/ (
История педагогического и психологического образования ^^^^^^^^
УДК 159.99
DOI 10.25688/2076-9121.2021.56.2.08
И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева
Изучение ценностей и ценностных ориентаций личности в истории психологии
В статье рассматривается динамика представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности от Античности до наших дней — от понимания ценностей как целей и смысла познания, блага и справедливости до нравственных и духовных идеалов. Представлен лингвистический анализ понятия: термином «ценность» обозначают разнообразные феномены — предметы, явления, а также идеи, которые заключают в себе нравственные и духовные идеалы и выступают как эталоны правильного и требуемого, социально одобряемого поведения и образа мыслей. Разбираются истоки подходов к пониманию ценностей, теории ценностей в философии и психологии, особенности понимания ценностей в философии и психологии, в социологии и религиозном контексте, истоки многообразных представлений в современной психологии. Социологический подход определяет ценности с объективно-материалистической позиции как специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочную сторону общественного сознания, а религиозный — с позиции специфических жизненных целей. Ценностные ориентации в философском понимании — это важный элемент, присущий устройству общества и личности, важнейший элемент культуры, они фиксируются индивидуальным опытом жизни и переживаниями, разграничивая первичное для человека от вторичного, менее важного. Для психологии важным является происхождение ценностей человека, ценностные ориентации которого — важнейшие элементы структуры его личности, проявляющиеся в деятельности. Дается анализ подходов к ценностным ориентациям личности в отечественной и зарубежной психологии, которые рассматриваются как компонент ее направленности, отношения к различным явлениям окружающего мира, регулятор поведения в разнообразных жизненных ситуациях, центр духовного развития, основа убеждений и установок, общие ориентиры жизнедеятельности, направленного поведения. Рассматривается влияние ценностей на самореализацию, классификация ценностей по различным основаниям.
Ключевые слова: ценности; классификация ценностей; ценностные ориентации; самоценность; личность, направленность, личностный смысл; самоактуализация.
© Бакушкин И. А., Ильичева И. М., 2021
Введение
Ценности субъекта, будучи когнитивными и духовными компонентами его психики, определяют качество и цели его жизни, направления самоактуализации и самореализации, выбор профессии и построение общей стратегии жизненного пути, а также те изменения и преобразования, которые он вносит в окружающий мир. Проблема ценностных ориентаций человека чрезвычайно важна и для построения системы образования и воспитания в условиях кардинальных изменений всех сторон жизни человеческого общества в XXI веке.
Цель данной статьи — теоретический анализ проблемы ценностей и ценностных ориентаций в истории психологии.
Термин «ценностные ориентации» входит в научный обиход во второй половине 20-го столетия в связи с активным развитием аксиологии — учения о ценностях и их происхождении. Аксиология как философское учение изучала вопросы цели и смысла познания, деятельности, человеческой жизни, вопросы соотношения жизни личности и человеческого общества. Понятия «ценность», «ценностная ориентация», «ценностное отношение» и другие были сформулированы в работах Б. А. Чагина (1966), Б. И. Додонова (1977), В. П. Тугаринова (1968), И. С. Нарского (1969), О. Г. Дробницкого (1967) и других [Широких, 2004, с. 4].
Понятие «ценность» является производной от слова «цена». В. И. Даль определяет понятие «цена» как стоимость, плата, достоинство, то, во что ценят вещь или труд, стоимость чего-либо, цена в покупке или продаже, критерий обмена на деньги, достоинство дела или вещи, а понятие «ценность» определяется как признак цены. Ценить означает определять достоинство, нравственные заслуги человека или его поступков1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают ценность через понятия «цена», «стоимость», «важность», «значение». В определении приводится как пример словоупотребления словосочетания «духовные ценности» и «материальные ценности», с пояснением, что последние имеют денежную цену2.
Понятием «ценность» обозначают разнообразные феномены — предметы, явления, а также идеи, которые заключают в себе нравственные и духовные идеалы и выступают как эталоны правильного и требуемого, социально одобряемого поведения и образа мыслей.
