Научная статья на тему '2004. 03. 049. Кале Сунила. Экономика Индии на втором этапе реформ. Kale Sunila. The political economy of India"s second - generation reforms// J. of strategic studies. - L. , 2002. - Vol. 25, n 4. - P. 207-225'

2004. 03. 049. Кале Сунила. Экономика Индии на втором этапе реформ. Kale Sunila. The political economy of India"s second - generation reforms// J. of strategic studies. - L. , 2002. - Vol. 25, n 4. - P. 207-225 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДИ Р / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ -ИНДИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ -ИНДИЯ / РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ -ИНДИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ -ИНДИЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кожевников Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 049. Кале Сунила. Экономика Индии на втором этапе реформ. Kale Sunila. The political economy of India"s second - generation reforms// J. of strategic studies. - L. , 2002. - Vol. 25, n 4. - P. 207-225»

2004.03.049. КАЛЕ СУНИЛА. ЭКОНОМИКА ИНДИИ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ.

KALE SUNILA. The political economy of India"s second - generation reforms// J. of strategic studies. - L., 2002. - Vol. 25, N 4. - P. 207-225.

Автор, профессор Техасского университета (г. Остин, США), отмечает, что в 1991 г. политические лидеры Индии - наследники Неру по партии Индийский национальный конгресс (ИНК) -объявили о радикальном изменении курса партии, в результате чего дальнейшие правительства страны постепенно будут отходить от управления экономикой Индии.

Непосредственной причиной отказа ИНК от политики централизованного экономического планирования и перехода к рыночным реформам стал кризис бюджета и платежного баланса Индии в 1991 г. В 80-е и начале 90-х годов экономические реформы, проводившиеся правительствами страны, предусматривали стабилизацию обстановки в экономике, для чего постепенно ликвидировались барьеры, препятствовавшие расширению внешней торговли и увеличению притока иностранных капиталов в Индию. Однако другие важные реформы (приватизация, сокращение размеров госсектора, ликвидация субсидий, проведение аграрной реформы и реформы трудовых отношений) только лишь обсуждались, но не проводились в жизнь.

К осуществлению указанных выше реформ приступили лишь на втором этапе реформирования экономики страны, когда сложились новые условия для инвестирования капиталов в результате открытия экономики Индии для притока частных иностранных инвестиций. Четыре последовательно избранных в 90-е годы правительства Индии смогли создать законодательную базу для новых условий привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые не встречали большого организованного сопротивления в индийском обществе, так как непосредственно не были связаны с ухудшением благосостояния широких масс населения страны (с. 210). Новая законодательная база также утверждала новые «правила игры» и взаимоотношения между правительствами штатов и центральным правительством Индии. Это, в свою очередь, определяло и направление политико-экономических процессов в штатах.

Автор подчеркивает, что всегда следует помнить о том, что история теперешней эры реформ начинается с правительства Раджива

Ганди. В 1985 г., когда не было ни острого экономического кризиса в Индии, ни «подталкивания» со стороны международных финансовых институтов, вновь избранное правительство Раджива Ганди инициировало серию экономических реформ, с целью открытия Индии для мировой экономики, ликвидации запутанной системы законов, приказов и распоряжений, регламентирующих экономическую жизнь Индии, и устранения системы субсидий и контроля за ценами, привязывавших правительство страны к интересам мощных индийских политических группировок.

Для довольно короткого периода деятельности правительства Р.Ганди в области реформ были характерны частые и весьма бурные массовые уличные протесты, забастовки и прямые бунты, оппозиционные выступления других политических партий и части членов ИНК, а также выражения недовольства некоторых крупных промышленников, близких к правительству.

