СЪЕЗДЫ И СОВЕЩАНИЯ
Е. С. БЕНЬЯМИНСОН
2-й Пленум санитарно-эпидемического совета
НКЗдрава СССР
7—10.IV.1939 г. состоялся 2-й Пленум санитарно-эпидемического совета при Наркомздраве Союза ССР со следующей повесткой дня:
1. Структура низовых санитарно-эпидемических организаций.
2. План весенне-летней противоэпидемической работы.
3. Информация о составлении санитарного кодекса.
4. Программа съезда санитарных врачей.
На совещании присутствовало 209 человек.
Совещание членов санитарно-эпидемического совета было открыто главным государственным санитарным инспектором НКЗдрава СССР т. Ткачевым, отметившим, что Пленум санитарно-эпидемического совета должен провести свою работу на основе решений XVIII Съезда ВКП(б). Вопросы организации здравоохранения и организации санитарно- и противоэпидемической работы должны быть подняты на высоту, достойную нашей великой социалистической родины.
Одновременно т. Ткачев указал «а отставание санитарной организации вследствие вредительской работы врагов народа, орудовавших на фронте здравоохранения.'
В санитарной организации отмечается большой недостаток кадров врачей, но за последнее время уже намечаются определенные сдвиги среди студенческой молодежи, высказывающей определенное желание итт.и «а санитарную работу.
Заместитель народного ко'миссара здравоохранения СССР т. Гращенков в своем вступительном' слове указал, что задачей 2-го Пленума санитарно-эпидемического совета является проработка санитарно-эпидемических мероприятий на весенне-летний период, и призывал членов совещания на основании опыта работы подвергнуть большевистской критике представленный план работ и структуру с а нит а р н о -ап ид е м иче с ко й о р г а н из ации.
Остановившись на вопросах 'санитарно-бактериологических институтов, т. Гращенков отметил необходимость усиления в них как санитарных, так и противоэпидемических отделений и одновременно указал на недостаточное количество-санитарно-гигиенических лабораторий, не обеспечивающих систематического контроля воды, воздуха и продуктов питания.
Подчеркнув всю целесообразность и необходимость разделения санитарной деятельности от противоэпидемической работы вплоть до областных и краевых органов здравоохранения, т. Гращенков указал, что в низовых органах должны существовать единые санитарно-эпидемические учреждения в виде районных и межрайонных санитарно-эпидемических станций.
Обсуждение плана противоэпидемических санитарных мероприятий на весенне-летний период должно, по мнению т. Гращенкова, конкретизировать мероприятия этого рода по отдельным республикам, краям и. областям. Ввиду того, что работа санитарно-бактериологических институтов должна полностью обеспечить широкое проведение профилактических прививок, т. Гращенков предложил заслушать доклад по этому вопросу начальника отдела санитарно-бактериологических институтов т. Лебедева. Учитывая же огромное значение обеспечения плана дезинфекционным оснащением, т. Гращенков предложил также заслушать доклад Управлений инструментальной и химико-фармацевтической промышленности. Отмечая важность и необходимость созыва съезда санитарных врачей после больше чем 10-летнего перерыва, т. Гращенков предложил Совету тщательно проработать программу съезда.
В заключение зам. народного комиссара здравоохранения- т. Гращенков призвал вести работу совещания на такой принципиальной политической государственной высоте, которая обеспечит улучшение работы в области санитарного и противоэпидемического дела.
Главный государственный санитарный инспектор Союза т. Ткачев в докладе о структуре низовых санитарно-эпидемических организаций указал, что, несмотря на довольно длительное существование санитарно-эпидемических станций на Украине, вопрос об их структуре до сих пор был и остается дискутабильным и.
что в настоящее время мы стоим перед фактом значительного насыщения са-нитарно-эпидемическими станциями Украинской ССР и явной недостаточности их в РСФОР.
Важность решения вопроса о структуре санэпидорганизаций диктуется необходимостью покончить с разнобоем1 в этом деле и укрепить это наиболее существенное звено низовой сети, без оформления которой наша санэпидорганиза-ция еще долго будет беспомощна.
Отмечая, что насыщенность санитарным.» работниками 2 500 сельских районов достигает 15—25°/о, т. Ткачев указал, что из выпуска 1939 г. будет направлено 550 новых санитарных врачей для укрепления санитарных организаций районов и, кроме того, еще 500 врачей дадут лечебные факультеты' для направления на инфекционную работу.
