Психологические науки список научных статей
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена теоретическому анализу связи развития диалектического мышления и понимания эмоций в дошкольном возрасте. В статье показано, что изучение опосредствования в работах Л. С. Выготского демонстрирует единство когнитивной и аффективной сферы уже в раннем детстве. Причем особую роль в...
2021 / Веракса Николай ЕвгеньевичВАК -
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СТРУКТУР У ВЗРОСЛЫХ
В работе исследуются связи между формально-логическими и диалектическими мыслительными структурами. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке из 161 респондента в возрасте от 18 до 68 лет. Исследование включало методики, направленные на диагностику диалектического...
2021 / Шиян Ольга Александровна, Воробьева Ирина Игоревна, Копасовская София Константиновна, Шиян Игорь Богданович, Зададаев Сергей АлексеевичВАК -
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
Актуальность освоения школьниками культурных моделей и способов обращения с ними обусловлена их функциональным многообразием: с одной стороны, освоение культурных моделей является одним из средств формирования мышления учащихся; с другой стороны, моделирование выступает как один из способов...
2021 / Ушакова Елена Григорьевна, Янишевская Мария АлексеевнаВАК -
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОШИБКИ КАК ЕДИНИЦЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья содержит исторический анализ проблемы психологического подхода к изучению ошибки в профессиональной деятельности оператора. Выделены этапы в истории изучения ошибочных действий оператора. Актуальность темы обусловливается потребностью в решении современных задач практики по повышению...
2021 / Пекарь Елена Валерьевна, Сокольская Марина ВячеславовнаВАК -
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
В статье представлено сравнение результатов изучения мнения родителей детей младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом об их безопасном поведении. Посредством родительской оценки получены данные о сформированности безопасного поведения детей младшего школьного возраста с...
2021 / Фатихова Лидия ФаварисовнаВАК -
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА КАК ЧИТАТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ
Автор статьи рассматривает процесс приобщения ребенка с нарушением слуха к детской литературе в семье на основе проведенного опроса и сравнения групп семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха. Нами был проведен анализ анкет родителей, включающих ряд вопросов, касающихся начального этапа...
2021 / Талагаева Мария АнтоновнаВАК -
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматривается динамика представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности от Античности до наших дней - от понимания ценностей как целей и смысла познания, блага и справедливости до нравственных и духовных идеалов. Представлен лингвистический анализ понятия: термином «ценность»...
2021 / Бакушкин Иван Анатольевич, Ильичева Ирина МихайловнаВАК -
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУКТА "ВОЗМОЖНЫЕ Я"
В статье представлены концепции изучения возможного Я (далее - ВЯ) в психологии личности и определена его взаимосвязь с процессом самоопределения; исследованы компоненты самоопределения личности подростков с интеллектуальными нарушениями; даны понятия «самосознание», «образ будущего» и «внутренняя...
2021 / Беляева Ольга Геннадьевна, Коган Борис МихайловичВАК -
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НОВООБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приводятся результаты исследования развития профессиональной идентичности у студентов. При этом профессиональная идентичность рассматривается как комплексный феномен, имеющий личностную и социальную составляющие. Показано, что существует связь между развитием личностной и социальной...
2020 / Гапонова София Александровна, Ловков Сергей ГригорьевичВАК -
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье поднят вопрос о соотнесении проблем психологической и духовной безопасности человека. Обосновывается представление о том, что психологическая безопасность является частным и частичным проявлением более общего феномена - духовной безопасности. Рассматриваются требования Закона Божьего в...
2020 / Шувалов Александр ВладимировичВАК -
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В статье анализируются новые риски и угрозы в условиях пандемии через призму национальных, социальных, индивидуально-личностных уровней организации. Описываются этапы развития пандемии как социально-психологического явления и динамика психоэмоционального состояния человека. Сформулирован ряд...
2020 / Ульянина Ольга АлександровнаВАК -
ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ Я-АНТИИДЕАЛЬНОГО У СУБЪЕКТОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье рассмотрены динамические аспекты становления Я-антиидеального у лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Представленная структура Я отвечает за формирование отрицательных прообразов в самосознании, связанных с нежеланием субъекта походить во внешнеповеденческой...
2020 / Кузьмина Татьяна ИвановнаВАК -
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
В статье представлены результаты исследования уровня мотивации достижения успеха у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Обнаружена прямая зависимость уровня мотивации от познавательной активности обучающихся, а...
2020 / Беляева Ольга ГеннадьевнаВАК -
ВЗРОСЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье представлены результаты исследования понимания собственного взросления юношами и девушками, полученные проективным методом. Значимые возрастные различия в понимании собственного взросления выявлены у трех возрастных групп: 14 лет, 19-21 год и 22-23 года. Выделена типология взросления в...
2020 / Шилова Наталья ПетровнаВАК -
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА И ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА
В статье представлено исследование гендерной идентичности младших школьников российских мегаполиса и провинции на основе полотипичной и эгалитарной моделей идентичности. Показаны общие и специфические характеристики содержания компонентов гендерной идентичности у школьников 2-х и 4-х классов....
2020 / Ключко Ольга Ивановна, Сухарева Надежда Федоровна, Ступенко Мария ЕвгеньевнаВАК -
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблемам формирования готовности старшеклассников к профессиональной мобильности. Авторы считают, что в условиях высокодинамичных рынков труда готовность к профессиональной мобильности необходимо закладывать начиная с раннего юношеского возраста. В статье представлены результаты...
2020 / Самбур Владлен ИгоревичВАК -
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ К ЛЕЧЕНИЮ
Данная статья является продолжением серии статей, посвященных психологии в паллиативной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции. В ходе исследования нами была доказана гипотеза, что формирование приверженности к лечению - это процесс, разворачивающийся во времени, в целостном цикле которого происходит...
2019 / Горохов Кирилл Валерьевич, Корнилова Ольга АлексеевнаВАК -
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье представлено содержание способности к пониманию эмоционального состояния как общепрофессиональной компетенции современного педагога. Авторами подобран и обоснован диагностический инструментарий, позволяющий оценить данную способность. Приведены результаты эмпирического исследования...
2019 / Алаева Мария Васильевна, Ключко Ольга ИвановнаВАК -
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИКЛИЧНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются особенности развития представлений о цикличности пространственно-временных процессов. Выделены ключевые трудности, возникающие в процессе развития названных представлений. Проанализирована особенность восприятия пространства и времени у детей дошкольного возраста,...
2019 / Бочкина Елена ВалерьевнаВАК -
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
В статье представлены результаты исследования, в котором приняли участие 40 учителей-предметников в возрасте от 25 до 45 лет. Целью исследования было определение особенностей эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий. Обнаружено, что у учителей с преобладающими...
2019 / Вачков Игорь Викторович, Савенкова Мария АврамовнаВАК