В бюджете на 1985/86 финансовый год уже было сделано несколько попыток устранить некоторые элементы централизованного экономического планирования, особенно в области торговли и инвестиций. Предложения правительства Р.Ганди также включали ликвидацию обязательного лицензирования для предприятий нескольких отраслей, увеличение инвестиционных лимитов, снижение пошлин на некоторые импортируемые товары, активное поощрение экспорта посредством снижения налогов и необходимость реформы госсектора. В седьмой пятилетний план экономического развития, утвержденный на 1985/90 финансовые годы, тоже были включены предложения по либерализации экономики страны (с. 211 ).

В начале 1986 г. правительство опубликовало план сокращения субсидий на нефтепродукты, продовольствие, удобрения и транспорт с целью уменьшения дисбаланса в бюджете. Это затрагивало интересы бедных и средних по достатку слоев населения, что дало возможность политическим оппонентам Р.Ганди начать кампанию против правительства. Забастовки и массовые митинги встревожили членов правящей партии ИНК, и часть членов этой партии примкнули к оппозиции. Тем временем ИНК потерял много голосов избирателей на выборах в правительства штатов и на местном уровне. Диссиденты -бывшие члены ИНК объясняли такие потери недовольством большинства населения реформами Р.Ганди.

Недовольство реформами высказывали и политические партии, конкурировавшие с ИНК. Наряду с этим, экономика Индии в целом не реагировала положительно на либерализационные меры правительства - инфляция по-прежнему оставалась примерно на уровне 10%, а торговый дефицит даже увеличился. Теперь недовольство либерализационными мерами правительства выражали не только лидеры ряда партий и профсоюзов, но к ним присоединились и деловые круги Индии. Многие предприниматели терпели убытки, столкнувшись с еще незнакомой им иностранной конкуренцией.

Основных успехов правительство Р.Ганди добилось за первые два года реформ. После 1986г. оппозиция реформам усилилась до такой степени, что продолжать их становилось все труднее, несмотря на всестороннюю поддержку правительства в парламенте Индии. Политические волнения в штате Пенджаб и обвинения в коррупции среди ближайшего окружения Р. Ганди окончательно подорвали наступательный дух реформ.

Бюджет 1986/87 финансового года свидетельствует о масштабах «отката» правительства Р.Ганди от программы либерализации экономики.

Чтобы избежать обвинений в том, что правительство якобы выступает на стороне «богатых слоев населения», началось взимание налогов на телевизоры, кондиционеры, автомашины и холодильники, но сократились налоги с тех, кто получал фиксированную зарплату, и на 65% увеличились расходы на различные программы по оказанию помощи бедным. Автор пишет, что все эти меры «давали сигнал о прекращении рыночных реформ в стране» (с. 212).

На втором этапе реформ в 90-е годы отмечались устойчивый экономический рост и значительные успехи в проведении рыночных реформ, хотя начался этот период с экономического кризиса. Госсектор продолжал поглощать значительную часть инвестиционных средств, имевшихся в Индии, не давая при этом соответствующей отдачи.

Вторжение Ирака в Кувейт в августе 1990 г. и война в Персидском заливе еще больше осложнили положение Индии. Специалисты Мирового банка признали, что Индия, вместе с несколькими другими странами Южной и Восточной Азии, больше всех пострадала из-за повышения цен на нефть. Сократились резервы иностранной валюты до уровня, достаточного для финансирования только двухне-

дельного импорта. Перед правительством Нарасимха Рао стояла срочная задача - восстановить макроэкономическую стабильность, не допустить дефолта по внешней задолженности и снизить инфляцию. Эту задачу правительству удалось решить более или менее успешно. Наряду с этим, с первых дней ликвидации кризиса правительство настойчиво стало проводить рыночные реформы. К наиболее важным из них относились законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, новые положения о порядке инвестиций и либерализация финансового сектора. Все реформы проводились постепенно, с учетом ранее сделанных ошибок. Были сняты ограничения с частных инвестиций и введено правило, согласно которому новые инвестиции определялись потребностями рынка, а не указаниями правительства. Отмена промышленного лицензирования дала возможность увеличивать мощности уже существующих промышленных предприятий без бюрократической волокиты. Число отраслей, зарезервированных за госсектором, постоянно сокращалось.