Однако и это количество направляемых врачей на- село не даст еще ощутительных результатов. Последние получатся лишь к концу третьей пятилетии.
Переходя к вопросу о взаимоотношениях между санитарно-эпидемическими станциями и органами здравоохранения, т. Ткачев указал, что санитарно-эпиде-мические станции естественно и закономерно должны находиться в подчинении райздравотделов. Межрайонные санитарно-эпидемические станции, обсуживающие несколько районов, должны находиться в ведении областных и краевых органов здравоохранения. Кроме районных и межрайонных санитарно-эпидемических станций, в помощь им. для быстрой ликвидации эпидемических очагов и устранения санитарных дефектов, должны еще существовать эпидемические отряды, не занимающие в структуре санитарно-эпидемических станций особого места, но имеющие временное и большое значение в текущей противоэпидемической работе.
Санитарно-эпидемическая станция, являющаяся комплексным оперативным учреждением, организуется на базе существующих санэпидорганизаций, или же на базе отдельных их элементов, или, наконец, создается вновь при отсутствии санитарно-эпидемической базы.
В разрезе плана третьей пятилетки предусматривается организация около 2 800 санитарно-эпидемических станций. По объему своей работы санитарно-эпидемические станции должны делиться на 3 категории:
1-я категория обслуживает районы с населением свыше 45 тыс. или имеет районный центр в рабочем поселке или в городе с населением 25—50 тыс. в самом центре.
2-я категория обслуживает районы с населением, от 25 до 45 'тыс.
3-я категория организуется в районе с населением до 25 тыс.
Во главе районной санитарно-эпидемической станции должен стоять районный госсанинспектор или районный эпидемиолог. В научно-методическом отношении районная санитарно-эпидемическая станция подчинена соответствующим санбак-институтам или межрайонной санитарной станции. В административно-хозяйственном оперативном отношении районная санитарно-эпидемическая станция подчиняется райздравотделу.
Деятельность санитарно-эпидемической станции, помимо составления районных или межрайонных планов санитарных и противоэпидемических мероприятий на основе изучения и анализа смертности и эпидемического состояния района, а также учета экономического положения его по отдельным отраслям народного хозяйства, будет заключаться еще в проведении предупредительного и текущего санитарного надзора и контроле за выполнением санитарного законодательства и обязательных санитарных постановлений.
Профилактическая и противоэпидемическая работа должна занимать значительное место в деятельности санитарно-эпидемических станций, а также и проведение всевозможных курсов по повышению квалификации среднего медицинского персонала (инструкторы, дизенфекторы, вакцинато.ры, технические лаборанты, санитарные уполномоченные и т. д.).
Оказывая всестороннюю помощь в работе сельских врачебных участков, санитарно-эпидемическая станция должна руководить санитарным активом и санитарными уполномоченными в колхозах, совхозах и МТС. В соответствии с указанными задачами санитарно-эпидемическая станция должна состоять из: эпид-бюро, санбаклабораторий, прививочного и коревого пунктов, пастеровской и малярийной станций, дезпункта, молочноконтрольной станции, базы санитарного просвещения и ремонтно-монтажной бригады. При санитарно-эпидемической станции организуются районные санитарно-эпидемические советы и комиссии содействия санитарного актива.
В заключение т. Ткачев продемонстрировал штаты санитарно-эпидемической станции различных категорий и оклады, отметив, что все эти положения подлежат углубленной проработке и квалифицированному решению на основе продуктивной и острой критики.
В качестве примера работы санитарно-эпидемических станций был заслушан содоклад т. Моргунова, зав. Бердянской Краснознаменной санитарно-эпидемической станцией. Докладчик продемонстрировал объем, характер, а также особенности работы санитарно-эпидемических станций, обслуживающих одновременно
город и район с общим населением 102 тыс. чел. Штат санитарно-эпидемиче-ской станции в соответствии с указанным объемом работы вместе с административно-хозяйственным персоналом составляет 49 человек. Санитарная станция состоит из следующих отделов: районное санитарно-эпидемическое бюро, пищевой, жилищно-коммунальный отделы, противоэпидемический отдел, отдел промышленной санитарии и коревой отдел. Кроме того, Бердянская санитарно-эпидемиче-ская станция имеет санитарно-бактериологическую лабораторию, промышленную лабораторию, контрольномолочный пункт, пастеровскую станцию, малярийную станцию, гельминтологичесмий отдел и дом санитарного просвещения.
