мер постоянное количественное увеличение существующих знаковых систем и их разновидностей, рост числа используемых знаков как следствие специализации их значений. Имеет также место усложнение формы знаков, тенденция к перенесению систем знаков. Искусственные знаки имитируют природные знаки. Появляются все новые семиотики, в которых объединяются возможности разных других знаковых систем (объединение кукольного и актерского театра, например), Изучение формы, содержания, эволюции и современных особенностей функционирования отдельных знаков и знаковых систем позволяет сделать выводы, важные не только для собственно семиотики, но и для смежных областей знания, например об особенностях человеческого мышления. Применение семиотического подхода даст возможность рассматривать многие явления разносторонне и многоаспектно.
Ю.Н. Марчук
2013.01.004. АТАМАНОВА Н.В. СЕМАНТИКА ЗВУКООБОЗНА-ЧЕНИЙ В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА. - Брянск: Брян. ООО «Ладо-мир», 2012. - 213 с. - Библиогр.: с. 181-202.
В монографии проводится многоаспектное описание лексики звука в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева. Определяется связь звука со светом, цветом, запахом, исследуются особенности семантики слов- звукообозначений из различных частей речи. Выявляются специфически тютчевские принципы семантизации звука.
Работа состоит из введения, трех глав (I. «Звук в аспекте изучения художественной поэтической системы»; II. «Ф.И. Тютчев как языковая и поэтическая личность»; III. «Семантическая организация слов-звукообозначений в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева»), заключения и двух приложений: 1. «Сравнительно-сопоставительная таблица частотности слов-звукообозначений в поэтическом дискурсе ХГХ века»; 2. «Образцы конкордансов на слова-звуко-обозначения в поэтическом языке Ф.И. Тютчева».
В работе, в частности, говорится, что звук является объектом изучения не только психологии и физиологии, но и лингвистических наук, в частности, фонологии, лексикологии, психолингвистики, фоносемантики и др. Как объект лингвистической науки, звук изучается с точки зрения фонетического и лексико-семантического аспектов, сквозь призму творчества художника слова. В качестве
ведущего аспекта анализа звука нами принимается. Используя лек-сико-семантический аспект в качестве ведущего, автор под «звуком» разумеет «совокупность слов-звукообозначений, играющих важную роль в создании художественного образа, в раскрытии специфически тютчевских приемов и способов поэтического миро-видения» (с. 176).
На основе анализа конкретного материала, автор приходит к следующим выводам.
- Язык поэта представляет собой сплав, опирающийся на различные культурные традиции, некоторые из которых сыграли определяющую роль в становлении звукосферы его поэтического мира (немецкий романтизм, русский классицизм, барокко, поэзия Г.Р. Державина, В. А. Жуковского и К. Батюшкова).
- Специфику языковой картины мира Ф.И. Тютчева составляют такие ее характерологические черты, в той или иной мере проявляющиеся в содержании слов-звукообозначений, как космизм, наличие дублетов, оппозиторность, параллелизм и антите-тичность.
- Анализ поэтических контекстов произведений Ф.И. Тютчева подтверждает сложность его языка на лексико-семантическом уровне. Прежде всего поражает словарный объем и разнообразие, богатство его лексики. Общее количество словоупотреблений, зафиксированных в тютчевском поэтическом лексиконе, превышает 34 400 единиц, из них словоформ немногим более 11 000. К одним из самых высокочастотных слов относятся единицы, отражающие особенности авторской концепции мировосприятия (мир, жизнь, бог, любовь, сон, судьба, душа, небо, земля, вода, день, ночь и др.). Значительное место в словаре поэтического языка Ф.И. Тютчева занимает лексика восприятия, характеризующая процессы внешнего воздействия окружающей среды на человека (свет, блеск, цвет, звук, шум, крик, гул, звон и др.).
- Словесное богатство достигается за счет обилия разноплановой лексики, употребление которой отражает языковые особенности влияющих на творчество Ф.И. Тютчева различных поэтических традиций (архаическая лексика, поэтическая лексика, разговорные лексические элементы).
- Важным аспектом лексико-семантической системы Ф.И. Тютчева, доказывающим «особость» его поэтического языка, является
семантическая осложненность, неоднозначность, смысловая насыщенность поэтического слова. Причинами, способствующими появлению лексической неоднозначности, могут служить: теснота стихового ряда, влияние спаянности слов в стихе, метафоричность, ориентация на соседнее слово, символизм, фрагментарность, малая форма стиха, перемещение слова из одного семантического комплекса в другой.
- Настоящим качественным прорывом в изучении семантики поэзии Ф.И. Тютчева стало создание словаря его поэзии, который является ключом к правильному пониманию текста стихотворений, толкованию неоднозначных лексем тютчевского поэтического лексикона.
- «Языковая картина мира Ф.И. Тютчева, выражающая своеобразие мировосприятия поэта-созерцателя, строится на пяти «перцептивных» образах. Большее предпочтение поэт отдает зрению и слуху, в то время как вкус, осязание и обоняние играют в его художественном мире факультативную роль» (с. 178).
