtsova]. Moskva., Lev, [Moscow. Lev. Publishing]. 179 [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// firo.ranepa.ru. Accessed: 02.02.2021.

31.

Psikhologiya igry i skazki (2008) Khrestomatiya. Sostavitel� khrestomatiiL.I.El�koninova[Reader.Compiled by L.I. Elkoninova]. M.: ANO �Psikhologicheskaya ele-ktronnaya biblioteka� [Moscow. ANO �Psychological Electronic Library�. Publishing]. 85.

32.

Repina T.A. Osobennostiobshhenijamal�chikov i devochek v detskom sadu [Features of communication between boys and girls in kindergarten]. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://mdou85.beluo.ru/wp-content/ uploads/2019/01. Accessed: 27.01.2021.

33.

Semenova L.Je., Semenova V.Je. (2014) Gendernaja metodologija nauchnyh issledovan-ij: novye vozmozhnosti v poznanii ob�ektivnoj i sub�ektivnoj real�nosti [Gender methodology of sci-entific research: new opportunities in the cognition of objective and subjective reality]. Vserossijskaja nauchno � prakticheskaja konferencija �Novye ten-

dencii v obrazovanii i nauke: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij�. Rostov � na Donu [All-Russian scien-tific and practical conference �New trends in edu-cation and science: the experience of interdiscipli-nary research.� Rostov � on the Don.]. 2, 239 � 243 [Elektronnyj resurs]. Available at: http://hses-online. ru/2014/02/036.pdf. Accessed: 20.01.2021.

34.

Smirnova E.O., Soldatova Yu.S. (2019) Osobennosti proyavleniya initsiativy sovremen-nykh doshkol�nikov [Peculiarities of the manifestation of initiative of modern preschool children]. Zhurnal Psikhologo � pedagogicheskie issledovaniya [Journal of Psychological and Pedagogical Research.]. 1, 12 � 26.

35.

Stolyarchuk L.I. (2012) Gendernyy podkhod v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [The gender ap-proachincontinuingeducation.].IzvestiyaVGPU[Izvestia VGPU]. 14, 33�37.

36.

Trifonova E.V. (2018) Initsiativnost� i samostoyatel�nost� kak bazisnye kharakteristiki lichnos-ti doshkol�nika [Initiative and autonomy as basic char-acteristics of a preschooler�s personality]. Issledovatel [Researcher]. 1�2, 35�45.

37.

Ulisnyh A.A. (2015) Uchet gendernyh osoben-nostej doshkol�nikov v vospitatel�no-obrazovatel�nom processe [Taking into account the gender characteristics of preschoolers in the educational process]. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral� 2015 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol�ca [Pedagogy: Traditions and innovations: materials of the VI International Scientific Conference (Chelyabinsk, February 2015). Chelyabinsk: Two Komsomol members. Publishing]. 97�102 [Elektronnyj resurs]. Available at: https:moluch.ru. Accessed: 30.05.2022.

38.

Veraksa N.E. (2011) Iniciativa v DOU [Initiative in preschool educational institution]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 5, 34�45.

39.

Vygotskij L.S. (1997) Voprosy detskoj psihologii [Questions of child psychology]. Sankt Peterburg. SOJuZ [Saint Petersburg. SOYUZ. Publishing]. 224.

40.

Zhihareva E.V., Malikova E.V. (2013) Psihologicheskie osobennosti lyuboznatel�nosti de-vochek i mal�chikov starshego doshkol�nogo vozrasta [Psychologicalfeaturesofcuriosityofgirlsandboysofsen-ior preschool age]. MNKO [The world of science, culture, education]. 6(43). 174�176 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru. Accessed: 12.05.2022.

41.

Zhuravleva I.A. (2017) Osobennosti samop-rezentacii rebenka v doshkol�nom vozrasta [Features of self-presentation of a child in preschool age]. Problemy sovremennogoobrazovanija.Internet �zhurnal[Problems of modern education. Online Magazine]. 5, 41�52 [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.pmedu.ru Accessed: 27.01.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.