Научная статья на тему 'Новый премьер-министр Индии обещает разрядить напряженность между религиозными общинами'

Новый премьер-министр Индии обещает разрядить напряженность между религиозными общинами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плешаков Юрий

"НГ-религии", М., 26 мая 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый премьер-министр Индии обещает разрядить напряженность между религиозными общинами»

союзниками объем производства мака в Афганистане резко возрос (на 1400%) и составляет более трети его мирового производства. Урожай 2003 г. достигнет 4 тыс. т (против 3422 т — в 2002 г.). Афганистан производит практически весь героин, продающийся в России, и более 75% героина, поступающего на европейский рынок. При этом присутствие США не способствует уменьшению производства наркотиков в Афганистане.

Таким образом, развитие военно-политической обстановки в Афганистане по-прежнему идет в неблагоприятном для мирового сообщества направлении, и потому руководителям ведущих стран мира пора хорошо задуматься над тем, каким путем Афганистану идти дальше и как ему помочь встать на этот путь.

По материалам Центра стратегического развития "Азия и Африка сегодня", М., 2004г., № 3, с. 2—6.

Юрий Плешаков,

публицист

НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ИНДИИ ОБЕЩАЕТ РАЗРЯДИТЬ НАПРЯЖЕННОСТЬ МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЩИНАМИ

Очередное состязание двух наиболее влиятельных партий Индии на выборах закончилось триумфом Индийского национального конгресса (ИНК). Победа конгрессистов над джанатистами (религиозно-националистическая партия "Бхаратия Джаната", БДП) в Индии стала сенсацией, поскольку на протяжении целого ряда лет ИНК хронически терпел поражение. Как известно, нынешний лидер ИНК Соня Ганди от кресла премьера отказалась. Вместо нее этот пост занял 72-летний Манмохан Сингх. Известие о его назначении было встречено ликованием, прежде всего среди сикхов. Во-первых, еще никогда в истории Индии главой правительства не был сикх. Кроме того, 20 лет назад именно сикхи убили Индиру Ганди. Это было местью за ее приказ штурмовать главную святыню сикхов — Золотой храм в Амритсаре (Пенджаб), занятый сикхскими сепаратистами. В ходе той военной операции "Голубая звезда" погибли тысячи человек, в том числе ни в чем не повинные паломники. Вступление сикха на пост главы правительства должно означать окончательное примирение.

Едва став премьером, Манмохан Сингх выступил с обещанием разрядить напряженность, "обострившуюся при прежнем индусском националистическом правительстве". Сингх на своей первой пресс-конференции обещал индийцам "укрепить гармонию" между религиозными общинами страны и выразил большую озабоченность затягиванием судебного разбирательства в связи с индо-мусульманскими столкновениями два года назад в штате Гуджарат.

В нежелании Сони Ганди быть премьером, несомненно, заметную роль играет и религиозный фактор. Если для БДП союз с религиозными общинами вполне органичен, то для конгрессистов это лишь попытки обретения союзников. К заигрыванию с религиозно-общинными силами прибегали в свое время и Индира Ганди, и ее сын Раджив, а потом и Соня. Например, в канун предвыборной кампании 1999 г. Соня с дочерью Приянкой посетили богатейший виш-нуитский храм Индии в Тирупати, где совершили поклонение Вишну в образе Венкатешвары. Далеко не всегда взгляды членов клана Неру совпадали с традиционалистскими. Отец индийской демократии Джавахарлал Неру, хоть и происходил из старинного и аристократического брахманского рода, сам считал себя больше англичанином, нежели индусом. Если Махатма Ганди был с головой погружен в индийскую традицию и при выработке решений полагался на мистическую проницательность, то Неру был рационалистом, к тому же склонным к социалистическим идеям.

Индира Ганди много унаследовала от отца. Она была своенравна и игнорировала каноны кастового сознания. Ее решение выйти замуж за парса-зороастрийца Фероза Ганди вызвало гнев отца, но, ценя качества политического лидера в дочери, тот не стал ей перечить. По свидетельству современников, Индира Ганди более склонялась к религии, чем ее отец. В годы кризиса 1974—1975 гг. Индира начала прислушиваться к астрологам, а те зачастую ловко играли на ее страхах. У нее даже появился свой "Распутин" — йог и тантрист Ди-рендра, которого впоследствии изгнал Раджив. Усилившаяся набожность Индиры и ее постоянные посещения храмов оказались палкой о двух концах. Ее стали обвинять в религиозных пристрастиях. Она и в самом деле большей частью ходила в индуистские святилища.

