Научная статья на тему 'Эскиз программы курса «Введение в семиотику» для гуманитариев-нелингвистов'

Эскиз программы курса «Введение в семиотику» для гуманитариев-нелингвистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
376
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА КУРСА / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СЕМИОТИКИ / CONCEPTUAL SYSTEM OF SEMIOTICS / СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / SEMIOTIC MODELS / ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ / LANGUAGES OF CULTURE / ИЗЛОЖЕНИЕ СЕМИОТИКИ ДЛЯ НЕЛИНГВИСТОВ / SEMIOTICS FOR NON-LINGUISTS / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобзарева Татьяна Юрьевна

В статье представлена базисная часть программы курса «Семиотика», ориентированного на студентов гуманитариев-нелингвистов. Курс знакомит с самыми важными понятиями и моделями семиотики и показывает их универсальность и продуктивность для исследования языков культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Outline of the Introductory Course in Semiotics Intended for Humanitarians other than Linguists

The article presents the basic component of the course «Semiotics» for students of humanities other than those majoring in linguistics. The course introduces the most important concepts and models of semiotics and shows their versatility and productivity for studies of semiotic systems in human culture.

Текст научной работы на тему «Эскиз программы курса «Введение в семиотику» для гуманитариев-нелингвистов»

Проблемы лингвистического образования

Т.Ю. Кобзарева

Эскиз программы курса «Введение в семиотику» для гуманитариев-нелингвистов

В статье представлена базисная часть программы курса «Семиотика», ориентированного на студентов гуманитариев-нелингвистов. Курс знакомит с самыми важными понятиями и моделями семиотики и показывает их универсальность и продуктивность для исследования языков культуры.

Ключевые слова: программа курса, понятийный аппарат семиотики, семиотические модели, языки культуры, изложение семиотики для нелингвистов.

Предисловие

В статье представлен эскиз программы курса «Семиотика», ориентированного на введение в семиотическую проблематику студентов гуманитариев-нелингвистов, что и определяет особенности построения курса.

Слушателями этого курса, читавшегося в РГГУ начиная с 2004 года, были студенты факультета истории искусств — искусствоведы, культурологи (будущие специалисты по культуре России, Западной Европы, Египта и др.), музыковеды, студенты факультетов исторической и социальной антропологии и высшей школы реставрации.

Мои слушатели, в отличие от языковедов, не владеют методами описания естественного языка, которые в семиотике используются как универсальные инструменты рассмотрения знаковых систем, отличных от естественного языка. Поэтому необходимо познакомить их, например, с идеей Н.С. Трубецкого об использовании оппозиций, с представлениями Фердинанда де Сосссюра о языковом знаке и дихотомии язык-речь, ассоциативных и синтагматических отношениях знаков, которые оказались в дальнейшем чрезвычайно полезными при исследовании самых разных феноменов культуры.

Базисная часть курса, представляющая классические понятия и модели, является необходимой для всех перечисленных специаль-

© Кобзарева Т.Ю., 2011

ностей и при занятиях со студентами разных специальностей позволяет расширять спектр рассматриваемых семиотических феноменов соответственно специфике конкретной науки.

Мне представлялось важным построить курс, который, наряду с введением в фундаментальную проблематику семиотики, решал бы еще две задачи. Во-первых, он должен доказывать универсальность аналитических возможностей семиотики и, во-вторых, на примерах показывал бы слушателям возможности продуктивного практического использования знаний о знаках и знаковых системах.

Для решения всех этих задач в курсе предусмотрено несколько разделов. Первый из них — введение, где рассматривается предыстория семиотики с ее острым и древним интересом homo sapiens к проблемам бытия человеческого сознания, и именно — к знаковым аспектам этих проблем. Разбираются не формализованные, но чрезвычайно глубокие предсемиотические размышления о знаках и возможностях, которые дает человеческому сознанию их использование. Эти представления интересно в ходе дальнейших занятий сопоставить с современными знаниями, неоспоримо подтверждающими удивительную остроту рассуждений древних мыслителей о структурных и функциональных особенностях знаков.

