Научная статья на тему '2003. 04. 045. Бхалла А. C. экономический рост и либерализация в Китае и Индии. Bhalla A. S. Sina-Indian and liberalization // Asian survey. Berkеley (cal. ), 2002. Vol. 42, n 3. P. 419439'

2003. 04. 045. Бхалла А. C. экономический рост и либерализация в Китае и Индии. Bhalla A. S. Sina-Indian and liberalization // Asian survey. Berkеley (cal. ), 2002. Vol. 42, n 3. P. 419439 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кожевников Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 045. Бхалла А. C. экономический рост и либерализация в Китае и Индии. Bhalla A. S. Sina-Indian and liberalization // Asian survey. Berkеley (cal. ), 2002. Vol. 42, n 3. P. 419439»

ЭКОНОМИКА

2003.04.045. БХАЛЛА А.С. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В КИТАЕ И ИНДИИ.

BHALLA A.S. Sina-Indian and liberalization // Asian survey. — Berkley (Cal.), 2002. - Vol.42, N 3. - P. 419-439.

Автор (Кембриджский университет, (Великобритания) полагает, что говорить о либерализации более уместно в отношении Китая, чем Индии, где и раньше была «смешанная» экономика. То, что происходит в Индии, правильнее определять как переход от «смешанной» экономики к рынку и от феодализма к капитализму.

Китай приступил к экономическим реформам с 1979 г., а Индия с середины 1991 г. В Китае стратегия опоры на собственные силы была заменена политикой открытых дверей и привлечения иностранных капиталов, технологий и ноу-хау. Этот перелом стал неизбежным, когда в 1978-1979 гг. страна оказалась не в состоянии оплачивать массированный импорт промышленного оборудования. Тот же фактор (кризис платежного баланса в 1991 г.) заставил правительство Индии приступить к программе стабилизации и структурной корректировки в рамках Бреттон-Вудских соглашений.

Характер реструктуризации госпредприятий в обеих странах был различным. Индия взяла курс на приватизацию госпредприятий, а в Китае до сентября 1997 г. делалась ставка на развитие конкуренции между предприятиями без изменения характера собственности.

Здесь начали с реформы сельского хозяйства, тогда как в Индии этот сектор вообще не был затронут реформами. Медленный экономический рост Индии и усиление социального неравенства были следствием неспособности правительства провести земельную реформу в штатах (за исключением штатов Керала и Западная Бенга-лия). В Китае, где была введена так называемая система дворой ответственности, земельные наделы были примерно равными в расчетах на одного члена семьи и крестьяне не втягивались в бесконечные

споры о «справедливости в распределении земли, как это имело место в большинстве районов Индии (с. 423).

В промышленном секторе порядок дерегулирования на предприятиях негосударственного сектора, трудовое и земельное законодательство, а также правовые основы деятельности промышленных фирм в Китае были разработаны значительно глубже, чем в Индии. В 90-е годы рынок труда в Китае стал действовать более гибко благодаря снятию ограничений миграции сельского населения в города и массовым увольнениям с госпредприятий. В Индии трудовое законодательство, как и законы, регулирующие деятельность компаний, остались без изменений. Не было и сокращения персонала госпредприятий. И Китай, и Индия активно развивали мелкие предприятия, но Китай добился в этом гораздо больших успехов благодаря созданию более серьезных рыночных стимулов.

Специальные экономические зоны (СЭЗ) Китая добивались более высоких показателей в развитии торговли и росте прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с экспортными зонами (ЭЗ) Индии, что отчасти объяснялось особой ролью китайской диаспоры. Сравнительно слабая эффективность ЭЗ Индии была вызвана отсутствием в них необходимой инфраструктуры; слишком большим количеством задач, которые ставились перед ЭЗ; сложностью бюрократической процедуры при прохождении грузов; ограниченными возможностями местных властей влиять на прохождение грузов через ЭЗ и абсолютно неясными перспективами новых инвестиций.

Экономические реформы в Индии тормозились политической структурой и системой многопартийности. В Китае с его авторитарным режимом сопротивление реформам было слабее.

С экономической точки зрения опыт Китая показывает, что наличие в стране различных форм собственности создает базу для быстрого экономического роста. Существует также мнение, что социальные связи, характерные для местных институтов в Китае, «сами по себе могут способствовать росту даже тогда, когда отсутствуют четко определенные права собственности в западном понимании» (с. 425).