Проблема исследования ценностей имеет длительную предысторию, уходя корнями в Античность и помогает в полной мере оценить содержательное наполнение понятия, динамику и трансформацию представлений о ней в психологии. В античной и средневековой философии ценности рассматривались как сущность и часть бытия и являлись критериями его истинности. В качестве основных вопросов бытия выступали благо и справедливость. Уже в античной
1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1882. С. 595.
2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2003. С. 873.
философии рождается спор об абсолютности и относительности ценностей, которые рассматривались как абсолютные (Платон3) и как индивидуальные и относительные (софисты). В философии Аристотеля4 появляется понятие самоценности, к которой относится человек, справедливость, счастье, мудрость. У Аристотеля намечается дифференцированный подход, проявляющийся в предпочтении людьми разных ценностей.
В Средние века ценности приобретают религиозный характер и связываются с Божественной сущностью. Эпоха Возрождения настаивает на ценностях гуманизма, а в Новое время под влиянием развивающегося научного знания осуществляется переход к изучению явлений и предметов как ценностей для деятельности и развития человека.
Впервые в работах И. Канта появляется понятие ценности, обращенное к конкретным структурным компонентам личности — воле (в частности, требования к ней), направленности личности — в виде целей человека; значимости тех или иных факторов для человека. Смысл нравственной ценности поступков — в детерминации воли моральным законом5. У Г. Гегеля6 появляется указание на духовные ценности, независимые от предпочтений людей и связанные со свободой духа.
В рамках философии сложилось несколько типов теории ценностей, ориентированных на более полное раскрытие этого феномена. В частности, это теория натуралистического психологизма (Дж. Дьюи7), в которой ценности рассматриваются как факторы объективной реальности, удовлетворяющие потребности человека; аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбант8, Г. Риккерт9 и др.), предписывающий ценностям понятие нормы как основы культуры. По мнению М. Шеллер10, ценности образуют онтологическую основу личности и включают три уровня, высшим из которых является ценность святого, для М. Вебера11 ценность — это норма, имеющая значимость для личности как субъекта социальных отношений и деятельности.
В современной литературе активно обсуждается проблема и роль религиозных ценностей, которые служат ориентиром для верующих, мотивируют их поведение, обусловливают нормы жизнедеятельности. Христианство предлагает верующим систему ценностей, в которой источником всех ценностей и высшим благом является Бог, открывавшийся людям и пришедший к людям, учивший их и показавший на себе живой пример следования ценностям, которым
3 Платон. Диалоги. М., 1994. Т. 2. 528 с.
4 Аристотель. Никомахова этика. М., 1983. Т. 4.
5 Кант И. Критика практического разума. М., 2019. 256 с.
6 Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992.
7 Dewey J. Theory of valuation. Chicago, 1940.
8 Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998. 496 с.
9 Риккерт Г. О системе ценностей. М., 1998. С. 363-391.
10 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 490 с.
11 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
он учил. Ценности в христианстве — это подражание Богу, воплощение Бога через себя для других. Бог является абсолютным благом, следовательно, и христианские ценности абсолютны. При наличии абсолютных ценностей в христианстве осмыслена и нехватка волевых качеств человека для их воплощения: как воплощения нежелаемого злого и неделание желаемого доброго12.
В связи с этим в христианских ценностях важное место занимают учение о человеке и понимание человека как творения, созданного по образу Бога. Воплощение идеальных ценностей в христианстве происходит как свободный их выбор в синергии с Богом, как волевой выбор добра и света в оппозиции зла как греха и мрака13. Синергия — это свободное волеизъявление человека подражать Богу и быть совершенным как Бог14. Для воплощения ценностей в христианстве имеется огромный опыт, изложенный в Священном Писании и прочих Святых Писаниях, а также в Священном Предании как традиции удачного воплощения ценностей.
