Научная статья на тему 'Уровень сформированности физкультурных знаний у детей старшего дошкольного возраста'

Уровень сформированности физкультурных знаний у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
когнитивный компонент / старшие дошкольники / дошкольный возраст / физкультурные знания / личностная физическая культура / физическая культура личности / физкультурная среда / физкультурное мышление / cognitive component / senior preschoolers / preschool age / physical education knowledge / personal physical education / physical culture of the individual / physical education environment / physical education thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусинец Евгений Владимирович, Левкова Маргарита Геннадьевна, Мисюра Алина Александровна

статья отражает результаты исследования уровня сформированности когнитивного компонента личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования представлена проведением диагностического анкетирования через разработанные авторами тестовые заданиями, составленные с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Чечерска». В представленных результатах исследования показан общий уровень сформированности когнитивного компонента личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста, а также наиболее усвоенные виды пяти основных физкультурных знаний у мальчиков и девочек дошкольного возраста: о физических упражнениях, здоровье, личной гигиене, физических возможностях, Олимпийском движении. Было установлено, что у девочек общий уровень физкультурных знаний был выше, чем у мальчиков в результатах тестирования знаний о физических возможностях и об Олимпийском движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусинец Евгений Владимирович, Левкова Маргарита Геннадьевна, Мисюра Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF PHYSICAL EDUCATION KNOWLEDGE FORMATION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article reflects the results of the study about the level of formation of the cognitive component of personal physical culture of older preschool children. The organization of the study is represented by conducting a diagnostic questionnaire through test tasks developed by the authors, compiled taking into account the age-specific characteristics of older preschool children on the basis of the Preschool Child Development Center of Chechersk. The presented results of the study show the general level of formation of the cognitive component of the personal phi-physical culture of older preschool children, as well as the most learned types of five basic physical education knowledge in boys and girls of preschool age: about physical exercise, health, personal hygiene, physical ability, Olympic movement. It was found that girls had a higher overall level of physical and cultural knowledge than boys in the results of testing knowledge about physical opportunities and the Olympic movement.

Текст научной работы на тему «Уровень сформированности физкультурных знаний у детей старшего дошкольного возраста»

Общественно-гуманитарное направление

УДК 37.037.1

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12338

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гусинец Евгений Владимирович

старший преподаватель, кафедры теории и методики физической культуры, аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Беларусь, г. Гомель Левкова Маргарита Геннадьевна магистрант факультета физической культуры УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Беларусь, г. Гомель Мисюра Алина Александровна аспирант кафедры теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Беларусь, г. Гомель

Аннотация: статья отражает результаты исследования уровня сформированности когнитивного компонента личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования представлена проведением диагностического анкетирования через разработанные авторами тестовые заданиями, составленные с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Чечерска». В представленных результатах исследования показан общий уровень сформированности когнитивного компонента личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста, а также наиболее усвоенные виды пяти основных физкультурных знаний у мальчиков и девочек дошкольного возраста: о физических упражнениях, здоровье, личной гигиене, физических возможностях, Олимпийском движении. Было установлено, что у девочек общий уровень физкультурных знаний был выше, чем у мальчиков в результатах тестирования знаний о физических возможностях и об Олимпийском движении.

Ключевые слова: когнитивный компонент; старшие дошкольники; дошкольный возраст; физкультурные знания; личностная физическая культура; физическая культура личности; физкультурная среда; физкультурное мышление.

LEVEL OF PHYSICAL EDUCATION KNOWLEDGE FORMATION IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN

Gusinets Evgeny Vladimirovich

senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture PhD Student of the Department of Economic Theory and World Economy F. Skorina Gomel State University

Belarus, Gomel Levkova Margarita Genadievna

undergraduate of physical culture faculty F. Skorina Gomel State University Belarus, Gomel Misjura Alina Alexandrovna PhD Student of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture

F. Skorina Gomel State University Belarus, Gomel

Annotation. The article reflects the results of the study about the level of formation of the cognitive component of personal physical culture of older preschool children. The organization of the study is represented by conducting a diagnostic questionnaire through test tasks developed by the authors, compiled taking into account the age-specific characteristics of older preschool children on the basis of the Preschool Child Development Center of Chechersk. The presented results of the study show the general level of formation of the cognitive component of the personal phi-physical culture of older preschool children, as well as the most learned types of five basic physical education knowledge in boys and girls of preschool age: about physical exercise, health, personal hygiene, physical ability, Olympic movement. It was found that girls had a higher overall level of physical and cultural knowledge than boys in the results of testing knowledge about physical opportunities and the Olympic movement.

