Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS WITH DISABILITIES / MENTAL RETARDATION / PERSONALITY / MOTIVATION FOR ACHIEVING SUCCESS / ANXIETY AT SCHOOL / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева Ольга Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования уровня мотивации достижения успеха у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Обнаружена прямая зависимость уровня мотивации от познавательной активности обучающихся, а также обратная зависимость от уровня их тревожности и гнева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беляева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR SUCCESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS WITH VARIOUS FORMS OF MENTAL RETARDATION

The work reveals results of research of the level of motivation for achieving success of high school students with disabilities namely with mild and moderate mental retardation. The direct dependence of the level of motivation on the cognitive activity, as well as the inverse dependence on the level of anxiety and anger, is determined.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УСПЕХА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ»

Страницы молодых ученых

УДК 376.1-056.313

DOI 10.25688/2076-9121.2020.52.2.11

О. Г. Беляева

Мотивация успеха старшеклассников с различными формами интеллектуальной недостаточности

В статье представлены результаты исследования уровня мотивации достижения успеха у старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Обнаружена прямая зависимость уровня мотивации от познавательной активности обучающихся, а также обратная зависимость от уровня их тревожности и гнева.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ; интеллектуальная недостаточность; степень умственной отсталости; личность; мотивация достижения успеха; школьная тревожность.

Введение

Психологическая служба внутри образовательного пространства специального учреждения призвана обеспечить различные формы консультативной помощи педагогам и родителям, а также коррекционно-развивающую работу с обучающимися, учитывая специфику развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая значительно усложняется из-за психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Активный процесс личностного развития и формирования черт характера в юношеский период обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости имеет специфические особенности, которые обусловлены структурой здоровья и переходным этапом между детством и взрослостью.

© Беляева О. Г., 2020

Формирование личности и черт характера у детей с ОВЗ имеет следующие особенности: отсутствие критичности к себе и другим людям, а также к результатам собственного труда; неумение планировать предстоящую деятельность; стереотипность и шаблонность мыслительных процессов; отсутствие инициативы в продуктивной деятельности; снижение познавательной деятельности и низкая мотивация к познанию; патологическая инертность всех психических процессов [1, с. 32-36].

Нарушение мыслительных процессов оставляет особенный отпечаток на формировании личности обучающихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта, а именно: наблюдается отставание в формировании эмоционально-волевой сферы, произвольных форм поведения и в межличностных отношениях. Вследствие этого обучающиеся лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со сверстниками. Данные особенности развития затрудняют обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, делают особенно сложным процесс формирования их личности и подчеркивают нарушенные структурные особенности личности [2, с. 48-52].

Процесс формирования личности и черт характера в образовательном пространстве школы-интерната происходит в условиях временной и частичной депривации личностного общения с родителями и более интенсивного общения со сверстниками и педагогами. Общение со сверстниками и педагогами вынуждает подростков с ОВЗ постоянно концентрировать свою энергию на самоутверждении. Данная особенность может привести к психическому напряжению и появлению тревожности. В свою очередь, тревожность ведет к дезадаптации в школе и социуме, негативно влияет на познавательную деятельность и психоэмоциональное состояние [3, с. 36, 75].

Организация и методы исследования

Базой для данного исследования стала московская школа-интернат № 108, отбор участников эксперимента производился по следующим критериям:

- подростковый возраст 13-15 лет;

- в структуре дефекта — легкая или умеренная степень умственной отсталости.

В ходе исследования было продиагностировано 30 обучающихся 8-9-х классов, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Возраст испытуемых — 13-15 лет (средний возраст участников эксперимента — 13,9 года). Согласно результатам медицинских заключений, у 22 участников эксперимента легкая степень умственной отсталости (Б 70.08, F 70.88). Сложная структура дефекта имеется у 8 участников: 4 ребенка с синдромом Дауна и умеренной степенью умственной отсталости (Б 71.04); 1 ребенок с легкой степенью умственной отсталости и симптоматическим эписиндромом (Р 70.88 и G 40.2); 1 ребенок с легкой степенью умственной отсталости и аутизмом (Р 71.08 и F 84.02); 1 ребенок

с легкой степенью умственной отсталости и врожденными хромосомными аномалиями (F 70.88 и Q 90.0) (Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). URL: https://mkb10.su/).