Обобщение понимания философско-психологического знания ценностей свидетельствует о данном понятии как указывающем на значимость явлений и фактов действительности в индивидуальной, общественной и культурной жизни. К ценностям можно отнести материальные и духовные феномены, общественные отношения. Критериями и ориентирами деятельности людей выступают ценностные установки, оценки, нормы. В систему субъектных норм входит и ценностное отношение человека к миру. На формирование ценностей оказывают влияние все стороны человеческого существования. Ценностные ориентации в философском понимании — это важный элемент, присущий устройству личности, они фиксируются индивидуальным опытом жизни и переживаниями, разграничивая первичное для человека от вторичного, менее важного [Киссель, 1983, с. 763-764].
Ценности конкретного человека образуют систему его ценностных ориентаций и отличаются общим количеством и разной степенью сформирован-ности. Можно отметить и основополагающую роль культуры и общества в формировании ценностей личности, и влияние ценностных установок людей на основополагающие социальные феномены [Rokeach, 1973, с. 3].
Оценивая проблему ценностей в философии, Д. А. Леонтьев считает, что понимание природы проблемы ценностей является основным вопросом ее анализа [Леонтьев, 1986]. По его мнению, социокультурный подход преодолевает подобную ограниченность, так как рассматривает систему ценностей через призму системы деятельностей и социальных отношений, которые лежат в основе жизнедеятельности конкретной общности людей. В этом случае ценности выступают как общественный идеал и представление о должном в различных сферах жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, так и конкретно-историческими.
12 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2004. С. 1767.
13 Паскаль Б. Мысли. М., 2021. 352 с.
14 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2004. С. 1467.
Социологический контекст ценностных ориентаций личности выражается через отношение к ценностям. А. Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как социально обусловленную, более или менее устойчивую, избирательную позицию человека по отношению к материальным и духовным благам и идеалам, которые могут быть предметами, целями или средствами удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека [Здравомыслов, 1967, с. 237]. Таким образом, А. Г. Здравомыслов определяет ценности с объективно-материалистической позиции как специфические проявления общественных отношений и нормативно-оценочную сторону общественного сознания [Здравомыслов: там же].
Философское понимание ценностей оказало влияние на их понимание в психологии. Под ценностью в психологии понимается то, что определяет субъективную значимость предметов окружающего мира, а также отношений, принципов, идей. Проблема ценностных ориентаций как иерархической структуры ценностей человека изучалась в психологии в теоретическом и прикладном направлении А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, 2006], В. Б. Ольшанским [Ольшанский, 1966], Д. А. Леонтьевым [Леонтьев, 2019] и др., которые рассматривали различные ее аспекты. Единой теории ценностей в психологии на данный момент не существует, этот факт требует определения базовых понятий и рассмотрения различных точек зрения.
Исследование ценностных ориентаций как вопроса ориентации на определенные ценности и выбора их проводил В. Б. Ольшанский [Ольшанский, 1966, с. 471]. И. С. Кон, соглашаясь с ним, отмечает, что направленные ориентации на социальные ценности обозначаются ценностными ориентациями [Кон, 2014, с. 28].
Для Б. Г. Ананьева ценностные ориентации являются центром духовного развития личности, они выражают общности целей деятельности, направленности жизни и мотивации поведения [Андреева, 2008, с. 299-300].
Избирательное отношение к материальным и духовным ценностям и выраженная в поведении система представлений, убеждений и установок человека были для А. М. Матюшкина ценностными ориентациями. Положительная или отрицательная значимость объектов как ценность определяется не свойствами объектов для человека и общества, а их наличием и иерархией в человеческих потребностях, деятельности, интересах и социальных отношениях. Методы и критерии оценки значимости ценностей выражаются в таких категориях как: идеалы, нормы, установки, цели и нравственные принципы [Матюшкин, 1992, с. 41].
