Научная статья на тему '2016. 04. 002. Сионгару Э. Наука права в контексте глобализации. Ciongaru E. Sience of law in context of globalization // eirp (International Conference on european integration) Proceedings. - Danubius, 2015. - vol. 10. - p. 167-172'

2016. 04. 002. Сионгару Э. Наука права в контексте глобализации. Ciongaru E. Sience of law in context of globalization // eirp (International Conference on european integration) Proceedings. - Danubius, 2015. - vol. 10. - p. 167-172 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ПРАВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК / МИРОВОЕ СУДЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загоруйко К. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 002. Сионгару Э. Наука права в контексте глобализации. Ciongaru E. Sience of law in context of globalization // eirp (International Conference on european integration) Proceedings. - Danubius, 2015. - vol. 10. - p. 167-172»

ство права и что это будет внутренняя тирания. Коэн, как и многие другие, беспокоится о якобы встроенных воинственных и империалистических тенденциях мирового правительства. К сожалению, этот критицизм игнорирует многие инновационные идеи космополитических реформаторов, касающиеся возможности мирного (и, может быть, эволюционного) пути к зрелой глобальной политии. Он также игнорирует некоторые свидетельства того, что глобальное государство-формация (state-formation) уже имеет место. Конечно, в нынешних условиях любая попытка создать мировое государство закончится ужасным политическим насилием. То же самое можно сказать о многих других потенциально желаемых долгосрочных институциональных устремлениях, т.е. о более эгалитарной глобальной экономике или радикальном пересмотре гендерных отношений. Однако радикальные устремления иногда бывают ценными, даже если они поднимают сложные моральные и политические вопросы. Такой критицизм, возможно, сталкивается с хорошо обоснованным отрицанием обычного видения суверенитета как статичного и неизменного. Если ключевая нормативная функция суверенитета состоит в том, что он помогает сохранить самоопределение и политическую автономию, зачем догматически препятствовать возможности новой «монистской» глобально обоснованной форме космополитического суверенитета сделать это?

Глобальное демократическое государство сегодня действительно утопично. Однако, полагает автор, следует думать не только о починке существующего глобального порядка, но и о его перспективном усовершенствовании в более однозначном космополитическом направлении.

К.Ф. Загоруйко

2016.04.002. СИОНГАРУ Э. НАУКА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

CIONGARU E. Sience of law in context of globalization // EIRP (International conference on European integration) proceedings. - Danubius, 2015. - Vol. 10. - P. 167-172.

Ключевые слова: глобальное право; глобализация; правовой порядок; нормативный порядок; мировое судебное пространство.

Автор статьи, доктор философии и научный сотрудник Румынской академии правовых исследований Эмилиан Сионгару,

считает, что смысл границ государства не в обозначении неприкосновенного пространства территории. Государство неизбежно становится частью целого глобализованного мира и его пространства, включающего потоки капиталов, товаров, информации, культур, влияние личностей. Все эти потоки выступают как рычаги власти для тех, кто знает, как их порождать, управлять ими и делать их значимыми. В связи с этим в последние годы возросла мобильность права, участвующего в урегулирования некоторых разногласий между соседями, в организации перемещения капиталов, товаров, информации, людей между странами и континентами. Концепция глобализации права исходит из необходимости безопасного течения таких потоков и предотвращения потенциальных рисков, возникающих из спорных ситуаций.

Большинство проблем, которые люди ассоциируют с глобализацией, связано с проникновением рыночных ценностей в те области, куда они традиционно не проникали. Феномен глобализации может быть определен как совокупность структур и экономик, социальных, технологических, политических, правовых и культурных процессов, которые порождаются изменяющимся характером производства, потребления и торговли. Однако глобализация сопровождается снижением безопасности по всем показателям. Имеется в виду глобализация организованной преступности (трафик оружия, наркотиков, торговля людьми), радикализация этнического и религиозного фанатизма, терроризма.

