Научная статья на тему '2013. 01. 003. Гринев-Гриневич С. В. , Сорокина Э. А. Основы семиотики. – М. : Флинта – наука, 2012. – 255 с'

2013. 01. 003. Гринев-Гриневич С. В. , Сорокина Э. А. Основы семиотики. – М. : Флинта – наука, 2012. – 255 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 003. Гринев-Гриневич С. В. , Сорокина Э. А. Основы семиотики. – М. : Флинта – наука, 2012. – 255 с»

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

2013.01.003. ГРИНЕВ-ГРИНЕВИЧ СВ., СОРОКИНА Э.А. ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ. - М.: Флинта - Наука, 2012. - 255 с.

Работа состоит из четырех разделов, в которых рассматриваются: история формирования семиотики, формирование теоретических основ семиотики, развитие семиотики в 1960-1980-е годы, современное состояние общей семиотики. В предисловии говорится, что, несмотря на то что прошло уже более столетия с того времени, когда в работах американского философа и логика Ч.С. Пирса были сформированы общие принципы семиотики в качестве науки о знаках, границы общей теории семиотики еще не определены с достаточной степенью точности. Существует ряд определений семиотики: а) как науки о знаковых системах; б) науки об общих свойствах знаковых систем; в) общей теории знаков и знаковых систем. При этом есть общее понимание того, что это есть наука о знаках. Иногда выделяют общую семиотику и семиотику частную, причем последняя занимается знаками и знаковыми системами в сфере конкретных определенных науки - например семиотика химии. Общая семиотика должна заниматься исследованием и обсуждением общих проблем семиотических построений самых разных областей знания. По мнению некоторых авторов, современная семиотика представляет собой настолько обширную область знаний, что ни одна книга не может полностью ее описать. По мнению авторов рецензируемой книги, назрел вопрос о различении собственно семиотической теории и применения семиотического подхода вне рамок этой теории, как это происходит с широким применением системного подхода в разнообразных исследованиях, которые не считаются принадлежащими к системологии - общей теории систем.

Предметом настоящего пособия является попытка краткого изложения истории формирования, основных понятий и идей общей семиотики.

В разделе «Краткая история формирования семиотики» рассматривается становление и развитие семиотики в античном периоде, в Средневековье, в Новом времени, в Х1Х в. Это достаточно подробное описание основных работ авторов, внесших вклад в становление науки о знаках. Представление о том, что мышление и общение людей осуществляются с помощью знаков, появилось достаточно давно. Древнегреческий философ Платон в диалоге «Кратил» указывал на произвольный характер языковых знаков, предполагая раздельность мысли и ее названия. У Аристотеля уже определяются и основные элементы знаковой ситуации - произносимые слова, являющиеся знаками представлений, являющихся подобиями предметов. Стоики ввели понятие семиозиса (знаковой ситуации).

В раннем Средневековье вопросы семиотики рассматривались с позиций и в рамках других дисциплин, чаще всего логики, грамматики и риторики, составлявших в средневековых университетах тривиум - начальную ступень обучения. Использование философом Августином языковедческих терминов в общем представлении о знаках способствовало тому, что средневековые философы и богословы рассматривали знаки в контексте грамматики и логики. Более всех в Средневековье занимался проблемами знаков Роджер Бэкон - автор обширного трактата «О знаках». Согласно Бэкону, знак является отношением между тремя элементами - знаком, предметом и лицом, воспринимающим знак. В отличие от ранних представлений о том, что Средние века были временем застоя в науке, мы наблюдаем в этот период развитие семиотических идей.

В Новое время основы средневековой семиотики послужили фундаментом, на котором логики XVII в. разрабатывали детально продуманную теорию семиотики. Опираясь на рассказ Геродота о царе Псаметтихе, который растил детей вместе с животными, чтобы увидеть, на каком языке они начнут непроизвольно говорить, коимбрские иезуиты начали обсуждение проблемы усвоения языка детьми. Далее в разделе рассматриваются труды Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка. Крупным научным центром Европы в этот период становится монастырь Пор-Рояль вблизи Версаля под

Парижем, в его стенах была создана уникальная грамматика. Грамматика Пор-Рояля основывалась на положениях спекулятивной грамматики и стремилась показать единообразие структуры анализируемых языков. Авторы стремились создать систему описания, пригодную для любого языка. Лейбниц считал, что люди употребляют язык не только для того, чтобы передавать свои мысли, но и для того, чтобы сделать продуктивным сам процесс мышления. Таким образом, в Новое время развитие семиотических идей идет в сторону исследования функций знаковых систем: коммуникативной, выражения эмоций, гносеологической.

