Научная статья на тему 'Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ'

Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КИТАЙ И ВЬЕТНАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — То Динь Тон

Дается сравнительный анализ реформы в Китае и Вьетнаме. Как показывает опыт этих стран, основой успешного развития должна стать стратегия сохранения преимуществ социализма и развития рынка. Важно чтобы государство сохраняло сильный макроконтроль над процессами модернизации и экономической реформы. Экономическая политика переходного периода Вьетнама, как и экономическая политика Китая, в конце XX века среди развивающихся стран явилась наиболее результативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS AND STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CHINA AND VIETNAM: THE COMPARATIVE ANALYSIS

The comparative analysis of reform in China and Vietnam is given. As shows experiment of these countries, strategy of preservation of advantages of a socialism and market development should become a basis of successful development. Important that the state kept strong the macrocontrol over modernisation and economic reform processes. The economic policy of a transition period of Vietnam in the end of the XX-th century among developing countries was the most productive, as well as economic policy of China.

Текст научной работы на тему «Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ»

_ТО ДИНЬ ТОН

РЕФОРМЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЯ И ВЬЕТНАМА:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Дается сравнительный анализ реформы в Китае и Вьетнаме. Как показывает опыт этих стран, основой успешного развития должна стать стратегия сохранения преимуществ социализма и развития рынка. Важно чтобы государство сохраняло сильный макроконтроль над процессами модернизации и экономической реформы. Экономическая политика переходного периода Вьетнама, как и экономическая политика Китая, в конце ХХ века среди развивающихся стран явилась наиболее результативной. _TO DYNE TON

REFORMS AND STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CHINA AND VIETNAM: THE COMPARATIVE ANALYSIS The comparative analysis of reform in China and Vietnam is given. As shows experiment of these countries, strategy of preservation of advantages of a socialism and market development should become a basis of successful development. Important that the state kept strong the macrocontrol over modernisation and economic reform processes. The economic policy of a transition period of Vietnam in the end of the XX-th century among developing countries was the most productive, as well as economic policy of China.

Ключевые слова: стратегия развития, реформы, экономическая стратегия, государственное макрорегулирование, устойчивый экономический рост, концепция, иностранные инвестиции, Китай и Вьетнам.

Итоги формирования китайской экономики показали правильность избранного курса на модернизацию.

В 2007 г. Китай вышел на 2 место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритетам покупательной способности (более 7 трлн. долл.), и на 4 место по ВВП, рассчитанному по текущему курсу валют (3,4 трлн. долл.). Доля Китая в мировом ВВП (по текущему курсу) в2007 г. составила 6%. На протяжении периода реформ темпы прироста ВВП в среднем составляли 9,6% в год. С 2003 г. темпы экономического роста превышали 10%, в 2007 г., по первоначальным оценкам, ВВП страны составил 24,7 трлн. юаней, что больше 2006 г. на 11,4%. Внешнеторговый оборот в 2007 г. приблизился к 2,2 трлн. долл., то есть увеличился на 23,5% по сравнению с 2006 г. Доля Китая в мировом экспорте в 2006 г. составила около 8% [3].

В истории развития экономической реформы в КНР было несколько этапов, последний обозначен официально с 2000 года.

Современный этап с 2000 г. характеризуется отказом в официальных планах развития от погони за темпами роста, хотя темпы прироста ВВП с 2003 г. превышают 10% в год. Правительство возвращается к политике преобразования современных госпредприятий. В цели стратегии входят: развитие сельского хозяйства, поддержка крестьянства и деревни, строительство «гармоничного общества» на основе среднезажиточного уровня жизни, уси-

ление внимания к охране окружающей среды, повышение внимания к внутреннему спросу, развитие системы социального обеспечения. Слабым звеном в стратегии развития в прошлые периоды реформ, начиная с 1978 г. было невнимание к аграрному сектору. Теперь государство обратилось к проблемам сельского хозяйства, деревни и крестьянства: законодательно признан земельным подряд как основная форма земельных отношений и подряд может быть передан подрядчиком другим лицам только в пользование. Правительство задумалось об установлении минимума цен на сельскохозяйственную продукцию, на экспериментальной основе проводятся преобразования системы сельскохозяйственного налогообложения, в ряду важнейших мер -отмена сельскохозяйственного налога с 2006 г. [1]. Служившее долгое время интересам обеспечения нужд города сельское хозяйство получило новый стимул к развитию. Вместе с ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию при дефиците природных ресурсов (в первую очередь земли) повышается цена рабочей силы в деревне, а в 2007 г. выросли цены на продовольствие, следовательно, рост доходов крестьян.

