Научная статья на тему 'Наука права в контексте глобализации. (обзор)'

Наука права в контексте глобализации. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СУВЕРЕНИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загоруйко К.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука права в контексте глобализации. (обзор)»

нальном уровне и одновременно с этим требуют, однако, сравнительного «раскрытия» правоприменения. Способствовать этому могло бы рассмотрение конкретного дела многонациональным судебным составом.

Опыт последнего столетия выливается, таким образом, в ожидание дальнейшего развития сравнительно-правового метода.

М.А. Белова

2018.01.003. ЗАГОРУЙКО К.Ф. НАУКА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: глобализация; глобализация права; правовая теория; конституционализм; суверенитет.

Глобализация - совокупность процессов, ведущих к мировой экономической, социальной, культурной и политической интеграции. Ее суть в том, что она «сжимает пространство», размывая границы, оказывая воздействие как на глобальные социальные отношения, так и на природу права. Глобализация порождает множество вопросов и озабоченностей в отношении полномочий государства, индивидов и международных организаций; жизнеспособности конкретных национальных подходов к праву; социального благосостояния и политической власти; формирования идеологии глобальной социальной политики, глобальной экономики и ее последствий для социального неравенства; легитимности глобальных институтов и эффективности национальных; возможности и необходимости глобального правосудия и т.д. [5].

Что же является главной причиной глобализации права: политическая и экономическая мощь конкретной страны или качество права? По мнению китайских ученых, условием успешной интеграции права является его высокое качество и соответствующая социальная основа страны-реципиента. Для такой страны легче воспринять абстрактную концепцию или принцип, нежели конкретный институт. Игнорирование социальной основы ведет к взаимному напряжению между воспринятыми системами права и традиционными локальными формами социальной организации [4].

Тем не менее глобализация и идеи правового плюрализма способствуют пониманию этой взаимосвязи и созданию более инклюзивного правового знания. Это побуждает западную правовую

мысль к признанию разнообразия нормотворческих источников права, повышает интерес к системам и институтам других государств, является вкладом в развитие правовой теории, учитывающей разнообразие традиций [5].

Множество источников и типов норм, регулирующих поведение в глобальном пространстве, ведет к появлению новых форм права, таких как «транснациональное» или «глобальное» право.

По мнению Ф.Д. Гарсиа, глобализация права сопровождается обширной интерпретацией правотворческих процессов, ибо невозможно выделять типы права просто согласно их географическому, национальному или международному источникам. Нельзя разделить и универсум права на две системы - национальную и интернациональную. В своей работе Гарсиа попытался набросать контуры «глобального» (или «постнационального» и «постмеждународного») ландшафта правовых норм, институтов, структур и процессов, которые могут возникнуть [3]1.

Одни ученые считают, что действительно существует нечто, называемое глобальным правом, сосредоточенное в сложной смеси национальных и международных правил и процессов, управляющих глобальной экономикой. Это право существует как мульти-культурное, мультинациональное, мультидисциплинарное правовое явление, уходящее корнями в международное и сравнительное право и возникающее посредством международной правовой практики, ускоренной глобализацией мировой экономики. Другие полагают, что глобальное право - это новый правовой порядок, разновидность глобального правового федерализма, обусловленного глобализацией права, политики и общества. Посредством таких системных принципов, как «универсальность, солидарность, суб-сидиарность и горизонтальность», глобальное право вносит порядок в общественные отношения (включая и системы национального права) в глобальном пространстве. Сердцевина глобального права и его требований, заключает Гарсиа, в его стремлении основываться на правах человека возникающего глобального сообщества [там же].

1 Реферат статьи Ф.Д. Гарсиа подробнее см.: Гарсиа Ф.Д. Право глобализации: Транснациональное, глобальное или и то и другое // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Сер. 4: Государство и право: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - № 2. - С. 7-14.

Глобальному праву, с точки зрения М. Ксифарас1, присуща, прежде всего, неопределенность, поэтому оно и воспринимается неоднозначно. Его ассоциируют с продвижением универсального человеческого достоинства, собственности и свободы договора. Связывают также с униформизацией мира посредством распространения общего права, стандартизации правовых практик большими транснациональными компаниями, с обращением к частному правосудию в международных коммерческих отношениях, с производством правовых норм самими частными акторами [8, с. 218]. Для одних глобальное право - это приход радужного будущего человечества, обеспечивающего каждому развитие и процветание. Для других - это взрыв неравенства, систематическое разграбление природных ресурсов, экологическая катастрофа, разрушение государства с его социальной политикой и демократическими институтами, агрессивная и жесткая экспансия западной цивилизации, стандартизация культуры и бесконечные войны [там же].