Д. А. Леонтьев рассматривал ценностные ориентации как метод, с помощью которого возможно изучать индивидуальные и групповые представления о ценностях, выявлять структуру ценностей и устанавливать общие ориентиры жизнедеятельности людей [Леонтьев, 2006, с. 3]. Многоуровневый процесс формирования ценностных ориентаций, по М. Х. Титма, состоит из: знания без отношения к ценностям; оценки и понимания смысла ценностей;
История ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
141
отношения и появления представлений о ценностях; объединения ценностей в единую направленность, регулирующую поведение [Титма, 1973, с. 113].
Ценностные ориентации в контексте направленности личности на определенные ценности рассматривали А. Г. Ковалев (1970), Б. Г. Ананьев (1977), К. К. Платонов (1972), Л. И. Божович (1968) и др., как высший уровень фиксированных установок личности — В. А. Ядов (1970), Д. Н. Узнадзе (1966), Ш. А. Надирашвили (1974) и др.
А. А. Бодалев (1995), Б. С. Братусь (1988), В. И. Слободчиков (2000), Б. Ф. Ломов (1984), К. А. Абульханова-Славская (1991) и др. рассматривали ценностные ориентации как преобладающую позицию к объектам окружающей среды на основе их значимости для личности, а также принятые и осознанные личностью общие смыслы жизни [Ярина, 2014, с. 161].
Ведущую роль ценностных ориентаций в жизнедеятельности человека подчеркивали А. Г. Асмолов (2007), А. М. Матюшкин (2003), В. А. Ядов (1979), В. Н. Мясищев (1998), Б. Г. Ананьев (1977), Д. Н. Узнадзе (1966), Л. И. Божович (1968), С. Л. Рубинштейн (1946) и др. С. Л. Рубинштейн отмечал, что планирование будущего осуществляется исходя из иерархической системы ценностей, представленной в сознании человека. Ценностная ориентация — это базовый элемент, обеспечивающий общую направленность поведения индивида, способы регуляции поведения, его формы и стили. А. Н. Леонтьев неоднократно подчеркивал, что обретение значимости ценностей связано с их личностным смыслом для субъекта [Леонтьев, 2005]. Каждый человек заново открывает и находит ценности для себя. В результате общения, произвольного активного выбора, осмысления и понимания себя, ценности становятся частью конструкции личности.
Бытие ценностей в структуре личности человека совершенно очевидно. Общественные ценности в ходе конкретной деятельности и общения человека усваиваются им. Общезначимая ценность становится только в индивидуальном контексте действительно значимой [Бахтин, 1984, с. 108-109]. Личностные ценности, отражая внутренний мир человека — его богатство или убогость, являются одновременно выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь в индивидуальном опыте субъекта, ценностные ориентации отражают различные стороны общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом в ходе социализации.
Ценностные ориентации личности как убеждение и представление индивида о ценном для него не отменяют понимания ценностей как объективного фактора деятельности людей, который, вне зависимости от осознанности оказывает влияние на их поведение [Здравомыслов, Ядов, 1966; Ручка, 1976; Самарчян, 1979]. Социальные ценности переходят в ценностные ориентации личности, становясь образцами должного в форме идеалов. К идеалу стремятся как к норме, конечной цели деятельности, мысленному образцу совершенства [Яценко, 1977, с. 153].
Д. А. Леонтьев предпринимает попытку выработать единую дефиницию и понимание употребления понятия «ценность», в котором нашли бы свое
место разные его определения. Леонтьев использует следующие оппозиции: 1) объекты обладают ценностью или объекты являются ценностями; 2) конкретные предметы или особые абстрактные сущности; 3) индивидуальное или надындивидуальное; 4) социологизация или онтологизация природы надындивидуальных ценностей; 5) ценности интегрированы в структуру личности с помощью механизмов сознательного контроля или они определяют направленность личности вне зависимости от того, насколько они осознаются; 6) эталон или идеал, где эталон не изменяется, но мы к нему стремимся, а идеал становится очень отдаленной или недостижимой перспективой15.