В XIX веке - знаменуется работами Иммануила Канта, Фридриха Гегеля, Генриха Якоба, Вильгельма фон Гумбольдта, Александра Афанасьевича Потебни. Кант относит знаки к средствам дискурсивного познанияю В его понимании знаки сами по себе ничего не значат и сопровождают понятие только как страж, чтобы при случае воспроизвести его. Важность учения о знаках у Гегеля связана главным образом с тем, что это учение лежит в основе его понимания языка. Язык - это существование, непосредственно обладающее сознанием. В языке реализуется самосознание народа. Овладение языком служит мощным инструментом развития мышления. Якобом были определены характеристики эффективной знаковой системы. По мнению Ф.М. Березина, именно Гумбольдт создал знаковую теорию языка. Слово как элемент языка мотивировано пониманием предмета. С точки зрения семиотики в учении А.А. По-тебни интересно рассмотрение типично семиотической проблемы -связи между знаком, представлением и объектом в ее расширении на использование условных знаков в общении. Потебня считает, что поскольку у разговаривающих различные фоновые знания, значение каждого слова они понимают исходя из своего опыта.

В разделе «Формирование теоретических основ семиотики» рассматриваются работы Чарльза Сандерса Пирса, Фердинанда де Соссюра и Чарльза Уильяма Морриса. В третьем разделе, «Развитие семиотики в 1960-1980-е годы» описываются проблематика семиотики, развитие структуры семиотики и формирование семиотических дисциплин, развитие типологии знаков, аспекты рассмотрения знаков, свойства знаков, типология знаковых систем. Наиболее подробным является подраздел «Развитие структуры семиотики». Ю.С. Степанов предложил выделить такие разделы как биосемио-

тика, этносемиотика, лингвосемиотика, абстрактная семиотика (разработка логико-математической теории знаковых систем) - все это в рамках общей семиотики. Такое разделение легло в основу структуры современной отечественной семиотики. Кроме того, в этот период появились исследования, посвященные семиотике культуры, семиотике искусства (прежде всего изобразительного -живописи, кино, архитектуры, а также театра и литературы), развивалась традиционная медицинская семиотика. В 1970 г. Ю.М. Лот-ман писал о том, что «семиотика превратилась из гениальной догадки, суммы гипотез в развитую, обладающую и современной научной теорией и широкой областью практических применений исследовательскую дисциплину...» Далее в разделе подробно рассматриваются: медицинская семиотика, биосемиотика, этносемио-тика, семиотика культуры, семиотика искусства, лингвосемиотика. В этом обширном подразделе приводится точка зрения Степанова, заключающаяся в том, что эта семиотика исследует другие знаковые системы постольку, поскольку: а) они функционируют параллельно с речью (например, жесты и мимика); б) компенсируют речь (например, выразительная интонация); в) видоизменяют ее функции и ее знаковый характер (например, художественная речь). В последние годы в связи с бурным развитием моделирования естественного языка и появлением различных семей искусственных языков (информационных, информационно-логических, языков программирования и др.) расширяется и объект лингвосемиотики.

Словесный знак резко противостоит другим знакам по характеру своего знакового значения. Оно складывается из семантических признаков разной степени обобщенности. Одной из центральных проблем лингвосемиотики является вопрос о том, какие языковые единицы целесообразно считать знаками. Многие ученые, отечественные языковеды - А.И. Смирницкий, О.С. Ахмано-ва, В.А. Звегинцев и др., зарубежные исследователи - Э. Бенвенист, Д. Ричардс и др. обсуждают проблему знака только по отношению к слову. Некоторые исследователи считают знаками все двусторонние единицы языка - морфемы, словосочетания, предложения (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев и др.) Третья группа ученых именуют знаками и фонемы, и другие единицы плана выражения.

