Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаручик Галина Николаевна

В статье рассматривается проблема реализации гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования и семьи. На основании результатов анкетирования родителей автор дает характеристику особенностей физического воспитания мальчиков и девочек в семье. По данным тестирования воспитанников констатируется разница в уровне сформированности физических качеств мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Анализируя результаты наблюдения за дошкольниками сделаны выводы о различиях в двигательных предпочтениях мальчиков и девочек. На основе беседы с педагогами установлено преобладание в работе по физическому воспитанию традиционных подходов с учетом физической подготовленности мальчиков и девочек. С учетом выявленных проблем автором предложена программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации гендерного подхода. Акцент при построении программы делается на организации взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования при реализации программы и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаручик Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF A GENDER APPROACH IN THE PRESCHOOL CHILDREN PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the problem of implementing a gender approach in the preschool children physical education in the conditions of preschool education and the family. The author gives a description of the physical education features of boys and girls in the family on the results of a parents’ survey. According to the testing data of the pupils, there is a difference in the level of physical qualities formation of older preschool aged boys and girls. Analyzing the results of preschoolers’ observation, the conclusions are drawn about differences in the motor preferences of boys and girls. The predominance of traditional approaches in the work on physical education taking into account the physical fitness of boys and girls was established on the basis of a conversation with teachers. The author proposes a program of physical education of older preschool children in the context of a gender approach implementation. The emphasis in implementing the program is made on the organization of the interaction between the preschool education specialists and their cooperation with families.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»

leftMotor.dc(30) rightMotor.dc(30) if (colorSeen2== Color.WHITE and colorSeen1== Color.BLACK): leftMotor.dc(30) rightMotor.dc(-10) if (colorSeen2== Color.BLACK and colorSeen1== Color.WHITE): leftMotor.dc(-10) rightMotor.dc(30) if (colorSeen1== Color.BLACK and colorSeen2== Color.BLACK): leftMotor.dc(0) rightMotor.dc(0) brick.sound.beep()

Рассмотренные выше примеры показывают, что синтаксис программ на языке Python для управления учебными роботами на базе Lego Education EV3 достаточно прост. Кроме того, программы, написанные на текстовом языке Python, работают гораздо быстрее, чем программы, написанные с помощью визуальных блоков.

Таким образом, робототехнический набор Lego EV3 с прошивкой MicroPython может помочь обучающимся в полной мере освоить навыки программирования на языке Python. В свою очередь, возможности языка программирования Python открывают дополнительные возможности по реализации сложных алгоритмов управления учебными роботами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3 / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Перо, 2016. - 296 с.

2. Программирование на языке Python с EV3 : офиц. сайт. - 2021. - URL: https://education.lego.com/ru-ru/product-resoщ'ces/mindstorms-ev3/материалы-для-педагогов/ python -для^З (дата обращения: 28.07.2021). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Ovsjanickaja L.Ju., Ovsjanickij D.N., Ovsjanickij A.D. Kurs programmirovanija robota Lego Mindstorms EV3 v srede EV3 [Lego Mindstorms EV3 Robot Programming course in EV3]. Moscow: Pero, 2016. 296 p.

2. Programmirovanie na jazyke Python s EV3: ofic. sajt [Python Programming with EV3]. 2021. URL: https://education.lego.com/ru-ru/product-resources/mindstorms-ev3/materialy-dlja-pedagogov/ python -dlja-ev3 (Accessed 28.07.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.М. Гребнева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: grebdash@gmail.com, ORCID: 000-0002-7511-9327.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.M. Grebneva, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Information Technologies, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of "Russian State Professional Pedagogical University", Nizhny Tagil, Russia, e-mail: grebdash@gmail.com, ORCID: 000-0002-7511-9327.

УДК 373.2.037.1 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_27

Галина Николаевна Казаручик г. Брест, Республика Беларусь

Физическое воспитание дошкольников в условиях реализации гендерного подхода

В статье рассматривается проблема реализации гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования и семьи. На основании результатов анкетирования родителей автор дает характеристику особенностей физического воспитания мальчиков и девочек в семье. По данным тестирования воспитанников констатируется разница в уровне сформированности физических качеств мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Анализируя результаты наблюдения за дошкольниками сделаны выводы о различиях в двигательных предпочтениях мальчиков и девочек. На основе беседы с педагогами установлено преобладание в работе по физическому воспитанию традиционных подходов с учетом физической подготовленности мальчиков и девочек. С учетом выявленных проблем автором предложена программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации гендерного подхода. Акцент при построении программы делается на организации взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования при реализации программы и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, дети дошкольного возраста, физические качества, физическое воспитание.