На следующем этапе рассматриваются основные понятия и модели семиотики 20-ого века, наиболее употребительные или демонстрирующие наиболее важные особенности знаков, знаковых систем и их функционирования. Часть этих понятий и моделей, такие, например, как модели знака и речевой коммуникации Фердинанда де Соссюра или идея оппозиций Н.С. Трубецкого, родились в недрах собственно лингвистики, часть — в размышлениях о языке и в поисках структурных универсалий функционирования различных знаковых систем как инструмента самых разных видов межличностной, общественной и межкультурной коммуникации. Пример последних — модель «Языка как органона» Карла Бюлера или модель трех уровней общественной коммуникации К. Леви-Строса как основа рассмотрения социальной структуры общества. Именно в силу значимости последних некоторые важные модели невозможно рассматривать без обращения к языкам культуры. При этом изучение части материала второго этапа переплетается с тематикой третьего раздела, о котором речь идет ниже.

Третий этап изучения предмета — это демонстрация продуктивности применения введенных понятий и моделей при исследовании различных областей человеческого бытия и культуры. «Семиотика дает основу для понимания важнейших форм человеческой деятельности и связи этих форм друг с другом, поскольку все эти виды деятельности и все отношения находят отражение в зна-

ках» (Ч.У. Моррис «Основания теории знаков»). Существенно, что по большей части мы при этом разбираем невербальные знаковые системы, но, как отмечал Клод Леви-Строс, доступные вербализации. На этом этапе семиотических штудий важно показать на примерах результатов современных исследований, что использование изученных семиотических понятий и моделей позволяет яснее понять устройство и законы функционирования самых разных феноменов человеческой культуры. Для этого, используя универсальный аппарат описания семиотических систем, мы рассматриваем, например, специальные исследования М.Л. Гаспарова по метрике и семантическим ореолам русского стиха, работы по синтаксису и семантике живописи Б.В. Раушенбаха и П.А. Флоренского, проблемы описания языка архитектуры, обсуждаемые, в частности, Умберто Эко, исследования социальной организации архаичных культур К. Леви-Строса и многое другое.

Последний раздел посвящен проблемам семиотики бессознательного. В нем рассматривается соотношение работы мозга и изученных моделей и факторы бессознательного в процессах понимания в естественных языках и языках культуры — гипотеза лингвистической относительности Сепира—Уорфа и использование бессознательного в искусстве.

На всех этапах изучения курса семиотики важно, что изучение науки о знаках подготавливает почву для понимания возможности семиотического конфликта, коммуникативной неудачи — неправильного истолкования при столкновении с любыми явлениями повседневной жизни, культуры и искусства. Понимание, что это может произойти даже в ситуациях кажущегося узнавания, может помочь слушателю избежать подобных ошибок.

Существенную роль в процессе освоения курса играют упражнения на пройденный материал, которые требуют владения основными семиотическими понятиями и моделями и акцентируют внимание учащихся на часто неожиданных для них семиотических особенностях языков культуры и повседневности. В дальнейшем намечается публикация упражнений, разработанных для представляемого ниже курса.

Содержание курса

Раздел первый. Введение.

Тема 1. Предыстория семиотики.

Предсемиотические представления о слове, мифы об установлении имен и об отношениях между вещью и ее именем («творцы имени»: риши в «Ригведе», ономатеты в «Протагоре» Платона).

Человеческая способность классифицировать — устанавливать тождество объектов для дискретизации континуума действительности. Акт именования как процедура классификации. О.М. Фрейденберг о «действе имени»1. Полисемия слово-вещь-дело (хеттское uttar). Каналы связи сознания с внеположным ему миром. Способность к классифицированию как базис возникновения знаковых систем и процесса познания. Слова как знаки естественного языка — инструмента мысли. Происхождение и значение слова семиотика (semeion и этимология корня сема).

Первые традиции исследования знаков и систем естественного языка как источник базисных понятий семиотики. Древние представления о языковом знаке и о знаковой системе в философии и языкознании. Философия: Гераклид и Парменид, Демокрит — об условности связи имени и явления, Платон в «Кратиле» о связи формы и значения, о возможности ассоциативной связи звуков и значения, Аристотель о 3 началах: звучании слова, представлении в душе и предмете, которому соответствует представление, стоики (различали предмет, мышление и язык).