Е. В. Клочко реализует развитие представлений о ценности как потребности, как субъективной координаты мира человека и видит проблему в том, что ценности невозможно разместить в пределах как субъективной, так и объективной реальности, так как человек способен к избирательному взаимодействию.
В. В. Знаков анализирует ценности как проблему человеческого бытия и признает абсолютную ценность человека как личности, которая становится объективно существующей отправной точкой, центром всего [Знаков, 2016]. Субъект избирательно ориентируется на одни ценности и отвергает другие. Для осмысления проблем бытия человек обращается к собственным внутренним ценностям. Субъективно ценности переживаются человеком как идеалы.
Э. В. Галажинский16 подчеркивает факт влияния терминальных ценностей на направленность самореализации и воплощение представлений человека о своих возможностях. Полная самореализация возможна через готовность претворить в жизнь индивидуальные способности и таланты как воплощение ценностных ориентаций.
Существование ценностей в личностной структуре человека является теоретически признанным и эмпирически очевидным фактом, а также логическим условием предметного воплощения ценностей как целенаправленной деятельности, ориентированной на эти ценности. Общезначимая ценность становится значимой только в индивидуальном плане [Бахтин, 1986, с. 108-109].
В. И. Кабрин17 выделяет иерархию ценностных ориентаций от ноэтиче-ского (преображение, рождение в духе) до уровня простых коммуникаций (дружба, доверие, понимание).
В зарубежной психологии в соответствии с позицией М. Рокича [Rokeach, 1973] ценности — это относительно стабильные убеждения о способах поведения и конечных целях субъекта. Такие психологические факторы, как ценности и установки, детерминируют и регулируют поведение людей, в связи с чем М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.
15 Анчаров М. Дорога через хаос. М., 1983. С. 22.
16 Галажинский Э. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи. Томск, 2019. С. 19-37.
17 Кабрин В. И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского государственного университета. 2005. С. 15-20.
Ш. Шварц и В. Билски систематизируют ценности исходя из их мотива-ционной тенденции и направленности:
1) сохранения (традиции, безопасность) — изменения (саморегуляция);
2) самоопределения (благополучие человечества) — самовозвышения (достижения, власть).
Ш. Шварц и В. Билски видели в качестве основных сторон понимания ценностей их мотивационную составляющую, исходя из которой формируются различные подходы к их пониманию и виды структур [Schwartz, Bilsky, 1987; 1990].
Ш. Шварц, как и М. Рокич [Rokeach, 1973], рассматривает ценности как принципы, управляющие жизнью людей, ожидаемые цели, значимость которых подвержена изменениям. Ценность обладает определенной мотива-ционной тенденцией [Schwartz, 1994; 1992; 2007].
По мнению Ш. Шварца, система ценностей на социокультурном уровне определяется такими глобальными категориями, как: иерархия, гармония, мастерство, равноправие, консерватизм, интеллектуальная и аффективная автономность. Значимость различных ценностей не осознается и формулируется как проблема ценностных приоритетов [Schwartz, 1994; 1992; 2007].
A. Маслоу (2002) классифицирует ценности на высшие — «ценности развития», присущие самоактуализирующимся людям (добро, красота, истина и др.), и низшие — «регрессионные», ориентированные на удовлетворение различных фрустрированных потребностей (безопасность, мир, покой и др.). Таким образом, А. Маслоу определяет ценности с субъективистско-натура-листической позиции как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.
Э. Шпрангер классифицирует ценности в связи с типом личности, где ценности определяют стремление человека, направленное на: истину (человек теоретический); практические и полезные ценности (человек экономический); гармонию и стиль (человек эстетический); любовь (человек социальный); влияние, личную власть, известность (человек политический); поиск смысла жизни как высшей духовной силы (человек религиозный) [Шпрангер, 2014].
B. Момов основанием классификации делает роль ценностей в жизнедеятельности личности. С этой позиции он выделяет возможные ценности и ценности-цели, ценности-идеалы и ценности-желания, нормативные и актуальные ценности [Момов, 1975].