В своей большой и сложной работе Бердянская санитарно-эпидемическая станция, помимо своего штата, широко использует общественные кадры. Ею привлечены и подготовлены' 85 химизаторов, 14 общественных бонификаторов и 55 сануполномоченных пищевой санитарии, 165 — по жилищно-коммунальной санитарии.
Дезинфекционные учреждения и дезинфекционное оборудование санитарно.-эпидемическая станция имеют в достаточном количестве. В своей деятельности санитарно-эпидемические станции подчиняются горздравотделу.
С 1938 г. районная санитарно-эпидемическая станция провела ощутительную работу в смысле снижения желудочно-кишечных инфекций, в частности, по брюшному тифу. Если взять 1932 г. за 100, то в 1935 г. уже имеется — 22, в 1938 г. —18. Эти успехи объясняются комплексным проведением санитарно-эпидемических мероприятий, среди которых, помимо- тщательной планомерной вакцинации, большое место занимает планомерная очистка дворовых установок и борьба за благоустройство населенных пунктов, а также широкое проведение санитарно-противо-эпидемической работы.
В прениях по заслушанным докладам выступили 21 чел.
Все выступавшие отмечали важность поставленных вопросов и указывали, что существенным дефектом' доклада т. Ткачева были недостаточно проработанный материал и невозможность заблаговременного ознакомления -с Положением и структурой санитарно-эпидемических станций, что могло бы обеспечить более продуктивную критику и более конкретные предложения.
Выступления1 в прениях членов Санитарно-эпидемического совета носили высоко принципиальный характер, изобиловали; острой критикой и самокритикой и в порядке обмена опытом дали целый ряд практических предложений.
Существо прений и предложений заключалось в 'Следующем: необходимо дать более четкую постановку вопросам о взаимоотношениях между Государственной санитарной инспекцией и санитарно-эпидемическими станциями. Было указано, что в Москве Госсанинспекция входит в состав с а н ит а р н о - э п ид емич ее к о й станции, а на Украине — она отделена от нее и находится в аппарате облздрав-отдела.
Межрайонные санитарно-эпидемические станции на Украине по объему и структуре разнотипны, но, имея постоянную связь с районными станциями, осуществляют единую эпидемиологическую задачу •—■ активно участвовать в ликвидации возникающих вспышек инфекционных заболеваний.
Необходимо, наряду с широко развернутой противоэпидемической деятельностью, добиться разворота и санитарной работы санитарно-эпидемическими станциями.
О судьбе межрайонных станций существует два противоположных мнения: первое — межрайонные санитарные станции—'явление временное, они должны отмереть с окончанием развертывания районных санитарно-эпидемических станций; и второе — межрайонные станции должиы остаться и в дальнейшем для методического руководства деятельностью районных санитарно-эпидемических станций.
Одна группа членов Санитарно-эпидемического совета считала необходимым организацию областных санитарно-эпидемических станций как мощных научно-практических центров, другая группа считала, что укрепление районных санитарно-эпидемических станций при наличии областных санитарно-бактериологических институтов делает существование областных санитарно-эпидемических станций излишним.
Районные санитарно-эпидемические станции, как правило, должны иметь в своем составе дезинфекционные пункты, а не дезинфекционные отряды. Необходимо установить и упрочить действенную связь между санитарно-эпидемическими станциями и сельскими врачебными участками.
Смысл и значение районных и межрайонных санитарно-эпидемических станций не вызывает уже никаких споров, вопрос идет о перестройке санитарных организаций на основе санитарно-эпидемических станций.
С докладом о плане противоэпидемических мероприятий на весенне-летний период на вечернем заседании 8.IV выступил начальник Противоэпидемического управления т. Елкин.
Остановившись на динамике инфекционных заболеваний за 1938 г., т. Елкин указал, что эти данные должны быть положены в основу противоэпидемических мероприятий на 1939 г.