Описания естественных языков: грамматика санскрита Панини, словари и классификация иероглифов в Китае (Сю Шень), грамматика арабского языка Сибавейхи, герменевтика (библейская герменевтика Блаженного Августина о знаке), учение о стихосложении (античное учение о просодии и китайский словарь рифм).

Два мира — реальный мир и ментальный мир — знаковый мир сознания. Блаженный Августин о мире сознания. А.Р. Лурия об «удвоении» мира. Три мира Карла Поппера. Третий мир — мир культуры и доказательство его существования (по К.Попперу).

Раздел второй. Основные понятия и модели.

Тема 2. Модели знака и типология знаков.

Основатели семиотики швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр и американский логик Чарльз Сандерс Пирс. Соссюр о знаковой системе естественного языка и о необходимости создания семиологии как общей науки о знаках.

Модели знака. Древнейшее определение стоиков двусоставного знака - aliquid stat pro aliquo. Двусоставная модель Соссюра: знак как психическое единство означаемого и означающего. Введенная Соссюром простейшая модель устной речевой коммуникации. «Треугольник Фреге» - модель знака немецкого логика Готлоба Фреге: знак как единство трех компонент - имени, смысла и значения. Понятие денотат. Трехкомпонентная модель знака Огдена-Ричардса: слово, концепт и референт.

Классификация знаков по означающему: по каналу связи, по способу возникновения связи между означающим и означаемым (естественный — искусственный); по времени существования (моментальный — длительный); по структуре имени (простой — сложный — нулевой); по способности функционировать независимо от других знаков (самостоятельный — несамостоятельный); по ситуативной обусловленности связи с означаемым (переменный — постоянный).

Тема 3. Трихотомия знаков Ч.С. Пирса. Семиозис. Деление семиотики на три области исследования - семантику, синтактику, прагматику. Дихотомия Ф.де Соссюра язык - речь, парадигматические и синтагматические отношения знаков в системе.

Множество знаковых сфер в сознании. Знаки обыденной жизни и знаки символики духовной культуры в искусстве. Дидактическая и познавательная функции символики в искусстве Средневековья: рождение символа и аллегории как «короткое замыкание духа» (Йохан Хейзинга и Рене Генон). Космогонические представления о гармонии и симметрии мира как базис систем в языках искусства.

Трихотомия знаков Ч.С. Пирса с точки зрения мотивированности — конвенциональности. Три вида знаков (иконы, индексы, символы). Иконические знаки (образы и диаграммы) - форма или структура означающего «похожа» на означаемое (образы — означающее похоже внешне на означаемое, диаграммы — структурное подобие. Индексальные знаки («указатели») — означающее «указывает» на означаемое (причинно-следственная связь или смежность во времени или пространстве). Символы — чисто конвенциональная связь означающего и означаемого. Процессы означивания, жизнь знака («символы растут»).

Знаки-символы в средневековой живописи, музыке и в современной культуре.

Понятие семиозис (динамическая ситуация, когда некто имеет намерение передать кому-то сообщение и использует для этого нечто, что может быть физически воспринято адресатом как знак), компоненты семиозиса: 1. знаконоситель 2. десигнат 3. интерпретанта 4. интерпретатор. Бесконечный семиозис Пирса. Ч.У. Моррис — последователь Пирса. Три измерения се-миозиса и три области семиотики: семантика (отношения между означающим и означаемым), синтактика (правила комбинирования означающих) и прагматика (отношения между знаками и их пользователями).

288 288

Дихотомия Соссюра язык vs. речь.

Парадигматические (ассоциативные) отношения знаков — отношения знаков в языке вне процесса речи — и синтагматические — отношения знаков в линейной структуре речи при их комбинировании.

Модель Р.О. Якобсона двух координатных осей, определяющих построение сложного речевого знака: вертикальная ось парадигматических отношений — ось выбора; горизонтальная ось синтагматических отношений, определяющих правильное построение синтагматических связей компонент сложного знака. Некоторые виды парадигматических отношений: омонимия, синонимия, антонимия, гипонимия, метафора и метонимия.

Структура языка. Уровни языка по Э.Бенвенисту.

Тема 4. Прагматика. Модели коммуникативного акта и функции языка Бюлера и Якобсона.