На нынешнем этапе приходится преодолевать проблемы, накопившиеся за 90-ые годы прошлого столетия. Прежде всего, в области строительства и инвестиций. В Китае возросло количество крупномасштабных объектов для инвестирования, находившихся в процессе строительства, но существовала нехватка капитала для финансирования. Потребительский спрос на рынке был огромным, поскольку покупательная способность населения намного превышала предложение товаров. Государственные расходы были больше доходов, объем выданных банками кредитов увеличился, накопились запасы валюты. В результате несоответствия спроса предложению, появился дисбаланс экономической структуры, поскольку развитие сельского хозяйства затормозилось, ограниченные госресурсы вкладывались преимущественно в обрабатывающую промышленность и непроизводственные объекты, обострились проблемы дефицита энергии, ресурсов и транспортных мощностей. К началу 90-х гг. показатели инфляции стали двузначными, увеличивающийся спрос на инвестиции подстегивал повышение цен, которые в 1989 г. увеличились на 17,9% [4]. Социальная нагрузка на бюджет была чрезмерной при системе «даньвэй» (государственное предприятие), когда госпредприятие гарантировало занятость, оплату жилья, питания, лечения, пенсий, образование.

Основной постулат реформы в КНР остается тем же, который прозвучал в 1992 году, т.е. построение социалистической экономической системы с китайской спецификой и курса на всемерную открытость Китая.

Основные направления стратегии за прошедшие 15 лет остались неизменными и обеспечили экономическую мощь КНР. К ним относятся:

❖ одновременное развитие разных форм собственности при главенствующей роли общественного сектора;

❖ продолжение трансформации хозяйственного механизма госпредприятий, создание «системы современных предприятий» (оптимиза-

ция управления предприятий, решение проблемы долгов, рационализация инвестирования);

❖ формирование системы открытых рынков, соединяющей городской рынок с сельским, внутренний - с мировым;

❖ пересмотр правительственных функций по управлению экономикой для усовершенствования макрорегулирования, опирающегося на косвенные меры;

❖ создание системы справедливого распределения доходов, достижение всеобщей зажиточности, при поощрении обогащения одних районов и людей раньше других;

❖ разработка многоступенчатой системы социального обеспечения;

❖ стимулирование экономического развития и сохранение общественной стабильности.

Экономическая стратегия СРВ опирается на экстенсивную модель, характерную для развивающихся стран, решающих крупные структурные и социальные проблемы. Переход к экстенсивной модели был осуществлен с 1986 г., когда КПВ утвердила курс на обновление (иными словами) модернизацию. Составляющими экономической модели являются сильное государственное макрорегулирование, агрессивная финансовая политика, опора на использование иностранных инвестиций. Опыт большинства развивающихся стран (включая Китая) показал, что экстенсивная модель с указанными атрибутами дает положительные результаты не более, чем в течение 20 лет, после чего может наступить стагнация, резкое падение эффективности и конкурентоспособности, достигнутых в ходе реализации крутых мер [2].

Упор сделан на сохранение устойчивого экономического роста и сбалансированность при решении экономических и социальных проблем. Реализация указанной цели происходила в условиях политической стабильности общества, его консолидации вокруг КПВ, пользующейся доверием и поддержкой большинства населения Вьетнама. Опыт Вьетнама наглядно показал, что в период крутых, крупных перемен на начальном этапе нельзя одновременно проводить экономическую и политическую реформу, развивать многопартийность, усиливающую оппозиционные силы, мешающих прогрессу и разъединяющих общество. Это печальный пример пореформенной России в ельцинский период правления. Вторая положительная сторона вьетнамского опыта состоит в том, что Вьетнам доказал, что нельзя создавать демократическое общество и новую экономику рыночного типа, подвергнув полному разрушению экономического потенциала страны в ходе присвоения общественной собственности (фактически за бесценок) авантюристами от бизнеса и лицами, приближенными к госаппарату, а также утратив ориентиры промышленной политики. Поэтому Вьетнам, отвергнув рекомендации МВФ (т.н. Вашингтонский консенсус), не разрушая сложившийся госаппарат и структуру экономического управления, одновременно начал формировать на местах параллельные структуры управления по принципам конкуренции старого с новым. Это относится и к формированию новой социально-общественной структуры: сохраняя госсектор, мелкое индивидуальное про-