Отметив, что условия социалистического строительства создают небывалые возможности для успешной борьбы- с инфекционными заболеваниями, т. Елкин указал на значительное снижение инфекционных заболеваний по сравнению с годами1 1913, 1920, 1926 и 1928, но эти достижения не должны привести органы здравоохранения ни к малейшему успокоению.
Вместе с тем география .распространения некоторых инфекционных заболеваний показывает, что мы имеем также небольшие очажки, справиться с которыми' при правильной постановке противоэпидемических мероприятий можно будет сравнительно легко.
Переходя к .профилактическим прививкам, т. Елкин указал, что план 1939 г. должен быть безоговорочно выполнен в целях обеспечения снижения заболеваемости инфекционными болезнями. Своевременное и полное обеспечение бактериологическими препаратами должно гарантировать выполнение плана профилактических ¡прививок. Вместе с тем т. Елкин вынужден был констатировать, что в настоящее время ощущаются некоторые перебои в деле своевременного снабжения вакцинами.
Весенне-летний период—это решающий этап профилактических и противоэпидемических мероприятий, от которых зависит степень благополучия в отношении инфекционных заболеваний в осенне-зимний период.
Отметив необходимость уделения надлежащего внимания профилактике малярии и бруцеллеза, т. Елкин указал на важность ранней и правильной диагностики инфекционных заболеваний, своевременной госпитализации больных, дезинфекции и широкого проведения санитарно-просветительной работы.
Госпитализация инфекционных больных должна быть обеспечена как за счет постоянных, так и временных противоэпидемических коек.
Переходя к дезинфекционному делу, т. Елкин отмечает наличие значительного количества дезинфекционных камер, однако указывает на недостаточно бережное отношение к дезинфекционному оборудованию и не всегда правилынун» эксплоатацяю дезкамер и душевых установок, что привело к бездействию значительного количества дезоборудования и необходимости срочного ремонта его.
К сожалению, ремонт дезоборудования на местах до сих пор не налажен вследствие отсутствия внимания к этому делу со стороны органов здравоохранения, а также и недостатка материалов и запасных частей для ремонта.
План снабжения дезоборудованием в 1939 г. будет в основном выполнен. Несколько хуже обстоит дело с дезсредствами. Химическая промышленность в этом году недодает значительное количество дезсредств по сравнению с заявками. НКЗдрав Союза в. 1939 г. предполагает обеспечить полным комплектом дезоборудования 3 750 сельских врачебных участков, а значительное количество больниц будут снабжены стационарными паровыми камерами. Одновременно с размещением нового оборудования НКЗдрав Союза преподал местам указание о подготовке средних дезинфекционных кадров для обеспечения работы учреждений, снабженных дезоборудованием.
Отметив важность правильной и широкой постановки дела санитарного просвещения, т. Елкин указал, что санпросветработу должны вести не только специалисты этого дела, но поголовно все врачи и средний медицинский персонал. Главные врачи учреждений отвечают также за постановку санпросвет-работы, как и за всю лечебную работу. Дома санитарного просвещения должны разработать современную и интересную форму санитарно-просветительной работы, а рокковские организации должны вплотную подойти к организации различного рода школ, курсов и конференций.
Роль руководящих противоэпидемических управлений краевых и областных органов здравоохранения чрезвычайно велика, но, к сожалению, аппараты их укомплектованы совершенно неудовлетворительно.
В своей работе Противоэпидемическое управление должно базироваться на научно-исследовательских институтах, которые в свою очередь, должны усилить в своем- составе эпидемические отделения для разрешения научно-практических задач борьбы с инфекционными заболеваниями. Быстрый разворот в 1939 г. районных и межрайонных санитарно-эпидемических станций должен содействовать успеху противоэпидемической борьбы. Наркомздрав Союза, учитывая чрезвычайную важность обеспечения транспортом районных и межрайонных санитарно-эпидемических станций, предусматривает довольно значительное выделение автотранспорта для этого рода учреждений, органы же здравоохранения на местах должны принять ¡все зависящие от них меры для снабжения санитарно-эпидемических станций конным транспортом.
Переходя к вопросу конкретных мероприятий по отдельным инфекциям, т. Елкин указал на необходимость ликвидации отдельных очагов сыпного тифа, для чего следует широко и правильно использовать, помимо существующей сет« санитарно-эпидемических учреждений, и студенческие бригады.