Прагматика как третье измерение семиозиса — отношения между знаком и его пользователем-интерпретатором. Коммуникативный акт. Цели и функции сообщения в коммуникативном акте. Трехкомпонентная модель «Язык как органон» К. Бюлера: знак — симптом, сигнал, символ и соответствующие три функции языка— экспрессивная, апеллятивная и репрезентативная. Модель коммуникативного акта и функции знака по Якобсону: 6 компонент коммуникативного акта (отправитель сообщения — адресант, адресат, контекст, сообщение, контакт, код) и соответственно 6 функций (эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая).

Понятие кода. Общность кода как необходимое условие понимания. Межличностная и межкультурная коммуникация. Лингвокультурология о трех видах когнитивных пространств коммуниканта, обеспечивающих понимание: индивидуальное когнитивное пространство, когнитивная база социума и когнитивная база национально-лингво-культурного сообщества. Некоторые виды кодов культуры — прецедентные феномены (вербальное и невербальное цитирование): прецедентные ситуации, тексты, имена, высказывания.

Раздел третий. Семиотика культуры.

Тема 5. Поэтическая функция языка.

Субъязыковые коды — дополнительные ограничения на язык. Высокая информативность поэтической речи (исследования Ивана Фонодя и А.Н.Колмогорова). Три этапа становления субсинтагматических кодов русского поэтического языка со времени появления

в русском языке слова вирши (по М.Л. Гаспарову): 1) русский говорной стих с членением на строки с единственным требованием замыкания строк рифмами; 2) силлабический стих — требование одинакового числа слогов в строке (Симеон Полоцкий) и замыкания рифмами, 3) реформа В.К.Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Рождение силлабо-тонического стиха: добавление требования ритмического единообразия. Стопа как минимальная повторяющаяся цепочка слогов с одним ударением. Примеры метров: двусложные размеры (ямб и хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Парадигматические отношения между размерами в поэтическом языке. Синтагматика и парадигматика; синтактика и семантика метров как субъязыковых кодов. Историческая связь метра и смысла. Понятие семантического ореола размера (Б.В. Томашевский, К.Ф. Тарановский, Р.О. Якобсон). Процессы появления и изменения семантического ореола русского стиха (по М.Л. Гаспарову).

Тема 6. Соотношение кода и канала связи.

Лотмановские школы по вторичным моделирующим системам и их роль для развития семиотики в России. Два понимания термина вторичные семиотические системы: знаковые системы, кодирующие естественные языки, и системы, моделирующие языки культуры.

Использование вторичных семиотических систем (в первом понимании) при необходимости замены природы означающего вследствие невозможности или запрете использования обычного канала связи: жестовые языки глухих, система Луи Брайля для слепых, тактильный язык слепоглухонемых, жестовые языки траппистов и т.д. Замена означающих кода при контакте на расстоянии: языки свиста, языки вымпелов и флажков в морском флоте и т.д.

Проблема создания длительных означающих для хранения и передачи информации во времени и пространстве: предметные мнемонические знаки (вампумы, раковины каури, предметные письма).

Письменность: история форм письма. Египетская иерогли-фика. Создание в 9 веке славянского алфавита монахами из Солуни — Кириллом (Константином Философом) и Мефодием. Роль систем длительных знаков в истории. Карл Великий и скриптории. Изобретение книгопечатания, звукозаписи, фотографии, кино.

Язык как необходимый инструмент сосуществования. Попытки создания искусственных языков как языков международного общения. Опыты Раймунда Луллия (13 в.). Идеи Г.В. Лейбница (ко-

нец 17- начало18 в.). Волапюк И.М. Шлейера (1879 г.) и эсперанто Л.М. Заменгофа (1887 г.).

Тема 7. Живопись как одна из семиотических систем культуры.

Визуальные коды в системах коммуникации (по Умберто Эко). Конвенциональность\ символьность визуальных кодов (по Эрнсту Гомбриху). Языки визуальных кодов как множество семиотических систем в рамках культуры. Применение модели коммуникативного акта Р.О. Якобсона в сфере визуальных знаков изобразительных искусств. Художник — адресант, зритель — адресат, контекст — доступный восприятию фрагмент мира, являющийся означаемым картины как сложного знака, картина — сообщение, контакт — физический канал связи (возможность видеть и психический контакт), код — отношение означающих, составляющих картину, и означаемых.