Глобальное право, утверждает М. Ксифарас, нельзя сводить к интересам, проектам, идеологиям, которые вкладываются в него в данный момент. Глобальное право изобретает океан практик и правовых форм, не представляющих собой консолидированного блока. Он весьма противоречив, полон оттенков, открыт множеству гетерогенных интересов, проектов, ценностей, идеологий. Понятие глобального права также означает возможную конвергенцию категорий и административных практик в мировом масштабе.

Для юридической науки в целом следствием глобализации явилось то, что право оказалось разделенным между двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, глобализацией, все более провозглашаемой всепланетной интеграцией, а с другой -суверенным государством и его автономией. А третьим трендом выступает провозглашение самого права как типовой формулы мировой организации [1, с. 168].

Вместе с тем ученые осознают опасения, вызываемые глобализацией. Это и глобализация организованной преступности, радикализация этнического и религиозного фанатизма, терроризм. Гло-

1 Реферат статьи М. Ксифарас подробнее см.: Ксифарас М. Глобальный поворот в правовой теории // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература:. Сер. 4: Государство и право: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - № 3. - С. 16-21.

бализация превращает культуры в субкультуры. Ее негативные аспекты множественны, и в этом плане она предстает неконтролируемым процессом, могущим привести к экономическому хаосу и экологическому опустошению. Глобализация может влиять и на демократию - становится возможной замена диктатуры национальных элит международной финансовой диктатурой. Тревожным является феномен фрагментации и ослабления социальной согласованности, регионализма на больших пространствах планеты. Открытие международного судебного пространства прокладывает курс международному правосудию, но в то же время подводит более слабые государства под доминирование более мощных [1, с. 170].

Глобальное право часто ассоциируется с утратой влияния государства, а подчеркивание в его определениях над - или транс измерений означает не только то, что оно развивается на мировом уровне, но и то, что оно существует независимо и помимо воли государства. В связи с этим некоторые справедливо говорят о «негосударственном праве». Поэтому важно рассмотреть место государства в процессе развития глобального права. Почти нет западных исследований, касающихся вопросов глобализации права, где бы государство и его суверенитет не рассматривались, хотя и с некоторыми оговорками, в качестве досадных препятствий [8, с. 220].

Тем не менее, отмечает М. Ксифарас, редко можно наблюдать правовой феномен, который был бы независим от национальных правопорядков. Например, с точки зрения глобального налогового права суверенитет государства может выступать источником права и политического авторитета. Используемые практики глобального права ведут не к «смерти государства», а к его «интеграции в глубокий и радикально измененный правовой контекст, который обращает его прерогативы в перспективы, в то же время предлагая ему новые механизмы действия» [там же]. «Глобальное право есть пост-государство, не потому что исчезли государства или перестали быть полезными... а потому, что глобальное право является правовой средой, внутри которой теперь государства действуют. Государственный суверенитет. обретает относительный и сдержанный вид. а глобальное право связано. с помещением его в перспективу государственного суверенитета» [8, с. 221-222].

П.С. Берман тоже рассматривает современный мир как правовую гибридность в виде переплетения правовых полномочий правящих режимов, различных акторов, норм и процессов, явившуюся следствием глобализации. Наше понимание права связано с фикциями «автономных, территориально четких сфер», и мы полагаем, что деятельность акторов подпадает под правовую юрисдикцию только одного режима. Но в реальности мы управляемся многочисленными, конвергирующими и расходящимися правовыми нормами из различных источников права - национальных, региональных и международных. Автор называет этот процесс юрисдик-ционной гибридностью, предлагая обуздать ее мощь, не разрушая ее, а используя [7].

В интересах более широкой глобальной точки зрения в исследованиях права и общества Е. Дэриан-Смит предлагает отойти от государственно-центричной или ограниченной государством интерпретации права. Анализ функционирования права внутри и помимо национальной юрисдикции открывает возможности для обсуждения новых форм законности, которые могут не вполне коррелировать с основанными государством правовыми институтами или понятиями гражданства [2, с. 8-9].

Обращение к глобальной правовой перспективе, отмечает Дэриан-Смит, не означает, что государства и их законность менее важны в XXI в. «Отличие лишь в том, что модернистский миф о суверенности государств и их самостоятельности внутри Вестфальской международной системы более не действителен, как и миф о том, что государство представляет одну правовую систему и содержит внутри себя одну-единственную культурную интерпретацию права» [2, с. 9].