Цель исследования: продиагностировать уровень мотивации достижения успеха у старшеклассников с разными формами интеллектуальной недостаточности.

Объект исследования: мотивация достижения успеха у старшеклассников.

У старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья уровень мотивации достижения успеха изучался с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах Спилбергера - Андреевой, дополненной А. М. Прихожан. Первоначальный опросник Ч. Д. Спилбергера был направлен на изучение таких состояний личности, как гнев, тревожность, познавательная активность. В отечественной модификации добавилась шкала «Стремление к успеху» [4, с. 28-32].

Стоит отметить, что порядок проведения данной методики был изменен для обучающихся 8-9-х классов, имеющих сочетанные нарушения. Ведущее психофизическое недоразвитие в виде умеренной степени умственной отсталости (F 71), сопутствующей аномалией развития: аутизмом (F 84.02), эписиндромом (G 40.2), врожденными хромосомными аномалиями (Q 90.0), синдромом Дауна (F 71.04). Изменения диагностики мотивации достижения успеха заключались в том, что с каждым ребенком работа по данной методике была проведена индивидуально. При этом детям была оказана помощь: педагог-психолог читал вопросы и заполнял шкалы в соответствии с ответом ребенка и объяснял значение неизвестных слов.

Результаты исследования и обсуждение

В феврале 2019 г. было проведено исследование по методике Спилбергера - Андреевой, дополненной А. М. Прихожан [6, с. 64-73]. В ходе диагностики были проанализированы уровни познавательной активности, тревожности, гнева.

При изучении сформированности уровня познавательной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, было установлено, что:

- высоким уровнем познавательной активности обладают 9 обучающихся;

- средним уровнем — 8 обучающихся;

- низким уровнем — 13 обучающихся.

Исследование уровней тревожности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья показало:

- высокий уровень тревожности выявлен у 7 обучающихся;

- средний уровень — у 18 обучающихся;

- низкий уровень — у 5 обучающихся.

Гнев у старшеклассников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости представлен высоким (у 3 обучающихся), средним (у 12 обучающихся) и низким (у 15 обучающихся) уровнями.

Результаты исследования графически представлены на рисунке 1.

□ Низкий уровень И Средний уровень □ Высокий уровень

Рис. 1. Уровни познавательной активности, тревожности и гнева

В результате анализа показателей познавательной активности, тревожности и гнева были выявлены уровни мотивации достижения успеха.

I уровень — продуктивный — не выявлен. Он характеризуется выраженным высоким уровнем познавательной мотивации, позитивным отношением к школе, низким уровнем тревожности и гнева.

II уровень также можно считать продуктивным, он определяется положительным отношением к обучению, низким или средним уровнем тревожности, а также низким уровнем гнева. Был выявлен у 6 обучающихся.

III уровень — средний, характеризуется сниженной познавательной мотивацией, средним уровнем тревожности и гнева. Выявлен у 9 обучающихся.

IV уровень мотивации достижения успеха характеризуется сниженной познавательной активностью, безразличием и отрицательными эмоциями по отношению к обучению. Был обнаружен у 13 обучающихся.

V уровень мотивации, характеризующийся выраженным отрицательным отношением к обучению в школе, высоким уровнем тревожности и гнева, был выявлен у 2 обучающихся.

Представленные данные на рисунке 2 показывают, что показатели тревожности, гнева, познавательной активности напрямую связаны с мотивацией достижения успеха. Если подросток будет находиться в постоянном эмоционально нестабильном состоянии, переживая неудачи, связанные

Рис. 2. Уровни мотивации достижения успеха

с учебной деятельностью, то познавательная активность будет на низком уровне, соответственно, мотивация к учебным предметам снизится. А уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от формирования мотивации [5, с. 42-50].