Язык живописи. Зрительный образ картины как означающее сложного знака. Символьные и иконические знаковые компоненты картины: иконические знаки феноменов действительного мира, символьные знаки феноменов ментальных. Символика в культуре средних веков и нового времени.

Проблемы синтактики предметной живописи. Двумерность имени (означающего-формы) в живописи и трехмерность изображаемого фрагмента действительности — значения живописного знака. Перцептивное восприятие мира человеком (глаз+мозг), механизм константности формы.

Две задачи предметной живописи в истории и соответствующие им разные синтаксисы (по Б.В. Раушенбаху): 1) иконический знак непространственного изображения объективного мира (египетская изобразительность как аналог современного языка черчения) и 2) иконический знак пространства перцептивного восприятия: 2а) иконический знак ближнего пространства (античная система аксонометрии), 2б) иконический знак дальнего пространства перцептивного восприятия (практика и теория прямой перспективы, разработанные в Ув. до н.э. в Греции). Три требования синтаксиса прямой перспективы: единственность точки зрения, единственность горизонта и единственность масштаба. Неизоморфность изображения в прямой перспективе перцептивному образу.

Семантика обратной перспективы: Павел Флоренский о прямой и обратной перспективе в истории живописи и о семантике обратной перспективы в иконописи как о «разложении иллюзионизма».

Тема 8. Оппозиции в лингвистике, применение в структурной антропологии понятий оппозиции и коммуникации. Язык архитектуры как знаковой системы.

Оппозиции как инструмент описания структуры в лингвистической традиции. Дихотомия Соссюра, разбиение на два класса по некоторому признаку. Фонема как оппозитивная сущность. Понятие фонологической системы языка. Классификация оппозиций Н.С. Трубецкого. Смыслоразличительная функция звука. Описание системы фонем на основе бинарных дифференциальных признаков у Р.О. Якобсона и его описание системы падежей. Понятие маркированности члена оппозиции (осел-ослица).

К. Леви-Строс: структурная антропология. Применение в антропологии опыта семиотического анализа языка. Артур Хокарт (1883-1939): анализ ритуала коронования священного царя в работе «Царствование» и сравнительно-исторический анализ типов социальной организации в «Кастах». Книга А.М. Золотарева «Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний». Эдвард Сепир: «Каждая культурная система и каждый отдельный случай поведения в обществе явно или неявно связаны с коммуникацией».

К. Леви-Строс: три уровня общественной коммуникации: обмен сообщениями, удобствами (товарами и услугами) и брачными партнерами. Социальная структура и социальные отношения. Осознанное и бессознательное. Дуальная организация социальной структуры в архаичных обществах и ее функции: регламентирование брачного обмена и типов деятельности для поддержания общественного равновесия. Анализ концентрической и диаметральной планировки селений на основе функциональных оппозиций (сакральное уб. профанное \ сырое уб. вареное). Коды планировки поселения как манифестации социальной структуры общества. Анализ языка системы родства на основе трех бинарных оппозиций: 1) кровное родство (брат и сестра), 2) свойство (муж и жена) и 3) отношения порождения (родители и дети). Осознанное — бессознательное как базис понимания действенности магии.

Холодные и горячие общества. Дуалистическая мифология. Проссемика — коды пространства.

Язык архитектуры с точки зрения коммуникации. Знаки языка архитектуры. «Идея пещеры» (Дж. Вико). Означаемое архитектурного знака: экзистенциальные кванты Й. Кенига, функциональное назначение У. Эко. Коммуникативная (репрезентативная) функция предмета. Конативная (у Эко — императивная) функция модуса проживания и субкоды эстетической функции архитектурного знака.

Раздел четвертый. Семиотика понимания.

Тема 9. Мозг. Функции полушарий и структура знака. Правое - левое.

Исследования процессов работы мозга в медицине и при построение кибернетических моделей. Роль левого и правого полушарий: левое управляет речью и логическими операциями, а правое хранит информацию, связанную со зрительными, звуковыми и пространственными образами. Различие правого и левого в древних обществах и структура религиозных обрядов и мифов. Двоичное противопоставление чета и нечета в древнегреческой философии пифагорейцев. Древние учения Китая и Японии на основе двоичной оппозиции.