Galina Nikolaevna Kazaruchik

Brest, Republic of Belarus

The implementation of a gender approach in the preschool children physical education

The article deals with the problem of implementing a gender approach in the preschool children physical education in the conditions of preschool education and the family. The author gives a description of the physical education features of boys and girls in the family on the results of a parents' survey. According to the testing data of the pupils, there is a difference in the level of physical qualities formation of older preschool aged boys and girls. Analyzing the results of preschoolers' observation, the conclusions are drawn about differences in the motor preferences of boys and girls. The predominance of traditional approaches in the work on physical education taking into account the physical fitness of boys and girls was established on the basis of a conversation with teachers. The author proposes a program of physical education of older preschool children in the context of a gender approach implementation. The emphasis in implementing the program is made on the organization of the interaction between the preschool education specialists and their cooperation with families.

Keywords: gender, gender approach, preschool children, physical qualities, physical education.

Введение. Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является совершенствование существующей методологии физического воспитания. Это обусловлено рядом факторов: ухудшение демографических показателей, рост заболеваемости в дошкольном возрасте, увеличение числа лиц с дисгармоническим развитием и низкой физической подготовленностью.

Исследователями отмечается недостаточная двигательная активность ребенка в учреждении дошкольного образования (Э.С. Вильчковский, М.А. Рунова, В.Г. Фролов); низкий уровень сформи-рованности физических качеств (Э.Я. Степаненкова, Л.В. Тарасенко), слабая тренированность сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам, отсутствие интереса у детей к движению (Н.В. Бочарова, Э.С. Вильчковский, Н.Н. Ефименко). Одним из резервов повышения уровня физической подготовленности дошкольников в процессе физического воспитания исследователи видят в дифференцированном подходе с учетом физических способностей мальчиков и девочек.

На протяжении ХХ века проводились исследования, которые внесли большой вклад в развитие теории физического воспитания мальчиков и девочек (Р.А. Абзалов, В.М. Зуева, М.Н. Королева, Е.Г. Леви-Гориневская, В.А. Мануйлова,

В.О. Овчинников, А.О. Фролов, Т.П. Хризман и др.).

В XXI в. стали появляться работы, в которых ставится и решается проблема дифференцированного подхода в физическом воспитании дошкольников. Так, исследование С.О. Филипповой доказывает, что двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет - скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни - скоростные и координационные способности [6, С. 34].

М.А. Рунова приводит следующие данные: средний объем двигательной активности мальчиков 5-6 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек - 1370; мальчиков 6 лет -2500, девочек - 2210; мальчиков 7 лет - 3275, девочек - 3040 [4, С. 123].

На различия в физиометрических показателях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста указывается и в учебной программе дошкольного образования: «Жизненная емкость легких у мальчиков достигает примерно 1500-1800 см3, сила правой кисти - 6,0-10,0 кг, сила левой кисти - 5,2-8,1 кг, становая сила (сила мышц спины) - 20-29 кг. У девочек эти показатели следующие: жизненная емкость легких около 1300-1800 см3, сила правой кисти - 4,8-8,2 кг, становая сила (сила мышц спины) - 20-29 кг. Физическая работоспособность (PWC 170) у мальчиков шести лет колеблется от 154 до 192 кгм/мин, у девочек - от 136 до 172 кгм/мин.» [5, C. 148].

В возрасте 5-7 лет активно проявляются различия между мальчиками и девочками. Это заметно не только в поведении (мальчики предпочитают более активные игры, девочки - спокойные). При этом особенные отличия игровой деятельности мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики предпочитают сам ход игры и меньше обращают внимания на партнеров по игре. Девочки же наоборот играют небольшими группами, ориентируются на партнера по игре и с большим вниманием относятся к эстетическому оформлению. При этом в игровой и познавательной деятельности мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. В случае недостаточности горизонтального пространства, мальчики активно начинают осваивать вертикальное (лазают по лестнице, забираются на шкаф, стулья и т.д.) [3].