После смерти Индиры ее пост и в партии, и в правительстве занял Раджив Ганди. 21 мая 1991 г. во время одного из своих и предвыборных выступлений Раджив был убит взрывом бомбы, которую ему

поднесла в букете цветов террористка-камикадзе. Раджив не был религиозен.

Главная роль Сони заключалась в том, чтобы оживить ИНК. Имя Ганди всегда привлекало массы на сторону ИНК. В былые годы конгресссисты обладали фактически монополией на власть, несмотря на обилие партий, поскольку индийцы считали ИНК партией Махатмы Ганди. Ее сторонники так и утверждают, что на Соню перешла харизма династии Неру. Впервые она выступила в роли политика в 1997 г. Год спустя ее избрали президентом ИНК, что позволило кон-грессистам получить на выборах 1998 г. 141 место в парламенте Индии (из 545 возможных). В ходе той предвыборной кампании Соня Ганди собирала многотысячные толпы одним лишь фактом своего появления. Если вовлечение Сони в борьбу на прошлых выборах не принесло ИНК успеха, то пять лет спустя "фактор Сони Ганди" все же сработал. Что реально это будет значить для индийцев и международной обстановки, покажет время. Однако уже сейчас ясно, что конгрессистам предстоит выработать более гибкое отношение к традиционному религиозно-общинному сознанию.

Культурное, социальное и политическое единство Индии веками складывалось вокруг индуизма как ее древнейшей религии. Индия — земля Вед и религиозных харизматических лидеров. Даже политическое движение Махатмы Ганди обрело небывалую популярность и размах лишь благодаря тому, что воспринималось в народе именно как духовное. Влияния санатана-дхармы ("вечной религии живых существ") не смогла избежать ни одна религиозная традиция, возникшая в этой стране впоследствии, — будь то буддизм, джайнизм, сикхизм, ислам или даже христианство. Миллиардное население Индии, раздробленное на сотни каст и подкаст, исповедует разные религии, но ценностные ориентиры при этом общие. Именно поэтому в политической жизни Индии встречаются самые парадоксальные сочетания. Скажем, в южноиндийском штате Керала, где очень распространено христианство, уже давно слаженно работает тандем ИНК и Коммунистической партии Индии. А в Западной Бенгалии вот уже более четверти века у власти находится коалиция во главе с коммунистами, хотя там традиционно проживает много кришнаитов — после -дователей Чайтаньи.

Вряд ли сейчас можно с уверенностью предсказать дальнейшее развитие событий. Однако из истории мы знаем, что традиционная религиозность Индии всегда находила решение для уравнений с лю-

бым количеством неизвестных и никогда не была агрессивной. Все эксцессы возникали лишь тогда, когда в размеренную жизнь вмешивались корыстные силы извне. С другой стороны, тенденция к дальнейшему усилению религиозного фактора в политике Индии означает для других стран необходимость учитывать это в своих внешнеполитических концепциях.

"НГ-религии", М, 26мая 2004г.

Н.Киреев,

доктор экономических наук

ТУРЦИЯ: ЧТО В БАГАЖЕ У ПАРТИИ ВЛАСТИ

"УМЕРЕННОГО ИСЛАМА"

Парламентские выборы в Турции в ноябре 2002 г., принесшие безусловный успех (34,2% голосов) Партии справедливости и развития (ПСР), обеспечили ей возможность создать однопартийное правительство. Все партии прежнего состава парламента оказались вне его. Единственной партией новой парламентской оппозиции оказалась сумевшая преодолеть 10%-ный барьер Народно-республиканская партия (НРП), набравшая 19,3% голосов; до этого она даже не была представлена в меджлисе. Двухпартийная структура — редкое явление в истории турецкого парламента. Опираясь на свое подавляющее превосходство в парламенте, ПСР сформировала однопартийное правительство. Очень многие люди в Турции и в других странах задались вопросом: оставит ли партия с глубокими исламистскими корнями в неприкосновенности один из фундаментальных принципов существования Турецкой Республики, каким является со времен Кемаля Ататюрка принцип светского государства (лаицизм). Этот вопрос остается и, видимо, еще долго будет оставаться актуальным.

Очень скоро стало очевидно, что новая власть стремилась рекламировать не свои "корни", т.е. прежние связи с исламистским движением "Милли гёрюш" и тем более выступать от имени этого движения. Лидеры ПСР предпочитали говорить об уникальной исторической миссии этой партии в новом XXI в. На одной из своих первых встреч с журналистами после победы на выборах лидер этой партии (затем ставший премьер-министром) Р.Т.Эрдоган отметил историческую значимость произошедшего события — "установление власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.