Неологизм «робот» Карела Чапека. Первые роботы типа система «глаз-рука» (Стенфордский ун-т, США). Открытие при создании роботов самого логически удобного способа решать задачу взаимодействия искусственного сознания с окружающим миром: два автономных комплекса, решающих две отдельные задачи. Два полушария мозга как система двух функционально разнородных и независимых систем. Левое полушарие как хранилище грамматики (восприятие речи — зона Вернике, синтез речи — зона Брока), правое — хранилище невербальных образов в их соотнесенности с реальным миром и нечленимых словесных формул-иероглифов. Исследование афазий, связанных с поражениями разных зон мозга.

Работа И.А. Соколянского — двухэтапное развитие способности слепоглухонемых использовать язык: 1-ый этап — усвоение тактильных знаков-иероглифов, аналог обычного формирования образов-понятий в правом полушарии, 2-ой этап — установление соответствия образов-понятий словам естественного языка в тактильном буквенном коде и активация комбинаторных языковых возможностей левого полушария.

Тема 10. Гипотеза лингвистической относительности. Универсалии.

Семиотический конфликт при столкновении культур. Воздействие языковых категорий естественного языка и языков культуры на процессы восприятия и познания мира. Вильгельм Гумбольдт: «каждую человеческую индивидуальность <.. .> можно считать носителем особого мировоззрения»; «в пределах одного языка наблюдается всепроникающая тождественность», «в каждом языке оказывается заложенным свое мировоззрение», «каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступишь в другой круг».

Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа: группы людей, говорящих на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир. Э. Сепир и его исследования экзотических культур американских индейцев. Б. Уорф — инженер по технике пожарной безопасности, затем — ученик и последователь Э. Сепира — о связи языка и мышления. Семиотические конфликты на примерах непереводимости категорий вторичных семиотических систем (в живописи и поэзии). Разные способы дискретизации континуума цветовой шкалы. Опыты, устанавливающие корреляцию запоминания фрагментов цветового спектра и наличия в языках имен этих фрагментов.

Языковая картина мира. Коды культуры русского языка: соматический, пространственный, временной, предметный, био-морфный. Космогонические представления и языковая символика Китая. Символика цвета у разных народов: исторические корни и конвенциональность символики цвета. Иллюзии восприятия, обусловленные языком культуры (ортогональные vs. неортогональные культуры). Универсалии картин мира разных культур. Arbor mundi и универсальность оппозиций. Универсальность типов метафорических переносов.

Тема 11. Язык культуры и бессознательное.

Семиотика бессознательного в культуре: общественное бессознательное и бессознательное индивидуальное.

Бессознательное индивидуальное в искусстве. Семиотическая дешифровка явлений на основе осознания бессознательного. Уликовая парадигма2: знаковые особенности индивидуального бессознательного в сфере живописи. 1874 —76 гг.: Джованни Морелли о проблеме атрибуции старых полотен: анализ бессознательного. Теория Морелли как источник психоанализа Зигмунда Фрейда. «Отбросы» - побочные факты - максимальное проявление творческой индивидуальности.

Сюрреализм — модернистское течение во Франции, в 1924 году провозгласившее основой искусства сферу подсознательного. Манипулирование подсознанием: Бретон, Дада, Арто, Аполлинер, Элюар, Превер, Кокто, Арагон, Дали. Первый манифест Бретона (1924 г.), определение сюрреализма как «чистого психологического автоматизма». В живописи и литературе — отказ от «внешнего объекта», ориентация на «чисто внутреннюю модель» мира. «Предметы символического функционирования» Бретона. Искусственное «означивание» (аэрография, песчаные картины, рейограммы).

Луис Бунюэль как родоначальник сюрреализма в кино.

Обязательная литература

Бюлер К. Теория языка М.: Прогресс, 2000. С. 30-37 (Модель языка как органона).

Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти М.: изд. РГГУ, 2000. С. 9-18, С 50-62 (Введение, Глава Ш).

Гаспаров М.Л. Очерк по истории русского стиха. М.: Фортуна лими-тед, 2002. С. 7-21, 21-43 (Основные этапы истории европейского стиха. Предыстория. Метрика).

Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. М. 1978. С.18-47, 122-133 (Правое - левое. Говорящий и слушающий).

Кронгауз М.А. Семантика: М.: изд. РГГУ, 2000. Гл. 1, 5, 9, 10.8 - 10.9. С. 25-35, 65-70, 104-119, 168-190.

Леви-Строс К. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 25-49 (Мифологичные. Сырое и вареное).

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Акад. Проект, 2008. С. 40-66, 81-96, 154-188, 318- 372 (Структурный анализ в лингвистике и антропологии. Лингвистика и антропология. Существуют ли дуальные организации. Понятие структуры в этнологии).

Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Сб. / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 37-70.

Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПБ: Азбука-классика, 2002. С.13-29, 82-104, 187-218.

Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 98-104, 155-160 (Гл. 1, 5).

Степанов Ю.С. В мире семиотики // Семиотика. Сб. / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С.5-36.

Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып.1. М.: Изд. иностр. лит.,1960. С. 135-168.

Флоренский П. Обратная перспектива // Избранные труды по искусству. М: Изобразительное искусство, 1996. С. 9-68.

Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. M. 1997. С. 25-30. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПБ: Simposium, 2004. С. 203-236 (Функция и знак (Семиология архитектуры)).

Якобсон Р.О. Мозг и язык // Избранные работы/ М.: Прогресс, 1985. С. 270-284

Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 306-318.

ЯкобсонР.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 319-330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. Сб. / Под ред. Ю.С.Степанова. М.: Радуга, 1983. С.102-104.

Дополнительная литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки славян. культуры, 2001. С. 9-30.

Бахтин М. Эпос и роман. С-Пб: Азбука, 2000. С. 9-38 (Формы времени и хронотопа в романе).

Вирмо А., О. Метры мирового сюрреализма. СПб.: Акад. проспект,

1996. С. 9-38.

ГельбИ.Е. Опыт изучения письма // Введение в языковедение, Хрестоматия. М.: Аспект пресс, 2001. С 250-268.

Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2002. С. 35-48, 177-183, 183-188, 350-367 (Некоторые аспекты символики рыбы; Тайны буквы нун, Осевая символика и символика перехода. Мировое древо, Дерево и ваджра, Древо жизни и напиток бессмертия, Символика лестницы. Традиционная символика и некоторые из ее всеобщих применений. Слово и символ, Сердце Иисусово и легенда о Святом Граале).

Гинсбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни // Новое Литературное Обозрение №8, 1994. С. 32-61.

Жан Ж. Знаки и символы. Энциклопедия. М.: Астрель, 2002. 208 с.

Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры М.: Языки русс. культуры, 1999. С.505-508, 509-516, 566-571 (Парные символы. Ромул и Рем. Хранение информации в раннеписьменном и бесписьменном обществах).

История лингвистических учений. Древний мир. Л.: Наука, 1980.

Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 1003.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. С. 18-23, 85-103, 106-126 (Язык как материал литературы. Лексический уровень стиха. Стих как единство. Строфа как единство. «Чужое слово» в поэтическом тексте. Текст как целое. Композиция стихотворения. Текст и система).

Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. С. 462-484.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. С 163-177 (Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (о двух моделях коммуникации в культуре)).

Лотман Ю.М., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. С. 485-503.

Льюис Дж. Г. Античная философия от Фалеса до Сократа. Минск,

1997.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М. 1993. С. 185-194 (Языки, раса и культура).

Трубецкой Н.С. Основы фонологии // Введение в языковедение. Хрестоматия. М.: Аспект пресс, 2000. С. 92-147.

Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 136-164.

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Simposium, 2003. Гл.4, 6. С 43-59, 71-88.

Якобсон Р.О. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 82-88.

Примечания

1 «.. .называя по имени, первобытный человек возрождает сущность <.. .> вызывание чествуемого божества-протагониста по его имени, т.е. акт воссозда-

ния его существа, его сущности, находящейся в имени.» (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. Гл. 8. Семантика призыва и брани).

Понятие уликовая парадигма используется в работе: Гинсбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни // Новое Литературное Обозрение, №8, 1994, С. 32-61.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.