Другие подразделы этого раздела: абстрактная и кибернетическая семиотика, семиотические аспекты терминоведения. Значи-

тельным шагом на пути развития семиотического терминоведения была оценка свойств термина как знаковой единицы, сделанная П.В. Веселовым. Такая оценка основывалась на делении всех свойств термина на три группы: семантическую, синтаксическую и прагматическую. Семиотический подход к классификации свойств термина лег в основу дальнейшего развития анализа и перечня свойств терминов и предъявляемых к ним требований.

Далее в этом разделе рассматриваются развитие типологии знаков, аспекты рассмотрения знаков, свойства знаков, типология знаковых систем.

Заключительный раздел пособия - «Современное состояние общей семиотики». В нем семь подразделов: современная проблематика семиотики, знаковая ситуация, аспекты современной общей семиотики, типология знаков, свойства знаков и знаковых систем, методы семиотических исследований, семиотические процессы и явления. Современное развитие коммуникативной лингвистики и, в частности, лингвистики текста как самостоятельного раздела языкознания, позволяет применить ее развитый концептуальный аппарат к общесемиотической ситуации. В коммуникативной ситуации можно выделить такие элементы, как: участники коммуникации, целеустановка, референт (предмет коммуникации) и условия коммуникации. В современной общей семиотике выделяется семь аспектов рассмотрения знаков: семантика, денотатика, морфетика (формально-структурные особенности знаков), синтактика (взаимоотношения знаков в знаковой системе), синтагматика (взаимоотношения знаков в коммуникативном тексте), эволютика (происхождение и историческое развитие знаков), прагматика. В рамках разновидностей знаков существует и типология знаков - природные, искусственные, зрительные и т.п. Свойства знаков и знаковых систем могут быть разделены на группы, связанные с определенными аспектами рассмотрения знаков, а именно с формой знака, семантикой, положением знака в системе и т.п. Язык является самой развитой семиотической системой, к которой могут быть сведены все другие семиотические системы. Вместе с тем применение семиотического подхода к языку как знаковой системе открывает новые возможности в развитии лингвистических исследований. Что касается семиотических процессов и явлений, то можно выделить определенные тенденции в развитии знаковых систем, напри-

мер постоянное количественное увеличение существующих знаковых систем и их разновидностей, рост числа используемых знаков как следствие специализации их значений. Имеет также место усложнение формы знаков, тенденция к перенесению систем знаков. Искусственные знаки имитируют природные знаки. Появляются все новые семиотики, в которых объединяются возможности разных других знаковых систем (объединение кукольного и актерского театра, например), Изучение формы, содержания, эволюции и современных особенностей функционирования отдельных знаков и знаковых систем позволяет сделать выводы, важные не только для собственно семиотики, но и для смежных областей знания, например об особенностях человеческого мышления. Применение семиотического подхода даст возможность рассматривать многие явления разносторонне и многоаспектно.

Ю.Н. Марчук

2013.01.004. АТАМАНОВА Н.В. СЕМАНТИКА ЗВУКООБОЗНА-ЧЕНИЙ В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА. - Брянск: Брян. ООО «Ладо-мир», 2012. - 213 с. - Библиогр.: с. 181-202.

В монографии проводится многоаспектное описание лексики звука в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева. Определяется связь звука со светом, цветом, запахом, исследуются особенности семантики слов- звукообозначений из различных частей речи. Выявляются специфически тютчевские принципы семантизации звука.

Работа состоит из введения, трех глав (I. «Звук в аспекте изучения художественной поэтической системы»; II. «Ф.И. Тютчев как языковая и поэтическая личность»; III. «Семантическая организация слов-звукообозначений в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева»), заключения и двух приложений: 1. «Сравнительно-сопоставительная таблица частотности слов-звукообозначений в поэтическом дискурсе ХГХ века»; 2. «Образцы конкордансов на слова-звуко-обозначения в поэтическом языке Ф.И. Тютчева».

В работе, в частности, говорится, что звук является объектом изучения не только психологии и физиологии, но и лингвистических наук, в частности, фонологии, лексикологии, психолингвистики, фоносемантики и др. Как объект лингвистической науки, звук изучается с точки зрения фонетического и лексико-семантического аспектов, сквозь призму творчества художника слова. В качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.