изводство, Вьетнам медленно, шаг за шагом создавал смешанную экономику, уделив особое внимание допущению иностранного капитала в ряд отраслей на условиях совместного предпринимательства. В результате, несмотря на чрезвычайно сложные внешние условия: прекращения льготной помощи СССР, отказа российского правительства участвовать в модернизации вьетнамской экономики, ухода России из крепких, завоеванных прежде позиций в ведущих отраслях вьетнамской экономики, а также в условиях конфронтации с КНР, Вьетнам реализовывал стратегию с наибольшей отдачей. Конечно, были и ошибочные решения, которые возникали из противоречий концепции строительства социалистической рыночной экономики. Эти противоречия возникли из-за непонимания важности основополагающего условия развития - конкуренции и предпринимательства. Концепция, отдав предпочтение ведущей роли в модернизации и развитии госсектору, исключала необходимость государственной поддержки нарождающихся частных структур, а также перестройку и обновление самого государственного уклада, проводимых, как правило, на принципах приватизации. Считалось, что эти меры приведут к развитию капитализма в стране. Однако факторами становления и развития капиталистического способа производства, как свидетельствует мировой опыт, являются конкуренция и рынок.

Вьетнам опирался на стратегию сохранения преимуществ социализма и развития рынка. На наш взгляд, первая часть концепции - социализм - выражала суть социальной политики переходного периода, т.е. недопущение снижения жизненного уровня в ходе экономической реформы, поддержку малоимущих, борьбу с бедностью. Но нельзя было ее распространять на ограничение частной и индивидуальной деятельности, что происходило вплоть до 2000 г., т.е. когда был принят революционный по своему содержанию Закон о предприятии, уравнявший в правах все формы собственности. По-видимому, частичный отход от прежних идеологических догм происходил в результате активного вхождения Вьетнама в мировой и региональные рынки, вступления в АСЕАН и внимательного изучения уроков китайской реформы.

Вьетнам реализовывал экономическую стратегию в 90-х гг. без «шоковой терапии», поскольку в годы реформы происходило неуклонное снижение цен, инфляция достигла самого низкого уровня (3% в 2003 г.). Несмотря на влияние азиатского финансового кризиса 1997 г., курс донга находился под контролем, банковский сектор не пережил дефолт, не было банкротства предприятий, портфельные инвестиции - основная причина финансовых потрясений - находились в 90-х гг. на нуле.

Вьетнам убедительно доказал правильность избранной стратегии развития, важность сохранения сильного макроконтроля государства над процессами модернизации и экономической реформы. Поэтому политика СРВ нашла поддержку в мировой и региональной экономиках: с США после полной нормализации отношений было подписано торговое соглашение. Вьетнам вступил в свободную торговую зону АФТА АСЕАНовского сообщества, развивает политические и экономические отношения с Европейским сообществом, в 2006 г. вступил в ВТО. Начался переход от стагнации в отношениях

с Россией и Китаем к активному многоотраслевому сотрудничеству с этими важными стратегическими партнерами.

Мировая экономическая наука признала, что экономическая политика переходного периода Вьетнама в конце ХХ века среди развивающихся стран явилась наиболее результативной, как и экономическая политика Китая.

Экономика Вьетнама в начале ХХ1 века росла устойчиво высокими темпами, что явилось результатом продолжения структурных обновлений, реформы хозяйственной системы и внешнеэкономической деятельности. Продолжился устойчивый рост ВВП: в 2001-2005 гг. в среднем 7,5%, в 2006 г. 8,2%, в 2007 г. 8,48%. Динамика прироста экспорта была нестабильной, на что влияют резкие скачки мировых цен, но, тем не менее, в 2006-2007 гг. темпы прироста экспорта составили 23% и 20,5% соответственно. В 2007 г. объем ВВП на душу населения вырос до 835 долл. США. Активно развивалась внешняя торговля, увеличился приток прямых иностранных инвестиций с 7,57 млрд. долл. в 2006 г. до 20,3 млрд. долл. в 2007 г. По линии официальной помощи развитию Вьетнаму в 2007 г. была предоставлена международная помощь в объеме 4,4 млрд. долл. США. Из негативных тенденций развития в надо отметить возросший уровень инфляции до 12,63% в 2007 г. [5].