С целью дополнить концепцию нации-государства или вовсе отказаться от нее в западной литературе предлагаются новые версии глобального управления. Сторонники прав человека и конституционализма на глобальном уровне стремятся перестроить глобальные институты в соответствии с космополитическими направлениями. Д. Коэн считает верным направлением «конститу-ционализацию международного права». В ее книге «Глобализация и суверенитет: Переосмысливая законность, легитимность и кон-

ституционализм»1 выдвигается концепция «глобального дуализма», демонстрирующая преимущества негосударственных глобальных федераций, в которых суверенные государства могут сотрудничать в решении общих проблем на основе пока ограниченной, хотя и потенциально новаторской конституционализации глобального управления. Такая реформа могла бы создать глобальный порядок, более приспособленный для защиты законности, прав человека и политической автономии. У. Шойерман2, анализируя этот подход, отмечает, что, несмотря на многие достоинства идей Коэн о реформах, она иногда несправедливо оценивает взгляды институциональных космополитов, которые стремятся к потенциально большим изменениям нашего глобального порядка, чем ей кажется желательным. Глобальное демократическое государство сегодня действительно утопично. Однако следует думать не только о починке существующего глобального порядка, но и о его перспективном усовершенствовании [6, с. 118].

Список литературы

1. Ciongaru E. Science of law in context of globalization // EIRP (International conference on European integration) proceedings. - Galati, 2015. - Vol. 10. -P. 167-172.

Сионгару Э. Наука права в контексте глобализации.

2. Darian-Smith E. Laws and societies in global contexts: Contemporary approaches. -Cambridge: Сambridge univ. press, 2013. - 422 p.

Дэриан-Смит Е. Законы и общества в глобальных контекстах: Современные подходы.

3. Garcia F.J. Globalization's law: Transnational, global or bouth? // Forthcoming in the global community: Yearbook of international law & jurisprudence 2015. -Oxford: Oxford univ. рress, 2016. - Vol. 1, N 1. - Mode of access: http:// lawdigitalcommons.bc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2010&context=lsfp Гарсиа Ф.Д. Право глобализации: Транснациональное, глобальное или то и другое?

1 Cohen J.L. Globalization and sovereignty: Rethinking legality, legitimacy and

constitutionalism.- Cambridge, 2012.

2

Реферат статьи У. Шойермана см.: Шойерман У. Глобализация, конституционализм и суверенитет // Право в условиях глобализации: Новые научные подходы и практики: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. - М., 2016. - С. 77-89.

4. Guo Rui, Hu Xiaoqian. Globalization of law: a Chinese perspective. Duncan Kennedy's three globalizations in theory and in practice: a Chinese perspective // Frontiers of law in China. - Beijing, 2014. - Vol. 9, N 4. - P. 536-559.

Гуо Руи, Ху Ксиокиан. Глобализация права: Китайская точка зрения. Три глобализации в теории и практике Дункана Кеннеди: Китайский взгляд.

5. Ugochukwu B.E. From reaction to agency: A 'subaltern' response to William Twining's globalisation and legal scholarship // Osgoode legal studies research raper series (OLSRPS). - Toronto, 2014. - N 50. - P. 549-565. - Mode of access: http://digitalcommons.osgoode.yorku.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1049&context =olsrps

Угочукву Б.Е. От реакции к действию: Ответ «подчиненного» на «Глобализацию и правовое знание» Уильяма Туайнинга.

6. Scheuerman W.E. Globalization, constitutionalism and sovereignty // Global constitutionalism. - Cambridge, 2014. - Vol. 3, N 1. - P. 102-118.

Шойерман У. Глобализация, конституционализм и суверенитет.

7. Xavier S. [Recensio] // Journal of international law. - Harvard, 2013. - Vol. 24. -P. 981-987. - Rec. ad op.: Berman P.S. Global legal pluralism: A jurisprudence of law beyond borders. - N.Y.: Cambridge univ. press, 2012. - 356 p. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2333788

Ксавье С. Рецензия на книгу: Берман П.С. Глобальный правовой плюрализм: Юриспруденция поверх границ.

8. Xifaras M. The global turn in legal theory // Canadian journal of law and jurisprudence. - Toronto, 2016. - Vol. 29, N 1. - P. 215-243.

Ксифарас М. Глобальный поворот в правовой теории.

2018.01.004. УОЛКЕР Н. ПРИЗНАКИ ГЛОБАЛЬНОГО ПРАВА. WALKER N. Intimations of global law. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2015. - 212 p.

Ключевые слова: глобализация; транснациональное право; глобальное право.

Нэйл Уолкер - профессор королевской кафедры публичного права Эдинбургского университета - исследует формирующийся вид права - глобальное право, направленное на установление глобальной юрисдикции, ослабление любых международных или транснациональных ограничений

Присутствие глобального права автор обнаруживает и в структурах международного права, претендующих на планетарный охват, не зависящих от согласия государств, и в новых концепциях глобального конституционного права и прав человека, и в возрожденных понятиях jus gentium, и в глобальном верховенстве права. Оно также прослеживается в поисках общих норм «правового плю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.