Глобализация может влиять и на демократию, делая возможной замену диктатуры национальных элит международной финансовой диктатурой. Тревожными являются признаки фрагментации и ослабления социальной согласованности, регионализм на больших пространствах планеты, рост числа финансовых и экономических кризисов с негативными последствиями для социальной и политической жизни, включая опасность дезинтеграции государств.

Наднациональные организации становятся все более мощными и более независимыми от государств, которые их финансировали в течение многих лет. Международный валютный фонд, Всемирный банк влияют на формирование национального права, особенно в посткоммунистических странах. По мнению экспертов, возможна политическая организация нового международного сообщества в виде мирового государства или мирового правительст-

ва. В связи с этим возникают озабоченности по поводу независимости правосудия и его способности реализовать право, что имеет два объяснения.

Во-первых, феномен глобализации, усиливая конвергенцию юридических систем, формирует правовое пространство и общие правовые инструменты на континентальном и региональном уровнях, укрепляя институты сотрудничества. Все это влечет за собой сближение концепций судейской независимости и несменяемости судей, укрепляет их роль в демократическом государстве.

Во-вторых, во всех государствах исполнительные органы власти пытаются в политических целях прямо или косвенно влиять на судебную власть, особенно через механизм назначения и поддержания магистратов, что негативно сказывается на общих принципах права и наносит вред правоприменению.

Деятельность судей зачастую зависит от занимаемой ими позиция по отношению к политической власти и от ограничений, налагаемых на нее судейской деятельностью.

Фундаментальные принципы правового порядка - справедливость, лояльность, доступ к правосудию, право на защиту - образуют новую универсальную модель разрешения споров. С концептуальной точки зрения правовой порядок (the legal order) не следует смешивать c конкретным правопорядком, они различаются как сфера и содержание. Правовой порядок как область применения права отражает позицию государства как политической организации общества, активизирует институциональные ресурсы для реализации принуждения как в частной, так и в публичной сферах и всегда отсылает к правопорядку, обусловленному этими процессами. Связь между правовым порядком и правопорядком - не всегда совершенная и двусторонняя, - допускает определенную независимость правопорядка.

Общие принципы права составляют основу правовой системы, которая обеспечивает единство всего общества, однородность, согласованность, поддерживает жизнедеятельность всей социальной системы. Существование общих принципов права неоспоримо. Но в ходе своего исторического развития, как считает Л. Д. Кон-стантинеско, юридическая наука в отличие от всего окружающего мира претерпела обратную эволюцию: из универсальной юридической науки она превратилась в национальную, из общей науки - в

партикулярную (цит. по: с. 168). Право оказалось под влиянием двух противоречивых тенденций: глобализации и охраны суверенитета государства и его автономии. А третьим трендом выступает утверждение, что право само по себе становится типовой формулой мировой организации.

Однако постулаты права не способны существовать вне мира, в котором мы живем. Ситуация, когда одна правовая позиция полностью отделена от другой, иллюзорна. Несмотря на все барьеры - политические, социальные или военные - хотя бы минимум взаимовлияния между различными правовыми подходами сохраняется. Сегодня невозможно автономно управлять компанией, изолированно от других наций и государств. Международная кооперация, межправительственные и надгосударственные организации, мультикультурализм и мультилингвизм стали фактами современной политической жизни.

Государство и право более не могут воплощать ценности десяти- или двадцатилетней давности. Сегодня в мире существует десяток ассоциаций региональных государств, различающихся между собой по уровню кооперации или институционализации. В этих условиях наука права переступает пределы и нормы конкретного национального государства, что может быть ему полезно, а его опыт, в свою очередь, может быть востребован другим государством.

Требуются новые подходы, противоположные ошибочной идее правовой трансплантации, когда заимствованный институт встраивается в новую правовую систему, оставаясь тем же самым и выполняя те же самые функции. В этом случае возможны два решения: отторжение или интеграция.