Все вышесказанное подтверждает необходимость реализации тендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста отражена в работах Л.В. Градусовой, И.Н. Евтушенко, И.С. Клециной, Л.В. Коломийченко, Ю.В. Перловой, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой, А.А. Чекалиной,

Н.А. Шинкаревой и др. В исследовании И.С. Клециной рассматривается гендерный аспект процесса социализации детей дошкольного возраста, реализуемого на трех уровнях: макросоциаль-ном, в пространстве межличностных отношений и на внутриличностном уровне [1]. Е.А. Конышева

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

изучала формирование тендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации [2].

В отдельных работах рассматриваются вопросы реализации гендерного подхода в физическом воспитании детей в условиях учреждений дошкольного образования (В.М. Бушуев, А.А. Коузов, Л.В. Тарасенко). Однако, приоритет в воспитании детей в целом и в физическом воспитании, в частности, принадлежит семье. Но проблема реализации гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников в условиях семьи не была предметом специального изучения. Результаты исследования этого вопроса представлены в данной статье.

Исследовательская часть. Исследование проводилось в государственных учреждениях об-

разования «Ясли-сад № 14 г. Бреста» и «Ясли-сад № 53 г. Барановичи».

В нем приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Для определения особенностей полоролевого поведения детей, участвующих в исследовании, а также особенностей реализации гендерного подхода как в целом в воспитании детей, так и в физическом воспитании в частности, нами было проведено анкетирование родителей.

Установлено, что большинство детей воспитываются в полных семьях (75 %). На вопрос о количестве детей в семьях были получены следующие результаты: в 45 % семей один ребенок; 40 % семей воспитывают двух детей; 15 % семей воспитывают троих и более детей (Рис. 1).

I один ребенок двое детей втрое и более Рис. 1 . Количество детей в семьях

Семьи, в которых воспитывается двое и более детей в основном имеют разнополых детей (85 %); 15 % родителей воспитывают детей одного пола.

Общеизвестно, что на особенности воспитания ребенка влияет личность родителя. Поэтому в анкете был задан вопрос о том, кто чаще всего в

семье занимается воспитанием ребенка (детей). Было установлено, что в семьях преобладает фе-минное воспитание, поскольку в большинстве семей (62 %) воспитанием занимаются женщины (мама - 42 %; бабушка - 15 %; тетя - 5 %). Более подробно анализ ответов родителей на данный вопрос представлен на рисунке 2.

I мама ■ папа ■ оба родителя ■ бабушка дедушка ■ близкие родственники (тетя, дядя]

Рис. 2. Участие в воспитании детей родителей и ближайших родственников

Становление полоролевого поведения ребенка во многом формируется под влиянием ряда факторов, одним из которых является обсуждение с ребенком физиологических различий между полами, внешними признаками пола и поведенческими особенностями, связанными с гендером. Родителям был задан вопрос о том, обсуждают ли они с ребенком вопросы различий полов. Результаты свидетельствуют о том, что более половины родителей (70 % респондентов) не обсуждают вопросы половых различий с детьми, объясняя это тем, что дошкольный возраст не подходящее время для обсуждения такой темы. 15 % родителей отметили, что не обсуждают эти вопросы намеренно, поскольку ребенок ни разу не интересовался вопросами пола. 10 % родителей регулярно обсуждают с детьми гендерные вопросы, объясняя разницу во внешности мужчин и женщин, их поведения и обязанностей, при этом опираясь на

возраст ребенка и стараясь не перегружать его непонятными для него терминами. 5 % родителей отметили, что отвечают на вопросы ребенка о разнице между полами, но намеренно таких бесед с ребенком не ведут.

Для изучения особенностей поведения ребенка немаловажным является оценка родителями физической активности ребенка. Стереотипность физического поведения в отношении мужчин и женщин связана с укоренившемся в общественном сознании более женственном и спокойном поведении девочки и женщины, тогда как мальчики и мужчины отличаются более высокой физической активностью. Вместе с тем, уровень физической активности и гендер не всегда связаны. Девочки могут быть очень активны, а мальчики - пассивны. Нами был задан вопрос об оценке родителями уровня физической активности их детей. Результаты ответов родителей приведены на рисунке 3.