Далее, все правительства, управлявшие Индией в 90-е годы, вносили в законодательство изменения, облегчавшие получение ПИИ, портфельных инвестиций, а также работу иностранных фирм с системой страхования и банковским сектором Индии. Частный сектор получил большую свободу в принятии инвестиционных решений. Центральное правительство Индии, правительства штатов и местные власти всячески стремились создать благоприятные условия для работы в стране иностранных фирм.

Однако, несмотря на значительные успехи в 90-е годы в проведении рыночных реформ, некоторые сферы экономики пока оставались совершенно не затронутыми реформами. Реформы сельского хозяйства, аграрных и трудовых отношений, госсектора практически не были начаты. Реформа госсектора и приватизация оказались особенно подвержены различным политическим махинациям. В Индии нашлись очень влиятельные люди, доказывавшие, что «госсектор страны успешно выполнил те задачи, ради которых он был создан» (с. 216). К тому же в нем появилась «рабочая аристократия», всячески мешающая перераспределению средств, получаемых рабочими и служащими. Однако главная беда госсектора заключается в его нерентабельности с экономической точки зрения. После опубликования в 1991 г. новой экономической политики Индии рыночной ориентации госсектор находится в состоянии стагнации. На словах правительство

выступает за либерализацию, но на деле приватизация еще не сдвинулась с места. Увеличение числа госпредприятий объясняется тем, что наряду с госпредприятиями, подчиняющимися центральному правительству Индии, каждый штат тоже понемногу обзаводится предприятиями этой категории. Всего в стране насчитывается до 1100 госпредприятий, подчиняющихся правительствам штатов (с. 216).

Даже теперь в правительстве не существует единого мнения о дальнейшей судьбе госсектора. По имеющимся оценкам, общий бюджетный дефицит центрального правительства и правительств штатов составляет около 10% ВВП. По заключению МВФ, бюджетный дефицит и является главным препятствием, мешающим Индии добиться темпов роста ВВП в 8-9% (с. 218). Рыночная экономическая политика, осуществляющаяся с 1991 г., в политическом плане была «продана» обществу Индии с условием, что она не повредит благосостоянию рабочих, крестьян и мелких предпринимателей. Однако многие из мероприятий, включенных в планы правительства на ближайшее будущее, непосредственно угрожают благосостоянию основных групп населения Индии.

Оппозиция приватизации и реформе трудовых отношений, а также растущая неудовлетворенность последними реформами в целом усиливались рядом других особенностей последнего десятилетия реформ: экономический рост оказался неравномерным во всех регионах страны, а также и в секторах экономики.

29 ноября 1991 г. рабочие и служащие госсектора устроили однодневную забастовку в ответ на угрозы правительства закрыть убыточные предприятия этого сектора. В тех секторах экономики, где предприятия госсектора составляли большинство (банки, авиа- и страховые компании, объекты энергетики), работа была прекращена полностью. Эта забастовка была первым ответом трудящихся Индии на заявления правительства Рао о решении начать приватизацию и реформу госсектора.

10 и 11 декабря 1998 г. трудящиеся всех центральных предприятий госсектора снова начали забастовку в знак протеста против повторных заявлений правительства о его обязательствах провести приватизацию и закрыть восемь убыточных предприятий. Забастовка была организована Центром профсоюзов Индии. Федерация профсоюзов, сотрудничавшая с другими политическими партиями Индии, не принимала участия в забастовке и обвинила ее организаторов в

том, что они преследуют политические, а не профсоюзные цели. 16 декабря 1998г., через неделю после первой волны забастовок, на улицы вышли 200 тыс. сотрудников индийских государственных страховых компаний, устроивших однодневную забастовку в знак протеста против введения законодательства о приватизации сектора госстраха и открытия его для иностранных инвестиций.