Полученные результаты поясняются качественным анализом проведенных с ребятами бесед. Эти беседы показывают, что общая тревожность, которую ребенок испытывает в школе, включает в себя эмоциональное состояние обучающихся, связанное с разными формами образовательной и общественной жизни в школе-интернате. Подростков с интеллектуальными нарушениями пугают будущие изменения в жизни и их последствия. От ребят можно услышать такие фразы: «А что будет, если я не сдам экзамен и не поступлю в колледж?», «Почему я не смогу работать как все?», «А если в колледже меня будут обижать?», «Я боюсь, что у меня будет плохой учитель в колледже», «Я переживаю, что не смогу самостоятельно добираться до колледжа».

Объективными факторами, влияющими на уровень школьной тревожности, являются, во-первых, психофизиологические особенности развития обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и, во-вторых, перестройка организма, характерная для пубертатного возраста.

Результаты исследования свидетельствуют о повышенном уровне школьной тревожности, недостаточной сформированности учебной мотивации и саморегуляции у обучающихся старших классов. Можно предположить, что данный феномен обусловлен структурой дефекта старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья. Жизненный опыт подростка с особыми образовательными потребностями ограничен, его представления об общественной и профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер.

Фактор неудач, связанных с учебной деятельностью, отрицательно влияет на мотивацию обучающихся с ОВЗ к учебе. Таким подросткам необходимо искусственное создание обеспечивающих успех условий: это одновременно и стимул к продуктивной работе на занятиях, и как минимум поддержание стабильного эмоционального состояния. В целях повышения уровня усвоения знаний рекомендуется дополнить существующие школьные коррекционно-раз-вивающие программы приемами и средствами, направленными на создание мотивации успеха.

Литература

1. Виноградова А. Д., Липецкая Е. И., Матасов Ю. Т., Ушакова И. П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. 2111 «Дефектология». М.: Просвещение, 1985. 144 с.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

3. Волович В. И. Психологические особенности формирования акцентуированных черт личности у обучающихся в школах-интернатах (Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Вып. 1) / отв. ред. Л. Е. Куренешова. М.: Школьная книга, 2008. 128 с.

4. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: ПЭБ, 2007. 56 с.

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 169 с.

6. Прихожан А. М. Тревожность: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. 2004. № 8. С. 64-73.

Literatura

1. Vinogradova A. D., Lipeczkaya E. I., Matasov Yu. T., Ushakova I. P. Praktikum po psixologii umstvenno otstalogo rebenka: uchebnoe posobie dlya studentov peda-gogicheskix institutov po specz. 2111 «Defektologiya». M.: Prosveshhenie, 1985. 144 s.

2. Vospitanie i obuchenie detej vo vspomogateFnoj shkole: kniga dlya uchitelya / pod red. V. V. Voronkovoj. M.: Shkola-Press, 1994. 416 s.

3. Volovich V. I. Psixologicheskie osobennosti formirovaniya akcentuirovannyx chert lichnosti u obuchayushhixsya v shkolax-internatax (Seriya: «Instruktivno-metodicheskoe obespechenie soderzhaniya obrazovaniya v Moskve». Vy'p. 1) / otv. red. L. E. Kureneshova. M.: Shkolnaya kniga, 2008. 128 s.

4. Prixozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detej podrostkovogo vozrasta. M.: PE B, 2007. 56 s.

5. Prixozhan A. M. Trevozhnost u detej i podrostkov: psixologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. M.; Voronezh, 2000. 169 s.

6. Prixozhan A. M. Trevozhnosf: yavlenie, prichiny, diagnostika // ShkoFnyj psixo-log. 2004. № 8. S. 64-73.

O. G. Belyaeva

Motivation for Success in High School Students with Various Forms of Mental Retardation

The work reveals results of research of the level of motivation for achieving success of high school students with disabilities namely with mild and moderate mental retardation. The direct dependence of the level of motivation on the cognitive activity, as well as the inverse dependence on the level of anxiety and anger, is determined.

Keywords: students with disabilities; mental retardation; personality; motivation for achieving success; anxiety at school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.