¡мальчики девочки Рис. 3. Оценка родителями физической активности дошкольников

Можно отметить, что в целом, родители практически на одинаковом уровне оценивают высокую активность своих детей - и мальчиков, и девочек. Существуют небольшие различия в оценке чрезмерной активности детей - родители отмечают более высокую чрезмерную активность мальчиков, по сравнению с девочками. Родители отмечают, что и мальчики, и девочки имеют практически одинаковые показатели малоподвижности и зависимости уровня физической активности от настроения.

Зачастую, фактор пола ребенка влияет на особенности его воспитания. Так, мы поинтересовались, учитывают ли родители половую принадлеж-

ность ребенка при выборе для него занятий. Анализ ответов показал, что 55 % родителей подбирают занятия ребенку с учетом гендерного фактора (для мальчиков выбирают спортивные занятия (хоккей, футбольные секции, единоборства), для девочек -танцы, художественную гимнастику, вокал, музыкальная школа и т.д.). 20 % родителей при выборе занятий ориентируются на нужность приобретаемых знаний в будущем (английский язык, программирование); 15 % стремятся выбрать занятия, которые выбирает их ребенок; 5 % в процессе выбора занятий для ребенка опираются на возможности и таланты ребенка (Рис. 4).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021

I мальчики девочки Рис. 4. Предпочитаемые игры и занятия дошкольников

Исходя из представленных на рисунке 4 результатов ответов родителей отметим, что между видами предпочитаемой активности мальчиков и девочек почти не существует различий. Дети на практически равном уровне интересуются спортивными и настольными играми, декоративным творчеством, чтением, прослушиванием музыки. Выделить непосредственно виды активности, предпочитаемые исключительно девочками или мальчиками, достаточно сложно.

Особенности полоролевого поведения ребенка во многом обусловлены особенностями семейного воспитания, включая подходы родителей к воспитанию ребенка. Нами был задан вопрос о том, используют ли родители различные подходы к воспитанию ребенка с учетом его пола. 65 % родителей ответили, что используют различные подходы в воспитании мальчиков и девочек. Респонденты отметили, что проявляют больше лояльность по отношению к девочкам, тогда как мальчиков воспитывают строже. 20 % родителей отметили, что воспитывают одинаково детей обоего пола, замечая, что применяют к ним одинаковые меры поощрения и наказания. 10 % респондентов отметили, что дети нуждаются в различных подходах к воспитанию, т.е. в девочках нужно воспитывать хозяйственность и женственность, а в мальчиках силу и мужество. 5 % родителей затруднились ответить на данный вопрос. Вместе с тем, некоторые родители отмечали, что воспитание разнополых детей необходимо корректировать, не допуская при этом стереотипных гендерных стратегий. Так, некоторые родители стараются не воспитывать в детях исключительно мужского или женского поведения, не различают детей при выполнении домашних обязанностей и т.д.

В процессе физического воспитания только половина родителей отметила стремление дифференцировать нагрузки для мальчиков и девочек. Причем, большинство из этих респондентов озабочены физическим развитием исключительно мальчиков.

Подводя итоги анкетирования отметим, что для большинства семей характерно феминное воспитание, поскольку в основном воспитанием детей занимаются женщины; большинство родителей не обсуждают с детьми вопросы полов, считая эти разговоры ранними для дошкольного возраста; большинство родителей девочек и мальчиков одинакового оценивают физическую активность детей, что позволяет говорить об отсутствии тесной связи гендер-ного фактора и предпочитаемой физической активности ребенка; предпочитаемые виды деятельности и мальчиков, и девочек практически не различаются - дети обоих полов на одинаковом уровне занимаются различными видами деятельности, включая активные и требующие усидчивости занятия; большинство родителей используют различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек, лояльнее относясь к поведению девочек и предпочитая строгость в воспитании мальчиков.