Для организации борьбы с детскими инфекциями необходимо шире применить фагопрофилактику и дополнительно развернуть предусмотренные бюджетом 9 700 коек.
По борьбе с малярией необходимо улучшить и усилить лечебные мероприя-
э Гигиена и санитария, № 6
65
тия, не уменьшать разворота противокомариной борьбы и усилить -контроль за выполнением плана гидротехнических работ.
В деле борьбы за'' снижение коревых заболеваний огромную роль имеет применение коревой сыворотки и поэтому план изготовления ее должен быть на местах неукоснительно выполнен.
Борьба с желудочно-кишечными заболеваниями должна итти по линии проведения комплексных профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Конкретный план борьбы предусматривается сочетанными действиями органов ГСИ и противоэпидемических управлений.
Отметив огромное значение роли врачебного участка в деле борьбы с инфекционными заболеваниями, т. Елкин указал на необходимость правильной постановки учета статистики эпидемических заболеваний.
Особое внимание для своевременного проведения противоэпидемических мероприятий необходимо уделить своевременной сигнализации о случаях инфекционных заболеваний.
В заключение т. Елкин указал, что если органы здравоохранения на местах построют четко противоэпидемическую организацию, укрепят ее кадрами и привлекут все лечебно-профилактические учреждения и широкие слои медицинских работников, то тогда удастся справиться с поставленными задачами противоэпидемической борьбы.
Главный госсащинспект-ор НКЗдрава Союза т. Ткачев, выступавший -с содокладом о санитарных мероприятиях в весенне-летний период, указал, что контрольные функции органов Госсанинспекции направлены по 3 разделам работы-— пищевой санитарии, жилищно-коммунальной и промышленной. Это играет значительную роль в профилактике инфекционных заболеваний.
Остановившись на пищевой санитарии, т. Ткачев отметил случаи пищевых интоксикаций в течение 1988 г., причем 30°/о из них падает на индивидуальный сектор. Обследование показало, что главная масса интоксикаций имеет своей причиной мясо, затем идут молочные продукты, в частности, брынза. Произведенное обследование вместе с тем показало, что имеется целый ряд санитарных дефектов на некоторых мясокомбинатах, которые можно было бы легко устранить при правильной работе ведомственной санитарной службы и при наличии систематического контроля органов ГСИ.
В целях предупреждения появления пищевых интоксикаций необходимо усилить работу ведомственных санитарных служб и органов ГСИ в пищевых предприятиях, энергично бороться за увеличение количества холодильных установок, систематически проводить обследование персонала на бациллоносительство и улучшать работу молочно-контрольных пунктов. Все эти мероприятия могут дать эффект при правильной планомерной борьбе с мухами и налаживании систематической очистки населенных пунктов, борьбе за проведение в жизнь постановления ЦИК и СНК от 17.У.1937 г. об охране источников водоснабжения. Это должно стать основной задачей органов ГСИ, ибо только в некоторых местах это постановление проведено в жизнь.
По линии промышленной санитарии необходимо усилить работу по обеспечению предприятий, особенно шахт, доброкачественной питьевой водой.
Перечисленный комплекс санитарных мероприятий, проведенный органами ГСИ с напористостью и настойчивостью, в значительной мере обеспечит эффективность противоэпидемической борьбы.
Тов. Лебедев — нач. отдела санбакинститутов НКЗдрава СССР — в своем сообщении о работе санбакинститутов указал, что в борьбе с инфекционными заболеваниями институты микробиологии и эпидемиологии играют значительную роль, и поэтому они предусматривают ,в своих планах тематику по разработке вопросов улучшения санитарного- и эпидемического состояния тех территорий, на которых институты находятся. Вопросы Изучения высокой реактивности вакцин кишечной группы, усовершенствования параэнтеральных вакцин, п-ротиводи-зентерийных, методика однократных прививок и получение высококачественных фагопрепаратов — вот -перечень актуальных задач в научной работе инсти-тутов.
Производственная работа институтов должна обеспечить полностью все намеченные профилактические и противоэпидемические мероприятия. По плану 1939 г. необходимо выпустить препаратов и вакцин: брюшного тифа—10 тыс. л дизентерийных, жидких — 204 тыс. л ди-зентерийных таблеток—92,8 млн. бактериофага—40 тыс. л.