Рассматривая влияние либерализации на экономический рост, автор отмечает, что за 1952—1970 гг. темпы роста в Китае и Индии были примерно одинаковыми, но с началом реформ рост в Китае существенно ускорился. ВВП Китая в 1952—1978 гг. увеличивался в среднем на 4,4% в год, а в 1978—1995 гг. на 7,5%. За эти же годы по-

душевой ВВП соответственно возрастал на 2,3% и 6%. В Индии в тот же период подушевой ВВП увеличивался соответственно только на 1,7% и 2,8%. Темпы роста ВВП в Индии стали увеличиваться с середины 90-х годов, и в 1998—1999 гг. они приблизились к показателям Китая. Не исключено, что со временем по темпам роста ВВП Индии удастся догнать Китай. Однако большие препятствия создает отсталость сельского хозяйства, а также работа государственного промышленного сектора (особенно с середины 1980-х годов) и высокая централизация в принятии серьезных экономических решений. В этом отношении нынешний Китай более децентрализован, в чем сказывается наследие Мао Цзэдуна, заставившего провинции «опираться на собственные силы» (с. 425). В Индии правительство воздерживается от передачи штатам больших прав, опасаясь усиления там сепаратистских настроений.

Непосредственное влияние либерализации на темпы роста экономики в Индии было неблагоприятным. По-видимому, это можно объяснить воздействием таких факторов как политические волнения, значительные расходы на стабилизацию и структурную корректировку экономики, уменьшение госинвестиций, высокие процентные ставки и недостаточный рост экспорта. Валовые госинвестиции резко снизились после начала либерализации, в 1991—1992 и 1993— 1994 гг. они составляли примерно 200 млрд. рупий (в ценах 1980—1981 гг.). Такая же тенденция наблюдалась и в частном секторе, где инвестиции стагнировали на уровне 300—500 млрд. рупий за те же годы. В Китае рост внутренних накоплений и инвестиций оставался очень высоким даже по международным стандартам. По данным МБРР, внутренние накопления (в процентах к ВВП) увеличились с 35% в 1979 г. до 44% в 1994 г., основная часть накоплений приходилась на семейные бюджеты, доля которых выросла с 2% в 1978 г. до 22% в 1994 г., компенсировав снижение государственных накоплений (с. 427).Семейные накопления стали быстро увеличиваться с середины 80-х годов, несмотря на то, что Центральный банк Китая обязывал коммерческие банки сохранять низкие процентные ставки для обеспечения госпредприятиям свободного доступа к кредитам. Быстрому росту накоплений в 1980—1990 гг. способствовали замедление роста численности населения, повышение возраста работающей части населения, сокращение числа иждивенцев в семьях, неразвитость госу-

дарственной системы социального обеспечения и длительный период высоких темпов экономического развития.

Более быстрые темпы экономического роста в Китае, по автору, объясняются более благоприятными, чем в Индии, начальными условиями для перехода к либерализации; высокими темпами накопления капиталов, поддерживаемых крупными сбережениями (в особенности в семейных бюджетах); большим притоком ИПИ; высоким уровнем грамотности населения; более высокой, чем в Индии, степенью однородности китайского общества; существова-нием более многочисленной и более богатой диаспоры этнических китайцев и близостью Китая к Гонконгу. Индийская диаспора за границей значительно малочисленнее.

Китаю удалось завоевать в других странах рыночные ниши по всем тем товарам, по которым другие экономики Восточной Азии уже потеряли свои сравнительные преимущества (например, обувь, игрушки, спортивные товары). С 1980 по 1994 г. доля Китая в мировой торговле возросла с 1 до 2,5%, а Индии — только с 0,4 до 0,6% (с. 430).

В Китае от проведения политики открытости страны больше выиграли приморские провинции и города, а также СЭЗ и меньше — внутренние провинции. В приморские провинции направлялись основные торговые потоки и прямые иностранные инвестиции (ПИИ), развитию этих провинций способствовали прибрежное судоходство и близость Гонконга. При Мао Цзэдуне по соображениям безопасности и требованиям военной стратегии основные ресурсы страны были сосредоточены во внутренних районах Китая.

В Индии даже после начала либерализации общий объем ПИИ был настолько мал, что они не оказывали серьезного влияния на рост экономики. Неспособность Индии добиться крупных ПИИ объяснялась, наряду с прочим, слишком поздним началом либерализации и запоздалой организацией всего режима ПИИ, неуверенностью в успехе реформ и довольно низкими темпами роста экономики до 1995 г.