В. Франкл рассматривает ценности как смысловые универсалии: где они определяются тем, что дает обществу человек (творческие ценности) и что от общества он берет (эмоциональные ценности); а также ценности-отношения, помогающие человеку осознать свою позицию к факторам, ограничивающим его жизнь: а) осознанное отношение к боли; б) осознанное отношение к вине; в) осознанное отношение к смерти [Франкл, 1997].
Критерием классификации ценностей Э. Фромма становится сознательное и бессознательное: осознаваемые, официально признанные (гуманистические
и религиозные); бессознательные, действительные (являющиеся непосредственными мотивами поведения, порожденные социальной системой). Таким образом, Э. Фромм определяет ценности с субъективистско-экзистенциаль-но-гуманистической позиции как смысловые универсалии, сложившиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [Фромм, 2012].
Л. Кольберг (1984) предложил модель нравственных суждений, содержащую три уровня, каждый из которых состоит из двух стадий: доконвенцио-нальный, при котором люди оценивают действие исходя из его последствий (наказание - поощрение); конвенциональный — уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами человека (избежать неодобрения - ориентация на авторитет); постконвенциональный, на котором люди обосновывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли (социальное соглашение - этические принципы) [Аткинсон, 2007, с. 115].
Результаты
В отечественной и зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации изучаются в различных аспектах. Однако отчетливо проявляется тенденция к изучению ценностей как важнейшего элемента направленности личности, реализующего себя в системе представлений, убеждений, смыслах жизни, общих принципах деятельности людей и центра духовного развития личности.
Дискуссионные вопросы
1. Среди важнейших проблем, связанных с изучением ценностей, важнейшей остается четкое выделение особенностей философского и психологического подходов в понимании ее сущности.
2. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» часто используются как синонимичные понятия, хотя последнее отражает представленность и иерархию ценностей в структуре личности.
3. Актуальной остается проблема определения ценности и семантического пространства употребления термина.
Заключение
Таким образом, теоретические концепции ценностей и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии раскрывают психологическую природу ценностей и сущность ценностных ориентаций, рассматривая их
как важнейший функциональный компонент структуры личности, непрерывно вырабатывающуюся, более или менее постоянную иерархическую систему приоритетов субъекта, центр субъективного мира человека. Они представляют собой соединение индивидуального и общего, из которого формируется специфическое, а также цельность мыслей, чувств и практического действия субъекта. Ценности определяют самоактуализацию личности, выбор жизненного пути, лежат в основе нравственного выбора и всех форм жизнедеятельности субъекта.
Динамика экономической жизни и социальных отношений не может не влиять на содержание ценностей и ценностных ориентаций личности, что делает чрезвычайно актуальным дальнейшее изучение проблемы в следующих направлениях:
- направление определения общих методологических оснований исследований;
- направление разработки теоретической модели ценности и ценностных ориентаций с описанием понятийного аппарата, функций, проявлений в реальной жизнедеятельности человека;
- направление эмпирического изучения ценностей и ценностных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза и определения критериев их сформи-рованности;
- направление определения основного содержания деятельности по формированию ценностей личности в системе образования на основе единых теоретических основ и методики организации учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Андреева Г. А. Педагог-профессионал и ученик как субъекты образовательного процесса // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 22-24 мая 2008 г.): в 2 т. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. С. 30-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21869286&pff=1 (дата обращения: 19.06.2021).
2. Аткинсон Р. Л. Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон и др.; под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 816 с.
3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С. 80-160. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25990889 (дата обращения: 21.06.2003).
4. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа: социол. исследование / А. Г. Здравомыслов и др.; под. ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1967. 392 с.
5. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология в СССР 1966. Т. 2. С. 197-198.
6. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: Институт психологии РАН, 2016. 488 с.
7. Киссель М. А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. И. Ильичев [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 763-764.
8. Кон И. С. Социология личности. М.: Книга по Требованию, 2014. 382 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019. 584 с.
11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. 18 с.