Keywords: cognitive component; senior preschoolers; preschool age; physical education knowledge; personal physical education; physical culture of the individual; physical education environment; physical education thinking.

Введение. Формирование физической культуры личности является главной целью физического воспитания в школьных и дошкольных учреждениях образования Республики Беларусь. Это неотъемлемая часть успешного совершенствования разносторонне развитой личности, как в области физической культуры, так и во взаимосвязи с другими сферами жизни: образование, спорт, наука, экономика и др. [1, 5-6, 8-9, 11-12, 24-25].

При этом формирование личностной физической культуры ребенка заключается в том, чтобы каждый юный участник образовательного процесса, как субъект деятельности, был образован в области физической культуры, осознанно присваивал и реализовал на протяжении всей своей жизни её ценности не только как потребность своей личности, но чтобы они стали потребностью и его будущих детей. Формирование личностной физической культуры человека позволит решить социально важные задачи охраны собственного здоровья, здоровья окружающих, формирования высокого уровня физической подготовленности и тренированности, понимания процессов, происходящих в области физической культуры общества при применении средств физического воспитания [3, 7, 8, 10, 13, 17, 19].

Обобщение многообразия компонентов личностной физической культуры дошкольника, её базовых основ, позволит более точно определить направление в работе по физическому воспитанию, разработке углубленных теоретико-методических и научных познаний в области формирования физической культуры личности старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, определение того уровня знаний, умений и навыков, необходимых для их нормальной жизнедеятельности [3, 18, 20-25].

На сегодняшний день было проведено множество исследований как по выявлению сущности физической культуры личности, так и по её формированию на различных этапах жизни человека [5,7,8, 12, 26-28].

Анализ дефиниций «личностная физическая культура» или «физическая культура личности» показывает, что большинство современных ученых и специалистов в области физической культуры считают, что основным содержанием этих понятий являются представления каждого ребенка о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни; его базовые знания и умения; мотивы и потребности; интерес к физической культуре; регулярность и систематичность занятий физическими упражнениями и спортом; уровень физической подготовленности [ 6,10, 19, 21, 25, 30].

В связи с этим можно определить и «базовое» или «основное» содержание, и структуру понятия «личностная физическая культура», которое является многокомпонентным системным образованием (рисунок 1):

Рисунок 1 - Основные структурные компоненты физической культуры личности [составлено на основании 7, 10, 13, 14, 17, 26].

1) когнитивный (интеллектуальный) компонент: уровень усвоения знаний, объём знаний, способность к переносу и объяснению;

2) потребностно-мотивационный (социально-психологический) компонент: интерес, мотивы, потребности;

3) физический (собственно-биологический) компонент: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, умственная работоспособность, эмоционально-волевые качества [6, 30].

В данной статье особое внимание будет уделено когнитивному компоненту личностной физической культуры.

Термин «когнитивный» относят к понятию «когнитивность» (познание) - свойство человека к переработке и восприятию информации.

Когнитивный компонент в структуре личностной физической культуры характеризуется индивидуальным уровнем знаний в области физической культуры.

При диагностике уровня когнитивного компонента у ребёнка придерживаются принципа последовательности. Данный метод, при котором ребёнку предлагают для решения ряд задач, нарастающих по трудности и с учётом особенностей возраста исследуемого, а также отвечающие требованиям дошкольной образовательной программы, наиболее используется. При этом учитываются результаты лишь при самостоятельном решении ребёнком поставленной задачи без наводящих вопросов и руководящих указаний взрослого [15, 28, 10].

Знания рассматриваются как обобщённое отражение объективного мира, окружающей его действительности в сознании ребёнка.

На основе анализа научно-методической литературы можно выделить следующие разделы базового минимума, который должен знать ребёнок старшего дошкольного возраста [2, 14-16]:

1. Знания о физических упражнениях: основные виды движений, названия и исходные положения упражнений и правила безопасности при выполнении физических упражнений.

2. Знания о здоровье, своём физическом состоянии и средствах воздействия на него: основные признаки здоровья, знания о режиме дня и питании, основные средства закаливания, знания о вредных привычках, вредной пищи и их влияние на организм, знания о признаках заболеваний и знания о своём организме.

3. Знания о личной гигиене: основные правила личной гигиены, предметы личной гигиены и основные действия выполнения гигиенических процедур.

4. Знания о своих физических возможностях: уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку и правила самостоятельной организации двигательной деятельности.