Указанное количество ба-кпрепаратов будет изготовлено институтами союзных республик, причем в некоторых институтах в соответствии с их спецификой и объемом работы одни виды бакир-епаратов будут готовиться в количествах, значительно превышающих потребность республик, -в которых они находятся, и наоборот. Но потребность каждой республики будет обеспечена е порядке правильного распределения продукции.
План профилактических и противоэпидемических мероприятий в стране обе-
спечивается производственными возможностями бакинститутов, но есть опасность невыполнения своевременной доставки бакпрепаратов ггрививочным организациям вследствие некоторых перебоев в снабжении необходимыми материалами (агар-агар, мясо и т. п.).
Работа первого квартала 1939 г. показала, что институты в основном программу выполнили, но при этом необходимо указать, что имеется целый ряд институтов-передовиков с высокими количественными и качественными показателями (ЦИЭМ, Мечникова, Ростовский, Украинский и т. д.), а также и отстающих (Воронежский, Ворошиловградский).
В целях обеспечения правильной работы бакинститутов, улучшения качества научной и производственной работы, повышения оплаты труда работников вак-цинно-оывороточного производства, а также выполнения строительства новых институтов НКЗдрав СССР внес в СНК СССР соответствующий проект постановления.
Тов. В ер шилов а (начальник отдела особо! опасных инфекций НКЗдраша Союза) указывает, что в борьбе с распространением бруцеллеза и туляремии должны принимать участие , не только НКЗдрав СССР, но и наркомздравы союзных республик, а также краевые и областные органы здравоохранения. Средства на это отпускаются в достаточном количестве, базы в виде санитарно-бактериологических институтов и санитарно-эпидемических лабораторий имеются в каждой республике, и те края и области, которые эти базы используют, уже имеют ощутимые результаты.
Весенне-летний период имеет огромное значение не только в борьбе с желудочно-кишечными инфекциями, но и с бруцеллезом, так как последний распространяется в период окота. Соответствующие инструкции спущены на места НКЗдравом и НКЗемом СССР, необходимо, чтобы органы здравоохранения взяли на себя контроль за внедрением их в жизнь, а также правильно поставили учет бруцеллеза по реакции Райта силами санитарно-эпидемических станций. Тов. Вершилова отмечает, что у »ас имеются все возможности к полной ликвидации' бруцеллеза в стране и в этой работе должны активное участие принимать все органы здравоохранения.
Тов. Беньяминсон (начальник отдела дезинфекции НКЗдрава СССР) в своем выступлении отметил, что должное внимание к дезинфекционному делу со стороны органов здравоохранения до сих пор еще не проявляется. Указав, что в стране имеется на 1.1.1938 г. 100 дезинфекционных станций, 1551 дезинфекционный пункт, 647 дезинфекционных отрядов, 55 ремонтно-монтажных бригад и 11 038 дезинфекционных камер, т. Беньяминсон подчеркнул, что в течение 19|38 г. НКЗдрав СССР выделил для снабжения мест 4 000 дезинфекционных камер, обеспечив тем самым значительный сдвиг в деле дезинфекционного оснащения органов здравоохранения.
Что касается подготовки и переподготовки средних дезинфекционных камер, то выполнение плана 1938 г. прошло не вполне удовлетворительно.
В 1939 г. НКЗдрав СССР предусматривает закончить так называемое переходящее строительство дезинфекционных .учреждений, что должно увеличить сеть на 21 дезинфекционную станцию и 311 дезинфекционных пунктов.
НКЗдрав СССР в 1939 г. значительно увеличил производственную программу своих заводов и к распределению дезинфекционных камер и душевых установок подходит по-новому, а именно предусматривается комплектное снабжение дезинфекционным1 оборудованием сельских врачебных участков, районных больниц и санитарно-эпидемических станций. Есть все основания полагать, что утвержденная программа производства дезинфекционного оборудования будет в основном выполнена. Не вполне выяснен вопрос с изготовлением следующих видов дезинфекционного оборудования: сухожаровая камера на колесах, подвижной санитарный пропускник, подвижная душевая установка на колесах, подвижная пароформалиновая камера и мелкая дезинфекционная аппаратура.