На протяжении всего десятилетия каждое заявление правительства о неизбежной приватизации госсектора наталкивалось на организованное сопротивление трудящихся, после чего быстро следовало заявление властей об изменении программы приватизации. В результате такого сопротивления не были реализованы планы правительства о получении дополнительных крупных средств от продажи государственных предприятий. К середине 2000 г. правительству удалось уменьшить число своих акций в 39 из 240 госпредприятий, принадлежавших центральному правительству. Однако продать контрольный пакет акций удалось только в двух госпредприятиях.

Третьей в очереди на приватизацию была «Бхарат алюминиум компани» (БАЛКО) - третья по величине компания по выпуску алюминия в Индии, созданная во вновь образованном штате страны -Чхатисгархе. Приватизация БАЛКО оказалась связанной с крупным двухлетним политическим скандалом, в который были втянуты оппозиционные политические партии, профсоюзы, правительство штата Чхатисгарх, Верховный суд Индии, несколько министерств центрального правительства. В процессе скандала властям были предъявлены обвинения в том, что приватизация нарушила конституционные права местных племен этого района и предала интересы рабочих штата Чхатисгарх (с. 219). В 2000г. правительство объявило о предстоящей приватизации БАЛКО. Это был первый случай продажи крупного пакета акций предприятия госсектора. В процессе бурных переговоров в феврале 2000 г. семь профсоюзов, оппозиционное политические партии и торговая палата штата Чхатисгарх создали объединенный «антиприватизационный фронт» и обратились во все инстанции с просьбами запретить приватизацию БАЛКО. Главный министр штата Чхатисгарх, член партии ИНК Джоги устно поддержал требования профсоюзов и рабочих БАЛКО о запрещении приватизации и дал согласие на начало забастовки. Верховный суд Индии негативно оценил роль, которую играли в конфликте Джоги и правительство штата Чхатисгарх. В конце конфликта Джоги изменил свою

позицию в отношении забастовки и «втихую» стал просить рабочих прекратить забастовку и возвратиться на рабочие места. В мае 2001 г. БАЛ КО была куплена частной индийской компанией примерно за 5515 млн. рупий.

Случай с приватизацией БАЛ КО показывает, в какой степени сопротивление рабочих, а также критика со стороны политических партий и общественности могут затянуть процесс приватизации предприятий госсектора. Двуличную позицию главного министра Джоги автор объясняет тем, что как политик и член партии ИНК он должен был играть роль оппозиционера по отношению к центральному правительству, а как лицо, занимающее важную должность в своем штате, ему приходилось сначала публично поддерживать требования рабочих и профсоюзов. В таком положении уже оказались или еще окажутся в будущем многие политические деятели Индии, независимо от их политической ориентации (с. 223).

Г. М. Кожевников

2004.03.050-051. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БИРМЫ.

2004.03.050. MCCARTHY S. Ten years of chaos in Burma: foreign investment and economic liberalization under SLORC/SPDS 1988 to 1998 // Pacific affairs. - Vancouver, 2000. - Vol.73, N 2. - P. 233-264.

2004.03.051.CLARC A.L. Burma in 2002 // Asian survey. - Berkeley, 2003. - Vol.43, N 1. - P. 127-134.

С.Маккарти (050) (Центр исследования этики бизнеса, Брис-бейн, Австралия) напоминает, что 8 сентября 1988 г. военные Бирмы под руководством генерала Со Маунга свергли генерала Не Вина, положив конец 14-летнему конституционному военному правлению, и установили прямое военное правление, создав Государственный совет восстановления закона и порядка (ГСВЗП). В декабре 1997г. ГСВЗП был переименован в Государственный совет мира и развития (ГСМР).

При Не Вине иностранные инвестиции были запрещены, проводилась политика автаркии, страна, бывшая крупнейшим экспортером риса, лишилась этого источника валютных поступлений и оказалась среди беднейших стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Принятый ГСВЗП в 1988г. Закон об иностранных инвестициях был направлен на получение твердой валюты в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ), экспортных поступлений, высоких технологий, специа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.