- В создании художественного образа, в построении сюжета, в раскрытии авторского мироощущения и отношения к объекту особую роль в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева играют звуки. Поэт остро ощущал звук как одно из проявлений жизни, жил в мире звуков. Значимость звука в сложной художественной ткани тютчевских стихотворений определяется его многофункциональностью (передача звуков окружающего мира, описание речи человека, развитие ведущих образов поэтического контекста, реализация основных тем и мотивов творчества поэта), многообразностью, широкой распространенностью (звуки, издаваемые/производимые человеком, животным миром, звуки неживой природы, неодушевленных предметов). Ведущими способами языкового отображения звука являются звукосимволизм, аллитерация, повтор, сравнение, метафора, окказиональные конструкции.
- Звукосфера поэтического мира Ф.И. Тютчева представлена словами-звукообозначениями, связанными с наименованием динамических, процессуальных проявлений звука (звук, шум, шуметь, звучать, крик, гул, греметь, звон, клич, вопль, гам, треск, клик, грохот, свист). В самом общем виде она может быть представлена в виде оппозиции «звук - шум». Принципы дифференциации звуковых лексем могут опираться как на языковые представления о зву-
ке (т.е. традиционные представления о нем как о физическом явлении, обладающем набором обязательных характеристик - «интенсивность», «долгота», «высота», «тембр», «источник»), так и на специфически тютчевские (музыкальность, стихийность). Стихийность и музыкальность тесно связаны: рядом с образом мира в покое дан образ мира в грозе и буре, причем и в стихии поэт усматривает гармоничное начало.
- Значительное место в «лексиконе звука» занимают лексемы речевой деятельности и лексемы молчания, связанные со звуком определенными отношениями. Лексико-семантический анализ лексем речевой деятельности и лексем молчания в поэтических контекстах позволяет утверждать наличие зыбкой грани между звуком и речью, звуком и молчанием. Их семантика определяется в первую очередь характером речи и молчания, их содержательным аспектом.
- Являясь одним из центральных звеньев тютчевской поэтической системы, звук манифестируется практически во всех элементах языковой картины мира поэта - бинарных оппозициях (бытие - небытие, Север - Юг, Восток - Запад, верх - низ, весна -лето, полдень - полночь и т.д.). Звук реализуется через коренные характеристики тютчевской онтологии - пространство (хаос, земля, небо, вода, огонь) и время (день, ночь, вечер, времена года). Из всего многообразия звуков поэт выделяет те, которые близки состоянию его души в определенный момент времени. Такую роль в его поэтическом мире играют звуки неба, воды, музыкальных инструментов, колокольного звона, звуки ночи.
- Звук органично вписывается в эмоциональный, социальный, философский контекст тютчевской лирики, помогает раскрытию любовной, природной, социально-общественной и других значимых тем его поэтической системы.
- В поэтических контекстах Ф.И. Тютчева звук проявляет себя в комплексе с другими «перцептивными модусами» - светом, цветом, запахом. Связь звука и цвета проявляется в наличии синкретизма или придании звуку цветовых признаков, в способности сопровождать друг друга при описании предметов или явлений действительности, в выражении посредством цвета места протекания звука или временного отрезка звукового действия и т.д. Нередко связь звука и света, звука и запаха отражается на семантике
слов-звукообозначений в совмещении звуковой и световой или обонятельной сем в их значениях.
- Обогащению семантики слов-звукообозначений в тютчевском поэтическом идиолекте могут способствовать перемещение слова из одного семантического комплекса в другой, обычно из комплекса «человек» в комплекс «неодушевленные предметы» или «природа»; синтагматическое окружение лексемы; прием этимологизации, или «обнажение первичных смыслов»; приобретение словом-звуком контекстуальных коннотативных звуковых признаков; регулярная многозначность глаголов звучания.
- В семантике слов-звукообозначений эксплицируются практически все принципы семантизации тютчевского поэтического слова: семиотическое значение, вытекающее из символичности звука; приобретение словом-звуком контекстуальных коннотатив-ных звуковых признаков; регулярная многозначность глаголов звучания. Несмотря на то что большая часть слов употребляется в прямых, отмечаемых словарями русского языка, значениях, лекси-ко-семантический анализ позволяет утверждать факт наличия в их семантике «колеблющихся признаков», лексической неоднозначности, которые в поэтических контекстах могут выражаться в наличии символизма (преобладающее количество символических обозначений в тютчевских поэтических контекстах синтезирует в себе образ колокольного звона); в одновременной реализации двух общеязыковых значений одного и того же слова, скольжении между прямым и переносным значениями; затемнении одного из значений и доминировании другого; в одновременном сосуществовании разных значений, одно из которых порождается контекстом; в возникновении нового сложного значения в результате совмещения слов с «далекими основными признаками».
По наблюдениям автора, звук органично вписывается в контекст лирики Ф.И. Тютчева, становясь ключевым элементом его поэтического идиолекта.
А.М. Кузнецов