На основании полученных результатов анкетирования отметим, что особенности полоролево-го поведения детей старшего дошкольного возраста в основном формируются под влиянием ближайшего окружения, которым является семья ребенка. Большинство родителей не реализуют в полной мере полоролевое воспитание ребенка. Взрослые подбирают занятия для своих детей главным образом на основании существующих гендерных стереотипов. При этом половозрастные особенности, возможности и интересы ребенка учитываются недостаточно. В результате чего у дошкольников формируются во многом стереотипные формы поведения. Но в то же время, родители применяют к детям дифференцированные формы воспитания, при которых девочки получают больше заботы и внимания и часто попустительское отношение к проступкам, тогда как мальчики воспитываются в строгости.

В ходе исследования с использованием стандартных тестов нами также изучалась сформиро-ванность физических качеств (ловкости, гибкости,

выносливости, равновесия, скоростно-силовых качеств) у детей старшего дошкольного возраста. Результаты обнаруживают разницу между мальчиками и девочками по всем физическим качествам: у мальчиков выше показатели ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, а у девочек - гибкости и равновесия.

Анализ результатов наблюдения за свободной деятельностью детей, показал, что у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая вызывает у них интерес, лучше получается, и в которой в наибольшей степени проявляются их гендерные особенности. Так, мальчики больше проявляли интерес к спортивным играм, в которых они могли быстро и свободно двигаться в зале или на улице (футбол, элементы баскетбола и волейбола, ходьба на лыжах), упражнениям с элементарными силовыми тренажерами. Это можно объяснить тем, что мальчики больше стремятся к деятельности, требующей высокой двигательной активности, применения силы. Девочки больше проявляли интерес к сюжетным подвижным играм, в основном с бегом, а также бессюжетные играм с мячами, обручами, скакалками, основным содержанием которых были различные перебрасывания, отбивания, перекатывания и т.д. Девочек привлекали упражнения, в которых они могли проявить гибкость, пластику, выразительность движений, точность. Им очень нравилось выполнять задания с яркими предметами. С особым удовольствием девочки занимались на физкультурных занятиях с музыкальным сопровождением. Наблюдения за воспитанниками и беседы с педагогами показали, что существует значительная разница между мальчиками и девочками в овладении некоторыми видами основных движений. Отчетливо это проявляется в прыжках через скакалку. Девочки использовали разнообразные прыжки, применяли их в самостоятельной деятельности, мальчики могли совершать только одиночные перепрыгивания и практически не использовали этот вид движений в самостоятельной деятельности.

Анализируя материалы, предоставленные воспитателями дошкольного образования, было установлено, что в учреждениях дошкольного образования проводятся совместные (смешанные) занятия по физической культуре, на которых дети занимаются по единой программе, но руководители физического воспитания стараются учитывать характер движений и физическую нагрузку для мальчиков и девочек. Педагоги отмечают, что легче проводить занятия в смешанной группе. Такой подход они объясняют тем, что можно использовать привычную методику. Но в то же время педагоги отмечают, что учитывать половые особенности детей необходимо как можно раньше.

Таким образом, воспитатели учреждения дошкольного образования предпочитают работать в

смешанной группе и считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

С учетом всех данных, полученных в ходе исследования, нами была разработана экспериментальная программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации гендерного подхода. Акцент при построении программы делался на организацию взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования при реализации программы и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.

Программа включает 4 раздела:

Первый раздел включает план совместных физкультурных занятий для старших дошкольников с учетом их половозрастных различий. Занятия проводятся один раз в неделю. На этих занятиях некоторые задания мальчики и девочки выполняют по-разному. Мы предлагаем два подхода к проведению совместных физкультурных занятий.

Первый подход: в подготовительной и заключительной части занятия мальчики и девочки выполняют одинаковые упражнения, а в основной части занятия воспитанники делятся на подгруппы в зависимости от пола, и для каждой подгруппы подбираются разные задания.

Второй подход: в течение всего занятия дошкольники выполняют упражнения вместе, но часть упражнений предусматривает разные варианты их выполнения мальчиками и девочками (например, мальчикам предлагаются более тяжелые гантели, девочкам - более легкие; мальчики выполняют упражнения на рукоходе, а девочки - с лентами; мальчики отжимаются десять раз, а девочки - пять и т.д.).