12. Матюшкин А. М. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Школа-пресс, 1992. 111 с.
13. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. / сост. Г. В. Осипов. Т. 1. М.: Мысль, 1966. С. 470-530.
14. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1976. 152 с.
15. Самарчян А. А. Некоторые социально-психологические аспекты деятельности личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности / отв. ред. Л. А. Арутю-нян. Ереван: АН Арм. ССР, 1979. С. 76-95.
16. Титма М. Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1973. 320 с.
17. Широких О. Б. Генезис ценностных ориентаций профессионально-личностной подготовки учителя в России (вторая половина XIX в. - 90-е гг. ХХ в.): монография. М.: МПГУ, 2004. 212 с.
18. Ярина Е. В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5 (61). С. 160-162. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=23085990 (дата обращения: 19.06.2021).
19. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. АН УССР, Институт философии. Киев: Наукова думка, 1977. 275 с.
20. Rokeach M. The nature of human values. New York: The Free Press, 1973. 438 с.
21. Schwartz S. H. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? // Journal of Social Issues. 1994. 50 (4). P. 19-45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994. tb01196.x
22. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58 (5). P. 878-891. DOI: 10.1037/0022-3514.58.5.878
23. Schwartz S. H., Bilsky W., Toward A. Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53 (3). P. 550-562. DOI: 10.1037/0022-3514.53.3.550
24. Schwartz S. H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 25. P. 1-65. DOI: 10.1016/S0065-2601(08) 60281-6
25. Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. 2007. Т. 169. P. 204. DOI: 10.4135/9781849209458.n9
Literatura
1. Andreeva, G. A. (2008). Professional teacher and student as subjects of educational process [Pedagog-professional i uchenik kak sub»ekty obrazovatel'nogo protsessa]. Kolomna: Kolomna State Pedagogical Institute. (In Russian). Retrieved from https://elibrary. ru/item.asp?id=21869286&pff=1 (access date: 19.06.2021).
История ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
147
2. Atkinson, R. L. (2007). Introduction to psychology [Vvedenie v psikhologiiu]. Saint Petersburg: Prime Eurosnak. (In Russian).
3. Baxtin, M. M. (1986). To the philosophy of the act [K filosofii postupka]. Philosophy and sociology of science and technology: Yearbook 1984-1985, 80-160. Moscow: Nauka. (In Russian). Retrieved from https://elibrary.ru/item.asp?id=25990889 (access date: 21.06.2003).
4. Kissel", M. A. (1983). Values theory [Tsennostei teoriia]. Moscow: Soviet encyclopedia. (In Russian).
5. Kon, I. S. (2014). Sociology of personality [Sotsiologiia lichnosti]. Moscow: Political Literature Publishing House. (In Russian).
6. Leonfev, A. N. (2005). Activity. Consciousness. Personality. [Meropriyatiya. Soznaniye. Lichnost"]. Moscow: Smy"sl. (In Russian).
7. Leont"ev, D. A. (2006). Test of life-meaning orientations. [Proverka smy"slovy"x orientacij]. Moscow: Smy"sl. (In Russian).
8. Leont"ev, D. A. (2019). Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality (2-d ed.). [Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. 2-e izd., ster.]. Moscow: Smy"sl. (In Russian).
9. Matyushkina, A. M. (1992). Psychological self-education: reading foreign textbooks [Psikhologicheskoe samoobrazovanie: chitaia zarubezhnye uchebniki]. Moscow: Shkola-press. (In Russian).
10. Ol"shanskij, V. B. (1966). Personality and social values [Lichnost' i sotsial'nye tsennosti]. Moscow: My"sl. (In Russian).
11. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: The Free Press.
12. Ruchka, A. A. (1976). Social values and norms [Sotsial'nye tsennosti i normy]. Kiev: Science opinion. (In Russian).
13. Samarchyan, A. A. (1979). Some socio-psychological aspects of personality activity. Lifestyle and value orientation of personality, 1, 76-95.
14. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries. Advances in Experimental Social Psychology, 25, 1-65. DOI: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6
15. Schwartz, S. H. (1994). Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? Journal of Social Issues, 50 (4), 19-45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994. tb01196.x
16. Schwartz, S. H. (2007). Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey, 169, 204-214. DOI: 10.4135/9781849209 458.n9
17. Schwartz, S. H. & Bilsky W. (1990). Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications. Journal of Personality and Social Psychology, 58 (5), 878-891. DOI: 10.1037/0022-3514.58.5.878
18. Schwartz, S. H. & Bilsky, W. (1987). Toward A Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology, 53 (3), 550-562. DOI: 10.1037/0022-3514.53.3.550
19. Shirokix, O. B. (2004). Genesis of value orientations of vocational and personal training of a teacher in Russia (the second half of the XIX century - the 90s. XX century): monograph [Genezis tsennostnykh orientatsii professional'no-lichnostnoi podgotovki uchitelia v Rossii (vtoraia polovina XIX v. - 90-e gg. XX v.): monografiia.]. Moscow: MPGU. (In Russian).
20. Titma, M. X. (1973). Social and professional orientation of young people. Tartu: Tart. State university.
21. Yacenko, A. I. (1977). Goal setting and ideals [Tselepolaganie i idealy]. Kiev: Scientific opinion. (In Ukrainian).
22. Yarina, E. V. (2014). The oretical analysis of «Values» and «Valuable orientations» concepts [Teoreticheskii analiz poniatii «tsennosti» i «tsennostnye orientatsii»]. Scientific notes of Orel State University, 5 (61), 160-162. (In Russian). Retrieved from https://www. elibrary.ru/item.asp?id=23085990 (access date: 19.06.2021).
23. Zdravomy'slov, A. G. (1967). Man, and his work: social research [Chelovek i ego rabota: sotsiol. issledovanie]. Moscow: Mysl. (In Russian).
24. Zdravomy'slov, A. G. & Yadov V. A. (1966). Attitude to work and value orientations. [Otnoshenie k trudu i tsennostnye orientatsii]. Sociology in the USSR, 2, 197-198. (In Russian).
25. Znakov, V. V. (2016). Psychology of understanding the world of a human [Psikhologiia ponimaniia mira cheloveka]. Moscow: Institute of Psychology RAS. (In Russian).
I. A. Bakushkin, I. M. Ilicheva
Study of Values and Value Orientations of the Individual in the History of Psychology
The article examines the dynamics of ideas about the values and value orientations of the individual from antiquity to the present day-from the understanding of values as the goals and meaning of knowledge, good and justice to moral and spiritual ideals. The article presents a linguistic analysis of the concept: the term «value» refers to a variety of phenomena — objects, phenomena, as well as ideas that contain moral and spiritual ideals and act as standards of correct and required, socially approved behavior and way of thinking. The author examines the origins of approaches to the understanding of values, the theory of values in philosophy and psychology, the peculiarities of the understanding of values in philosophy and psychology, in sociology and religious context, the origins of diverse ideas in modern psychology. The sociological approach defines values from the objective-materialistic point of view as specific manifestations of social relations and the normative-evaluative side of public consciousness, and the religious approach-from the point of view of specific life goals. Value orientations in the philosophical understanding are an important element inherent in the structure of society and the individual, the most important element of culture, they are fixed by individual life experience and experiences, distinguishing the primary for a person from the secondary, less important. For psychology, the origin of the values of a person whose value orientations are the most important elements of the structure of his personality, which are manifested in activity, is important. The article analyzes the approaches to the value orientations of the individual in domestic and foreign psychology, which are considered as a component of its orientation, attitude to various phenomena of the surrounding world, the regulator of behavior in various life situations, the center of spiritual development, the basis of beliefs and attitudes, general guidelines of life activity, directed behavior. The influence of values on self-realization, the classification of values on various grounds is considered.
Keywords: values; value orientations; understanding values; classification of values; personality; self-worth; focus.