Научная статья на тему '2006. 03. 044. Pоcсер Б. -мл. , Россер М. В. Переход от старой к новой традиционной экономике в Индии. Rosser B. Jr. , Rosser M. V. The transition between the old and new traditional economies in India // comparative Econ. Studies. - N. Y. , 2005. - Vol. 47, n 3. - P. 561-578'

2006. 03. 044. Pоcсер Б. -мл. , Россер М. В. Переход от старой к новой традиционной экономике в Индии. Rosser B. Jr. , Rosser M. V. The transition between the old and new traditional economies in India // comparative Econ. Studies. - N. Y. , 2005. - Vol. 47, n 3. - P. 561-578 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНДИЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 044. Pоcсер Б. -мл. , Россер М. В. Переход от старой к новой традиционной экономике в Индии. Rosser B. Jr. , Rosser M. V. The transition between the old and new traditional economies in India // comparative Econ. Studies. - N. Y. , 2005. - Vol. 47, n 3. - P. 561-578»

2006.03.044. РОССЕР Б. -МЛ., РОССЕР М.В. ПЕРЕХОД ОТ СТАРОЙ К НОВОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ В ИНДИИ. ROSSER B. JR., ROSSER M. V. The transition between the old and new traditional economies in India // Comparative econ. studies. - N.Y., 2005. - Vol. 47, N 3. - P. 561-578.

Научные сотрудники университета Джеймса Мэдисона (Харрисонберг, штат Вирджиния, США) используют понятие «новой традиционной экономики», вслед за Карлом Поланьи (1944). Понятие «традиционная экономика» ассоциируется с устаревшей технологией и архаичными обществами.

В «новой традиционной экономике» имеет место тенденция создавать модернизированную рыночную экономику в рамках традиционной социокультурной среды, обычно ассоциированной с религией, но с условием усвоения новой технологии. Наиболее ярким примером могут служить исламские экономики.

Основное различие между «старой» и «новой традиционной экономикой» заключается в их отношении к современной технологии. Авторы подчеркивают, что сторонники «новой традиционной экономики» формируются в основном из приверженцев различных религий в странах, которым угрожало или угрожает политическое или экономическое угнетение со стороны индустриальных держав Запада. Любопытно, что пророка Мухаммада некоторые мусульманские экономисты относят к сторонникам «новой традиционной экономики», т. к. он никогда не выступал современной ему технологии и против науки (с. 565). К этой же группе относят и средневекового исламского философа Ибн Халдуна.

Рассматривая вопрос системной эволюции индийской экономики, авторы подчеркивают, что экономика страны является самой сложной в мире, т. к. она связана с традиционными отношениями, рынком и властными решениями. Кастовая система характерна для большей части сельской экономики, а ее не связанная с денежными расчетами взаимно обязывающая часть патрон-клиентских отношений включает в себя также и прямые компенсации за услуги и продукты. Это глубоко укоренившиеся остатки «старой традиционной экономики», которая уже ослабла в городских районах.

Еще с древних времен Индия была крупным участникам международной торговли через Индийский океан. Примерно за 2500 лет до нашей эры у нее существовали торговые связи с

Месопотамией, а в период правления императора Тиберия - и с Римом. Самым древним видом индийского экспорта были драгоценные камни, а со временем правления Тиберия также и хлопковые ткани, остававшиеся главным предметом индийского экспорта до промышленной революции в Британии. Есть свидетельства того, что до завоевания Индии англичанами жизненный уровень в крупных городах страны был выше, чем в Лондоне (об этом пишет «завоеватель Индии» Роберт Клайв).

В Индии широко распространено мнение, что текстильное производство в ней было подорвано британским империализмом и его торговой политикой, о чем неоднократно писал М. Ганди. После получения Индией независимости правительства страны, формируемые партией Индийский национальный конгресс (ИНК), стали проводить протекционистскую торговую политику. Д. Неру, под влиянием СССР, стал внедрять политику централизованного планирования и организовал обширный госсектор. Индира Ганди в начале 1970-х годов осуществила национализацию и наложила строгие ограничения на остатки частного сектора и на импорт. В 1991 г. ИНК провел ряд мероприятий, направленных на ликвидацию последствий этой деятельности Индиры Ганди в сфере экономики. В частности, были снижены тарифы, ослаблен контроль за иностранными прямыми инвестициями; смягчены правила, регламентирующие размеры фирм и правила регистрации новых фирм; облегчена продажа акций предприятий госсектора; внесены изменения в валютное и налоговое законодательство и т.п. (с. 572).

Темпы роста ВВП Индии повысились в начале 1980-х годов, и в стране появился высокотехнологичный сектор, продукция которого смогла конкурировать с товарами индустриальных стран, в частности США. Однако по мере роста темпов ВВП увеличилась и разница в доходах как в региональном плане, так и между городом и деревней.

Торговый протекционизм в Индии по-прежнему выше, чем во всех странах - ее торговых партнерах. Индия глубоко увязла в смешанной экономике, и три главных системных категории, названные К. Поланьи, продолжают остро чувствоваться.

В Индии сторонником введения «новой традиционной экономики» является партия Бхарати Джаната (БДж). Она получила известность благодаря своей оппозиции некоторым прямым иностранным инвестициям, одобренным центральным правительством.

Наиболее известен случай, когда в 1995 г. контролируемое БДж правительство штата Махараштра ликвидировало контракт с американской фирмой на строительство новых электростанций. Это решение было отменено федеральным судом (с. 573).

В период своего кратковременного пребывания у власти в Дели БДж в основном занималась конфронтацией с Пакистаном и вооружением страны, а также испытаниями ядерного оружия, активизировалась также реализация космической программы Индии.

В Индии переход от «старой» к «новой традиционной экономике» осуществляется быстрее, чем в других районах мира. Например, в исламском мире имел место гораздо более продолжительный период между формированием доктрины «старой традиционной экономики» (что произошло в средние века) и появлением «новой традиционной экономики» в середине ХХ в. Такую же медленную эволюцию можно наблюдать и в других районах мира.

В Индии же значительные районы «старой традиционной экономики» продолжают существовать в сельской местности. Однако индусские националисты под руководством Ападхьяя в 1960-е годы разработали идеологию «новой традиционной экономики». Они приняли современную технологию в «соответствующих» формах, расходясь с М. Ганди по таким вопросам, как религиозная терпимость. Формируя правительства штатов Индии, БДж выступала против программ привлечения в правительство представителей низших каст. Возглавляя несколько центральных правительств страны с середины 1990-х годов до 2004 г., она, в коалиции с партиями, поощряющими рыночные реформы, всячески выступала за создание в Индии «новой традиционной экономики».

Авторы подчеркивают, что «новая традиционная экономика» будет создаваться в стране постепенно. Это соответствует умонастроениям всех тех, кто ищет для Индии «третий путь» развития между капитализмом и коммунизмом (с. 575).

Г.М. Кожевников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.