Принцип комплементарности правовых норм - весьма эффективный механизм оценки способности правовых систем найти лучшее решение таких правовых проблем на глобальном уровне, как трафик оружия, отмывание денег, коррупция, терроризм, наркотики. Обращение к трансплантации правовых институтов других государств для обеспечения эффективности действия правовых норм может сформировать уникальное общее судебное пространство посредством создания унифицированных правовых процедур. Примером такой процедуры может служить европейский ордер на арест (the european arrest warrant).

Создание международного судебного пространства путем ассимиляции некоторых конкретных правовых норм позволит ускорить появление международного правосудия.

Глобализация права является открытым пространством для маневра, в котором национальные стратегии нацелены на обеспечение правового порядка. Является ли понятие «правовой порядок» синонимичным понятию «нормативный порядок»? Исходя из факта, что любое государство представляет собой правовой порядок, такая атрибуция относительна, потому что при определенном со-циополитическом условии правовой порядок может быть опрокинут, заменен другим без вмешательства государства как политической организации конкретного общества. Более того, он может быть оценен как инволюционная стадия, которая сместит данное государство в результате смены его правового порядка, воспринимающего этот порядок как публичный порядок (public order).

Правовой порядок - это формальная легитимация, потому что правовые нормы, на основе которых действует такой порядок, создаются в соответствии с основной нормой права, которая предполагается фундаментальной. Правопорядок может быть изменен насильственным путем посредством реальных социальных действий (военный мятеж, революция, контрреволюция или гражданская война). Поскольку может потребоваться новый публичный порядок, будет необходим набор первичных норм, которые бы обладали способностью принять новую фундаментальную норму и на ее основании установить этот новый порядок.

Глобализация права и правосудия ведет к появлению глобального процессуального права, что объясняется, с одной стороны, необходимостью поддержания социального мира в глобальном мире и, с другой - наличием определенного притяжения между правовыми культурами и желанием сгладить различия правовых систем. Главная мотивация в том, что основой различных национальных систем права выступают общие и глобальные принципы справедливости. Находясь под влиянием некоторых международных документов, решений региональных или международных или транснациональных / региональных судов, эти принципы превалируют над национальными, демонстрируя как бы возврат к a jus commune, что в будущем явится основой глобальной судебной системы, сопровождаемой становлением правового сообщества. Все

это может быть достигнуто относительно легко, поскольку уже заметна роль судебной кооперации между государствами. Имеются в виду трансплантация правовых инструментов и институтов, создание международных информационных комиссий, длительное обучение и обмен опытом юристов различных заинтересованных стран, установление общего порядка юриспруденции для возможности анализировать и решать общие возникающие проблемы, создание международных судов, прямое признание иностранных судебных решений.

Глобализация права в итоге оформится в феномен использования любой правовой нормы, полезной для решения конкретных глобальных проблем. Она открывает новые горизонты для суверенных государств, которые осознают ценность и место в группе наций в понятиях влияния и независимости. Эффективность и обоснованность права, но также и его применение в рациональной и убедительной форме являются принципами, которые превалируют над независимостью и достоинством каждого национального закона. Постоянная взаимная оценка правовых систем и восприятие норм, которые полезны в общих и глобальных делах, создают прочные связи между общим и конкретным, ведут к возникновению глобального права. Оно будет материализовано только в конкретных делах, в которые просят вмешаться, чтобы обсудить доказательства судей как главных интерпретаторов трансплантированных норм (с 172).

К.Ф. Загоруйко

2016.04.003. БЕЛОУСОВ С.А. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС (ДОКТРИНА. ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА) / Под ред. И.Н. Сеня-кина; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов, 2015. - 472 с.

Ключевые слова: система российского законодательства; законодательный дисбаланс; формы и уровни законодательного дисбаланса.

В монографии раскрываются: методология исследования феномена законодательного дисбаланса; закономерности формирования, трансформации и устранения процессов разбалансированности в российском законодательстве; понятие, признаки, формы и уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.