Вьетнам вступил в фазу эффективного сбалансированного развития, в ВВП увеличились удельные веса объема инвестиций, доходов госбюджета и экспорта. Современная отраслевая структура народного хозяйства характеризует Вьетнам как индустриально-аграрное государство, с высоким удельным весом в структуре ВВП сферы услуг (более 40% в 2007 г.). По формам собственности структура народного хозяйства представлена госсектором - 37,3%, частным сектором - 45,69%, сектором с иностранным участием - 17,05%. Неуклонный рост промышленного и сельскохозяйственного производства позволяет полнее насытить внутренний рынок продуктами отечественного производства. В стране решена продовольственная проблеме, из импортера риса в 1970-х годах СРВ стала вторым в мире (после Таиланда) его экспортером, тем более, что в регионе и в мире в целом в 2007-2008 гг. резко обострилась продовольственная проблема. Среди основных факторов, обеспечивших стабильно высокие темпы роста экономики СРВ наряду со значительно возросшими мировыми ценами на нефть, явились стимулирование роста отечественных накоплений и использование их подавляющей части на инвестиции, высокоэффективное привлечение прямого иностранного капитала. Ускорилось реформирование государственного сектора, осуществление мероприятий по преодолению уровня бедности, которая в 2007 г. сократилась до 14,75% к общей численности населения. В качестве ключевых остаются задачи по ускорению проведения административной реформы и борьба с коррупцией. В экономической стратегии наряду с задачами индустриализации и модернизации поставлена задача перехода Вьетнама на инновационную модель, развития высокотехнологичных отраслей экономики.

К факторам инвестиционной привлекательности Вьетнама для иностранных инвесторов относится крупный человеческий ресурс и относительно других стран (Китая, ЮВА) более низкие заработки занятых на производ-

стве. За период 1995-2007 гг. численность населения во Вьетнаме увеличилась на 13,3 млн. человек, достигнув в 2007 году 85,2 млн. человек.

К факторам привлекательности Вьетнама для иностранных инвесторов относятся также достаточно развитый промышленный потенциал, крупные естественные ресурсы, включая энергоносители, тропическое земледелие, рыбные и лесные богатства (вся эта продукция востребована на внешних рынках). За последнее время инвестиционный климат во Вьетнаме улучшился, что связано с либерализацией Закона об иностранных инвестициях, принятием Закона о предприятиях (согласно ему выравниваются условия для всех хозяйствующих субъектов, включая введение единой ставки НДС).

В результате общий объем накопленных Вьетнамом прямых иностранных инвестиций достиг в 2007 г. 94 млрд долл. США.

Таким образом, постоянно действующим фактором экономической активности СРВ стали прямые иностранные инвестиции, их удельный вес в 2007 г. в ВВП достиг 40,4%, а годовой прирост 15,8%. В структуре всего инвестиционного капитала в экономике СРВ лидирует госсектор - 43,3%, ненамного ему уступает частный сектор - 40,7%. На долю ПИИ приходится 16%. Государственный инвестиционный капитал аккумулируется через доходную часть госбюджета, где наряду с налоговыми поступлениями присутствуют внешние заимствования в форме кредитов и грантов по линии официальной помощи развитию - ОДА, средства стран - доноров Парижского клуба и Азиатского Банка развития, последнего во главе с Японией. Поэтому сохранение этого главнейшего внешнего источника поступления в страну инвестиционного капитала является для Вьетнама острой необходимостью. По подписанным соглашениям с донорским сообществом в 2006-2010 гг. Вьетнаму предоставляется 19 млрд долл. США, среди которых 85% - это кредиты с низкой процентной ставкой. Тем не менее, международные заимствования в форме кредитов усиливают нагрузку на госбюджет и подталкивают Вьетнам продолжать активную экспортную деятельность для погашения крупного внешнего государственного долга.

Литература

1. Китай: факты и цифры 2006.

2. Тригубенко М. Экономическая стратегия СРВ в текущей пятилетке (20012005 гг.) и основные направления развития на период до 2010 г. М., 2005.

3. http://web.worldbank.org/WBSTTE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,eonte ntMDK:20394937~isCURL:Y~menuPK:1192714~pagePK:64133150~piPK:64 133175~theSitePK:239419,00.html

4. Hu Angang. Доклад о цикличности экономического роста Китая. Пекин, Beijing, 1994. С. 238, 250,252.

5. Socio-economic Situation of Vietnam in 2007 and Prospects for 2008 throungh Statistics // Vietnam Economic Review, Hanoi, 2008. N 2. P. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.