Еще одним показателем эффективности либерализации могут быть колебания уровня жизни населения. Так, в Индии до начала либерализации с 1969—1970 гг. наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению бедности, а за 1990—1993 гг. доля населения, живущего ниже черты бедности, возросла с 34 до 41% (с 282 млн. до 355 млн. человек). Это объясняется тем, что либерализация торговли и открытие экономики привели к росту цен на продовольствие. Повышение

закупочных цен на продовольствие облегчило положение только тех крестьян, у которых были товарные излишки продовольствия.

В Китае бедность в деревне сократилась, но в некоторых районах резко возросло число бедных в городах. Заметно увеличилась разница в доходах. По данным МБРР, по этим показателям Китай вышел на одно из первых мест в мире. В Индии разница в доходах выражена не так резко.

Ключом успехов Китая (по сравнению с Индией) является то, что в Китае лучше отлажено равновесие между действием рыночных сил и вмешательством государства. Предприятия в уездных поселках и деревнях сыграли очень важную роль в «развитии индустриализации без урбанизации», предоставляли Однако в Китае внутренний рынок еще не полностью сформировался, рыночная система остается неполноценной и легко подвержена искажениям. Рыночная система в Китае все еще не обеспечивает достаточного развития социальных благ и услуг. Вместе с тем вмешательство государства в рыночную сферу гораздо меньше искажает рыночные стимулы, чем в Индии, где государство в основном играет роль производителя материальных благ, а не стороны, обеспечивающей социальную инфраструктуру.

Существуют и другие крупные препятствия, мешающие Индии получить хорошие экономические показатели после завершения программы либерализации. Так, свободная пресса и политические свободы могут сыграть позитивную роль в борьбе с коррупцией и формировании новых идей. Но при укоренившемся неуважении к закону и падении социальных ценностей они могут быть использованы и в разрушительных целях.

Медленные темпы либерализации в Индии в некоторой степени объясняются также неспособностью чиновников и государственных исполнительных агентств правильно сформулировать директивы правительства по либерализации и добиться их исполнения. С началом либерализации связь между политиками и чиновничеством постепенно стала дополняться новыми звеньями связи на государственном уровне. Само чиновничество ослаблялось частыми сменами руководства, происходившими по политическим мотивам, проведением частых общенациональных избирательных кампаний, сменой министров и их заместителей, а также напряженными отношениями между «администраторами» и «учеными» в руководящих эшелонах министерств.

Либерализация в Индии сопровождалась и другими отрицательными явлениями. Например, чиновникам удалось добиться неоправданно высоких окладов. Еще до 1996 г. старшие чиновники стали получать зарплату, сопоставимую с зарплатой руководителей частных корпораций. Зарплата служащих госсектора в 1990—1991 гг. увеличилась в два раза по сравнению с 1980—1981 гг., поэтому Индии будет очень трудно сократить огромный дефицит бюджета.

Предприятия госсектора Китая, включая и убыточные, также систематически увеличивали зарплату своим рабочим и служащим. Самый высокий рост зарплаты наблюдался на предприятиях уездного подчинения. Причина различного уровня зарплаты на предприятиях госсектора Китая объяснялась децентрализацией органов, устанавливающих зарплату.

Либерализации в Китае и Индии мешают политические и идеологические факторы. Например, в Индии азиатский экономический кризис 1997 г. побудил партию Бхаратия Джаната сделать ставку на национализм. Разочарование иностранных инвесторов политикой правительства Индии отразилось в снижении ее рейтинга в списке стран, составленном международными кредитными донорами в октябре 1998 г.

Автор считает, что в Индии упадок политических институтов является гораздо большим препятствием для развития, чем быстрая смена правительств на центральном и местном уровнях. Политические лидеры, борясь за личную власть, разлагают политические партии. Отмена лицензирования для промышленных предприятий изменила политические правила игры с «перераспределения промышленного имущества» на «партнерство между политиками и промышленниками».

Опыт Китая дает несколько уроков для Индии, а именно: рыночная система может помочь в ликвидации массовой бедности, совместные действия государства и рыночного механизма способны содействовать улучшению таких социальных служб, как здравоохранение и образование; работа предприятий госсектора может быть поднята на более высокий уровень даже без приватизации; для обеспечения экономического роста и достижения относительного равенства в доходах населения нужна политическая воля.

Г. М.Кожевников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.