Местам даны директивные указания о необходимости в первую очередь снабжать дезинфекционным оборудованием районы, неблагополучные по эпидемическим заболеваниям. В течение 1939 г. 3 750 сельских врачебных участков должны быть полностью укомплектованы дезинфекционным оборудованием. Что касается ремонта дезинфекционных камер и душевых установок, то НКЗдрав СССР предполагает в 1939 г. основную нужду в материалах и запасных частях для проведения ремонта дезинфекционного оборудования по союзным республикам в основном удовлетворить.
В отношении дезинфекционных средств дело обстоит в 1939 г. не вполне •удовлетворительно, так как химическая промышленность значительно недодала дезинфекционных средств по сравнению с заявками.
В целях обеспечения развития и укрепления дезинфекционного дела, а также дополнительного получения дезинфекционных средств и осуществления полностью производства дезинфекционного оборудования НКЗдрав СССР разработал соответствующий проект постановления СНК СССР, утверждение которого должно обеспечить решительные сдвиги в дезинфекционном деле.
В развернувшихся оживленных прениях по заслушанным докладам выступи-
15*
67
ло 23 чел. с обоснованными критическими замечаниями и деловыми конкретными предложениями. Отмечалось, что постановления 1-го Пленума санитарно-эпи-демического совета в значительной мере не выполнены, в частности, не сделано ничего по организации дератизационных ¡мероприятий. Резолюции пленума слишком поздно попали на места.
Указывалось на необходимость усиления противоэпидемической работы, особенно с точки зрения ее санитарно-оборонной значимости. Количество санитар-но-бактериологических лабораторий должно быть в значительной мере увеличено, а главное, обеспечено квалифицированными кадрами. Единственный штатный работник бактериологической лаборатории районной санитарно-эпидемической станции — технический лаборант — не обеспечит разрешение стоящих перед лабораториями задач точной эпидемиологической диагностики.
Необходимо установить более тесную связь НКЗдрава СССР с периферией в целях более правильного' использования опыта, мест при разработке различных организационных вопросов и структуры санитарно-эпидемических станций..
В качестве организационного дефекта работы 2-го Пленума санитарно-эпи-дсм.ического совета многие выступавшие отмечали отсутствие представителей других ведомств, без чего нельзя обеспечить комплексное проведение санитарно-эпидемических мероприятий.
В комплексных санитарно-эпидемических мероприятиях в борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями значительное место должна занимать коммунальная очистка. Необходимо органам государственной санитарной инспекции усилить работу и контрольные функции по этому разделу деятельности.
Особое внимание необходимо уделить в плане противоэпидемических мероприятий на весенне-летний период борьбе за выполнение постановления ЦИК и СНК СССР от 17.У.1937 г. по охране источников водоснабжения.
План профилактических прививок должен быть обеспечен полностью и своевременным снабжением бактериологическими препаратами.
После заключительного слова т. Елкина, отметившего развернутую деловую критику, были избраны комиссии для выработки резолюции. Перед принятием резолюции 2-й Пленум санитарно-э.видемического совета заслушал информацию т. Каганова о работе над составлением санитарного кодекса и - проф. Сысина о Всесоюзном съезде санитарных врачей, который предполагается созвать после 10-летнего перерыва в конце 1939 г. в Ленинграде со следующей программой:
К Организационные плановые вопросы и задачи санитарного дела в СССР.
2. Борьба с токсикоинфекция.ми1 и пищевыми отравлениями.
3. Благоустройство городов.
4. Благоустройство сельских населенных пунктов.
5. Санитарные мероприятия по линии химической промышленности.
По обсуждении указанной программы пленум дополнил ее следующими вопросами:
1. Коммунальная дезинфекция.
2. Санитарный кодекс.
3. Борьба с кишечными инфекциями.
В заключение совещание постановило 3-й Пленум санэпидсовета созвать в сентябре 1939 г. в Киеве со следующей повесткой дня:
1. Доклад НКЗдрава СССР о плане санитарно-эпидемических мероприятий на 1940 г. и план работ на осенне-зимний период.
2. Отчет о санитарно-эпидемической работе наркомздравов Украины, Армении, Узбекистана, Грузии и о плане осенне-зимних санитарно-противоэпидемических мероприятий и плане работ на 1940 г.
3. Вопрос об учете и отчетности.