Содержание второго раздела составляет план раздельных физкультурных занятий для мальчиков и девочек, которые проводятся один раз в две недели. На таких занятиях воспитанники обоего пола выполняют упражнения, для овладения которыми необходимы различные методические подходы и включаются в те виды деятельности, которые вызывают интерес у мальчиков и девочек с учетом их гендерных различий. Например, мальчики по сравнению с девочками легче и быстрее овладевают навыками метания на дальность. Девочки же по сравнению с мальчиками осваивают прыжки через скакалку. В данном случае на раздельных физкультурных занятиях руководитель физического воспитания будет использовать разные методические подходы при обучении дошкольников этим движениям: использовать вспомогательное оборудование, выбирать подводящие и подготовительные упражнения, предлагать детям разное число повторений и др. В содержание занятий с мальчиками включаются более привлекательные им спортивные игры (футбол, хоккей), силовые упражнения и т.п., а с девочками - игровой стретчинг, фитболгимнастика, игроритмика и

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

игропластика, упражнения со скакалками, обручами, мячами, лентами.

В третьем разделе представлен план мероприятий активного отдыха: физкультурных досугов (проводятся один раз в месяц), физкультурных праздников (проводятся один раз в квартал). При определении содержания и во время проведения этих мероприятий учитываются описанные выше гендерные различия между мальчиками и девочками, подбираются различные по сложности движения, упражнения, игры и эстафеты.

В четвертый раздел включен план совместных занятий дошкольников с родителями, которые проводятся 1 раз в два месяца. На данных занятиях родители осваивают разные подходы в организации двигательной активности мальчиков и девочек.

Эффективность физкультурно-

оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования во многом зависит от участия в ее реализации родителей воспитанников. У каждой семьи свои проблемы, поэтому невозможно дать готовый и правильный ответ на вопрос о том, как осуществлять педагогическое взаимодействие с семьей. Многое зависит от мастерства и интуиции педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе форм, способов и средств взаимодействия с родителями, их детьми в конкретной ситуации. Главной задачей для каждого педагога является мотивация родителей на сотрудничество с учреждением дошкольного образования. Для ее решения важна аргументация того, что от участия семьи в совместной физкультурно-оздоровительной работе зависит здоровье воспитанников. В ходе совместных мероприятий у родителей появляется возможность познакомиться

и с особенностями организации двигательной деятельности детей с учетом половых различий.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста - это одна из составляющих личностно-ориентированного подхода к воспитанию, учитывающая гендерные особенности воспитанников и предполагающая на основании этого определение содержания, форм, методов физического воспитания, создание образовательной среды, направленной на развитие физической культуры личности в соответствии с ее природным потенциалом.

2. В процессе физического воспитания дошкольников многие родители стремятся дифференцировать нагрузки для мальчиков и девочек. Причем, большинство из этих респондентов озабочены физическим развитием исключительно мальчиков.

3. Уровень развития физических качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста отличается: у мальчиков выше показатели ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, а у девочек - гибкости и равновесия. Также у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения.

4. При организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста целесообразно наряду с традиционными занятиями по физической культуре со всей группой проводить занятия по подгруппам для мальчиков и девочек. Обязательным является привлечение родителей воспитанников к физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Клецина, И.С. Гендерный подход в анализе процесса социализации в период дошкольного детства / И.С. Клецина. - Текст : непосредственный // Психолог в детском саду. - 2017. - № 1. - С. 12-25.

2. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Е.А. Конышева ; Перм. гос. пед. ун-т ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 22 с. - Текст : непосредственный.

3. Куинджи, Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе : физические, гигиенические и социальные аспекты / Н.Н. Куинджи. - Москва : Пашков дом, 2010. - 77 с. - Текст : непосредственный.

4. Об утверждении учебной программы дошкольного образования : постановление Мин-ва образования Респ. Беларусь, 15 авг. 2019 г., № 138. - URL: adu.by (дата обращения: 20.10.2019). - Текст : электронный.

5. Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: (с учетом уровня двигат. активности) : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова. - Москва : Просвещение, 2005. - 139 с. - Текст : непосредственный.

6. Филиппова, С.О. Мир движений мальчиков и девочек : метод. пособие для руководителей физ. воспитания дошк. учреждений / С. О. Филиппова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 89 с.