5. Знания об Олимпийском движении: история об Олимпийских играх, виды спорта летних и зимних Олимпийских игр и знания об Олимпийском движении в Республике Беларусь.

Знания являются одним из наиболее важных компонентов физической культуры личности. В области физической культуры они выступают необходимым условием формирования потребностей сознательно применять физические упражнения и овладевать ими, а также правильно относиться к своему здоровью, вести здоровый, активный образ жизни, соблюдать личную гигиену. Чем более полными и точными являются знания учащихся, тем выше качество и результат формирования двигательных умений и навыков на уроках физической культуры и здоровья [2, 15].

Сформированность широкого комплекса знаний в сфере физической культуры, здорового образа жизни и спортивного поведения закладывает фундамент в становление когнитивного компонента физической культуры школьников в образовательном процессе: учащийся на своем личном опыте убеждается в необходимости средств физического воспитания для удовлетворения своих потребностей быть здоровым, физически развитым и подготовленным [14, 16].

Цель исследования: определить уровень сформированности когнитивного компонента личностной физической культуры старших дошкольников.

Методы и организация исследования. Организация исследования представлена проведением диагностического анкетирования через разработанные авторами тестовые заданиями, составленные с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Чечерска».

Результаты и их обсуждение. Исследования проводились на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Чечерска». В эксперименте приняли участие 35 воспитанника старшего дошкольного возраста, из них 15 мальчиков и 20 девочек, с I и II группами здоровья и с основной группой по физкультуре.

Уровень когнитивного компонента определялся с использованием метода анкетирования через разработанные авторами анкеты с тестовыми заданиями, составленные с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В исследовании были использованы 5 тестов по следующим направлениям: знания о физических упражнениях, о здоровье, о личной гигиене, о физических возможностях и об Олимпийском движении. Фрагмент теста с заданием представлен на рисунке 1.

Обведи определённым цветом. Ходьба - зелёный, бег - красный, прыжки - сшшй, броски - жёлтый, ловля - розовый, ползание - чёрный, лазание - коричневый.

Выбери картинки, где видно, что человек здоров

Найди символы Олимпийских игр. Нужное обвести

Рисунок 2 - Фрагмент тестового задания на определение уровня сформированности

физкультурных знаний

При разработке тестовых заданий использовались рекомендованные министерством образования методические пособия: такие как «Моя столица» [4] и «Умней-ка» [18]. Определение уровня сформированности когнитивного компонента определялось на основе балльной оценки (Таблица 1).

Таблица 1 - Количество правильных ответов в тестовых заданиях

№ вопроса в тесте Количество правильных ответов в тестовых заданиях

№1 №2 №3 №4 №5

1 7 3 4 4 4

2 6 7 4 3 5

3 7 3 3 3 3

4 7 4 3 3 14

5 6 4 3 3 6

6 5 11 — 11 6

7 5 - - — —

8 5 - — — —

Итог 48 32 17 27 38

Обработка полученных результатов проводилась, опираясь на следующие правила:

а) за каждый правильный ответ выставляется 1 балл;

б) если ребёнок выбрал все варианты и правильные и не правильные ответ не засчитывается, выставляется за задание 0 баллов, т.к. скорее всего он не понял задание;

153

в) если ребёнок совершил ошибку, то за каждую ошибку отнимается 0.5 балла, например, выбрано 3 правильных ответа и 1 неправильный, то выставляется 2,5 балла;

г) если в задание все ответы неправильные, то за задание ставится 0 баллов, не отнимая за каждый 0,5 балла.

Для более точной оценки уровня сформированности каждого раздела, когнитивного компонента, была разработана специальная шкала, представленная в таблице 2.

Таблица 2 - Определение уровня знаний по набранным баллам

№ теста Низкий (1 балл) Средний (2 балла) Высокий (3 балла)

1 1-14 15-30 31-48

2 1-10 11-21 22-32

3 1-5 6-11 12-17

4 1-9 10-18 19-27

5 1-12 13-25 26-38

Общий уровень 5-7 8-12 13-15

После определения уровня знаний по каждому разделу высчитывается общий уровень, путём сложения полученных баллов по каждому разделу. Максимальный балл по общему уровню знаний равен 15 баллам.