REFERENCES

1. Klecina I.S. Gendemyj podhod v analize processa socializacii v period doshkol'nogo detstva [Gender approach in the analysis of the process of socialization during preschool childhood]. Psiholog v detskom sadu [Psychologist in kindergarten], 2017, no 1, pp. 12-25.

2. Konysheva E.A. Formirovanie gendernoj tolerantnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe igry-dramatizacii: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of gender tolerance in older preschool children in the process of dramatization play. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ekaterinburg, 2016. 22 p.

3. Kuindzhi N.N. Gendernyj podhod k obucheniju i vospitaniju detej v shkole: fizicheskie, gigienicheskie i social'nye aspekty [Gender approach to teaching and upbringing of children in school: physical, hygienic and social aspects]. Moscow: Pashkov dom, 2010. 77 p.

4. Ob utverzhdenii uchebnoj programmy doshkol'nogo obrazovanija: postanovlenie Min-va obrazovanija Resp. Belarus', 15 avg. 2019 g., № 138 [On approval of the preschool education curriculum]. URL: adu.by (Accessed 20.10.2019).

5. Runova M.A. Differencirovannye zanjatija po fizicheskoj kul'ture s det'mi 5-7 let: (s uchetom urovnja dvigat. aktivnos-ti): posobie dlja vospitatelej i instruktorov fizkul'tury [Differentiated physical culture lessons with children 5-7 years old: (taking into account the level of motor activity)]. Moscow: Prosveshhenie, 2005. 139 p.

6. Filippova S.O. Mir dvizhenij mal'chikov i devochek: metod. posobie dlja rukovoditelej fiz. vospitanija doshk. uchrezhdenij [The world of movements for boys and girls]. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2001. 89 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.Н. Казаручик, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

G.N. Kazaruchik, Ph. D. in Pedagogics Sciences, Department Chair of Special Pedagogical Disciplines , Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, the Republic of Belarus, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

УДК 378.016:79 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_34

Ирина Викторовна Клименко г. Луганск, ЛНР

Этапы становления подготовки специалистов адаптивной физической культуры в

историческом аспекте

В статье представлен исторический аспект развития системы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в связи с социальными потребностями общества. Выделены этапы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в Российской Федерации и за рубежом в течение 40 лет, а также рассмотрены периоды подготовки специалистов адаптивной физической культуры с учетом трансформации образования на современном этапе. Автор проанализировал и систематизировал этапы проведения теоретических и практических научных исследований в области адаптивной физической культуры в соответствии с социальным запросом общества в создании условий для образования детей и молодежи с особыми образовательными потребностями. Сделан акцент на необходимость дальнейшего проведения научно-исследовательской работы в области подготовки специалистов адаптивной физической культуры к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, организация процесса подготовки специалистов, инклюзивное образование, исторический аспект.

Irina Viktorovna Klimenko

Lugansk, LPR

The stages of formation the training of adaptive physical culture specialists

in the historical aspect

The article presents the historical aspect of the formation the training system for adaptive physical culture specialists in connection with the social needs. The stages of training the adaptive physical culture specialists in the Russian Federation and abroad for 40 years are highlighted and the periods of training the adaptive physical culture specialists are considered taking into account the transformation of education at the present stage. The author analyzed and systematized the stages of theoretical and practical scientific research in the field of adaptive physical culture in accordance with the social needs in organizing conditions for the education of children and youth with special educational needs. The emphasis is made on the need for further research work in the field of training adaptive physical culture specialists for professional activity in the conditions of inclusive education.

Keywords: adaptive physical culture, organization of the process of training specialists, inclusive education, historical aspect.

Адаптивная физическая культура (АФК) является мультидисциплинарным направлением, которое включает такие виды как физическая культура, специальная педагогика и специальные вопросы медицины. С помощью физических упражнений, социально-средовой и рекреативно необходимой деятельности лица с отклонениями в состоянии здоровья успешно адаптируются к различным видам деятельности.

В последние годы идет формирование новых знаний о методологии, целях, задачах, формах, средствах и методах АФК, ее основных компонентов с преодолением лечебных подходов и развитием адаптивного, социализирующего и тренировочного потенциала лиц с ОВЗ.

Это связано с рядом изменений в жизни общества, таких как:

- рост количества людей с ОВЗ во всем мире;

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.