Результаты применения данных тестов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Средний показатель знаний у детей старшего дошкольного возраста

№ Виды знаний Пол Результат X ±ст Уровень развития Общий уровень развития

1 Физические упражнения М 43,40±3,87 Высокий Высокий

Д 43,76±3,29 Высокий

2 Здоровье М 27,00±3,23 Высокий Высокий

Д 29,00±1,97 Высокий

3 Личная гигиена М 14,00±1,77 Высокий Высокий

Д 15,00±1,41 Высокий

4 Физические возможности М 15,60±4,03 Средний Средний

Д 19,00±2,69 Высокий

5 Олимпийское движение М 21,67±3,69 Средний Средний

Д 25,47±2,59 Высокий

6 Общий уровень М 13,13±0,92 Высокий Высокий

Д 14,20±0,86 Высокий

Анализируя данные, полученные в результате исследования, мы видим, что высокий уровень развития когнитивного компонента наблюдается в трех из пяти видов знаний у мальчиков и во всех видах у девочек. Средний уровень физкультурных знаний наблюдается только у мальчиков в результатах тестирования по знаниям о физических возможностях - 15,60±4,03(средний) и по знаниям об Олимпийском движении -21,67±3,69(средний).

При диагностике знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста, было выявлено, что общий уровень сформированности когнитивного компонента находится на очень высоком уровне и составил 90,7% из 100 возможных. Это свидетельствует о том, что работа руководителя физического воспитания проводится на достаточно высоком уровне и в образовательном процессе дошкольного

физического воспитания применялись занятия, направленные на повышение уровня физкультурных знаний детей.

Таблица 4 - Уровень когнитивного компонента у старших дошкольников в процентном соотношении от общего количества человек (п)

№ Уровень знаний Мальчики, п=15 Девочки, п=20 Всего (п=35.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кол-во процент кол-во процент кол-во процент

1 Высокий 13 86,7% 20 100% 33 94,2%

2 Средний 2 13,3% 0 - 2 5,8%

3 Низкий 0 - 0 - 0 -

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что уровень когнитивного компонента у детей старшего дошкольного возраста составил: у мальчиков с высоким уровнем - 13 человек, со средним уровнем - 2 человека; у девочек с высоким уровнем -все 20 человек. Общее количество детей с высоким уровнем составил 33 человека и со средним уровнем - 2 человека.

Заключение. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что проблема формирования и развития когнитивного компонента остается весьма актуальной. Результаты полученных исследований показывают высокий уровень развития физкультурных знаний у старших дошкольников в исследуемой группе, что свидетельствует в пользу высокого уровня организации учебно-познавательной и физкультурной деятельности, проводимой в данном дошкольном учреждении.

При разработке процесса формирования когнитивного компонента рекомендуется делать акцент на такие разделы как: знания о физических возможностях и знания об Олимпийском движении, так как по результатам исследования именно в данных разделах наблюдается наименьший уровень знаний по сравнении с другими разделами.

Рекомендуется уделять больше внимания на разработку материалов и расширению разнообразия форм проведения физкультурно-оздоровительных занятий. Они должны быть в доступной для ребёнка форме, яркими и запоминающимся. Наибольший эффект в запоминании материала достигается с помощью наглядных пособий, видео материалов либо дидактических игр, а также при проведении физкультурно-познавательных занятий в форме интеллектуальных эстафет.

Полученными результатами исследования могут пользоваться руководители физического воспитания в дошкольных учреждениях, а также учителя физической культуры и здоровья в младших классах, применяя их на своих уроках, в разработке спортивных мероприятий, игр, эстафет, классные руководители - при планировании тематики собраний с классом, тренеры спортивных секций, а также родители обучающихся - при выборе определенных видов спорта и дополнительных занятий по физической культуре.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб. - 2008 - 311 с.

2. Безбородкин П. В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: дис. .. .канд. пед. наук. - РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. -2000.- 238 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. [и др.]: Питер. - 2008.- 398 с.

4. Горелова Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет): уч. наглядное пособ. Минск: «Народная асвета». - 2011.- 26 с.

5. Гусинец Е.В., Енченко И.В. Особенности рынка услуг физической культуры в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. - 2017. - № 2(101). - С. 158-162.

6. Гусинец Е.В., Казанцева Н. С., Дергунова Н. В. Физическая культура и спорт в экономике и жизни общества Республики Беларусь. Современное состояние проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва. МИИТ: Изд.-во «Перо» - 2016. - С. 70-74.

7. Дворкина Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза: дис. д-ра пед. наук: 13.00.04. Майкоп. - 2015.- 448 с.

8. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: Учебное пособие. Архангельск: АГТУ. - 2006. - 128 с.

9. Енченко И. В., Гусинец Е.В. Анализ развития спортивно-оздоровительных услуг в России и за рубежом. Детско-юношеский туризм: образовательные технологии: сб. науч. трудов по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург. - 2017.- C. 7786.

10. Зайцева М.А. Формирование личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств танцевальной аэробики : дис. канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар. - 2015.- 292 с.

11. Логвина Т.Ю., Врублевский Е.П., Костюченко В.Ф. Организационно-методическая направленность процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016.- № 8 (138). - С. 116-121.

12. Маркова И.А., Врублевский Е.П., Севдалев С.А. Основы двигательного режима младших школьников. Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса: сб. матер. межд. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ. - 2015. - С. 69-71.

13. Матвеева А. В. Формирование физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учётом их половых различий: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. -2008. - СПб. - 250 с.

14. Мисюра A.A., Сформированность физкультурных знаний учащихся групп продленного дня. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. (1). - 2019.- С. 23-31.

15. Мисюра А. А. Мониторинг физкультурных знаний учащихся 2 классов групп продленного дня. Наука и спорт: современные тенденции. Т. 22. №.1.- 2019. - С. 47-52.

16. Мисюра А.А., Врублевский Е.П. Показатели сформированности физкультурных знаний учащихся 3-х классов групп продленного дня. Физическая культура и спорт: теория и практика. -2019.- № 2 (6). - С. 83-89.

17. Чернышенко Ю. К., Кузнецова В. Е. Теоретико-прикладные предпосылки разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №6 (136). -С. 186-190.

18. Шишкина В.А. Умней-ка. 5-6 лет. Мозаика здоровья. Минск: НИО. Аверсэв. -2018. - 32 с.

19. Alexandr A., Sergij T., Olena O. Role of physical education on the formation of a healthy lifestyle outside of school hours. Journal of Physical Education and Sport. - 2016.-№16(2). - С. 335.

20. Chanal J., Cheval B., Courvoisier, D. S., & Paumier D. Developmental relations between motivation types and physical activity in elementary school children. Psychology of Sport and Exercise. - 2019. - №43.- С. 233-242.

21. Cvejic D., Ostojic S. Effects of the FITT program on physical activity and health-related fitness in primary school age children. Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport. - 2018. - №15(3). - С. 437-451.

22. da Costa B. G., da Silva K. S., George A. M., de Assis M. A. A. Sedentary behavior during school-time: Sociodemographic, weight status, physical education class, and school performance correlates in Brazilian schoolchildren. Journal of science and medicine in sport. -

2017. - №20(1). - С.70-74.

23. Gao Z., Lee A. M., Solmon M. A., Zhang T. Changes in Middle School Students' Motivation toward Physical Education over One School Year. Journal of Teaching in Physical Education. - 2009. - № 28. - С. 378-399.

24. Gu X., Solmon M. Motivational Processes in Children's Physical Activity and Health-Related Quality of Life. Physical Education and Sport Pedagogy. - 2016. -№ 21. - С. 407-424.

25. Husinets E.V., Kostjuchenko V.F. Vryblevskiy E.P. Management of training process of the qualified sprint runners on the basis of miometrical indicators of muscular system. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. - Vol. 87.- №.5.- С. 30-34.

26. Lux M.C. How to raise the status of physical education at your school. Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2010. -№ 81. - С. 40-43.

27. Misjura A., Vrublevskiy E. Research of physical development, functional state and lifestyle of students. Sports bulletin of Dnieper. - 2018. - №. 2. - С. 74-80.

28. Misyura A.A., Vrublevskiy E.P. Physical culture in the life of elementary school pupils. Sportivnij visnik Pridniprov'ya. - 2019. - № 3. - С. 197-203.

29. Moskalenko N., Demidova O., Yelisieieva D The innovative technology of strengthening the health of senior school children during independent classes of physical education. Polish Science Journal (Issue7, 2018). Warsaw: Sp.zo.o. "iScience". - 2018. - С. 120125.

30. Pangrazi R. P., Beighle A. Dynamic physical education for elementary school children. Human Kinetics Publishers. - 2019. - 742 с.

31. Tanaka C., Reilly J. J., Tanaka M., Tanaka S. Seasonal changes in objectively measured sedentary behavior and physical activity in Japanese primary school children. BMC Public Health. - 2016. - №16(1). - 969с.

32. Vrublevky E., Misyura A., Kodzhebash V. Lifestyle of students of F. Skorina Gomel State University by the results of the application questionnaire. Adaptation opportunities of children and youth: materials XII international academic and research conference. Odessa. -

2018. - Part 2.- С. 42-45.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.